| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

 

ПИСЬМО

от 30 ноября 1978 г. N С-7/189-а

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ,

ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ ПО ПЕРЕВОЗКАМ

 

Госарбитраж при Совете Министров СССР в порядке информации сообщает об ответах, данных на отдельные запросы:

 

1. О применении "Единого перечня скоропортящейся

сельскохозяйственной и приравненной к ней продукции"

 

В Едином перечне скоропортящейся сельскохозяйственной и приравненной к ней продукции, утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 07.08.77 N 19 не указаны отдельные виды скоропортящейся сельскохозяйственной продукции (например, капуста средняя и поздняя, картофель поздний, лук репчатый и т.д.), которые включены в перечень, приложенный к Правилам перевозок скоропортящихся грузов, утвержденным МПС.

При рассмотрении споров, связанных с просрочкой в доставке грузов, порчей продукции при перевозке, возник вопрос, каким перечнем (приложенным к Правилам перевозок скоропортящихся грузов или Единым перечнем) следует руководствоваться органам арбитража.

Госарбитраж СССР по согласованию с Госстандартом СССР сообщил.

Единый перечень скоропортящейся сельскохозяйственной и приравненной к ней продукции, утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 07.08.77 N 19, не отменяет принятые МПС и другими ведомствами правила перевозок сельскохозяйственных грузов, которые должны обеспечивать сохранность перевозимых грузов.

Поэтому при решении споров, связанных с нарушением сроков доставки скоропортящейся плодоовощной продукции и порчей ее при перевозке, органам Госарбитража следует руководствоваться приложением N 3 Правил перевозок скоропортящихся грузов (письмо от 12.07.78 N С-7/123).

 

2. О применении п. 9 Инструктивных указаний

Госарбитража СССР от 29.03.68 N И-1-9

 

На возникшие при применении п. 9 Инструктивных указаний от 29.03.68 N И-1-9 вопросы о том, может ли Госарбитраж, которому неподведомственны споры, связанные с перевозкой, привлечь в качестве ответчика перевозчика, Госарбитраж СССР разъяснил.

В пункте 23 Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами указано, что при наличии достаточных оснований арбитраж вправе до принятия решения по делу привлечь соответствующее предприятие, организацию и учреждение в качестве другого ответчика. В соответствии с этим п. 9 Инструктивных указаний Госарбитража СССР от 29.03.68 N И-1-9 (в редакции Инструктивных указаний от 31.05.77 N И-1-1) предоставляет госарбитражам право в таких случаях привлекать железную дорогу в качестве ответчика по делу. Под достаточными основаниями следует понимать документы или обстоятельства, свидетельствующие о том, что не исключена вина железной дороги в неисправной перевозке.

Определение о привлечении железной дороги к участию в деле вправе вынести и тот госарбитраж, которому неподведомственны споры, связанные с перевозкой грузов по железной дороге, если в материалах дела имеются достаточные к тому основания, после чего передать это дело по подведомственности (письмо от 17.05.78 N С-7/88-а).

 

3. При неправильном списании расчетной конторой провозной

платы с грузоотправителя (грузополучателя) претензии

предъявляются дороге назначения

 

При разрешении споров, связанных с неправильным списанием расчетными конторами железных дорог провозной платы, в арбитражной практике возникли следующие вопросы: кто (грузоотправитель или грузополучатель) и кому (дороге назначения, дороге отправления или расчетной конторе) должен предъявлять претензию о возврате неправильно списанных сумм.

Госарбитраж СССР сообщил.

В соответствии со ст. 170 Устава железных дорог в случае неправильного списания расчетной конторой в результате арифметической ошибки или описки провозной платы с грузоотправителя или грузополучателя, они вправе предъявить претензию к управлению железной дороги назначения. Право на предъявление претензии имеет грузоотправитель или грузополучатель в зависимости от того, с кого из них было произведено ошибочное взыскание. К претензии должны быть приложены документы, предусмотренные Правилами расчетов по перевозкам и подтверждающие требования грузоотправителя или грузополучателя (письмо от 16.02.78 N С-7/42).

 

4. Порядок, указанный в § 55 Правил эксплуатации

железнодорожных подъездных путей, зачисления

за предприятием, организацией, учреждением вагонов,

подаваемых по уведомлению, применяется независимо от того,

чьим локомотивом производятся подача и уборка вагонов

 

Параграфом 55 Правил эксплуатации железнодорожных подъездных путей предусмотрен порядок зачисления за предприятием, организацией, учреждением на ответственный простой вагонов, подаваемых на подъездной путь по уведомлению.

В практике рассмотрения споров возник вопрос, применяется ли указанный в этом параграфе порядок зачисления на ответственный простой вагонов в случаях, когда договором установлен срок оборота вагонов при обслуживании подъездного пути локомотивом ветвевладельца.

Госарбитраж СССР по согласованию с Министерством путей сообщения разъяснил.

В соответствии с § 55 Правил эксплуатации железнодорожных подъездных путей при подаче и уборке вагонов по уведомлению они засчитываются за предприятием, организацией и срок их простоя исчисляется не ранее срока, указанного в уведомлении. Этим параграфом предусмотрен также порядок зачисления вагонов при подаче с опозданием против срока, указанного в уведомлении, или без уведомления.

Указанный порядок применяется как при подаче и уборке вагонов локомотивом железной дороги, так и локомотивом предприятия, организации (письмо от 05.10.77 N С-7/169).

 

5. О порядке применения норм естественной

убыли в случае обнаружения в пункте назначения

недостачи грузов, перевозимых в прямом смешанном

железнодорожно-водном сообщении

 

На запрос о применении норм естественной убыли при перевозке навалочных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении в случае обнаружения в пункте назначения недостачи Госарбитраж СССР разъяснил.

В соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взвешивание грузов при передаче их с железнодорожного транспорта на водный и обратно производится по требованию принимающей стороны. При отсутствии такого требования груз передается по весу, указанному в накладной. Норма естественной убыли, как указано в § 73 упомянутых Правил, должна исчисляться в целом против общего количества по всем включенным в тот или иной перечень по вагонным накладным или судовой накладной.

Правилами перевозок грузов (раздел 10 "Нормы естественной убыли грузов при перевозках по железным дорогам") предусмотрено, что при перевозках грузов в смешанном сообщении нормы естественной убыли веса для каждого вида транспорта, участвующего в перевозке, применяются в одинарном размере за все расстояние перевозки на данном виде транспорта по прямому документу.

Следовательно, если груз в пункте перевалки передавался по весу, указанному в накладной, без взвешивания, нормы естественной убыли при выдаче груза грузополучателю должны начисляться к общему количеству за все расстояние перевозки по всем видам транспорта. Если же груз в пункте перевалки взвешивался и при этом какой-либо недостачи не было обнаружено, норма естественной убыли должна применяться от этого пункта перевалки (письмо от 25.10.78 N С-5/187).

 

6. О возложении на автотранспортное предприятие

материальной ответственности при нарушении грузополучателем

порядка оформления недостачи, порчи и повреждения груза

 

В ряде случаев грузополучатели, установившие недостачу, порчу, повреждение груза при приеме его от шофера, делают односторонние записи в товарно-транспортных документах и не составляют акты с участием представителя незаинтересованной организации при отказе шофера от составления акта установленной формы и от внесения записи в товарно-транспортные документы.

На вопрос о том, можно ли в таких случаях возлагать ответственность за недостачу, порчу, повреждение груза на автотранспортное предприятие, Госарбитраж СССР сообщил.

В ст. 157 Устава автомобильного транспорта РСФСР и соответствующих статьях Уставов автомобильного транспорта других союзных республик перечислены документы, которыми должны быть подтверждены недостача, порча или повреждение груза при перевозке и которые должны быть приложены к претензии. Поэтому, если в нарушение Правил составления актов запись в товарно-транспортных документах сделана грузополучателем односторонне и акт с участием незаинтересованной организации о недостаче, порче или повреждении груза при перевозке грузополучатель не составил, на автотранспортное предприятие не может быть возложена ответственность за такую недостачу, порчу или повреждение груза (письмо от 19.04.78).

 

7. При рассмотрении перевозчиком по существу претензии,

заявленной к нему с нарушением установленного срока,

претензионный порядок следует считать соблюденным

 

Имеют место случаи, когда на заседании арбитража выясняется, что претензия в связи с недостачей, порчей и повреждением груза заявлена к перевозчику с нарушением установленных сроков, но перевозчик принял эту претензию и рассмотрел ее по существу. Должен ли в этом случае арбитраж разрешить такой спор по существу или прекратить производство по делу в связи с несоблюдением претензионного порядка.

Госарбитраж СССР разъяснил.

Если претензия в связи с недостачей, порчей или повреждением груза заявлена к перевозчику с нарушением установленных сроков, но перевозчик принял эту претензию и рассмотрел по существу, спор, переданный заинтересованной стороной на рассмотрение арбитража, должен быть рассмотрен по существу, поскольку претензионный порядок следует считать соблюденным (письмо от 19.04.78 N С-7/75).

 

8. Об ответственности грузополучателя

за несвоевременный возврат подвижного состава,

принадлежащего предприятию-изготовителю

 

В практике разрешения споров о взыскании штрафа за несвоевременный возврат подвижного состава, принадлежащего изготовителю или арендованного им, возникли следующие вопросы: в течение какого времени должен начисляться штраф, а также подлежит ли взысканию указанный в Уставе железных дорог Союза ССР штраф, когда Особыми условиями поставки, нормативными актами, обязательными для сторон, и договором не предусмотрены порядок, сроки возврата такого подвижного состава и ответственность за несвоевременный его возврат. На эти вопросы Госарбитраж СССР сообщил.

За несвоевременный возврат подвижного состава, принадлежащего предприятию-изготовителю и прибывшего с продукцией, получатель продукции уплачивает штраф предприятию-изготовителю лишь в случаях, когда это предусмотрено Особыми условиями поставки или договором.

В некоторых Особых условиях поставки (например, в Особых условиях поставки химической и резинотехнической продукции) установлено, что указанный штраф уплачивается получателем в размере, предусмотренном Уставом железных дорог. При этом следует учитывать, что фактическое время нахождения подвижного состава у получателя исчисляется с момента принятия его от железной дороги и до сдачи порожнего подвижного состава дороге. Порожний подвижной состав возвращается изготовителю как груз на колесах. Поэтому штраф за несвоевременный его возврат должен начисляться до момента приема дорогой порожнего подвижного состава к перевозке, что указывается в графе 7 оборотной стороны накладной (письмо от 22.03.77 N С-7/49).

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024