| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

 

ПИСЬМО

от 12 июля 1972 г. N 358-М

 

Министерство просвещения РСФСР направляет для использования в практической деятельности Методические указания "О совершенствовании работы в группах продленного дня общеобразовательных школ", разработанные Центральным методическим кабинетом воспитательной работы Министерства просвещения РСФСР (1972 г.).

 

Заместитель Министра

просвещения РСФСР

Л.БАЛЯСНАЯ

 

 

 

 

 

Приложение

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

 

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

 

Школы и группы продленного дня имеют большие возможности для обучения и воспитания детей. Десятилетний опыт школ и групп продленного дня неопровержимо подтверждает, что при умелом педагогическом руководстве ими значительно повышается качество знаний учащихся, совершенствуются формы и методы их идейного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

Особенно велика роль школ и групп продленного дня в выполнении Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы", в преодолении второгодничества, ликвидации педагогической запущенности детей.

Школы и группы продленного дня содействуют решению некоторых социально-экономических задач. Многие женщины-матери благодаря школьному продленному дню получили возможность стать активными участниками как производственной, так и общественной жизни. Немало благодарственных писем поступает в адрес школы, органов народного образования, в которых женщины-матери пишут, что группы продленного дня стали вторым домом для детей, что, работая на производстве, им не приходится беспокоиться за судьбу своих ребят, так как они находятся в надежных руках.

Коммунистическая партия особое внимание уделяет усилению роли общества в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. "Коммунистическая система народного образования, - говорится в Программе КПСС, - основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием" <1>.

--------------------------------

<1> "Программа Коммунистической партии Советского Союза". М., Политиздат, 1970.

 

Следуя этому, с каждым годом все более развивается сеть школ и групп продленного дня. На 1971 - 1975 годы предусмотрено увеличение числа учащихся в школах и группах продленного дня в стране на 1,5 миллиона человек, из них по РСФСР - на 800 тысяч.

Наиболее действенной формой обучения и воспитания учащихся является школа с продленным днем. Ее преимущество в том, что здесь имеются самые благоприятные условия для органического сочетания учебных и внеучебных занятий, всестороннего развития каждого школьника, разумной организации свободного времени.

Однако сеть школ продленного дня значительно отстает от растущей потребности в общественном воспитании детей. В значительной степени эта потребность удовлетворяется за счет создания групп продленного дня общеобразовательных школ, количество учащихся в которых с каждым годом возрастает. Если в школах продленного дня Российской Федерации 250 тысяч учащихся, то в группах - 2 миллиона 250 тысяч.

В школах идут творческие поиски. Накоплен большой опыт. Но есть и серьезные недостатки: не везде еще группы продленного дня содействуют формированию и развитию индивидуальных интересов, способностей и дарований детей, воспитанию у них интереса к знаниям, пытливости и любознательности, инициативы и самодеятельности, как это предусмотрено Положением о школах и группах продленного дня.

Группы продленного дня составляют органическую часть учебно-воспитательного процесса школы, они не являются каким-либо временным, преходящим мероприятием, а рассчитаны на долгие годы.

Вот почему возникает необходимость в коренном улучшении деятельности групп продленного дня.

 

Условия, содействующие успеху обучения

и воспитания в группе

 

Успех работы групп продленного дня зависит от целого комплекса организационно-педагогических мер: от правильного комплектования групп детьми и подбора кадров воспитателей, от создания благоприятных условий для нормального быта детей и рационального режима.

Комплектование групп. Это один из краеугольных вопросов, от которых в значительной степени зависит успех работы в группах продленного дня. В настоящее время комплектование групп детьми является самым уязвимым местом. Как правило, они комплектуются из учащихся разных классов. Нередко в одной группе учащиеся пяти-шести разных классов. В своем большинстве такое комплектование вызвано не потребностями жизни, а тем, что многие директора школ и их заместители не уделяют этому вопросу достаточное внимание.

Группа продленного дня дает наибольший эффект в обучении и воспитании детей, когда она комплектуется учащимися одного класса. Преимущество такого класса-группы в том, что в коллективе создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей, для того чтобы каждый из них занимал такое место, которое наиболее полно отвечает его возможностям.

В I - III классах, исключая малокомплектные и однокомплектные школы, вопрос создания группы в составе учащихся одного класса решается сравнительно легко. Но зачастую школа находится в таких условиях, когда она не имеет возможности создавать класс-группу. В таких случаях надо стремиться к тому, чтобы группа состояла из учащихся двух смежных классов.

Сложнее обстоит дело с комплектованием групп учащимися IV - VIII классов. В абсолютном большинстве школ такие группы состоят преимущественно из учащихся, отстающих в учении, педагогически запущенных детей, из тех, у кого дома нет благоприятных условий для приготовления уроков. Это такие подростки, у которых в силу разных причин образовались большие пробелы в знаниях. Создание таких групп продиктовано жизнью.

Вовлекать слабоуспевающих подростков в группы продленного дня не так легко. Приходится вести большую организаторскую работу среди родителей по разъяснению педагогического значения групп продленного дня в обучении и воспитании детей. При правильной постановке работы в группах изучают индивидуальные особенности детей в самые сжатые сроки, выявляют пробелы в их знаниях. По определенному расписанию сюда приходят учителя, которые консультируют индивидуально каждого ученика. В помощь отстающим учащимся комитет комсомола выделяет хорошо успевающих комсомольцев. На первых порах значительная часть времени отводится на восполнение пробелов в знаниях учащихся, а затем постепенно их вовлекают в различные виды внеклассных и внешкольных занятий. Результаты такой работы, как показывает опыт школ N 62, 65, 711 Киевского района Москвы, весьма плодотворны. Подростки становятся не только успевающими, но и значительно улучшается их поведение. Они приобретают уверенность в своих силах.

В ряде городов близлежащие школы кооперируются с целью создания классов-групп из состава учащихся IV - VIII классов. Это оправданно. Надо только опасаться обезлички. Обе школы в равной мере должны нести ответственность за своих подростков. В начальных классах такое кооперирование нецелесообразно.

Подбор и расстановка воспитателей. Министерство просвещения СССР совместно с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений издало 13 февраля 1968 года письмо "О порядке оплаты воспитателей школ продленного дня, школ-интернатов и детских домов" ("Сборник приказов", N 15, 1968 г.). Этим письмом разрешается установить почасовую оплату воспитателям. Тем самым создается возможность привлекать на работу в группу учителей - специалистов по различным видам внеклассной и внешкольной работы. Оплата этих педагогов производится в зависимости от количества часов воспитательной работы в неделю.

В тех школах, где руководствуются этим письмом, достигают положительных результатов. В группах один-два часа в неделю занимаются с детьми учителя музыки и пения, рисования, спорта и физкультуры, труда и т.д., что позволяет квалифицированно проводить внеурочные занятия. Привлечение специалистов-учителей по тем или иным предметам особенно необходимо в группах подростков. Обычно эти учителя не только консультируют учащихся, но и направляют внеклассные и внешкольные занятия по своему предмету.

Однако во многих школах и поныне в группе работает один воспитатель. Это допустимо в начальных классах. В IV - VIII классах один воспитатель не всегда в состоянии обеспечить квалифицированное руководство всеми видами внеклассных и внешкольных занятий. Здесь нужны учителя различных предметов.

Недопустимо также, когда воспитателями групп назначаются учителя, которые не справляются с преподаванием в классе. С подобными явлениями надо как можно скорее покончить. В группы продленного дня следует направлять учителей, знающих свой предмет, умеющих руководить одним-двумя видами внеклассной работы.

Организация быта детей - первостепенная задача руководителей школ, воспитателей. В групповой комнате, где протекает значительная часть учебной жизни детей, очень важно создать такую обстановку, которая приблизила бы их к условиям и укладу жизни культурной семьи.

Часто еще в групповой комнате та же обстановка, что и в классе: те же парты, та же доска, то же оформление. В групповой комнате нужны не парты, а двухместные столы с индивидуальными ящиками для хранения учебных принадлежностей. Большой вред приносит ребенку, когда мебель не соответствует его росту. Это приводит не только к сутулости и неправильной осанке, но и к серьезным заболеваниям позвоночника.

Есть уже немало школ, где для детей группы оборудуется игровая комната, в которой имеется все необходимое для учащихся, для развития технического творчества. В ней есть уютные уголки, где ребенок мог бы уединиться и отдохнуть. Это очень нужно для малышей, которые устают, находясь весь день в коллективе.

Правильная организация быта детей - это прежде всего неукоснительное соблюдение правил санитарии и гигиены, это борьба с различными заболеваниями. Известно, что если помещение групповой комнаты имеет недостаточную световую площадь, то это приводит к расстройству зрения детей. Если нет специального места для хранения домашней одежды и обуви, то ребенок вынужден весь день носить школьную форму. Приходится указывать и на такую прописную истину, что групповую комнату следует чаще проветривать.

Немалую роль играет и оформление групповой комнаты. Зачастую еще стены групп пестрят различными плакатами, лозунгами. Причем в течение учебного года оформление не меняется. Для детей оно становится обычным и, следовательно, незаметным. Гораздо лучше, когда в групповой комнате домашняя обстановка: комнатные растения, за которыми дети ухаживают, аквариум, художественные репродукции, доступные их пониманию, библиотечка. Можно периодически устраивать выставки различных видов творчества детей.

Соблюдение режима дня - важнейшее условие для воспитания детей. Четкий режим устанавливает распорядок жизни детей, создает необходимый ритм в работе, способствует выработке у них навыков и привычек организованности, дисциплинированности.

В то же время при соблюдении режима необходимо опасаться того, когда жизнь в группе строится на внешне стройном порядке, на строгом регламенте, когда игнорируются разумные запросы детей, во многом определяемые их возрастом.

На объединенной сессии Академий медицинских и педагогических наук СССР (ноябрь 1971 г.) было подчеркнуто, что нужны научно обоснованные рекомендации режима труда и отдыха для школьников разных возрастов.

Необходимы границы регламентации жизни детей в группе. Вне этого немыслима организованная жизнь детского коллектива. Но при этом важно помнить, что не дети для распорядка, а распорядок для них. Совершенно не оправданно, к примеру, когда ежедневно проводятся так называемые линейки, когда дети маршируют строем в класс, в столовую и т.д.

Трудно рекомендовать один и тот же режим для групп различных школ, каждая из которых имеет свои конкретные условия. Многое зависит от сменности занятий в школе, от материальной базы, в частности, от обеспеченности школы столовой и количества мест в ней, от количества детей в группе, их возраста, состояния здоровья, психофизических особенностей.

Своеобразие режима группы продленного дня и в том, что его нужно органически сочетать с распорядком дня ребенка в семье. Все разумное, начатое в школе, должно находить свое логическое продолжение в семье. По совету воспитателя семья организует для ребенка прогулку не менее чем на 1,5 часа в день, самостоятельное чтение художественной и научно-популярной литературы, газет и журналов и т.д.

В опыте школ наметились два основных режима в группах продленного дня: один - для школьников, занимающихся в первую смену, другой - для тех, кто занимается во вторую смену (см. Приложение).

По такому же образцу строится режим дня школьников, занимающихся во вторую смену.

Но здесь снова уместно подчеркнуть, что распорядок дня не может быть статичным, стабильным, раз навсегда установленным. Режим дня должен быть оперативным, гибким. По-одному он строится, когда намечается провести экскурсию, поход, по-другому - в осенние, зимние и весенние каникулы.

Питание детей. Твердо установленный режим дня имеет очень большое значение в правильной организации питания. Решающую роль здесь играет семья, но велика ответственность школы, где дети дважды в день получают горячее питание - обед, второй завтрак или полдник.

По-разному организуется питание в группах продленного дня. В одних школах имеется свой пищеблок, своя столовая. Это самый лучший вариант. В других школах доставляют обеды и завтраки из ближайших столовых общественного питания. Но немало и таких школ, где дети питаются в близлежащей столовой общественного питания.

В последнем случае требуется строжайшее соблюдение детьми санитарно-гигиенических и культурных навыков. Должно быть точно установлено время для питания детей и выделены постоянные места для них в столовой. Меню следует согласовывать со школьным врачом, с директором школы. Значительную помощь в организации высококалорийного питания и улучшении ассортимента продуктов оказывают шефствующие предприятия, колхозы и совхозы. В ряде сельских школ дети групп получают бесплатное двухразовое питание за счет средств, выделенных колхозами. Особую заботу проявляют в группах об ослабленных детях, которые получают дополнительное питание за счет фонда на бесплатное питание школьников.

Заслуживает внимания опыт тех директоров школ, которые оформляют плату за питание через центральную бухгалтерию или сберкассу, что освобождает воспитателя от несвойственных ему функций.

 

Организация процесса воспитания в группе

 

Важнейшими звеньями работы в группах продленного дня являются выполнение домашних заданий, прогулка, клубный час.

Домашние задания играют исключительно большую роль в жизни каждого школьника. Выполняя их, учащийся усваивает учебный материал, овладевает навыками самостоятельной работы, учится рационально распределять свое время. Все это оказывает большое влияние на развитие воли и улучшение сознательной дисциплины учащихся.

В организации домашних заданий требуется исключительная четкость. Любая непродуманность, пусть даже в мелочи, отрицательно сказывается на усвоении учебного материала, на развитии самостоятельности и инициативы учащихся.

Прежде всего это относится к бюджету времени учащихся, который строго определен Уставом средней общеобразовательной школы. В нем говорится: "Домашние задания даются учащимся с учетом возможности выполнения их в пределах: в I классе - до 1 часа, во II классе - до 1,5 часа, в III и IV классах - до 2 часов, в V и VI классах - до 2,5 часа, в VII классе - до 3 часов, в VIII - X (XI) классах - до 4 часов".

Проверка, проведенная Министерством просвещения РСФСР, показала, что в большинстве групп продленного дня нарушается режим приготовления уроков. Нередко даже учащиеся первых и вторых классов готовят уроки 2,5 - 3 часа.

За качество приготовления уроков учащимися, находящимися на режиме продленного дня, несет ответственность школа. Причем соблюдение времени, определенного Уставом средней общеобразовательной школы на приготовление уроков, должно стать законом. Нельзя дробить процесс приготовления уроков: письменные задания выполнять в школе, устные - дома. Учащиеся, готовя уроки в группе и дома, днем и вечером, никогда не чувствуют себя свободными от груза домашних заданий, что психологически их утомляет. Все задания учащимися I - V классов должны быть полностью выполнены в группе. Об этом надо договориться с родителями. Только учащиеся VI - VIII классов отдельные устные задания, которые не требуют педагогического руководства, готовят дома.

Очень важно, чтобы учителя эпизодически присутствовали на приготовлении уроков детьми, с тем чтобы установить, какие трудности они испытывают. Это позволит учителям, учитывая силы и возможности учащихся, по мере необходимости дифференцировать домашние задания с учетом способностей и знаний каждого из них.

Наиболее удобное время для приготовления домашних заданий - послеобеденное, после 1,5-часового пребывания детей на открытом воздухе. В ряде школ в начальных классах, где все дети в группе продленного дня и учитель руководит домашними заданиями, организуется приготовление уроков после третьего урока. Уроки физкультуры, пения, труда переносятся на вторую половину учебного дня. Далеко не везде это себя оправдывает. В отдельных школах при таком расписании часто теряется грань между уроками и домашними заданиями. А главное, уроки труда и физкультуры, пения и рисования, являющиеся органической частью учебного процесса, обесцениваются, теряют свою значимость, когда их переносят на вторую половину дня.

Выполнением заданий должен руководить один постоянный педагог. В начальных классах лучше, когда учитель, преподающий в классе, руководит приготовлением уроков детьми, что позволяет сосредоточить весь учебный процесс в одних руках. Это желательно, но не является обязательным. Выполнением домашних заданий может руководить и воспитатель.

В конечном итоге важно не кто руководит, а как руководит. Критерием служит умение педагога по-настоящему развивать самостоятельность мысли ребенка, учить его самостоятельно преодолевать трудности, встречающиеся в домашних заданиях, учить его рационально использовать время. Самое опасное, когда помощь учащимся в приготовлении заданий носит характер натаскивания, подсказки.

Как можно шире необходимо пользоваться в процессе приготовления домашних заданий различными наглядными пособиями, имеющимися в школе. Надо предоставить возможность учащимся IV - VIII классов в определенные часы заниматься в учебных кабинетах, мастерских.

Помощь воспитателя должна стимулировать активность и усилия самих детей. Если воспитатель ограничивается тем, что только подсказывает готовый ответ, решает за школьника задачу, исправляет ошибку, не доводя до его сознания, в чем именно она заключается, то этим самым учитель обрекает ученика на умственную пассивность, лишает его увлекательности поиска, радости самостоятельного добывания знаний.

Не менее важно учить детей работать с учебником, разъяснять им значение и цель выделенного в тексте учебников отдельных слов и абзацев жирным шрифтом или курсивом, прививать им навыки самостоятельно пользоваться учебными и наглядными пособиями (таблицами, картами, рисунками).

Учить детей самостоятельно приобретать знания означает также уделять больше внимания руководству приготовлением учащимися устных домашних заданий. Надо приучить детей проверять себя: пересказывать прочитанное "в уме" или вслух, учить на память осмысленно стихотворения и прозаические отрывки, не допускать механического зазубривания.

Все это предполагает своевременную и по возможности индивидуализированную помощь. В одних случаях нужно помочь школьнику преодолеть свою робость и подбодрить его. В других случаях, наоборот, помощь воспитателя заключается в том, чтобы побороть легкое, поверхностное отношение школьника к занятиям, предотвратить недооценку им трудностей при выполнении задания, побудить его серьезно поработать, еще и еще раз повторить учебный материал, с тем чтобы прочнее, глубже его понять и усвоить.

Фронтальные занятия в процессе приготовления уроков противопоказаны. Исключение может быть допущено в упражнении учащихся начальных классов в устном счете. Заслуживает осуждения, порицания, когда педагог продолжает начатую работу на уроке: вновь объясняет новый материал, ведет дополнительный опрос, дает новые различные упражнения и т.д.

Необходимо также разъяснять школьникам, как наиболее правильно использовать время для приготовления уроков. Полезны в этом отношении памятки, к составлению которых можно привлечь и учащихся. В таких случаях инициатива как бы исходит от самих детей и, разумеется, правила лучше ими соблюдаются.

Приведем пример такого рода памяток:

 

Приготовление устных уроков

 

1. Припомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику. Непонятное прочти вторично.

2. Продумай, что в прочитанном главное, составь план рассказа.

3. При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Пользуйся иллюстрациями и вопросами, которые имеются в тексте учебника.

4. Если после первого чтения не представляешь себе отчетливо содержания учебника, прочитай вторично, при этом обрати внимание на то, в чем ты ошибся.

5. При чтении учебника истории или географии пользуйся картой. Каждое географическое название, упомянутое в тексте учебника, следует тут же найти на карте и запомнить.

 

Приготовление письменных заданий

 

1. Прежде чем приступить к выполнению письменного задания, исправь отмеченные учителем ошибки в предыдущих работах.

2. Если письменные работы связаны с каким-либо определением, правилом, сначала их припомни. Повтори, если нужно, по учебнику.

3. Выполняя письменное задание, проверяй каждое письменное предложение, каждую задачу.

4. Замеченные ошибки исправляй аккуратно, как тебя учили в классе. Если в работе много исправлений, лучше с разрешения воспитателя переписать ее заново.

В практике групп продленного дня имеются такие факты, когда воспитатели ставят оценки учащимся за выполненные ими письменные упражнения, задачи. Это неправильно. Знания учащихся оцениваются только учителем.

Прогулка. Важное место в жизни ребенка в группе продленного дня занимает прогулка - 1,5 часа в день, почти одну треть времени. Отсюда возникает необходимость в тщательной организации прогулки, в том, чтобы она содействовала физическому и духовному развитию школьника, его активному отдыху. Это тем более важно, что не все дети любят гулять. Некоторые из них предпочитают оставаться в помещении, занимаясь в часы прогулки чтением, вышиванием или бесцельным времяпрепровождением. Свое нежелание выходить на прогулку в холодное время года школьники чаще всего объясняют тем, что им нечего делать во дворе. Здоровым детям свойственно отдыхать в активном движении, и поэтому прогулка должна сочетаться с играми и укрепляющими здоровье развлечениями.

Удовлетворить потребность детей в разумной прогулке можно лишь при условии наличия благоустроенного участка и спортивного инвентаря. К благоустройству участка нужно привлекать самих детей. Только таким образом можно добиться превращения его в любимое место для проведения досуга на свежем воздухе.

Необходимо позаботиться об оборудовании зимней площадки, где дети могли бы заниматься всевозможными постройками из снега (фигуры животных, колонны, эмблемы, снежные статуи и т.д.). Любимыми занятиями детей являются катание на коньках, лыжный спорт. В первую очередь для этого необходимо иметь коньки и лыжи детских размеров в количествах, обеспечивающих потребность в них групп продленного дня.

Обязанности воспитателя в организации прогулки детей начальных классов сложны. Он наблюдает за играми детей, направляет их в нужное русло, знакомит с новыми играми, руководит дозировкой нагрузки в игре, следит за тем, чтобы дети не играли до изнеможения, своевременно переключая их внимание на что-либо иное. Иногда воспитателю приходится вмешиваться и останавливать игру. Делать это нужно тактично, в особенности, когда речь идет о подростках, чтобы не вызвать у детей обиды и разочарования. Окончание игры не должно снижать эмоционального настроения играющих.

Прогулки могут иметь определенную тематику. Весной и осенью, например, с детьми проводят прогулки в поле, лес, на берег реки или озера, где дети наблюдают за явлениями природы, практически учатся охранять природу. Полезны и экскурсии "Встреча осени", "Встреча зимы", "Встреча весны", "По летним тропинкам".

Клубный час - очень емкий по своему содержанию. Этот час включает в себя разнообразные виды деятельности: работа с книгой, периодической печатью, развитие технического творчества, музыкальные занятия, труд, беседа на политические и этические темы, экскурсии, игры и т.д. Проводится он ежедневно. В субботу, когда у детей нет домашних заданий, увеличивается время на внеклассную работу до двух часов.

В организации клубного часа нужна система. С этой целью составляется расписание клубных занятий, которое утверждается организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Такое расписание необходимо, потому что в отличие от приготовления уроков и прогулки каждый час предназначается для определенных видов занятий.

Расписание составляется в зависимости от конкретных условий группы, от состава учащихся.

Примерное расписание клубного часа для IV класса может выглядеть так:

 

┌───────────┬─────────────────────────────────────────┬───────────────────┐

    День                  Виды занятий              │ Продолжительность │

                                                    │занятий (в минутах)│

├───────────┼─────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Понедельник│Работа с книгой                          │25                

           │Музыкальные занятия                      │25                

│Вторник    │Работа с периодической печатью           │20                

           │Изобразительное искусство                │30                

│Среда      │Беседа на политические или этические темы│20                

           │Общественно полезный труд                │30                

│Четверг    │Общественно полезный труд                │45                

│Пятница    │Работа с периодической печатью           │25                

           │Музыкальные занятия                      │25                 

│Суббота    │Работа с книгой                          │30                

           │Изобразительное искусство                │30                

           │Техническое творчество, труд             │30                

           │Игра в игротеке                          │30                

└───────────┴─────────────────────────────────────────┴───────────────────┘

 

Каждый вид занятий имеет свои особенности. Если речь идет, например, о работе с книгой, то все должно быть направлено на расширение и углубление читательских интересов детей, на привитие им навыков самостоятельного чтения. Этому помогает громкое чтение отрывков из рассказов, повестей, раскрывающих моральную силу человека, ярко отражающих жизнь нашего общества. Знакомят детей на клубном часе и с рекомендательной библиографией, сериями книг, с новинками художественной и научно-популярной литературы, предназначенными для детского чтения. Школьников учат также умению пользоваться библиографическим указателем, каталогом детской библиотеки или открытым доступом к книжным полкам. Проводится и коллективное обсуждение книги.

Что касается работы в процессе клубного часа с периодической печатью, то основное внимание уделяется обзору газеты "Пионерская правда", журналов "Пионер", "Юный техник", "Юный натуралист", "Моделист-конструктор". Особенно ценен обзор "Пионерской правды", который нужно строить так, чтобы дети учились не только осознанно читать, но и откликаться практическими делами на призывы газет.

Широкое поле деятельности в группах для воспитания у детей коммунистического отношения к труду. Большое место в группах занимает самообслуживание, но этим нельзя ограничиваться. Необходимо, чтобы дети группы наряду со всеми комсомольцами и пионерами принимали активное участие в общественно полезной деятельности. Детский коллектив группы - органическая часть всего школьного коллектива. Все общественные дела, которые проводятся в классе, школе, имеют непосредственное отношение к каждому ребенку группы. Проводится субботник по благоустройству микрорайона, организуется экскурсия на завод, в колхоз, создаются патрули по охране природы, производится посадка деревьев - все это становится достоянием подростков групп продленного дня.

Процесс воспитания в группе невозможен, если дети изолированы от коллектива, от ребят, пионерских отрядов, школьного комсомола. Расписание общественно полезных дел, кружков в школе надо составить так, чтобы и учащиеся групп продленного дня могли принимать в них активное участие. Детям должна быть предоставлена возможность заниматься в кружках внешкольных учреждений, в музыкальной школе и т.д.

 

* * *

 

Воспитательная работа в группах продленного дня - дело не только одного воспитателя. Это дело всего педагогического коллектива. Вопросы организации процесса воспитания в группах продленного дня должны быть предметом обсуждения на методических комиссиях и оперативных совещаниях при директоре, на педагогическом совете и производственных совещаниях.

Директора школ, их заместители призваны стать как можно ближе к жизни групп продленного дня, регулярно посещать занятия воспитателей, распространять и внедрять их передовой опыт.

Большую заботу необходимо проявлять организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы совместно со старшим пионерским вожатым о привлечении комсомольцев и пионеров к оказанию повседневной помощи воспитателям групп продленного дня в разумном проведении досуга детей.

Органам народного образования, директорам школ необходимо содействовать укреплению авторитета воспитателей, заботиться о создании благоприятных условий для улучшения их деятельности, помогать им овладевать методикой воспитательного процесса. Необходимо тщательно контролировать, изучать состояние воспитательной работы в группах.

Важнейшей задачей органов народного образования является также объединение усилий общественности, родителей в коренном улучшении процесса воспитания в группах продленного дня, с тем чтобы они вносили свой вклад в деятельность школы по вооружению учащихся глубокими знаниями и умениями, подготовке их к труду и защите Родины.

 

Центральный методический

кабинет воспитательной работы

Министерства просвещения РСФСР

 

 

 

 

 

Приложение

 

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ШКОЛЬНИКОВ ГРУПП

ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ДЛЯ 1-Й СМЕНЫ

 

┌───┬─────────┬────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┬─────────────┐

│ N │           I класс     II класс    III - IV     V - VI    │ VII - VIII 

│п/п│                                    классы      классы       классы   

            ├─────┬──────┼─────┬──────┼─────┬──────┼─────┬───────┼─────┬───────┤

            │часы │про-  │часы │про-  │часы │про-  │часы │продол-│часы │продол-│

                 должи-     должи-│     должи-│     │житель-│     │житель-│

                 тель-     тель- │     тель- │     ность       ность 

                 ность     ность     ность                       

├───┼─────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼───────┼─────┼───────┤

│1  │Обед     │12-30│1 ч   │12-30│1 ч   │13-30│1 ч   │13-30│1 ч    │14-00│45 мин.│

│2  │Прогулка │13-30│2 ч   │13-30│1,5 ч │14-30│1 ч   │14-30│1 ч    │14-45│1 ч   

                                       │15 м. │                       

│3  Приготов-│15-30│1 ч   │15-00│1,5 ч │15-45│1 ч   │15-30│2 ч    │15-45│2 ч   

   ление                               │45 м. │     │15 м.       │30 м. 

   │уроков                                                           

│4  │Клубный  │16-30│1 ч   │16-30│1 ч   │17-30│1 ч   │17-45│45 мин.│18-15│45 мин.│

   │час                                                              

└───┴─────────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴───────┴─────┴───────┘

 

Примечание 1. Учащиеся седьмых-восьмых классов частично готовят уроки дома.

2. Полдник дается детям в процессе приготовления уроков.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024