| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждено

ЦИК СССР, СНК СССР

27 ноября 1925 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ КАССАХ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

I. Общие положения

 

1. Государственные трудовые сберегательные кассы Союза ССР учреждаются с целью предоставить населению возможность хранить и накоплять денежные сбережения и свободные средства с наращением процентов.

Государственные трудовые сберегательные кассы находятся в ведении Народного Комиссариата Финансов Союза ССР.

2. Правительство Союза ССР принимает на себя полную ответственность за целость сумм, вверяемых государственным трудовым сберегательным кассам.

3. Вклады, внесенные в государственные трудовые сберегательные кассы, могут подвергаться аресту и конфискации не иначе, как в силу постановлений судебных и судебно - следственных органов по уголовным делам.

4. Все счета по вкладам сохраняются в тайне от посторонних лиц, справки о вкладчиках и о состоянии вкладов выдаются только вкладчикам, их законным представителям, а равно судебным и судебно - следственным властям по производящимся у них уголовным делам. За сообщение сведений о вкладчиках и внесенных ими вкладах посторонним лицам служащие государственных трудовых сберегательных касс подлежат уголовной ответственности.

5. Документы, выдаваемые по всем операциям государственных трудовых сберегательных касс, равно как поручительные письма и доверенности на получение денег из государственных трудовых сберегательных касс, всякого рода заявления клиентов, ответы на эти заявления и все вообще делопроизводство государственных трудовых сберегательных касс освобождаются от гербового сбора.

Проценты по вкладам, внесенным в государственные трудовые сберегательные кассы, освобождаются от подоходного налога.

Наследственные пошлины с вкладов, остающихся после смерти вкладчиков, не взыскиваются с наследников.

6. Государственные трудовые сберегательные кассы освобождаются от уплаты каких бы то ни было общегосударственных и местных налогов и сборов.

7. Главному управлению государственных трудовых сберегательных касс предоставляется, в пределах настоящего Положения, приобретать для своих надобностей имущества, вступать в обязательства, отвечать и искать в судебных установлениях.

Местные учреждения сберегательных касс осуществляют те же права, на общем основании, в пределах своих полномочий.

8. Все имущественные споры между государственными трудовыми сберегательными кассами и другими государственными учреждениями и предприятиями, вытекающие из операций государственных трудовых сберегательных касс, а равно все споры с частными лицами подлежат разрешению общих судебных установлений.

9. Наименования: "сберегательная касса" и "сберегательная книжка" присваиваются исключительно государственными трудовыми сберегательным кассам и выпускаемым ими книжкам. Никакое иное учреждение, государственное или частное, не может пользоваться вышеуказанными наименованиями.

10. Государственные трудовые сберегательные кассы имеют печать с государственным гербом Союза ССР.

 

II. Средства государственных трудовых сберегательных касс

и распорядок распоряжения ими

 

11. Денежные суммы государственных трудовых сберегательных касс, свободные от использования на производство разрешенных настоящим Положением операций, помещаются в Государственный банк, а также, с разрешения Народного Комиссара Финансов Союза ССР, и в другие кредитные учреждения.

Примечание. Размещение средств, вносимых сберегательными кассами в Государственный банк, должно производиться на таких основаниях, чтобы часть средств, поступивших в кассы на территории данной союзной республики, по соглашению Народного Комиссариата Финансов Союза ССР с правительством союзной республики, оставалась в учреждениях Государственного банка на территории данной республики.

 

12. Чистою прибылью государственных трудовых сберегательных касс является сумма полученных ими процентов, комиссии и других доходов, за вычетом уплаченных процентов, всех текущих и организационных расходов и убытков по операциям.

Чистая прибыль государственных трудовых сберегательных касс, по утверждении Народным Комиссаров Финансов Союза ССР годового отчета, распределяется следующим образом: 50% поступают в запасный капитал государственных трудовых сберегательных касс, 35% - в доход казны и 15% распределяются главным управлением государственных трудовых сберегательных касс, на основе особой инструкции, издаваемой Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР.

Примечание. Отчисления из прибыли в запасный капитал производятся до тех пор, пока размер запасного капитала не достигнет 10% остатка вкладов на 1 октября отчетного года. По достижении запасным капиталом указанного размера соответствующая часть прибыли обращается в доход казны.

 

13. Запасный капитал государственных трудовых сберегательных касс служит для покрытия возможных убытков по операциям государственных трудовых сберегательных касс.

При недостаточности доходов государственных трудовых сберегательных касс и запасного капитала для начисления процентов по вкладам и покрытия расходов и убытков государственных трудовых сберегательных касс, недостающая сумма пополняется из средств казны.

14. Впредь до образования запасного капитала государственных трудовых сберегательных касс в размере, предусмотренном примечанием к ст. 12, немедленно отпускается из средств Союза ССР 10000000 (десять миллионов) рублей, в качестве специального запасного капитала государственных трудовых сберегательных касс.

15. Смета доходов и расходов по государственным трудовым сберегательным кассам составляется ежегодно главным управлением государственных трудовых сберегательных касс и утверждается Народным Комиссаром Финансов Союза ССР. Тем же порядком утверждаются и дополнительные к смете ассигнования, которые не могли быть предусмотрены при составлении сметы, за исключением лишь расходов, не терпящих отлагательств, которые могут быть разрешаемы главным управлением с последующим представлением их на утверждение Народному Комиссару Финансов Союза ССР.

 

III. Управление государственными трудовыми

сберегательными кассами

 

16. Народный Комиссар Финансов Союза ССР утверждает основные правила по операциям, финансовые и операционные планы, а также планы сети государственных трудовых сберегательных касс и имеет общий надзор за их операциями.

17. Управление всеми государственными трудовыми сберегательными кассами на территории Союза ССР возлагается на главное управление государственных трудовых сберегательных касс Народного Комиссариата Финансов Союза ССР. Руководство делами главного управления государственных трудовых сберегательных касс возлагается на начальника, назначаемого Народным Комиссаром Финансов Союза ССР.

18. На главное управление возлагается:

а) распоряжение всеми средствами государственных трудовых сберегательных касс, согласно настоящему Положению;

б) наблюдение за исполнением государственными трудовыми сберегательными кассами положения о государственных трудовых сберегательных кассах и руководство ими и их операциями;

в) представление Народному Комиссару Финансов Союза ССР ежегодно финансового плана деятельности государственных трудовых сберегательных касс, на основе финансового плана главных трудовых сберегательных касс союзных республик;

г) назначение, увольнение и другие распоряжения, касающиеся личного состава главного управления;

д) разрешение других основных и принципиальных вопросов, вытекающих из существа деятельности государственных трудовых сберегательных касс и настоящего Положения.

19. Для объединения деятельности государственных трудовых сберегательных касс на территории союзных республик в столицах означенных республик учреждаются главные государственные трудовые сберегательные кассы. Народным комиссариатом финансов союзных республик принадлежит, в пределах предоставленных им общих полномочий, право надзора за деятельностью государственных трудовых сберегательных касс в союзных республиках.

Примечание. Главному управлению государственных трудовых сберегательных касс предоставляется, по соглашению с народными комиссариатами финансов соответствующих союзных республик, учреждать, взамен главных государственных трудовых сберегательных касс, областные кассы, обладающие, в пределах предоставленного им района деятельности, всеми правами и обязанностями главных касс.

 

20. Заведующие главными трудовыми сберегательными кассами союзных республик назначаются народными комиссарами финансов подлежащих союзных республик.

В том же порядке назначаются заведующие областными трудовыми сберегательными кассами (примечание к ст. 19).

21. В круг деятельности главных государственных трудовых сберегательных касс, помимо производства операций на общих основаниях, входит:

а) ежегодное представление главному управлению государственных трудовых сберегательных касс одобренного народным комиссариатом финансов соответствующей республики плана сети государственных трудовых сберегательных касс на территории этой республики;

б) ближайшее руководство и наблюдение за деятельностью сберегательных касс соответствующей республики, на основе действующих инструкций и директив главного управления государственных трудовых сберегательных касс;

в) открытие, закрытие и реорганизация сберегательных касс в данной республике в пределах утвержденного плана сети;

г) назначение, увольнение и другие распоряжения, касающиеся личного состава главных касс и их отделений;

д) ревизия сберегательных касс данной республики и принятие мер к устранению обнаруженных при ревизии дефектов и недочетов.

 

IV. Местные учреждения

 

22. Государственные трудовые сберегательные кассы могут быть открываемы в городах и сельских местностях на всей территории Союза ССР. Государственные трудовые сберегательные кассы могут иметь как постоянные, так и временные отделения, как например, в местах ярмарок, на время производства там торговых операций.

23. Государственные трудовые сберегательные кассы организуются в виде самостоятельных учреждений, а равно могут открываться при всех учреждениях Народных Комиссариатов Финансов, Путей Сообщения и Почт и Телеграфов. Условия открытия сберегательных касс при учреждениях Народных Комиссариатов Путей Сообщения и Почт и Телеграфов определяются по соглашению с этими народными комиссариатами. Государственные трудовые сберегательные кассы могут открываться и при других государственных учреждениях, а равно при кооперативных и профессиональных организациях, по соглашению с этими учреждениями и организациями.

 

V. Операции государственных трудовых сберегательных касс

 

А. Вкладные операции

 

24. Государственные трудовые сберегательные кассы принимают денежные вклады: а) на текущий счет, б) сроком по предъявлении (бессрочные), в) на определенный срок, г) условные, д) с особым назначением.

Примечание. Народному Комиссару Финансов Союза ССР предоставляется устанавливать, по представлению главного управления, предельные нормы для вкладов, вносимых в государственные трудовые сберегательные кассы. Вклады, оказавшиеся выше установленной нормы, по желанию вкладчиков, или возвращаются им, или же обращаются на покупку государственных процентных бумаг.

 

25. По вкладам на текущие счета государственные трудовые сберегательные кассы выдают именные вкладные документы (расчетные книжки). Выдача денег производится по представлении в государственную трудовую сберегательную кассу чека за подписью вкладчика или его законного представителя или по письмам вкладчика, согласно подлежащих правил об операциях государственных трудовых сберегательных касс. При выплате всего вклада вкладчик обязан возвратить в кассу как расчетную, так и чековую книжки.

26. По вкладам сроком по предъявлении (бессрочным) государственные трудовые сберегательные кассы выдают именные или, по желанию вкладчика, предъявительские вкладные документы (сберегательные книжки). Вкладчик может по именному вкладному документу заявить кассе, чтобы выдача денег по его именной сберегательной книжке производилась всякому предъявителю ее. Ответственность за выдачу денег по предъявительским и обращенным в предъявительские вкладным документам лежит исключительно на самом вкладчике.

27. Вкладные документы, выдаваемые государственными трудовыми сберегательными кассами по вкладам на определенный срок (срочные вклады), могут быть как именные, так и на предъявителя.

28. Вкладные документы государственных трудовых сберегательных касс, как именные, так и предъявительские, принимаются в залог по договорам с государственными учреждениями и предприятиями в полной сумме вклада, с одновременным наложением запрещения на подлежащий вклад.

29. Вклады условные и с особым назначением могут быть принимаемы лишь в том случае, если условие и назначение вклада не противоречат действующим законам и не представляют никаких неясностей или затруднений относительно их исполнения. Распоряжение такими вкладами определяется указаниями, сделанными при внесении денег, но вноситель вклада не может выговорить себе права распоряжения им, если вклад внесен на имя другого лица или учреждения.

Если вклад внесен на имя другого лица с тем, что это лицо приобретает права вкладчика по наступлении определенного условия (или срока), то до наступления этого условия (срока) распоряжение вкладом может иметь место только по соглашению лица, которым вклад внесен, с тем лицом, на имя которого он внесен.

30. Государственные трудовые сберегательные кассы принимают во вклады денежные суммы (залоги), служащие обеспечением по договорам вкладчиков: а) с государственными учреждениями и предприятиями, б) с кооперативными организациями и с частными лицами.

31. Вкладчиками могут быть все юридические и физические лица. Вкладчиком считается лицо, на имя которого кассой принят вклад и выдан установленный вкладной документ. Вносить вклады предоставляется как на свое имя, так и на имя другого лица. По предъявительским вкладам вкладчиком является держатель вкладного документа.

32. Вкладами, внесенными кем либо на имя несовершеннолетних лиц, до достижения последними четырнадцатилетнего возраста распоряжаются их законные представители. По достижении же 14 лет - несовершеннолетний распоряжается таким вкладом сам, но с согласия своего законного представителя.

Несовершеннолетний, который сам внес на свое имя вклад, распоряжается им без участия опекуна или попечителя, на общих основаниях.

33. Вкладчику предоставляется делать взносы как в ту кассу, из которой выдан вкладной документ, так и во всякую другую государственную трудовую сберегательную кассу.

34. Вклад выдается беспрепятственно, полностью или частями, вкладчику или лицу, которому он передает свою именную сберегательную книжку, указав в сберегательной книжке подлежащую выдаче сумму и скрепив распоряжение о выдаче своей подписью.

Подпись неграмотных вкладчиков заменяется особыми удостоверениями о действительности выдачи вкладчиком полномочия на получение вклада или его части другому лицу, каковые удостоверения могут выдаваться сельскими советами, волостными (районными) исполнительными комитетами, домоуправлениями и милицией.

35. Вкладчик или его представитель могут требовать по почте или по телеграфу перевода вклада или части его в другую сберегательную кассу: а) для дальнейшего хранения на имя вкладчика или на имя другого лица или предъявителя и б) для выдачи самому вкладчику или другому, указанному им, лицу.

36. Вкладчику предоставляется право особой надписью на именном вкладном документе указывать лиц, которым должен быть выдан вклад в случае его смерти, с соблюдением установленных общими законами правил в отношении размера переходящего по наследству имущества и круга лиц, допускаемых к наследованию.

37. В случае утраты именной, сберегательной книжки вкладчик или его законный представитель получает новую книжку не позже трех дней по заявлении им об утрате книжки, при чем лицо, неизвестное кассе, должно представить удостоверение личности.

Восстановление утраченных предъявительских документов может иметь место лишь по судебному о том определению, в порядке особого производства по делам о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывного производства).

38. Размер процентов по вкладам устанавливается следующий: а) по вкладам бессрочным, условным и с особым назначением, а равно по текущим счетам для отдельных граждан - 8% годовых, для юридических лиц - 6%; б) по вкладам срочным для всех вкладчиков - 9%.

В начале каждого года наросшие за предшествующий год проценты причисляются к капиталу вкладчика для дальнейшего наращения процентов.

 

Б. Ссудные операции

 

39. Государственные трудовые сберегательные кассы выдают, с разрешения Народного Комиссара Финансов Союза ССР, срочные ссуды под залог облигаций государственных займов и под другие ценные бумаги.

40. Ценности, принятые государственными трудовыми сберегательными кассами в обеспечение выданных ими ссуд, не могут быть подвергнуты аресту или секвестру ни по частным, ни по государственным взысканиям и не могут быть причислены к общей массе имущества должника до полного погашения долга его государственной сберегательной кассе с причитающимися по этому долгу процентами, за исключением случая предъявления претензии по заработной плате или по социальному страхованию, при условии, если эту претензию нельзя удовлетворить из другого имущества вкладчика. В случае неплатежа обеспеченной залогом ссуды, государственная трудовая сберегательная касса в праве реализовать заложенные ценности своим распоряжением в порядке, утвержденном Народным Комиссаром Финансов Союза ССР. При удовлетворении своих претензий из заложенных ценностей, государственные трудовые сберегательные кассы пользуются преимуществом перед всеми кредиторами вкладчика (в том числе и залогодержателями), как частными, так и государственными, за исключением тех из них, которым по закону принадлежит преимущество перед претензией залогодержателя.

 

В. Прочие операции

 

41. Государственным трудовым сберегательным кассам предоставляется, с разрешения Народного Комиссара Финансов Союза ССР, производить фондовые операции, в пределах существующих узаконений.

42. Кроме перечисленных выше операций, государственные трудовые сберегательные кассы, с разрешения Народного Комиссара Финансов Союза ССР, могут производить и другие финансовые и банковые операции.

 

VI. Отчетность государственных трудовых

сберегательных касс

 

43. Операционный год государственных трудовых сберегательных касс считается с 1 октября по 30 сентября включительно. Формы, сроки и порядок представления отчетности, правила составления баланса, формы и порядок счетоводства государственных трудовых сберегательных касс устанавливаются главным управлением государственных трудовых сберегательных касс и утверждаются Народным Комиссаром Финансов Союза ССР.

44. Годовой отчет государственных трудовых сберегательных касс составляется не позднее 1 февраля следующего за операционным года.

Для проверки годового отчета Народным Комиссаром Финансов Союза ССР ежегодно назначается ревизионная комиссия, в распоряжение которой, по ее о том требованию, предоставляются все необходимые для ревизии материалы.

Годовой отчет представляется главным управлением государственных трудовых сберегательных касс для проверки ревизионной комиссии не позже 1 февраля следующего за операционным года; по проверке отчета ревизионной комиссией, не позже 1 апреля того же года, главное управление государственных трудовых сберегательных касс представляет его, с заключением ревизионной комиссии и своей объяснительной запиской, Народному Комиссару Финансов Союза ССР на утверждение.

Периодические балансы государственных трудовых сберегательных касс, а также извлечения из годового отчета и годовой баланс публикуются во всеобщее сведение в официальных органах печати.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М.КАЛИНИН

 

Председатель СНК Союза ССР

А.РЫКОВ

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А.ЕНУКИДЗЕ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024