| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

 

ПИСЬМО

от 25 декабря 1989 г. N 09-14/897

 

О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Министерство народного образования РСФСР доводит до сведения одобренное Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР "Положение об организации деятельности малых предприятий" и рекомендует его для практического использования при создании хозрасчетных учебно-производственных предприятий типа "Учпрофмаш", "Учпрофшвей", "Учпрофмебель" и др.

 

Первый заместитель Министра

В.Л.БОЛОБОНОВ

 

 

 

 

 

Одобрено

Комиссией по совершенствованию

хозяйственного механизма

при Совете Министров СССР,

от 6 июня 1989 года,

протокол N 14

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение распространяется на предприятия, имеющие бесцеховую структуру управления, создаваемые учредителями, работающие на принципах самоокупаемости и самофинансирования, численность персонала которых, как правило, не превышает 100 человек.

1.2. Основными целями создания малых предприятий являются:

участие в ускоренном формировании товарного рынка;

ускорение внедрения научно-технических достижений;

содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства в промышленной и строительной продукции, товарах и услугах, а также выпуску экспортной продукции на основе быстрого налаживания ее мелкосерийного производства;

более полное и эффективное использование местных сырьевых и трудовых ресурсов, отходов производства;

расширение номенклатуры и качества оказываемых населению платных услуг, улучшение торговли товарами народного потребления, изучение перспективного спроса.

1.3. Предприятия, объединения, организации (независимо от ведомственной принадлежности), а также государственные органы, отделы и управления исполкомов Советов народных депутатов - юридические лица по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов могут являться учредителями малых предприятий. Учредители могут также находиться и на территории других союзных республик.

Кооптация новых членов в состав учредителей действующих малых предприятий осуществляется по совместному решению совета учредителей (учредителя) и совета трудового коллектива малого предприятия.

1.4. Малое предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждении банка.

Устав малого предприятия утверждается учредителем (учредителями).

1.5. Малое предприятие на основе полного хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств, всецело отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками.

1.6. Деятельность малых предприятий регулируется Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

 

2. Порядок создания, управления, реорганизации

и ликвидации малых предприятий

 

2.1. Малое предприятие создается учредителем (учредителями) по приказу его руководителя (руководителей) и регистрируется в исполкоме Совета народных депутатов по месту нахождения. В приказе определяется профиль малого предприятия.

2.2. Созданию малого предприятия должно предшествовать технико-экономическое обоснование, разрабатываемое исходя из того, что срок сооружения и освоения мощностей на создаваемом малом предприятии не должен превышать 18 месяцев, а срок окупаемости капитальных вложений - 24 месяца.

2.3. Учредитель (учредители) и малое предприятие заключают договор, определяющий хозяйственные <*>, финансовые и другие их взаимоотношения и регулирующий деятельность малого предприятия, а также взаимоотношения с государственным (местным) бюджетом.

--------------------------------

<*> В частности, проектный объем продукции, показатели минимально необходимой эффективности производства, номенклатуру и объемы основных материально-технических ресурсов, необходимых для его деятельности и т.д.

 

2.4. Порядок реорганизации и ликвидации малого предприятия определяется в Уставе.

2.5. Малые предприятия, если это предусмотрено в договоре, могут объединяться вплоть до полного слияния, создавать ассоциации и вступать в них.

2.6. Порядок и формы управления малым предприятием определяются в Уставе и при необходимости уточняются в договоре.

 

3. Имущество и средства малого предприятия

 

3.1. Учредитель (учредители) наделяют малое предприятие уставным фондом за счет средств своего фонда развития производства, науки и техники или другого аналогичного фонда, а также за счет своего уставного фонда.

3.2. Малое предприятие в установленном порядке приобретает и арендует основные фонды, наделяется на договорной основе учредителем оборотными фондами, либо для этих целей берет ссуду в банке. Учредитель может передавать основные фонды с баланса на баланс малому предприятию, предоставлять временную финансовую помощь малому предприятию, в том числе в иностранной валюте, которая подлежит возврату учредителю в предварительно установленные учредителем или договором сроки.

3.3. Малые предприятия в установленном порядке имеют право самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности. За счет собственных валютных поступлений, средств учредителя и валютного кредита банков малые предприятия могут закупать по импорту оборудование, техническую документацию, технологию, приборы, материалы, сырье и комплектующие изделия. Кредит погашается малым предприятием за счет валюты, получаемой от экспорта продукции (работ, услуг) в размере и в сроки, определенные условиями получения валютного кредита.

 

4. Планирование и отчетность

 

4.1. Малое предприятие самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность исходя из реального потребительского спроса в пределах направлений деятельности, предусмотренных в Уставе.

4.2. Учредитель устанавливает малому предприятию:

а) экономические нормативы отчислений от валового дохода, стабильные на период до очередной реконструкции (технического перевооружения):

платы за трудовые ресурсы;

в государственный (в том числе местный) бюджет по согласованию с исполкомом местного Совета народных депутатов;

в пользу учредителя, если это определено договором между учредителем и малым предприятием;

б) норматив отчислений от хозрасчетного дохода в единый фонд производственного и социального развития, утверждаемый учредителем по согласованию с трудовым коллективом малого предприятия или советом трудового коллектива (профкомом) и пересматриваемый по мере необходимости в зависимости от изменения хозяйственной ситуации;

в) норматив отчислений в валютный фонд;

г) нормативное соотношение между темпом прироста выплат из единого фонда оплаты труда и темпом прироста валового дохода;

д) лимиты централизованных капитальных вложений на новое строительство.

При необходимости малые предприятия самостоятельно образуют резервный фонд за счет хозрасчетного дохода (после создания единого фонда производственного и социального развития).

Экономические нормативы устанавливаются учредителем в размерах, обеспечивающих поступления в бюджет в объеме не менее чем до образования малого предприятия.

Утверждение и доведение до малых предприятий других показателей, экономических нормативов и лимитов не допускается.

4.3. Планы хозяйственной деятельности малые предприятия составляют на основе экономических нормативов, лимитов и заказов потребителей с учетом потребительского спроса и рыночной конъюнктуры.

4.4. Годовой план хозяйственной деятельности одобряется общим собранием трудового коллектива малого предприятия, утверждается руководителем малого предприятия и сообщается учредителю.

4.5. Малые предприятия отчитываются о результатах хозяйственной деятельности перед учредителем в порядке, определенном договором об организации малого предприятия. Малое предприятие в течение XII пятилетки осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном государством для кооперативов, и несет ответственность за ее достоверность.

4.6. Годовой объем производства товаров и услуг малого предприятия по взаимной договоренности полностью или частично включается в план учредителя отдельной строкой для выделения им соответствующих ресурсов, необходимых для выполнения плана. В этом случае отчетность о деятельности малых предприятий отражается в том же порядке отдельной строкой.

 

5. Снабжение

 

5.1. Материально-техническое снабжение малого предприятия централизованно распределяемыми ресурсами осуществляется учредителем (учредителями) или через систему оптовой торговли средствами производства по согласованию с территориальными органами Госснаба СССР по месту нахождения малого предприятия. При этом малое предприятие принимается на снабжение как самостоятельная организация.

5.2. Малое предприятие имеет право закупать материальные ресурсы, в том числе и основные средства, в установленном порядке у предприятий, организаций, а также граждан.

5.3. Малое предприятие заключает договоры с государственными и кооперативными предприятиями, организациями, общественными организациями, а также гражданами на изготовление продукции (выполнение работ и услуг, необходимых ему для выполнения производственной программы).

 

6. Реализация продукции

 

6.1. Малое предприятие реализует продукцию и услуги по договорам предприятиям, организациям, местным советским органам, кооперативным и общественным организациям, предприятиям оптовой и розничной торговли, а также гражданам. Малые предприятия могут открывать фирменные магазины или отделы (секции) в государственных и кооперативных магазинах и другие торговые предприятия.

6.2. Малые предприятия производят расчеты за потребляемые ресурсы и готовую продукцию и услуги по действующим государственным ценам и тарифам.

На малые предприятия распространяются права по установлению цен (тарифов) и доплат к ним, предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами органов ценообразования для государственных предприятий и организаций соответствующего профиля.

При производстве продукции из сырья и материалов, закупаемых у населения, а также при оказании услуг населению по реализации произведенной населением продукции на малые предприятия распространяются цены и порядок их формирования, установленный для предприятий и организаций системы потребительской кооперации.

 

7. Финансы и кредит

 

7.1. Валовой доход <*> малого предприятия используется в следующей очередности:

на внесение в местный бюджет платежей за трудовые ресурсы;

на уплату процентов за кредиты банков;

на отчисления от валового дохода в государственный (в том числе местный) бюджет по нормативу, устанавливаемому учредителем по согласованию с исполкомом местного Совета народных депутатов;

на отчисления в пользу учредителя, если это определено договором между учредителем и малым предприятием.

--------------------------------

<*> Валовым доходом считается сумма выручки от реализации продукции (услуг) за вычетом материальных и приравненных к ним затрат (включая амортизационные отчисления).

 

Из оставшейся части валового дохода вычитается (добавляется) разница между полученными и уплаченными штрафными санкциями и формируется хозрасчетный доход малого предприятия.

Из хозрасчетного дохода малое предприятие образует единый фонд производственного и социального развития. Остаток средств направляется в единый фонд оплаты труда (с учетом нормативного соотношения между темпом прироста выплат из единого фонда оплаты труда и темпом прироста дохода). При необходимости из этого же остатка формируется резервный фонд.

Плата за основные производственные фонды и оборотные средства малым предприятиям не устанавливается, кроме платы за основные фонды, полученные от учредителя, плата за которые производится в размере, установленном учредителем.

7.2. Порядок использования фондов, образуемых из хозрасчетного дохода, определяется самостоятельно трудовым коллективом малого предприятия.

7.3. Не использованные в текущем году средства переносятся на следующий год и изъятию не подлежат.

7.4. Единый фонд оплаты труда малого предприятия образуется как сумма фонда оплаты труда, формируемого по остаточно-результативному принципу, и средств на оплату труда, предусмотренных в сметах работ, услуг, осуществляемых работниками предприятия, и сметах на содержание непроизводственных подразделений предприятия, источниками финансирования которых являются фонды экономического стимулирования, сметы затрат на текущий капитальный ремонт, а также бюджетные ассигнования на капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом. Темп роста единого фонда оплаты труда не должен превышать темп роста валового дохода. При его образовании малое предприятие руководствуется нормативным соотношением, предусмотренным подпунктом "в" пункта 4.2 настоящего Положения.

Единый фонд оплаты труда расходуется на оплату труда рабочих, руководящих и инженерно-технических работников, других специалистов и служащих, на установление надбавок и доплат, а также на выплату премий, единовременных вознаграждений по итогам года, оплату труда работников несписочного состава и является единым источником всех выплат работникам.

Трудовой коллектив малого предприятия самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда всех работников, руководствуясь действующими тарифными ставками и должностными окладами, другими условиями оплаты труда соответствующих отраслей, без ограничения размера выплат каждому отдельному работнику.

7.5. Вся сумма амортизационных отчислений на полное восстановление направляется в единый фонд производственного и социального развития малого предприятия и используется в соответствии с действующим законодательством.

Средства единого фонда производственного и социального развития малые предприятия направляют на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, проведение научно-исследовательских, проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ, финансирование других производственных затрат, а также на строительство жилых домов и иных объектов непроизводственной сферы, их содержание, социально-культурные и иные социальные потребности. Расходы на предоставление социальных льгот, носящие характер личных выплат, осуществляются за счет этого фонда, если они разрешены законодательством.

7.6. Малые предприятия могут использовать средства финансового резерва на дополнительные затраты по разработке и внедрению новой техники, на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на покрытие потерь от уценки продукции и на другие цели.

По решению трудового коллектива часть средств финансового резерва может использоваться на оплату труда с возмещением их в последующем периоде из фонда оплаты труда.

7.7. Малые предприятия пользуются в установленном порядке кредитом банков.

Малые предприятия могут направлять на погашение долгосрочных кредитов банка наряду со средствами единого фонда производственного и социального развития до 50 процентов налога с оборота, полученного от прироста производства товаров народного потребления за счет осуществления кредитуемых мероприятий.

7.8. Для более полного удовлетворения потребностей в жилье, дошкольных учреждениях и других объектах социального и культурно-бытового назначения малые предприятия могут пользоваться долгосрочным кредитом при недостатке собственных средств на эти цели в размере 75% стоимости строительства этих объектов с погашением в срок до 6 лет со дня их ввода в эксплуатацию за счет средства единого фонда производственного и социального развития.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024