| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 1991 г. N 29

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

В соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и Соглашением между Минтрудом СССР и органами по труду и социальным вопросам республик "О распределении функций по уровням управления государственной экспертизы условий труда" от 31 мая 1991 года Министерство труда и социальных вопросов СССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные методические положения о порядке проведения экспертизы условий труда.

2. Установить, что республиканские органы по труду и социальным вопросам в развитие настоящих Основных методических положений могут разрабатывать соответствующие положения (рекомендации) о проведении экспертизы условий труда применительно к региональной специфике и с учетом действующего республиканского законодательства.

3. Республиканским органам по труду и социальным вопросам, министерствам и ведомствам СССР довести до сведения предприятий и организаций Основные методические положения о порядке проведения экспертизы условий труда.

 

Министр труда

и социальных вопросов СССР

В.ПАУЛЬМАН

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению

Министерства труда и

социальных вопросов СССР

от 1 июля 1991 г. N 29

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

1. Общие положения

 

1.1. Экспертиза условий труда проводится в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и соответствующими законами республик, Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1990 г. N 812 и соответствующими постановлениями правительств республик государственными экспертами Главной государственной экспертизы условий труда, государственных экспертиз условий труда союзных и автономных республик, государственных экспертиз условий труда краев, областей, автономных областей и округов.

1.2. Экспертиза условий труда <*> на предприятиях и в организациях, независимо от форм собственности, выполняется в целях обеспечения правильности применения списков на льготное пенсионное обеспечение и дополнительные отпуска, подготовки предложений по совершенствованию этих списков, контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест, дифференциации тарифов на социальное страхование, защищенности трудящихся, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда.

--------------------------------

<*> Экспертиза - исследование специалистом каких-либо вопросов, требующих специальных знаний в определенной области, для дачи соответствующего заключения.

Условия труда - обстановка, в которой происходит целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

 

Органами государственных экспертиз условий труда, исходя из конкретных задач, могут выполняться следующие виды экспертизы:

экспертиза условий труда в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий;

экспертиза условий труда на рабочих местах;

экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;

экспертиза качества проведения на предприятиях и в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда;

экспертиза условий труда по оценке затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;

экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами <*> и гражданами (работниками), по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров, подлежащих рассмотрению государственной экспертизой условий труда;

--------------------------------

<*> Юридическое лицо - организация, обладающая обособленным имуществом (на праве собственности) и организационным единством (как единое целое в качестве субъекта гражданского права), может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или в третейском суде.

 

экспертиза условий труда по предложениям предприятий и организаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск <*>;

--------------------------------

<*> Осуществляется Главной государственной экспертизой условий труда или государственными экспертизами условий труда республик совместно с их краевыми, областными и окружными органами.

 

другие виды экспертизы, вытекающие из задач государственной экспертизы условий труда.

 

2. Организация проведения экспертизы условий труда

 

2.1. Экспертиза условий труда осуществляется в плановом и в оперативном порядке.

2.2. О проведении любого вида экспертизы условий труда проводящий ее орган государственной экспертизы условий труда может заблаговременно уведомить администрацию предприятия, если не сочтет, что такое уведомление нанесет ущерб эффективности экспертизы. Уведомление делается с целью качественного и оперативного проведения экспертизы. При этом может указываться вид либо цель проведения экспертизы, характер документов, необходимых для ее проведения.

2.3. Для проведения конкретного вида экспертизы условий труда могут в установленном порядке привлекаться высококвалифицированные специалисты отраслей народного хозяйства и научные работники с оплатой выполненных ими работ, а также представители органов санитарного надзора, инспекции Госпроматомнадзора СССР, профсоюзных органов.

При проведении экспертизы условий труда по предложениям предприятий и организаций об изменениях в списках производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск предприятиями и организациями производится оплата лабораторных измерений значений опасных и вредных факторов производственной среды, а также работа привлекаемых внештатных экспертов.

Лабораторные измерения для нужд государственной экспертизы условий труда могут производиться лабораториями, перечень которых утверждается Министерством труда и социальных вопросов СССР совместно с органами по труду и социальным вопросам республик.

2.4. По окончании экспертизы государственным экспертом выдается соответствующее заключение установленной формы о результатах экспертизы либо, в порядке оказания консультативной помощи, необходимые рекомендации.

 

3. Порядок проведения экспертизы условий труда

 

3.1. Экспертиза условий труда на рабочем месте заключается в комплексной оценке факторов производственной среды (физических, химических, биологических, психофизиологических) по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

При этом рабочее место рассматривается как пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственные задания. Рабочее место является частью производственно - технологической структуры предприятия, предназначается для выполнения технологического (производственного) процесса и определяется на основе трудовых и других действующих норм и нормативов.

3.2. При проведении экспертизы условий труда государственный эксперт руководствуется действующими законодательными, а также другими нормативными актами, регламентирующими права трудящихся на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, нормативными документами, определяющими требования к состоянию условий труда на рабочих местах.

3.3. В процессе проведения экспертизы условий труда на рабочих местах государственному эксперту необходимо:

установить факторы и причины образования (формирования) неблагоприятных условий труда;

определить соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, окружающей среды соответствующим нормам и нормативам;

проверить соблюдение исполнителями требований технологии ведения работ, правил по охране труда и технике безопасности, промсанитарии, других нормативных документов;

выявить весь комплекс факторов производственной среды (физических, химических, биологических, психофизиологических), неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работающих. С этой целью используются имеющиеся данные лабораторных исследований рабочих мест в текущем году (журналы, протоколы замеров, заключения участковых терапевтов и ВТЭК о наличии случаев профессиональных заболеваний, другие данные о наличии вредных факторов);

сопоставить данные фактических значений вредных факторов производственной среды с установленными нормативными значениями (ПДК, ПДУ, ОБУВ). В тех случаях, когда не имеется еще утвержденных стандартов по нормативам вредных факторов, могут использоваться данные научных исследований с соответствующей аргументацией принимаемых решений.

3.4. При экспертизе правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска, государственному эксперту необходимо:

сопоставить утвержденный предприятием перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, работникам которых в соответствии со статьей 14 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", либо в соответствии с аналогичными законами республик в порядке, определяемом коллективным договором, производится назначение и выплата пенсий на льготных условиях, со списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года) либо аналогичными списками, утвержденными в порядке, определяемом республиками;

сравнить тождественность наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного учета предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наименованиями, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости проверить соответствие состава работ, предусмотренных по соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах, нарядах, рапортах, должностных инструкциях и т.п.), составу работ по ЕТКС и КС;

проанализировать по картам условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и проверить соответствие их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда установленному порядку аттестации рабочих мест, провести сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий труда;

определить правильность применения утвержденных в установленном порядке критериев, показателей и нормативов в области условий труда для установления льгот и компенсаций;

изучить результаты замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды по рабочим местам и при необходимости организовать их повторное проведение с привлечением специализированных лабораторий;

проверить документы, направляемые предприятием в органы социального обеспечения для назначения трудящимся льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления;

определить правильность применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, а также других нормативных актов, регулирующих порядок предоставления трудящимся дополнительных отпусков в связи с неблагоприятными условиями труда.

3.5. При экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда государственному эксперту необходимо:

проверить соответствие проведенной аттестации установленному порядку и выявить имеющиеся отклонения;

проанализировать по картам условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и установить правильность их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, провести сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий труда;

изучить результаты замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды по рабочим местам и при необходимости организовать их повторное проведение с привлечением специализированных лабораторий.

3.6. При экспертизе условий труда для оценки затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда в целях дифференциации тарифов социального страхования государственному эксперту необходимо:

изучить по картам условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и правильность их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, провести сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий труда;

ознакомиться с результатами замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды по рабочим местам и при необходимости организовать их повторное проведение с привлечением специализированных лабораторий;

по специальной методике определить соответствие установленных тарифов социального страхования фактическому состоянию условий труда и результатам аттестации рабочих мест.

3.7. При экспертизе условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по поводу условий труда и предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда государственному эксперту в зависимости от характера возникающих споров необходимо провести один из видов экспертизы, предусмотренных пунктом 1.2 настоящих Основных методических положений.

3.8. При экспертизе условий труда по предложениям предприятий и организаций о внесении изменений в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск государственному эксперту необходимо:

изучить по материалам предприятия динамику состояния условий труда на рабочих местах, включая данные по профессиональной и общей заболеваемости, стажевые и возрастные характеристики работников;

организовать (или провести самостоятельно) замеры опасных и вредных факторов производственной среды на рабочих местах с привлечением специализированных лабораторий, хронометраж и фотографию рабочего времени и сравнить полученные данные с характеристикой работ по соответствующему разделу ЕТКС;

сравнить данные, полученные в ходе проведения замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды, с утвержденными критериями, показателями и нормативами, предназначенными для установления льгот и компенсаций в связи с неблагоприятными (особо вредными и особо тяжелыми, вредными и тяжелыми) условиями труда;

провести по материалам предприятия предварительную оценку расчетных затрат по выплату пенсий;

решить вопрос об отнесении рабочего места к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, либо отклонить соответствующее предложение предприятия (организации).

 

4. Результаты экспертизы условий труда

 

4.1. По результатам экспертизы и, руководствуясь утвержденными критериями, показателями и нормативами в области условий труда для установления льгот и компенсаций, государственный эксперт составляет заключение установленного образца (по форме ГЭУ-1), в котором излагаются принятые им решения. Один экземпляр заключения вручается руководителю предприятия (организации). В случае выявления нарушений действующего законодательства вместе с заключением вручается предписание (по форме ГЭУ-3) об их устранении. Заключение по результатам экспертизы условий труда должно быть выдано не позднее 10 дней с момента окончания ее проведения.

В случаях проведения экспертизы условий труда при разрешении споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по поводу условий труда и предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда копия заключения и предписания вручается обеим сторонам конфликта.

В тех случаях, когда выявленные нарушения касаются необоснованного отнесения администрацией предприятия или организации рабочего места к спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение, один экземпляр заключения вместе с предложением о взыскании с предприятия необоснованно выплаченных денежных сумм направляется в орган, назначивший льготную пенсию.

О проведении любого вида экспертизы условий труда государственным экспертом делается запись в рабочем журнале установленного образца. Форма и порядок ведения журнала утверждается республиканским органом государственной экспертизы условий труда.

4.2. По результатам экспертизы, на основе заключения государственный эксперт дает администрации предприятия, органам социального обеспечения, а в предусмотренных случаях и органам государственных экспертиз условий труда представления (по форме ГЭУ-2) о приостановлении действия принятых ими решений по льготному пенсионному обеспечению и дополнительным отпускам, не соответствующих действующему законодательству.

4.3. В необходимых случаях по результатам экспертизы государственный эксперт совместно с представителями органов санитарного надзора, Госпроматомнадзора СССР и техническими инспекциями труда профсоюзов запрещает эксплуатацию производственных объектов и рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

Образец формы ГЭУ-1

 

(Герб Союза ССР или союзной республики)

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР

(либо наименование соответствующего органа по труду

союзной или автономной республики)

 

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА

(либо наименование органа государственной экспертизы

условий труда союзной или автономной республики,

области, края, округа)

________________ N ________________

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(указывается вид проведенной экспертизы)

 

на ___________________________________________________________

(указывается наименование рабочего места либо вид работы, профессия, должность, а также точное название участка, цеха, производства и предприятия)

На основании экспертизы условий труда, проведенной с ________________ по __________________, и представленных (перечень прилагается) документов установлено:

В зависимости от вида экспертизы заключение может содержать следующие разделы:

1. Характеристика условий труда

(этот раздел вводится при проведении экспертизы условий труда в соответствии с п. п. 3.3 - 3.6 и п. 3.8, в нем приводится состояние факторов, формирующих условия труда при выполнении соответствующего вида работы на данном рабочем месте или по группе рабочих мест, указываются вредные факторы производственной среды и их значения в сравнении с нормативами)

2. Предоставляемые льготы и компенсации и их соответствия условиям труда

(указываются все виды льгот и компенсаций, предоставляемых трудящимся на данном рабочем месте или по данной профессии, виду работы, должности и основания их предоставления)

3. Выявленные отклонения от действующих норм и нормативов, либо нарушения действующего законодательства по данному виду экспертизы с указанием нарушенных законодательных и нормативных актов

4. Выводы и решения

(излагаются принятые на основе соответствующих документов выводы и принимаемые государственным экспертом решения по итогам проведенной экспертизы)

 

(полное наименование должности

государственного эксперта,

составившего заключение)

 

                                           _______________________

                                             (инициалы, фамилия)

 

                                           _______________________

                                                  (подпись)

 

 

 

 

 

 

Образец формы ГЭУ-2

 

(Герб Союза ССР или союзной республики)

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР

(либо наименование соответствующего органа по труду

союзной или автономной республики)

 

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА

(либо наименование органа государственной экспертизы

условий труда союзной или автономной республики,

области, края, округа)

_______________ N _______________

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

В соответствии с Положением о Государственной экспертизе условий труда, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1990 г. N 812, и на основании экспертизы условий труда, проведенной с ____________ по ____________, и Заключения от ______________ N ____________ предлагается приостановить с момента получения настоящего Представления действие принятых (указывается полное название предприятия или органа социального обеспечения) решений (указывается наименование документа) по (льготному пенсионному обеспечению или дополнительным отпускам) для:

1. (дается перечисление рабочих мест либо видов работ, профессий, должностей)

2. ...

3. ...

 

(полное наименование должности

государственного эксперта,

составившего заключение)

 

                                           _______________________

                                             (инициалы, фамилия)

 

                                           _______________________

                                                  (подпись)

 

 

 

 

 

 

Образец формы ГЭУ-3

 

(Герб Союза ССР или союзной республики)

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР

(либо наименование соответствующего органа по труду

союзной или автономной республики)

 

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА

(либо наименование органа государственной экспертизы

условий труда союзной или автономной республики,

области, края, округа)

________________ N _______________

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

В соответствии с Положением о Государственной экспертизе условий труда, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1990 г. N 812, и на основании экспертизы условий труда, проведенной с ___________ по _____________, и Заключения от _________ N _______ предлагается в срок до _____________ устранить следующие нарушения:

1. (дается перечисление выявленных нарушений)

2. ....

3. ....

 

(полное наименование должности

государственного эксперта,

составившего заключение)

 

                                           _______________________

                                             (инициалы, фамилия)

 

                                           _______________________

                                                  (подпись)

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024