| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения СССР

Главный государственный

санитарный врач СССР

П.Н.БУРГАСОВ

5 марта 1976 г. N 1405-76

 

Согласовано

Заместитель Министра

просвещения СССР

М.И.КОНДАКОВ

4 марта 1976 года

 

Заместитель председателя

Госкомитета Совета Министров СССР

по делам издательства, полиграфии

и книжной торговли

А.А.НЕБЕНЗЯ

1 марта 1976 года

 

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

 

"Санитарные правила" разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР, Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР, издательством "Просвещение" и Московской городской санитарно-эпидемиологической станцией с использованием материалов Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АПН СССР, Всесоюзного научно-исследовательского института комплексных проблем полиграфии, Всесоюзного научно-исследовательского института оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары, Республиканской санэпидстанции Минздрава Латвийской ССР, Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института, Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены, рекомендаций Межведомственного совещания при издательстве "Просвещение" (Москва, 15 июля 1970 г. и 9 августа 1974 г.).

 

Чтение является одним из основных способов восприятия учебного материала школьниками, а также основным видом учебной деятельности детей в школе и дома.

Процесс чтения связан с напряжением органа зрения, которое в значительной степени определяется качеством оформления учебника: размером наборного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно велико значение качества издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения, что делает сам по себе процесс чтения трудным и утомительным.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в эпидемическом отношении.

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают вес ежедневно переносимого школьниками груза.

Государственный санитарный надзор за изданием школьных учебников осуществляется путем:

а) выборочной проверки соответствия производственной спецификации на каждое издание учебников до их массового выпуска, гигиеническим требованиям, изложенным в настоящих "Санитарных правилах". Сопоставляются основные элементы внешнего оформления учебника, переплета, способ комплектования и скрепления (брошюровки), наименование и номер бумаги, плотность набора, гарнитура, кегель основного шрифта, выделения в тексте и др.;

б) выборочного отбора изданных учебников и последующего проведения их гигиенической экспертизы. Схема проведения гигиенической экспертизы дана в Приложении 1.

Гигиенические требования, предъявляемые к основным элементам оформления учебников (гарнитура, размер шрифта, длина строки и другие показатели) определяются возрастными особенностями детей, в частности особенностями развития зрительного анализатора.

Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости.

Видимость текста определяется: качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость); качеством печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски).

Удобочитаемость определяется: характером печатных знаков (размер шрифта - кегель), гарнитурой (рисунок шрифта) и цветом печатной краски; форматом полосы набора и характером расположения на странице (длина строки, межстрочные расстояния - интерлиньяж, размер полей).

 

1. Гигиенические требования к бумаге

 

1.1. Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна обеспечивать хорошую видимость печатного текста и способствовать удовлетворительному санитарному состоянию учебника - быть белой или слегка желтоватого цвета, с коэффициентом отражения от 70% до 80%, что обеспечивает достаточный контраст между печатными знаками и фоном.

1.2. Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой (не менее 30 - 40 сек. для бумаги машинной гладкости и 100 - 150 сек. для глазированной бумаги), чистой, без волосков и пятен, равномерно выделанной, без значительного глянца (8 - 10° по Кизеру; 4 - 5% по гляриметру).

1.3. Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа. Тот или другой вид просвечиваемости, зависящий от толщины бумаги, содержания в ней древесной массы и глубины проникновения типографской краски в бумагу, затемняет бумагу.

1.4. Из существующих видов бумаги гигиеническим требованиям в большей степени удовлетворяют типографская N 1 по ГОСТу 9095-73 и офсетная N 1 и 2 по ГОСТу 9094-70. При отсутствии этих видов бумаги и до разработки и внедрения специальной бумаги, предназначенной для школьных учебников, допускается использование типографской бумаги N 2 по ГОСТу 9095-73. Запрещается для печатания учебников применять бумаги типографскую N 3 и газетную.

1.5. Для форзаца <1> используется плотная бумага - офсетная N 1 и форзацная.

--------------------------------

<1> Форзац - два четырехстраничных листа, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней стороной переплета, а второй - последний лист блока с задней стороной.

 

1.6. Бумага, отобранная или специально изготовленная для издания учебников, должна получать выборочную гигиеническую оценку как в чистом виде, так и с напечатанным на ней текстом или рисунками, выполненными в черно-белом и цветном вариантах, в количестве не менее одного печатного листа.

Приборы, применяемые для исследования бумаги, см. Приложение 2.

 

2. Гигиенические требования к печати текста

 

2.1. Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Не допускается печать текста с нечетким, "рваным" и серым очком.

2.1.1. Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, выводов и правил, выделения отдельных слов, элементов формул могут использоваться:

а) печать текста цветными красками - голубой и красной средней насыщенности - на белой бумаге (белом фоне);

б) черный текст (шрифт) на цветной плашке (желтой, оранжевой, светло-зеленой, светло-голубой);

в) выворотка (белый текст) на красной плашке.

2.2. Гигиенические требования к шрифту

2.2.1. При оценке шрифта определению подлежит рисунок шрифта (гарнитура) и основные его размеры (высота, толщина штрихов и т.д.).

2.2.2. Основные требования к рисунку шрифта для издания учебников, особенно для детей младшего возраста, обеспечивающие удобочитаемость шрифта, состоят в:

- простоте очертания букв, четкости, определяемой индивидуальной выразительностью букв и достаточной величиной внутрибуквенных просветов, создающих приближение формы буквы к квадрату (для детей старшего школьного возраста можно допустить отношение ширины буквы к высоте 1:1,5 и 1:1,75);

- умеренной контрастностью между основными (вертикальными и соединительными (горизонтальными и наклонными) штрихами. Наилучшее соотношение толщины основных и соединительных штрихов 2:1 или 3:1.

2.2.3. Учебники должны набираться гарнитурами, отвечающими требованиям удобочитаемости и особенностям зрительного восприятия (таблица 1).

 

Таблица 1

 

ШРИФТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ НАБОРА ТЕКСТОВ УЧЕБНИКОВ

(ДЛЯ АЛФАВИТОВ НА РУССКОЙ И ЛАТИНСКОЙ ГРАФИЧЕСКИХ ОСНОВАХ)

 

┌────────┬─────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│Учебники│              Гарнитура                          Кегель <1>           

   по   ├──────────┬──────────┬───────────────┼──────────┬────────────┬──────────┤

│классам │основного │ГОСТ 3489 │дополнительного│ основного│дополнитель-│Примечание│

          шрифта  │Индекс, N │    шрифта       шрифта  ного шрифта │         

├────────┼──────────┼──────────┼───────────────┼──────────┼────────────┼──────────┤

   1        2         3            4           5          6          7    

├────────┼──────────┼──────────┼───────────────┼──────────┼────────────┼──────────┤

│Буквари │Букварная │БI 7-71   │-                        │-                    

        │Азбука    │АЗI не                   │48, 36, 28│                     

                  гостирован                                              

        Журнальная│ЖРI 2-71                 │24, 20                         

        │рубленая                                                          

├────────┼──────────┼──────────┼───────────────┼──────────┼────────────┼──────────┤

Учебники│Букварная │БI 7-71   │-              │16        │-                    

│I класса│Азбука    │АЗI не                                                  

                  гостирован               │18 <3>                         

        Журнальная│ЖРI 2-71                                                

        │рубленая                                                          

├────────┼──────────┼──────────┼───────────────┼──────────┼────────────┼──────────┤

Учебники│Школьная  │ШI 23-71  │То же, что и в │14 н/ш <4>│                     

│II      Журнальная│ЖРI 2-71  │основном шрифте│16 н/ш <3>│12 н/ш,              

│класса  рубленая                                     │10 н/ш <5>           

├────────┼──────────┼──────────┼───────────────┼──────────┼────────────┼──────────┤

Учебники│Школьная  │ШI 23-71  │То же, что и в │14, 12 н/ш│10 н/ш               

│III - IV│Литера-   │ЛI 33-72  │основном шрифте│                               

│классов │турная              Журнальная                                    

                            │рубленая (для                                 

                            │пояснительного │                               

                            │текста) <2>                                   

├────────┼──────────┼──────────┼───────────────┼──────────┼────────────┼──────────┤

Учебники│Школьная  │ШI 23-71  │-"-            │10 н/ш    │9,8 н/ш <6> │Учебники 

│V - VII │Литера-   │ЛI 33-72                                       иностран- │

│классов │турная                                                   ного языка│

                                                                 │для массо-│

├────────┼──────────┼──────────┼───────────────┼──────────┼────────────┤вых школ 

Учебники│Школьная  │ШI 23-71  │-"-            │10 н/ш, 10│9,8 н/ш 8   │(без     

│VIII - X│Литера-   │ЛI 33-72                                       │углублен- │

│классов │турная                                                   ного изу- │

                                                                 чения    

                                                                 иностран- │

                                                                 ного     

                                                                 │языка),  

                                                                 │кегель   

                                                                 │основного │

                                                                 │шрифта 12 │

└────────┴──────────┴──────────┴───────────────┴──────────┴────────────┴──────────┘

 

--------------------------------

<1> Кегель - высота площадки литеры, выраженная в типографских пунктах (пункт равен 0,376 мм).

<2> При применении этой гарнитуры кегель 10 в пояснительном тексте должен быть заменен на кегель 11.

<3> Кегель 16 и 14 Журнальной рубленой гарнитуры имеет меньшую высоту, чем эти кегели других рекомендуемых гарнитур, поэтому при употреблении Журнальной рубленой гарнитуры требуются кегели большей величины.

<4> Н/Ш - на шпонах. Шпоны - пробельный материал, устанавливаемый между строками для увеличения интерлиньяжа.

<5> Только для подрисуночных подписей.

<6> Об использовании петита в учебниках для среднего и старшего возраста см. п. 2.2.11.

 

Рисунки шрифтов и образцы гарнитур приведены в ГОСТах 3489.2, 7, 9, 15, 17, 23, 26 - 71 и 3489.33, 35 - 72 "Шрифты типографские".

2.2.4. Гарнитуры Букварная, Азбука, а также крупные кегели Журнальной рубленой (до 20-го включительно) наиболее соответствуют особенностям "опознания" букв для начинающего обучаться чтению.

Буквари и другие учебники для I класса должны набираться Букварной, Азбукой или Журнальной рубленой гарнитурой прямого светлого начертания с небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без засечек на концах букв.

Весь основной текст (печатный) букваря должен набираться одной гарнитурой. Смена рисунка шрифта на протяжении букваря недопустима. Новые буквы в букварях должны быть не рисованными, а наборными, не мельче кегеля 48.

2.2.5. В младшем школьном возрасте (со II класса), когда дети переходят от опознавания отдельных букв к связному чтению, наиболее удобочитаемым становится шрифт с засечками на концах букв, которые как бы ведут взор читающего от буквы к букве. Этим требованиям удовлетворяет Школьная гарнитура.

В среднем и старшем школьном возрасте хорошие результаты по удобочитаемости наряду со Школьной дает Литературная гарнитура.

2.2.6. Основной текст в учебниках должен набираться шрифтом прямым нормального светлого начертания.

В учебниках III - X классов дополнительный текст <*> допускается печатать шрифтом прямого и курсивного нормального, полужирного начертания, гарнитурой указанной в таблице 1.

--------------------------------

<*> К дополнительным текстам относятся примечания, пояснения, указатели, словари, всякого рода списки, надписи в атласах и картах всех типов и т.п.

 

Не допускается включать в текст рисованный шрифт, за исключением образцов прописей.

2.2.7. Выделение слов и фраз в тексте рекомендуется набирать прямым полужирным или жирным шрифтом; допускается курсив светлый или полужирный. Разрядка допускается лишь для отдельных слов.

2.2.8. Для набора заглавия учебника на титуле рекомендуется кегель 20 и выше.

Для набора титула и шмуцтитула <**> следует употреблять только наборные крупнокегельные шрифты.

--------------------------------

<**> Шмуцтитул - заголовок части учебника (рубрика) на отдельной, чистой, без текста, обычно нечетной странице.

 

2.2.9. При санитарной оценке шрифта имеют значение размеры букв и их элементов, влияющих на степень удобочитаемости шрифта: высота букв, толщина основных и соединительных штрихов, расстояние между основными штрихами, определяемых по строчной букве "Н".

2.2.10. Размер шрифта в учебниках должен соответствовать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыка чтения. От младшего к старшему школьному возрасту следует постепенно переходить от крупного кегеля к меньшему, причем кегель основного шрифта в учебниках VIII - X классов должен быть не менее 10.

Гигиенические нормы размеров шрифта для школьников разного возраста представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ШРИФТА,

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ НАБОРА УЧЕБНИКОВ

 

Учебники по частям    
и классам       

Примерный 
кегель  
основного 
шрифта  

Высота строчной
буквы Н в мм 

Толщина
основ-
ных   
штрихов
в мм  

Толщина  
соедини- 
тельных  
штрихов в
мм (гори-
зонталь- 
ного и на-
клонного)

Новые буквы подготови-  
тельной части букваря   

48 - 36    

8,0 - 6,0     

1,5   

1,2      

Букварная часть букваря 

28 - 24 - 20

4,5 - 4,0 - 3,5

0,5   

0,5      

Послебукварная часть бук-
варя, учебники I класса 

16         

2,8           

0,5   

0,45     

Учебники II класса      

14 н/ш,    
16 н/ш <1> 

2,3 - 2,52 <1>

0,3   

0,15     

Учебники III - IV классов

14, 12 н/ш 

2,3 - 2,0     

0,3   

0,15     

Учебники V - VII классов

10 н/ш     

1,75          

0,25  

0,15     

Учебники VIII - X классов

10 н/ш, 10 

1,75 - 1,7    

0,25  

0,15     

 

--------------------------------

<1> При использовании Журнальной рубленой гарнитуры.

 

2.2.11. Петитом (кегель 8) в учебниках для среднего и старшего школьного возрастов допускается набирать все дополнительные тексты, причем сплошной текст не должен превышать 12 строк. Петит без ограничений может быть использован при наборе списков литературы, указателей, словарей.

Стихотворный текст печатать петитом разрешается в учебниках для VII - VIII классов до четырех строк, а в учебниках для IX - X классов не более 16 строк на страницу. Стихотворный текст, набранный петитом, может чередоваться с обычным текстом не чаще двух раз на страницу.

Допускается набор петитом вопросов и заданий в учебниках только для учащихся VIII - X классов и при условии, что текст каждого вопроса (задания) не превышает двух строк, а сплошной текст петита не составляет более 16 строк на страницу.

В оглавлении набирать петитом разрешается только подпараграф (в учебниках для VIII - X классов). Во всех случаях заголовок должен начинаться с новой строки.

Для набора надписей на картах (всех типов) и в атласах до V класса запрещается использовать петит, а в картах и атласах для последующих классов запрещается применять кегель ниже 8.

 

3. Гигиенические требования к набору

 

3.1. Взаимосвязанность и взаимообусловленность отдельных элементов полиграфического оформления учебника требует в рекомендациях к набору исходить из учета оптимального гигиенического сочетания основных элементов - размера шрифта, длины строки и интерлиньяжа. Эти требования отражены в таблице 3.

 

Таблица 3

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАБОРУ УЧЕБНИКОВ

 

┌─────────┬───────┬──────┬────────────┬─────────┬────────────────────┬─────────┬─────────┬────────┐

│Учебники │Кегель │Длина │  Формат    Формат  │Формат полосы набора│ Формат  Межстроч-│Межбук- │

   по    │основ- │строки│бумаги в см │издания в│  в квадратах <*>   │ полосы  ные рас- │венные 

│ классам │ного   набора│и доля листа│мм (после│                    │ набора  │стояния в│расстоя-│

         │шрифта │ в мм │            │обрезки) │                      в мм   мм       ния в мм│

                                                                        │(интер-  │(аппрош)│

                                                                        линьяж)         

├─────────┼───────┼──────┼────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼────────┤

                               1           │ 1    1                                      

│Учебники │16, 14 │130   │70 x 90, -- │168 x 215│7- x 9-             │130 x 172│Не менее │4 - 11 

│I - II                         16 │         │ 4    2                      │2,8 мм          

│классов                                                                                 

                                                3                                       

                │126   │-"-         │-"-      │7 x 9-              │126 x 176│                

                                                4                                       

├─────────┼───────┼──────┼────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼────────┤

                               1                1    3                                  

│Учебники │14,    │126   │70 x 90, -- │168 x 215│7 x 9- - 9-         │126 x 172│-"-      │3      

│III - IV │12 н/ш │               16 │              2    4         │- 176                    

│классов                                                                                 

├─────────┼───────┼──────┼────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼────────┤

                               1           │ 1                                           

│Учебники │10 н/ш,│113   │60 x 90, -- │143 x 215│6- x 10             │113 x 180│Не       │2      

│для      │10                    16 │         │ 4                           │менее 2,7│       

│среднего │                                                                               

│школьного│                      1           │ 1    1                                      

│возраста,│             │60 x 84, -- │143 x 200│6- x 9-             │113 x 167│                

│начиная с│                      16 │         │ 4    4                                      

│V класса │       ├──────┼────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼────────┤

│и для                          1                                                         

│старшего │       │108   │60 x 84, -- │143 x 200│6 x 9               │108 x 162│                

│школьного│                      16 │                                                      

│возраста │       ├──────┼────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼────────┤

                                1 │         │ 1                                           

                │98    │84 x 108, --│128 x 200│5- x 9              │98 x 162 │                

                                32│         │ 2                                           

                ├──────┼────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼────────┤

                                1 │         │ 1                                           

                │95    │84 x 108, --│128 x 200│5- x 9              │95 x 162 │                

                                32│         │ 4                                           

                ├──────┼────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼────────┤

                               1             3   1    3      1 │                         

                │Двух- │70 x 90, -- │168 x 215│(3- + - + 3-) x 10- │(67 + 9 +│                

                │колон-│         16 │           4   2    4      4 │67) x 185│                

                ный                                                                     

                │набор │                       1        1                                 

                │<**>  │-"-         │-"-      │(3- + 9 + 3-) x 10  │(63 + 9 +│                

                                             2        2        │63) x 180│                

└─────────┴───────┴──────┴────────────┴─────────┴────────────────────┴─────────┴─────────┴────────┘

 


 

--------------------------------

<*> Квадрат - типографская мера; 1 квадрат равен 48 типографским пунктам или 18,051 мм.

<**> О применении двухколонного набора смотри пункт 3.3.

 

3.2. Для малоопытных читателей, которыми являются младшие школьники, при крупном шрифте на 20, 16, 14 кегелей определенное преимущество для зрительной работоспособности имеет длина строки 126 - 130 мм.

С возрастом, при уменьшении шрифта до 12 - 10 кегелей, рекомендуется использовать относительно короткие строки 98 - 113 мм.

3.3. При оформлении учебника для младшего и среднего школьного возраста недопустимо применение двухколонного набора, так как частые движения глаз от строки к строке представляют трудность и утомляют читателей.

В учебниках для VIII - X классов по предметам, не требующим длительного непрерывного чтения (анатомия, физиология и гигиена человека, география и др.) допустим двухколонный набор кегелем 10 при длине строки в колонке не менее 63 мм и расстоянии между колонками не менее 9 - 10 мм.

Допускается во всех учебниках двухколонный набор словарей и указателей.

Запрещается трехколонный набор текста учебников.

3.4. Удобочитаемость текста в значительной степени определяется четкостью отграничения полосы набора от окружения наличием полей. Поля должны контрастировать с полосой набора, быть белыми и иметь достаточные размеры, чтобы при движении глаз вдоль строки и при переходе со строки на строку боковым зрением ясно воспринимались конец и начало строки.

3.5. Поля должны иметь размеры в соответствии с ТУ 2901.3-72, кроме вариантов, предусматривающих внутренние поля размером <...> мм и менее. Внутренние поля должны иметь указанные размеры после брошюровки.

3.6. Для обеспечивания четкого восприятия текста между ним и иллюстрациями должны быть белые пробелы. Предельный минимум пробела должен быть для тоновых и штриховых иллюстраций 12, для цветных - 18 пунктов.

3.7. Плотность набора, т.е. количество знаков на площади в 1 кв. см, определяет качество набора в целом и должна соответствовать таблице 4.

 

Таблица 4

 

Размер кегеля          

Плотность набора на 1 кв. см

14 и выше                         

Не более 10 знаков         

9 - 12                            

Не более 15 знаков         

 

Плотность набора считается удовлетворительной, если на 1 кв. см количество видимых строк не превышает двух.

3.8. Все строки, за исключением заголовков и абзацев, должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки. Дополнительный текст можно давать с небольшим отступом от вертикали, что позволит учащимся быстро находить его в тексте учебника.

3.9. Число переносов на страницу должно быть ограничено. В учебниках для младшего школьного возраста количество переносов на страницу не может превышать 3 - 4.

3.10. Во всех иллюстрациях учебников, в том числе фотографиях, детали должны быть четко проработаны.

В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации. Географические и исторические карты следует раскрашивать светлыми, малонасыщенными красками. Броскую краску могут иметь лишь отдельные элементы карты, если этого требует ее содержание и функциональное назначение.

 

4. Гигиенические требования к формату, переплету и весу

 

4.1. Гигиенические требования к форматам учебников определяются удобством пользования книгой при занятиях и рекомендациями к набору (таблица 3).

4.2. Переплет учебников должен быть прочен, сделан из материала, минимально подвергающегося загрязнению.

Для учебников используются переплеты:

N 5 - твердый, составной с кантом, тканевым корешком и со сторонками, крытыми бумажной обложкой (лакирование или припрессовка пленки);

N 4 - твердый, цельнобумажный с кантом, крытый бумажной обложкой с лакировкой или переплетным материалом на бумажной основе с синтетическим покрытием (с пигментированным полимерным покрытием).

N 3 - мягкий обрезной из переплетного материала на бумажной или нетканой основе с синтетическим покрытием;

N 7 - твердый цельнотканый с кантом из материала на тканевой основе типа "модерн".

Для переплета допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей и рекомендованы "Санитарными правилами по производству и продаже игрушек" N 867-70 (с изменениями по состоянию на 1 января 1973 г.), утвержденными по согласованию с Министерством легкой промышленности СССР Главным государственным санитарным врачом СССР 9 августа 1973 г.

4.3. Для учебников, учебных пособий и дидактических материалов (кроме начальных классов) объемом до 12 печатных листов рекомендуется в качестве обложки применять переплетный материал на бумажной или нетканой основе с полимерным покрытием, а для пособий объемом не более 6 печатных листов, не рассчитанных для длительного пользования, допускается обложечная бумага.

4.4. Учебники, выпускаемые в твердом переплете, должны быть скреплены нитками на марле или без нее с последующей приклейкой марли на корешок. Рекомендуется сплошная окантовка корешка блока, сшитого нитками с выходом клапанов материала на форзацы блока по 20 мм; не допускается бесшвейное скрепление и скрепление проволокой.

Учебники, выпускаемые в обложке, должны быть сшиты нитками без марли; рекомендуется дополнительная заклейка корешка; допускается потетрадная проклейка корешка при шитье блоков.

4.5. Вес учебников из расчета на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями (без веса ранца или портфеля) не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстояние до 3 км учащимся:

    I - III классов от 1,5 до 2,0 кг

    IV - V    -"-   от 2,0 до 2,5 кг

    VI - VII  -"-   от 3,0 до 3,5 кг

    VIII - X  -"-   от 4,0 до 4,5 кг.

Санитарные правила распространяются на все виды школьных учебников, в том числе на экспериментальные и пробные, еще не находящиеся в производстве к моменту введения в действие настоящих "Санитарных правил".

Исключение составляет учебная литература для детей с дефектами слуха, речи, зрения, а также экспериментальные и пробные учебники, которые создаются в целях поиска наиболее эффективных решений внешнего их оформления.

Гигиеническая экспертиза экспериментальных вариантов полиграфического оформления учебников (применение новых шрифтов, форматов и т.д.) должна осуществляться на специально подготовленных образцах, макетах. Параметры экспериментального учебника определяются Министерством просвещения (народного образования) союзной республики и издательством по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы страны.

Ответственность за выполнение "Санитарных правил" возлагается на Госкомиздаты СССР, союзных и автономных республик, в ведении которых находятся издательства, выпускающие учебники.

Контроль за выполнением настоящих "Санитарных правил" возлагается на санитарно-эпидемиологические станции, на территории обслуживания которых имеются издательства, выпускающие учебники.

Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы могут запретить или приостановить издание и реализацию школьных учебников в случае несоответствия производственной спецификации на их издание настоящим "Санитарным правилам".

Настоящими "Санитарными правилами" отменяется методическое письмо "О предупредительном санитарном надзоре за изданием школьных учебников и детских книг", утвержденное заместителем Главного государственного санитарного инспектора СССР 31 августа 1962 г. N 125-5/6-35.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Гигиеническую экспертизу школьных учебников рекомендуется проводить по следующей схеме:

I. Общие данные: автор, название учебника, издательство, место и год издания, тираж, для какого возраста предназначен.

II. Характеристика внешнего вида: вес, формат, объем, способ скрепления тетради и вид переплета.

III. Оценка бумаги: белизна и оттенок, качество поверхности, глянец, просвечиваемость, масса 1 кв. м.

IV. Оценка качества печати: интенсивность окраски, равномерность, четкость.

V. Оценка шрифта основного и дополнительного текстов: гарнитура, кегель.

VI. Оценка набора: длина строки, интерлиньяж, плотность набора, поля.

VII. Характеристика иллюстраций, приложений.

VIII. Заключение о качестве учебника.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНИКА

 

┌───┬────────────────┬──────────────────────┬────────────────────┬────────┐

│ N │Вид исследования│   Название прибора        Нормативы      Примеча-│

п/п│                                                          ние    

├───┼────────────────┼──────────────────────┼────────────────────┼────────┤

│ 1 │       2                  3                    4             5   

├───┼────────────────┼──────────────────────┼────────────────────┼────────┤

│1  │Определение     │Шкала светлот или     │70 - 80%            │Все из- │

   │коэффициента    │фотометр, лейкометр                       мерения

   │отражения бумаги│типа Цейсс                                │делают 

   │(белизна)                                                 │в трех 

                                                             местах 

                                                             │учебника│

                                                             │(в нача-│

                                                             ле, в  

                                                             │середине│

                                                             │и в кон-│

                                                             це)    

│2  │Определение     │Фотометр (по разности │Не должна                  

   просвечиваемости│коэффициентов отраже- │просвечивать               

   │бумаги          ния бумаги с подложен-│                           

   │(непрозрачности)│ной под нее черной                               

                   │пластинкой)                                      

│3  │Определение     │Пневматический прибор │Не менее 30 - 40           

   │гладкости бумаги│АПГ или аппарат       │секунд для бумаги          

                   Бекка (Б-1)           │машинной гладкости, │       

                                         │100 - 150 секунд для       

                                         │бумаги глазированной│       

│4  │Определение     │Аппарат Кизера или    │8 - 10 по Кизеру,          

   │глянца бумаги   гляриметр             │4 - 5% по гляриметру       

│5  │Определение     │Микрометрическая лупа │См. в тексте табл. 3│       

   │размеров шрифта,│с делениями 0,1 мм или│                           

   │интерлиньяжа,   │микроскоп с микромет- │                           

   аппроша         рическим окуляром                                

│6  │Определение     │Металлическая линейка │-"-                        

   │длины строки    │с миллиметровыми деле-│                           

                   ниями или прозрачная                             

                   │пластинка с миллимет- │                           

                   ровыми делениями                                  

│7  │Определение     │Лупы 2- и 5-кратные   │Буквы и штрихи букв │       

   │четкости печати │                      │должны быть равно-         

                                         │мерно прокрашены,          

                                         │интенсивно черного         

                                         │цвета                      

│8  │Определение     │Пластинка металличес- │См. в тексте табл. 4│       

   │плотности набора│кая с 5-ю отверстиями │                           

                   │в 1 кв. см каждое                                

└───┴────────────────┴──────────────────────┴────────────────────┴────────┘

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024