| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

ДЕКРЕТ

от 26 января 1925 года

 

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ КРАЕ

 

1. Образовать из Донской области, Кубано-Черноморской, Терской и Ставропольской губерний, города Грозного и автономных областей Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Адыгейской (Черкесской) и Чеченской - Северо-Кавказский край с центром в городе Ростове-на-Дону.

2. Автономные области входят в край в качестве самостоятельных административно-хозяйственных единиц с оставлением неприкосновенными прав, предоставленных им постановлениями об их образовании (Собр. Узак., 1922, N 6, ст. 63, N 11, ст. 109, N 47, ст. 596, и N 80, ст. 1009) и последовавшими в развитие этих постановлений законоположениями.

3. Положение о Северо-Кавказском крае утвердить и ввести в действие.

4. Поручить Народному Комиссариату Юстиции в срочном порядке разработать и внести на рассмотрение законодательных учреждений проект организации органов юстиции в Северо-Кавказском крае применительно к вводимому настоящим Постановлением Положению.

 

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.КАЛИНИН

 

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

А.КИСЕЛЕВ

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ КРАЕ

 

Глава I. Административное деление Северо-Кавказского края

 

1. Северо-Кавказский край в административно-экономическом отношении разделяется на одиннадцать округов: Донской, Донецкий, Морозовский, Сальский, Кубанский, Армавирский, Майкопский, Черноморский, Ставропольский, Терский, Грозненский (город на правах округа), и четыре автономные национальные области: Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую, Адыгейскую (Черкесскую) и Чеченскую.

Установление границ перечисленных округов поручается Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета; изменение их в будущем допускается с разрешения последнего.

2. Каждый округ Северо-Кавказского края в административно-экономическом отношении разделяется на районы.

Количество районов и их границы устанавливаются и изменяются съездом советов Северо-Кавказского края и утверждаются Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

3. Административным центром Северо-Кавказского края является город Ростов-на-Дону.

 

Глава II. О правах и обязанностях высших органов власти

Северо-Кавказского края

 

4. Высшими органами власти на территории края, округов и районов являются соответствующие съезды советов, а в периоды между съездами советов - избираемые ими исполнительные комитеты и президиумы последних.

 

А. О съездах советов

 

5. В пределах своего ведения съезд советов есть высшая на территории края и округа власть, непосредственно подчиненная: краевой съезд советов - Всероссийскому Съезду Советов, Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету и его Президиуму; окружной съезд советов - краевому съезду советов, краевому исполнительному комитету и его президиуму.

6. Организация, права и обязанности городских и поселковых советов определяются особыми законоположениями о них (Собр. Узак., 1922, N 10, ст. 90).

7. Ведению съездов советов подлежат:

а) обсуждение вопросов, имеющих общегосударственное значение;

б) рассмотрение и решение всех местных вопросов в пределах края, округа или района и принятие мер к поднятию их в политическом, хозяйственном и культурном отношениях;

в) утверждение местного бюджета, а также отчета исполнительного комитета по его исполнению;

г) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности подведомственных съезду органов власти и определение порядка и направления дальнейшей их работы, а также рассмотрение отчетов о деятельности государственных учреждений и предприятий, находящихся на территории края, округа и подчиненных вышестоящим органам власти, за исключением учреждений действующей Красной армии и Народного Комиссариата по Иностранным Делам;

д) выборы соответствующих исполнительных комитетов и выборы делегатов на вышестоящие съезды советов.

8. Съезды советов бывают очередные и чрезвычайные.

9. Очередные съезды советов созываются соответствующими исполнительными комитетами один раз в год в следующем порядке: сначала созываются районные съезды, затем созываются окружные и, наконец, краевой съезд советов с таким расчетом, чтобы краевой съезд советов мог своевременно послать делегатов на Всероссийский Съезд Советов.

10. Чрезвычайные съезды советов созываются согласно с правилами, изложенными в ст. 39 и 84 настоящего Положения.

11. О дне предстоящего съезда советов и его повестке президиумы соответствующих исполнительных комитетов заблаговременно оповещают нижестоящие исполнительные комитеты и соответствующие советы и опубликовывают об этом во всеобщее сведение.

12. Съезды советов могут для рассмотрения подлежащих их ведению вопросов образовывать на время работ съезда специальные комиссии и секции.

13. Все вопросы на съездах советов решаются открытым голосованием и простым большинством голосов.

14. Съезд советов избирает мандатную комиссию для проверки полномочий делегатов съезда.

Примечание. Порядок выборов на съезды советов определяется Конституцией Р.С.Ф.С.Р. и инструкцией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по производству выборов.

 

Б. Об исполнительных комитетах, их президиумах,

председателе и секретаре

 

15. К предметам ведения исполнительных комитетов относятся:

а) проведение в жизнь декретов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов власти;

б) борьба с контр-революцией и охрана революционного порядка, спокойствия и безопасности в пределах края, округа или района;

в) руководство, направление и объединение деятельности всех органов Советской власти, учреждений и предприятий, расположенных на территории края, согласно действующих законов и настоящего Положения;

г) регулирование сельского хозяйства и торгово-промышленной деятельности.

16. В период между съездами советов исполнительные комитеты пользуются всеми правами съездов, за исключением права выбора делегатов на вышестоящие съезды советов и утверждения местных бюджетов: краевого, окружных, окружных городов, а также отчетов по их исполнению.

Примечание. Расширенным (сессионным) заседаниям краевого и окружного исполнительных комитетов предоставляется в период между съездами советов, право утверждения местных бюджетов: краевого, окружных, окружных городов, а также отчетов по их исполнению.

 

17. Для осуществления возложенных на них задач исполнительные комитеты имеют право:

а) непосредственно сноситься в установленном порядке с вышестоящими учреждениями по вопросам о мерах, предпринимаемых ими по отношению к краю и округу;

б) командировать на заседания вышестоящего исполнительного комитета и других вышестоящих органов власти докладчиков по делам края и округа;

в) представлять через вышестоящий исполнительный комитет об отмене или изменении постановлений вышестоящих органов власти, которые по местным условиям признаются нецелесообразными;

г) изменять постановления и распоряжения учреждений, подведомственных исполнительным комитетам;

д) давать заключения и объяснения по всем представлениям, обращаемым действующими на территории края и округа учреждениями и организациями к вышестоящей власти непосредственно или через посредство соответствующего исполнительного комитета;

е) проверять правильность выборов, произведенных на съезды советов;

ж) пользоваться правами юридического лица.

18. Заседания исполнительных комитетов бывают очередные и расширенные (сессионные).

19. В заседаниях исполнительных комитетов, кроме их членов, участвуют с правом совещательного голоса должностные и особо приглашенные лица, согласно правил, установленных настоящим Положением.

20. Очередные заседания исполнительных комитетов происходят: краевого - не реже одного раза в два месяца и окружных - не реже одного раза в месяц.

21. Расширенные (сессионные) заседания исполнительных комитетов происходят в сроки, установленные соответствующими исполнительными комитетами, но не реже одного раза в три месяца.

22. Для проведения в жизнь непосредственного руководства деятельностью всех подведомственных исполнительным комитетам учреждений, исполнительными комитетами избираются президиумы в составе, определяемом ст. ст. 41 и 86 настоящего Положения.

23. В промежуток времени между заседаниями исполнительного комитета президиум его является высшим органом власти на подведомственной ему территории.

24. Исполнительные комитеты избирают из числа членов президиума председателя, заместителя председателя и секретаря.

25. Председатель исполнительного комитета, в пределах предоставленных ему прав, действует от имени президиума исполнительного комитета и проводит от его имени мероприятия, доводя о таковых до сведения президиума на ближайшем заседании.

26. Секретари исполнительных комитетов руководят канцелярией и другим техническим аппаратом исполнительных комитетов и скрепляют акты, исходящие от имени последнего.

 

В. Об отделах исполнительных комитетов

 

27. Для выполнения работы по отдельным отраслям управления и хозяйства при краевом и окружных исполнительных комитетах образуются отделы, согласно настоящего Положения.

 

Г. О членах исполнительных комитетов

 

28. Члены исполнительного комитета обязаны посещать заседания исполнительного комитета и не могут отказываться от выполнения обязанностей, возлагаемых на них исполнительным комитетом.

29. Члены исполнительных комитетов имеют право входить в исполнительный комитет и его президиум с представлениями, относящимися к предметам ведения данного исполнительного комитета и всех действующих на данной территории учреждений.

30. Члены исполнительного комитета имеют право участвовать в собраниях, заседаниях и совещаниях всех государственных учреждений на подведомственной исполнительному комитету территории с правом совещательного голоса.

31. Члены исполнительного комитета могут выступать от имени исполнительного комитета только в случаях, когда они специально уполномочены на то исполнительным комитетом или его президиумом.

32. Члены исполнительного комитета в пределах территории, на которую распространяется власть этого комитета, не подлежат задержанию и преданию суду без предварительного уведомления об этом президиума или председателя исполнительного комитета.

33. За троекратное без уважительных причин непосещение заседаний исполнительного комитета члены его могут быть подвергнуты исполнительным комитетом дисциплинарному взысканию на основании действующих положений.

 

Глава III. О краевом съезде советов и краевом

исполнительном комитете

 

А. О краевом съезде советов

 

34. Краевой съезд советов составляется из представителей городских советов, советов поселков городского типа, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и окружных съездов по расчету: от окружных съездов - один депутат на двадцать пять тысяч жителей и от советов городов, поселков, фабрик и заводов по расчету - один депутат на пять тысяч избирателей.

Примечание. Норма представительства автономных национальных областей устанавливается: один депутат на двенадцать тысяч пятьсот жителей.

 

35. Краевой съезд советов созывается краевым исполнительным комитетом, в соответствии со ст. 9 настоящего Положения.

36. Выборы на краевой съезд советов производятся окружными съездами советов.

Примечание. В случае, если краевому съезду советов почему-либо не предшествуют окружные съезды советов, депутаты на краевой съезд советов могут выбираться на районных съездах советов и на заседаниях городских советов края.

 

37. Для руководства работами краевого съезда советов последний избирает из своей среды президиум.

38. К предметам ведения краевого съезда советов относятся:

а) рассмотрение вопросов, указанных в ст. 7 настоящего Положения;

б) рассмотрение законодательных предположений, касающихся края, и внесение их на утверждение соответствующих органов Р.С.Ф.С.Р.;

в) рассмотрение общей краевой сводки государственных доходов и расходов по сметам краевых учреждений, а также отчетов по исполнению общегосударственного бюджета в крае;

г) утверждение краевого местного бюджета и сводки местных бюджетов в краевом масштабе;

д) утверждение отчета по исполнению краевого (местного) бюджета и сводного отчета по исполнению местных бюджетов в крае;

е) утверждение в пределах, предусмотренных существующими узаконениями, предположений краевого исполнительного комитета о распределении доходов и расходов между бюджетами краевыми, окружными и городскими, а равно о предельных для края ставках местных налогов и сборов, не свыше общереспубликанских, установленных в законодательном порядке.

39. Чрезвычайные краевые съезды советов созываются краевым исполнительным комитетом по решению последнего, а также по предложению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и по требованию окружных исполнительных комитетов и городских советов, объединяющих не менее одной трети всего населения края.

 

Б. О краевом исполнительном комитете и его президиуме

 

40. Краевой исполнительный комитет избирается в составе не более ста членов и кандидатов к ним - в количестве не более одной трети членов краевого исполнительного комитета.

41. Президиум краевого исполнительного комитета избирается в составе одиннадцати - пятнадцати членов (в том числе председателя, его заместителей и секретаря) и пяти кандидатов к ним.

42. В заседании краевого исполнительного комитета могут участвовать, с правом совещательного голоса, заведующие отделами краевого исполнительного комитета, уполномоченные народных комиссариатов (ст. 62), если они не являются членами краевого исполнительного комитета, а также особо приглашаемые лица.

43. Для разрешения наиболее важных для края вопросов, для обсуждения законодательных предположений, вносимых в центральные органы, для обсуждения вопросов государственного значения, а также для заслушания докладов и отчетов о деятельности краевого исполнительного комитета, созываются расширенные (сессионные) заседания краевого исполнительного комитета. В расширенных (сессионных) заседаниях краевого исполнительного комитета участвуют, кроме членов исполнительного комитета и кандидатов к ним, председатели окружных исполнительных комитетов, а также председатели городских советов и районных исполнительных комитетов - в порядке очередности, устанавливаемой краевым исполнительным комитетом, а также представители краевого совета профессиональных союзов и краевого кооперативного объединения. Указанные выше лица, кроме членов краевого исполнительного комитета, участвуют с правом совещательного голоса.

44. Краевой исполнительный комитет делегирует своего представителя на расширенные (сессионные) заседания окружных исполнительных комитетов. Представитель этот пользуется на названных заседаниях правом совещательного голоса.

45. В соответствии со ст. 15 настоящего Положения к предметам ведения краевого исполнительного комитета относятся:

а) установление и изменение сроков выборов городских, поселковых и сельских советов, руководство и наблюдение за своевременным и законным производством их, а также за выборами и созывами окружных и районных съездов советов на территории края;

б) руководство и инструктирование нижестоящих исполнительных комитетов по всем вопросам советского строительства и организации нижестоящих органов власти, а также по упрощению и улучшению советского аппарата;

в) общее руководство всей деятельностью окружных исполнительных комитетов;

г) непосредственное сношение с высшими учреждениями Р.С.Ф.С.Р. по вопросам, касающимся края, и командирование в заседания Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. докладчиков по делам края;

д) разработка законодательных предположений, касающихся жизни края, и вхождение в законодательные органы Р.С.Ф.С.Р. с представлением об изменении существующих законоположений, в целях приспособления их к бытовым и культурно-национальным условиям края;

е) издание обязательных постановлений для края и наложение административных взысканий, согласно существующих положений;

ж) отмена, приостановление и изменение постановлений и распоряжений всех подведомственных ему на территории края учреждений;

з) рассмотрение и разрешение конфликтных вопросов, возникающих между окружными исполнительными комитетами и отделами краевого исполнительного комитета;

и) заявление, с соблюдением действующих узаконений, мотивированного отвода работников, назначаемых в край центральными учреждениями;

к) контроль и ревизия, в согласии с действующими законами, деятельности всех правительственных учреждений и предприятий (как временного, так и постоянного характера), непосредственно подведомственных центру и не входящих в состав отделов краевого исполнительного комитета (за исключением учреждений действующей Красной армии и Народного Комиссариата по Иностранным Делам), с доведением об этом до сведения соответствующего центрального учреждения и без вмешательства в административно-хозяйственную деятельность учреждений и предприятий; согласование деятельности уполномоченных центральных правительственных учреждений, действующих в пределах края, и направление ее в соответствии с местными условиями, с правом приостановления распоряжений означенных уполномоченных, с немедленным доведением об этом до сведения соответствующего народного комиссариата;

л) в экстренных случаях, в зависимости от хода ревизии, отстранение от должности уполномоченных центральных учреждений под коллективной судебной ответственностью президиума краевого исполнительного комитета и немедленным телеграфным донесением об этом соответствующему центральному учреждению;

м) наложение дисциплинарных взысканий и предание суду членов и служащих краевого исполнительного комитета, его отделов и подведомственных ему учреждений, наложение дисциплинарных взысканий на членов нижестоящих исполнительных комитетов и их президиумов в пределах действующих Положений.

Примечание. Наложение дисциплинарных взысканий по требованию краевого исполнительного комитета на лиц, находящихся на действительной военной службе, и в отношении лиц, подлежащих действию Военно-Дисциплинарного Устава, осуществляется по правилам, установленным для военного ведомства;

 

н) принятие, рассмотрение и направление всех жалоб и протестов на подведомственные краевому исполнительному комитету учреждения и должностных лиц и на уполномоченных центральных ведомств.

46. Краевой исполнительный комитет или его президиум имеют право приостанавливать под свою ответственность распоряжения отдельных народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. с немедленным ходатайством перед Советом Народных Комиссаров о рассмотрении спорного вопроса и с уведомлением соответствующего народного комиссариата. Совет Народных Комиссаров разрешает вопрос. Решение Совета Народных Комиссаров может быть обжаловано во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, но без приостановки его исполнения.

47. В деле управления и охраны революционного порядка краевой исполнительный комитет:

а) для предупреждения и борьбы с контр-революционными выступлениями, бандитизмом, контрабандой и уголовными преступлениями действует всеми способами, имеющимися в его распоряжении, прибегая в необходимых случаях к содействию милиции и частей войск, расположенных в пределах края, согласно существующих на этот предмет законоположений;

б) предает суду и производит в законном порядке через соответствующие органы обыски, выемки, аресты и принимает меры пресечения в отношении лиц, совершивших преступные деяния;

в) принимает все меры для охраны железнодорожных и водных путей сообщения и учреждений государственной важности;

г) возбуждает ходатайства об объявлении и снятии военного и исключительного положения и принимает все меры, предоставленные законом губернским исполнительным комитетам в местностях, объявленных на военном или исключительном положении;

д) объявляет в исключительных случаях, при невозможности немедленно снестись с центром, край или его часть, состоящими на военном или исключительном положении, с немедленным доведением о том в установленном порядке до сведения Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.;

е) осуществляет мероприятия, необходимые для скорейшего устранения обстоятельств, вызвавших объявление данной местности на военном или исключительном положении;

ж) возбуждает ходатайства о высылке в административном порядке из пределов края социально опасных лиц и осуществляет надзор за высланными в административном и судебном порядке;

з) через соответствующие органы способствует проведению начал карательной политики, заведует местами заключения, наблюдает за порядком содержания под стражей;

и) наблюдает за проведением декрета об отделении церкви от государства;

к) организует борьбу с эксплоатацией населения на почве невежества и суеверия;

л) разрешает в установленном порядке созыв краевых съездов, разрешает деятельность обществ, их объединений и союзов, осуществляет надзор за ними, а также за печатными изданиями, публичными собраниями и зрелищами;

м) организует борьбу со стихийными бедствиями;

н) принимает, направляет и разрешает, согласно существующих узаконений, ходатайства о принятии в гражданство и о выезде за границу;

о) осуществляет политическую охрану границ и принимает меры борьбы с переходом границ без соответствующего разрешения.

48. В области военной краевой исполнительный комитет проводит в жизнь все распоряжения и приказы Революционного Военного Совета Союза С.С.Р. и командующего военным округом, заботится об улучшении материального, политического и культурного состояния воинских частей, а также наблюдает за:

а) проведением призывов как очередных, так и по военным мобилизациям в пределах края;

б) учетом военнообязанных, согласно действующих узаконений;

в) учетом конского, военно-повозочного и авто-транспортного состава на территории края;

г) проведением в жизнь распоряжений по военной подготовке трудящихся;

д) мероприятиями по предоставлению квартир для воинских частей и учреждений, для красноармейцев и их семей.

49. В деле национальной политики краевой исполнительный комитет наблюдает:

а) за неуклонным проведением в жизнь начал национальной политики Советской власти, всемерно осуществляя защиту прав и интересов национальных меньшинств;

б) за принятием мер в краевом масштабе по поднятию политического, экономического и культурного уровня национальных меньшинств и по вовлечению их в советское строительство, содействуя, в первую очередь, скорейшей ликвидации неграмотности среди последних;

в) за принятием мер к постепенному переводу делопроизводства государственных органов автономных областей на местные языки и, в первую очередь, за переходом на местные языки разговорной речи сотрудников государственных учреждений и предприятий;

г) за изданием на местных языках кодексов и декретов Советской власти.

50. Функции краевого исполнительного комитета в области национальной политики осуществляются непосредственно его президиумом, который выделяет из своего состава или из состава членов исполнительного комитета уполномоченного для наблюдения за проведением в жизнь мероприятий в этой области и защиты прав и интересов национальных меньшинств.

51. Краевому исполнительному комитету предоставляется по проведению финансовой работы:

а) общее руководство, в соответствии с существующими законоположениями, проведением на территории края установленных центральной властью государственных налогов и сборов, общее руководство делом взимания местных налогов и сборов и установление правил взимания, в соответствии с действующими узаконениями; распределение по округам и не входящим в состав округов городам налоговых заданий как государственных, в пределах, указанных центром для края, так и по краевому местному бюджету; возбуждение ходатайств через Народный Комиссариат Финансов Р.С.Ф.С.Р. перед законодательными органами Р.С.Ф.С.Р. об установлении в крае или в части его новых, не предусмотренных действующими узаконениями, местных налогов и сборов и ставок по ним, а также об увеличении ставок установленных местных налогов и сборов свыше предельной нормы, принятии мер к поступлению государственных и местных налогов и сборов, сложении недоимок и освобождении отдельных групп маломощных плательщиков от налогов в пределах прав, предоставленных Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.; выработка предельных для края ставок местных налогов и сборов в пределах, предусмотренных действующими узаконениями, и внесение их на утверждение краевого съезда советов;

б) составление и предварительное рассмотрение краевых смет по государственным доходам и расходам по всем учреждениям, подведомственным краевому исполнительному комитету, и дача заключений по сметам состоящих на государственном бюджете учреждений в крае, не подведомственных краевому исполнительному комитету, составление общекраевой сводки государственных доходов и расходов по сметам краевых учреждений, наблюдение за исполнением государственного бюджета в крае и представление краевому съезду советов годового отчета по исполнению государственного бюджета в крае;

в) рассмотрение, в порядке надзора, принятых окружными съездами советов окружных бюджетов и бюджетов окружных городов как в отношении соответствия их с действующими законоположениями, так и по существу, а равно отчетов по исполнению их, составление краевого местного бюджета, внесение его на утверждение краевого съезда советов и приведение его по утверждении в исполнение; составление краевого свода местных бюджетов и представление на утверждение краевого съезда советов, наблюдение за исполнением свода местных бюджетов в крае; представление на утверждение краевого съезда советов отчета по исполнению местного бюджета, а равно свода отчетов по исполнению местных бюджетов в крае.

Примечание. В случае опротестования окружным исполнительным комитетом изменений, внесенных краевым исполнительным комитетом в окружный бюджет, разногласия между окружным исполнительным комитетом и краевым исполнительным комитетом разрешаются краевым съездом советов или сессией краевого исполнительного комитета, в порядке примечания к ст. 16 Положения;

 

г) возбуждение ходатайств об отпуске из государственных средств субвенций, пособий, ссуд и т.д. в воспособление местным бюджетам, разассигнование по окружным исполнительным комитетам и подведомственным краевому исполнительному комитету учреждениям и предприятиям кредитов, отпускаемых по общегосударственному бюджету в воспособление местных средств;

д) передвижение кредитов, отпущенных по государственному бюджету, в пределах, установленных для автономных советских социалистических республик, а также кредитов из одних смет в другие в местном бюджете, в пределах не свыше двадцати пяти процентов.

Примечание. О производимых им передвижениях кредитов по государственному бюджету краевой исполнительный комитет обязан немедленно поставить в известность подлежащие народные комиссариаты и Народный Комиссариат Финансов;

 

е) заключение, согласно специальных о том положений, займов у государственных, кооперативных и кредитных учреждений (банковских и иных), действующих в пределах Союза С.С.Р. и за границей, как в облигационной форме, так и под векселя и иные обязательства;

ж) предварительное распределение местных доходов и расходов между бюджетами краевым и окружными для представления на утверждение краевого съезда советов;

з) распоряжение доходами от непосредственной эксплоатации или сдачи в аренду промышленных, комиссионных, транспортных, сельско-хозяйственных и иных предприятий, переданных в непосредственное управление краевых органов по особым спискам соответствующими центральными органами Р.С.Ф.С.Р., как имеющих общекраевое значение;

и) предварительное распределение, согласно подлежащих узаконений, между краевым и окружными бюджетами устанавливаемых ежегодно Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. для всего края в целом надбавок к единому сельско-хозяйственному налогу и отчислений от государственного промыслового налога и представление таковых на утверждение краевого съезда советов;

к) установление, согласно существующих законоположений, размера надбавок для удовлетворения потребностей местного значения к государственным налогам и сборам и представление их на утверждение краевого съезда советов;

л) принятие мер к организации и развитию, на основании существующих правил, кредитных учреждений, в том числе учреждений сельско-хозяйственного кредита;

м) возбуждение перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом ходатайств о передаче из государственного бюджета тех или других государственных доходов и расходов, частично или полностью, в краевой местный бюджет;

н) образование запасного фонда из отчислений из краевого бюджета на крупные стихийные бедствия с тем, чтобы размер отчислений и порядок расходования этого фонда устанавливался краевым исполнительным комитетом с утверждения краевого съезда советов.

52. В области сельского и лесного хозяйства краевой исполнительный комитет:

а) принимает меры к развитию и обеспечению материальными ресурсами сельско-хозяйственного опытного дела, агрономических организаций и сельско-хозяйственного образования всех видов, к устройству выставок, организации племенных и семенных хозяйств и созданию краевых фондов с целью улучшения различных отраслей сельского хозяйства;

б) принимает необходимые меры для охраны, восстановления и развития животноводства и организации ветеринарного надзора и ветеринарной помощи населению;

в) ведает, в соответствии с действующими узаконениями, проведением мероприятий по регулированию сельского и лесного хозяйства края, организацией правильного землеустройства, а также использованием государственных земельных имуществ, осуществлением переселений, культурою лесов и лесомелиорацией и эксплоатацией лесов края;

г) организует работы по опытному мелиоративному делу, водному хозяйству, гидрометрической сети, торфяному делу и т.п., содействует и руководит этими работами;

д) наблюдает за наделением городов и промышленных центров землей, согласно специальных узаконений, и всесторонне содействует рабочим советским хозяйствам и коллективам;

е) руководит в краевом масштабе сельско-хозяйственными кампаниями и борьбой с вредителями сельского хозяйства;

ж) руководит и осуществляет контроль и ревизию хозяйственных органов и предприятий сельско-хозяйственного характера, как состоящих на государственном бюджете, так и переведенных на хозяйственный расчет;

з) утверждает краевую земельную комиссию, наблюдает за проведением в жизнь ее решений и регулирует земельные отношения через краевую земельную комиссию;

и) руководит проведением законов о землепользовании и луговом хозяйстве.

53. В отношении промышленности и торговли (государственной, кооперативной и частной) краевой исполнительный комитет имеет предметом своего ведения:

а) проведение экономической политики, в соответствии с действующими узаконениями и указаниями соответствующих органов власти Союза С.С.Р. и Р.С.Ф.С.Р.;

б) регулирование всей промышленности и торговли края в пределах действующих узаконений;

в) рассмотрение и дачу заключений по планам и программам промышленных и торговых предприятий, находящихся в непосредственном управлении центральных органов, в целях увязки таковых с общекраевым хозяйственным планом, рассмотрение отчетов о деятельности означенных предприятий и дачу заключений по ним;

г) организация, общее управление, руководство и контроль над предприятиями государственной промышленности и государственной торговли краевого значения, а также содействие развитию в крае предприятий государственной промышленности и торговли общегосударственного значения;

д) рассмотрение и утверждение окружных производственных планов и смет, а также плана развертывания внутреннего оборота края, утверждение на основании специальных узаконений оптовых и розничных цен для определенных категорий товаров, составление на основании их общекраевого производственного и торгового плана и представление таковых на утверждение;

е) распределение плановых производственных заданий, согласно утвержденного центром общего плана по местной промышленности в пределах края;

ж) регулирование и надзор за деятельностью частных, арендных, кооперативных и проч. промышленных и торговых предприятий;

з) выработка общих мероприятий по финансированию и снабжению местной промышленности и торговли края сырьем, топливом, металлами и проч., с правом перераспределения в пределах края отпускаемых центром для этих целей ресурсов, за исключением целевых назначений, и с правом, согласно действующих узаконений, распоряжения промышленными фондами, образуемыми от отчислений прибылей государственных предприятий краевого значения;

и) учреждение новых промышленных и торговых предприятий, перевод предприятий с государственного бюджета на начала хозяйственного расчета, разрешение вопросов концентрации и трестирования промышленных предприятий, находящихся в ведении краевого исполнительного комитета, рассмотрение и дальнейшее направление вопросов о концессиях и организациях смешанных обществ, с соблюдением правил Положения о Главном Концессионном Комитете;

к) организация изучения и обследована, а также общее руководство и содействие разработке природных богатств края;

л) разрешение вопросов о вступлении подведомственных ему промышленных и торговых предприятий в синдикаты и другие виды объединений республиканского или союзного значения;

м) рассмотрение и утверждение балансов государственных, промышленных и торговых предприятий краевого значения и распределение прибылей;

н) персональное назначение, смещение правлений и ревизионных комиссий всех государственных и торговых предприятий местного краевого значения;

о) принятие всех необходимых мер к правильному учету, охране и реализации в установленном порядке находящихся на территории края государственных фондов и государственных имуществ, утверждение постановлений окружных исполнительных комитетов о переброске оборудования предприятий местного значения и продаже такового, с соблюдением существующих узаконений;

п) утверждение сдачи в аренду тех или иных государственных предприятий, находящихся в ведении отделов местного хозяйства и краевых трестов и объединений, а также взятие в аренду последними тех или иных предприятий у других ведомств, государственных учреждений и частных лиц;

р) всемерная поддержка всех видов кооперации;

с) участие в установлении сроков выборов и перевыборов постоянных органов кооперации.

54. В деле внешней торговли на краевой исполнительный комитет возлагается:

а) общий надзор за деятельностью органов народного комиссариата внешней торговли на территории края;

б) содействие развитию экспортных возможностей края;

в) участие в выработке экспортно-импортного плана края.

55. В деле транспорта краевой исполнительный комитет:

а) разрабатывает проект транспортно-производственного плана, как часть краевого общехозяйственного плана;

б) наблюдает за деятельностью органов путей сообщения краевого значения и принимает участие в урегулировании железнодорожных и водных перевозок местными регулирующими органами Народного Комиссариата Путей Сообщения Союза С.С.Р.

Примечание. Перечень железнодорожных и водных путей сообщения краевого значения устанавливается Центральным Исполнительным Комитетом Союза С.С.Р., в отношении же шоссейных и грунтовых путей сообщения - путями краевого значения признаются все шоссейные и грунтовые дороги, не вошедшие в утверждаемый в установленном порядке перечень шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения, находящихся в ведении органов Народного Комиссариата Путей Сообщения;

 

в) направляет и регулирует деятельность окружных исполнительных комитетов в области содержания и эксплоатации сплавных водных путей края;

г) получает информацию о состоянии и работе не находящихся в заведывании исполнительного комитета путей сообщения края от состоящего при краевом исполнительном комитете уполномоченного Народного Комиссариата Путей Сообщения Союза С.С.Р.

56. В деле местного хозяйства и благоустройства на краевой исполнительный комитет возлагается:

а) руководство, надзор и направление деятельности нижестоящих исполнительных комитетов в деле учета, управления и эксплоатации местного коммунального имущества и предприятий;

б) руководство и содействие организации пожарного дела и огнестойкого строительства;

в) руководство и регулирование строительного дела;

г) руководство делом благоустройства в населенных пунктах;

д) руководство жилищным делом края.

57. В деле связи краевой исполнительный комитет:

а) рассматривает и согласует с Народным Комиссариатом Почт и Телеграфов Союза С.С.Р. эксплоатационный производственный план округа связи в крае;

б) наблюдает за деятельностью округа связи в его работе по улучшению и приближению аппарата связи к нуждам населения.

58. В деле регулирования и охраны труда на краевой исполнительный комитет возлагается:

а) надзор за исполнением государственными, общественными и частными предприятиями и учреждениями, а также отдельными лицами законов и правил о наемном труде и принятие мер принуждения к исполнению их;

б) проведение в жизнь законов о социальном страховании и надзор за исполнением в пределах края правил о социальном страховании как государственными и общественными, так и частными предприятиями, учреждениями и отдельными лицами;

в) регулирование рынка труда, общее руководство деятельностью бирж труда и организация мер по борьбе с безработицей;

г) надзор за выполнением действующих положений по вопросу об оплате труда;

д) надзор за выполнением во всех предприятиях в пределах края коллективных договоров и тарифных соглашений;

е) содействие разрешению конфликтов, возникающих на почве применения наемного труда;

ж) наблюдение за проведением санитарных и технических мероприятий в промышленных, торговых и кустарных предприятиях.

59. В деле культурно-просветительном, народного здравия и социального обеспечения краевой исполнительный комитет:

а) заведует, согласно существующих узаконений, учреждениями культурно-просветительного характера, по народному здравию и социальному обеспечению, находящимися в непосредственном управлении краевой власти;

б) организует в краевом масштабе мероприятия по ликвидации неграмотности и принимает все меры к поднятию культурного и политического уровня населения края;

в) принимает необходимые меры по предупреждению распространения заразных болезней и по организации борьбы с таковыми; осуществляет борьбу с социальными болезнями, ведает организацией лечебного дела и учетом квалифицированного медицинского персонала и созывает областные съезды и совещания по вопросам здравоохранения;

г) организует краевую сеть учреждений социального обеспечения, организует в краевом масштабе мероприятия по развитию комитетов взаимопомощи, проводит в жизнь мероприятия по оказанию помощи семьям красноармейцев, инвалидам и семьям погибших при исполнении революционного долга, руководит работой по трудовому устройству инвалидов, организует мероприятия по борьбе с беспризорностью, нищенством и проституцией.

60. Краевой исполнительный комитет сверх прав, предоставленных Положением о Судоустройстве Р.С.Ф.С.Р. губернским исполнительным комитетам, пользуется правами, указанными в настоящем Положении, - в частности:

а) организует, согласно существующих узаконений, судебные и следственные учреждения и наблюдает за их деятельностью;

б) избирает членов краевого суда (в том числе членов сессии краевого суда, при чем последних из числа представляемых окружным исполнительным комитетом кандидатов) с последующим утверждением всех избираемых членов краевого суда Народным Комиссариатом Юстиции;

в) утверждает членов коллегии защитников в крае и пользуется правом отвода и отзыва таковых, согласно существующих узаконений;

г) осуществляет права, предоставленные ему по исполнению приговоров по Уголовному и Уголовно-Процессуальному Кодексам и Положением о Судоустройстве и в отношении отдельных дел бандитского характера (ст. 76 и вторая часть ст. 184 Уголовного Кодекса), осуществляет права по непропуску кассационных жалоб как по своей инициативе, так и по ходатайству краевого суда, в случаях, предусмотренных ст. 406 Уголовно-Процессуального Кодекса;

д) наблюдает за организацией юридической помощи населению;

е) наблюдает за осуществлением окружными исполнительными комитетами возложенных на них функций в области судоустройства;

ж) учреждает на территории края нотариальные конторы.

61. В отношении статистики и архивного дела краевой исполнительный комитет руководит деятельностью соответствующих учреждений в крае, согласно существующих законоположений.

 

В. Об отделах краевого исполнительного комитета

 

62. Для осуществления деятельности по отдельным отраслям управления, при краевом исполнительном комитете образуются следующие отделы:

1) военный (краевой военный комиссариат),

2) финансовый,

3) земельный,

4) народного хозяйства,

5) внутренней торговли,

6) труда,

7) народного образования,

8) здравоохранения,

9) социального обеспечения,

10) государственного политического управления,

11) рабоче-крестьянской инспекции,

12) административный,

13) статистический и

14) коммунальный.

Кроме того, при краевом исполнительном комитете состоят уполномоченные народных комиссариатов: Внешней Торговли, Путей Сообщения, Почт и Телеграфов.

Примечание. Функции военного отдела осуществляются краевым военным комиссариатом, действующим на основании штатов и Положений, утверждаемых Революционным Военным Советом Союза С.С.Р.

 

63. На территории Северо-Кавказского края учреждаются, кроме того, краевой суд и краевая прокуратура, действующие согласно особому о них Положению.

64. При президиуме краевого исполнительного комитета организуется плановая комиссия, краевая арбитражная комиссия и архивное бюро.

65. Положение и штаты каждого из отделов (управлений) краевого исполнительного комитета разрабатываются и утверждаются в установленном порядке.

66. Заведующие отделами краевого исполнительного комитета избираются последним сроком на один год.

Примечание 1. Заведующий отделом краевого исполнительного комитета может не быть членом краевого исполнительного комитета.

Примечание 2. Во главе военного отдела краевого военного комиссариата стоит начальник, назначаемый и увольняемый в порядке, определяемом действующими узаконениями и приказами Революционного Военного Совета Союза С.С.Р.

 

67. Соответствующий народный комиссариат имеет право отвода заведующего отделом краевого исполнительного комитета. Такое же право предоставляется краевому исполнительному комитету по отношению к ответственным руководителям учреждений, непосредственно подведомственных центру.

В случае разногласия между краевым исполнительным комитетом и соответствующим народным комиссариатом, дело разрешается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

68. Заведующие отделами и управлениями краевого исполнительного комитета несут ответственность за ход работы отдела и всех подведомственных отделу учреждений как перед краевым исполнительным комитетом, так и перед соответствующим народным комиссариатом.

69. В случае разногласия между распоряжениями краевого исполнительного комитета или его президиума, с одной стороны, и народного комиссариата, с другой, а также в случае невозможности для отдела одновременного исполнения тех и других распоряжений по техническим или иным причинам, заведующий отделом краевого исполнительного комитета обязан немедленно представить об этом краевому исполнительному комитету и соответствующему народному комиссариату.

 

Глава IV. Об органах управления автономных

национальных областей

 

70. Автономные национальные области, входящие в состав Северо-Кавказского края, управляются областными исполнительными комитетами, избираемыми на съездах советов этих областей, и пользуются всеми правами, предоставленными им постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об образовании этих областей (Собр. Узак., 1922, N 6, ст. 63, N 11, ст. 109, N 47, ст. 596, и N 80, ст. 1009) и последовавшими узаконениями.

71. В соответствии с этим:

а) в области внутреннего управления, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, судоустройства, местного хозяйства, местного бюджета и земельной, автономные национальные области независимы от краевых органов управления, при чем, однако, программу и план своих работ в области местного бюджета и местного хозяйства автономные национальные области согласовывают с общекраевым хозяйственным планом;

б) в области финансово-налоговой, труда, рабоче-крестьянской инспекции, внутренней торговли и статистики автономные национальные области подчиняются директивам как центральных органов власти, так и краевого исполнительного комитета и его президиума;

в) внешняя торговля, железнодорожный транспорт и управление почтово-телеграфной сетью, согласно действующих законоположений, остаются в ведении уполномоченных соответствующих народных комиссариатов при краевом исполнительном комитете.

72. Находящиеся на территории автономных национальных областей включенные в соответствующие списки предприятия трестированной общегосударственной промышленности и отдельные предприятия государственного и краевого значения находятся в ведении и непосредственном управлении центральных или краевых органов управления государственной промышленности и их уполномоченных на местах.

Включение новых предприятий в списки предприятий общегосударственного и краевого значения допускается только с согласия областного исполнительного комитета соответствующей автономной области, а в случае разногласия - может проводиться только по постановлению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

73. Заведующие отделами: а) финансов, б) труда, в) рабоче-крестьянской инспекции, г) внутренней торговли и д) статистического бюро назначаются исполнительным комитетом автономной области, при чем за президиумом краевого исполнительного комитета сохраняется право отвода их. Разногласия разрешаются Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

74. В автономных областях состоят прокуроры, назначаемые и действующие в соответствии с существующими законоположениями.

75. В случае несогласия краевого исполнительного комитета с постановлением областного исполнительного комитета автономной национальной области, краевой исполнительный комитет опротестовывает означенное постановление в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

76. В случае несогласия областного исполнительного комитета автономной национальной области с постановлениями и распоряжениями краевого исполнительного комитета или президиума, он может, по особому в каждом случае постановлению областного исполнительного комитета автономной национальной области или его президиума, приостановить действие распоряжения краевого исполнительного комитета и обжаловать таковое в Президиум Всероссийского Исполнительного Комитета.

77. Автономные области сохраняют за собой право непосредственного выбора на своих областных съездах советов делегатов на Всероссийский Съезд Советов; точно так же за ними остается право делегировать непосредственно от себя делегатов на другие всероссийские съезды и совещания.

Примечание. При исчислении количества делегатов на Всероссийский Съезд Советов, подлежащего избранию от Северо-Кавказского края, исключается население территории автономных национальных областей, которые избирают своих делегатов на Всероссийский Съезд Советов особо.

 

78. Автономные национальные области, входящие в состав Северо-Кавказского края, могут непосредственно сноситься с Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.

 

Глава V. Об окружных съездах советов и об окружных

исполнительных комитетах

 

А. Об окружных съездах советов

 

79. Окружной съезд советов составляется из представителей сельских советов и советов городов, фабрично-заводских поселков и советов фабрик и заводов, стоящих вне поселений и находящихся на территории округа, по следующему расчету: от сельских советов один депутат на пять тысяч жителей, а от советов городов, фабрично-заводских поселков, фабрик и заводов, стоящих вне городских поселений, - по одному депутату на тысячу избирателей.

80. Выборы на окружные съезды советов производятся районными съездами советов; от городов, не входящих в районные объединения, выборы производятся на заседаниях городских советов.

Примечание. В случае, если окружному съезду советов почему-либо не предшествуют районные съезды советов, депутаты на окружной съезд могут выбираться непосредственно сельскими, поселковыми и городскими советами округа.

 

81. Время созыва окружных съездов советов устанавливается краевым исполнительным комитетом, в соответствии со ст. 9 настоящего Положения.

82. Для руководства работами окружного съезда советов последний избирает из своей среды президиум.

83. К предметам ведения окружного съезда советов, кроме предусмотренных в ст. 7, относится:

а) обсуждение вопросов общегосударственного и краевого значения как по собственной инициативе, так и по предложению краевого исполнительного комитета;

б) утверждение предположенного окружным исполнительным комитетом распределения доходов и расходов между окружными, городскими и районными бюджетами;

в) рассмотрение и утверждение окружного бюджета и принятого городским советом бюджета окружного города, а равно рассмотрение и утверждение отчета по исполнению их;

г) утверждение предложенных окружными исполнительными комитетами ставок местных налогов и сборов, в размерах не свыше определенных краевым съездом советов предельных ставок.

84. Чрезвычайные окружные съезды советов созываются по предложению краевого исполнительного комитета, по постановлению окружного исполнительного комитета или по требованию районных исполнительных комитетов и городских советов, объединяющих не менее одной трети населения округа.

 

Б. Об окружном исполнительном комитете

 

85. Окружной исполнительный комитет избирается в составе не более тридцати пяти человек и кандидатов к ним, в числе не более одной третьей части числа членов окружного исполнительного комитета.

86. Окружной исполнительный комитет избирает из своей среды президиум в составе пяти - девяти членов, в том числе председателя, его заместителя и секретаря.

87. В заседаниях окружного исполнительного комитета могут участвовать с правом совещательного голоса заведующие отделами окружного исполнительного комитета (если они не являются членами исполнительного комитета), а также особо приглашенные лица.

88. Для разрешения наиболее важных для округа вопросов, для выслушивания докладов и отчетов окружного исполнительного комитета, а равно для обсуждения вопросов государственного и краевого значения, окружным исполнительным комитетом созываются расширенные (сессионные) заседания окружного исполнительного комитета.

В расширенных (сессионных) заседаниях окружного исполнительного комитета, кроме его членов и кандидатов к ним, участвуют председатели городских советов, председатели районных исполнительных комитетов, сельских советов - в порядке очередности, представители краевого исполнительного комитета, а также представители окружного профессионального объединения и окружного кооперативного объединения. Указанные лица, кроме членов окружного исполнительного комитета, участвуют с правом совещательного голоса.

89. Окружной исполнительный комитет делегирует своего представителя на расширенные (сессионные) заседания районных исполнительных комитетов. Последний пользуется на названных заседаниях правом совещательного голоса.

90. В соответствии со ст. 15 настоящего Положения, к предметам ведения окружного исполнительного комитета относится:

а) наблюдение за своевременным и законным производством выбора городских, поселковых и сельских советов и районных исполнительных комитетов и за созывом съездов на территории округа;

б) отмена и изменение постановлений и распоряжений всех подведомственных ему на территории округа учреждений, в соответствии с действующим законодательством;

в) контроль и наблюдение над деятельностью государственных учреждений и предприятий, не подведомственных окружному исполнительному комитету (за исключением учреждений действующих армий и Народного Комиссариата по Иностранным Делам).

Примечание. Контроль не должен сопровождаться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность контролируемых учреждений и предприятий;

 

г) издание, на основании существующих законоположений, обязательных постановлений и наложение административных взысканий;

д) назначение, устранение, смещение и отвод, с соблюдением существующих узаконений, должностных лиц в пределах округа и наложение на них дисциплинарных взысканий, в соответствии с действующими положениями;

е) право непосредственного сношения в отдельных случаях с центральными органами Республики по вопросам, касающимся округов и командирования в центральные органы Республики докладчиков по означенным вопросам, с одновременным уведомлением краевого исполнительного комитета о всех случаях непосредственного сношения с центром и командирования в центр докладчика, с представлением в краевой исполнительный комитет копии означенных сношений и докладов.

91. В области управления и охраны революционного порядка окружные исполнительные комитеты принимают в окружном масштабе меры, указанные в ст. 47 настоящего Положения, за исключением мероприятий, изложенных в пункте "д" ст. 47.

92. В области национальной политики окружной исполнительный комитет выполняет в пределах округа функции, предусмотренные ст. 49 этого Положения.

93. Функции окружного исполнительного комитета по национальной политике осуществляются в порядке, аналогичном указанному в ст. 50.

94. На окружной исполнительный комитет возлагается в области финансовой:

а) составление местных (окружного и окружного города) бюджетов, представление означенных бюджетов на утверждение окружного съезда советов и, по утверждении им, краевому исполнительному комитету. Общее руководство в пределах округа, в соответствии с законоположениями и указаниями краевого и окружного съезда советов и краевого исполнительного комитета, всеми делами по местным финансам;

б) утверждение местных районных и городских бюджетов, за исключением бюджета окружного города, а также отчетов по их исполнению;

в) исполнение окружного (местного) бюджета, предварительное распределение местных доходов и расходов между бюджетами: окружными, городскими (на территории округа) и районными, представление на утверждение окружного съезда советов отчетов по исполнению местных бюджетов - окружного и окружных городов;

г) общий надзор по взиманию государственных и местных налогов и сборов, согласно установленных правил, установление сроков уплаты местных налогов и сборов, предоставленных на покрытие отнесенных на округ расходов;

д) возбуждение ходатайств перед краевым исполнительным комитетом об отпуске субвенций, пособий, ссуд и т.п. и распределение по районам и подведомственным учреждениям отпущенных воспособлений;

е) распределение между районами государственных и местных налогов и сборов, установление разрядов урожайности по округу;

ж) выработка проектов ставок местных налогов и сборов по округу в размерах, не выше определенных краевым съездом советов предельных ставок, возбуждение ходатайств перед краевым исполнительным комитетом о введении в пределах округа или его части новых, не предусмотренных действующими узаконениями налогов и сборов и ставок по ним, а также об увеличении существующих местных налогов и сборов свыше предельных ставок;

з) заключение в установленном порядке займов у государственных, кооперативных и частных учреждений (банковских и иных), действующих в пределах Союза С.С.Р.;

и) распоряжение, согласно утвержденной сметы, доходами, поступившими в его пользование от промышленных предприятий, находящихся в ведении окружного исполнительного комитета, от коммунальных предприятий общего пользования и от арендной платы за предприятия;

к) сложение недоимок и освобождение отдельных маломощных плательщиков от уплаты налогов и сборов, в пределах прав, предоставляемых законоположениями, и возбуждение ходатайств перед краевым исполнительным комитетом об освобождении от налогов и сборов или о сложении их с отдельных групп плательщиков селений или районов;

л) общее руководство выполнением всех постановлений и распоряжений вышестоящих органов власти в отношении финансовой и налоговой деятельности в пределах округа;

м) передвижение, в исключительных случаях, кредитов по местному бюджету, окружному или окружного города, в пределах действующих узаконений;

н) принятие мер к организации и развитию кредитных учреждений в округе;

о) утверждение постановлений районных съездов советов о расходовании средств из особого запасного фонда, образуемого из регулярных отчислений от сумм, обращающихся по районному бюджету, по постановлениям означенных съездов;

п) содействие органам государственного страхования и наблюдение за их деятельностью в пределах края.

95. На окружной исполнительный комитет возлагается в области промышленности и торговли:

а) руководство предприятиями государственной промышленности и торговли окружного значения, а также надзор в пределах округа за государственной промышленностью и торговлей, не находящейся в непосредственном ведении окружного исполнительного комитета;

б) составление окружных производственных планов и смет и представление их на утверждение в краевой исполнительный комитет;

в) оказание всяческого содействия рациональной разработке недр в пределах округа и наблюдение за выполнением всех указаний и мероприятий в этом отношении краевого исполнительного комитета;

г) участие в регулировании частной торговли и промышленности в пределах действующих узаконений;

д) разрешение вопросов о сдаче в аренду промышленных предприятий окружного значения, а также о переброске их оборудования;

е) разрешение вопросов о переводе промышленных предприятий местного значения на хозяйственный расчет, об учреждении промышленных предприятий окружного значения, предоставление им необходимого уставного капитала и представление уставов организуемых объединений на утверждение краевого исполнительного комитета в порядке, установленном законом;

ж) учет и охрана государственного имущества и предприятий;

з) надзор за состоянием и работой сданных в аренду предприятий, принятие мер к точному выполнению арендных договоров;

и) содействие развитию всех видов кооперации и кустарной промышленности в округе и кооперирование последней;

к) участие в установлении сроков выборов и перевыборов постоянных органов кооперации.

96. В области сельского хозяйства окружной исполнительный комитет:

а) осуществляет в пределах округа права и обязанности, предоставленные в этой отрасли деятельности краевому исполнительному комитету;

б) принимает необходимые меры для поддержки коллективных хозяйств, а также переходящих к более совершенным способам ведения сельского хозяйства;

в) организует агрономическую помощь населению, выставки, случные пункты и т.п., ведает борьбой с вредителями сельского хозяйства, содействует организации складов сельско-хозяйственных машин и орудий, наблюдает и контролирует их деятельность;

г) организует мероприятия по землеустройству и поднятию всех видов сельского хозяйства;

д) ведет лесное хозяйство и принимает меры борьбы с лесными пожарами;

е) наблюдает за соблюдением правил и сроков охоты и рыболовства;

ж) управляет советскими хозяйствами местного значения, не сданными в аренду, сельско-хозяйственными трестами и другими учреждениями и организациями, не состоящими в ведении центральных и краевых органов;

з) утверждает окружную земельную комиссию, действующую на основании особого о ней Положения;

и) осуществляет регистрацию землепользования.

97. В области труда окружной исполнительный комитет:

а) осуществляет надзор за исполнением государственными, общественными и частными предприятиями, учреждениями и также отдельными лицами законов и правил о наемном труде и принимает меры принуждения к исполнению их;

б) организует посредничество по найму и мероприятия по борьбе с безработицей;

в) наблюдает за исполнением во всех предприятиях в пределах округа коллективных договоров и тарифных соглашений;

г) содействует разрешению конфликтов, возникающих на почве применения наемного труда, и наблюдает за соблюдением установленных законом тарифов и ставок заработной платы;

д) наблюдает за соблюдением техническо-санитарных мероприятий государственных, общественных и частных промышленных, торговых и кустарных предприятий и учреждений;

е) осуществляет надзор за выполнением законов о социальном страховании.

98. В области культурно-просветительной, народного здравия и социального обеспечения окружной исполнительный комитет ведает:

а) принятием в пределах округа мер, предоставленных в этой отрасли областному исполнительному комитету;

б) принятием мер к поднятию округа в культурном и политическом отношении;

в) надзором за соблюдением правил о публичных собраниях, зрелищах и печатных изданиях;

г) организацией и содержанием общих и специальных учебных заведений, а также устройством и содержанием библиотек, музеев, театров, культурно-просветительных клубов и охраной памятников искусства, старины и природы;

д) наблюдением за правильностью постановки преподавания во всех учебных заведениях округа;

е) организацией охраны интересов несовершеннолетних и детей;

ж) организацией санитарного надзора в округе и мероприятий по борьбе с эпидемиями; принимает необходимые меры по предупреждению распространения заразных болезней и по организации борьбы с таковыми; осуществляет борьбу с социальными болезнями; ведает организацией лечебного дела и учетом квалифицированного медицинского персонала;

з) организацией и содержанием медицинских учреждений, курортов окружного масштаба, а также учреждений по охране материнства и младенчества;

и) организацией в окружном масштабе учреждений социального обеспечения, мероприятий по развитию крестьянской общественной взаимопомощи, оказанием помощи семьям красноармейцев, инвалидам и семьям лиц, погибших при исполнении революционного долга, а также проведением мер по борьбе с беспризорностью, нищенством и проституцией.

99. В деле судебно-следственном окружной исполнительный комитет:

а) избирает и отзывает народных судей и народных следователей, а равно выдвигает кандидатов на должности членов постоянных судебных кассационных сессий краевого суда и народных заседателей таковых; также сообщает в краевой суд списки всех судебных работников округа;

б) входит с представлением в краевой исполнительный комитет об отозвании членов постоянной и выездной сессии краевого суда;

в) утверждает списки народных заседателей народных судов;

г) составляет план распределения судебных и следственных участков округа и представляет таковой план через краевой суд на утверждение краевого исполнительного комитета;

д) возбуждает перед краевым исполнительным комитетом вопрос об отводе и отзыве членов коллегии защитников;

е) наблюдает за деятельностью судебных и следственных учреждений в округе;

ж) входит с представлением в краевой исполнительный комитет об учреждении государственных нотариальных контор с соблюдением действующих на этот предмет правил.

100. В остальных отраслях управления и хозяйственной деятельности окружной исполнительный комитет осуществляет в окружном масштабе права и обязанности, указанные в соответствующих частях настоящего Положения в отношении краевого исполнительного комитета.

 

В. Об отделах окружного исполнительного комитета

 

101. Для осуществления деятельности по отдельным отраслям управления при окружном исполнительном комитете образуются следующие отделы:

1) общий,

2) финансовый,

3) земельный,

4) военный (окружной военный комиссариат),

5) местного хозяйства,

6) народного образования,

7) административный.

Кроме того, при окружном исполнительном комитете имеются:

а) орган государственного политического управления,

б) камера инспекции труда,

в) статистическое бюро,

г) уполномоченный краевого отдела рабоче-крестьянской инспекции.

Примечание 1. В округах с развитыми промышленностью или коммунальным хозяйством образуются, с разрешения краевого исполнительного комитета, самостоятельные отделы народного хозяйства и коммунальный.

Примечание 2. Функции военного отдела осуществляются окружным военным комиссариатом, действующим на основе штатов и Положений, утвержденных Революционным Военным Советом Союза С.С.Р.

 

102. Кроме того, на территории округа образуется окружная участковая прокуратура, согласно особого о ней Положения.

103. Общий отдел окружного исполнительного комитета состоит из отделений: а) канцелярии, б) финансово-материального, обслуживающего весь отдел, в) здравоохранения и г) социального обеспечения.

104. Положения и штаты отделов и инспектур окружного исполнительного комитета, а также отделений общего отдела разрабатываются в общем порядке.

105. Заведующие отделами окружного исполнительного комитета избираются окружным исполнительным комитетом сроком на один год.

Примечание. Заведующий отделом окружного исполнительного комитета может и не быть членом окружного исполнительного комитета.

 

106. Заведующий соответствующим отделом краевого исполнительного комитета имеет право отвода заведующего отделом окружного исполнительного комитета. В случае разногласия между окружным исполнительным комитетом и заведующим отделом краевого исполнительного комитета, вопрос разрешается президиумом краевого исполнительного комитета.

107. Заведующие отделами окружного исполнительного комитета несут ответственность за ход работы отделов и всех подведомственных отделу учреждений как перед окружными исполнительными комитетами, так и перед соответствующим отделом краевого исполнительного комитета.

108. Разногласия между окружным исполнительным комитетом и отделами краевого исполнительного комитета разрешаются президиумом краевого исполнительного комитета.

109. Окружной исполнительный комитет или его президиум могут под своею ответственностью приостанавливать проведение в жизнь распоряжений отделов краевого исполнительного комитета при явном несоответствии данного распоряжения постановлению центральной власти или краевого исполнительного комитета.

Примечание. О приостановке этих распоряжений, о своих соображениях относительно необходимости отмены окружной исполнительный комитет немедленно извещает президиум краевого исполнительного комитета, соответствующий народный комиссариат и заведующего соответственным отделом краевого исполнительного комитета.

 

110. Отделы краевого исполнительного комитета могут обжаловать решения окружного исполнительного комитета или его президиума в краевой исполнительный комитет, при чем обжалование это не приостанавливает приведения в исполнение решений окружного исполнительного комитета и его президиума.

111. Смещение или временное отстранение до истечения срока от должности заведующего отделом может быть произведено по постановлению окружного исполнительного комитета или его президиума с немедленным доведением об этом до сведения президиума краевого исполнительного комитета и соответствующего краевого отдела.

 

Глава VI. О районных съездах советов и районных

исполнительных комитетах

 

112. На районные съезды советов и районные исполнительные комитеты Северо-Кавказского края распространяется действие Положения о волостных съездах советов и волостных исполнительных комитетах, утвержденного 2-й сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XI созыва (Собр. Узак., 1924, N 82, ст. 826), с нижеследующими изменениями:

 

А. В отношении районных съездов советов

 

1) Районный съезд советов составляется из представителей всех советов, находящихся на территории района, по расчету - от сельских советов по одному депутату на пятьсот жителей.

 

Б. В отношении районных исполнительных комитетов

 

1) Районный исполнительный комитет состоит из пятнадцати членов и не более пяти кандидатов к ним.

2) Для проведения в жизнь своих постановлений, а также постановлений высших органов власти, для руководства, направления и объединения деятельности всех подчиненных районному исполнительному комитету органов, последний избирает из состава своих членов президиум в составе не свыше пяти членов.

3) Президиум районного исполнительного комитета:

а) руководит заседаниями районного исполнительного комитета и представляет отчеты о своей деятельности на этих заседаниях;

б) подготовляет материалы для заседаний районного исполнительного комитета;

в) издает обязательные постановления в пределах предоставленных ему прав;

г) наблюдает за исполнением постановлений районного исполнительного комитета;

д) ведет сношения от имени районного исполнительного комитета;

е) налагает административные взыскания на граждан за нарушение обязательных постановлений в пределах и порядке, установленных законом;

ж) разрешает вопросы и конфликты, касающиеся взаимоотношений между отдельными членами районного исполнительного комитета, ведающими отдельными отраслями работы, с одной стороны, и нижестоящими советами - с другой;

з) отменяет в случае надобности постановления нижестоящих органов власти;

и) руководит выборами советов на территории района и наблюдает за законностью их производства;

к) руководит и направляет деятельность нижестоящих органов власти и должностных лиц в пределах района.

4) При районном исполнительном комитете образуются следующие отделения:

а) административное,

б) военное,

в) общее,

г) земельное,

д) финансово-налоговое.

5) Во главе каждого отделения стоит заведующий отделением (который может и не быть членом исполнительного комитета), назначаемый районным исполнительным комитетом. За заведующим соответствующим отделом окружного исполнительного комитета сохраняется право отвода заведующего соответствующим отделением районного исполнительного комитета.

6) Штаты районного исполнительного комитета утверждаются окружным исполнительным комитетом.

Примечание. Штаты районных исполнительных комитетов, касающиеся объединенных ведомств, должны быть предварительно согласованы с заведующим соответствующим отделом, управлением и проч. окружного исполнительного комитета.

 

Глава VII. О сельских советах

 

113. На сельские советы Северо-Кавказского края распространяется действие Положения о сельских советах, утвержденного 2-й сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XI созыва (Собр. Узак., 1924, N 82, ст. 827).

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024