| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 1965 г. N 728

 

ОБ УЛУЧШЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

 

Осуществляя задачи, поставленные в Программе КПСС, советский народ под руководством Коммунистической партии добился больших успехов в коммунистическом строительстве. Достигнут значительный рост социалистического производства. Валовая продукция промышленности за семь лет увеличится в 1,84 раза. За последние годы намного возросли выработка электроэнергии, добыча нефти и газа, выплавка чугуна, стали и производство других видов продукции. В 1965 году будет произведено электроэнергии свыше 500 млрд. квт против 292 млрд. квт.ч в 1960 году. Добыча нефти в текущем году составит 242 млн. тонн и возрастет против 1960 года на 94 млн. тонн. Добыча газа составит около 130 млрд. куб. метров против 47 млрд. куб. метров в 1960 году. В текущем году будет выплавлено 66 млн. тонн чугуна и 91 млн. тонн стали.

Увеличивается также производство товаров народного потребления. В 1965 году будет произведено тканей более 9 млрд. метров, трикотажных изделий 922 млн. штук и кожаной обуви 482 млн. пар. Значительно возрастает производство холодильников, радиоприемников, телевизоров, стиральных машин и других промышленных товаров. В текущем году будет выработано сахара из свеклы 9,2 млн. тонн против 5,3 млн. тонн в 1960 году, масла животного (из государственных ресурсов сырья) более одного миллиона тонн против 725 тыс. тонн, улов рыбы и добыча морепродуктов составят 5,7 млн. тонн против 3,5 млн. тонн в 1960 году.

Существенно меняется структура промышленного производства. Быстро увеличивается удельный вес отраслей, являющихся основой дальнейшего прогресса всего народного хозяйства. За последнее время создано много новых видов современных машин, механизмов, аппаратов, приборов. В производство все более внедряются электронно-вычислительная техника, автоматический контроль и регулирование технологических процессов.

За истекшие семь лет основные производственные фонды промышленности увеличатся в 2 раза. Будет построено свыше 5,5 тыс. крупных промышленных предприятий.

Осуществлены мероприятия по повышению жизненного уровня народа. Сокращена продолжительность рабочего дня; повышен минимальный размер заработной платы и проведено упорядочение заработной платы рабочих и служащих в отраслях народного хозяйства; для значительной части рабочих и служащих отменены или снижены налоги на заработную плату; введено пенсионное обеспечение колхозников; широко развернуто жилищное строительство.

Оценивая итоги развития народного хозяйства за последние годы, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что дальнейшее развитие промышленности на основе современных достижений науки и техники и повышение эффективности общественного производства требуют улучшения управления промышленностью. Нынешние формы и методы управления промышленностью, как показал опыт, не соответствуют изменившимся условиям в экономике, технике и в организации производства.

Как известно, в 1957 году была произведена реорганизация управления промышленностью, выразившаяся в переходе от управления через министерства к управлению по территориальному принципу - через советы народного хозяйства. Промышленные министерства были упразднены, а предприятия, находившиеся в их ведении, переданы в подчинение совнархозов, созданных, как правило, в пределах области, края, республики. При организации управления промышленностью по территориальному принципу - через советы народного хозяйства экономических административных районов - расширились возможности специализации и кооперирования промышленного производства в пределах экономического района, были созданы общие для предприятий разных отраслей промышленности специализированные заводы по ремонту оборудования, производству заготовок, инструмента, улучшилась организация материально-технического снабжения.

Однако с течением времени в существующей системе управления промышленностью стали проявляться серьезные недостатки, мешающие дальнейшему развитию экономики страны. Главный недостаток состоял в том, что управление отраслью промышленности, представляющей собой единое целое в техническом отношении, было раздроблено по экономическим административным районам. В связи с этим руководство отраслями промышленности ослабло, стало тормозиться развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находящимися в разных экономических административных районах.

Проведенное позднее укрупнение совнархозов, образование в РСФСР, Украинской ССР и Казахской ССР республиканских совнархозов и создание государственных комитетов по отраслям промышленности не устранили этого главного недостатка в существующей системе управления промышленностью.

Образованные для проведения единой технической политики отраслевые государственные комитеты, сосредоточив в своем ведении научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации, оказались оторванными от промышленных предприятий, подчиненных совнархозам, и не обеспечили выполнения возложенных на них задач в области технического прогресса.

Отрыв научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций от промышленных предприятий отрицательно сказался на качестве проектирования строительства и реконструкции предприятий, на разработке и освоении новых технологических процессов, машин и оборудования, на освоении производственных мощностей, а также на осуществлении мероприятий по повышению качества промышленной продукции.

Таким образом, управление отраслью промышленности не получило организационного завершения. Создание многочисленных органов управления привело к многоступенчатости в управлении промышленностью, породило параллелизм в работе отдельных органов и привело к ослаблению ответственности должностных лиц за порученное им дело.

Учитывая, что развитие промышленности идет по пути отраслевой специализации, образования новых отраслей и видов производств на базе широкого использования достижений науки и техники в производстве и что руководство предприятиями должно быть организовано на научной основе и глубоком знании специфики каждой отрасли, следует организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, сосредоточив руководство предприятиями, научно-исследовательскими, конструкторскими и проектными организациями соответствующих отраслей промышленности и распоряжение выделяемыми для них материальными и финансовыми ресурсами в едином союзно-республиканском или общесоюзном органе.

Такая организация управления промышленностью позволит:

укрепить отрасль промышленности как важнейший производственно-технический и экономический комплекс в народном хозяйстве;

обеспечить единство в руководстве производством, развитием науки, техники и экономики данной отрасли промышленности и улучшить использование материальных и финансовых ресурсов;

повысить роль экономических факторов в работе промышленных предприятий;

ликвидировать имеющуюся многоступенчатость органов управления и параллелизм в их работе и повысить ответственность работников органов управления промышленностью за порученное им дело.

Придавая большое значение правильной организации управления промышленностью как важнейшему условию развития экономики страны, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

 

I. Об органах управления промышленностью

 

1. Признать необходимым образовать следующие союзно-республиканские министерства СССР:

Министерство черной металлургии,

Министерство цветной металлургии,

Министерство угольной промышленности,

Министерство химической промышленности,

Министерство нефтедобывающей промышленности,

Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности,

Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности,

Министерство промышленности строительных материалов,

Министерство легкой промышленности,

Министерство пищевой промышленности,

Министерство мясной и молочной промышленности.

В союзных республиках иметь одноименные союзно-республиканские министерства или управления (объединения) в зависимости от объема производства продукции и количества предприятий данной отрасли промышленности, расположенных на территории республики. Эти министерства или управления (объединения) должны непосредственно управлять предприятиями и нести ответственность за их деятельность.

Союзно-республиканские министерства или управления (объединения) союзных республик находятся в подчинении Советов Министров союзных республик и соответствующих союзно-республиканских министерств СССР и в своей деятельности по управлению предприятиями руководствуются положениями, разрабатываемыми союзно-республиканскими министерствами СССР.

2. Учитывая особенности машиностроения, требующего для своего развития наиболее широкой специализации и кооперирования производства, унификации деталей и узлов машин и объединения усилий научно-исследовательских, конструкторских организаций и предприятий по созданию новых, технически совершенных конструкций машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства, что может быть обеспечено при условии централизованного руководства отраслями машиностроения, признать целесообразным образовать следующие общесоюзные министерства:

Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения,

Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности,

Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения,

Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения,

Министерство автомобильной промышленности,

Министерство химического и нефтяного машиностроения,

Министерство электротехнической промышленности,

Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления,

Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов.

Возложить на указанные общесоюзные машиностроительные министерства ответственность за обеспечение промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства технически совершенными и высокопроизводительными машинами, оборудованием и приборами, а также за удовлетворение потребности населения в высококачественных изделиях металлообработки.

3. Союзно-республиканские и общесоюзные министерства СССР образуются на базе государственных комитетов по отраслям промышленности и соответствующих отраслевых управлений Совета народного хозяйства СССР.

4. Считать главными задачами союзно-республиканских и общесоюзных министерств СССР:

обеспечение при минимальных затратах общественного труда производства высококачественной продукции для удовлетворения потребности народного хозяйства и населения;

выполнение заданий государственного плана;

рациональное использование капитальных вложений, повышение их эффективности, а также своевременный ввод в действие производственных мощностей и освоение их в короткие сроки;

проведение единой технической политики и достижение высокого технико-экономического уровня производства;

обеспечение предприятий и организаций квалифицированными кадрами работников и правильное использование их, а также проведение мероприятий по улучшению организации труда.

Для успешного решения указанных задач сосредоточить в министерствах СССР руководство производством, а также деятельностью научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций соответствующих отраслей промышленности и выделять в их распоряжение необходимые материальные и финансовые ресурсы на развитие отрасли.

5. В целях обеспечения развития отдельных видов производства с использованием местного сырья Советы Министров союзных республик создают в установленном порядке республиканские министерства или управления по руководству этими видами производства.

6. Признать необходимым преобразовать Государственный плановый комитет СССР в союзно-республиканский орган - Государственный плановый комитет Совета Министров СССР, осуществляющий общегосударственное планирование развития народного хозяйства в соответствии с Программой КПСС и директивами Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, а также контроль за выполнением народнохозяйственных планов.

7. В целях обеспечения правильного территориального планирования развития промышленного производства при отраслевом принципе управления промышленностью установить, что госпланы союзных республик разрабатывают проекты планов развития народного хозяйства республик по всем отраслям промышленности союзно-республиканского и республиканского подчинения, а также предложения по проектам планов производства продукции (кроме оборонной продукции) на предприятиях общесоюзных министерств, находящихся на территории республики.

Госпланы союзных республик рассматривают также возникающие в ходе выполнения плана вопросы межотраслевого характера по промышленности, расположенной на территории союзной республики, и разрабатывают предложения по этим вопросам.

8. В связи с предусмотренными настоящим Постановлением изменениями в организации управления промышленностью признать необходимым:

а) упразднить Высший совет народного хозяйства СССР Совета Министров СССР, Совет народного хозяйства СССР, республиканские советы народного хозяйства и советы народного хозяйства экономических районов;

б) преобразовать в союзно-республиканские министерства: Государственный производственный комитет по энергетике и электрификации СССР - в Министерство энергетики и электрификации СССР;

Государственный производственный комитет по рыбному хозяйству СССР - в Министерство рыбного хозяйства СССР;

Государственный производственный комитет по монтажным и специальным строительным работам СССР - в Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР;

Государственный производственный комитет по орошаемому земледелию и водному хозяйству СССР - в Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР;

Государственный геологический комитет СССР - в Министерство геологии СССР;

Государственный комитет Совета Министров СССР по торговле - в Министерство торговли СССР;

в) преобразовать в общесоюзные министерства:

Государственный производственный комитет по газовой промышленности СССР - в Министерство газовой промышленности;

Государственный производственный комитет по транспортному строительству СССР - в Министерство транспортного строительства;

г) передать предприятия медицинской промышленности в систему Министерства здравоохранения СССР.

9. Признать целесообразным преобразовать Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ СССР в общесоюзный Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, возложив на него подготовку совместно с Академией наук СССР предложений по основным направлениям развития науки и техники в стране, организацию разработки межотраслевых научно-технических проблем, обеспечение научно-технической информации, контроль за внедрением достижений науки и техники в народное хозяйство, а также осуществление связей с зарубежными странами по вопросам научно-технического сотрудничества.

Ввиду этого упразднить комитеты по координации научно-исследовательских работ в союзных республиках.

10. Признать целесообразным преобразовать Государственный комитет по делам строительства СССР в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства.

 

II. Об организации материально-технического снабжения

 

11. В связи с переходом к управлению промышленностью по отраслевому принципу установить, что союзно-республиканские министерства СССР и общесоюзные министерства являются распорядителями материально-технических ресурсов, выделяемых на развитие отраслей промышленности, а реализация планов материально-технического снабжения проводится через систему главснабсбытов и территориальных органов материально-технического снабжения.

12. Возложить на союзно-республиканские и общесоюзные министерства ответственность за материально-техническое снабжение предприятий и организаций соответствующих отраслей промышленности. Министерства определяют потребность предприятий в материалах и оборудовании, распределяют выделенные фонды на материалы и оборудование по потребителям, осуществляют контроль за реализацией фондов и обеспечивают внутриотраслевые кооперированные поставки.

13. Сохранить существующие в экономических районах органы материально-технического снабжения, организованные по территориальному принципу, с сетью специализированных (по основным видам продукции) и универсальных баз и складов, возложив на эти органы реализацию фондов на материальные ресурсы, выделяемые предприятиям, расположенным в этих районах, а также контроль за отгрузкой продукции из данного района в другие районы страны.

14. Для руководства материально-техническим снабжением образовать союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению.

Возложить на Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению:

реализацию планов материально-технического снабжения и обеспечение межотраслевых кооперированных поставок;

распределение по потребителям продукции, не распределяемой Госпланом СССР, план производства которой утверждается соответствующими министерствами;

контроль за своевременным выполнением министерствами, ведомствами и предприятиями-поставщиками планов поставки продукции;

разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию системы и органов материально-технического снабжения.

Распоряжения Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению по вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для исполнения министерствами и другими организациями.

15. Установить, что Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению возглавляется заместителем Председателя Совета Министров СССР.

16. Считать необходимым иметь в союзных республиках главные управления материально-технического снабжения, подчиненные Советам Министров союзных республик и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, возложив на эти главные управления непосредственное руководство территориальными органами материально-технического снабжения.

17. Передать Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению главные управления по межреспубликанским поставкам продукции, состоявшие при Совете народного хозяйства СССР, кроме Главного управления по межреспубликанским поставкам сырья для легкой промышленности и Главного управления по межреспубликанским поставкам сырья для пищевой промышленности, которые передать соответственно Министерству легкой промышленности СССР и Министерству пищевой промышленности СССР, поскольку предприятия этих министерств являются основными потребителями сырьевых материалов, реализуемых указанными главными управлениями.

18. Признать необходимым передать соответствующим министерствам СССР главные управления по комплектованию оборудованием, приборами, кабельными и другими изделиями строящихся и реконструируемых предприятий, сохранив за ними на 1965 год обязательства по всему установленному объему комплектования строек независимо от их ведомственной подчиненности.

Передачу указанных главных управлений министерствам произвести в сроки, устанавливаемые Советом Министров СССР.

19. Сохранить действующую систему материально-технического снабжения предприятий и организаций железнодорожного и воздушного транспорта, морского и речного флота, связи, энергетики, транспортного строительства, газовой промышленности, сельского хозяйства и исполкомов местных Советов депутатов трудящихся.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что указанные мероприятия по улучшению управления промышленностью должны способствовать более полному использованию преимуществ социалистической системы хозяйства для дальнейшего развития экономики страны.

Большую роль в этом деле должны сыграть создаваемые промышленные министерства, призванные в новых условиях обеспечить более конкретное руководство производством, непрерывное совершенствование его, повышение качества выпускаемой промышленной продукции и дальнейший рост производительности труда на основе внедрения современных достижений науки и техники, передового опыта, научной организации труда и повышения культуры производства. Особое внимание должно быть обращено на улучшение работы с кадрами, всемерное развитие инициативы и творческой активности работников производства, дальнейшее укрепление государственной и производственной дисциплины, совершенствование организации и проверки исполнения решений и повышение ответственности каждого работника за порученное ему дело.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР уверены в том, что партийные и советские органы, общественные организации, работники промышленности организованно проведут намеченные мероприятия и добьются новых успехов в подъеме промышленного производства для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в высококачественной промышленной продукции.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024