| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Заместитель

Главного государственного

санитарного врача СССР

А.И.ЗАИЧЕНКО

12 августа 1987 г. N 4419-87

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ

ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Настоящие Методические указания разработаны Главным санэпидуправлением Минздрава СССР, ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Бердянским государственным педагогическим институтом Минпроса Украинской ССР.

Составители: Белостоцкая Н.А., Стан В.В., Веремкович Л.В., Барсукова Н.К., Липский Н.М.

Методические указания предназначены для использования в работе органов и учреждений здравоохранения и народного образования.

 

Малокомплектные дошкольные учреждения с разновозрастными группами составляют значительную часть сельских дошкольных учреждений.

Малокомплектные детские сады являются ступенью общей системы народного образования и призваны в тесном содружестве с семьей заложить основы личности ребенка, осуществить коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе. Содержание воспитательно-образовательной работы малокомплектного дошкольного учреждения должно соответствовать "Типовой программе воспитания и обучения в детском саду", утвержденной Министерством просвещения СССР (1984), с учетом специфики работы дошкольных учреждений с разновозрастными группами. В разновозрастной группе увеличивается доля самостоятельной деятельности детей, положительное воспитательное значение оказывает постоянное общение младших детей со старшими (формирование заботливости, самостоятельности, дружеских отношений и т.д.).

Для охраны и укрепления здоровья детей, их успешного воспитания и обучения большое значение имеет соблюдение гигиенических рекомендаций по организации режима дня и комплектованию разновозрастных групп малокомплектных дошкольных учреждений.

 

Гигиенические требования к комплектованию

смешанных групп малокомплектных дошкольных учреждений

 

При подборе контингента разновозрастной (смешанной) группы следует исходить из возможности организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. Режим дня разновозрастной группы должен оказывать развивающее воздействие на всех детей, способствовать их гармоничному развитию.

С гигиенических позиций оптимальными являются следующие типы малокомплектных дошкольных учреждений:

1. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежного возраста (преддошкольная, дошкольная группы).

2. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежных возрастов и одной подготовительной группой.

Реализация такого принципа возрастного комплектования групп дошкольного учреждения позволяет с максимальной эффективностью решать воспитательные, образовательные задачи, проводить мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.

 

Гигиенические требования к организации

режима дня в смешанной преддошкольной группе

 

Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой (табл. 1), например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна).

В то же время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый).

В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4 - 5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми.

 

Таблица 1

 

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОЙ

ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

 

┌─────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐

     Режимный момент                     Возраст детей             

                         ├─────────────────────┬─────────────────────┤

                           1 г. - 1 г. 6 мес. │ 1 г. 6 мес. - 3 г. 

├─────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤

│Прием детей, игра            7.00 - 8.00           7.00 - 8.00    

│Утренняя гимнастика,                                              

│подготовка к завтраку,                                            

│завтрак                      8.00 - 8.30           8.00 - 8.30    

│Игра                         8.30 - 9.00           8.30 - 9.00    

│Подготовка ко сну, сон на                                         

воздухе                      9.00 - 11.00               -         

│Занятие 1 (по подгруппам)│         -             9.00 - 9.15 - 9.30 │

│Прогулка                          -                9.30 - 11.40   

│Игры, самостоятельная                                             

│деятельность                11.00 - 11.40               -         

│Возвращение с прогулки,                                           

│подготовка к обеду                -               11.40 - 12.00   

│Обед                        11.40 - 12.10         12.00 - 12.30   

│Сон на воздухе                    -               12.30 - 15.00   

│Игра, занятия               12.10 - 14.00               -         

│Занятие 1 (по подгруппам)│12.40 - 12.50 - 13.00│          -         

│Занятие 2 (по подгруппам)│13.10 - 13.20 - 13.30│          -         

│Полдник                     14.00 - 14.30               -         

│Подготовка ко сну, сон на                                         

воздухе                     14.30 - 16.30               -         

│Постепенный подъем,                                               

│водные процедуры            16.30 - 17.00         15.00 - 15.30   

│Полдник                           -               15.30 - 16.00   

│Занятие 2 (по подгруппам)│         -           │16.00 - 16.10 - 16.20│

│Игра                              -               16.20 - 17.00   

│Прогулка                    17.00 - 18.20         17.00 - 18.20   

│Ужин                             18.20                18.45       

│Уход домой                    до 19.00             до 19.00       

└─────────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘

 

После завтрака воспитатель организует игры со старшей подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться младшим детям для первого дневного сна. Во время сна детей 1 - 1,5 лет старшие заняты играми, с ними по подгруппам проводится первое занятие, а после прогулки и обеда их укладывают спать. С младшей подгруппой занятия проводятся после обеда.

Первыми после сна поднимаются дети 1,5 - 3 лет. С этой группой детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие проводится после полдника.

После занятий старшие дети играют, в это время просыпаются младшие. В 17.00 всю преддошкольную группу выводят на прогулку. В холодное время года дети до 1,5 лет перед ужином играют в групповом помещении, а более старшие гуляют.

Внутри каждой возрастной подгруппы необходимо соблюдать указанное выше правило: первыми садятся за стол самые маленькие дети, младших первыми одевают на прогулку, и они первыми возвращаются с нее, их первыми укладывают спать.

При соблюдении рекомендуемого режима дня в смешанной преддошкольной группе длительность сна и бодрствования, ритмичность их смены отвечают анатомо-физиологическим особенностям всех детей в группе.

 

Гигиенические требования к организации

режима дня в смешанной дошкольной группе

 

С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу изменяется характер деятельности детей: усложняются занятия, дети овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более содержательной становится игра и т.д.

Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования у детей 4 - 6-го годов жизни, в основном, совпадают, что позволяет использовать в смешанной дошкольной группе следующий режим дня (табл. 2). В дошкольной группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты смещают на 5 - 10 мин.

В смешанной дошкольной группе большое внимание уделяется утренней гимнастике, длительность которой для детей 3 - 4 лет составляет 4 - 6 мин., для более старших - 10 - 12 мин. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время года - в хорошо проветренном помещении.

 

Таблица 2

 

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

 

┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

        Режимный момент                  Возраст детей        

                                 ├────────────────┬─────────────┤

                                 │4 - 5-й г. жизни│6-й г. жизни │

├─────────────────────────────────┼────────────────┼─────────────┤

│Прием, осмотр, утренняя гимнасти-│                            

│ка                                  7.00 -  8.30 │ 7.00 -  8.30│

                                                             

│Завтрак                             8.30 -  9.00 │ 8.30 -  9.00│

                                                             

│Игры, подготовка к занятиям         9.00 -  9.30 │ 9.00 -  9.15│

                                                              

│Занятия                             9.30 - 10.15 │ 9.15 - 10.45│

                                                             

│Подготовка к прогулке              10.15 - 10.25 │10.45 - 10.55│

                                                             

│Прогулка                           10.25 - 12.30 │10.55 - 12.30│

                                                             

│Возвращение с прогулки             12.30 - 12.50 │12.30 - 12.50│

                                                             

│Обед                               12.50 - 13.20 │12.50 - 13.20│

                                                             

│Сон                                13.20 - 15.20 │13.20 - 15.20│

                                                             

│Постепенный подъем, водные проце-│                            

дуры                               15.20 - 15.50 │15.20 - 15.50│

                                                             

│Полдник                            15.50 - 16.10 │15.50 - 16.10│

                                                             

│Игры, самостоятельная деятель-                               

ность                              16.10 - 16.40 │16.10 - 16.40│

                                                             

│Подготовка к прогулке, прогулка    16.40 - 18.10 │16.40 - 18.10│

                                                             

│Возвращение с прогулки             18.10 - 18.20 │18.10 - 18.20│

                                                             

│Ужин                               18.20 - 18.45 │18.20 - 18.45│

                                                             

│Уход детей домой                   18.45 - 19.00 │18.45 - 19.00│

└─────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────┘

 

В смешанной дошкольной группе занятия организуют только в первую половину дня. Рекомендуемое расписание занятий представлено в таблице 3. Ориентировочное расписание составляется на месяц с учетом проведения ряда занятий 1 раз в 2 недели. Желательно проводить занятия со всеми детьми по одному разделу программы. В зависимости от вида занятий, их содержания допустимы различия формы "подключения" к занятиям детей, отличающихся по возрасту.

Например, согласно приведенной схеме во все дни, кроме вторника 2-й и 4-й недели, занятия рекомендуется проводить ступенчато. Первое занятие начинают со старшими детьми и постепенно, в соответствии с возрастной длительностью занятия, подключают более младших детей (9.15 - 9.40 - 6-й год жизни; 9.30 - 9.50 - 5-й год жизни; 9.35 - 9.50 - 4-й год жизни).

Второе занятие также начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими (9.50 - 10.15 - дети 6-го года жизни; 10.00 - 10.15 - дети 4-го и 5-го года жизни). После одновременного окончания двух занятий со всеми детьми младших (4-й и 5-й год жизни) под наблюдением няни одевают на прогулку, а со старшими проводят третье занятие.

Во вторник второй и четвертой недели месяца с детьми 5-го и 6-го года жизни воспитатель проводит занятия по математике. Дети 4-го года жизни в течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе занятие начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими. После одновременного окончания второго занятия детей 5-го года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с детьми 4 и 6 годов жизни занимаются художественной литературой.

В середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5 - 2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов следует организовать подвижные игры малой и средней интенсивности.

Большое гигиеническое значение имеет рациональное планирование самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная работа детей должна находиться под контролем воспитателя и предусматривать чередование различных видов деятельности, статической и динамической нагрузки, переключение внимания детей.

 

Таблица 3

 

ВАРИАНТ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СМЕШАННОЙ

ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ (ДЕТИ 4 - 6-ГО ГОДОВ ЖИЗНИ)

 

┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

   Дни недели                    Возраст детей                

                ├───────────────┬───────────────┬───────────────┤

                │ 4-й г. жизни  │ 5-й  г. жизни │ 6-й г. жизни 

├────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┤

                       1, 3 недели месяца                      

├────────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┤

│Понедельник     │Ознакомление с │Ознакомление с │Ознакомление с

                │окружающим     окружающим     │окружающим    

                │Музыка         Музыка         │Музыка        

                                              │Рисование     

                                                            

│Вторник         │Математика     Математика     │Математика    

                │Физкультура    Физкультура    │Физкультура   

                                              │Ознакомление с

                                              │окружающим    

                                                            

│Среда           │Развитие речи  │Развитие речи  │Развитие речи 

                │Лепка          Лепка          │Лепка         

                                              │Грамота       

                                                            

│Четверг         │Рисование      Рисование      │Рисование     

                │Физкультура    Физкультура    │Физкультура   

                                              │Русский язык  

                                                            

│Пятница         │Худ. лит-ра    │Худ. лит-ра    │Худ. лит-ра    

                │Музыка         Музыка         │Музыка        

                                              │Лепка         

├────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┤

                       2, 4 недели месяца                      

├────────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┤

│Понедельник     │Ознакомление с │Ознакомление с │Ознакомление с

                │окружающим     окружающим     │окружающим    

                │Музыка         Музыка         │Музыка        

                                              │Рисование     

                                                            

│Вторник               -        │Математика     Математика    

                │Физкультура    Физкультура    │Физкультура   

                │Худ. лит-ра         -         │Худ. лит-ра   

                                                            

│Среда           │Развитие речи  │Развитие речи  │Развитие  речи │

                Конструирование│Конструирование│Конструирование

                                              │Грамота       

                                                            

│Четверг         │Рисование      Рисование      │Рисование     

                │Физкультура    Физкультура    │Физкультура   

                                              │Русский язык  

                                                            

│Пятница         │Аппликация     Аппликация     │Аппликация    

                │Музыка         Музыка         │Музыка        

                                              │Русский язык  

└────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┘

 

В начале января и в конце марта учебные занятия не проводятся. В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные игры, физические упражнения, организовывать спортивные праздники, увеличивать длительность прогулок.

В разновозрастной группе особое внимание должно быть уделено физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут проводиться одновременно со всей группой, однако характер упражнений, их количество, темп, число повторений должно в зависимости от возраста строго дозироваться. Возможно также "ступенчатое" подключение к занятию детей младших возрастных групп.

Большое значение в физическом воспитании детей имеют физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в разновозрастных группах целесообразно проводить в конце прогулки <*>.

------------------------------------

<*> Методика проведения занятий изложена в Методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 - 7 лет в дошкольных учреждениях" (1984 г.).

 

Для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности детей очень важно, чтобы воспитатель заранее правильно спланировал чередование отдельных видов деятельности и отдыха, использование физкультурного оборудования и индивидуальных пособий (скамейки, доски, палки, обручи, флажки и т.д.).

Рациональная организация режима в малокомплектном детском саду во многом зависит от четкой, слаженной работы всего персонала дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю должны оказывать заведующая, медсестра, другие работники дошкольных учреждений.

Организация всех видов деятельности и отдыха детей подготовительной группы строится на основе Приказа Минздрава СССР от 10 ноября 1986 г. N 1470 "Об усилении медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста" (М., 1986 г.) и Методических рекомендаций "Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы" (М., 1985 г.).

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024