| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Приложение

к письму

Министерства финансов СССР

от 13 апреля 1976 г. N 23

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ СРЕДНИХ

СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Утвержденная в установленном порядке смета расходов среднего специального учебного заведения является основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на его содержание.

Смета расходов среднего специального учебного заведения составляется на календарный год по разработанной Министерством финансов СССР типовой форме.

В смете отражаются расходы среднего специального учебного заведения по дневным, вечернему и заочному отделениям, а также расходы по содержанию филиалов, учебно-консультационных пунктов.

В смету расходов среднего специального учебного заведения не включаются расходы по содержанию находящихся на его балансе пионерского лагеря, детского сада, яслей и других подчиненных ему учреждений, планирование расходов которых осуществляется по другим параграфам бюджетной классификации, а также расходы, проводимые по смете специальных средств.

Общая сумма годового расхода распределяется в смете по кварталам года и статьям бюджетной классификации, утвержденной Министерством финансов СССР.

Расходы, предусмотренные по смете, должны быть обоснованы расчетами по отдельным видам расходов каждой статьи сметы.

Смета расходов среднего специального учебного заведения утверждается вышестоящей организацией (министерством, ведомством, исполкомом местных Советов депутатов трудящихся). По учебным заведениям, непосредственно подчиненным министерствам (ведомствам) СССР и министерствам (ведомствам) союзных республик, смета утверждается в сроки, устанавливаемые соответственно Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик, а по учебным заведениям, подчиненным министерствам (ведомствам) автономных республик и исполкомам местных Советов депутатов трудящихся - в сроки, устанавливаемые Советами Министров автономных республик и исполкомами местных Советов депутатов трудящихся.

Смета утверждается в двух экземплярах, один из которых направляется в среднее специальное учебное заведение, а второй остается в вышестоящей организации, утвердившей смету.

Утверждение сметы расходов производится в разрезе статей бюджетной классификации расходов и оформляется подписью руководителя (или заместителя руководителя) организации, с датой утверждения, а также оттиском печати этой организации на двух экземплярах сметы.

Изменения в смету может вносить только вышестоящая организация, утвердившая первоначальную смету.

В смете наряду с расчетами приводятся также общие сведения об учебном заведении. К ним, в частности, относятся данные о наличии отделений, учреждений, состоящих при среднем специальном учебном заведении, а также краткие сведения об учебно-материальной базе учебного заведения. Эти сведения используются при планировании отдельных видов затрат.

При рассмотрении и утверждении сметы среднего специального учебного заведения вышестоящая организация должна тщательно проверить законность и правильность включаемых в смету расходов.

Кроме того, вышестоящая организация утверждает для среднего специального учебного заведения расходы на наем легкового автотранспорта, предельные ассигнования на содержание аппарата управления, лимиты расходов на командировки работников аппарата управления, а также работников, не относящихся к аппарату управления, численность работников ведомственной охраны и численность работников для техникумов города Москвы и Московской области, города Ленинграда и Ленинградской области.

Следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Министерства финансов СССР от 7 декабря 1973 г. N 13-117общ. затраты на командировки преподавателей в учебно-консультационные пункты для оказания помощи в учебной работе учащимся-заочникам и в места производственной и педагогической практики для руководства производственной и педагогической практиками учащихся не подлежат лимитированию.

Средние специальные учебные заведения, состоящие на бюджете, помимо ассигнований из бюджета, могут иметь доходы и расходы по смете специальных средств.

Смета специальных средств составляется одновременно со сметой по бюджету на основе соответствующих инструкций и указаний Министерства финансов СССР и министерств финансов союзных республик.

 

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

 

Одним из основных показателей, определяющих объем расходов по смете среднего специального учебного заведения, является число учащихся, обучающихся в учебном заведении по дневной, вечерней и заочной формам обучения.

Для определения ряда расходов исчисляется среднегодовой контингент учащихся раздельно по каждому из вышеперечисленных видов подготовки с учетом наличия учащихся на начало планируемого периода, изменения контингента учащихся в течение года в связи с приемом и выпуском учащихся, а также выбытием отдельных учащихся до окончания учебного заведения (отсевом учащихся).

Расчет контингента учащихся приводится в специальной таблице типовой сметы.

Переходящий контингент учащихся на начало планируемого года определяется следующим образом.

Если смета составляется после 1 января планируемого года, то контингент учащихся принимается по его фактическому наличию на эту дату. При этом в расчет может быть принят фактический прием учащихся в отчетном году, но не более предусмотренного планом и дополнительного приема, установленного Советом Министров союзной республики в соответствии с правами, предоставленными ему Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 730 <*>.

--------------------------------

<*> Постановление приведено в Приказе Минфина СССР от 22 октября 1965 г. N 401.

 

При составлении сметы до 1 января планируемого года следует определить ожидаемый контингент на начало планируемого года исходя из фактического числа учащихся на последнюю отчетную дату, с учетом приема, определенного в указанном выше порядке, ожидаемого выпуска и отсева учащихся до конца года, предшествующего планируемому. В случае необходимости следует также учитывать восстановление учащихся, возвратившихся из Советской Армии и Военно-Морского Флота, а также перевод учащихся в установленном порядке в данное учебное заведение и выбытие.

Прием и выпуск учащихся на планируемый период устанавливаются учебному заведению вышестоящей организацией исходя из показателей народнохозяйственного плана, утвержденных для министерства, ведомства и исполкома местных Советов депутатов трудящихся в целом.

Не предусматривается при составлении и утверждении сметы на планируемый год дополнительный прием учащихся в количестве до 5% от приема, утвержденного народнохозяйственным планом, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 730, поскольку этот прием производится в планируемом году после утверждения сметы.

Возможное выбытие (отсев) учащихся из учебного заведения в планируемом году определяется на основании данных об отсеве, имевшем место за прошлые годы, в процентах к числу учащихся на начало года с учетом приема и выпуска.

Особенно тщательно следует подходить к определению контингента учащихся-заочников, поскольку иногда в списке числятся лица, фактически прекратившие обучение.

После учета всех факторов, влияющих в течение года на движение контингента учащихся, определяется контингент учащихся на конец планируемого года. Исчисление этого контингента осуществляется в следующем порядке.

К переходящему контингенту на начало года прибавляется плановый прием учащихся и исключается выпуск и отсев.

Пример расчета контингента учащихся по всем видам подготовки:

    переходящий контингент на начало года              800 человек

    план приема                                       +240   -"-

    план выпуска                                      -190   -"-

    отсев                                              -25   -"-

    переходящий контингент на конец года               825   -"-.

Исчисление среднегодового контингента учащихся осуществляется следующим образом.

Переходящий контингент учащихся на начало планируемого периода, определенный в физических лицах, принимается равным среднегодовому, поскольку все дальнейшие изменения в течение года как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения сопоставляются именно с этим контингентом.

Таким образом, если контингент учащихся в физических лицах в приведенном выше примере определен на начало года в количестве 800 человек, то в среднегодовом выражении он также составит 800 человек. Определение среднегодового контингента приема зависит от того, с какого месяца начинается учебный год. Сроки начала учебного года устанавливаются Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Если срок начала занятий установлен 1 сентября, то учащиеся будут учиться в данном году 4 месяца и среднегодовой контингент при физическом контингенте приема в 240 человек составит 80 человек:

 

    240 чел. x 4 мес.

    ----------------- = 80 человек.

         12 мес.

 

Определение среднегодового контингента выпуска учащихся производится исходя из продолжительности времени в году, в течение которого они не учатся. Если согласно учебным планам из 190 человек будет выпущено 80 человек 1 апреля и 110 человек 1 июля, то среднегодовой контингент выпуска исчисляется на то количество месяцев, которое остается в данном году после выпуска учащихся, т.е. соответственно на 9 месяцев и на 6 месяцев:

 

    (80 чел. x 9 мес.) + (110 чел. x 6 мес.)

    ---------------------------------------- = 115 человек.

                    12 мес.

 

Среднегодовой контингент отсева, как правило, принимается в размере 60% от физического отсева. Его можно также исчислять на основании отчетных данных за предшествующие 2 - 3 года.

Таким образом, в нашем примере среднегодовой контингент учащихся составит:

    переходящий на начало года                      800 чел.

    прием с 1 сентября                              +80 -"-

    выпуск с 1 апреля и 1 июля                     -115 -"-

    отсев (60% от физического)                      -15 -"-

    среднегодовой контингент учащихся               750 -"-.

Среднегодовое число учащихся определяется отдельно по дневной, вечерней и заочной формам обучения.

 

III. ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ПО СМЕТЕ

 

Статья 1. Заработная плата

 

По этой статье планируются расходы на заработную плату педагогического персонала, прочих видов педагогической заработной платы (за руководство предметными (цикловыми) комиссиями, за заведование лабораториями и кабинетами, за классное руководство), а также расходы на заработную плату учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного и прочего персонала.

 

Фонд заработной платы педагогического персонала

 

Основой для планирования фонда заработной платы преподавателей средних специальных учебных заведений являются: число групп учебного заведения, число оплачиваемых часов (ставок) на одну группу и средняя стоимость педагогического часа (ставки).

Для определения среднегодового количества учебных групп следует установить число учебных групп на начало года, а также число групп приема и выпуска в планируемом году.

В соответствии с Положением о средних специальных учебных заведениях СССР численность учащихся учебной группы дневных отделений в течение всего срока обучения должна составлять 25 - 30 человек, а вечерних и заочных отделений - 15 - 20 человек, поэтому комплектование новых групп производится по дневным отделениям из расчета не менее 30 человек, а по вечерним и заочным - не менее 20 человек.

Если число учащихся в группах ниже установленного минимума, то необходимо принять меры к объединению малочисленных групп однородных специальностей.

Вначале определяется изменение количества групп в течение года, Предположим, что число групп, согласно последним отчетным данным, с учетом произведенного выпуска, составило 23 группы, а количество групп нового приема в году, предшествующему планируемому, исходя из наполняемости в 30 человек и плана приема учащихся в 210 человек, - 7 (210 : 30). В этом случае ожидаемое количество групп на начало планируемого года определится в 30 (23 + 7). В планируемом году, исходя из этой же наполняемости, из вновь принятых 240 человек будет образовано 8 групп и будет выпущено 7 групп. Таким образом, на конец планируемого года число групп составит 31 (30 + 8 - 7).

Среднегодовое число групп определяется тем же методом, как и среднегодовой контингент учащихся.

Пример: переходящее число групп на начало года - 30 групп

 

                         8 групп x 4 мес.

    прием с 1 сентября - ---------------- = 2,7 группы

                              12 мес.

 

                        3 группы x 9 мес.

    выпуск с 1 апреля - ----------------- = 2,3 группы

                              12 мес.

 

                      4 группы x 6 мес.

    выпуск с 1 июля - ----------------- = 2 группы.

                           12 мес.

 

Таким образом, среднегодовое количество групп в планируемом году составит 28,4 группы (30 + 2,7 - 2,3 - 2).

В аналогичном порядке определяется количество групп вечернего отделения.

Количество оплачиваемых учебных часов по дневным и вечернему отделениям определяется исходя из фактического исполнения числа часов в среднем на одну группу за ряд лет, а по заочному отделению - числа часов в среднем на одного заочника, но не более числа часов, предусмотренных соответствующими учебными планами.

По училищам искусства количество оплачиваемых педагогических часов исчисляется, как правило, не на одну группу, а на одного учащегося.

Для получения общего количества учебных часов среднее количество учебных часов, приходящихся на одну группу по дневным и вечернему отделениям, умножается соответственно на среднегодовое количество групп этих отделений.

При исчислении общего количества учебных часов по заочному отделению среднее количество оплачиваемых учебных часов, приходящихся на одного заочника, умножается на среднегодовое число учащихся на заочном отделении.

Для исчисления фонда заработной платы преподавателей необходимо средний размер стоимости педагогического часа, определяемый исходя из фактического исполнения за ряд лет и уточненного плана предшествующего года, умножить на общее количество оплачиваемых учебных часов по всем отделениям.

Важнейшим условием, обеспечивающим правильное определение фонда заработной платы педагогического персонала в смете учебного заведения, является тщательная проверка тарификации преподавателей.

Тарификационный список преподавателей составляется до наступления учебного года и является основным документом для определения размера годовой учебной нагрузки и средней месячной ставки заработной платы преподавателей среднего специального учебного заведения в учебном году.

Ставки заработной платы преподавателям средних специальных учебных заведений установлены Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 июля 1972 г. N 522 <*>.

--------------------------------

<*> Содержание Постановления приведено в письме Минфина СССР от 16 августа 1972 г. N 153.

 

Ставки заработной платы преподавателям средних специальных учебных заведений (за исключением педагогических и культурно-просветительных училищ) выплачиваются в среднем за 3 часа преподавательской работы в день или за 720 часов в год.

Среднемесячная заработная плата определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления на 10 учебных месяцев.

Ставки заработной платы преподавателям педагогических и культурно-просветительных училищ выплачиваются за 18 часов преподавательской работы в неделю.

Месячная заработная плата преподавателям этих училищ определяется исходя из количества учебных часов в неделю по учебному плану, т.е. путем умножения ставки заработной платы на установленную нагрузку преподавателя в неделю и деления на норму часов в неделю (18 часов).

В среднюю расчетную часовую педагогическую ставку преподавателей средних специальных учебных заведений включается также установленная дополнительная оплата за проверку письменных работ по русскому, родному языкам и литературе - в размере 10 руб., математике - 8 руб., иностранному языку, черчению и технической механике (конструированию) - 6 руб. в месяц.

Для получения числа педагогических ставок на все группы в год следует полученное годовое количество часов разделить на 720 часов, а по педагогическим и культурно-просветительным училищам - общее число часов в неделю на 18 часов.

Для более точного распределения годового фонда заработной платы педагогического персонала по кварталам, а также определения потребности средств на заработную плату при текущем финансировании целесообразно, кроме расчета, приведенного в смете, общее число часов и стоимость педагогического часа пересчитать в педагогические ставки и средний размер педагогической ставки по следующей таблице:

 

┌────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┬────┐

                                ДневноеВечернее│Заочное │Ито-│

                                │отделен.отделен.│отделен.│го 

├────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────┤

│а) Общее число педагогических                              

│ставок                                                     

│(общее число педчасов: 720)                                

│б) Количество педагогических                               

│ставок на группу                                │X       │X  

│в) Средняя стоимость                                       

│педагогической ставки в месяц                              

     фонд заработной платы                                 

педперсонала без прочих видов                             

│(------------------------------)│                           

        общее количество                                   

│ педагогических ставок x 12 мес.│X       │X       │X          

└────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┴────┘

 

Прочие виды педагогической заработной платы

 

В средних специальных учебных заведениях введена дополнительная оплата преподавателям за выполнение обязанностей классных руководителей (на дневных отделениях), за заведование учебными кабинетами, лабораториями и за руководство цикловыми и предметными комиссиями.

Оплата за выполнение обязанностей классных руководителей установлена преподавателям в размере 10 руб. в месяц. В период нахождения учащихся средних специальных учебных заведений на производственной и учебной практике, если она продолжается более одного месяца, указанная дополнительная оплата не производится, за исключением тех случаев, когда эта практика проводится в том же населенном пункте, где расположено учебное заведение, и преподаватель фактически осуществляет классное руководство.

Фонд заработной платы за выполнение обязанностей классных руководителей исчисляется исходя из среднегодового количества учебных групп дневных отделений, скорректированного на число групп, за руководство которыми оплата не производится в связи с производственной практикой учащихся.

За заведование учебными кабинетами, лабораториями преподавателям и старшим преподавателям выплачивается от 12 руб. 50 коп. до 17 руб. 50 коп. в месяц в зависимости от объема работы. В том случае, если по учебному плану предусмотрена организация и кабинета, и лаборатории по одному и тому же предмету, оплата может производиться только или за заведование кабинетом, или лабораторией.

Перечень кабинетов и лабораторий дается в учебном плане. Если кабинеты или лаборатории не организованы из-за отсутствия помещения или не оборудованы должным образом, то оплата за заведование не производится.

За руководство предметными (цикловыми) комиссиями преподавателям и старшим преподавателям производится оплата в размере от 10 руб. до 17 руб. 50 коп. в месяц в зависимости от объема работы и значимости предмета.

Следует иметь в виду, что указанные комиссии организуются в составе не менее 5 преподавателей - членов комиссии. В состав предметной комиссии входят преподаватели данного предмета, цикловой - преподаватели родственных предметов.

По прочим видам педагогической заработной платы планируются расходы на оплату труда руководителей производственной практики учащихся в колхозах, сельских клубах, библиотеках и т.п., а также работников школ и дошкольных учреждений за руководство педагогической практикой и работников медицинских учреждений за руководство учебно-производственной (производственно-технологической) практикой учащихся медицинских и фармацевтических учебных заведений.

Оплата труда за руководство производственной (производственной преддипломной) практикой учащихся медицинских и фармацевтических учебных заведений производится за счет средств учреждений здравоохранения.

Нормы оплаты труда этих работников устанавливаются специальными инструкциями, разрабатываемыми министерствами (ведомствами), в ведении которых находятся средние специальные учебные заведения, по согласованию с Министерством финансов СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и центральными комитетами профсоюзов.

 

Фонд заработной платы учебно-вспомогательного,

административно-хозяйственного и прочего персонала

 

Годовой фонд заработной платы этих категорий работников по смете расходов среднего специального учебного заведения определяется на основе штатного расписания, утверждаемого на планируемый год вышестоящей организацией. При этом следует иметь в виду, что численность работников, предусмотренная по штатному расписанию техникума, должна соответствовать численности этих работников на конец года по смете учебного заведения, утвержденной вышестоящей организацией. В указанной численности работников также планируются штатные мастера производственного обучения, годовой объем учебной нагрузки которых должен составлять не менее 1500 часов.

В штатном расписании среднего специального учебного заведения не может предусматриваться численность работников подведомственных ему организаций, финансируемых по другим параграфам бюджетной классификации. Не должна также предусматриваться численность работников тех структурных подразделений, которые находятся на хозрасчете или содержатся за счет сметы специальных средств (жилые дома, прачечные и т.п.).

Не предусматриваются по смете расходов, за исключением учебных заведений закрытого типа, штаты медпунктов, медчастей, столовых и т.п., поскольку медицинское обслуживание и питание учащихся учебных заведений производится органами здравоохранения и общественного питания. Штатный персонал общежитий содержится за счет сметы среднего специального учебного заведения.

С учетом изложенного численность работников на начало планируемого года определяется следующим образом.

Если смета утверждается после 1 января планируемого года, то в расчет принимается фактическая численность работников по отчету предшествующего года, а если до 1 января планируемого года - определяется ожидаемая численность работников. При этом как в первом, так и во втором случаях численность работников на начало планируемого года не должна превышать численности, утвержденной по смете и штатному расписанию учебного заведения на конец года, предшествующего планируемому.

Если установленная численность работников на начало планируемого года оказалась менее утвержденной по штатному расписанию на планируемый год, то к концу года она может быть доведена до утвержденной, т.е. в смете предусматривается полное укомплектование штата учебного заведения.

Среднегодовая численность работников определяется в зависимости от срока их доукомплектования по аналогии с расчетами по определению среднегодового контингента учащихся. При этом вносятся необходимые коррективы в эту среднегодовую численность в связи с тем, что истопники содержатся в течение отопительного сезона, а количество гардеробщиков сокращается в весенне-летний период.

Средняя плановая ставка заработной платы определяется, главным образом, на основании данных о фонде заработной платы по соответствующим должностям, предусмотренным в штатном расписании учебного заведения.

Номенклатура должностей и схемы должностных окладов для руководящих работников, служащих и младшего обслуживающего персонала средних специальных учебных заведений установлены Постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. N 620, от 13 июля 1972 г. N 522 и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 ноября 1967 г. N 1036.

Если численность учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного и прочего персонала в течение всего планируемого года не изменяется по сравнению с фактической численностью этих работников на конец года, предшествующего планируемому, то фонд зарплаты этих работников в смете определяется по средней ставке заработной платы, сложившейся по отчету.

В случае изменения в планируемом году этой численности:

- фонд зарплаты для наличного состава (т.е. фактической численности по отчету на начало планируемого года) определяется в порядке, установленном выше;

- фонд зарплаты для вакантных должностей определяется, исходя из должностных окладов, предусмотренных по штатному расписанию, с сокращением до 3% в связи с оплатой работников по временной нетрудоспособности за счет средств государственного социального страхования.

Таким образом, если в основу определения фонда заработной платы принимается отчетная ставка заработной платы, то указанное сокращение не производится.

Ассигнования на выплату выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск работникам учебного заведения в смете не предусматриваются. Эти расходы в установленных трудовым законодательством случаях производятся за счет экономии по фонду заработной платы.

Кроме указанных расходов в фонд заработной платы по ст. 1 включаются в художественных училищах расходы на оплату натурщиков за счет фонда заработной платы нештатного состава.

Фонд заработной платы штатных работников и нештатного персонала должен соответствовать лимиту фонда заработной платы, утвержденному вышестоящей организацией на планируемый год в плане по труду.

 

Статья 2. Начисления на заработную плату

 

Для среднего специального учебного заведения размер начислений на государственное социальное страхование с заработной платы работников определяется в проценте, установленном Советом Министров СССР для профсоюза, которым обслуживаются работники данного учебного заведения.

По статье 2 "Начисления на заработную плату" отражаются расходы по начислениям на государственное социальное страхование только с заработной платы работников, учитываемой по статье 1 сметы.

Начисления на государственное социальное страхование не производятся с сумм заработной платы, выплачиваемой учебным заведением лицам офицерского состава, направленным для проведения военной подготовки учащихся с оставлением в кадрах Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Начисления на заработную плату нештатного (несписочного) состава, которая выплачивается по другим статьям сметы (кроме статьи 1), относятся соответственно на те же статьи расходов сметы, по которым отражается заработная плата указанных работников.

 

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы

 

Подробная номенклатура затрат, которые предусматриваются по этой статье, приведена в классификации расходов для учреждений, состоящих на бюджете. С целью упрощения расчетов в смете эти расходы сгруппированы в зависимости от тех показателей, которые по своему характеру могут быть положены в основу определения объема отдельных видов расходов.

Значительная часть хозяйственных расходов, в частности затраты на отопление и освещение, определяется в зависимости от кубатуры или площади здания, занимаемого учебным заведением.

Поэтому необходимо тщательно определить кубатуру и площадь тех помещений, содержание которых должно относиться за счет сметы данного среднего специального учебного заведения.

Кубатура и площадь помещений, занимаемых фактически не средним специальным учебным заведением, а подведомственными ему бюджетными учреждениями, финансируемыми по другим параграфам бюджетной классификации (пионерский лагерь, детский сад, ясли), и хозяйственными организациями или структурными подразделениями, содержащимися за счет сметы специальных средств (мастерская, жилой дом и т.д.), не принимаются в расчет при определении хозяйственных расходов.

Следует иметь в виду, что, начиная с 1 января 1977 года, хозяйственные расходы по общежитиям техникумов не планируются по сметам специальных средств. В связи с этим указанные расходы предусматриваются по статье 3 "Канцелярские и хозяйственные расходы" сметы учебного заведения, а плата, взимаемая с учащихся в установленном размере и порядке за пользование общежитием, постельными принадлежностями, а также плата за электроэнергию, потребляемую электробытовыми приборами, находящимися в личном пользовании учащихся, должна планироваться как источник финансирования расходов на содержание среднего специального учебного заведения. Эти средства следует зачислять на бюджетный счет учебного заведения в порядке уменьшения кассовых расходов.

Поэтому дотация на содержание общежития по статье 18 "Прочие расходы" сметы учебного заведения не планируется.

В связи с уточнением методологии планирования хозяйственных расходов по общежитиям техникумов действующие расчетные денежные нормы определения расходов на указанную цель не изменяются.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 марта 1967 г. N 198 <*> средние специальные учебные заведения предоставляют бесплатно государственным и кооперативным предприятиям общественного питания III категории, обслуживающим их учащихся и работников, помещения (с освещением и отоплением), горячую и холодную воду, а также производят за счет сметы учебного заведения капитальный и текущий ремонт этих помещений в пределах сметных ассигнований, предусматриваемых на эту цель. Поэтому кубатура и площадь помещений, занятых столовыми, учитывается при составлении расчетов хозяйственных расходов среднего специального учебного заведения. Топливо для варки пищи и транспорт столовые оплачивают полностью по фактической стоимости, но не выше цен и тарифов, утвержденных для данной местности. По смете среднего специального учебного заведения затраты на эти цели не предусматриваются.

--------------------------------

<*> Содержание Постановления приведено в письме Минфина СССР от 8 апреля 1967 г. N 107.

 

В тех случаях, когда среднее специальное учебное заведение решением Правительства СССР отнесено к учебным заведениям закрытого типа или если при нем создан (по решению Правительства СССР) интернат, где учащиеся бесплатно проживают в общежитии при интернате и обеспечиваются питанием за счет государства, все хозяйственные затраты по общежитиям и столовым предусматриваются по ст. 3 сметы учебного заведения, в том числе и расходы, связанные с приготовлением пищи.

Кубатура зданий, занятых учебным заведением, определяется с учетом изложенных выше требований по внешнему обмеру. Если в течение планируемого периода ожидается изменение кубатуры зданий, то определяется среднегодовая кубатура, в зависимости от того, с какого времени ожидается прирост ее. Например, кубатура зданий среднего специального учебного заведения по внешнему обмеру с учетом помещения общежития и столовой для учащихся, исключая кубатуру помещений, занятых детским садом, учебно-производственной мастерской, составляет 40000 куб. м. С 1 сентября ожидается ввод в действие нового лабораторного корпуса на 6000 куб. м. Среднегодовая кубатура составит:

 

                    6000 куб. м x 4 мес.

    40000 куб. м + (--------------------) = 42000 куб. м.

                           12 мес.

 

В таком же порядке определяется среднегодовая площадь зданий.

Расходы на отопление определяются на один кубический метр уточненной, как указано выше, кубатуры зданий, исходя из фактических затрат за предыдущие отчетные периоды. В тех учебных заведениях, где учащимся предоставляется бесплатное питание, приготавливаемое в столовой данного учебного заведения (а не в столовой органов общественного питания), в состав расходов на отопление включаются также затраты по специальному расчету на топливо для приготовления пищи.

Если помещение учебного заведения отапливается через теплоцентраль, то в смете принимается сумма, указанная в договоре, заключенном с теплоцентралью, в части отопления помещений, занимаемых учебным заведением и общежитием.

Не включаются в статью 3 затраты на топливо и газ, расходуемые для приведения в движение учебных установок. Эти затраты отражаются по статье 5 сметы расходов учебного заведения.

Расходы на освещение исчисляются, исходя из общей площади учебных зданий, занимаемых учебным заведением и общежитием, и планируются по фактическим затратам на один квадратный метр площади учебных помещений и общежитий.

При этом необходимо учитывать, что затраты на электроэнергию, расходуемую для выполнения лабораторных работ, по расходам на освещение не предусматриваются, а планируются по статье 5 сметы.

Расходы на текущий ремонт зданий предусматриваются в зависимости от кубатуры учебных зданий и общежитий, как правило, из расчета 6,5 коп. на 1 куб. м. При определении расходов на текущий ремонт зданий следует учитывать наличие в штатах учебных заведений ремонтных рабочих, слесарей-сантехников, столяров, плотников, маляров и т.п.

Канцелярские расходы (включая расходы на связь и на приобретение справочной, официальной и периодической литературы) планируются на уровне плана прошлого года с учетом фактического освоения средств за предыдущие отчетные периоды.

Некоторый прирост затрат на эту цель может иметь место лишь при условии существенного роста контингента учащихся, главным образом учащихся-заочников, поскольку в связи со спецификой организации их учебного процесса требуются повышенные почтовые расходы.

Расходы на содержание и наем легкового автотранспорта планируются исходя из лимита, выделенного вышестоящей организацией на эту цель.

Расходы на ремонт оборудования и инвентаря, включая ремонт мягкого инвентаря, определяются по учебному заведению, с учетом стоимости инвентаря и постельного белья в общежитиях, в размере до 2% от балансовой стоимости указанного оборудования и инвентаря.

При исчислении расходов на ремонт оборудования и инвентаря следует исходить из наличия его по годовому отчету.

Расходы на аренду помещений предусматриваются в смете расходов на основании арендных договоров.

По статье 3 сметы планируются расходы на наем учебных и канцелярских помещений. По смете учебного заведения не предусматриваются расходы на аренду тех помещений, которые содержатся за счет сметы специальных средств учебного заведения, а также расходы на аренду помещений для подведомственных учебному заведению учреждений, финансируемых по другим параграфам бюджетной классификации (детсады, пионерлагеря, ясли).

Не относятся на статью 3 сметы расходы по аренде спортивных сооружений для массовой спортивной работы (стадионы, тиры, катки, бассейны, гимнастические залы и т.п.).

Если по условиям договора аренды учебному заведению предоставляется помещение с отоплением, освещением, водоснабжением, с обеспечением текущего ремонта, то кубатура таких зданий не учитывается при определении расходов на эти цели по соответствующим подразделениям статьи 3 сметы учебного заведения, а все расходы по арендному договору предусматриваются в статье 3 сметы по строке "Расходы на аренду помещений". Если же по условиям договора такие расходы будет производить непосредственно учебное заведение - арендатор, то кубатура и площадь арендованных зданий и помещений учитываются при определении расходов по соответствующим подразделениям сметы (отопление, освещение, текущий ремонт, прочие расходы).

По прочим хозяйственным расходам планируются все остальные расходы, связанные с хозяйственным обслуживанием (водоснабжение, содержание помещений в чистоте и т.д.), расходы на содержание вневедомственной и пожарной охраны и др. Если такие расходы по отдельным мероприятиям составляют значительные суммы, то от учебного заведения могут быть затребованы расчеты на соответствующие мероприятия, которые прилагаются к смете.

 

Статья 4. Командировки и служебные разъезды

 

Ассигнования на указанную цель определяются, как правило, не выше сумм, запланированных на предшествующий год. При определении средств на оплату расходов по командировкам и служебным разъездам необходимо учитывать возможность дальнейшего сокращения этих расходов в связи с более рациональной организацией командировок, сокращением их числа и продолжительности, а также снижением объема затрат на оплату расходов по служебным разъездам.

При планировании этих расходов следует руководствоваться Инструкцией о составе расходов на служебные командировки работников, их учете и порядке контроля за правильностью использования средств на эти цели, утвержденной Минфином СССР, Госбанком СССР и ЦСУ СССР 15 июня 1973 г. N 125/82/13-03 в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 1 марта 1973 г. N 131.

По статье 4 сметы предусматриваются ассигнования на выплату в установленном порядке подъемных при перемещении работников и других выплат, связанных с переменой места жительства. Расходы по направлению на работу в другие города молодых специалистов, окончивших средние специальные учебные заведения, оплачиваются организациями и предприятиями, в которые они направлены. Расходы, связанные с направлением молодых специалистов на работу в школы и культурно-просветительные учреждения, предусматриваются по § 14 "Прочие мероприятия по общему образованию" и § 19 "Прочие культурно-просветительные учреждения и мероприятия" раздела 200 "Просвещение", а в медицинские учреждения - по § 22 "Прочие мероприятия по здравоохранению" раздела 203 "Здравоохранение".

Расходы по оплате командировок преподавателей, направляемых на базы производственной и педагогической практики учащихся, а также в учебно-консультационные пункты для проведения занятий с заочниками, планируются по статье 5 сметы.

 

Статья 5. Учебные расходы, расходы на приобретение книг

для библиотек и на производственную практику

 

Номенклатура расходов, планируемых по статье 5, определена классификацией расходов бюджета. В смете эти расходы сгруппированы по отдельным видам затрат в зависимости от их назначения.

Учебные расходы включают затраты, связанные с непосредственным обучением учащихся. Эти расходы определяются на основе норм, разработанных вышестоящей организацией с учетом профиля учебного заведения и сложившегося размера затрат. Нормы устанавливаются отдельно на одного учащегося дневного, вечернего и заочного обучения, при этом они могут быть дифференцированы по отдельным специальностям.

В состав учебных расходов включаются затраты по командированию преподавателей для проведения занятий в учебно-консультационных пунктах и филиалах техникума.

Общая сумма расходов на учебные цели определяется путем умножения установленных норм расходов на среднегодовое число учащихся отдельно по каждому виду обучения.

Следует учитывать, что при увеличении контингента учащихся некоторые учебные расходы остаются без изменения или увеличиваются незначительно. В этом случае нормы затрат могут иметь тенденцию к снижению.

Расходы на приобретение книг для библиотек определяются исходя из нормативов на одного учащегося, установленных вышестоящей организацией с учетом фактического освоения средств и наличия библиотечного фонда.

При определении норм расходов на приобретение книг для библиотек следует иметь в виду, что в городах, а также в тех местностях, где имеются городские, районные и сельские библиотеки, библиотека учебного заведения комплектуется, как правило, учебной и учебно-методической литературой.

Кроме того, следует учитывать, что при проведении подписки за счет сметы учебного заведения могут выписываться, как правило, общественно-политические и специальные издания, соответствующие профилю учебного заведения и в строго ограниченном числе экземпляров.

При определении общих ассигнований на эту цель следует учитывать наличие книжных фондов учебной литературы.

Расходы на производственную практику предусматриваются в соответствии с "Положением о производственной практике учащихся средних специальных учебных заведений СССР", утвержденным Приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 13 ноября 1968 г. N 805.

При исчислении расходов на производственную практику устанавливается число учащихся, направляемых на производственную и учебную практику вне места нахождения учебного заведения, исходя из учебных планов по соответствующим специальностям и продолжительности практики. По этим показателям определяется число человеко-дней практики.

Сумма расходов на выплату суточных учащимся определяется путем умножения размера суточных (40 коп. на одного учащегося в день) на число человеко-дней практики. К полученной сумме добавляются расходы на выплату суточных в пути и на проезд учащихся до баз практики и обратно.

При этом следует иметь в виду, что учащимся, находящимся на учебной практике, суточные выплачиваются только в тех случаях, когда практика проводится в полевых условиях. При прохождении учащимися учебной практики в учебно-опытных хозяйствах и на постоянно действующих полигонах средних специальных учебных заведений, имеющих общежития и столовые, суточные не выплачиваются. Учащимся, зачисленным на период производственной практики на штатные должности в геологических партиях и экспедициях, а также в составе экипажей судов и получающим, кроме заработной платы, полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных также не производится.

Проезд учащихся на места производственной практики и обратно средствами городского и местного транспорта оплачивается учащимися за свой счет.

В расходах на производственную практику также планируются затраты на оплату проезда, суточных за время в пути и пребывания на месте практики и квартирных преподавателям, командированным учебными заведениями для руководства практикой учащихся на базы вне места нахождения учебного заведения.

При определении ассигнований на производственную практику следует предусматривать проведение практики, как правило, в местности, где расположено учебное заведение, и на закрепленных базах в близко расположенных районах. Направление на практику на значительные расстояния может быть только в исключительных случаях.

При планировании расходов на производственную практику учащихся педагогических училищ следует руководствоваться Инструкцией по применению в педагогических училищах Положения о производственной практике, утвержденной Министерством просвещения СССР 11 мая 1973 года.

В соответствующие виды расходов статьи 5 включаются расходы на заработную плату нештатных работников, привлекаемых к сезонным работам на опытных участках, доставке и разгрузке материалов для учебных целей. Указанные расходы показываются по специальной строке "в том числе зарплата нештатного (несписочного) состава".

 

Статья 8. Стипендии

 

По этой статье сметы расходов средних специальных учебных заведений планируются расходы на выплату стипендии учащимся дневных отделений и учащимся вечерних и заочных отделений в период месячного дополнительного отпуска, предоставляемого им без сохранения заработной платы в соответствии с действующим законодательством для ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранной специальности и подготовки соответствующих материалов к дипломному проекту.

Размеры и порядок назначения стипендии установлены для учащихся средних специальных учебных заведений Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 октября 1971 г. N 755 <*> и Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 18 апреля 1972 г. N 305.

--------------------------------

<*> Содержание Постановления приведено в письме Минфина СССР от 17 ноября 1971 г. N 230.

 

Материальное обеспечение учащихся из зарубежных стран определено специальными решениями.

Стипендиальный фонд учащихся средних специальных учебных заведений исчисляется исходя из среднегодового числа учащихся, получающих стипендию, и среднего расхода по стипендии на одного стипендиата.

Среднегодовое число учащихся-стипендиатов дневного обучения (без учета учащихся-иностранцев) исчисляется по проценту обеспечения стипендиями, который по каждому учебному заведению устанавливается ежегодно вышестоящей организацией с учетом процента охвата стипендиями по отчету за период, предшествующий планируемому году, к общему среднегодовому числу учащихся дневных отделений без учета учащихся-иностранцев. К указанному среднегодовому числу стипендиатов прибавляется среднегодовое число учащихся, получающих стипендии за счет промышленных предприятий, совхозов, колхозов и других организаций в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. N 1099 и другими решениями Правительства СССР <*>, которое определяется исходя из отчетных данных за последний год и предполагаемого приема учащихся, командируемых на учебу.

--------------------------------

<*> Порядок комплектования высших и средних специальных учебных заведений промышленными предприятиями, совхозами и другими организациями, предусмотренный Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. N 1099 и другими решениями Правительства СССР, изложен в письме Минфина СССР от 6 апреля 1976 г. N 20.

 

Среднегодовой расход по стипендии, выплачиваемой учащимся за счет средств бюджета, исчисляется следующим образом.

Из общей суммы фактически израсходованного за счет бюджетных ассигнований стипендиального фонда за последний отчетный год вычитаются затраты на выплату стипендии учащимся, обучающимся на вечерних и заочных отделениях и учащимся-иностранцам.

Также исключается из указанного стипендиального фонда сумма выплаченной пятнадцатипроцентной надбавки к стипендии учащимся за отличные и хорошие оценки, поскольку эта надбавка не планируется, а выплачивается в пределах утвержденного учебному заведению стипендиального фонда.

Полученная таким образом сумма фактических расходов стипендиального фонда делится на фактическое среднегодовое число советских учащихся-стипендиатов дневного отделения, получающих стипендии за счет бюджета.

Бюджетные ассигнования на выплату советским учащимся стипендий на планируемый год исчисляются умножением среднего расхода по стипендии на одного советского учащегося на среднегодовое число учащихся стипендиатов в планируемом году за счет бюджета.

Отдельно определяются ассигнования на выплату стипендий учащимся вечернего и заочного отделений и учащимся-иностранцам.

 

Статья 9. Расходы на питание

 

Расходы на питание в средних специальных учебных заведениях предусматриваются при наличии специальных решений Правительства СССР. Предоставление бесплатного питания разрешено, в частности, в мореходных и речных училищах, являющихся учебными заведениями закрытого типа, в отдельных учебных заведениях, осуществляющих подготовку учащихся из числа народностей Крайнего Севера, нуждающимся учащимся отдельных учебных заведений Средней Азии, где осуществляется подготовка женских национальных кадров, учащимся, обучающимся по специальности "Противопожарная техника и безопасность", учащимся техникумов системы Госпрофобра, а также учащимся, находящимся на полном государственном обеспечении.

Если для предоставления бесплатного питания учащимся в учебном заведении организована собственная столовая, то на статью 9 относятся только расходы по приобретению продуктов питания, так как в этом случае затраты на содержание штата столовой, ее помещений, расходы, связанные с приготовлением пищи, ремонтом помещений, приобретением инвентаря и оборудования, предусматриваются по соответствующим статьям сметы расходов.

Если же учебное заведение заключило договор на организацию питания учащихся со столовой, подведомственной торгующей организации, то на статью 9 относятся затраты всей стоимости рациона питания учащихся, включая наценку на стоимость сырьевого набора, установленную для столовых III категории на покрытие расходов, связанных с приготовлением пищи и содержанием столовой.

На эту статью относятся также затраты по выдаче учащимся наличных денег взамен питания в тех случаях, когда это установлено решением Правительства СССР.

Расходы на предоставление учащимся бесплатного питания определяются умножением утвержденной в установленном порядке для учебного заведения денежной нормы расхода на питание на 1 учащегося в день на среднегодовой контингент учащихся, получающих питание в планируемом году, и на среднее число дней питания одного учащегося в год.

 

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря

 

По этой статье планируются расходы на приобретение в действующих учебных заведениях инвентаря, оборудования, мебели, машин и механизмов, используемых для учебных и хозяйственных целей.

Затраты на перевозку указанного инвентаря и оборудования предусматриваются также по статье 12 сметы.

Приобретение оборудования и инвентаря для вновь выстроенных зданий учебных заведений производится за счет сметы по капитальному строительству.

Объем затрат на приобретение инвентаря и оборудования устанавливается вышестоящей организацией с учетом наличия имеющегося инвентаря и оборудования и перечня основных предметов этого инвентаря и оборудования, намеченного к приобретению в планируемом году.

 

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования

 

По этой статье сметы средних специальных учебных заведений предусматриваются расходы по обеспечению обмундированием учащихся училищ закрытого типа, на постельные принадлежности для общежитий учебных заведений, на приобретение защитной и спецодежды для преподавателей, прочего персонала и учащихся в установленных случаях, на приобретение спортивной формы для учащихся физкультурных учебных заведений, на приобретение обмундирования для учащихся, находящихся на полном государственном обеспечении.

При планировании расходов на приобретение мягкого инвентаря по сметам физкультурных учебных заведений, а также других учебных заведений, где осуществляется обучение по специальности "физическая подготовка", следует иметь в виду, что стоимость полного комплекта спортивной формы, которой снабжаются учащиеся первых курсов обучения, определена раздельно для учащихся-юношей и учащихся-девушек.

Для учащихся второго и последующих годов обучения в сметах предусматриваются ассигнования на приобретение отдельных предметов спортивной формы в зависимости от установленных сроков носки.

Учащимся училищ закрытого типа выдается бесплатно комплект форменной одежды. Исходя из установленного перечня предметов, входящих в комплект, определяется стоимость полного комплекта обмундирования, выдаваемого учащемуся первого года обучения.

Стоимость комплекта обмундирования для учащихся второго и последующих курсов обучения определяется в зависимости от установленных сроков носки отдельных предметов комплекта форменной одежды.

Расходы на указанную цель по смете учебных заведений планируются исходя из установленной в вышеприведенном порядке стоимости комплекта обмундирования и контингента учащихся, обучающихся на соответствующих курсах.

Дополнительные расходы на предоставление какого-либо обмундирования для учащихся, заканчивающих средние специальные учебные заведения закрытого типа, не предусматриваются, поскольку выданный учебным заведением комплект одежды, обуви и белья остается в пользовании выпускника.

Планирование расходов на приобретение защитной и специальной одежды для преподавателей и прочего персонала учебных заведений осуществляется исходя из среднегодового количества работников и средней стоимости комплекта этой одежды, предоставляемого каждому работнику. В аналогичном порядке планируются расходы на приобретение защитной и специальной одежды для учащихся.

Планирование расходов на мягкий инвентарь для общежитий осуществляется исходя из стоимости одного комплекта постельного белья, установленной Министерством финансов СССР (письмо от 1 июля 1967 г. N 215). Указанная стоимость определена в соответствии с типовыми нормами снабжения общежитий постельным инвентарем и его износа, разработанными Госпланом СССР, Госстроем СССР и Министерством финансов СССР по согласованию с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ на основании Постановления Совета Министров СССР от 3 октября 1966 г. N 801 <*>.

--------------------------------

<*> Содержание Постановления приведено в письме Министерства финансов СССР от 3 ноября 1966 г. N 358.

 

Ассигнования на приобретение мягкого инвентаря для общежитий определяются исходя из количества действующих и вновь вводимых мест общежитий и следующих денежных норм обеспечения инвентарем одного места:

- на новые места - 66 руб. 29 коп.;

- ежегодное пополнение - 18 руб. 08 коп.

Например, на начало планируемого года в общежитиях имеется 400 мест. В планируемом году проектируется ввести в эксплуатацию еще 100 новых мест.

    18 руб. 08 коп. x 400 мест = 7,2 тыс. руб.

    66 руб. 29 коп. x 100 мест = 6,6 тыс. руб.

    ------------------------------------------

    Итого                       13,8 тыс. руб.

При определении ассигнований по сметам учебных заведений на эту цель следует вносить коррективы с учетом наличия имеющегося инвентаря.

Приобретение мягкого инвентаря для спортивно-оздоровительных лагерей, ночных профилакториев и т.п., а также приобретение спортивной формы для спортивно-массовой работы и соревнований по смете учебного заведения предусматриваться не должны.

 

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений

 

Ассигнования на капитальный ремонт зданий и сооружений предусматриваются вышестоящей организацией на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения в соответствии с имеющимися дефектными ведомостями. В смету по статье 16 включаются затраты на капитальный ремонт общежитий и столовых, находящихся на балансе учебного заведения. Затраты на капитальный ремонт зданий учреждений, финансируемых по другим параграфам бюджетной классификации (детский сад, пионерлагерь и т.п.), а также помещений, содержащихся за счет сметы специальных средств учебного заведения, по бюджетной смете этого учебного заведения не планируются.

Необходимо также иметь в виду, что если часть здания учебного заведения передана какой-либо организации на правах аренды, то в поступающую от арендаторов или субарендаторов арендную плату включаются расходы, необходимые для осуществления капитального ремонта переданного в аренду здания. Эти расходы также должны учитываться в качестве источника покрытия общих затрат по смете учебного заведения на капитальный ремонт.

Капитальный ремонт зданий, арендуемых учебным заведением, может производиться за счет средств сметы учебного заведения в тех случаях, когда это предусматривается арендными договорами.

 

Статья 18. Прочие расходы

 

По этой статье планируются расходы на культурно-просветительную и физкультурную работу, которые определяются по нормам на одного учащегося только дневного отделения (среднегодового). Практически существуют общие нормативы на этот вид затрат, составляющие 2 р. 50 к. в год на одного учащегося техникума, включая аренду спортсооружений и тиров. При этом следует иметь в виду, что при проведении спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов по календарю Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (или республиканских комитетов) за счет ассигнований на массово-спортивную работу могут быть отнесены расходы только по проезду участников на место соревнования или сбора и обратно и суточные за время нахождения в пути. Остальные расходы, связанные с проведением соревнований и сборов (питание, суточные за время соревнований и сборов, оплата судей, наем жилья и др.), относятся за счет средств соответствующих спортивных организаций, проводящих соревнования и учебно-тренировочные сборы.

 

Начальник Управления

финансирования культуры

и здравоохранения

В.П.КИСЕЛЕВА

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024