| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач СССР

А.И.КОНДРУСЕВ

10 июня 1991 г. N 5789-91

 

Срок действия - до 01.01.94

 

ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПРИРОДНЫХ

ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

 

ВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

Документ подготовлен членами НКРЗ Э.М. Крисюком и И.А. Лихтаревым и одобрен Комиссией (протокол N 2 от 27.02.90).

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящий документ разработан с целью ограничения доз облучения населения от природных (естественный радиационный и техногенно - измененный фон) источников, а также является руководством для организаций, осуществляющих радиационный контроль и надзор.

1.2. Основным принципом, положенным в основу настоящего документа, является снижение доз до возможно низкого уровня.

1.3. Настоящим документом устанавливается система критериев для принятия решений (КПР), направленных на ограничение (снижение) доз облучения населения в жилых помещениях и зданиях социально - бытового назначения.

1.4. При установлении численных значений КПР использованы:

- материалы НКДАР ООН "Облучение от естественных источников ионизирующего излучения" (1988 г.);

- публикации N 26, 32, 39 и 50 МКРЗ;

- численные значения нормативов по ограничению облучения населения от природных источников, принятые в Великобритании, США, Канаде, северных странах Европы и др.;

- НРБ-76/87 и ОСП-72/87;

- материалы прямых измерений мощностей экспозиционной и эквивалентной доз внешнего гамма - излучения в жилищах, а также концентрации радона и дочерних продуктов его распада (ДПР), полученные в различных регионах СССР.

1.5. КПР вводятся в качестве временного норматива сроком до 01.01.94. Действие его распространяется на предприятия, учреждения и организации всех министерств и ведомств, осуществляющих добычу минерального сырья, изготовление из него строительных конструкций, строительство и эксплуатацию зданий жилищного и социально - бытового назначения.

 

2. Критерии для принятия решений (КПР)

 

2.1. Устанавливаются следующие КПР при использовании строительных материалов.

Удельная эффективная активность (Аэфф.) природных радионуклидов в строительных материалах, добываемых на их месторождениях (щебень, гравий, песок, бутовый и пиленый камень, цементное и кирпичное сырье и пр.) или являющихся побочным продуктом промышленности, а также отходы промышленного производства, используемые для изготовления строительных материалов (золы, шлаки и пр.) не должны превышать:

- для материалов, используемых во вновь строящихся жилых и общественных зданиях (I класс):

    Аэфф. = А   + 1,31 А   + 0,085 А  <= 370 Бк/кг,

             Ra         Th          К

 

    где А   и А   - удельная активность 226   и 232  , находящиеся

         Ra    Th                          Ra      Th

в равновесии с остальными членами уранового и ториевого семейства,

а А  - удельная активность 40  (Бк/кг);

   К                         К

- для материалов, используемых в дорожном строительстве в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных сооружений (II класс):

Аэфф. <= 740 Бк/кг;

- для материалов, используемых в дорожном строительстве вне населенных пунктов (III класс):

Аэфф. <= 1350 Бк/кг.

При Аэфф. > 1350 Бк/кг использование материалов для целей, перечисленных в п. 2.1, запрещается.

2.2. Приведенные значения Аэфф. необходимо рассматривать как усредненные из нескольких (не менее 5) образцов строительных материалов, получаемых от конкретного поставщика.

2.3. Обнаружение в единичных образцах уровней, превышающих значения Аэфф., приведенные в п. 2.1, является основанием для дополнительного исследования.

2.4. Если мощность эквивалентной дозы внешнего излучения внутри построенных и эксплуатируемых жилых зданий не превышает мощности дозы на открытой местности более чем на 0,3 мкЗв/ч (примерно 33 мкР/ч), то какого-либо вмешательства не требуется.

2.5. Если мощность экспозиционной дозы внешнего излучения внутри построенных и эксплуатируемых жилых зданий превышает мощность дозы на открытой местности более чем на 0,3 мкЗв/ч (примерно 33 мкР/ч), то рекомендуется проведение мероприятий по ее снижению.

2.6. При невозможности снизить мощность дозы внешнего излучения до уровней менее 0,6 мкЗв/ч (или примерно 65 мкР/ч) над гамма - фоном открытой местности решается вопрос о переселении жильцов (с их согласия) и перепрофилировании здания.

2.7. При проектировании новых зданий жилищного и социально - бытового назначения должно быть предусмотрено, чтобы среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе помещений не превышала 100 Бк/куб. м.

2.8. В построенных зданиях среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м. При больших значениях объемной активности должны проводиться защитные мероприятия, направленные на предотвращение поступления радона в воздух жилых помещений (герметизация пола помещений на 1 этаже, вентиляция пространства над полом, применение радононепроницаемых покрытий стен) и улучшение вентиляции помещений.

2.9. В тех случаях, когда проведенные защитные мероприятия не привели к снижению среднегодовой эквивалентной объемной активности радона в воздухе помещений до значения менее 400 Бк/куб. м, решается вопрос о переселении жильцов (с их согласия) и перепрофилировании помещений.

2.10. Возможность, необходимость, объем и сроки проведения мероприятий для снижения гамма - фона или содержания радона в помещении (согласно п. п. 2.5; 2.6; 2.8; 2.9) определяется комиссией местного Совета народных депутатов с участием представителей жилищно - коммунального хозяйства, строительной организации, службы главного архитектора и санэпидстанции.

С введением данного норматива отменяются:

1. Пункт 1.4 ОСП-72/87.

2. Письмо Главного государственного санитарного врача СССР А.И. Кондрусева N 144-10/94 от 07.05.90.

Временные критерии вводятся в действие 01.07.91 и в связи с этим должны быть внесены соответствующие изменения в ГОСТы и СНиПы.

 

Начальник Главного

санитарно - профилактического

управления Минздрава СССР

В.И.ЧИБУРАЕВ

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОГО КАЧЕСТВА

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

 

1. Организация контроля радиационного качества строительного сырья, материалов и жилых помещений имеет своей целью недопущение превышения установленных нормативных величин, а также разработку и внедрение мероприятий по снижению доз облучения населения.

2. Контролю подлежит:

- для вновь строящихся зданий - эффективная удельная активность природных радионуклидов в строительном сырье и материалах;

- для построенных зданий - мощность экспозиционной дозы внешнего гамма - излучения в жилых помещениях общественно - бытового назначения и среднегодовая концентрация радона и его дочерних продуктов распада (ДПР) в воздухе помещений.

3. Должны параллельно функционировать две формы контроля: ведомственный и государственный санитарный.

4. В задачи ведомственного контроля входит систематическое наблюдение за содержанием радионуклидов в сырье и строительных материалах, перечисленных в п. 2.1, изделиях и конструкциях на стадии изготовления, производства строительно - монтажных работ и ввода объектов в эксплуатацию, а также контроль мощности экспозиционной дозы и концентрации радона и ДПР в эксплуатируемых зданиях.

5. Государственный санитарный контроль проводит радиологический отдел (отделение) территориальной санэпидемстанции в порядке текущего и предупредительного санитарного надзора.

6. Научно - методическое руководство осуществляется на территории РСФСР и других республик, кроме УССР, отделом дозиметрии Ленинградского НИИ Радиационной гигиены МЗ РСФСР, а в УССР - отделом дозиметрии и радиационной гигиены Всесоюзного научного центра радиационной медицины АМН СССР (ВНЦРМ, г. Киев).

7. Основные требования к методам контроля

7.1. Определение удельной активности природных радионуклидов в строительных материалах производится гамма - спектрометрическими методами, согласованными со службами стандартизации.

7.2. Мощность дозы внешнего гамма - излучения измеряется дозиметрами, например, типа ДРГ-OIT (детектор - газоразрядные счетчики).

7.3. Допускается для ориентировочной оценки мощности дозы использование индикаторных приборов (например, СЕП-68, детектор - сцинтилляционный кристалл NJ). Ориентировочная оценка может быть получена уменьшением показаний такого прибора на коэффициент 0,6 - 0,8 (различающийся для каждого экземпляра прибора) и устанавливаемый путем сопоставления с результатами измерений дозиметрами (см. п. 7.2).

7.4. При обнаружении индикаторным прибором превышений мощности дозы в помещении над фоном открытой местности более чем на 33 мкР/ч, измерения следует повторить с использованием прибора типа ДРГ-OIT.

7.5. Измерения мощности дозы в помещениях следует проводить на высоте 1 м в центре комнаты, а не открытой местности - не менее, чем в 30 м от ближайшего здания на той же высоте.

7.6. Для ориентировочной оценки мгновенных значений концентрации радона и его дочерних продуктов в домах можно использовать приборы типа РВ-4, РГА-01, ИЗВ-3М, РАС-04 (активные измерители).

7.7. Для оценки среднегодовых значений концентрации радона можно использовать интегральные пассивные радоновые радиометры с экспозицией не менее месяца.

7.8. Для определения среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активности радона (с учетом его ДПР) показания пассивных радиометров - радонометров (п. 7.7) следует умножить на коэффициент 0,5 (средний коэффициент равновесия).

7.9. Задачи, перечисленные в п. 2.5, решаются СЭС по мере обеспечения их необходимой аппаратурой, указанной в п. п. 7.1 - 7.8.

8. Результаты ведомственного контроля РКСМ оформляются в виде акта, один экземпляр которого передается организации - производителю (потребителю), а копия хранится в контролирующей организации (Приложение 1).

9. Один раз в году осуществляется обобщение и анализ результатов контроля радиационного качества строительных материалов. Отчет направляется в вышестоящую ведомственную организацию, а копии - в территориальную СЭС и в ЛенИИРГ МЗ РСФСР или ВНЦРМ АМН СССР (Приложение 2).

10. Результаты измерений на объекте, сдаваемом в эксплуатацию (мощности экспозиционной дозы и концентраций радона), оформляются в виде акта радиационного обследования, один экземпляр которого прилагается к акту Государственной приемочной комиссии по вводу объекта в эксплуатацию, копия направляется в территориальную СЭС (Приложение 3).

11. В актах и отчетах, оформленных согласно п. п. 8 - 10, обязательно указывается тип использованных приборов, номер и срок действия свидетельства госстандарта или примененная для измерений и расчетов методика.

 

Начальник Главного

санитарно - профилактического

управления Минздрава СССР

В.И.ЧИБУРАЕВ

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Форма 1

 

ЛАБОРАТОРИЯ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОГО КАЧЕСТВА

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

СЕРТИФИКАТ

РАДИАЦИОННОГО КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

 

Отправитель:

 

N  
про-
бы 

Радий
Бк/кг

Торий
Бк/кг

Калий
Бк/кг

С-эф.
Бк/кг

Класс.
прим.

Тип строй-
материала

Уточн. тип
пробы  

Место
отбора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заключение: (возможные виды использования) Класс   С-эф. Бк/кг

                ------------------------------

                     ненужное зачеркнуть

 

    Все виды использования                       1        <= 370

    Промышленное и дорожное строительство        2        <= 740

    Дорожное строительство вне насел. пунктов    3        <= 1350

 

    Зав. лабораторией             _______________  _______________

    "__" _________ 1990              (подпись)         (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Форма 2

 

ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОГО КАЧЕСТВА

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗА 19__ ГОД

 

Тип материала

Поставщик (потребитель)

Сэф. Бк/кг

Заключение 
(класс)   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 3

 

ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ МЭД И КОНЦЕНТРАЦИИ РАДОНА

В ДОМАХ ЗА 19__ ГОД

 

┌────┬──────┬────────────┬──────────┬─────────┬────────┬─────────┐

│Тип │Адрес │Средняя МЭД,│  Нэф. -     Ср,   Нэф. - │ Нэф. - 

│дома│         мкР      внеш.   │Бк/куб. м│  вн.     сум.  

          ├─────┬──────┤ сЗв/год           сЗв/год │ сЗв/год │

          Рпом.│ Рул. │                                   

├────┼──────┼─────┼──────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┤

                                                        

├────┼──────┼─────┼──────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┤

                                                        

├────┼──────┼─────┼──────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┤

                                                        

└────┴──────┴─────┴──────┴──────────┴─────────┴────────┴─────────┘

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Форма 4

 

АКТ

РАДИАЦИОННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

__________________________________________

(наименование объекта обследования)

 

"__" ___________ 19__ года

 

Типы приборов _____________________

 

N 
п/п

Место измерения   

МЭД, мкР

Концентрация радона,
БК/куб. м     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заключение: На  объекте  не  следует  (следует)  рекомендовать

                             ----------------------

                             (ненужное зачеркнуть)

 

противорадиационные мероприятия,   так  как  при  обследовании  не

обнаружены (обнаружены) уровни  гамма - излучения или концентрации

радона в помещении выше нормативных величин.

 

    Дозиметрист ____________________  ____________________

                     (подпись)              (Ф.И.О.)

 

    Зав. лабораторией ______________  ____________________

                        (подпись)           (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ВРЕМЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРИНЯТИЯ

РЕШЕНИЙ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПРИРОДНЫХ

ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

 

1. Настоящие критерии для принятия решений (нормативы) имеют целью ограничение облучения населения от природных радионуклидов, содержащихся в строительных конструкциях и воздухе помещений социального и жилого назначения. Такая задача не является традиционной для радиационной защиты населения, поэтому необходимость введения этих нормативов, принципы, на которых они основаны, численные значения нормируемых величин требуют специальных пояснений.

2. Природные (естественные) радионуклиды присутствуют практически во всех объектах окружающей среды и в организме человека. Ионизирующее излучение от них создает радиационный фон, воздействию которого человечество подвергалось в течение всего периода существования. С точки зрения облучения человека наиболее существенное значение имеют радионуклиды уранового и ториевого семейств (материнские радионуклиды - уран-238, торий-232) и калий-40.

3. Природные источники ионизирующего излучения вносят наибольший вклад (около 70%) в общую дозу облучения населения от всех воздействующих на него источников ионизирующего излучения. Значительную часть этой дозы человек получает во время нахождения в жилых и производственных помещениях, где по оценкам Научного комитета по действию атомной радиации ООН (НКДАР ООН) жители промышленно развитых стран проводят около 80% времени. В помещениях человек подвергается воздействию как внешнего гамма - излучения, обусловленного содержанием природных радионуклидов в строительных материалах, так и внутреннего, связанного с вдыханием содержащихся в воздухе дочерних продуктов радона (ДПР).

4. Дозы облучения населения в помещениях зависят от выбора мест застройки, содержания радионуклидов в строительных материалах, конструкции здания. Поэтому имеется принципиальная возможность ограничения облучения населения природными источниками излучения путем вмешательства в сложившуюся практику строительства.

5. Нормирование содержания природных радионуклидов основывается на общих принципах радиационной защиты, выработанных Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ). В частности, принцип снижения доз облучения до разумно низкого уровня с учетом экономических и социальных факторов полностью применим к нормированию природных радионуклидов. Из этого принципа вытекает, что ограничения должны быть тем жестче, чем легче достигается снижение доз. В этой связи нормативы для проектируемых и строящихся зданий должны быть жестче, чем нормативы для уже эксплуатируемых.

 

Гамма - излучение

 

6. Гамма - излучение радионуклидов, содержащихся в строительных материалах, создает относительно равномерное облучение организма человека. Мощность дозы гамма - излучения в помещении однозначно связана со средневзвешенной по массе удельной активностью радионуклидов в используемых стройматериалах (Аэфф.). Нормирование радиоактивности стройматериалов позволяет ограничить мощность дозы в строящихся зданиях.

7. Нормативы радиоактивности строительных материалов, установленные в настоящем документе, в основном совпадают с ранее действовавшими для жилых и общественных зданий (п. 1.4 ОСП-72/87). Уточнены численные значения коэффициентов, входящих в выражение для Аэфф., и введены нормативы для материалов, используемых в дорожном и промышленном строительстве.

8. Возможности снижения гамма - фона эксплуатируемых зданий весьма ограничены. Такое снижение реально только в тех случаях, когда повышенный уровень фона обусловлен использованием для засыпки перекрытий и территории около здания материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов. Если такой материал входит в состав стен или перекрытий здания и при этом гамма - фон в помещениях превышает установленные в данном документе (см. п. 2.6), то единственным защитным мероприятием может быть перепрофилирование или снос здания.

9. Исследование уровней гамма - фона в жилых помещениях показало, что в большинстве случаев результаты измерений укладываются в диапазон значений, отличающихся от среднего не более чем 2 - 3 раза. Только в исключительных случаях, связанных, как правило, с использованием в строительстве отходов урановой промышленности, наблюдаются высокие значения гамма - фона. Поэтому в большинстве стран нормативы на гамма - фон в зданиях отсутствуют. Считается, что сложившаяся практика строительства обеспечивает достаточно низкие уровни гамма - фона. Исключение составляют только США, Канада и Швеция. В США и Канаде приняты следующие критерии: при мощности экспозиционной дозы в помещении более 100 мкР/ч над фоном открытой местности защитные мероприятия необходимы; для значений от 50 до 100 мкР/ч защитные мероприятия могут быть рекомендованы, а при значении менее 50 мкР/ч вмешательства не требуется. В Швеции принято одно значение - 50 мкР/ч. В СССР в настоящем документе приняты более жесткие нормативы: 33 и 65 мкР/ч.

 

Радон и продукты его распада

 

    10. Радиоактивный   инертный   газ  радон-222  образуется  при

распаде радия-226,  входящего   в   семейство   урана.   Благодаря

относительно большому    периоду    полураспада   (3,82   дня)   и

газообразному состоянию радон может распространяться  по  порам  и

трещинам почв,  земных  пород;  выходить  в  воздух  помещений и в

атмосферу. Основными  источниками  поступления  радона  в   воздух

помещений является  его  выделение  из  почвы  под  зданием  и  из

строительных конструкций. При   распаде    радона   образуются его

короткоживущие дочерние продукты (ДПР): RaA (218  ), RaB (214  ) и

                                                Po           Pb

 

RaC (214  )   с   периодом   полураспада   3,1,   26,8 и 19,7 мин.

        Bi

соответственно. Вдыхание  ДПР  приводит к облучению легочной ткани

человека (в  основном  трахеобронхиальной  части  легких).   Вклад

собственно радона   в   облучение   невелик.   При   радиоактивном

равновесии между ним и  ДПР  этот  вклад  не  превышает  2%.  Доза

облучения легких   от  ДПР  определяется  величиной, эквивалентной

равновесной объемной активности радона:

 

    А  экв. = А   x F   = 0,104    + 0,514 A    + 0,382 A   ,

     Rn        Rn    Rn        RaA          RaB          RaC

 

    где А  ; A   ; A   ; A    - объемные активности  радона и  его

         Rn   RaA   RaB   RaC

 

дочерних  продуктов  (RaA, RaB и RaC)  в Бк/куб. м соответственно;

F   - коэффициент равновесия.

 Rn

11. Вклад ДПР в облучение населения в единицах эффективной эквивалентной дозы (ЭЭД), являющейся, как считает МКРЗ, мерой вероятности ожидаемых отдаленных последствий облучения, составляет от 30 до 70%. Объемная активность радона и ДПР изменяется в течение года в одном помещении в десятки раз в зависимости от метеоусловий, открытых или закрытых форточек и окон и пр. Поэтому для оценки облучения людей следует пользоваться не мгновенной, а среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активностью радона. Еще больше диапазон изменений этой величины в различных помещениях. Среднегодовые значения эквивалентной равновесной объемной активности радона в разных помещениях могут превышать среднее по стране значение в сотни и тысячи раз. Так по зарубежным данным, процент людей, проживающих в разных странах в помещениях с повышенным значением эквивалентной равновесной объемной активности радона распределен следующим образом:

> 50 Бк/куб. м - 5%

> 100 Бк/куб. м - 1%

> 200 Бк/куб. м - 0,1%

> 400 Бк/куб. м - 0,01%.

12. До 1980 г. ни в одной стране не устанавливались нормативы на содержание радона и ДПР в помещениях. И только углубленные эпидемиологические исследования, проведенные в последние десятилетия выявили относительно высокие значения доз, получаемых отдельными группами населения за счет ДПР, находящихся в воздухе жилых помещений. В связи с этим проблема радона, включая вопросы нормирования и снижения доз, приобрела существенное значение. Соответствующие нормативы для существующих и проектируемых зданий, рекомендованные МКРЗ и принятые в различных странах, приведены в таблице. Нормативы СССР установлены в настоящем документе с учетом международного опыта нормирования.

 

НОРМАТИВЫ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ РАВНОВЕСНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ РАДОНА

В ВОЗДУХЕ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ, БК/КУБ. М

 

┌───────────────┬────────────┬───────┬───────────────────────────┐

     Страна    Существующие│Будущие        Примечания        

                  здания   здания                          

├───────────────┼────────────┼───────┼───────────────────────────┤

│Швеция             400        70  │Принято в 1980 г. Нацио-  

                                  нальным совещанием по здо- │

                                  ровью и благосостоянию.   

                                  │Контрольный уровень после 

                                  │осуществления мероприятий 

                                  │200 Бк/куб. м             

                                                            

│Швеция             100       100  │Предложено в 1984 г. Нацио-│

                                  нальным институтом радиаци-│

                                  онной защиты. Мероприятия 

                                  │обязательны при 400 Бк/куб.│

                                  м                         

                                                            

│Северные страны│    100       100  │Предложено в 1986 г. Нацио-│

                                  нальным институтом радиаци-│

                                  онной защиты. Мероприятия 

                                  │обязательны при 400 Бк/куб.│

                                  м                         

                                                            

│Финляндия          400       100  │Принято в 1986 г. Централь-│

                                  ным медицинским советом   

                                                            

│США                200        -   │Предложено в 1984 г. Нацио-│

                                  нальным советом по радиаци-│

                                  онной защите и измерениям 

                                                            

│США                 80        -   │Предложено в 1986 г. Агент-│

                                  ством по окружающей среде. │

                                  │Уровень определяет сроч-  

                                  ность действия            

                                                            

│Канада             400        -   │Предложено в 1985 г. Сове- │

                                  │том по радиационной защите │

                                                            

│ФРГ                200        -   │Предложено в 1986 г. Комис-│

                                  сией по радиационной защите│

                                                            

│Великобритания │    200        50  │Предложено в 1987 г. Нацио-│

                                 нальным советом по радиаци-│

                                  онной защите              

                                                            

│МКРЗ               200       100  │1986 г., публикация 39    

└───────────────┴────────────┴───────┴───────────────────────────┘

 

13. В отличие от гамма - излучения для снижения доз от ДПР имеются широкие возможности. Для проектируемых зданий - это выбор участков застройки с минимальной скоростью радоновыделения из почвы. За рубежом вырабатываются проекты радонозащитных и радонобезопасных зданий. К первым относятся здания с герметичным полом первого этажа и, при необходимости, с вентиляцией подпольного пространства. Ко вторым относятся радонозащищенные здания, построенные на герметичной площадке, а при необходимости, и с вентиляцией почвы под зданием. Ограничение выделения радона из стен и перекрытий достигается действующим нормированием содержания радия-226 в строительных материалах (удельная активность радия-226 входит в нормируемое значение Аэфф.). Кроме того, возможно использование радононепроницаемых покрытий, например, трехслойное покрытие стен масляной краской даже в уже эксплуатируемых зданиях. Эффективным средством снижения концентрации радона в помещениях является улучшение вентиляции. Широкомасштабные исследования содержания радона в жилых помещениях и осуществление при необходимости защитных мероприятий является целью планируемой в нашей стране государственной программы "Радон".

 

Торон и продукты его распада

 

14. В ториевом семействе радионуклидов также имеется инертный газ радон-220 (торон), образующийся при распаде радия-224.

Эквивалентная равновесная объемная активность торона дается выражением:

 

    А  экв. = А   x F   = 0,913 A    + 0,087 A   ,

     Tn        Tn    Tn          TnB          TnC

 

    где А  , A   , A    - объемная активность торона,

         Tn   TnB   TnC

 

    TnB  (212  )  и  TnC (212  )  в  Бк/куб. м; F   -  коэффициент

             Pb              Bi                  Tn

равновесия между тороном и его дочерними продуктами (ДПТ).

Торон имеет значительно меньший период полураспада (55,5 с) по сравнению с радоном, поэтому его поступление в воздух помещений возможно только из поверхностного слоя стен и перекрытий.

Это приводит к тому, что объемная эквивалентная равновесная концентрация торона в воздухе помещений и обусловленная ею доза оказывается значительно меньше, чем радона. Не выявлено ни одного случая чрезвычайно высокого значения в воздухе объемной эквивалентной равновесной концентрации торона помещений. Кроме того, ограничение выделения торона из стен и перекрытий, также как и выделения радона, достигается действующим нормативом на содержание тория-232 в строительных материалах (удельная активность тория-232 входит в нормируемое значение Аэфф.). По этим причинам ни в одной стране мира норматив для торона не существует, и он не устанавливается в настоящем документе.

 

Начальник Главного

санитарно - профилактического

управления Минздрава СССР

В.И.ЧИБУРАЕВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024