| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |

       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР

N 94

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР

N 30

 

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

N 26/7

 

ИНСТРУКЦИЯ

от 28 декабря 1977 года

 

О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ ЗА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 09.06.77 N 491 "О мерах по усилению борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом, с потерями и расхищением автомобильного бензина и других горюче-смазочных материалов и по улучшению работы автозаправочных станций" утверждена настоящая Инструкция, применение которой обязательно для всех государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций и учреждений.

В целях выполнения указанного Постановления Совета Министров СССР устанавливается следующий порядок расчетов за перевозку грузов автомобильным транспортом.

1. Расчеты с автотранспортными предприятиями или организациями за все выполненные ими работы по перевозке грузов, экспедированию, погрузочно-разгрузочным и другим операциям и услугам, связанным с перевозкой грузов, производятся грузоотправителями или грузополучателями - заказчиками автотранспорта в соответствии с правилами Госбанка СССР и настоящей Инструкцией.

2. Расчеты за перевозки грузов с автотранспортными предприятиями и организациями производятся заказчиками автотранспорта по Единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами их применения.

3. Перевозка грузов товарного характера автомобильным транспортом в городском, пригородном, включая перевозки в сельской местности, и междугородном сообщениях (в том числе с участием грузовых автостанций органов управления автомобильным транспортом общего пользования союзных республик) осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной, составленной по форме, утвержденной в установленном порядке в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1 (не приводится).

4. Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и состоит из двух разделов:

I - Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;

II - Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с автотранспортными предприятиями, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с автотранспортными предприятиями, организациями за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Министерства и ведомства, в случае необходимости, в целях приближения учетных показателей типовой формы Товарного раздела к особенностям бухгалтерского учета материальных ценностей, установленным по отрасли, могут по согласованию с ЦСУ СССР внести в Товарный раздел товарно-транспортной накладной изменения отдельных учетных реквизитов. При этом Транспортный раздел, размещенный на оборотной стороне товарно-транспортной накладной, должен точно соответствовать утвержденной типовой форме и внесения каких-либо изменений в его реквизиты не допускается.

5. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для описания и оприходования товарно-материальных ценностей.

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно автотранспортными предприятиями, станциями железных дорог, пристанями, портами, аэропортами в соответствии с Правилами централизованного завоза и вывоза грузов, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках.

6. В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько партий грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

При кольцевом завозе товарно-материальных ценностей одним автомобилем в адрес нескольких получателей, подчиненных одному заказчику автотранспорта, порядок выписки товарно-транспортных накладных определяется в соответствии с соглашениями грузоотправителей и заказчиков автотранспорта.

7. Товарно-транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило в четырех экземплярах, обеспечивающих учет материальных ценностей и работу автотранспорта. При выписке товарно-транспортных накладных в четырех экземплярах:

- первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;

- второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;

- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Третий, служащий основанием для расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

8. При одновременном предъявлении к перевозке большого количества наименований товарно-материальных ценностей допускается применение вкладышей-продолжений товарно-транспортной накладной, заполняемых по форме листа товарно-транспортной накладной с повторением во вкладышах табличных реквизитов, а также серии и номера заглавного листа товарно-транспортной накладной, указанных в Товарном разделе.

9. По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, единым перевозочным документом служит акт замера (взвешивания), приложение N 2 (не приводится).

10. Акт замера (взвешивания) перевезенных грузов должен составляться грузоотправителем также в минимальном количестве, обеспечивающем учет работы автомобиля как по сдельной, так и по повременной форме оплаты.

При выписке акта в трех экземплярах:

- первый и второй экземпляры передаются автотранспортному предприятию или организации. Первый экземпляр служит основанием для расчетов автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;

- третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполняемых объемов перевозок.

11. Товарно-транспортные накладные, а также акты замера (взвешивания) являются документами строгой отчетности, изготовляются централизованно, типографским способом и должны иметь учетную серию и номер однозначный для всех экземпляров, выписываемых для каждой в отдельности ездки грузового автомобиля с грузом.

12. Порядок изготовления и заполнения типовой формы товарно-транспортной накладной и акта замера (взвешивания) устанавливается согласно приложению N 3 (не приводится).

13. Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к перевозке грузы товарного и нетоварного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными по грузам товарного характера или актами замера (взвешивания) по грузам нетоварного характера без указанных выше товарно-транспортных документов. Это требование распространяется на все виды перевозок груза, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий оплаты за его работу, за исключением перевозок, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "д" пункта 27 настоящей Инструкции.

14. Товарно-транспортные накладные или акты замера (взвешивания) совместно с путевыми листами служат едиными документами для учета транспортной работы, расчетов за перевозки, а товарно-транспортная накладная, выписываемая грузоотправителем, является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского оперативного и бухгалтерского учета.

15. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки товарных и нетоварных грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны заполнять товарно-транспортные накладные или акты замера (взвешивания) на каждую ездку грузового автомобиля и прилагать один экземпляр транспортного документа к путевому листу.

16. Порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки при перевозке грузов устанавливается Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках, а при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты - Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты.

17. Грузоотправители и грузополучатели несут установленную законом ответственность за достоверность данных о весе (массе) перевозимого груза и количестве грузовых мест, указанных ими в товарно-транспортных документах, а автотранспортные предприятия - за правильность указанных в этих документах расстояний перевозок и тарифного класса груза.

18. Расстояние перевозки и тарифный класс перевозимого груза указываются автотранспортными предприятиями после окончания перевозки груза в третьем и четвертом экземплярах товарно-транспортной накладной.

19. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителя-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортных документов.

20. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние, при условии обеспечения сохранности груза, могут оформляться одной товарно-транспортной накладной или одним актом замера (взвешивания) суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку.

Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых:

- первый остается у грузоотправителя;

- второй - у водителя;

- третий - у грузополучателя.

При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона может не выписываться.

При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет товарно-транспортную накладную или акт замера (взвешивания) на все количество перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется товарно-транспортная накладная или акт замера (взвешивания), подлежат уничтожению.

Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, учитывающие количество перевозимого груза и время работы автомобиля, а также время простоя по каждой ездке и другие, необходимые для последующего внесения этих данных в товарно-транспортные документы.

21. При определении объема перевезенного груза по геодезическому обмеру аккордно группой автомобилей, по согласованию сторон заказчик может оформить и выдать автотранспортному предприятию акт замера (взвешивания) на весь объем выполненной работы, без выдачи водителям талонов, а учет работы каждого автомобиля в отдельности в этом случае осуществляется автотранспортным предприятием. При этом оформление актов замера (взвешивания) на вывоз груза должен производиться не реже двух раз в месяц.

22. Основным первичным документом учета работы грузового автомобиля является путевой лист, выдаваемый водителю ежедневно при выпуске грузового автомобиля на линию. Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

23. Путевой лист является документом строгой отчетности, изготавливается типографским способом с учетной серией и типографским номером. Изготовление и снабжение путевыми листами автотранспортных предприятий, а также организаций и учреждений, имеющих собственный автотранспорт, производится централизованно их вышестоящими организациями в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 г. N 598, организация перевозок грузов в междугородных сообщениях, порядок изготовления и выдачи путевых листов для выполнения междугородных перевозок грузов предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися на территории союзной республики, устанавливается органами управления автомобильным транспортом общего пользования по согласованию с Госпланом союзной республики.

24. К путевым листам должны быть приложены товарно-транспортные документы, оформленные надлежащим образом. Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортных документах.

Счета и платежные требования, составленные по путевым листам без приложенных к ним товарно-транспортных документов, а также в случаях представления водителями путевого листа с приложением к нему неправильно оформленных (недооформленных) товарно-транспортных документов не должны предъявляться к оплате заказчику за работу автотранспорта, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б", "д" пункта 27 настоящей Инструкции, а также отказа заказчика от перевозки груза и других случаев, предусмотренных уставами автомобильного транспорта союзных республик.

25. Основанием для перевозки автотранспортом личных вещей и грузов граждан является путевой лист с приложением к нему квитанций (приходного ордера) на оплату транспортных услуг и в необходимых случаях транспортной накладной, форма которой утверждается органами управления автомобильным транспортом союзных республик.

26. Формы путевого листа для грузового автомобиля и порядок их заполнения устанавливаются согласно приложению N 4 (не приводится).

27. Применение повременных тарифов по оплате работы автомобиля допускается в случаях:

а) если при перевозке грузов нетоварного характера невозможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера (очистка территории от мусора, перевозка грузов внутри территории предприятий и строек и т.п.);

б) при внутризаводских, внутрипостроечных и внутрискладских перевозках грузов, когда применение отдельных тарифов нецелесообразно;

в) при внутригородских перевозках с заездами не менее чем в 4 пункта за одну ездку, когда применение сдельных тарифов нецелесообразно;

г) при перевозках грузов автомобилем грузоподъемностью до 1 тонны включительно;

д) при использовании автомобиля для обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, перевозки почты и периодической печати внутри города, а также научно-изыскательских, геологических работах, для киносъемок и при стихийных бедствиях;

е) внутригородских перевозках грузов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, когда применение сдельных тарифов нецелесообразно.

28. При работе автотранспорта по повременной оплате, в актах замера (взвешивания) и товарно-транспортных накладных заказчиком наносится штемпельная надпись: "Почасовая".

29. Данные о работе автомобильного транспорта, оплачиваемого по повременным тарифам, отражаются в путевых листах и приложенных к ним товарно-транспортных накладных при перевозке товарных грузов или в актах замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов.

30. Запрещается включать в путевые листы перевозки грузов автомобильным транспортом, не подтвержденные товарно-транспортными накладными или актами замера (взвешивания). Перевозки грузов, не подтвержденные товарно-транспортными накладными или актами замера (взвешивания), не могут включаться в отчет о выполненных объемах перевозок.

31. Предприятия и организации - грузоотправители (грузополучатели) обязаны не реже одного раза в квартал производить сверки данных, на основании которых автотранспортные предприятия и организации выписывают счета на оплату перевозок грузов, с фактически перевезенным этими предприятиями количеством груза, а также расстоянием этих перевозок.

Указанные сверки производятся в автотранспортных предприятиях и организациях по графикам утвержденным ими по согласованию с грузополучателями.

Выявленные в ходе сверки суммы, излишне полученные автотранспортными предприятиями в результате приписок при перевозке грузов перечисляются ими в пятидневный срок со дня подписания акта в доход союзного бюджета на раздел 12 § 25 "Прочие поступления".

О фактах выявленных приписок за проверенный квартал участники сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям, а также органам ЦСУ СССР и одновременно внести соответствующие изменения в отчетность по выполнению объема перевозок груза, прибыли и другим технико-экономическим показателям.

Форма акта сверки и порядок его составления прилагается (приложение N 5 и N 6 - не приводятся).

32. В связи с изданием настоящей Инструкции считать утратившими силу Инструкцию Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 27 июня 1959 г. N 183/743/7-305 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" и письмо Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 17 сентября 1966 г. N 294/1540/7-305.

 

Заместитель Министра

финансов СССР

В.Н.МАСЛЕННИКОВ

 

Заместитель Председателя

Правления Госбанка СССР

П.И.ПЧЕЛИН

 

Заместитель Начальника

ЦСУ СССР

И.А.ПОГОСОВ

 

Согласовано

Заместитель Председателя

Госплана СССР

М.В.РАКОВСКИЙ

 

Заместитель Председателя

Госснаба СССР

Г.Ф.ИВАНОВСКИЙ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2021