| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 1989 г. N 288

 

ОБ УЛУЧШЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ КОРЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА

 

В целях насыщения потребительского рынка продуктами питания, удовлетворения потребностей советских людей в продовольствии на основе коренного повышения эффективности и дальнейшего развития агропромышленного производства Совет Министров СССР постановляет:

1. Учитывая неотложную необходимость преодоления в короткие сроки напряженного положения в решении продовольственной проблемы и руководствуясь установками XXVII съезда партии и XIX Всесоюзной конференции КПСС, осуществить радикальные изменения стратегии реализации аграрной политики, исходя из того, что важнейшими ее направлениями на современном этапе должны стать:

решительный переход к развитию агропромышленного производства на основе многообразия форм владения, пользования и распоряжения собственностью, к созданию равных экономических условий для всех видов хозяйствования - колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан и всемерному усилению их интеграционных связей;

предоставление полной самостоятельности основному производственному звену сельского хозяйства в вопросах планирования, распоряжения произведенной продукцией и хозрасчетным доходом;

передача функций управления агропромышленным производством союзным республикам и повышение роли и ответственности Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания на основе наращивания их производства на местах;

перестройка организационной структуры управления агропромышленным производством, четкое разграничение государственных и хозяйственных функций, дальнейшая демократизация производственных отношений, предоставление основному производственному звену прав по формированию органов самоуправления. Главной задачей этих органов должно быть обслуживание колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств;

кардинальные изменения инвестиционной политики, обеспечивающие социальную ее направленность, ускорение научно - технического прогресса и приоритетное развитие перерабатывающих отраслей промышленности;

дальнейшее укрепление материально - технической базы агропромышленного комплекса, ее глубокое техническое переоснащение при активном участии в этом важнейшем деле всех отраслей народного хозяйства;

перевод на новые принципы организации закупок сельскохозяйственной продукции для поставок ее в общесоюзный и республиканские фонды, а также на местное потребление с учетом перестройки планирования, управления, материально - технического снабжения;

наращивание объемов сельскохозяйственной продукции на основе всемерного укрепления и развития подсобных сельских хозяйств предприятий и организаций, расширения новых форм интеграции промышленного и сельскохозяйственного потенциала.

 

Основные задачи по наращиванию продовольственных

ресурсов в стране

 

2. Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов обеспечить ускоренное наращивание ресурсов продовольствия, с тем чтобы уже в ближайшие годы улучшить положение с продовольственным снабжением, а в тринадцатой пятилетке добиться существенного перелома в этом деле, выйти на качественно новый уровень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, организовать бесперебойную торговлю ими.

Удовлетворить спрос населения в соответствии с рациональными размерами потребления при складывающейся структуре питания: на молоко и молочные продукты, овощи - в 1991 - 1992 годах, масло растительное - не позднее чем в 1994 году, мясо и мясные продукты - в 1994 - 1995 годах, фрукты и ягоды - в 1995 году. Довести душевое потребление в стране основных продуктов питания до размеров согласно Приложению N 1.

Советам Министров союзных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов и хозяйственным органам сконцентрировать усилия на ускоренном наращивании производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Обеспечить производство основных видов продукции в объемах согласно Приложению N 2.

Установить порядок, при котором валовое производство зерна учитывается в физической его массе после доработки (очистки и сушки) взамен учета по бункерному весу.

3. Советам Министров союзных республик осуществить меры, обеспечивающие ежегодный прирост продовольственных товаров в тринадцатой пятилетке в размере 4,7 - 5,4 процента, увеличить в 1991 - 1995 годах их выпуск на 26 - 30 процентов.

Довести производство продовольственных товаров в 1995 году до 198 - 204 млрд. рублей (в действующих розничных ценах) по союзным республикам согласно Приложению N 3.

4. Признать целесообразным ввести начиная с тринадцатой пятилетки формирование государственных заказов на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья, включающих в себя только общесоюзные и республиканские потребности. Государственный заказ в течение пятилетки не изменяется и является обязательным для выполнения.

Общесоюзный фонд включает в себя полную потребность страны в зерне на производство хлеба, хлебобулочных, крупяных и макаронных изделий, а также в фуражном зерне, предназначенном для межреспубликанского перераспределения с учетом специализации сельского хозяйства союзных республик. Все остальные потребности союзных республик в зерне на кормовые и другие цели обеспечиваются за счет собственного производства. Установить на тринадцатую пятилетку стабильные объемы поставок зерна в общесоюзный фонд в размере 77 млн. тонн в год. Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, Госплану СССР совместно с Советами Министров союзных республик разработать и осуществить меры по стимулированию дополнительного привлечения зерна ежегодно в общесоюзный фонд в объеме 8 - 10 млн. тонн.

Формирование общесоюзного фонда по другим видам продовольствия и сельскохозяйственного сырья производится лишь в объемах, необходимых для обеспечения общегосударственных потребностей и межреспубликанского перераспределения.

В союзных республиках образуется республиканский фонд в объемах, необходимых для организации снабжения республиканских потребителей и межобластного перераспределения. При этом Советы Министров союзных республик исходят из того, что на них лежит ответственность за удовлетворение потребностей населения подведомственных территорий в продуктах питания.

Все ресурсы продовольствия и сельскохозяйственного сырья сверх государственных заказов направляются на местное потребление или могут быть реализованы самостоятельно производителями продукции.

5. Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, хозяйственным органам разработать и осуществить меры по сокращению потерь продукции, настойчиво вести линию на укрепление сырьевых зон сахарных, консервных и крахмалопаточных заводов, максимальное приближение перерабатывающих предприятий и баз хранения к местам производства, расширение строительства цехов и участков по переработке сельскохозяйственной продукции непосредственно в колхозах, совхозах, агропромышленных объединениях, агрокомбинатах и других формированиях. На основе широкого применения прогрессивных технологий, сокращения потерь сырья и готовой продукции, комплексного использования и глубокой его переработки увеличить к 1995 году ресурсы продовольствия на 27 - 30 млрд. рублей, что составит свыше 60 процентов их общего прироста.

Особое внимание обратить на повышение качества продуктов, доведение их до потребителя в расфасованном и упакованном виде.

6. Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых и областных Советов народных депутатов с учетом межреспубликанского разделения труда в агропромышленном комплексе разработать с широким привлечением научных учреждений на основе предложений колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий комплексные программы качественного улучшения продовольственного снабжения населения на 1991 - 1995 годы и обеспечить их реализацию. При этом исходить из того, что союзные республики призваны:

Российская Федерация - обеспечивать население республики основными продуктами питания и принимать участие в формировании общесоюзного фонда зерна, мяса, молока, картофеля и плодоовощной продукции, удовлетворять потребности животноводства в кормовом зерне, наращивать производство и поставку зерна твердой пшеницы, проса, гречихи;

Украинская ССР - наряду с обеспечением населения республики основными видами продовольствия и удовлетворением потребностей в кормовом зерне осуществлять поставки зерна, мяса, молока, сахара, растительного масла, плодоовощной продукции в общесоюзный фонд;

Белорусская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Эстонская ССР - при организации гарантированного обеспечения населения республик мясом, молоком, яйцами, картофелем наращивать поставки этих продуктов в общесоюзный фонд;

Узбекская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР - при сохранении специализации на возделывании хлопка и наращивании производства всех видов продукции животноводства и растениеводства для собственного потребления увеличивать поставки в общесоюзный фонд бахчевых культур, овощей, плодов, ягод, винограда в свежем и переработанном виде;

Казахская ССР - увеличивать производство продуктов для улучшения снабжения населения республики, а также поставку в общесоюзный фонд зерна, мяса, молока, плодов, овощей;

Грузинская ССР - повышать уровень производства продуктов животноводства для собственного потребления и наращивать поставки в общесоюзный фонд чая, субтропических плодов, винограда и продуктов их переработки, ранних овощей и картофеля;

Азербайджанская ССР - при стабилизации производства хлопка развивать высокими темпами животноводство, а также увеличивать поставки в общесоюзный фонд столового винограда и продуктов его переработки, чая, плодов и ранних овощей;

Молдавская ССР - при улучшении снабжения населения республики основными видами продуктов питания увеличивать поставки в общесоюзный фонд плодов и ягод, винограда, овощей в свежем и переработанном виде, масла растительного, сахара, продуктов животноводства;

Киргизская ССР - наращивать производство продовольствия для удовлетворения потребностей населения республики и обеспечивать поставки в общесоюзный фонд овощей, плодов и ягод, бахчевых культур и продуктов животноводства;

Армянская ССР - наряду с увеличением производства продовольствия для республиканских потребностей осуществлять поставки в общесоюзный фонд раннего картофеля, овощей, фруктов, винограда в свежем и переработанном виде.

7. Совет Министров СССР обращает особое внимание на необходимость осуществления мер по усилению воздействия ценообразования на экономические интересы колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств в целях увеличения поставок, повышения качества и снижения издержек производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

При проведении этой работы обеспечить:

повышение эффективности стимулирования производства продукции в регионах с наиболее благоприятными природно - климатическими условиями;

усиление противозатратного характера цен на основе существенного сокращения числа ценовых зон, а также устранение многочисленных надбавок к ценам, не связанных с качественными параметрами продукции;

рациональное сочетание централизованно устанавливаемых цен на конечную продукцию агропромышленного комплекса с широким использованием договорных цен;

строгое соблюдение эквивалентности обмена между аграрным и другими секторами экономики народного хозяйства;

последовательное проведение линии на соответствие политики цен задачам повышения реальных доходов населения, более полного осуществления принципов социальной справедливости.

8. Исходя из общих принципов перестройки региональной политики, повышения ответственности местных органов управления за надежное снабжение населения всеми видами продовольствия и в целях повышения эффективности агропромышленного производства, существенно расширить права предприятий и организаций, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, а также исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов в области установления цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье. Учитывая необходимость поддержания на должном уровне социальной защиты жизненных интересов трудящихся и обеспечения рациональной структуры производства, сохранить за союзными органами утверждение:

государственных розничных цен на хлеб, мясо, рыбу, молоко и продукты их переработки, сахар, растительное масло, чай, продукты детского питания, табачные, винно - водочные и некоторые другие изделия;

государственных закупочных и оптовых цен на те виды продукции, по которым государственные розничные цены устанавливаются централизованно, а также утверждение цен на шерсть, хлопковое и льняное волокно, кожевенное, овчинно - шубное и пушно - меховое сырье и иные виды продукции и сырья по перечню, утверждаемому Советом Министров СССР.

Продукция, поставляемая в общесоюзный и республиканские фонды в счет государственного заказа, закупается по государственным закупочным и оптовым ценам. Закупки продукции сверх государственного заказа осуществляются на основе договора между перерабатывающими предприятиями - заготовителями и колхозами, совхозами, организациями арендаторов, кооперативами арендных коллективов, крестьянскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами граждан.

Установить, что начиная с 1990 года цены на картофель, столовый виноград, плодоовощную продукцию, а также продукты их переработки, включая консервы, определяются поставщиками и потребителями по договоренности сторон. Эти условия применяются и при поставках указанной продукции в общесоюзный и республиканские фонды.

Выплату дотаций перерабатывающим предприятиям на продовольствие и сельскохозяйственное сырье производить по конечной продукции за счет средств соответствующих бюджетов регионов по месту потребления этой продукции.

 

Меры по дальнейшему развитию материально - технической

базы агропромышленного комплекса и повышению

эффективности ее использования

 

9. Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов осуществить меры по значительному повышению отдачи от созданного в агропромышленном комплексе производственного потенциала, устранить недостатки в использовании земли, техники, средств химизации. Усилить работу по формированию качественно новой материально - технической базы, максимально используя для этого возможности объединений, предприятий и организаций всех отраслей промышленности, расположенных на подведомственных территориях. Завершить в основном к концу тринадцатой пятилетки создание современной индустрии производства продуктов питания.

В сельском хозяйстве на основе повышения эффективности агропромышленного производства обеспечить в тринадцатой пятилетке увеличение выхода валовой продукции с гектара сельскохозяйственных угодий по сравнению с достигнутым уровнем на 15 - 17 процентов, рост производительности труда в 1,3 раза, повышение отдачи от применения минеральных удобрений на 20 - 25 процентов. Снизить материалоемкость продукции агропромышленного комплекса на 5 - 10 процентов, расход кормов на единицу продукции животноводства до уровня нормативных показателей.

10. В целях решения проблемы качественного улучшения продовольственного снабжения и ускорения социального переустройства села Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов осуществить меры по повышению эффективности использования капитальных вложений в агропромышленном комплексе. Особое внимание обратить на недопустимость распыления капитальных вложений по многочисленным стройкам, удорожание и затягивание сроков строительства объектов и выхода их на проектную мощность.

Предусмотреть в тринадцатой пятилетке в государственных планах и при их практической реализации народнохозяйственный приоритет развитию агропромышленного комплекса. Признать целесообразным увеличить в 1991 - 1995 годах по сравнению с двенадцатой пятилеткой капитальные вложения (за счет всех источников финансирования) в непроизводственную сферу села в 1,5 раза, на дорожное строительство в 2,8 раза и для коренного переоснащения промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственной и другой продукции в агропромышленном комплексе в 1,5 раза.

Госплану СССР, Госстрою СССР, Министерству финансов СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик при разработке и осуществлении инвестиционных программ предусматривать необходимое их ресурсное обеспечение, развитие строительных организаций, исходя из общих объемов капитальных вложений, осуществляемых за счет средств, зарабатываемых колхозами, совхозами, промышленными предприятиями агропромышленного комплекса, а также за счет республиканских и местных бюджетов, кредитов банков, государственных централизованных инвестиций, средств общественных организаций и индивидуальных застройщиков согласно Приложению N 4.

Исходя из требований экономической реформы и общих принципов перестройки руководства экономикой и социальной сферой в союзных республиках на основе самоуправления и самофинансирования, обеспечивать в первую очередь всеми необходимыми ресурсами и мощностями строительных организаций собственные средства колхозов, совхозов, промышленных предприятий, индивидуальных застройщиков, арендаторов, направляемые на капитальные вложения.

11. Совет Министров СССР обращает особое внимание Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых и областных Советов народных депутатов, Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам на необходимость кардинальных изменений в осуществлении инвестиционной политики в области мелиорации земель. Финансовые и материальные ресурсы должны направляться прежде всего на реконструкцию и качественное улучшение орошаемых и осушенных земель, защиту почв от ветровой и водной эрозии, коренное улучшение низкопродуктивных сельскохозяйственных угодий, создание и внедрение новых водосберегающих технологий.

Считать необходимым возложить начиная с 1990 года функции заказчика по проектированию и проведению мелиоративных мероприятий на колхозы, совхозы и другие предприятия, организации, а также на органы хозяйственного руководства агропромышленного комплекса (на всех уровнях управления).

12. Постоянным органам Совета Министров СССР, Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам машиностроительного комплекса и оборонных отраслей промышленности, Советам Министров союзных республик разработать и осуществить необходимые меры по качественному преобразованию материально - технической базы агропромышленного комплекса, а также по производству и поставке колхозам, совхозам, перерабатывающим предприятиям важнейших видов материально - технических ресурсов согласно Приложению N 5.

Министерствам машиностроительного комплекса и оборонных отраслей промышленности особое внимание обратить на повышение качества и надежности поставляемых селу материально - технических средств, комплексов машин и оборудования, позволяющих широко применять интенсивные технологии, механизировать труд арендаторов, в крестьянских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан.

Министерству энергетики и электрификации СССР, Министерству электротехнической промышленности СССР, Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР и Советам Министров союзных республик принять меры к дальнейшему развитию механизации и электрификации сельскохозяйственного производства, более широкому применению электроэнергии в сфере коммунально - бытового обслуживания. Повысить надежность и качество электроснабжения, обеспечить разработку и внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий, новых видов электротехнического оборудования, значительно расширить использование нетрадиционных источников энергии.

Министерству по производству минеральных удобрений СССР, Министерству химической промышленности СССР, Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР и другим министерствам, производящим минеральные удобрения и химические средства защиты растений, Советам Министров союзных республик усилить внимание к вопросам повышения качества минеральных удобрений и химических средств защиты растений, принять меры к строительству новых предприятий по производству средств химизации, и прежде всего фосфорных удобрений.

Отметить, что в последние годы резко замедлилось создание новых мощностей по производству минеральных удобрений, средств защиты растений и биотехнологической продукции. Советы Министров отдельных союзных республик, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов проявляют непонимание важности развития химизации и биотехнологизации для наращивания производства сельскохозяйственной продукции, препятствуют организации на их территории новых производств и модернизации действующих предприятий.

Госплану СССР в целях повышения заинтересованности республиканских и местных органов в размещении химических и биотехнологических производств предусматривать приоритетное выделение этой продукции краям и областям, на территории которых размещаются указанные предприятия.

Советам Министров союзных республик решить вопрос о полном удовлетворении потребностей колхозов и совхозов в известковых и гипссодержащих материалах. Завершить в течение тринадцатой пятилетки создание в каждом районе и хозяйстве материально - технической базы для приема, хранения и подготовки к использованию минеральных удобрений, средств защиты растений, химических мелиорантов и биотехнологической продукции.

13. Советам Министров союзных республик рассмотреть вопрос о значительном улучшении ремонтного дела и более эффективном использовании ремонтных мощностей агропромышленного комплекса, организации на них производства необходимых машин и оборудования.

Обратить внимание Советов Министров союзных республик на продолжающуюся недопустимую практику завышения наценок на поставляемую колхозам и совхозам сельскохозяйственную технику и другие материальные ресурсы, а также цен на работы по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования. Шире применять кооперативные формы производственно - технического обслуживания на селе.

Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, Советам Министров союзных республик обеспечить разработку с участием научных учреждений в 1990 году Генеральной схемы развития ремонтно - обслуживающей базы агропромышленного комплекса на период до 2005 года, предусмотрев в ней организацию и расширение фирменного ремонта и технического обслуживания машин, оборудования и приборов силами машиностроительных предприятий - изготовителей, и обеспечить ее поэтапное внедрение.

В этих целях Министерству автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности СССР, министерствам оборонных отраслей промышленности, другим министерствам и ведомствам СССР, выпускающим машины, оборудование и приборы для агропромышленного комплекса, подготовить в 1989 году предложения о широкой организации эффективной системы фирменного ремонта и технического обслуживания сложной техники, поставляемой предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.

14. Совет Министров СССР отмечает, что в последние годы не произошло заметных сдвигов в материально - техническом снабжении колхозов, совхозов и перерабатывающих предприятий. Это вызывает справедливые нарекания руководителей и специалистов, отвлекает их от основной производственной деятельности. Придавая исключительно важное значение улучшению материально - технического обеспечения для ускоренного решения продовольственной проблемы, поручить Госснабу СССР, Советам Министров союзных республик принять решительные меры к устранению имеющихся серьезных недостатков в этом деле, ускорить переход на оптовую торговлю основными видами материально - технических ресурсов, сохранив централизованное обеспечение только по наиболее дефицитной номенклатуре (моторное топливо, фосфорные удобрения, отдельные виды техники и строительных материалов). Принять к сведению решение Центросоюза о том, что организации потребкооперации примут активное участие в этой работе.

Признать целесообразным осуществлять материально - техническое обеспечение предприятий агропромышленного комплекса по территориальному принципу. В этих целях возложить на Госснаб СССР, Советы Министров союзных республик и их органы на местах всю полноту ответственности за организацию надежного снабжения колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств, перерабатывающих и других государственных предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан материально - техническими ресурсами.

Госснабу СССР, Советам Министров союзных республик, Министерству торговли СССР совместно с Центросоюзом обеспечить надежное снабжение крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан материально - техническими ресурсами на основе широкого развития сети розничной торговли в сельской местности, предназначенной для реализации этих ресурсов.

Передать в систему Госснаба СССР общесоюзные, республиканские, краевые и областные органы материально - технического обеспечения агропромышленного комплекса с товаропроводящей сетью, сохранив в максимальной степени их организационную структуру и функции, выполняемые Агроснабом СССР.

 

Основные направления по ускорению научно - технического

прогресса в агропромышленном комплексе

 

15. Советам Министров союзных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов и хозяйственным органам осуществить необходимые меры по созданию условий для того, чтобы колхозы, совхозы, перерабатывающие и другие предприятия, организации арендаторов, кооперативы арендных коллективов, крестьянские хозяйства по своим экономическим возможностям, квалификации кадров, умению вести дело становились все более восприимчивы к научно - техническому прогрессу, получали возможность быстро осваивать достижения науки и техники.

Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, другим постоянным органам Совета Министров СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, ВАСХНИЛу, Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов обеспечить:

ориентацию деятельности учреждений науки в области научных исследований прежде всего на технологическое обеспечение колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов и крестьянских хозяйств;

тесную интеграцию науки и производства за счет создания и расширения сети научно - производственных систем и объединений, развития договорных отношений между основными звеньями агропромышленного производства и межотраслевыми научно - техническими комплексами, академическими и отраслевыми научно - исследовательскими институтами, вузами, проектно - конструкторскими и технологическими организациями;

расширение кооперативных принципов в организации научных исследований и практической их реализации. В этих целях широко использовать хозрасчетные научно - консультационные и обслуживающие фирмы и другие прогрессивные формы научного обеспечения;

разработку в 1989 - 1990 годах и осуществление системы мер по коренному улучшению информационного обеспечения и обслуживания основного звена агропромышленного комплекса по вопросам развития научно - технического прогресса.

16. Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, министерствам и ведомствам агропромышленного комплекса, Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, ВАСХНИЛу, Советам Министров союзных республик сосредоточить в 1989 - 1995 годах силы и средства аграрной науки и агропромышленного производства на следующих приоритетных направлениях:

в земледелии - осваивать интенсивные почвозащитные и влагосберегающие технологии, научно обоснованные севообороты, добиваться бездефицитного баланса питательных веществ в почве, восстановления на этой основе плодородия земли, обеспечивать экологическое равновесие в сельскохозяйственном производстве, создавать новые сорта и гибриды с заданными параметрами, внедрять интегрированные системы защиты растений на основе рационального сочетания химических средств и биологических методов. Обеспечить повышение устойчивости сельского хозяйства в условиях часто повторяющихся засух и изменяющегося климата и достичь к 1995 году в колхозах и совхозах прироста урожайности зерновых культур в размере не менее 6 - 7 центнеров с гектара, картофеля - 50 центнеров, получения масла растительного - 9 - 10 центнеров и свекловичного сахара - 35 - 40 центнеров с гектара.

Освоить интенсивные технологии возделывания зерновых культур в 1995 году на площади 60 млн. гектаров. Обеспечить за счет этого не менее 70 процентов прироста зерна.

В тринадцатой пятилетке перейти полностью на интенсивные технологии возделывания кукурузы на зерно с урожайностью не менее 50 центнеров, а на орошаемых землях - 70 - 80 центнеров с гектара.

Обеспечить перевод семеноводства на промышленную основу. Сократить сроки внедрения новых сортов до 3 - 5 лет. Резко повысить генетические качества гибридных семян.

Осуществить в тринадцатой пятилетке комплекс мер по эффективному использованию мелиорированных земель и росту продуктивности их в 1,5 раза. Сократить удельное водопотребление на 25 процентов, расширить масштабы проведения работ по предотвращению эрозии почв и их засолению;

в животноводстве - наращивать производство продукции за счет углубления специализации, перевода отраслей животноводства на интенсивный путь развития и широкое применение аренды.

На основе улучшения кормления, использования прогрессивных методов селекционно - племенной работы повысить надой молока на корову к 1995 году в среднем по колхозам и совхозам на 700 - 800 килограммов, обеспечить прирост производства мяса в расчете на условную голову на 30 - 40 процентов. Увеличить поголовье коров, улучшенных голштино - фризской породой, в 1995 году на 35 процентов.

Создать на племенных заводах стада коров с удоем не менее 8 - 10 тыс. килограммов молока в год, со среднесуточными привесами на откорме молодняка крупного рогатого скота 1000 - 1500 граммов.

В широких масштабах организовать гибридизацию в свиноводстве, с тем чтобы доля гибридного молодняка составляла 70 процентов откармливаемого поголовья.

Улучшить племенную работу и технологию ведения овцеводства и достичь настрига шерсти в племенных отарах с одной овцы до 4,5 килограмма в чистом волокне;

в рыбном хозяйстве - сосредоточить усилия на интенсификации товарного рыбоводства во внутренних водоемах и ускорении развития марикультуры, рациональном использовании рыбных запасов в прилегающих к побережью СССР морских районах, дальнейшем развитии материально - технической базы товарного рыбоводства, разработке и внедрении ресурсосберегающих биотехнологий выращивания рыбы, улучшении селекционно - племенной работы, повышении уровня механизации рыбоводных процессов, комплексной разделке и переработке рыбы. Увеличить в тринадцатой пятилетке объемы производства товарной рыбы во внутренних водоемах в 2 раза, а на теплых водах промышленных предприятий и электростанций в 4 - 5 раз;

в лесном хозяйстве - обеспечить организацию неистощительного многоцелевого лесопользования, увеличение съема продукции с единицы площади в 2 раза путем полного использования древесной биомассы для производства основных видов лесопродукции, товаров народного потребления, кормовых продуктов для животноводства и органических удобрений. К 1995 году увеличить в 2 раза производство пищевых продуктов леса за счет расширения плантационного выращивания ореховых, плодово - ягодных, лекарственных культур, а также грибов. Создать в тринадцатой пятилетке защитные лесонасаждения на площади 1,5 - 2 млн. гектаров;

в перерабатывающих отраслях - осуществить переход от автоматизации отдельных технологических процессов и участков к созданию автоматизированных поточных линий, цехов и предприятий. Обеспечить управление производственными процессами и качеством продукции на принципиально новом технологическом уровне. Ускорить разработку технологий производства пищевых продуктов с использованием новейших физико - химических и биологических методов с заданными составом и свойствами, пониженным содержанием сахара и жира, позволяющих обеспечить максимальный выход конечной продукции с единицы сырья и ресурсов.

Принять меры к значительному увеличению ввода в действие в 1989 - 1995 годах высокомеханизированных, блочно - комплектных предприятий малой и средней мощности по убою скота, переработке мяса, производству плодоовощных консервов, выработке сыра и других молочных продуктов.

Довести удельный вес промышленной переработки плодов и овощей в готовые продукты и полуфабрикаты до 40 - 45 процентов, картофеля до 20 процентов рекомендуемых норм его потребления;

в области технического перевооружения агропромышленного производства - перейти в 1990 - 1995 годах к выпуску принципиально новых систем машин, обеспечивающих комплексную механизацию производства сельскохозяйственной продукции в различных природных зонах, и к оптовой продаже их колхозам, совхозам, перерабатывающим и другим предприятиям, организациям арендаторов, кооперативам арендных коллективов, крестьянским хозяйствам.

Министерству автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, другим министерствам и ведомствам СССР, изготовляющим машины и оборудование для агропромышленного комплекса, обеспечить в 1989 - 1995 годах повышение в 2 - 3 раза надежности и улучшение качества машин и оборудования для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Увеличить производство средств малой механизации с учетом потребностей арендаторов, крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, садово - огороднических товариществ.

Министерству автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР ускорить создание мощностей и увеличение выпуска колесных пропашных тракторов в объемах, удовлетворяющих к 1995 году спрос на эти тракторы;

в экономике - сконцентрировать внимание на выработке научных основ и практических рекомендаций, обеспечивающих:

ускорение развития аграрного сектора на базе совершенствования отношений собственности и многообразных форм хозяйствования, включая организации арендаторов, кооперативы арендных коллективов, крестьянские хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан;

радикальную перестройку механизма управления развитием отраслей агропромышленного комплекса, переход на экономические методы в условиях широкой самостоятельности основного звена производства в планировании, реализации продукции, распределении доходов, материальном стимулировании;

применение новых принципов ценообразования, организацию закупок сельскохозяйственной продукции и системы продовольственного обеспечения страны в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.

17. Осуществить коренную перестройку деятельности научных организаций агропромышленного комплекса, обратив особое внимание на необходимость более тесного их взаимодействия с производством. Завершить в 1989 - 1990 годах перевод всех научных учреждений и проектно - конструкторских организаций агропромышленного комплекса на принципы хозяйственного расчета.

Перейти к целевому финансированию конкретных научно - исследовательских программ. Установить порядок, при котором оплата научным учреждениям за выполненные ими научно - технические разработки производится на договорной основе. Финансирование разработок осуществляется за счет средств колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, республиканских агропромышленных комитетов и формирований, Академии наук СССР, ВАСХНИЛа и других заинтересованных в этих разработках заказчиков.

Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Советам Министров союзных республик в 3-месячный срок определить порядок финансирования научно - исследовательских программ, имеющих общегосударственное и республиканское значение, за счет средств союзного бюджета и бюджетов союзных республик.

18. Совет Министров СССР отмечает, что успешное решение продовольственной проблемы, выход на качественно новый уровень снабжения населения страны продуктами питания требуют коренного изменения отношения специалистов и руководителей колхозов, совхозов, перерабатывающих предприятий и организаций агропромышленного комплекса к использованию новых, прогрессивных форм организации труда и производства, экономических методов управления, совершенствованию форм и методов подготовки и переподготовки кадров массовых профессий, арендаторов, специалистов.

Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов обеспечить подготовку и переподготовку специалистов, руководителей предприятий из числа работников, способных быстро овладевать новыми методами управления экономикой, развивать у них чувство предприимчивости, инициативы, умение сплотить и повести за собой трудовые коллективы.

 

Об основных принципах совершенствования управления

агропромышленным комплексом страны

 

19. Совет Министров СССР считает, что выработанная линия на последовательное расширение прав союзных республик, возложение на них всей полноты ответственности за обеспечение населения продуктами питания требуют радикальной перестройки управления в агропромышленном комплексе путем разделения соответствующих функций и компетенции на всех уровнях руководства.

При проведении этой работы исходить из необходимости:

соблюдения положений Законов СССР о государственном предприятии (объединении) и о кооперации, организации деятельности предприятий и органов хозяйственного управления на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования;

дальнейшей демократизации форм и методов управления на всех уровнях, устранения излишней регламентации деятельности, повышения самостоятельности, усиления роли и ответственности колхозов, совхозов, агропромышленных формирований и перерабатывающих предприятий за конечные результаты работы;

четкого разграничения функций государственного и хозяйственного управления колхозами, совхозами, перерабатывающими и другими предприятиями, гибкого сочетания в управлении государственных и общественных начал;

коренного изменения системы управления агропромышленным производством в районах, областях, краях и автономных республиках путем образования органов хозяйственного самоуправления на добровольных началах с делегированием им функций основными производственными звеньями и агропромышленными формированиями.

20. В связи с расширением полномочий и ответственности союзных республик в вопросах продовольственного обеспечения признать целесообразным упразднить Госагропром СССР и создать Государственную комиссию Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам в качестве постоянного органа Правительства СССР.

Считать главными задачами Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам:

совершенствование экономических отношений в агропромышленном комплексе, регулирование его взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства, определение перспектив развития этого комплекса, разработку крупных общегосударственных программ по наращиванию продовольственных ресурсов в стране с учетом наиболее полного использования возможностей каждого региона, осуществление мер по широкому внедрению в производство достижений науки и техники, формирование общесоюзных продовольственных фондов и государственных резервов, централизованное распределение важнейших видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

организацию работы и контроль за деятельностью землеустроительной, ветеринарной и других общегосударственных служб.

21. В целях обеспечения закупок и поставок продукции в общесоюзный и республиканские фонды, а также для местного потребления, организации действенного контроля за их выполнением признать целесообразным создать в автономных республиках, краях и областях соответствующие государственные службы за счет имеющейся численности работников органов управления агропромышленным производством. Исходить при этом из того, что свою деятельность по организации заключения договоров на исполнение государственного заказа они могут осуществлять с колхозами, совхозами, агрокомбинатами, агрофирмами, объединениями, организациями арендаторов, кооперативами арендных коллективов, крестьянскими хозяйствами, тесно взаимодействуют с советами (союзами) агропромышленных формирований.

Государственным службам по закупке сельскохозяйственной продукции выделяются важнейшие централизованно распределяемые ресурсы, которые они используют для стимулирования производителей сельскохозяйственной продукции и сырья при заключении хозяйственных договоров, в том числе на поставку в общесоюзный и республиканский фонды.

22. В связи с упразднением Госагропрома СССР и разграничением сфер взаимодействия между союзными и республиканскими органами управления возложить:

на Госплан СССР - планирование развития агропромышленного комплекса;

на Госснаб СССР - материально - техническое обеспечение предприятий и организаций агропромышленного комплекса;

на Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам - методическое руководство в области организации и оплаты труда работников агропромышленного комплекса;

на Государственный комитет СССР по ценам - разработку и утверждение централизованно устанавливаемых цен на продукцию агропромышленного комплекса;

на Министерство внешних экономических связей СССР - обеспечение экспорта и импорта сельскохозяйственных продуктов и сырья в соответствии с его компетенцией.

23. Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов в осуществлении мер по совершенствованию организационной структуры агропромышленного комплекса страны исходить из того, что должны быть ликвидированы промежуточные звенья управления, сокращена численность административно - управленческого персонала, исключено вмешательство в оперативно - хозяйственную деятельность основного производственного звена.

24. Внести на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР проект Указа "Об изменениях в системе органов управления агропромышленным комплексом страны".

 

* * *

 

Совет Министров СССР подчеркивает, что в условиях больших трудностей с продовольственным обеспечением населения необходимо всемерно задействовать потенциал народного хозяйства, на принципиально новом уровне вести организационно - практическую работу, коренным образом изменить ее содержание. Необходимо сделать все возможное для возрождения у каждого труженика интересов реального хозяина. Только такой путь позволит добиться серьезных успехов в осуществлении новой аграрной политики партии, изменить положение дел прежде всего в первичном звене производства. Для этого надо использовать весь арсенал экономических, организационных и правовых средств, поставить во главу угла перестройку хозяйственных отношений, коллективный, семейный и арендный подряды, кооперацию, развитие разнообразных форм отношений собственности.

Важнейшая задача Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов состоит в том, чтобы возглавить эту работу, постоянно поддерживать творческий поиск и инициативу трудящихся. Необходимо всемерно способствовать развитию демократических форм управления. Особое внимание следует обратить на подготовку и воспитание тружеников нового типа, экономически грамотных, всесторонне образованных, профессионально подготовленных. Важнейшее дело сейчас - высоко поднять престиж крестьянского труда. Обеспечить последовательное продвижение по пути перемен к лучшему в продовольственном обеспечении населения страны.

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 5 апреля 1989 г. N 288

 

УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

 

                                     (на душу населения в год, кг)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐

                                              │1990 год│1995 год│

                                              │(оценка)│       

├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤

│Мясо и мясопродукты                              67      80  

│Молоко и молокопродукты                         370     400  

│Яйца (штук)                                     280     285  

│Рыба и рыбопродукты                              18,7 │   20  

│Сахар                                            44,4 │   43  

│Масло растительное                               11,6 │   13  

│Картофель                                       110     105  

│Овощи и бахчевые культуры                       127     145  

│Фрукты и ягоды                                   58      78  

│Хлебопродукты                                   131     130  

└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 5 апреля 1989 г. N 288

 

ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

                                                       (млн. тонн)

┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐

                                             │1990 год│1995 год │

├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤

│Зерно                                        │ 228    │250 - 255│

│Мясо (в убойном весе)                          20,1      25  

│Молоко                                       │ 111    │130 - 135│

│Яйца (млрд. штук)                              84        90  

│Товарная пищевая рыбная продукция (включая                   

│консервы рыбные)                                5,8       6,4 │

│Сахар (из сахарной свеклы)                     10,1  │10 - 10,5│

│Масло растительное                              4,34 │ 4,5 - 5 │

│Картофель                                      90        90  

│Овощи и бахчевые культуры                      40    │ 45 - 46 │

│Плоды и ягоды                                  13    │ 16 - 18 │

└─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘

 

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 5 апреля 1989 г. N 288

 

РАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕМЫ

ПРОИЗВОДСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

 

                                  (в розничных ценах, млн. рублей)

┌─────────────────────────┬────────┬───────────────┬─────────────┐

                         │1990 год│   1995 год       Прирост  

                                                │ в 1995 году │

                                                │по сравнению │

                                                │с 1990 годом │

                                                │(в процентах)│

├─────────────────────────┼────────┼───────────────┼─────────────┤

│СССР - всего             │ 157000 │198000 - 204000│   26 - 30  

    в том числе:                                            

    РСФСР                  76450 │ 96500 - 99500 │   26 - 30  

    Украинская ССР         35650 │ 45090 - 46480 │   26 - 30  

    Белорусская ССР         7400 │  9350 - 9650     26 - 30  

    Узбекская ССР           5090 │  6420 - 6640     26 - 30  

    Казахская ССР           6795 │  8560 - 8860     26 - 30  

    Грузинская ССР          2975 │  3750 - 3850     26 - 29  

    Азербайджанская ССР     2075 │  2620 - 2720     26 - 31  

    Литовская ССР           2990 │  3780 - 3900     26 - 30  

    Молдавская ССР          2990 │  3800 - 3930     27 - 31  

    Латвийская ССР          2400 │  3080 - 3130     28 - 30  

    Киргизская ССР          1480 │  1900 - 1930     28 - 30  

    Таджикская ССР          1153 │  1470 - 1510     27 - 31  

    Армянская ССР           1254 │  1590 - 1630     27 - 30  

    Туркменская ССР          815 │  1020 - 1050     25 - 29  

    Эстонская ССР           1483 │  1870 - 1920     26 - 29  

    Минрыбхоз СССР          6000 │  7200 - 7300     20 - 22  

└─────────────────────────┴────────┴───────────────┴─────────────┘

 

 

 

 

 

 

Приложение N 4

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 5 апреля 1989 г. N 288

 

ОБЩИЕ ОБЪЕМЫ

КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ПО ВСЕМ ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ),

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРИНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ НА РАЗВИТИЕ

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ

 

┌──────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────┐

                                  │1991 - 1995│     Рост в     

                                     годы    │1991 - 1995 годах

                                    (млрд.     в процентах к 

                                    рублей)  │1986 - 1990 годам│

├──────────────────────────────────┼───────────┼─────────────────┤

│Капитальные вложения за счет                                 

│средств колхозов, совхозов, про-                             

мышленных предприятий агропромыш- │                           

│ленного комплекса, республиканских                           

│и местных бюджетов, кредитов бан- │                           

│ков, государственных централизо-                             

│ванных инвестиций, средств общест-│                           

│венных организаций и индивидуаль- │                           

ных застройщиков - всего             345           119       

    из них:                                                   

│непроизводственное строительство     121           150       

    в том числе газификация            2,2      в 2,2 раза   

│производственное строительство       224           106,4     

    в том числе для развития:                                

    переработки сельскохозяйствен-│                           

    ной и другой продукции и ее                              

    сохранности                       53,9      в 1,5 раза   

    дорожного строительства в                                

    сельской местности                26,4      в 2,8 раза   

└──────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────┘

 

 

 

 

 

 

Приложение N 5

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 5 апреля 1989 г. N 288

 

ОБЪЕМЫ

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ

АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ В 1991 - 1995 ГОДАХ

 

┌──────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────┐

                                  │1991 - 1995│1991 - 1995 годы │

                                     годы      в процентах к 

                                             │1986 - 1990 годам│

├──────────────────────────────────┼───────────┼─────────────────┤

│Тракторы, грузовые автомобили и                              

│сельскохозяйственные машины, млрд.│                           

│рублей                                 75           124      

    в том числе:                                             

    машины для растениеводства         29           131       

    машины и оборудование для жи- │                           

    вотноводства                       21           129      

                                                             

│Технологическое оборудование для                              

│перерабатывающих отраслей промыш- │                           

ленности, млрд. рублей              18 - 20  │в 2,3 - 2,5 раза │

                                                             

│Потребление электроэнергии в сель-│                           

ском хозяйстве (в расчете на 1995 │                           

│год), млрд. кВт                 │ 240 - 260 │    123 - 133   

     в том числе на коммунально - │                           

     бытовые нужды                  65 - 70      125 - 135   

                                                             

│Минеральные удобрения (в 100-про- │                           

центном действующем веществе),                                

│млн. тонн                              36,8         119      

     в том числе фосфорные удобре-│                           

     ния                               13,2         125      

└──────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────┘

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024