| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 1972 г. N 5

 

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

 

(с изм. и доп., внесенными Постановлением

Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 N 10)

 

Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что исправительные работы без лишения свободы в судебной практике занимают значительное место среди других видов наказаний и судами применяются в основном правильно, в соответствии с требованиями закона.

Вместе с тем при назначении этого наказания суды допускают и существенные ошибки, особенно в случаях, когда исправительные работы предусмотрены законом наряду с лишением свободы и иными видами наказаний.

Вопреки требованиям ст. 32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик не всегда с достаточной полнотой выясняются данные о личности подсудимого, имеющие непосредственное отношение к правильному решению вопроса о возможности назначения исправительных работ. В значительной мере именно по этой причине исправительные работы назначаются нетрудоспособным лицам, которым согласно закону они не могут быть назначены, а также неработающим женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей или к моменту рассмотрения дела в суде находившимся в состоянии беременности, несовершеннолетним, не достигшим 16-летнего возраста, и другим подсудимым, которым с учетом личности следовало бы назначить иные наказания, не связанные с лишением свободы.

Суды не всегда правильно избирают вид исправительных работ. В некоторых случаях к подсудимым, занимающимся общественно полезным трудом, неоправданно применяются исправительные работы с отбыванием в местах, определяемых органами, ведающими их исполнением.

Иногда исправительные работы с отбыванием по месту работы назначаются без учета того, что преступление связано с выполнением виновным служебных или профессиональных обязанностей.

Имеют место факты, когда к лицам, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, за которые наряду с лишением свободы законом предусмотрены исправительные работы и другие виды наказания, суды необоснованно применяют лишение свободы.

В судебной практике нет единства решения некоторых вопросов, связанных с применением исправительных работ. В частности, по-разному решаются вопросы об установлении размера удержаний из заработка в доход государства при назначении наказания по совокупности приговоров, если по каждому из них виновному назначены исправительные работы; о замене исправительных работ при злостном уклонении от их отбывания наказанием в виде лишения свободы, если за совершенное таким лицом преступление законом предусмотрен предельный срок лишения свободы, меньший, чем неотбытый срок исправительных работ.

Отмечается различный подход к сложению наказаний лицу, совершившему новое преступление в период отбывания лишения свободы, назначенного взамен исправительных работ в порядке ст. 25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

В целях устранения имеющихся недостатков и обеспечения единства в решении вопросов при применении судами исправительных работ без лишения свободы Пленум Верховного Суда СССР постановляет дать судам следующие руководящие разъяснения:

1. Наказание в виде исправительных работ имеет важное предупредительное и воспитательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, исправление которых возможно без изоляции их от общества.

Назначение этого наказания, с учетом всех обстоятельств дела и личности подсудимого, является эффективным средством исправления правонарушителей путем их трудового перевоспитания в сочетании с мерами общественного воздействия со стороны коллектива, в котором они будут отбывать наказание.

2. Правильное решение вопроса о применении исправительных работ, особенно в тех случаях, когда закон наряду с этим наказанием предусматривает иные виды наказания, в значительной мере зависит от тщательного выяснения данных о личности подсудимого, имеющих также существенное значение и для исполнения приговора (трудоспособность, семейное положение, наличие детей, поведение на работе и по месту жительства, отношение к труду, причины, по которым виновный к моменту совершения преступления не работал, и другие).

Установив данные, могущие препятствовать отбыванию подсудимым исправительных работ, суд должен решить вопрос о назначении такому лицу иного наказания, не связанного с лишением свободы.

Суды, как правило, не должны назначать исправительные работы с отбыванием по месту работы лицам, совершившим преступления, связанные с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, когда оставление виновных на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного значения наказания (продавцов, осужденных за обман покупателей; лиц, присвоивших вверенные им материальные ценности или денежные средства, и др.).

3. В случае совершения лицом менее опасного преступления, за которое санкцией закона наряду с лишением свободы предусмотрены исправительные работы и другие более мягкие виды наказания, суду, если он придет к выводу о необходимости назначить виновному лишение свободы, следует указать в приговоре мотивы, на основании которых принято решение о назначении лишения свободы.

4. Назначая виновным исправительные работы, суды при решении вопроса о сроках наказания и размере удержаний из заработка должны руководствоваться требованиями закона об индивидуализации наказания. В частности, тщательно выяснять материальные условия подсудимых, особенно несовершеннолетних, работающих на предприятиях, в совхозах, колхозах и учреждениях.

5. При назначении наказания в виде исправительных работ по нескольким приговорам могут складываться лишь сроки исправительных работ по правилам, предусмотренным ст. 36 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Размеры удержаний из заработка сложению не подлежат.

В этих случаях, назначив за последнее преступление исправительные работы с удержанием из заработка определенного процента в доход государства, суд полностью или частично присоединяет к назначенному по последнему приговору наказанию неотбытый срок исправительных работ по предыдущему приговору, оставляя для присоединяемого срока прежний размер удержаний.

6. В случае совершения осужденным до или во время отбывания лишения свободы за злостное уклонение от исправительных работ нового преступления, за которое ему назначено наказание в виде лишения свободы, окончательное наказание определяется с учетом наказания в виде исправительных работ, установленных первым приговором, по правилам, предусмотренным ст. 41 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, т.е. неотбытая часть исправительных работ переводится в лишение свободы, а затем производится сложение наказаний. При этом в неотбытый срок исправительных работ засчитывается время содержания осужденного в местах лишения свободы за злостное уклонение от отбывания исправительных работ из расчета один день лишения свободы за один день исправительных работ.

7. Учитывая, что согласно ст. 92 Исправительно-трудового кодекса РСФСР и соответствующим статьям исправительно-трудовых кодексов других союзных республик административное взыскание, наложенное на осужденного к исправительным работам в период отбывания им наказания, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается, суды должны иметь в виду, что при назначении по приговору исправительных работ лицу, отбывающему административное взыскание в виде исправительных работ, приговор приводится в исполнение самостоятельно после отбытия им административного взыскания.

8. По смыслу ст. 25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ, суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы на тот же срок и в том случае, когда санкция Уголовного кодекса, по которой было осуждено виновное лицо, предусматривает меньший срок лишения свободы, чем тот, на который ему были заменены исправительные работы, либо вообще не предусматривает лишения свободы.

9. Уклонением от отбывания наказания в виде исправительных работ без лишения свободы с отбыванием по месту работы, в связи с которым суд может направить осужденного для отбывания наказания в иные места, определяемые органами, ведающими применением исправительных работ (ч. 2 ст. 25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик), следует считать такие действия осужденного, как:

непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней с момента постановки на учет или с момента оставления прежней работы; неявка без уважительных причин в течение 15 дней после переезда на новое место жительства в орган, ведающий применением исправительных работ (Инструкция МВД СССР о порядке исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ без лишения свободы от 6 мая 1976 г.);

совершение в течение назначенного срока наказания прогула, появление на работе в нетрезвом состоянии.

Уклонение следует признавать злостным, если указанные действия продолжались или повторялись после письменного предупреждения, сделанного органом, ведающим исполнением исправительных работ, либо если установлено, что осужденный скрылся с целью уклонения от отбывания наказания. Злостным следует считать также уклонение от отбывания исправительных работ, совершенное вновь после применения к осужденному ч. 2 ст. 25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 N 10)

10. Решая вопрос о принятии к своему производству представления органа внутренних дел или ходатайства общественной организации, трудового коллектива о направлении лица, отбывающего исправительные работы по месту работы, для отбывания наказания в иных местах, но в районе жительства осужденного, либо представления органа, исполняющего этот вид наказания, о замене неотбытого срока исправительных работ лишением свободы по основаниям, предусмотренным в ч. 2 и 3 ст. 25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, суд должен проверить, содержатся ли в них данные, подтверждающие факты соответственно уклонения либо злостного уклонения осужденного от отбывания наказания. При решении вопроса о направлении осужденного для дальнейшего отбывания наказания в места лишения свободы суд должен располагать также сведениями о мерах, принимавшихся органом, ведающим исполнением исправительных работ, по обеспечению исполнения этого наказания, предупреждению осужденного об ответственности за уклонение от отбывания наказания в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 43 и 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Если необходимые данные для рассмотрения представления (ходатайства) в ходе судебного заседания выполнить невозможно, судья при подготовке дела к слушанию мотивированным постановлением направляет материалы органу, ведающему исполнением этого наказания для соответствующей проверки. При обнаружении неполноты представленных материалов в судебном заседании суд выносит определение с указанием оснований их направления.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 N 10)

11. В соответствии со ст. 369 УПК и аналогичными статьями УПК других союзных республик дела о замене неотбытого срока исправительных работ лишением свободы следует рассматривать в судебном заседании, как правило, с участием осужденного. В отсутствие осужденного этот вопрос может быть решен судом лишь при наличии в деле достаточных данных о том, что осужденный скрывается либо уклоняется от явки в суд.

12. Исправительные работы, назначенные с отбыванием в местах, определяемых органами, ведающими их исполнением, в случае невозможности исполнения не вследствие нетрудоспособности осужденного, а по другой причине не могут быть заменены судом, постановившим приговор, или судом по месту исполнения приговора исправительными работами с отбыванием по месту работы, поскольку это не предусмотрено законом. Такая замена может быть произведена лишь вышестоящим судом в кассационном порядке или в порядке надзора.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024