| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 1931 г. N 957

 

О ХОЗЯЙСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

 

Заслушав доклад Комиссии тов. Смидовича "О хозяйственном развитии районов Крайнего Севера", Совет Народных Комиссаров РСФСР констатирует, что благодаря правильному проведению политики Советской власти на северных окраинах Союза ССР имеются следующие достижения в области хозяйственного развития и культурно-бытового строительства:

а) выделение малых народностей Севера в самостоятельные национальные административно-территориальные объединения;

б) освобождение туземцев и трудового населения Крайнего Севера от вековой эксплуатации частного капитала путем ликвидации в основном в районах расселения малых народностей частного торгово-посреднического и прочего предпринимательства, замененного кооперацией и государственными хозорганами;

в) развертывание в районах Крайнего Севера государственной, лесной, химической, рыбо-консервной, каменно-угольной, нефтяной и кожевенной промышленности;

г) создание основ для реконструкции оленеводческого хозяйства путем организации оленеводческих совхозов и колхозов (организовано 10 совхозов, имеющих 115000 оленей и 55 колхозов, имеющих 68000 оленей); а также Оленеводтреста при Наркомземе РСФСР;

д) развитие в районах Крайнего Севера рыболовства (рост товарной рыбо-продукции в 1931 году до 598000 тонн) на базе развертывающейся коллективизации рыболовецких хозяйств и строительства крупных государственных рыбопромышленных предприятий;

е) коллективизация сельских и промысловых туземных хозяйств Крайнего Севера, с объединением в районах расселения малых народностей в колхозах до 12% батрацко-бедняцких и середняцких хозяйств;

ж) организация для хозяйственного освоения Охотско-Камчатского края, Сахалина и Восточно-Сибирского Севера и ЯАССР специальных государственных акционерных обществ - Камчатского, Сахалинского и Северо-Сибирского (Комсеверопуть);

з) организация планового снабжения населения Крайнего Севера предметами промыслового снаряжения и личного потребления, с расширением торговой сети до 1398 единиц;

и) организация в районах расселения малых народностей Севера смешанной интегральной кооперации, с доведением кооперирования в среднем до 35% взрослого населения, и укрепление кооперативных систем в других районах Крайнего Севера;

к) проведение ряда мероприятий по ветеринарному и зоотехническому обслуживанию оленеводческого хозяйства Крайнего Севера;

л) развитие мероприятий по здравоохранению и народному образованию населения Крайнего Севера, с доведением к 1931 году количества больничных коек до 1042, врачебных амбулаторий до 51, фельдшерских пунктов до 70 единиц и охват школами в 1930 году до 19% детей туземцев школьного возраста;

м) организация 8 специальных комплексных культурных баз для обслуживания малых народностей Крайнего Севера.

Наряду с указанными достижениями в деле хозяйственного и культурного освоения районов Крайнего Севера, Совет Народных Комиссаров РСФСР отмечает:

а) отставание северных окраин СССР по сравнению с общим развитием страны как в хозяйственном, так и в социально-культурном отношении, в связи с особыми географическими и естественно-историческими условиями и оторванностью Севера от культурных центров;

б) слабую изученность культурно-хозяйственного положения и производительных сил Севера, отсутствие систематических мероприятий по хозяйственному и культурному устройству Севера при недостаточном внимании местных органов, а также некоторых центральных ведомств, к проблеме освоения Крайнего Севера;

в) слабую работу туземных советов и недостаточного ими руководства. В районах Крайнего Севера сохранились еще до сих пор эксплуататорские элементы, проводящие классовое угнетение бедняцких и середняцких туземных хозяйств, а также отсутствует достаточная борьба с ними (в частности до 65% оленеводческого хозяйства находится в руках кулаков);

г) неправильное зачастую расходование местными исполкомами средств, отпущенных на нужды районов Крайнего Севера, и недостаточность учета и контроля за расходованием их по прямому назначению, а также невыполнение исполкомами ряда постановлений Правительства, относящихся к районам Крайнего Севера;

д) недостаточность мероприятий, обеспечивающих значительное повышение культурного уровня, развитие народного образования и здравоохранения, политехнизацию школы и ликвидацию неграмотности туземного и прочего населения северных окраин и, главным образом, по подготовке кадров из среды этого населения;

е) перебои в товароснабжении отдельных районов Крайнего Севера, в связи с неравномерным порайонным распределением товаров товаропроводящими организациями. Недостаточно наложенное снабжение туземного населения и рабочих промышленных предприятий Крайнего Севера промтоварами и продуктами питания, отсутствие на местах организованного хлебопечения и общественного питания, а также мероприятий по созданию собственной продовольственной базы; неудовлетворительное снабжение туземного населения промысловым снаряжением и отсутствие проработанного ассортимента завозимых на Крайний Север товаров;

ж) чрезвычайно слабое развитие сухопутного (грунтового и железнодорожного), речного, морского, автомобильного и авиационного транспорта, а также всех видов связи, в частности, радио, в результате невнимательного отношения НКПС, НКВода, НКПиТ, Главдортранса РСФСР и ВОГВФ к потребностям северных районов;

з) отсутствие единого руководства строительством интегральной кооперации, разделенной до сих пор между Всекохотсоюзом и Центросоюзом, крайняя недостаточность мероприятий, способствующих коллективизации малых народностей Крайнего Севера, рационализации их хозяйства и укреплению всех сторон кооперативной работы, а также недостаточно четкое организационное оформление и слабое финансовое состояние интегральной кооперации;

и) отсутствие до последнего времени специального планирования культурного и хозяйственного строительства и научно-исследовательской работы на Крайнем Севере, как со стороны центральных ведомств и организаций, так и со стороны соответствующих областных и краевых исполкомов и Совнаркомов Бурят-Монгольской и Якутской АССР;

к) напряженное состояние бюджетов округов и районов Крайнего Севера, связанное с отсутствием местной промышленности и других местных доходных источников, а также необходимых финансовых мероприятий в районах расселения малых народностей Севера.

В целях обеспечения роста культурно-хозяйственного состояния малых народностей Крайнего Севера до уровня большинства районов СССР, а также для более полного и широкого использования природных богатств Севера, Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:

1. Предложить Наркомзему и Наркомснабу РСФСР:

а) совместно с Комитетом Севера при ВЦИКе разработать и представить в месячный срок на утверждение Совнаркома РСФСР план социалистической реконструкции оленеводческого хозяйства Севера, с учетом необходимых мероприятий по ликвидации крупных феодальных оленеводческих хозяйств;

б) при разработке контрольных цифр по зоотехническому и ветеринарному обслуживанию животноводства Крайнего Севера, в особенности оленеводства, предусмотреть расширение сети егерных зоопунктов, опытных станций, бактериологических институтов и лабораторий, ветеринарно-врачебных пунктов и отрядов, обеспечив в то же время отпуск в 1932 году средств на совхозное и колхозное строительство;

в) в течение 1931 - 1934 гг. закончить первоначальное земельно-водное устройство населения Крайнего Севера на основе Постановления Президиума ВЦИК от 10 сентября 1930 года;

г) в месячный срок разработать план мероприятий по созданию на Севере собственных продовольственных баз и, в частности, принять срочные меры к организации при промышленных центрах Севера и в ближайших к ним местах сельско-хозяйственных овощных и молочно-мясных животноводческих совхозов.

2. Предложить Наркомснабу РСФСР:

а) в месячный срок, по согласованию с Комитетом Севера при ВЦИКе, уточнить районы деятельности интегральной кооперации на Крайнем Севере и внести на утверждение СНК РСФСР соответствующий проект постановления; принять действительные меры к укреплению интегральной кооперации в указанных районах и к недопущению развертывания в них деятельности других кооперативных систем;

б) выяснить на месте и устранить причины неравномерного порайонного распределения завозимых товаров товаропроводящими организациями, вызывающие перебои в снабжении отдельных районов, и выявить степень соответствия товарного ассортимента предъявляемым населением запросам;

в) организовать детальный и точный учет фактического выполнения плана товароснабжения Крайнего Севера в 1931/32 году и представить СНК РСФСР в течение первого квартала 1932 года исчерпывающий доклад о выполнении плана;

г) увеличить завоз товаров в районы Крайнего Севера до размеров, покрывающих потребность населения и стимулирующих развитие промыслового туземного хозяйства, в первую очередь, по линии необходимых средств и орудий промыслового производства, и соответственно увеличить нормы снабжения населения Крайнего Севера основными пищевыми продуктами;

д) в месячный срок разработать и представить на рассмотрение СНК РСФСР план развития пищевой (рыбо-консервной и проч.) промышленности на Севере в 1932 году.

3. Предложить Центросоюзу проработать план мероприятий по организации с 1932 года кооперативных сельско-хозяйственных предприятий при промышленных центрах Крайнего Севера по типу пригородных хозяйств, а также общественного питания и хлебопечения.

4. Предложить Центросоюзу и Всекохотсоюзу усилить мероприятия по производственному кооперированию и коллективизации населения и по оказанию интегральной кооперации систематической помощи в плановом снабжении населения, особенно промысловым снаряжением, в рационализации основных промыслов и в организации кустарных и побочных промыслов.

5. Поручить Уполномоченному Наркомвода при Правительстве РСФСР:

а) совместно с Комитетом Севера при ВЦИКе разработать и представить на рассмотрение СНК РСФСР вопрос об организации и перспективах развития морского каботажного плавания вдоль берегов Крайнего Севера и постоянного моторно-катерного судоходства по притокам основных речных магистралей Северных окраин;

б) разработать вопрос об обеспечении ежегодных рейсов от портов Черного моря до Дальне-Восточных северных окраин для заброски товаров в эти районы, а также принять меры к срочному выполнению Постановления Президиума ВЦИК от 20.06.1930 о приобретении 2-х судов ледокольного типа для Ленско-Колымских районов, парусно-моторных шхун для плавания по побережью Северного полярного моря и речного флота для реки Колымы.

6. Предложить Главдортрансу РСФСР, по согласованию с Комитетом Севера при ВЦИКе, в полуторамесячный срок разработать и представить на рассмотрение СНК РСФСР план строительства грунтовых дорог в районах Крайнего Севера на 1932 год.

7. Просить Всесоюзное Объединение Гражданской Авиации в месячный срок разработать план развития авиасвязи на Крайнем Севере и соответствующий доклад представить на рассмотрение СНК РСФСР.

8. Поручить Уполномоченному НКПиТ при Правительстве РСФСР особо выделить в контрольных цифрах на 1932 г. план развития всех видов связи (почтово-телеграфная, телефонная и радиосвязь) на Крайнем Севере.

9. Предложить Госплану РСФСР и ВСНХ РСФСР разработать план развития промышленности на Крайнем Севере в 1932 году (лесной, химической, кожевенной, каменноугольной, нефтяной, горной и промышленности по выработке стройматериалов).

10. Предложить СНК Якутской АССР и исполкомам Ленинградской и Уральской областей, Северного, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальне-Восточного краев в месячный срок разработать план развития коммунального строительства на 1932 год в районах Крайнего Севера и представить его на рассмотрение НКХоза РСФСР.

11. Поручить Комитету Севера при ВЦИКе разработать на 1932 год план расширения сети культурных баз на Крайнем Севере и соответствующий доклад в месячный срок представить на рассмотрение СНК РСФСР.

12. Предложить Комитету Севера при ВЦИКе совместно с заинтересованными исполкомами разработать план строительства в 1932 году в северных национальных округах и районах зданий социально-культурного и административно-хозяйственного назначения; предложить Наркомфину РСФСР изыскать источники финансирования указанного строительства по бюджету РСФСР и бюджетам соответствующих областных (краевых) исполкомов и ЦИКов АССР.

13. Предложить Госплану РСФСР:

а) определить совместно с Наркомфином РСФСР размеры долевого участия населения в кредитовании хозяйственных мероприятий в районах Крайнего Севера;

б) в связи с реорганизацией сети интегральной кооперации, вызываемой национальным районированием и необходимостью нового лавочно-складского строительства, предусмотреть в контрольных цифрах на 1932 год необходимые суммы на это строительство;

в) в целях уточнения целевых установок, устранения параллелизма и более четкого разграничения научно-исследовательской работы на Крайнем Севере, пересмотреть сеть, формы, методы и содержание работы научно-исследовательских учреждений, работающих на Крайнем Севере, независимо от их подчиненности;

г) обеспечить своевременное сообщение районам Крайнего Севера всех материалов для составления контрольных цифр на 1932 год.

14. Предложить НКРКИ РСФСР, по согласованию с Комитетом Севера при ВЦИКе, представить в ЭКОСО РСФСР перечень наркоматов, в которых должны быть организованы специальные группы для обслуживания районов Крайнего Севера.

15. Отнести к районам Крайнего Севера, планируемым Госпланом, следующую территорию РСФСР, площадью 8000000 кв. килом. и с населением около 1000000 чел. (в том числе туземного населения - около 160000 чел.)

по Ленинградской области:

Мурманский округ;

по Северному краю:

Ненецкий национальный округ и районы: Мезенский и Лешукенский, в области Коми - Ударский, Троице-Печорский, Ижмо-Печорский районы; все острова Северного полярного моря;

по Уральской области:

Ямальско-Ненецкий национальный округ,

Остяко-Вогульский национальный округ;

по Западно-Сибирскому краю:

Парабельский, Карагасокский, Калпашевский и Александро-Ваховский районы;

по Восточно-Сибирскому краю:

Таймырский Долгано-Ненецкий национальный округ,

Эвенкийский национальный округ,

Витимо-Олекминский национальный округ,

Туруханский район,

Катангский национальный район,

Баунтовский и Северо-Байкальский районы Б.М. АССР;

по Якутской АССР:

полностью всю республику;

по Дальне-Восточному краю:

Нижне-Амурский, Улетский, Чукотский, Корякский и Охотский национальные округа, Камчатский и Сахалинский округа, Гольдско-Самагирский, Сихотэ-Алинский нац. районы, Джелтулакский, Сугджаро-Токский, Верхне-Селемджинский, Верхне-Буреинский, Советско-Тумнинский (орочский) и Амуро-Тунгусский туземные районы.

Все острова Северного полярного, Охотского, Берингова и Камчатского морей.

16. Обязать Госплан РСФСР при составлении контрольных цифр на 1932 год обратить особое внимание на наиболее отсталые и отдаленные районы и национальные округа, в соответствии с перечнем национальных районов, поименованных в п. 15 настоящего Постановления.

17. Просить СНК СССР:

а) обязать союзные хозяйственные организации, работающие на Крайнем Севере, предусмотреть в контрольных цифрах 1932 г. расходы по культурно-бытовому обслуживанию населения в районах их деятельности;

б) предложить союзным наркоматам и отраслевым объединениям особо выделить районы Крайнего Севера в планах развития народного хозяйства Союза ССР.

 

Заместитель Председателя

Совета Народных Комиссаров РСФСР

 

Заместитель Управделами

Совета Народных Комиссаров

и Экономического Совета РСФСР

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024