| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждено

Постановлением

ЦИК СССР и СНК СССР

от 3 апреля 1925 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕРАХ ОХРАНЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОРЯДКА

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Применение чрезвычайных мер охраны революционного порядка может иметь место в форме введения:

а) исключительного положения;

б) военного положения.

2. Исключительное положение вводится:

а) в случаях контр - революционных посягательств или выступлений против Рабоче - Крестьянской Власти и ее отдельных представителей или серьезной опасности таких посягательств и выступлений;

б) в случаях массовых посягательств на личность и имущество граждан;

в) в случаях, когда нормальная жизнь нарушена чрезвычайными стихийными бедствиями;

г) как мера переходная к нормальному порядку в местностях бывших на военном положении.

3. Военное положение вводится:

а) в случаях, предусмотренных ст. 2 настоящего Положения, когда меры исключительного положения оказываются недостаточными для охраны или восстановления революционного порядка;

б) когда данная местность становится театром военных действий или получает для военных целей особо важное значение.

4. Чрезвычайные меры охраны революционного порядка считаются введенными в действие с момента распубликования постановления подлежащего учреждения об их введении путем напечатания в официальном местном органе или расклеивания официальных объявлений. В постановлении о введении чрезвычайных мер охраны должен быть точно указан срок, на который упомянутые меры вводятся.

5. Одновременно со снятием чрезвычайных мер охраны все обязательные постановления и распоряжения, изданные в порядке исключительного или военного положения, прекращают свое действие без особого о том постановления.

6. Чрезвычайные меры охраны в военных городах и поселениях регулируются особым положением об управлении крепостями, утверждаемым Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР.

 

Глава II. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

7. Исключительное положение вводится и проведение его регулируется постановлениями президиума центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики. При необходимости ввести исключительное положение в двух или более смежных губерниях, входящих в состав различных союзных республик, исключительное положение вводится постановлением президиумов центральных исполнительных комитетов соответствующих союзных республик по взаимному соглашению.

8. При исключительном положении гражданская власть сохраняется за местными исполнительными комитетами, с предоставлением им особых полномочий по изданию обязательных постановлений, наложению административных взысканий и проч. в пределах, устанавливаемых законодательством союзных республик. На военное командование возлагается обязанность оказания местной гражданской власти необходимого содействия в порядке особой инструкции, которая разрабатывается Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам по соглашению с Прокурором Верховного Суда Союза ССР и Объединенным Государственным Политическим Управлением Союза ССР и утверждается Советом Народных Комиссаров Союза ССР.

 

Глава III. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕ НА ТЕАТРЕ

ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

9. Военное положение не на театре военных действий вводится постановлениями Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

В особо исключительных случаях военное положение может быть введено постановлением президиума центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики с немедленным доведением до сведения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

10. В случаях: 1) когда нет возможности снестись ни с центральной властью Союза ССР, ни с центральной властью данной союзной республики, или 2) когда ход событий не допускает никакого промедления, центральные исполнительные комитеты автономных республик, краевые, областные и губернские исполнительные комитеты имеют право ввести военное положение собственной властью с последующим, при первой возможности, представлением через президиум центрального исполнительного комитета союзной республики на утверждение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

11. Высшая власть на территории, объявленной на военном положении, передается военно - революционным комитетам, действующим на основании положений о них, утверждаемых центральными исполнительными комитетами союзных республик.

12. В состав военно - революционного комитета непременно включаются с правом решающего голоса: 1) начальник соответствующего органа Государственного Политического Управления, 2) при наличии в местности, объявляемой на военном положении, войск Рабоче - Крестьянской Красной Армии в составе не менее отдельной части - старший из войсковых начальников или соответствующий военный комиссар; при наличии же войск Рабоче - Крестьянской Красной Армии в составе менее отдельной части или при их отсутствии - начальник губернского (областного) территориального управления или уездный (окружной) военный комиссар по принадлежности.

13. Военно - революционным комитетам, помимо других исключительных полномочий, определяемых законодательством союзных республик, предоставляется право, при перерыве связи с центром, самостоятельно объявлять, в случае особой необходимости, военные мобилизации и другие повинности с обязательством немедленно по восстановлении связи ходатайствовать в установленном порядке перед соответствующими органами центральной власти об утверждении принятых мер, с указанием причин, которыми эти меры вызваны.

14. На военную власть возлагается обязанность выполнять все директивы военно - революционных комитетов по подавлению контр - революционных выступлений и устранению других нарушений порядка.

Порядок деятельности военных властей устанавливается инструкцией, утверждаемой Советом Народных Комиссаров Союза ССР (ст. 8).

15. В местностях, объявленных на военном положении, на время военного положения постановлениями военно - революционных комитетов могут быть учреждаемы, наряду с нормальными судами, военные трибуналы, действующие согласно особого общесоюзного закона, издаваемого на основе положения о Верховном Суде Союза ССР.

Об учреждении военных трибуналов доводится до сведения прокурора соответствующей союзной республики.

 

Глава IV. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ТЕАТРЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

16. Местности, входящие в состав театра военных действий, т.-е. территория, на которой развертываются и действуют вооруженные силы Союза ССР или расположены тыловые учреждения действующих армий, объявляются состоящими на военном положении постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР одновременно с объявлением мобилизации.

17. Военное положение на театре военных действий проводится командованием фронтов, отдельных армий, а равно отдельных корпусов, подчиненных непосредственно главному командованию. Этому командованию в отношении административного управления территорией подчиняются организуемые, согласно главы III настоящего Положения, местные военно - революционные комитеты, через которые военное командование действует в сфере гражданского управления в порядке особого положения, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР.

18. По объявлении о прекращении военных действий, военное положение на театре военных действий автоматически заменяется военным положением, предусмотренным главою III настоящего Положения.

 

Глава V. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО

ПОРЯДКА НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

 

19. На отдельных железных дорогах или на определенных участках железных дорог чрезвычайные меры охраны осуществляются посредством введения исключительного или военного положения.

20. Исключительное положение на железных дорогах или на определенных участках железных дорог вводится, кроме случаев, указанных в ст. 2 настоящего Положения: 1) при массовых проявлениях бандитизма в полосе отчуждения железных дорог и 2) при повреждении железнодорожных сооружений с целью вызвать перерыв движения, когда таковые повреждения носят массовый характер.

21. Военное положение на железных дорогах или отдельных участках их вводится:

а) когда меры исключительного положения по особым условиям оказываются недостаточными для охраны или восстановления революционного порядка на данной железной дороге или на отдельном участке ее;

б) когда данная железная дорога или определенный ее участок, не входя непосредственно в сферу театра военных действий, получает особо важное значение в военном отношении.

22. Исключительное и военное положение на железных дорогах или отдельных их участках вводится постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и распространяется на полосу отчуждения железных дорог.

23. В исключительных случаях: 1) когда нет возможности снестись с центральной властью Союза ССР или 2) когда ход событий не допускает никакого промедления во введении чрезвычайных мер охраны, центральные исполнительные комитеты союзных республик имеют право ввести на железнодорожных путях сообщения исключительное или военное положение собственной властью с последующим, при первой возможности, представлением на утверждение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

24. На время действия исключительного положения на железных дорогах учреждаются чрезвычайные комитеты железных дорог в составе председателя - представителя Народного Комиссариата Путей Сообщения по назначению Народного Комиссара Путей Сообщения, представителя Объединенного Государственного Политического Управления по назначению председателя Объединенного Государственного Политического Управления Союза ССР, представителя местных властей по назначению президиума центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики и военного помощника начальника дороги (либо военного комиссара при нем). В случаях, предусмотренных ст. 23, чрезвычайные комитеты в составе представителей транспорта, Государственного Политического Управления и местной власти назначаются центральным исполнительным комитетом союзной республики.

Примечание. За пределами полосы отчуждения железных дорог меры, необходимые для охраны или восстановления порядка на железных дорогах, осуществляются соответствующей местной властью.

 

25. Чрезвычайному комитету железных дорог в полосе отчуждения железной дороги, при введении исключительного положения на дороге или ее участке, предоставляется право:

а) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к охранению революционного порядка и безопасности;

б) устанавливать административные взыскания за нарушение обязательных постановлений в виде лишения свободы на срок не свыше трех месяцев и штрафа до 1000 рублей;

в) воспрещать пребывание в полосе отчуждения лицам, признанным опасными, на все время действия исключительного положения.

Примечание. В случае систематически повторяющихся повреждений государственных сооружений и расхищения государственного имущества на путях сообщения, а также на линиях связи (телеграфных и телефонных) и недостаточности мер, предусмотренных п. п. "а", "б" и "в" настоящей статьи, Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР устанавливает другие меры.

 

26. Жалобы на неправильные действия чрезвычайных комитетов железных дорог подаются в совет народных комиссаров соответствующей союзной республики, за исключением жалоб по вопросам управления и эксплоатации железных дорог, которые подаются Народному Комиссару Путей Сообщения.

27. На дорогах и участках железных дорог, объявленных на военном положении, учреждаются военно - революционные комитеты данной железной дороги или данного участка железной дороги в составе: председателя - представителя Народного Комиссариата Путей Сообщения по назначению Народного Комиссара Путей Сообщения и членов: военного помощника начальника дороги (либо военного комиссара при нем), представителя Объединенного Государственного Политического Управления по назначению председателя Объединенного Государственного Политического Управления Союза ССР, ответственного представителя командования вооруженными силами в районе железных дорог по назначению командующего войсками (революционного военного совета) округа, фронта или отдельной армии, а также представителя местных гражданских властей по назначению центрального исполнительного комитета союзной республики.

28. В полосе отчуждения железных дорог и участков железной дороги, объявленных на военном положении, военно - революционным комитетам (ст. 27), кроме прав, указанных в п. п. "а" и "в" ст. 25, предоставляется право:

а) устанавливать административные взыскания за нарушение обязательных постановлений в виде лишения свободы на срок не свыше 6 месяцев и штраф до 3000 рублей;

б) увольнять служащих железной дороги, назначаемых на службу властью начальника дороги и нижестоящих должностных лиц транспорта, и отстранять от должности служащих, назначаемых на службу Народным Комиссаром Путей Сообщения, с последующим донесением об отстранении от службы Народному Комиссару Путей Сообщения;

в) устанавливать порядок приема на службу, отпусков, увольнения по собственному желанию, служебных перемещений и командировок служащих железной дороги;

г) не разрешать в отдельных случаях увольнения по собственному желанию, отпуска, отказа от перемещения или временного командирования на другую должность служащих железной дороги.

29. Жалобы на неправильные действия военно - революционных комитетов железных дорог подаются в порядке, предусмотренном ст. 26 настоящего Положения.

30. На железных дорогах или отдельных участках железных дорог, входящих в состав театра военных действий, военное положение объявляется, проводится в жизнь и прекращается в порядке, указанном в главе IV настоящего Положения.

 

Глава VI. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ НА ЗАВОДАХ,

ФАБРИКАХ, ДРУГИХ ЗАВЕДЕНИЯХ И СКЛАДАХ, ИМЕЮЩИХ

ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

31. Заводы, фабрики и другие заведения, работающие на оборону, а также склады, имеющие военное значение, могут быть объявлены на военном положении лишь постановлениями Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, одновременно с установлением района предприятия, объявляемого на военном положении.

32. В заведениях и складах (ст. 31), объявленных на военном положении, учреждаются военно - революционные комитеты в составе председателя, назначаемого командующим войсками (революционным военным советом) округа, фронта или отдельной армии и членов: начальника заведения или склада и представителя губернского или соответствующего ему органа Объединенного Государственного Политического Управления. Полномочия в области хозяйственно - технической принадлежат начальнику заведения или склада. В состав военно - революционного комитета входит также комиссар заведения или склада, где таковой имеется.

Примечание. В заведениях и складах, находящихся в ведении высших советов народного хозяйства Союза ССР и союзных республик, председатель военно - революционного комитета назначается военным командованием по согласованию с подлежащим высшим советом народного хозяйства.

 

33. На военно - революционный комитет заведения или склада возлагается принятие мер к охране машин, станков и прочего инвентаря, запасов топлива, сырья и продукции заведения, а равно предметов, хранящихся в складах, от уничтожения и умышленной порчи.

Военно - революционному комитету заведения или склада предоставляется право воспрещать пребывание в районе заведения или склада отдельным лицам, признанным им опасными для общественного порядка, и подвергать их личному задержанию.

34. При объявлении местности на исключительном или военном положении в заведениях и складах военного ведомства вводится автоматически военное положение. На прочих заведениях, работающих на оборону, и на складах, имеющих военное значение, в местности, объявленной на исключительном или военном положении, военное положение вводится распоряжением командующего войсками (революционного военного совета) округа (фронта, отдельной армии), по соглашению с народным комиссариатом, в ведении которого состоит данное заведение или склад. Районы заведений и складов, объявляемых на военном положении, устанавливаются командующим войсками (революционного военного совета) округа (фронта, отдельной армии), по соглашению с губернским исполнительным комитетом или соответствующим ему органом по месту нахождения заведения или склада. В местностях, объявленных на военном положении, военно - революционные комитеты заведений и складов подчиняются военно - революционным комитетам соответствующих местностей, а в местностях, входящих в состав театра военных действий, - военному командованию.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М.КАЛИНИН

 

Заместитель Председателя

СНК Союза ССР

А.ЦЮРУПА

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А.ЕНУКИДЗЕ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024