| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Заместитель Министра

путей сообщения

А.ГОЛОВАТЫЙ

29 октября 1974 г. N ЦТ-ЦВ-ЦП/3198

 

ПРАВИЛА

НАДЗОРА ЗА ПАРОВЫМИ КОТЛАМИ И ВОЗДУШНЫМИ РЕЗЕРВУАРАМИ

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МПС

 

С вводом в действие настоящих Правил "Правила надзора за паровыми котлами и воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог", утвержденные Министерством путей сообщения 26 января 1962 г. N ЦТ-ЦВ/2146, считаются утратившими силу.

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

§ 1. Настоящие Правила распространяются на подвижной состав железных дорог Министерства путей сообщения и устанавливают требования к изготовлению, содержанию, ремонту и эксплуатации:

а) паровозных и вагонных паровых котлов с рабочим давлением более 0,7 кгс/кв. см;

б) главных и запасных воздушных резервуаров тормозного оборудования подвижного состава, в том числе специального;

в) воздушных резервуаров пневматического оборудования подвижного состава с емкостью более 25 л, у которых произведение объема (в литрах) на рабочее давление (в атмосферах) составляет величину 200 и более (резервуары противопожарных установок тепловозов и дизель-поездов, резервуары поднятия и опускания токоприемников локомотивов и моторвагонного подвижного состава, хопперов-дозаторов, вагонов-самосвалов - думпкаров, рефрижераторных поездов, снегоочистителей, снегоуборочных, шпалоподбивочных и других машин).

§ 2. Настоящие Правила обязательны для всех организаций и предприятий, изготавливающих, ремонтирующих и эксплуатирующих объекты котлонадзора, перечисленные в § 1.

§ 3. Технический надзор за паровыми котлами и воздушными резервуарами осуществляет каждый по своей отрасли:

а) в пределах железной дороги - начальники служб локомотивного и вагонного хозяйства и пути, дорожный инспектор котлонадзора по локомотивам и моторвагонному подвижному составу;

б) в пределах отделения железной дороги - начальники отделов локомотивного, вагонного и пути;

в) на предприятиях отделения дороги - начальники локомотивных и вагонных депо, дистанций пути; в путевых машинных станциях - начальники этих предприятий;

г) на локомотиво- и вагоноремонтных заводах, а также заводах, ремонтирующих специальный подвижной состав, - начальники заводов.

Технический надзор за паровыми котлами и воздушными резервуарами, кроме перечисленных выше должностных лиц, осуществляют также и начальники других служб дороги, отделов отделения дороги, предприятий отделения и предприятий, непосредственно подчиненных службе дороги или главку МПС, эксплуатирующих и ремонтирующих объекты котлонадзора, перечисленных в § 1 настоящих Правил.

§ 4. Технический надзор за обеспечением безопасной эксплуатации паровых котлов и воздушных резервуаров локомотивов и вагонов парка МПС, сданных в аренду промышленным предприятиям других министерств и ведомств, осуществляется непосредственно администрацией предприятий по месту работы локомотива и вагона согласно правилам и инструкциям МПС.

Контроль за правильным выполнением администрацией предприятий правил безопасной эксплуатации котлов паровозов, переданных в аренду, возлагается на начальников локомотивных депо.

§ 5. Технические освидетельствования и испытания паровых котлов и воздушных резервуаров подвижного состава, в том числе специального, производятся комиссиями:

в электровозном, тепловозном, паровозном, вагонном депо и депо моторвагонных поездов в составе председателя - начальника или заместителя, или главного инженера депо и членов комиссии - приемщика или инженера депо и мастера;

на локомотиво- и вагоноремонтном заводах, путевом ремонтно-механическом заводе и других заводах МПС, ремонтирующих специальный подвижной состав, в составе: председателя - главного инженера или начальника производственного отдела и членов комиссии, начальника отдела технического контроля и главного технолога.

На предприятиях путевого хозяйства технические освидетельствования и испытания воздушных резервуаров (если выполнение этих работ по данному объекту Министерством путей сообщения не возложено на вагонные депо) производятся комиссиями в составе: председателя - начальника или главного инженера предприятия и членов - главного механика (или инженера-механика) и мастера.

Запись в книгах форм ТКУ-5, ТКУ-6, ТКУ-7 и в паспорте сосуда, работающего под давлением, о произведенных освидетельствованиях и испытаниях заверяется подписью только лицами, указанными в настоящем параграфе.

§ 6. В каждом депо и на предприятиях путевого хозяйства из числа лиц, указанных в § 5, приказом начальника дороги назначается по одному уполномоченному, ответственному за безопасное содержание паровых котлов и воздушных резервуаров, а также за своевременную организацию и выполнение технических освидетельствований объектов котлонадзора подвижного состава.

Кроме того, приказом начальника депо из числа мастеров и бригадиров депо выделяются ответственные за обеспечение выполнения настоящих Правил по кругу возложенных обязанностей, а также ответственные исполнители работ по:

а) осмотру и регулировке предохранительных клапанов паровозных котлов и главных воздушных резервуаров; ремонту предохранительных клапанов с отъемкой от места, испытанию их и пружин клапанов на стенде в установленные сроки;

б) ремонту и проверке правильности показания манометров;

в) осмотру, переливке, испытанию на прессе, клеймению и постановке в котел контрольных пробок;

г) прочистке соединительных каналов водоуказательных стекол, водопробных краников и манометров;

д) проверке готовности паровозов для заправки;

е) заправке паровозов.

Каждому исполнителю, выделенному приказом начальника депо для выполнения работ по котлонадзору, вручается персональная должностная инструкционная карточка с указанием возложенных обязанностей по котлонадзору и порядка их выполнения.

§ 7. Начальники главных управлений МПС (локомотивного, вагонного хозяйства и пути) каждый по своей отрасли:

а) разрабатывают при необходимости проекты дополнений и изменений к Правилам надзора за паровыми котлами и воздушными резервуарами;

б) осуществляют контроль через приемщиков МПС за выполнением настоящих Правил на локомотиво- и вагоностроительных заводах, а также заводах, поставляющих специальный подвижной состав.

§ 8. Начальниками главных управлений МПС (локомотивного, вагонного хозяйства, пути, по ремонту подвижного состава и производству запасных частей), каждым по своей отрасли, осуществляется:

а) контроль за выполнением настоящих Правил котлонадзора на дорогах и ремонтных заводах;

б) инструктаж работников управлений дорог и ремонтных заводов, связанных с ремонтом и эксплуатацией подвижного состава, по вопросам котлонадзора;

в) расследование порч и аварий с котлами и резервуарами, разработка мероприятий по предупреждению аварий и порч и обеспечению безопасности эксплуатации;

г) разрешение всех вопросов котлонадзора по дорогам и ремонтным заводам.

§ 9. Начальники служб локомотивного, вагонного хозяйства и пути осуществляют по кругу их ведения:

а) технический контроль за состоянием паровозных, вагонных котлов и воздушных резервуаров подвижного состава (в том числе специального подвижного состава);

б) расследование на местах аварийных случаев, порч котлов и резервуаров и разработку мероприятий по предупреждению аварий и порч;

в) назначение регистрационных номеров паровозным и вагонным котлам согласно нумерации, отведенной МПС для каждой дороги;

г) ведение учета и отчетности по котлонадзору, оформление книг на котлы и резервуары, возобновление дубликатов этих книг;

д) контроль за выполнением правил, инструкций и приказов по надзору и уходу за паровыми котлами и воздушными резервуарами в депо, периодические обследования предприятий и инструктаж работников линии по котлонадзору, в том числе по вопросам:

своевременного и высококачественного выполнения работ по производству полных освидетельствований паровозных котлов, гидравлического испытания, пропарки и промывки главных воздушных резервуаров, искусственной осушки котлов паровозов запаса МПС и резерва управления дороги, проверки герметичности и относительной влажности воздуха в котлах;

правильного установления лабораториями депо дозировок антинакипина, режима продувки котлов, производства анализов котловых вод, а также осуществления контроля за изменениями состояния котлов паровозов запаса МПС и резерва управления дороги;

обеспечения качества промывки паровозных котлов и соблюдения установленного порядка при заправке паровозов;

соблюдения установленных технологических требований и сроков при ремонте, осмотре, проверке, испытании и установке: контрольных пробок, предохранительных клапанов котла и главных воздушных резервуаров, манометров, водоуказательных приборов, жаровых и дымогарных труб, элементов пароперегревателя, спускных кранов и промывательных люков котла и их крепления, а также качества выполнения сварочных работ по котлу, наличия приспособлений и оснастки для этих работ;

правильного ведения технической документации по котлонадзору.

§ 10. Начальники локомотиво- и вагоноремонтных заводов, а также заводов и предприятий путевого хозяйства, ремонтирующих специальный подвижной состав, осуществляют:

а) в установленные сроки техническое освидетельствование паровых котлов и воздушных резервуаров подвижного состава;

б) проведение мероприятий по обеспечению безопасности, предупреждению аварий и надзор за состоянием паровых котлов и воздушных резервуаров;

в) надзор за содержанием в исправности арматуры и контрольно-измерительных приборов и за соблюдением установленных правил и сроков их поверки;

г) ведение технической документации по котлонадзору.

 

II. МАТЕРИАЛЫ

 

§ 11. Материалы, применяемые для паровозных и вагонных котлов и воздушных резервуаров локомотивов и моторвагонного подвижного состава, должны удовлетворять требованиям действующих ГОСТ.

При смене отдельных листов котла на заводах и в депо данные о марке стали новых листов заносятся в котловую книгу.

§ 12. Каждый лист котельной стали, не имеющей сертификатов с результатами испытания, должен быть до постановки подвергнут проверочному испытанию в лаборатории.

Листы импортной котельной стали подвергаются проверочному испытанию независимо от наличия сертификатов.

§ 13. При ремонте паровозных и вагонных котлов должна применяться мартеновская углеродистая листовая сталь марок 15К и 20К (ГОСТ 5520-69), химический состав и механические свойства которой следующие (табл. 1, 2):

 

Таблица 1

 

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ, %

 

┌──────────┬───────────┬────────┬────────┬───────────┬───────────┐

  Марка     Углерод    Сера, │Фосфор, │  Марганец │  Кремний 

  стали              │не более│не более│                     

├──────────┼───────────┼────────┼────────┼───────────┼───────────┤

│15К       │0,12 - 0,20│0,04    │0,04    │0,35 - 0,65│0,15 - 0,30│

│20К       │0,16 - 0,24│0,04    │0,04    │0,35 - 0,65│0,15 - 0,30│

└──────────┴───────────┴────────┴────────┴───────────┴───────────┘

 

Таблица 2

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

 

┌─────┬──────────┬───────┬─────────┬─────────────────┬─────────────┐

│Марка│Предел    │Времен-│Относи-  │Ударная вязкость,│Испытание на │

│стали│текучести,│ное со-│тельное  │ кгс х м/кв. см, │изгиб в хо- 

     │кгс/кв. мм│против-│удлинение│    не менее     │лодном состо-│

     │при толщи-│ление, │на пяти- ├──────────┬──────┤янии на 180° │

     │не листа, │кгс/   │кратной  │ при t =  │после │при толщине 

     │мм        │кв. мм │расчетной│ 20 °С и  │меха- │листа до 30 

     ├─────┬────┤       │длине    │ толщине  │ничес-│мм (d - диа- │

     │до 20│21 -│       │образца, │листа, мм │кого  │метр оправки,│

          │40         │%, не    ├─────┬────┤старе-│альфа - тол- │

                     │менее    │до 20│21 -│ния   │щина образца)│

                                   │40                    

├─────┼─────┼────┼───────┼─────────┼─────┼────┼──────┼─────────────┤

│15К  │23   │22  │38 - 40│27       │8    │7,5 │3,5  ┐│            

              │41 - 42│26       │7    │6,5 │3,0  ││d = 0,5 альфа│

              │43 - 49│25       │7    │6,5 │3,0  ┘│             

│20К  │25   │24  │41 - 42│26       │7    │6,5 │3,0  ┐│            

              │43 - 44│25       │7    │6,5 │3,0  ││d = 1,5 альфа│

              │45 - 47│24       │6    │5,5 │2,5  ││            

              │48 - 52│23       │6    │5,5 │2,5  ┘│            

└─────┴─────┴────┴───────┴─────────┴─────┴────┴──────┴─────────────┘

 

Примечание. В листах из стали марки 15К, предназначенных для изготовления топок паровозных котлов, относительное удлинение должно быть не менее 27%.

 

§ 14. Для связей и анкерных болтов должна применяться прутковая сталь марки ВСт3сп5 (ГОСТ 380-71).

§ 15. Трубы жаровые горячекатаные бесшовные должны изготовляться в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 8731-66 из стали марки 10 (ГОСТ 1050-60). Сортамент жаровых труб устанавливается ГОСТ 8732-70.

Трубы дымогарные и пароперегревательные холоднотянутые бесшовные изготовляются в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 8733-66 из стали марки 10 (ГОСТ 1050-60). Сортамент дымогарных и пароперегревательных труб устанавливается ГОСТ 8734-58.

Химический состав стали марки 10 следующий: содержание углерода, кремния, марганца соответственно 0,07 - 0,14; 0,17 - 0,37; 0,35 - 0,65%; фосфора, серы, хрома, никеля соответственно не более 0,035; 0,04; 0,15 и 0,25%. Механические свойства этой стали: предел текучести и временное сопротивление разрыву соответственно не менее 21 и 34 кгс/кв. см, а относительное удлинение и сужение соответственно не менее 31 и 55%.

Трубы циркуляционные изготавливают из легированной хромомолибденовой стали марки 15ХМ (ГОСТ 4543-71) по специальным техническим условиям.

§ 16. Главные воздушные резервуары локомотивов и моторвагонных поездов должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 5520-69 из стали марки ВСт3сп5 (ГОСТ 380-71) с дополнительным требованием по содержанию серы не более 0,04% и гарантией свариваемости, с указанными в табл. 3 и 4 химическим составом и механическими свойствами.

 

Таблица 3

 

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ, %

 

Марка
стали

Углерод 

Марганец 

Кремний 

Сера

Фосфор

Никель

Хром

не более        

ВСт3сп5

0,14 - 0,22

0,40 - 0,65

0,05 - 0,30

0,04

0,04 

0,3  

0,3 

 

Таблица 4

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДЛЯ ТОЛЩИНЫ ЛИСТА 5 - 9 ММ

 

Марка
стали

Времен-
ное со-
против-
ление,
кгс/кв.
мм    

Предел
теку- 
чести,
кгс/кв.
мм, не
менее 

Относи- 
тельное 
удлинение
на пяти-
кратной 
расчетной
длине об-
разца, %,
не менее

Изгиб на 180°
(альфа - тол-
щина образца,
d - диаметр 
оправки)    

Ударная вязкость
поперек проката,
кгс/кв. см, 
не менее   

при тем-
пературе,
°С      

после
меха-
ничес-
кого 
старе-
ния  

+20

-20

ВСт3сп5

38 - 49

25    

26      

d = 0,5 альфа

8  

4  

4    

 

§ 17. Запасные резервуары изготавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 1561-65 из стали марки ВСт3сп5 (ГОСТ 380-71) с дополнительным требованием по содержанию серы не более 0,04% и гарантией свариваемости. Резервуары пневматического оборудования на подвижном составе, в том числе на специальном, а также резервуары противопожарных установок на локомотивах - из материалов, указанных в чертежах и технических условиях на изготовление изделия, согласованных с МПС.

§ 18. Паровозные, вагонные паровые котлы и главные резервуары должны иметь выбитые на паровозных котлах на верхней части (снаружи лобового листа), на вагонных котлах (снаружи на цилиндрических барабанах) и на резервуарах (штуцерах обечаек) следующие клейма:

а) наименование завода-изготовителя;

б) заводской номер по списку завода;

в) год изготовления;

г) величина наибольшего допускаемого рабочего давления.

При смене листа, на котором были нанесены эти клейма, таковые возобновляются на новом листе.

§ 19. Кроме того, на лобовом листе каждого паровозного котла и на корпусе вагонного парового котла на видном месте должна быть прикреплена шурупами металлическая паспортная табличка следующего образца:

 

       Паспортная табличка паровозного котла (140 х 80 мм)

 

Паровоз _____________________________________________________ ж.д.

Серия __________________________________ N _______________________

Завод-изготовитель ________________________ Год постройки ________

Регистрационный N котла __________________________________________

Допускаемое рабочее давление _____________________________________

Время последнего полного освидетельствования _____________________

__________________________________________________________________

Место последнего полного освидетельствования _____________________

__________________________________________________________________

 

        Паспортная табличка вагонного котла (135 х 95 мм)

 

Вагон N _____________________________________________________ ж.д.

Заводской N котла ________________________________________________

Завод-изготовитель ___________________ Год постройки _____________

Регистрационный N котла __________________________________________

Допускаемое рабочее давление _____________________________________

Время последнего полного освидетельствования _____________________

__________________________________________________________________

Место последнего полного освидетельствования _____________________

__________________________________________________________________

 

§ 20. На главных воздушных резервуарах локомотивов и моторвагонных поездах, построенных после внедрения в действие настоящих Правил, в том числе и на резервуарах, заменяемых новыми на локомотиворемонтных заводах и в депо, устанавливаются паспортные таблички согласно рис. 1 (здесь и далее рисунки не приводятся).

На паспортной табличке резервуара, изготовленной из листовой стали марок Ст0 - Ст3 (ГОСТ 380-71) и приваренной с соблюдением § 27 настоящих Правил электродами типа Э42 (ГОСТ 9467-60) диаметром 3 мм, заводом-изготовителем должны быть выбиты клейма:

а) наименование завода-изготовителя;

б) заводской номер;

в) год изготовления;

г) допускаемое рабочее давление в кгс/кв. см;

д) емкость в л.

Выбивать паспортные данные непосредственно на стенке резервуара не допускается.

На главных воздушных резервуарах локомотивов и моторвагонных поездов, построенных до введения в действие настоящих Правил, должны быть сохранены выбитые заводом-изготовителем клейма с указанием завода-изготовителя, заводского номера резервуара по списку завода, года постройки резервуара, величины допускаемого рабочего давления и емкости резервуара. Должны быть сохранены также закрепленные на резервуарах паспортные таблички с указанием заводских паспортных данных, перечисленных выше, и, кроме того, регистрационного номера, присвоенного резервуару дорогой приписки локомотива и моторвагонного поезда.

§ 21. На запасных резервуарах должны быть нанесены белой краской следующие надписи:

а) товарный знак предприятия-изготовителя;

б) обозначение резервуара по стандарту;

в) рабочее давление в кгс/кв. см;

г) номер резервуара;

д) год и месяц изготовления.

Кроме того, на штуцере обечайки должны быть выбиты номер резервуара, год и месяц изготовления, товарный знак завода-изготовителя.

§ 22. На главных воздушных резервуарах локомотивов и моторвагонных поездов, находящихся в эксплуатации и изготовляемых вновь, а также на запасных резервуарах, резервуарах противопожарных установок, резервуарах пневматического оборудования подвижного состава (в том числе специального) делаются надписи о месте и дате последнего гидравлического испытания (см. рис. 1).

 

III. ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ВАГОННОГО ПАРОВОГО КОТЛА

 

§ 23. Помещение для вагонного парового котла самостоятельного отопления должно удовлетворять следующим требованиям:

а) быть достаточно освещенным и обеспечивать возможность действовать всеми имеющимися на котле приборами, а равно осматривать их и в случае надобности исправлять и заменять таковые;

б) двери должны открываться в тамбур или быть задвижными; в последнем случае они должны оставаться открытыми на все время нахождения в котельном помещении обслуживающего персонала;

в) пол и стены должны быть безопасными в пожарном отношении.

Посторонним лицам находиться в котельном помещении запрещается, о чем должна быть вывешена соответствующая надпись.

В котельном помещении вагонов центрального отопления запрещается устанавливать посторонние приборы и аппараты, устраивать постели, складывать материалы, кроме необходимых для работы котла, а также производить работы, не имеющие прямого отношения к обслуживанию или ремонту котла или самого помещения.

Проход через котельное помещение, за исключением лиц служебного персонала, не допускается.

 

IV. СВАРКА

 

§ 24. При изготовлении и ремонте паровых котлов, а также воздушных резервуаров подвижного состава, в том числе специального, разрешается применять автоматическую, полуавтоматическую и ручную сварку.

Подготовка мест под сварку и швы сварных соединений при ручной электродуговой сварке должны соответствовать ГОСТ 5264-69, а при автоматической и полуавтоматической сварке - ГОСТ 8713-70.

§ 25. Сварочные работы на котлах и воздушных резервуарах должны выполняться электродами, типы которых предусмотрены чертежами и инструкциями МПС и соответствуют ГОСТ 9466-60 и ГОСТ 9467-60.

§ 26. При ремонте котла осматриваются все доступные места сварки и произведенные исправления вносятся в технический паспорт паровоза или в книгу работы вагонного котла.

§ 27. Для выполнения сварочных работ могут быть допущены сварщики, прошедшие испытание в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, допускаемых к выполнению работ на объектах котлонадзора.

Данные о произведенной сварке, сварочном материале, испытании сварных швов и фамилии сварщиков записываются в котловую книгу, а на развернутом эскизе огневой коробки указывается расположение сварного шва, если сварка производилась у листов топки.

§ 28. Сварка элементов котла и воздушных резервуаров должна производиться в соответствии с требованиями технических условий на их изготовление и утвержденными в установленном порядке производственными инструкциями.

§ 29. Технология сварки должна предусматривать такой порядок сварки, при котором остаточные напряжения будут минимальными.

§ 30. Перед началом сварки должно быть проверено качество сборки соединяемых элементов, а также состояние стыкуемых кромок и прилегающих к ним поверхностей.

§ 31. Не допускается ведение сварочных работ при изготовлении и ремонте котлов, резервуаров и их элементов при температуре окружающего воздуха ниже +5 °С и наличии сквозняков.

§ 32. Сварочные соединения и швы подлежат клеймению согласно Инструкции МПС ЦТ N 2301 и Инструктивным указаниям ЦТ N 251 по сварочным и наплавочным работам.

§ 33. Контроль сварных соединений осуществляется:

а) внешним осмотром;

б) просвечиванием рентгеновскими или гамма-лучами;

в) ультразвуковым дефектоскопом;

г) металлографическими исследованиями;

д) механическими испытаниями;

е) гидравлическим испытанием.

Просвечиванию рентгеном или гамма-лучами подвергаются стыковые сварные швы каждого изделия протяжением от всей длины швов:

у паровых котлов - не менее 15%;

у воздушных резервуаров - не менее 50% (места пересечений сварных швов обязательно просвечивать);

у циркуляционных труб по месту приварки задних наконечников - 100%.

Если вместо просвечивания рентгеном или гамма-лучами контроль сварных соединений производится ультразвуковым дефектоскопом, то при этом обязательному прозвучиванию подлежат 100% длины швов.

§ 34. Внешнему осмотру и измерениям подлежат все сварные соединения с целью выявления в них:

а) трещин;

б) наплывов, подрезов, прожогов, незаваренных кратеров, непроваров, пористости и других технологических дефектов;

в) несовпадения осей соединяемых элементов;

г) смещения кромок соединяемых элементов;

д) отступлений по размерам и форме швов, предусмотренных чертежами (по высоте, катету и ширине шва, по равномерности усиления и т.д.).

§ 35. Перед внешним осмотром поверхность сварного шва и прилегающих к нему участков основного металла шириной не менее 20 мм в обе стороны от шва должна быть зачищена от шлака и других загрязнений до металлического блеска.

§ 36. Осмотр и измерения сварных соединений должны производиться с двух сторон по всей протяженности швов в соответствии с требованиями ГОСТ 3242-69 и ведомственных инструкций по сварке и контролю сварных соединений. При невозможности осмотра внутренней поверхности сварного соединения его осмотр должен производиться с наружной стороны.

§ 37. Сварные соединения воздушного резервуара проверяются просвечиванием не менее 50% длины швов каждого днища и не менее 50% длины шва обечайки. Места сопряжений (пересечений) сварных соединений подлежат обязательному контролю просвечиванием.

§ 38. Контроль сварных соединений просвечиванием производится в соответствии с ГОСТ 7512-69 и производственными инструкциями по рентгеногаммаграфированию.

§ 39. Оценка качества сварных соединений по результатам просвечивания должна производиться в соответствии с требованиями настоящих Правил, инструкций по сварке и контролю сварных соединений и технических условий на изготовление изделия.

§ 40. При выявлении недопустимых дефектов в сварных соединениях обязательному контролю тем же методом подлежат все однотипные стыковые швы этого изделия (за исключением недоступных участков). Дефектные места в сварных швах вырубают и заваривают вновь с последующим контролем качества сварки.

§ 41. Сварные стыковые соединения воздушных резервуаров подвергают следующим обязательным механическим испытаниям на статическое растяжение, статический изгиб или сплющивание и ударную вязкость.

§ 42. Механические испытания сварных соединений должны производиться в соответствии с ГОСТ 6996-66, при этом испытание на ударную вязкость сварных соединений резервуаров следует производить при температурах металла, указанных в табл. 6 ГОСТ 380-71.

§ 43. Проверка механических свойств сварных соединений производится на образцах, изготовленных из контрольных сварных соединений (пластин, стыков). Последние должны быть идентичны контролируемым производственным сварным соединениям по марке стали, толщине листа, форме разделки кромок, способу сварки, сварочным материалам, положению, режимам и температуре подогрева при сварке, выполненной в один и тот же период времени.

§ 44. При сварке контрольных пластин, предназначенных для проверки механических свойств, пластины следует прихватывать к свариваемым элементам так, чтобы шов контрольной пластины являлся продолжением шва свариваемого изделия.

Сварка контрольных пластин для проверки соединений элементов, к которым прихватка пластин невозможна, может производиться отдельно от изделия, но с обязательным соблюдением всех условий сварки контролируемых стыковых соединений. Сварка пластин должна производиться сварщиками, выполнявшими сварку контролируемых соединений.

§ 45. При автоматической сварке резервуаров на каждое изделие должна свариваться одна контрольная пластина.

При ручной сварке резервуаров несколькими сварщиками каждым из них должна быть сварена одна контрольная пластина на каждое изделие.

Когда в течение рабочей смены на автоматической сварочной машине сваривается несколько однотипных резервуаров, разрешается на каждый вид сварки сваривать по одной контрольной пластине в начале и конце данной смены на всю партию резервуаров.

§ 46. При серийном изготовлении однотипных резервуаров из листового материала в случае 100-процентного контроля стыковых сварных соединений ультразвуковой дефектоскопией или просвечиванием допускается на каждый вид сварки сваривать по одной контрольной пластине на всю партию резервуаров. При этом в одну партию могут быть объединены резервуары одного вида из листового материала одной марки, имеющие одинаковую форму разделки кромок, выполненные по единому технологическому процессу и подлежащие термообработке по одному режиму, если цикл изготовления всех изделий по сварочным работам, термообработке и контрольным операциям не превышает три месяца.

§ 47. Размеры контрольных пластин должны быть достаточными для вырезки из них необходимого количества образцов для всех предусмотренных видов механических испытаний и металлографического исследования, а также для возможных повторных механических испытаний.

§ 48. Из каждого контрольного стыкового сварного соединения должны быть вырезаны:

а) два образца для испытания на статическое растяжение;

б) два образца для испытания на статический изгиб;

в) три образца для испытания на ударную вязкость.

§ 49. Контрольные сварные соединения (пластины, стыки, тавровые и угловые соединения) должны быть подвергнуты просвечиванию или ультразвуковому контролю по всей длине.

Если при указанной проверке в контрольном сварном соединении будут обнаружены недопустимые дефекты, все производственные сварные соединения, контролируемые данным контрольным соединением и не подвергнутые ультразвуковой дефектоскопии или просвечиванию, подлежат проверке тем же методом неразрушающего контроля (ультразвуком или просвечиванием) по всей длине (за исключением отдельных участков, не доступных для контроля), а контрольное сварное соединение должно быть выполнено вновь тем же сварщиком.

§ 50. При испытании сварных соединений на статическое растяжение временное сопротивление разрыву должно быть не ниже минимально допустимого предела для основного металла, установленного соответствующими ГОСТ, правилами и техническими условиями на изготовление данного изделия.

§ 51. При испытании сварных соединений на статический изгиб минимально допустимый угол изгиба, при котором образуется первая трещина в растянутой зоне образца, должен составить не менее 100°.

§ 52. При испытании сварных соединений на ударную вязкость значение ударной вязкости металла шва должно быть не ниже; при температуре металла плюс 20 °С - 8 кгс/кв. см и при температуре металла минус 20 °С - 4 кгс/кв. см (испытание при минусовой температуре сварных соединений главных воздушных резервуаров является обязательным).

§ 53. При расчете сварных соединений с валиковыми швами внахлестку, работающими на растяжение или сжатие, эти швы рассчитываются как работающие на срез независимо от расположения их по отношению к направлению действующего усилия.

§ 54. При расчете сварных стыковых соединений за расчетное сечение принимается толщина свариваемого основного металла. При сварке листов неодинаковой толщины за расчетное сечение принимается толщина более тонкого листа. При расчете соединений внахлестку или в тавр за расчетную высоту шва принимается 0,7 размера катета шва. При автоматической сварке таких соединений под слоем флюса, обеспечивающим глубокое проплавление основного листа, расчетная высота шва принимается равной его катету.

§ 55. При изготовлении соединений встык между листами одинаковой по номиналу толщины допускается смещение кромок на величину не более 10% от толщины стыкуемых листов.

§ 56. При сварке пароперегревательных труб сварные стыки следует располагать на прямых горизонтальных участках.

 

V. АРМАТУРА

 

Манометры

 

§ 57. Паровые котлы, главные воздушные резервуары, резервуары противоположных установок подвижного состава, пневматического оборудования специального подвижного состава должны быть снабжены исправными манометрами.

§ 58. Манометры должны иметь на циферблате красную черту, определяющую наибольшее допускаемое рабочее давление в котле или резервуаре.

§ 59. Номинальный диаметр манометра, применяемого для паровозного котла, должен быть равен 150 мм, а для главного воздушного резервуара - 100 мм. Шкала манометра должна быть рассчитана так, чтобы при рабочем давлении стрелка находилась в пределах последних 2/3 шкалы.

§ 60. Манометр котла должен быть снабжен сифонной трубкой, диаметром не менее 10 мм, соединенной с паровым пространством и имеющей не менее 2,5 витков диаметром 80 - 120 мм.

§ 61. Между манометром и сифонной трубкой должен быть установлен трехходовой кран с фланцем диаметром 38 мм и толщиной 6 мм, служащий для присоединения контрольного манометра и позволяющий производить продувку сифонной трубки.

§ 62. Манометр должен быть хорошо освещен, прочно укреплен и так установлен, чтобы его показания были отчетливо видны обслуживающему персоналу.

§ 63. Установка, поверка и обслуживание манометров должны соответствовать требованиям ГОСТ 15614-70, ГОСТ 8.002-71 и ГОСТ 5026-70.

§ 64. Манометры паровые и тормозные, установленные на подвижном составе, подвергаются периодическим поверкам:

а) один раз в год с разборкой, ремонтом и пломбированием;

б) через каждые шесть месяцев и независимо от срока каждый раз при возникновении сомнения в правильности его показаний.

Шестимесячная периодическая и досрочная поверка манометров производится без отъемки и снятия пломбы по контрольному манометру или с отъемкой на прессе. Манометры локомотивов и моторвагонных поездов, содержащихся в запасе МПС и резерве управления дороги, шестимесячной поверке не подлежат.

    При  правильном  показании  манометра  на  внешней стороне его

                                          15

стекла наносят дату поверки (например, 19 --- 75),  чтобы  надпись

                                          III

(размером 30 х 15 мм) не мешала видимости давлений на шкале.

§ 65. Годичная поверка манометра с наложением пломбы или клейма осуществляется поверителем Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР, а также локомотиворемонтными заводами и локомотивными депо, зарегистрированными в местных органах комитета на право поверки манометров.

§ 66. Поверка и пломбирование манометров предприятиями, получившими разрешение, должны производиться лицами, уполномоченными на это: на заводах - инспекторами отдела технического контроля, в локомотивных депо - приемщиками локомотивов или инженером производственно-технического отдела депо или техником-поверителем.

Запрещается производить поверку манометров лицам, осуществляющим их ремонт.

§ 67. Манометры не допускаются к применению в случаях:

а) отсутствия пломбы или клейма;

б) неправильного показания;

в) просрочки периодической поверки;

г) когда стрелка не возвращается к нулевому показанию шкалы на величину, превышающую половину допустимой погрешности для данного манометра;

д) когда разбито стекло или имеются другие повреждения, могущие отразиться на правильности показаний манометра.

§ 68. На котлах паровозов, вагонов, воздушных резервуарах локомотивов и моторвагонных поездов должны быть установлены манометры класса точности 1,6.

 

Предохранительные клапаны

 

§ 69. Каждый паровой котел должен иметь не менее двух предохранительных клапанов, независимых в своем действии друг от друга, с приспособлениями, не допускающими изменения нагрузки на клапан после того, как клапан проверен и запломбирован.

§ 70. Ограничение предельного давления воздуха в главных воздушных резервуарах должно быть обеспечено: на электровозах, тепловозах, моторвагонных поездах и самоходных единицах специального подвижного состава предохранительными клапанами и регулятором давления, а на паровозах - регулятором хода насоса.

При достижении в резервуаре предельного допускаемого давления регулятор давления и регулятор хода насоса автоматически прекращает работу компрессора или насоса. Правильность регулирования хода насоса и регулятора давления проверяется при каждой приемке локомотива и моторвагонного поезда бригадой, а у самоходных единиц специального подвижного состава - перед пуском их в работу.

§ 71. Предохранительные клапаны воздушных резервуаров должны быть изготовлены по чертежам, утвержденным МПС, а предохранительные клапаны котлов, установленные в вагонах, - по чертежам заводов - изготовителей котлов.

§ 72. Нагрузка предохранительных клапанов должна быть отрегулирована у паровозных котлов: первого клапана - на 0,2 кгс/кв. см, второго и третьего - на 0,4 кгс/кв. см, а у вагонных котлов для всех клапанов - на 0,2 кгс/кв. см выше разрешенного рабочего давления.

§ 73. Нагрузка предохранительных клапанов главных воздушных резервуаров должна быть отрегулирована непосредственно на локомотиве, моторвагонном поезде и специальном подвижном составе на 1,0 кгс/кв. см выше разрешенного рабочего давления.

§ 74. Предохранительные клапаны паровозных и вагонных котлов и главных воздушных резервуаров подлежат не реже одного раза в три месяца осмотру с проверкой и регулировкой нагрузки клапана в соответствии с § 72 и 73 настоящих Правил и при подъемочных и заводских ремонтах (а вагонных - не реже одного раза в год), а при капитальных и средних ремонтах специального подвижного состава - осмотру и ремонту с гидравлическим испытанием клапана на прочность и плотность с соблюдением требований § 79 и 80 настоящих Правил и чертежей МПС с проверкой пружин клапанов на стенде.

§ 75. Проверка пружин и предохранительных клапанов котла и главных воздушных резервуаров, гидравлическое испытание предохранительных клапанов котла в сборе, регулировка нагрузки клапанов и регуляторов давления на локомотиве и моторвагонном поезде, а также пломбирование клапанов производится лицами на это уполномоченными начальником депо и завода.

§ 76. Дату и результаты проверки клапанов паровозного котла вносят в технический паспорт и книгу формы ТКУ-8, предохранительных клапанов главных резервуаров и регуляторов давления - в книгу ТУ-14, для специального подвижного состава - в паспорт сосуда, а вагонных котлов - в книгу работы котла.

§ 77. При несовпадении срока периодического осмотра и проверки предохранительных клапанов с постановкой локомотива и моторвагонного поезда на очередной периодический ремонт разрешается увеличение работы предохранительных клапанов до 10 суток сверх установленного срока.

§ 78. При постановке паровозов в запас МПС и резерв управления дороги предохранительные клапаны котла независимо от срока подвергаются осмотру и проверке с отъемкой от места, испытанием на стенде и регулировкой пружин на давление 6 кгс/кв. см.

Регулировку и проверку предохранительных клапанов паровозов, поступивших для работы из других депо, а также паровозов из запаса МПС и резерва управления дороги, производят независимо от срока предыдущей проверки при первой заправке паровозов.

§ 79. Гидравлическое испытание предохранительных клапанов паровозного и вагонного котлов, а также проверку пружины клапана паровозного котла производят с соблюдением следующих требований:

а) клапан паровозного и вагонного котлов считается выдержавшим гидравлическое испытание на прочность и плотность, если в течение 3 мин. при постоянном давлении (рабочее плюс 5 кгс/кв. см) не обнаружено просачивание воды и потение через стенки и детали клапана и других дефектов;

б) пружина унифицированного предохранительного клапана паровозного котла (чертеж N У2-43) считается проверенной, если при испытании на стенде под грузом 655 кг прогиб ее составит 25 мм; если клапан не был заменен на унифицированный, испытательные нагрузки и стрела прогиба пружины должны соответствовать данным табл. 5.

 

Таблица 5

 

┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐

   Параметры                      Серия паровоза                 

               ├─────────┬──────┬────┬────┬────┬─────────┬────┬────┤

                   г   щ│ у   м│  р      а │   СУ    │ ум │   

               │Э, Э , Э │Э , Э │ Э  │ СО │ Е  │(1935 -  │С   │ ФД │

                                          │1936 гг.)│       

├───────────────┼─────────┼──────┼────┼────┼────┼─────────┼────┼────┤

│Испытательная  │590      │632   │194 │194 │955 │431      │147 │208 │

│нагрузка, кг                                              

│Прогиб (сжатие)│20       │27,2  │5,4 │9,3 │17  │11,5     │7   │8,5 │

│пружины под                                               

│испытательной                                             

│нагрузкой, мм                                             

│Допуски на     │+3       │+3    │+2  │+1,5│+2  │+3       │+2  │+2 

│прогиб, мм     │-1,5     │-2    │-1  │-1  │-1,5│-1,5     │-1  │-1 

└───────────────┴─────────┴──────┴────┴────┴────┴─────────┴────┴────┘

 

§ 80. Пружина предохранительного клапана главного воздушного резервуара (усл. N Э216) считается проверенной, если она после трехкратного сжатия до высоты 53 мм при последующем сжатии не дает остаточных деформаций; пружину, изготовленную по другим чертежам, проверяют в соответствии с требованиями чертежей МПС.

§ 81. Клейма плашек для пломбирования предохранительных клапанов установлены единые для всей сети.

При пломбировании на одной стороне пломбы должен быть ясный оттиск названия завода или дороги и год, на другой - сокращенное обозначение депо или завода и месяц проверки.

    Пример. Первая   плашка:   Горьковская ж.д.  1975  г.;  вторая

        ТЧ-I

плашка: ----.

         VI

 

Контрольные пробки

 

§ 82. На потолке огневой коробки каждого паровозного котла и горизонтального вагонного котла с поверхностью нагрева более 17 кв. м должно быть поставлено не менее двух легкоплавких контрольных пробок, а у вертикального вагонного котла и горизонтального с поверхностью нагрева менее 17 кв. м - одна пробка.

Количество контрольных пробок и их расположение в паровозных котлах определяются чертежами альбомов.

На вагонных котлах с вертикальными дымогарными трубами контрольные пробки ставятся в соответствии с чертежом.

    §  83. Контрольные пробки изготовляют по чертежам МПС стальные

                                                         +3

со вставками с выходом над потолком огневой коробки на 32   мм.

§ 84. Осмотр контрольных пробок производят на каждой промывке; при необходимости пробку вывертывают, а при обнаружении дефектов заливки переливают.

Заливку контрольных пробок всех котлов производят не реже одного раза в три месяца на одной из очередных промывок котла, а также при каждом полном и наружном освидетельствовании котла. В случае несовпадения срока переливки контрольных пробок с постановкой паровоза на промывочный ремонт разрешается увеличение времени работы пробок до 10 суток сверх установленного срока.

§ 85. Пробку после переливки зачищают и подвергают гидравлическому испытанию в течение 3 мин. давлением, равным рабочему давлению плюс 5 кгс/кв. см. Контрольную пробку, перелитую и испытанную, клеймят по верхней торцовой поверхности на площади кольца, расположенного между вставкой и наружным краем пробки, а в вертикальных вагонных котлах - на сплаве со стороны квадрата с указанием номера паровоза или вагона, числа, месяца, года, места заливки и испытания пробки (рис. 2).

Клейма для пробок хранятся у заместителя начальника депо по ремонту или у котельного мастера и у начальника котельного цеха завода.

§ 86. Время переливки пробок и их оттиски заносят для паровозных котлов в шнуровую книгу регистрации контрольных пробок формы ТКУ-9, для вагонных котлов - в книгу работы котла.

§ 87. При отставлении паровозов или вагонов в запас контрольные пробки переливают, но не клеймят. При заправке из запаса и резерва паровоза и парового котла вагона пробки осматривают, испытывают на прессе и клеймят с записью в книгу ТКУ-9 и книгу работы парового котла.

 

Указатели уровня воды

 

§ 88. Каждый котел должен быть снабжен не менее чем двумя приборами для указания уровня воды в котле, причем один из них - в виде трех водопробных краников, а другой - в виде водоуказательного стекла. Паровые котлы, установленные в вагонах, должны быть оборудованы приборами для указания уровня воды согласно чертежам завода-изготовителя.

При наличии водяных колонок паровозный котел должен быть оборудован двумя водоуказательными стеклами, из которых одно установлено на колонке, а другое - на лобовом листе котла.

§ 89. На лобовом листе котла вблизи водоуказательного стекла должна быть прочно укреплена шурупами металлическая пластина с указателем и надписью "Низший уровень воды".

Указатель низшего уровня должен быть окрашен в красный цвет и установлен от наивысшей точки потолка огневой коробки в соответствии с чертежами МПС.

При смене потолка огневой коробки необходимо проверить правильность расположения указателя низшего уровня воды.

§ 90. Каждый водопробный краник, установленный на котле или на водяной колонке, должен быть соединен с котлом или колонкой самостоятельно.

Горизонтальная ось канала нижнего водопробного краника должна быть на одном уровне с указателем "Низший уровень воды", а горизонтальная ось верхнего водопробного краника - на высоте, установленной в соответствии с чертежами МПС.

Водопробный краник и кран водоуказательного стекла, установленные непосредственно на котле, должны иметь конструкцию, обеспечивающую прочистку соединительных каналов по прямому направлению. Прочистка этих каналов должна производиться при каждой промывке котла.

§ 91. У котлов паровозов нижняя кромка водоуказательного стекла должна быть расположена на 5 мм ниже указателя низшего уровня воды (у паровозов Л - на 24 мм).

§ 92. Запрещается укорачивание видимой части водоуказательных стекол постановкой патрубков на гайках.

§ 93. Водоуказательные стекла должны иметь запорные устройства для отключения их от котла или продувки.

§ 94. Круглые водоуказательные стекла должны иметь защитные приспособления (для защиты обслуживающего персонала от ранений в случае разрыва стекла), не мешающие наблюдению за уровнем воды. Плоские водоуказательные стекла защитных приспособлений не требуют.

Водоуказательные стекла должны быть хорошо освещены, их показания должны быть отчетливо видны обслуживающему персоналу.

 

Краны продувки и промывки

 

§ 95. Паровозные и вагонные паровые котлы должны иметь для спуска воды и периодической их продувки спускные краны.

Краны, через которые продувают котел паровозов, оборудуют предохранительными (шариковыми) запорными устройствами, предупреждающими выход воды из котла при неисправности крана.

Спускные краны должны быть расположены по чертежам МПС в нижней части котла в доступном для их осмотра месте. Конструкция кранов и вентилей должна быть безопасной для эксплуатации.

Паровозные котлы должны, кроме того, иметь вентили для циркуляции воды при производстве теплой промывки. Котлы паровозов, имеющие для продувки пробковые краны, должны быть снабжены дополнительными вентилями, устанавливаемыми на отводящих трубах.

§ 96. Каждый главный воздушный резервуар должен иметь промывательную пробку и спускной кран для удаления влаги и масла.

 

Питательные приборы

 

§ 97. Для питания паровозного котла водой должно быть установлено не менее двух питательных приборов, причем каждый из них должен:

а) приводиться в действие и питать котел независимо от другого;

б) обеспечить необходимую подачу воды при максимальной форсировке котла (питательные насосы должны обеспечивать подачу при температуре питательной воды 90 °С).

§ 98. Вагонные котлы для питания их водой должны иметь:

а) при самостоятельном отоплении вагонов - два ручных насоса, а котлы КВ-7 и ШС-3 - не менее двух питательных приборов и ручной насос;

б) при центральном отоплении вагонов - не менее двух питательных приборов.

Каждый питательный прибор вагонных котлов должен приводиться в действие и питать котел независимо от другого и обеспечивать необходимую подачу воды при максимальной форсировке котла.

§ 99. Каждый питательный прибор должен иметь запорный вентиль и питательный клапан, автоматически закрывающийся давлением из котла. У паровозных котлов (широкой и узкой колеи) и вагонных котлов центрального отопления питательные приборы должны быть приспособлены для тушения пожара и снабжены штуцерами, выполненными в соответствии с действующими нормами.

 

VI. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

 

§ 100. Каждый паровозный или вагонный котел в установленные сроки подвергают следующим техническим освидетельствованиям:

а) наружному осмотру;

б) полному освидетельствованию, состоящему из наружного и внутреннего осмотра, с гидравлическим испытанием;

в) специальному обследованию.

§ 101. Главный и запасной воздушные резервуары, резервуары газовых и воздухопенных противопожарных установок тепловозов и дизель-поездов, резервуары пневматического оборудования на специальном подвижном составе подвергаются:

а) наружному осмотру;

б) наружному осмотру с гидравлическим испытанием.

§ 102. Осмотр и освидетельствование котлов производят в следующие сроки:

а) наружный осмотр паровозных котлов - не реже одного раза в три года и приурочивают: на паровозах эксплуатируемого парка - к подъемочному ремонту, а на паровозах запаса МПС и резерва управления дороги - к очередной обкатке; наружный осмотр в указанных случаях производят также в том случае, когда до истечения его срока осталось менее года;

б) наружный осмотр вагонных котлов - при заводском или деповском ремонте, но не реже одного раза в два года;

в) полное освидетельствование паровозных котлов - при каждом заводском ремонте паровозов, но не реже одного раза в девять лет;

г) полное освидетельствование вагонных котлов - не реже одного раза в восемь лет и приурочивают к заводскому ремонту вагонов, а также к деповскому ремонту грузовых вагонов, который в этом случае производят на заводах.

§ 103. Воздушные резервуары подвергают:

а) наружному осмотру - не реже одного раза в два года при очередных периодических ремонтах;

б) наружному осмотру с гидравлическим испытанием - не реже одного раза в четыре года с отъемкой от места. Это испытание приурочивают: на электровозах, тепловозах, паровозах и моторвагонных поездах - к очередному заводскому, подъемочному и большому периодическому ремонтам; на специальном подвижном составе - к капитальному (заводскому) и среднему (деповскому) ремонтам, при этих ремонтах гидравлическое испытание главных резервуаров производят и в тех случаях, когда до истечения срока испытания остается менее полутора лет.

§ 104. Главные воздушные резервуары подлежат обязательной пропарке или выщелачиванию с последующей промывкой горячей водой:

на электровозах, тепловозах и моторвагонном подвижном составе - при заводском, подъемочном и большом периодическом ремонтах;

на паровозах - при заводском, подъемочном и промывочном ремонтах;

на специальном подвижном составе - при капитальном (заводском) и среднем (деповском) ремонтах.

§ 105. При заводском ремонте вагона досрочное полное освидетельствование котла должно быть произведено в том случае, когда до истечения срока следующего освидетельствования остается два года и менее.

§ 106. Содержание паровозов, вагонов в запасе МПС и резерве управления дороги с истекшим сроком полного освидетельствования котлов запрещается.

§ 107. При поступлении в депо паровоза, вагона, не имеющих ни котловой книги, ни паспортной таблички, производят проверку данных, необходимых для составления котловой книги, после чего производят наружный осмотр котла с тщательной проверкой состояния деталей и креплений котла. Материалы осмотра котла представляют в службу локомотивного или вагонного хозяйства, которые при удовлетворительном состоянии котла дают разрешение на эксплуатацию паровоза или вагона и устанавливают срок следующего полного освидетельствования котла.

Лишь после получения указанного разрешения котел паровоза или вагона может быть допущен к эксплуатации.

§ 108. Паровозные, вагонные котлы с просроченным полным освидетельствованием, а также котлы паровозов, у которых обнаружены нарушения Правил технической эксплуатации и настоящих Правил, к эксплуатации не допускаются.

Инспекторам котлонадзора по локомотивам и моторвагонному подвижному составу предоставляется право отставлять от работы паровозы при обнаружении указанных нарушений.

§ 109. Досрочное гидравлическое испытание на рабочее давление плюс 5 кгс/кв. см и наружный осмотр котла производят в следующих случаях:

а) после аварий и крушений, вызвавших падение котла на землю или его повреждение (сход паровоза или вагона с рельсов причиной для досрочного испытания не служит);

б) после выплавления контрольных пробок, сопровождающегося одним из следующих повреждений котла: обрыв анкерных болтов или течь их в количестве 100 шт. и более, появление прогиба или выпучины выше 3 мм потолка огневой коробки, а других частей котла - независимо от величины деформации, когда прогиб получился выше предельных размеров;

в) после смены части листа котла или постановки вставки размером более чем на 30 связей;

г) при смене 15% и более общего количества анкерных болтов или связей, а также 100 и более связей на одной стенке;

д) при заварке трещин с постановкой накладки на цилиндрическую часть котла.

§ 110. Гидравлическое испытание на рабочее давление производят:

после заварки трещин в связевых и трубных простенках длиной более двух простенков, трещин в шуровочном кольце, смены полного комплекта дымогарных и жаровых труб, вварки связей или обварки головок связей от 50 до 100 на одной стенке, но не более 15% всего числа связей в топке, вварки вставки размером не более чем на 30 связей, после переклепки 15 и более рядом стоящих в шве заклепок, или 25% общего их количества, после заварки трещины в сварных швах воздушных резервуаров.

Такое испытание производит начальник депо или котельный мастер с записью в технический паспорт паровоза.

§ 111. После заварки единичных выедин, наплавки отверстий для жаровых и дымогарных труб, кромок швов, заварки трещин от кромки до заклепки, связевых отверстий, вварки или обварки головок связей до 50 шт., заварки трещин, в связевых и трубных простенках длиной не более двух простенков производят тщательный осмотр мест сварки без гидравлического испытания котла.

§ 112. Наружный осмотр паровозных и вагонных котлов при постановке паровоза (вагона) в запас МПС и резерв управления дороги на длительную стоянку производят независимо от срока предыдущего осмотра.

§ 113. Досрочное гидравлическое испытание, произведенное вместе с наружным осмотром, не отдаляет срок полного освидетельствования котла и таковое должно производиться в установленные сроки. Срок же следующего наружного осмотра исчисляется от последнего полного освидетельствования или наружного осмотра.

 

VII. ПОРЯДОК ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

 

Наружный осмотр

 

§ 114. Наружный осмотр котлов производят для выяснения, в каком состоянии находятся топка, швы, заклепки, связи и анкерные болты, циркуляционные, жаровые и дымогарные трубы, элементы пароперегревателя, а также арматура котла. Перед наружным осмотром котел должен быть охлажден, тщательно промыт и очищен от накипи, сажи и золы.

При наружном осмотре котла должны быть прочищены контрольные отверстия связей и анкерных болтов со стороны огневой коробки, открыты люки-лазы, а при отсутствии люка-лаза открывают крышку сухопарного колпака. В отдельных случаях производят частичную выемку дымогарных и жаровых труб.

После этого котел тщательно осматривают для обнаружения выедин, трещин, волнистости и выпучин стенок огневой коробки и циркуляционных труб, оборванных и текущих связей, анкерных болтов и лапчатых связей. Стенки огневой коробки проверяют по линейке. Осматривают состояние арматуры котла.

§ 115. Все обнаруженные дефекты должны быть устранены, контрольные пробки перелиты, предохранительные клапаны и манометры проверены.

§ 116. При наружном осмотре резервуаров производят обследование стенок, сварных или клепаных швов и арматуры, обращая особое внимание на состояние сварных швов и мест крепления резервуаров.

§ 117. Если на основании результатов наружного осмотра котла будет установлено необходимым произвести полное освидетельствование, то такое производят порядком, указанным в § 118 настоящих Правил.

 

Полное освидетельствование

 

§ 118. Полное освидетельствование паровозных и вагонных котлов заключается в тщательном их обследовании внутри и снаружи. Для полного освидетельствования котла снимают обшивку и изоляцию, вынимают все жаровые и дымогарные трубы, открывают паровой колпак, снимают арматуру и открывают все люки и лазы. Котел очищают от накипи, золы, сажи и остатков изоляции до металла как изнутри, так и снаружи.

При полном освидетельствовании обращают особое внимание на состояние стенок котла и его внутренних скреплений, контрфорсов, продольных и поперечных тяжей и их соединений с котлом. При помощи лупы тщательно обследуют внутри и снаружи кромки листов и все клепаные и сварные швы.

Обращают внимание на наличие выедин внутри цилиндрической части котла, у камеры догорания, вокруг люковых отверстий, у загибов листов. Проверяют состояние связей и анкерных болтов, места образования кольцевых трещин и лучевых надрывов, трещин и подъедин на потолке огневой коробки, трещин у отверстий анкерных болтов на потолке кожуха топки.

Контрольные отверстия связей и анкерных болтов прочищают и проверяют с обеих сторон.

Проверяют состояние огневой коробки для выявления дефектов в ней со стороны огневой части и со стороны водяной, а также осматривают снаружи и внутри цилиндрической части котла места около опор котла.

§ 119. Отъемку колпачков подвижных связей производят согласно Правилам заводского ремонта паровозов с отметкой в книге (форма ТКУ-5) паровозного котла. Частичную отъемку колпачков отмечают на эскизе огневой коробки с указанием даты осмотра.

§ 120. При полном освидетельствовании котлов паровозов в условиях депо должна быть распущена обшивка кожуха топки и цилиндрической части для осмотра швов. При этом обшивку и изоляцию с цилиндрической части и боковых стенок кожуха топки разрешается не снимать с выполнением всех остальных работ в полном соответствии с требованиями § 118 и 119 настоящих Правил.

§ 121. Полное освидетельствование вагонных котлов производят:

а) с выемкой топки из котлов самостоятельного отопления;

б) с выемкой котлов КВ-7 и ШС-3 из вагонов при заводском ремонте.

§ 122. После каждого полного освидетельствования котла паровоза, вагона и устранения обнаруженных дефектов производят гидравлическое испытание.

 

Гидравлическое испытание

 

§ 123. При гидравлическом испытании котла и резервуара соблюдают следующие правила:

а) котел, предназначенный к работе при давлении 5 кгс/кв. см и выше, испытывают давлением, равным наибольшему допускаемому давлению плюс 5 кгс/кв. см;

б) котел, предназначенный к работе при рабочем давлении пара не более 5 кгс/кв. см, подвергают давлению вдвое большему, чем рабочее; котлы с рабочим давлением пара до 1,5 кгс/кв. см подвергают давлению 3 кгс/кв. см;

в) вагонные котлы самостоятельного отопления с предельным давлением пара 2 кгс/кв. см испытывают давлением 5 кгс/кв. см;

г) главные и запасные резервуары автотормозов локомотивов, моторвагонных поездов и самоходных единиц специального подвижного состава испытывают на рабочее давление плюс 5 кгс/кв. см, а запасные резервуары вагонов - согласно ГОСТ 1561-65;

д) резервуары воздухопенных противопожарных установок и резервуары со сжатым газом автоматической установки пожаротушения на тепловозах и дизель-поездах и резервуары пневматического оборудования специального подвижного состава на давление и порядком, установленным техническими условиями на их изготовление.

§ 124. Для контроля величины давления, которому подвергается котел при испытании, необходимо применять два проверенных манометра, из которых один должен быть контрольным. Одновременно с котлом гидравлическому испытанию подвергают его арматуру.

§ 125. Перед гидравлическим испытанием котел необходимо полностью наполнить водой. Под пробным давлением котел держат 5 мин., после чего давление постепенно понижают до рабочего, которое должно оставаться постоянным на время, необходимое для осмотра котла, при этом места сварки швов остукивают легкими ударами молотка (весом 0,5 - 0,8 кг с закругленным бойком).

Снижение давления от рабочего до нуля производят постепенно.

Осмотр котла и топки должен производиться не только при рабочем давлении, но и после понижения давления до нуля.

§ 126. Воздушные резервуары перед гидравлическим испытанием прогревают паром или выщелачивают и тщательно промывают горячей водой для удаления грязи и смазки, после чего их полностью наполняют водой.

§ 127. Воздушные резервуары держат под пробным давлением 5 мин., после чего пробное давление понижают до рабочего, при котором и осматривают резервуар. По окончании осмотра давление постепенно снижают до нуля.

§ 128. При осмотре котла под давлением надлежит отмечать течь швов, заклепок, связей, анкерных болтов и труб. Незначительную течь заклепочных швов и заклепок устраняют чеканкой.

Текущие связи и анкерные болты должны быть сменены. Чеканить головки анкерных болтов и связей запрещается. Чеканку заклепочных швов и заклепок производят при отсутствии давления в котле. При значительной течи швов последние переклепывают заново.

§ 129. При обнаружении течи в торце листа (наличие расслоения) или влаги в целом месте такой лист заменяют новым.

§ 130. При появлении слезинок, течи или трещин в сварном шве результаты испытания признают неудовлетворительными и дефектные участки переваривают заново. Чеканка сварных швов запрещается.

§ 131. Дымогарные, жаровые и циркуляционные трубы при незначительной течи, если они не обварены, должны быть развальцованы. При появлении отдельных капель в местах приварки труб и при удовлетворительном состоянии буртов обрубить обварку, развальцевать и приварить вновь. При значительной течи трубы должны быть сменены.

§ 132. При осмотре лазов, люков и арматуры следует убедиться, нет ли течи в соединениях и в металле, при этом пробки кранов должны вращаться свободно. Арматура и люки, текущие в соединениях, подлежат перестановке, а пропускающие воду через металл - смене.

§ 133. Котел и резервуар признается выдержавшим гидравлическое испытание, если не обнаружено остаточных деформаций, разрыва или течи.

Водяная пыль и мелкие капли (слезки) в клепаных швах, заклепках, кранах и других частях арматуры течью не считаются.

§ 134. Если при испытании котла и резервуара окажется, что он не удовлетворяет условиям § 133 и требуется переклепка швов, или исправление сварных швов или смена связей, заклепок и т.п., то после устранения обнаруженных дефектов гидравлическое испытание повторяют.

Единичная смена связей или анкерных болтов (в сумме не более 15 шт.) повторного испытания не требует.

§ 135. Запрещается производить предварительное пробное (повышенное против рабочего) давление без присутствия комиссии.

 

Специальное обследование

 

§ 136. Специальное обследование котлов паровозов и вагонов производят при заводском ремонте, когда по состоянию котла и по данным предшествующей его работы устанавливают признаки значительного ухудшения качества и понижения прочности металла (плены, расслоения, трещины, выедины в цилиндрической части котла, кожухе топки и ухватном листе, разрывы барабанов и т.п.).

§ 137. При специальном обследовании паровозных и вагонных паровых котлов, помимо тщательного осмотра котла, производят механическое испытание металла на плоских образцах для определения временного сопротивления и относительного удлинения, а в особых случаях и металлографическое исследование.

Механическое испытание и металлографическое исследование производят в лабораториях заводов, институтов и управления дорог. Вырезанные для этой цели образцы клеймят с торцовой стороны обозначениями регистрационного номера котла и номера образца. При невозможности поместить все обозначения на образце маркировку производят условными знаками, обозначение которых должно быть прислано в испытательную лабораторию вместе с вырезкой металла, подлежащего исследованию.

§ 138. При посылке в лабораторию проб для испытания металла котла должны быть приложены:

а) акт об изготовлении проб с указанием года, завода, постройки, регистрационного номера котла и номера паровоза или вагона;

б) эскиз котла с обозначением места вырезки.

§ 139. Выбор листа для испытания при специальном обследовании производят с учетом срока его службы. Поэтому новые листы, ставящиеся при ремонте котла взамен старых, должны клеймиться годом постановки.

Клеймо на листе ставят в месте пересечения диагоналей прямоугольника с записью об этом в котловой книге.

§ 140. Для механического испытания материала котла комиссия, производящая освидетельствование, определяет наиболее сомнительное и опасное место кожуха или цилиндрической части, из которого должна быть произведена вырезка размеров, достаточных для изготовления четырех образцов: двух - вдоль прокатки, двух - поперек прокатки. Из этих образцов два назначаются для испытания на растяжение и два - для испытания на холодный загиб.

Вырезанные полосы должны быть выправлены в холодном состоянии с принятием всех необходимых мер предосторожности. Выправка полос должна производиться прессом. При вырезке полос углы в вырезанном месте должны быть скругленными (рис. 3, а).

§ 141. Ширина полос, предназначенных для разрывных проб, при вырезке их из котла холодным способом или газовым пламенем должна быть в необработанном виде 50 мм для паровозных и горизонтальных вагонных котлов и 30 мм для вагонных котлов самостоятельного отопления. Длина полос L берется в зависимости от толщины листа альфа (табл. 6). Расчетная длина l образцов для паровозных и вагонных котлов центрального отопления принимается по формуле:

 

                                     _

                          l = 11,3 \/F,

 

где F - площадь поперечного сечения образца; ширина образцов в обработанном виде для этих котлов равна 30 мм (рис. 3, б).

Для вагонных котлов самостоятельного отопления расчетная длина берется по формуле:

 

                                      _

                           l = 5,65 \/F

 

и ширина 15 мм (рис. 3, в).

 

Таблица 6

 

ДЛИННЫЙ ОБРАЗЕЦ ШИРИНОЙ ДО 30 ММ

 

┌─────────┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────┬────┐

│альфа, мм│6  │8  │10 │11 │12 │13 │14 │15 │16 │17 │18  │19  │20 

│l, мм    │150│175│200│210│210│220│230│240│250│260│260 │270 │280 │

│L, мм    │290│305│330│340│340│350│360│370│380│390│390 │400 │410 │

└─────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴────┴────┘

 

Размеры L и l для образца различной толщины приведены в табл. 7.

 

Таблица 7

 

КОРОТКИЙ ОБРАЗЕЦ ШИРИНОЙ ДО 15 ММ

 

┌───────────────┬───────────────┬───────────────┬────────────────┐

│альфа, мм      │5 - 6          │6 - 7          │7 - 8          

│l, мм          │50             │55             │60             

│L, мм          │200            │200            │200            

└───────────────┴───────────────┴───────────────┴────────────────┘

 

Ширина образца для пробы на загиб должна быть равна двойной толщине листа. Длина этого образца берется из расчета L = 5 альфа + 140 мм, где альфа - толщина листа в мм.

§ 142. Обработку вырезанных полос и изготовление из них образцов следует производить в лаборатории холодным способом, без ударов, изгибания, разреза ножницами, применяя при работе лишь сверла, резцы и пилы. Боковые поверхности образцов, соответствующие наружной и внутренней стенкам листа, не обрабатывают.

§ 143. Результаты механического испытания металла с плоскими образцами признаются неудовлетворительными, если:

    а) временное сопротивление сигма  ниже 32 кгс/кв. мм;

                                    в

    б)  относительное  удлинение сигма   для  рабочего давления до

                                      10

10  кгс/кв. см ниже 15% и для рабочего давления 10 - 15 кгс/кв. см

ниже 17%;

в) один из образцов металла, подвергнутых загибу в холодном состоянии на 180° до параллельности сторон вокруг стержня, диаметр которого равен тройной толщине изгибаемого образца, даст трещину.

В случае неудовлетворительных результатов механического испытания металла отдельных листов котла производится повторное испытание металла этих же листов с удвоенным числом образцов.

§ 144. Металлографическое исследование производится по указанию комиссии в тех случаях, когда имеется необходимость в дополнительных данных для суждения о дефектах металла.

При неудовлетворительных результатах металлографического исследования, обнаружении трещин и признаков нарушения связи между зернами металла производят дополнительные механические испытания и металлографические исследования из других мест листа.

§ 145. Если результаты испытаний металла не отвечают хотя бы одной из требуемых норм, негодные листы подлежат смене, а при невозможности смены, котел исключают из инвентаря.

 

VIII. СОДЕРЖАНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

§ 146. Начальники отделов локомотивного, вагонного и пути отделения дороги, начальники локомотивного и вагонного депо и предприятия путевого хозяйства должны обеспечить постоянное содержание котлов и воздушных резервуаров в исправном состоянии и своевременно производить им технические освидетельствования.

§ 147. Паровые котлы должны периодически подвергаться промывке; кроме того, котлы и главные воздушные резервуары подлежат регулярной продувке.

§ 148. На основе проверки качества питательных вод начальник локомотивного отдела отделения дороги и начальник локомотивного депо обязаны периодически устанавливать для котлов паровозов нормы дозировок антинакипина, химического пеногасителя, нормы качества котловых вод и режим продувки, обеспечивающие чистоту внутренних поверхностей котла от отложений накипи и предотвращения вспенивания и уноса котловой воды в пароперегреватель.

 

IX. РАССЛЕДОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ

И АВАРИЙ КОТЛОВ И РЕЗЕРВУАРОВ

 

§ 149. О каждом случае взрыва паровозного или вагонного котла, воздушного резервуара начальник депо (или начальник предприятия путевого хозяйства) должен телеграфно уведомить Главное управление локомотивного (или вагонного) хозяйства или пути, управление дороги, дорожного ревизора по безопасности движения, дорожного инспектора котлонадзора по локомотивам и моторвагонному подвижному составу и ревизора по безопасности движения на отделении.

§ 150. Для расследования взрыва котла организуется комиссия с участием начальника дороги или его заместителя, начальника отделения дороги, начальника службы локомотивного (вагонного) хозяйства, дорожного инспектора котлонадзора по локомотивам и моторвагонному подвижному составу и помощника дорожного ревизора по безопасности движения.

До осмотра части котла должны оставаться в том положении, в каком они оказались после взрыва, за исключением случаев, когда это представляет опасность для жизни людей или препятствует восстановлению нормального движения поездов.

§ 151. Все случаи повреждения котлов и резервуаров при их эксплуатации или гидравлическом испытании, не вызвавшие прямого разрушения, но повлекшие за собой значительные деформации котла или резервуара (срыв потолка или стенок, групповой обрыв связей или анкерных болтов, появление трещин, отрыв от котла каких-либо деталей и др.), должны обязательно регистрироваться с составлением актов, которые представляются в Главное управление локомотивного или вагонного хозяйства или пути.

 

X. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

И ДОКУМЕНТАЦИИ ПО КОТЛОНАДЗОРУ

 

§ 152. Для каждого паровозного котла должна быть составлена котловая книга формы ТКУ-5; для каждого главного воздушного резервуара, резервуара автоматической установки пожаротушения на тепловозах и дизель-поездах и резервуарах пневматического оборудования на подвижном составе - книга формы ТКУ-6. Эти книги проверяет и подписывает дорожный инспектор котлонадзора по локомотивам. Для вагонных котлов составляется паспорт парового котла за подписью начальника службы вагонного хозяйства, а для резервуаров пневматического оборудования специального подвижного состава заводится паспорт сосуда.

Книги форм ТКУ-5 и ТКУ-6, паспорт вагонного парового котла, паспорт сосуда, работающего под давлением, должны быть прошнурованы и скреплены печатью.

Запасной резервуар и резервуар воздухопенной противопожарной установки на тепловозах и дизель-поездах должны иметь карточку формы ТКУ-7.

§ 153. Котловая книга формы ТКУ-5, книга воздушных резервуаров формы ТКУ-6 или паспорт, карточка формы ТКУ-7 должны храниться в депо или на предприятии приписки в месте, обеспечивающем их сохранность. При передаче паровоза или вагона с одной дороги на другую или в другую хозяйственную единицу одновременно передаются и указанные документы.

§ 154. В случае утери книги формы ТКУ-5 или книги формы ТКУ-6 или паспорта составляется акт и на основании имеющихся документов и данных паспортной таблички котла или заводских клейм, выбитых на резервуаре, заводится новая книга (дубликат) с надписью на заглавном листе: "Дубликат взамен утерянной". Акт об утере книги высылается в соответствующую службу управления дороги.

§ 155. Каждый паровозный и вагонный котел (также главный воздушный резервуар, изготовленный до введения в действие настоящих Правил) должен иметь постоянно присвоенный регистрационный номер, назначенный службами локомотивного и вагонного хозяйства из числа отведенных МПС. Главным воздушным резервуарам, изготовленным после введения в действие настоящих Правил, регистрационные номера не присваиваются и в книге формы ТКУ-6 место записи такого номера не заполняется.

§ 156. Перестановка главного воздушного резервуара с одного паровоза, электровоза, тепловоза, моторвагонного поезда на другой, как правило, не разрешается.

§ 157. Основные данные о котле, резервуаре и технические освидетельствования котлов, резервуаров записываются в книги форм ТКУ-5 и ТКУ-6, карточки формы ТКУ-7 и паспорта для резервуаров и удостоверяются подписями членов комиссии, производивших освидетельствование.

Производство технических освидетельствований котлов и резервуаров при отсутствии котловых книг, книг главных воздушных резервуаров, карточек и паспортов не допускается.

В случае поступления в ремонт котла паровоза или вагона, не имевшего документов, техническое освидетельствование производят после того, как будут установлены данные, необходимые для составления дубликата котловой книги.

§ 158. Заполнение технической документации на котлы и резервуары, построенные на заводах, производится заводоуправлением.

§ 159. При производстве гидравлических испытаний с наружным осмотром котла запись об этом производится в котловую книгу в оба раздела.

При полном освидетельствовании котла составляется эскиз произведенных при ремонте котельных работ. Смена труб и связей обозначается на эскизе условным знаком - перекрещенным кружком, а ремонт труб или связей без их смены обозначается на эскизе двойным кружком.

Выполненные котельные работы по трубам и связям, а также по заварке трещин, постановке вставок, правке выпучин и т.д. обязательно заносятся на эскизе топок при всех видах ремонта паровозов.

§ 160. На паспортных табличках при полном освидетельствовании котла изменяются клейма о месте и дате испытания.

О гидравлическом испытании главного воздушного резервуара делается надпись на резервуаре в соответствии с § 22 настоящих Правил, при этом предыдущую надпись закрашивают.

§ 161. При производстве специального обследования котла результаты и заключения лаборатории по испытанию металла записывают в котловую книгу.

§ 162. Ответственность за ведение учета и отчетности по котлонадзору возлагается на руководителей локомотивных, вагонных депо и предприятий путевого хозяйства, а на заводах - на начальников котельного и вагонного цехов.

 

Начальник Главного управления

локомотивного хозяйства МПС

О.ТУПИЦЫН

 

Начальник Главного управления

вагонного хозяйства МПС

Л.ШОВСКИЙ

 

Начальник Главного управления

пути МПС

А.ЦЕПУШЕЛОВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024