| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

 

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 30 июля 1976 г. N И-1-23

 

О ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПЕРЕВОЗОК

ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-ВОДНОМ

И ВОДНОМ СООБЩЕНИИ

 

В целях обеспечения единства арбитражной практики по разрешению споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении, Госарбитраж при Совете Министров СССР предлагает органам арбитража руководствоваться следующими указаниями:

1. Перевозкой грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении является перевозка, осуществляемая разными видами транспорта (железной дорогой, морским или речным транспортом) по единым накладным прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения или прямого смешанного водного сообщения, составленным на весь путь следования.

При разрешении споров, связанных с перевозкой в прямом смешанном сообщении, органам арбитража следует руководствоваться разделом 5 Устава железных дорог Союза ССР, разделом 8 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, соответствующими статьями Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, разделом 5 Общих правил морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и Правилами перевозки грузов в прямом водном сообщении речными и морскими пароходствами СССР.

В части, не предусмотренной этими разделами уставов и правилами, при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении применяются, как это указано в ст. 97 Устава железных дорог и в ст. 148 Устава внутреннего водного транспорта, нормы уставов, кодексов, правил и тарифов, регулирующих перевозки на соответствующем виде транспорта.

При этом следует руководствоваться, если иск предъявлен: к железной дороге - нормами Устава железных дорог; к речному пароходству - нормами Устава внутреннего водного транспорта; к морскому пароходству - нормами Кодекса торгового мореплавания.

2. Статья 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и соответствующие статьи транспортных уставов и кодексов устанавливают, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки, обязательно предъявление ему претензии, а также предусматривают порядок и сроки на их предъявление и рассмотрение. Следовательно, привлечение железной дороги или пароходства к делу, вытекающему из перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, если в отношении этих транспортных организаций не был соблюден установленный претензионный порядок, не допускается.

При приеме исковых заявлений арбитражам необходимо проверять соблюдение истцом установленных порядка и сроков предъявления претензии к железной дороге или пароходству. Если при этом будет установлено, что истцом не соблюден порядок и сроки предъявления претензии, арбитраж не должен принимать исковое заявление к рассмотрению.

Если дорога или пароходство отказались рассмотреть претензию по существу, со ссылкой на нарушение грузополучателем (грузоотправителем) претензионного порядка, а истец оспаривает правомерность отказа в рассмотрении претензии и считает претензионный порядок соблюденным, арбитражу следует принять исковое заявление и рассмотреть возникшее разногласие в заседании. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается арбитражем по существу.

3. Согласно ст. 170 Устава железных дорог, ст. 222 Устава внутреннего водного транспорта и ст. 295 Кодекса торгового мореплавания претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении, предъявляются:

а) к управлению железной дороги назначения, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

б) к управлению речного пароходства назначения, когда конечным пунктом перевозки является речной порт (пристань);

в) к управлению морского пароходства, в ведении которого находится морской порт (пристань) - конечный пункт перевозки, независимо от того, что груз перевозился на судне другого пароходства.

Если конечным пунктом перевозки является порт (пристань), находящийся в ведении не транспортного министерства или ведомства, претензии согласно § 8 Правил предъявления и рассмотрения претензий, утвержденных Министерством морского флота 17 октября 1969 года, с изменениями, внесенными 21 июня 1975 года, предъявляются морскому пароходству - перевозчику. Иски в этом случае должны предъявляться к тому же пароходству-перевозчику.

4. Если железная дорога или пароходство в объяснениях на исковое заявление ссылаются на вину другой транспортной организации, участвующей в перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, а арбитраж установит, что без этой транспортной организации невозможно разрешить спор по существу, последняя может быть привлечена в качестве ответчика, если в отношении ее соблюдены установленные § 111 и § 130 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, порядок и сроки пересылки претензий, а утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли до передачи его конечному перевозчику.

5. В том случае, когда железная дорога или пароходство назначения направит предъявленную претензию соответственно железной дороге или пароходству перевалки, считая ее (его) ответственным по такой претензии, и уведомит об этом заявителя, такое уведомление не может считаться ответом на претензию. Срок на предъявление иска в арбитраж должен исчисляться в этом случае со дня получения ответа по существу предъявленной претензии от железной дороги или пароходства, которым была переслана претензия, либо от дороги или пароходства назначения, если такой ответ дан в пределах установленного срока.

В случаях, когда претензия оставлена без ответа или ответ дан дорогой или пароходством несвоевременно, срок на предъявление иска исчисляется со дня истечения срока, установленного для ответа на предъявленную заявителем претензию, исчисляемого со дня ее получения железной дорогой или пароходством назначения.

6. В соответствии со ст. 75 Устава железных дорог окончательные расчеты между железными дорогами и грузополучателями по перевозкам должны производиться на станции назначения до выдачи груза. Споры между железными дорогами и грузополучателями или грузоотправителями о переборах или недоборах по провозной плате и сборам, возникшие после выдачи груза, в органах арбитража рассмотрению не подлежат.

В тех случаях, когда споры между железной дорогой и грузополучателем или грузоотправителем о доплате или возврате излишне взысканной провозной платы и сборов возникли до или при оформлении выдачи груза, такие споры подлежат рассмотрению органами арбитража на общих основаниях.

Указанное правило не применяется в тех случаях, когда согласно совместному Приказу Министерства путей сообщения и Правления Госбанка СССР от 2 августа 1968 г. N 58/цз-486 "О порядке расчетов за перевозки грузов по железным дорогам через расчетные товарные конторы" взыскание дополнительных провозных плат и сборов с грузополучателя производится в безакцептном порядке через расчетную контору независимо от срока выдачи груза станцией. Грузополучатель при выявлении переплат по провозной плате и сборам при расчетах через расчетные товарные конторы вправе предъявить соответствующее требование к железной дороге независимо от срока выдачи груза, но в пределах срока на предъявление претензии.

Претензии о возврате перебора провозных платежей, предъявленные к управлению речного пароходства назначения, разрешаются управлением пароходства. Такие споры согласно ст. 231 Устава внутреннего водного транспорта не подлежат рассмотрению в органах арбитража.

Споры между морскими пароходствами и грузополучателями или грузоотправителями о переборах или недоборах по провозной плате и сборам подлежат рассмотрению в органах арбитража на общих основаниях.

7. В соответствии с действующим законодательством иски к железным дорогам и пароходствам, вытекающие из перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, подлежат рассмотрению по установленной подведомственности в государственном арбитраже по месту нахождения соответственно управления пароходства или железной дороги назначения. При предъявлении претензии к морскому пароходству-перевозчику спор рассматривается по месту нахождения этого пароходства (п. 3 письма).

Изложенное правило применяется и тогда, когда иск предъявлен одновременно к управлению железной дороги или пароходства и к грузополучателю или грузоотправителю, а также в случаях, когда в качестве второго ответчика привлечена железная дорога или пароходство перевалки.

Иски, вытекающие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном или водном сообщении с участием внешнеторговых организаций, рассматриваются в г. Москве в соответствии с подведомственностью, установленной Положениями о госарбитражах.

8. При приеме исковых заявлений арбитраж должен проверить наличие документов, представление которых согласно ст. ст. 169 и 173 Устава железных дорог, ст. ст. 219 и 223 Устава внутреннего водного транспорта и ст. ст. 296 и 298 Кодекса торгового мореплавания является обязательным.

При неприложении к исковому заявлению перечисленных в этих статьях документов в приеме искового заявления должно быть отказано.

В том случае, когда грузополучатель или грузоотправитель не может приложить необходимые для рассмотрения спора документы, ссылаясь на то, что они не возвращены железной дорогой или пароходством, которым они были направлены с претензией, арбитраж обязан при подготовке дела к рассмотрению запросить указанные документы соответственно от дороги или пароходства.

Однако истец должен приложить к исковому заявлению доказательства об отправке этих документов перевозчику.

9. В соответствии с § 133 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении расчеты по штрафам между транспортными организациями, участвующими в смешанной перевозке, производятся между железными дорогами и управлениями пароходств перевалки. Следовательно, претензии и иски о взыскании таких штрафов могут предъявляться только управлениями железных дорог или управлениями пароходств. К исковому заявлению должны быть приложены копия платежного требования, расчет и другие обосновывающие иск документы.

10. До обращения в арбитраж с исками к грузополучателям и грузоотправителям управления дорог и управления пароходств должны предъявлять им претензии в порядке и сроки, установленные Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам.

В таком же порядке должны предъявляться претензии транспортных организаций, участвующих в перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, друг к другу, в том числе и об уплате штрафов.

11. При приеме к рассмотрению исков грузополучателей или грузоотправителей о взыскании с железной дороги или пароходства стоимости утраченного груза арбитражи должны исходить из того, что подача грузополучателем, а в надлежащих случаях грузоотправителем заявления о производстве розыска недоставленного по назначению груза не освобождает его от предъявления дороге или пароходству в установленном порядке и сроке претензии о возмещении стоимости утраченного груза.

12. По иску, заявленному одновременно к железной дороге или пароходству, грузополучателю или грузоотправителю, не допускается объединение в одном заявлении требований, основанных на коммерческом акте, с требованиями, основанными на других документах, за исключением случаев, когда станция, порт (пристань) необоснованно уклонились от составления коммерческого акта или назначения экспертизы. В таких случаях грузополучатель обязан обжаловать отказ в составлении коммерческого акта или назначении экспертизы, а приемку груза произвести в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, особыми условиями поставки или иными обязательными правилами.

13. При решении вопроса о том, надлежащим ли истцом предъявлен иск к железной дороге или пароходству, арбитражу следует исходить из того, что грузополучатель или грузоотправитель, предъявлявший к железной дороге или пароходству претензию, может в последующем согласно ст. 172 Устава железных дорог, ст. 221 Устава внутреннего водного транспорта и ст. 297 Кодекса торгового мореплавания переуступить право на предъявление иска к железной дороге или пароходству: грузоотправитель - грузополучателю или грузополучатель - грузоотправителю; грузоотправитель или грузополучатель - вышестоящей организации. Кроме того, по искам к железной дороге или морскому пароходству допускается передача права на предъявление иска транспортно-экспедиционной организации.

14. К искам железных дорог, пароходств о возмещении убытков, причиненных грузоотправителями или грузополучателями вследствие нарушений правил перевозок грузов, применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 178 Устава железных дорог, ст. 227 Устава внутреннего водного транспорта и ст. 303 Кодекса торгового мореплавания. При этом в отношении требований о взыскании убытков, причиненных имуществу железной дороги, пароходства, начальный момент течения срока исковой давности определяется днем наступления события, когда были причинены эти убытки, а в отношении убытков, вызванных утратой, повреждением или порчей груза, принятого к перевозке, - со дня получения соответствующего платежного документа или извещения банка о произведенном взыскании суммы со счета дороги в пользу грузоотправителя (грузополучателя).

15. При рассмотрении иска, заявленного одновременно к транспортной организации и грузополучателю или грузоотправителю, следует иметь в виду, что претензия и иск к этой транспортной организации должны заявляться с соблюдением сроков, установленных ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а к грузополучателю или грузоотправителю иски должны заявляться в пределах сроков исковой давности, установленных ст. ст. 16 и 47 Основ и соответствующими статьями ГК союзных республик.

Если истцом пропущен срок исковой давности к транспортной организации либо грузополучателю или грузоотправителю, арбитраж вопрос о восстановлении этого срока решает на общих основаниях при наличии уважительных причин, в том числе и в случаях, когда срок исковой давности к грузополучателю или грузоотправителю пропущен вследствие ожидания ответа от транспортной организации.

Арбитражам следует иметь в виду, что сроки на предъявление претензий являются пресекательными и восстанавливать эти сроки арбитраж не вправе.

16. При перевалке грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, транспортные организации, участвующие в такой перевозке, имеют доступ к этим грузам.

Поэтому грузополучатель вправе требовать от транспортной организации выдачи груза в конечном пункте перевозки с проверкой его веса, количества мест и состояния. Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или по весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в исправной таре, выдаются без взвешивания по счету мест. С проверкой веса и состояния выдаются грузы в поврежденной таре (упаковке) либо с явными признаками недостачи или повреждения.

Если при такой выдаче будет обнаружена недостача, порча или повреждение груза, транспортная организация обязана составить коммерческий акт.

17. При прибытии в пункт назначения груза в исправном контейнере с неповрежденными пломбами грузоотправителя транспортная организация выдает груз получателю без проверки его веса, состояния и количества мест.

Грузополучатель при получении груза в контейнере, опломбированном пломбами транспортной организации, или в таре с исправными контрольными лентами и пломбами, наложенными транспортной организацией, вправе требовать от станции (порта, пристани) в пункте назначения проверки веса, количества мест и состояния груза в общем порядке. При обнаружении недостачи, порчи или повреждения груза должен быть составлен коммерческий акт независимо от того, был ли составлен коммерческий акт в пункте перевалки. Коммерческий акт согласно правилам составления актов, действующим на железнодорожном, речном и морском транспорте, может не составляться, если при выдаче в пункте назначения будет установлена недостача, порча или повреждение груза, которые удостоверены коммерческим актом, ранее составленным в пункте пересылки при приеме груза одним видом транспорта от другого, и никакой разницы между фактическим наличием и состоянием груза и данными, указанными в этом акте, нет. В этом случае на акте, прибывшем вместе с грузом, делается соответствующая отметка.

18. Статьей 168 Устава железных дорог, ст. 214 Устава внутреннего водного транспорта и ст. 293 Кодекса торгового мореплавания установлено, что обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, пароходства, грузополучателей и грузоотправителей, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.

В случаях, когда транспортная организация согласно транспортным уставам, Кодексу и Правилам перевозок грузов обязана выдать груз с проверкой веса, количества мест и его состояния и при этом обнаруживаются обстоятельства, для удостоверения которых должен быть составлен коммерческий акт или акт общей формы, а транспортная организация неосновательно отказывается от составления акта, отказ от его составления грузополучатель обязан обжаловать в порядке, указанном в уставах, Кодексе и Правилах, а приемку произвести в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, особыми условиями поставки или иными обязательными правилами.

Акты, составленные по результатам такой приемки, и документы об обжаловании отказа станции (порта, пристани) в составлении коммерческого акта или акта общей формы могут служить подтверждением обстоятельств, указанных в ст. 168 Устава железных дорог, ст. 215 Устава внутреннего водного транспорта и в ст. 293 Кодекса торгового мореплавания.

19. При разрешении споров, связанных с утратой, недостачей, порчей и повреждением груза, арбитражам следует исходить из того, что согласно уставам, Кодексу и Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении в случаях, когда утрата, недостача, порча и повреждение груза были установлены в пункте назначения, ответственность за несохранность груза может быть возложена на предыдущего перевозчика только при наличии коммерческого акта, составленного в пункте перевалки, за исключением случая, указанного в п. 20 письма.

20. Если груз прибыл в пункт назначения в исправном контейнере за исправными пломбами отправителя, в связи с чем был выдан грузополучателю без проверки веса, количества мест и состояния, а при выгрузке груза из контейнера были обнаружены недостача, порча или повреждение, происшедшие из-за неисправности контейнера, которая не могла быть обнаружена при выдаче груза, грузополучатель вправе приостановить выгрузку и потребовать от транспортной организации составления коммерческого акта. При неосновательном отказе от составления коммерческого акта грузополучатель обязан обжаловать отказ в порядке, указанном в уставах, Кодексе и Правилах, а приемку груза произвести в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, особыми условиями поставки или иными обязательными правилами.

Вопрос об ответственности железной дороги, пароходства или грузоотправителя за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в этом случае арбитражем должен решаться с учетом фактических обстоятельств дела и доказанности вины участвующих в перевозке транспортных организаций или грузоотправителя независимо от отсутствия коммерческого акта пункта перевалки груза с одного вида транспорта на другой.

21. При разрешении споров, связанных с утратой, недостачей, порчей и повреждением грузов, арбитражам необходимо руководствоваться указаниями, содержащимися в ст. 119 Устава железных дорог и ст. 166 Устава внутреннего водного транспорта, а также в § 105 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении о том, что ответственность за целость и сохранность грузов до момента фактической передачи их лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне.

Пломбирование вагонов, загруженных в портах (пристанях) грузами, перевозимыми в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производится железной дорогой (§ 55 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении).

Охрана груженых и порожних вагонов в портах (на пристанях) производится средствами и за счет порта (пристани).

Если будет установлена утрата, недостача, порча или повреждение вследствие ненадлежащей охраны портом (пристанью) груженых вагонов, ответственность несет порт (пристань), если он не докажет вины дороги в утрате, недостаче, порче или повреждении.

22. При разрешении споров о взыскании штрафа за просрочку в доставке грузов следует исходить из того, что срок доставки груза в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении должен определяться по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляться на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки с учетом указаний, содержащихся в § 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

23. При рассмотрении споров, связанных с обратным взысканием с железной дороги штрафа, списанного ею в бесспорном порядке с грузоотправителя за простой вагонов и контейнеров в пунктах перевалки, вызванный отказом порта от принятия грузов в связи с тем, что они упакованы в ненадлежащую тару или упаковку, арбитражам следует иметь в виду, что такая ответственность действующим законодательством не установлена. Поэтому железная дорога не вправе взыскивать с грузоотправителей штраф за простой вагонов в пунктах перевалки, вызванный отказом порта (пристани) от принятия грузов, упакованных в ненадлежащую тару или упаковку.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024