| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА СССР

 

ПИСЬМО

от 31 декабря 1960 г. N 3/100

 

На основании ст. 132 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик в случаях необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, которые обязаны выполнить поручение в срок не свыше 10 суток.

Следственные действия, производимые в порядке отдельного требования, нередко имеют решающее значение по делу и от того, насколько они своевременно и доброкачественно произведены, во многом зависит успех раскрытия преступления и разоблачения преступников.

Так, следователь прокуратуры Фрунзенского района г. Ташкента в порядке отдельного требования поручил прокуратуре г. Запорожья произвести обыск в квартире Смирнова с целью обнаружения похищенных у убитой Бородкиной вещей и допросить сожительницу Смирнова - Борониченко.

Следователь прокуратуры Орджоникидзевского района г. Запорожья т. Касьяненко умело и оперативно выполнил это поручение. Он приложил много усилий к обнаружению похищенных вещей, которые оказались закопанными в разных местах на огороде, тщательно и тактически правильно допросил Борониченко. Результаты обыска и допроса явились основными доказательствами, изобличившими Смирнова в совершении тяжкого преступления.

Трудно переоценить значение поручений о производстве отдельных следственных действий, если учесть, что они имеют весьма большое распространение в следственной практике, в особенности, по сложным делам о тяжких преступлениях.

Между тем при выполнении отдельных требований все еще допускаются серьезные недостатки и нарушения закона.

Продолжают иметь место факты волокиты и недобросовестного отношения к исполнению отдельных требований.

Следователь по особо важным делам при прокуроре Армянской ССР т. Погосян поручил прокуратуре г. Армавира допросить трех свидетелей по делу Мнацаканяна. Следователь т. Голберк, исполнявший это требование, сообщил, что двое из свидетелей в г. Армавире не проживают, а третий временно выехал и вернется к месту жительства через 15 дней. После неоднократных напоминаний о допросе этого свидетеля следователь сообщил, что он в г. Армавире вообще не проживает. При таком положении т. Погосян вынужден был сам выехать в г. Армавир, где в течение одного дня установил через адресное бюро место жительства всех свидетелей и допросил их. Оказалось, что они постоянно живут в Армавире и никуда не выезжали. Таким образом, по вине следователя Голберк расследование дела затянулось на целый месяц.

Поручения о производстве отдельных следственных действий иногда даются при отсутствии в материалах уголовного дела оснований к этому.

Например, из прокуратуры Болеховского района, Станиславской области в прокуратуру Молдавской ССР поступило отдельное требование проверить во всех комиссионных магазинах республики наличие товаров, похищенных неизвестными преступниками в раймаге Болеховского района. Исполнением этого отдельного требования занимались многие следователи республики, но безрезультатно, так как версия о возможном хищении товаров лицами, проживающими в Молдавской ССР, основывалась не на конкретных материалах уголовного дела, а просто на догадках.

Допускаются случаи, когда в порядке отдельного требования поручается производство большого количества самых различных следственных действий: изъятия документов, их взаимосверки, ревизий, обысков, допросов многих свидетелей и пр., что нельзя признать правильным.

По делу Паращука, обвиняемого в хищении денежных средств при заготовке леса в Минской области, прокурор Хмельницкого района, Винницкой области и следователь прокуратуры этого района поручили - первый прокурору Смолевичского района, а второй - прокурору Логойского района Минской области производство такого количества следственных действий, выполнение которых по существу исчерпывало почти все расследование по делу.

Многие отдельные требования являются непродуманными, неконкретными, что затрудняет, а порой и вообще исключает возможность их исполнения.

Военный следователь прокуратуры Североморского гарнизона поручил прокурору г. Горького опросить всех учащихся шестых классов города и выяснить, у кого из них брат служит в Северном флоте. Кроме того, предлагалось проверить в больницах, загсах, моргах города и установить "лицо, упавшее с крыши и погибшее от тяжелого сотрясения мозга".

Это отдельное требование не могло быть исполнено уже по одному тому, что опросить всех учащихся шестых классов г. Горького и тем более в установленный законом для исполнения отдельных требований срок практически невозможно (в городе насчитывается несколько тысяч учащихся этих классов).

По делам, возбужденным в связи с обнаружением неопознанного трупа с признаками насильственной смерти, по которым в результате проверки исключена принадлежность потерпевшего к числу местных жителей, некоторые следователи вместо составления анкеты неопознанного трупа и направления ее в 1 спецотдел МВД республики для проверки по картотеке без вести пропавших граждан или вместо дачи заданий местным органам милиции о производстве дальнейших действий по установлению личности трупа, неправильно поручают начальникам следственных отделов всех прокуратур проверить на обслуживаемой ими территории все материалы об исчезновении граждан.

Так, помощник прокурора Баксанского района, Кабардино - Балкарской АССР, по делу об обнаружении трупа с признаками насильственной смерти направил поручение начальникам следственных отделов всех прокуратур союзных республик выслать ему "... возможные данные об исчезновении людей, если имеются какие-либо данные полагать, что исчезновение территориально связано с Кабардино - Балкарской АССР".

Следователь прокуратуры Арысского района Южно - Казахстанской области по аналогичному делу поручил прокуратурам союзных республик "... ориентировать всех горрайпрокуроров республики для проверки всех имеющихся у них материалов и заявлений на без вести пропавших мужчин... и выслать их в прокуратуру Арысского района для изучения причин и обстоятельств исчезновения...".

Аналогичное положение отмечается во многих случаях и по приостановленным делам, по которым обвиняемые скрылись от следствия. Некоторые следователи вместо объявления в установленном порядке розыска и производства других необходимых действий, направленных на установление места нахождения обвиняемого, неправильно рассылают требования об установлении места нахождения скрывшегося преступника органам прокуратуры ряда областей и республик при отсутствии каких-либо данных о пребывании разыскиваемого в этих республиках и областях.

Так, прокурор Ленинского района Андижанской области Узбекской ССР по трем находящимся в прокуратуре приостановленным делам направил в прокуратуру Сталинградской области и многим прокуратурам других областей и республик отдельное требование, в котором просил поручить всем горрайпрокурорам "... произвести проверку местных органов советов и через адресный стол, где в настоящее время происходит перепись населения, не проживает ли гр. Ершов Н.В., гр. Хабибрахманов Ф.М., гр. Пак И.Ч. ...".

Следователь прокуратуры Балыкчинского района Киргизской ССР направил в прокуратуру Украинской ССР отдельное требование, в котором просил поручить всем следователям республики проверить, не проживает ли на обслуживаемой ими территории скрывшийся от следствия Полозков. Никакими данными о том, что Полозков проживает на Украине, следователь не располагал.

В порядке отдельных требований иногда неоправданно вызываются граждане и должностные лица из других отдаленных областей и республик.

Прокурор Уренского района, Горьковской области, вместо организации выезда ревизора на Украину, где обвиняемый Храмцов производил заготовку леса, поручил в порядке отдельного требования прокуратуре Сумской области обеспечить явку в прокуратуру Уренского района главных бухгалтеров семи колхозов Больше - Писаревского района Сумской области вместе со всеми документами по расходам заготовителя Храмцова для их сверки.

Очень часто следователи поручают произвести обыск, выемку, арест имущества или почтово - телеграфной корреспонденции, но не выносят и не приобщают к отдельным требованиям соответствующих постановлений, чем нарушается закон и порой надолго задерживается исполнение таких поручений.

Прокурор г. Советска Калининградской области поручил прокуратуре г. Ленинграда допросить одного свидетеля и наложить арест на пианино. Старший следователь прокуратуры Черкасской области направил прокурору г. Ялты отдельное требование о производстве обыска у гр. Козыка. Ни к одному из этих требований соответствующие постановления не были приложены. Между тем вопрос о санкционировании обыска, выемки и пр. должен разрешаться по месту составления отдельного требования прокурором, осуществляющим надзор за расследованием данного конкретного дела.

Многие следователи поручают прокуратурам других районов истребовать и выслать в их адрес различного рода справки - о судимости, о времени работы обвиняемого в том или ином учреждении или предприятии, о размере его заработной платы, о месте жительства отдельных лиц, характеристики на обвиняемых, копии судебных приговоров и решений и прочие документы вместо того, чтобы направлять эти запросы непосредственно организациям и учреждениям, располагающим соответствующими данными и документами.

Нередко отдельные требования при наличии у следователя конкретных сведений о городе или районе, где они должны выполняться, направляются в следственные отделы прокуратур республик, краев и областей. Излишняя переотправка таких требований приводит к тому, что получение необходимых результатов затягивается, нарушаются сроки следствия.

Неоправданно длительной задержке расследования способствует также неправильная организация следователями своей работы, когда они сперва проводят все следственные действия у себя в районе и с запозданием направляют по делу отдельные требования, после чего дело находится без движения в ожидании поступления материалов из других районов.

Допускаются и такие факты, когда в отдельных требованиях не приводятся обстоятельства дела в объеме, необходимом для наиболее полного выполнения отдельного требования, для тактически правильного определения последовательности вопросов, подлежащих выяснению при допросе, не приобщаются необходимые документы, по поводу которых должен быть произведен допрос, и пр. Все это крайне отрицательно сказывается на качестве выполнения отдельных требований.

В целях устранения отмеченных недостатков и нарушений закона в работе по подготовке и исполнению отдельных требований необходимо руководствоваться следующим:

1. Требование о производстве отдельных следственных действий должно основываться на конкретных данных, содержащихся в материалах уголовного дела, и направляться соответствующему следователю или органу дознания немедленно после установления этих данных.

В отдельных требованиях должны быть изложены обстоятельства дела в объеме, необходимом для доброкачественного их исполнения, определена последовательность производства отдельных следственных действий, а при необходимости допроса - и последовательность вопросов, подлежащих выяснению.

2. Отдельное требование направляется непосредственно в прокуратуру или отделение милиции того города или района, где необходимо произвести соответствующие следственные или розыскные действия.

3. При неисполнении отдельного требования в установленный законом срок лицо, исполняющее требование, обязано поставить в известность следователя о причинах задержки. Если такого сообщения своевременно не поступило, следователь, давший поручение, ставит об этом в известность начальника следственного отдела соответствующей прокуратуры по месту исполнения отдельного требования или прокурора района, города (в случае направления отдельного требования в отделение милиции), которые обязаны разобраться в причинах задержки и принять необходимые меры, о чем ставится в известность следователь, давший поручение.

4. В случае необходимости производства в другом районе различных следственных действий в большом объеме эта работа, как правило, должна выполняться следователем, в производстве которого находится уголовное дело, путем выезда на место.

5. Решения о вызове граждан из других отдаленных районов следователь должен принимать лишь в случаях особой необходимости, когда по обстоятельствам и в интересах дела производство соответствующего следственного действия по месту жительства этих граждан явно нецелесообразно.

6. При необходимости производства в других районах обыска, выемки, ареста имущества или почтово - телеграфной корреспонденции к отдельным требованиям должны прилагаться соответствующие постановления с санкцией в определенных законом случаях прокурора, осуществляющего надзор за расследованием дела.

7. В случаях, когда лицо, в отношении которого поступило отдельное требование, выбыло из указанного в нем места жительства, следователь, исполняющий поручение, обязан лично или через органы милиции установить новый адрес, по которому проживает это лицо, и переслать отдельное требование соответствующему органу расследования, уведомив об этом следователя, давшего поручение. Если новое место жительства установить не представилось возможным, отдельное требование возвращается с сообщением о причинах неисполнения и приложением соответствующих справок.

8. Запросы о высылке различных справок, характеристик, копий судебных приговоров и решений и прочих документов подлежат направлению, как правило, непосредственно в те организации и учреждения, которые располагают соответствующими данными и документами. В необходимых случаях копии этих запросов посылаются соответствующему прокурору для осуществления контроля за их исполнением.

9. Работа следователя по выполнению отдельных требований должна рассматриваться по ее значению равноценно с расследованием находящихся в его производстве уголовных дел. Отдельные требования регистрируются в первом разделе книги учета следственных дел, и произведенная по ним работа должна учитываться при оценке всей деятельности следователя.

 

Заместитель Генерального

прокурора СССР,

Государственный советник

юстиции 1 класса

П.КУДРЯВЦЕВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024