| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждена

Всесоюзной государственной

санитарной инспекцией

30 декабря 1950 года

 

ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ

И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРОЛЮ

ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО

ВОЗДУХА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ

ВЫБРОСАМИ И ОТХОДАМИ <1>

 

--------------------------------

<1> В дальнейшем в тексте "Инструкции" применяется формулировка "Санитарные органы" - под этим понимается Государственная санитарная инспекция или санитарно-противоэпидемическая служба по поднадзорности объекта.

 

I. Предупредительный санитарный надзор

 

1. Предупредительный санитарный надзор по охране атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами и отходами осуществляется: а) органами Всесоюзной государственной санитарной инспекции в отношении предприятий союзного, республиканского, краевого, областного, окружного, городского подчинения (в городах республиканского подчинения); б) органами санитарно-противоэпидемической службы в отношении предприятий районного и городского подчинения (кроме городов республиканского подчинения). Последние осуществляют указанный предупредительный санитарный надзор под контролем органов Всесоюзной государственной санитарной инспекции.

2. Предупредительный санитарный надзор в области охраны атмосферного воздуха предусматривает:

а) учет всех проектируемых, строящихся, восстанавливаемых, реконструируемых предприятий, цехов и агрегатов, могущих загрязнять атмосферный воздух своими выбросами;

б) учет действующих предприятий, отдельных цехов и агрегатов, загрязняющих атмосферный воздух своими выбросами и отходами, разработку санитарных требований для устранения вредного влияния этих выбросов на рабочих и окружающее население и контроль за их выполнением (см. п. 11 "а" настоящей "Инструкции");

в) разработку санитарных требований для предупреждения и устранения загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий;

г) надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проектировании, строительстве, реконструкции промышленных предприятий, изменении промышленного профиля, технологического процесса, производственной мощности промышленных предприятий, отдельных цехов и агрегатов, могущих загрязнять своими выбросами и отходами атмосферный воздух населенных мест.

Примечание. При осуществлении предупредительного санитарного надзора применительно к настоящему пункту "Инструкции" следует учитывать, что Министр здравоохранения СССР запретил:

1) утверждать проекты строительства, реконструкции или восстановления промышленных предприятий, если в указанных проектах не предусмотрены соответствующие газо-, пыле-, золоулавливающие установки;

2) вводить в действие новые предприятия, отдельные цехи или агрегаты, выбрасывающие в атмосферный воздух вредные газы, пары и пыль, без обеспечения очистки промышленных выбросов (Приказ Министра здравоохранения СССР N 431 от 14 июня 1949 г.);

 

д) выдачу разрешений на пуск в эксплуатацию законченных строительством объектов, указанных в п. "г".

3. Предупредительный санитарный надзор по охране атмосферного воздуха проводится путем:

а) предъявления министерствам, ведомствам и руководителям промышленных предприятий требований о разработке и проведении в жизнь мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха промышленными выбросами при проектировании, строительстве, реконструкции промышленных и коммунальных предприятий и сооружений (в том числе отопительных установок), изменении промышленного профиля, технологического процесса и мощности предприятий, по герметизации аппаратуры и рекуперации, по установке газо-, пыле-, золоуловителей, по рационализации удаления и использования промышленных отходов и отбросов и т.д.;

б) рассмотрения и дачи заключений по проектам газоочистных, пылеулавливающих рекуперационных сооружений и установок и другим санитарно-техническим мероприятиям, направленным на охрану атмосферного воздуха населенных мест от загрязнения промышленными выбросами и отходами;

в) дачи заключений о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям площадок, отводимых под строительство новых объектов, могущих загрязнять атмосферный воздух;

г) систематической и настойчивой проверки выполнения соответствующими хозяйственными органами утвержденных проектов строительства газоочистных, пылеулавливающих, рекуперационных сооружений, выполнения других санитарно-технических мероприятий, имеющих целью охрану атмосферного воздуха населенных мест от загрязнения, в строго устанавливаемые для этого сроки;

д) запрещения ввода в действие новых электростанций, теплоэлектроцентралей, других коммунальных и промышленных предприятий, отдельных цехов и агрегатов, могущих выбрасывать в атмосферный воздух вредные газы, пары и пыль, в тех случаях, если на указанных промышленных объектах не установлены приспособления для эффективной очистки промышленных выбросов от вредных газов, паров и пыли.

Примечание. Запрещение ввода в действие предприятий, отдельных цехов, агрегатов производится постановлением, подписываемым руководителем соответствующего органа Всесоюзной государственной санитарной инспекции. В соответствии с п. "б" § 8 "Положения о Всесоюзной государственной санитарной инспекции" запрещать ввод в действие объектов союзного подчинения (непосредственно подчиненного министерствам и ведомствам СССР) вправе только главный государственный санитарный инспектор СССР и его заместитель, а объектов республиканского подчинения - главный государственный санитарный инспектор союзной республики.

 

Местный орган Всесоюзной государственной санитарной инспекции, признающий необходимым запретить на территории его деятельности ввод в действие предприятий союзного или республиканского подчинения, ставит вопрос об этом на решение соответствующего главного государственного санитарного инспектора. Местные органы Всесоюзной государственной санитарной инспекции имеют право запрещать ввод в действие по указанным выше причинам промышленных объектов областного, краевого и городского (в городах республиканского подчинения) подчинения.

Это же право предоставлено органам санитарно-противоэпидемической службы в отношении промышленных объектов районного и городского подчинения.

4. В процессе осуществления предупредительного санитарного надзора по охране атмосферного воздуха населенных мест от загрязнения промышленными выбросами и отходами санитарные органы устанавливают связь с соответствующими министерствами и ведомствами, хозяйственными органами, исполкомами местных Советов депутатов трудящихся, с проектными организациями.

5. Рассмотрение и согласование проектов (п. 2 "г" настоящей "Инструкции") производится санитарными органами при наличии следующих материалов:

а) генерального плана территории предприятия;

б) ситуационного плана местности;

в) проектного задания или технического проекта строительства с пояснительной запиской, включающей описание технологии производства, характеристику используемого сырья и применяемых для его обработки веществ;

г) данных о количестве и составе образующихся в процессе производства промышленных выбросов и отходов (жидких, твердых и газообразных), могущих загрязнять атмосферный воздух;

д) данных о проектируемых газоочистных, пылеулавливающих и рекуперационных установках с чертежами и подробной пояснительной запиской, с указанием коэффициента очистки и обоснованием применения в данном случае определенного типа очистного сооружения;

е) сведений о величине и составе остаточного выброса в атмосферу после очистки, способах выброса (централизованный и децентрализованный), высоте и количестве дымовых труб, температуре и скорости движения выбрасываемых газов;

ж) описания способов удаления и очистки производственных сточных вод, могущих загрязнять атмосферный воздух.

6. Проектные материалы рассматриваются и оцениваются санитарными органами с учетом следующих моментов:

а) возможности предварительной обработки сырья в целях уменьшения загрязнения атмосферного воздуха, рационализации или изменения технологического процесса, если в этом есть необходимость, герметизации аппаратуры и других мероприятий, могущих предотвратить загрязнение атмосферного воздуха;

б) степени увеличения и качественных изменений выбросов и отходов при дальнейшем развитии проектируемого объекта;

в) эффективности запроектированных газоочистных, пылеулавливающих и рекуперационных установок;

г) наличия резервных очистных сооружений для очистки и улавливания вредных газов, паров и пыли при выключении основных очистных сооружений для ремонта или при выходе их из строя в случае аварии (для особо вредных цехов);

д) наличия обходных трубопроводов, дающих возможность выпускать вредные выбросы в атмосферу, минуя очистные сооружения;

е) возможности вторичного загрязнения атмосферного воздуха при запроектированных способах удаления и использования уловленных газоочистными установками продуктов;

ж) соответствия величины санитарно-защитной зоны проектируемого предприятия санитарной классификации производств;

з) рельефа местности и метеорологических условий с точки зрения возможности ослабления воздействия санитарных вредностей производства на окружающее население, зеленые насаждения и т.д.;

и) возможности загрязнения атмосферного воздуха при запроектированных способах удаления и очистки производственных сточных вод.

7. Изменения или дополнения к согласованным с санитарными органами проектам строительства вносятся проектными и строительными организациями с письменного согласия санитарных органов.

8. Санитарные органы дают положительное заключение только после внесения в проект предложенных ими замечаний, а также в том случае, если предлагаемые замечания могут быть учтены и выполнены в рабочем проекте.

В случае отклонения проекта санитарные органы в своем заключении излагают причины отклонений и дают указания, которые должны быть учтены при дальнейшей доработке проекта.

9. При вводе в действие новых восстанавливаемых или реконструируемых предприятий, цехов и агрегатов, которые могут загрязнять своими выбросами атмосферный воздух, санитарные органы проверяют готовность к вводу в эксплуатацию газоочистных, пылеулавливающих и рекуперационных сооружений.

С этой целью они участвуют в производимом администрацией предприятия опробовании построенного газоочистного сооружения и совместно с администрацией предприятия составляют акт о готовности очистного сооружения к вводу в эксплуатацию.

Если построенные очистные сооружения готовы к вводу в эксплуатацию, то перед приемкой санитарные органы предъявляют к администрации требование представить протоколы технических испытаний газоочистных сооружений, проверяют соответствие выстроенного объекта строительства согласованному проекту.

Если предприятие выполнило все рекомендованные санитарными органами мероприятия, предупреждающие загрязнение атмосферного воздуха промышленными выбросами и отходами, санитарные органы дают разрешение на ввод в действие новых, восстанавливаемых или реконструируемых предприятий, отдельных цехов и агрегатов, коммунальных и других сооружений.

В случае невыполнения необходимых мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами или наличия других нарушений установленных санитарно-гигиенических норм и правил санитарные органы запрещают ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений, отдельных цехов и агрегатов впредь до осуществления необходимых санитарных мероприятий с одновременным уведомлением соответствующих руководителей министерств и ведомств, в систему которых входят эти предприятия.

При запрещении ввода в эксплуатацию следует руководствоваться указанием в п. 3 "д" настоящей "Инструкции".

В актах приема новых объектов санитарные органы указывают сроки для устранения отмеченных недоделок и контролируют выполнение предъявленных ими требований.

 

II. Текущий санитарный надзор

 

10. Текущий санитарный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при эксплуатации установок, имеющих своим назначением защиту атмосферного воздуха населенных мест от загрязнения выбросами действующих промышленных предприятий, осуществляется органами санитарно-противоэпидемической службы по месту нахождения объектов.

11. В целях охраны здоровья населения от влияния загрязненного атмосферного воздуха органы санитарно-противоэпидемической службы проводят следующую работу:

а) ведут на территории их деятельности учет источников загрязнения атмосферного воздуха населенных мест дымом, копотью, золой, парами, пылью и т.д. вне зависимости от подчиненности предприятий и сооружений, загрязняющих воздух, а также учет действующих газоочистных установок;

б) выявляют степень и характер загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий путем изучения технологических процессов и проведения периодических лабораторных исследований воздуха;

в) организуют совместно с лечебно-профилактическими учреждениями наблюдение за воздействием промышленных выбросов на здоровье окружающего населения и внешнюю среду (зеленые насаждения, жилые помещения, изучение материалов заболеваемости населения, показателей физического развития и т.д.);

г) предъявляют требования к руководителям предприятий о разработке мероприятий по защите атмосферного воздуха населенных мест от загрязнения промышленными выбросами и контролируют их выполнение хозяйственными организациями;

д) участвуют совместно с органами государственной санитарной инспекции в приемке газоочистных сооружений, вводимых в эксплуатацию.

12. Органы санитарно-противоэпидемической службы требуют введения на всех объектах, имеющих установки по газо-, золо-, пылеулавливанию, санитарного журнала, в который органы санитарно-противоэпидемической службы вносят результаты контроля, наблюдений и обязательные для предприятия указания.

13. При обнаружении нарушения администрацией промышленных предприятий правительственных постановлений, решений исполкома Совета депутатов трудящихся, постановлений органов государственной санитарной инспекции об охране атмосферного воздуха санитарный врач доводит об этом до сведения главного санитарного врача района (города, области) для принятия мер в соответствии с правами, предоставленными ему Приказом Министерства здравоохранения СССР N 937 от 14 декабря 1949 г., § 9.

14. Органы санитарно-противоэпидемической службы могут запрещать впредь до проведения необходимых санитарных мероприятий эксплуатацию промышленных предприятий, отдельных цехов и агрегатов в случаях, если их выбросы в атмосферу могут оказать вредное действие на здоровье работающих на предприятии или окружающего населения (отравления, заболевания и т.п.), в соответствии с "Положением о санитарно-противоэпидемической службе".

15. Работа по санитарной охране атмосферного воздуха возлагается на жилищно-коммунального санитарного врача, а при его отсутствии - на одного из имеющихся санитарных врачей санитарно-эпидемиологической станции.

 

III. Заключительные положения

 

16. Органы государственной санитарной инспекции и санитарно-противоэпидемической службы ведут учет работы, проделанной по санитарной охране атмосферного воздуха, и ее результатов, а также составляют установленные отчеты.

17. При проведении санитарного надзора по охране атмосферного воздуха санитарные органы руководствуются:

а) Приказом Министра здравоохранения СССР N 431 от 14 июня 1949 г. "О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест";

б) Приказом Министра здравоохранения СССР N 937 от 14 декабря 1949 г.;

в) ГОСТ, содержащим нормы, имеющие значение для охраны чистоты атмосферного воздуха;

г) указаниями Всесоюзной государственной санитарной инспекции, государственной санитарной инспекции союзных республик, Главного санитарно-противоэпидемического управления и санитарно-противоэпидемических управлений союзных республик по принадлежности.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024