| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1987 г. N 824

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

Реализация курса КПСС на ускорение социально - экономического развития страны, наиболее полное использование преимуществ социалистической системы хозяйствования, демократизацию и обновление всех сторон жизни советского общества требует существенного повышения уровня работы республиканских органов управления. Перестройка управления, радикальная реформа хозяйственного механизма должны быть направлены, как подчеркивалось на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, на обеспечение органического сочетания общегосударственных интересов с интересами трудовых коллективов и территорий.

В период после XXVII съезда КПСС значительно расширены полномочия Советов Министров союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов по обеспечению комплексного развития экономики и социальной сферы. Осуществляются меры по углублению демократических начал в управлении хозяйством республик. Особую роль в этом отношении играют переход на экономические методы управления и усиление хозяйственной самостоятельности основного звена - предприятий и объединений, перевод их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

Вместе с тем права республиканских и местных органов используются ими не в полной мере. В работе республиканских и местных органов, являющихся неотъемлемой частью системы управления единым народнохозяйственным комплексом страны, нередко превалируют местнические интересы. Еще не отработан механизм взаимодействия территориальных органов управления с министерствами и ведомствами СССР, с центральными экономическими органами страны. В то же время некоторые центральные учреждения слабо опираются в решении своих задач на территориальные звенья управления.

Сохраняется приверженность к административным методам руководства, сложившимся в условиях экстенсивного развития экономики. В организации управления в союзных республиках не учитывается возрастающая роль социальных факторов, что не позволяет связать воедино процессы производственного и социального развития. Крупным недостатком является нарушение комплексности развития регионов, приводящее в ряде случаев к серьезным перекосам в решении производственных и социальных задач, отставанию в развитии материальной базы социальной сферы.

Медленно совершенствуются организационные структуры управления. В республиках непомерно разросся аппарат управления, неоправданно большим является количество республиканских органов, усложнена их структура. Только в союзных республиках функционирует свыше восьмисот союзно - республиканских и республиканских министерств и ведомств. Все они имеют свои органы на местах, многие из которых работают неэффективно и не оказывают необходимого воздействия на улучшение положения дел. Управление в республиках организовано однотипно, не учитывает масштабов и специфики республики, края, области, копируя, как правило, структуру управления, сложившуюся в центре. В некоторых союзных республиках неоправданно раздроблено административно - территориальное деление.

Многоступенчатость системы управления, дублирование в работе зачастую приводят к мелочной опеке предприятий. Тем самым сковывается творческая инициатива трудовых коллективов.

В целях совершенствования деятельности республиканских и местных органов управления, повышения уровня и эффективности их работы в соответствии с возросшими требованиями современного этапа социально - экономического развития страны Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. ЦК компартий и Советам Министров союзных республик, руководствуясь решениями XXVII съезда партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о радикальной реформе управления экономикой, осуществить коренную перестройку работы республиканских и местных органов управления, ускорить переход к системе руководства, обеспечивающего более динамичное наращивание научно - технического и экономического потенциала регионов, увеличение вклада каждой республики в развитие единого народнохозяйственного комплекса страны, проведение в жизнь сильной социальной политики партии.

Рассматривать перестройку управления - переход к преимущественно экономическим методам руководства и современным организационным структурам управления в качестве первоочередной социально - политической и хозяйственной задачи. Завершить перестройку в основном в 1988 году, с тем чтобы войти в новую пятилетку с отлаженным хозяйственным механизмом.

В указанной работе исходить из того, что каждый орган управления в республиках и на местах призван создавать наиболее благоприятные условия для высокопроизводительной деятельности всех трудовых коллективов, обеспечивать неукоснительное претворение в жизнь Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕСПУБЛИКАНСКИХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

 

2. В целях обеспечения более четкого и эффективного взаимодействия общесоюзных, союзно - республиканских, республиканских и местных органов управления, повышения уровня руководства и лучшего сочетания отраслевого и территориального управления народным хозяйством союзных республик признать необходимым пересмотреть и упорядочить состав и функции республиканских и местных органов, привести организационные структуры управления в полное соответствие с возросшей ролью союзных республик, местных Советов народных депутатов и новыми экономическими методами хозяйствования.

При проведении этой работы исходить из следующих основных принципов:

 

в области организации взаимодействия республиканских,

местных и союзных органов управления

 

3. Советы Министров союзных республик, будучи высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти союзных республик, обеспечивают всестороннее развитие производительных сил, комплексное решение экономических и социальных задач на территории республик, несут ответственность за состояние и развитие их народного хозяйства.

В целях создания лучших условий для выполнения Советами Министров союзных республик указанных функций признать необходимым:

перейти к разработке комплексных планов экономического и социального развития союзных и автономных республик, краев, областей и крупных городов, которые должны охватывать развитие всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории, независимо от их ведомственной подчиненности;

доводить начиная с 1988 года до Советов Министров союзных республик централизованно выделяемые материальные ресурсы, лимиты капитальных вложений и строительно - монтажных работ на развитие республиканского хозяйства в целом по республике без распределения по отраслям и направлениям, сохранив целевое выделение средств и ресурсов на развитие агропромышленного комплекса, республиканских строительных министерств или госстроев союзных республик.

Установить, что Советы Министров союзных республик объединяют и направляют работу республиканских и союзно - республиканских министерств и ведомств союзных республик, а также осуществляют совместно с общесоюзными и союзно - республиканскими министерствами и ведомствами СССР меры по повышению эффективности работы расположенных на территории союзной республики предприятий, объединений и организаций союзного подчинения, координируют и контролируют их деятельность по вопросам, относящимся к ведению союзной республики.

Общесоюзные и союзно - республиканские министерства и ведомства СССР обязаны координировать свою деятельность на территории республики с Советом Министров союзной республики, принимать все необходимые меры к комплексному развитию хозяйства на ее территории.

4. Для обеспечения четкого распределения функций между общесоюзными, союзно - республиканскими и республиканскими органами управления, эффективного их взаимодействия в решении хозяйственных и социальных задач установить, что:

а) общесоюзные министерства и ведомства осуществляют непосредственное руководство подведомственными им предприятиями, объединениями и организациями союзного подчинения, расположенными на территории республики. В процессе разработки планов, а также в ходе их выполнения они учитывают предложения Советов Министров союзных республик, направленные на обеспечение комплексного развития республик и регионов, вовлечение в хозяйственный оборот имеющихся на местах резервов, четкое взаимодействие всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории республики;

б) союзно - республиканские министерства и ведомства СССР руководят соответствующими отраслями и сферами деятельности в союзных республиках через органы союзных республик, подчиненные Совету Министров союзной республики и союзно - республиканскому министерству или ведомству СССР. Они осуществляют также непосредственное руководство отдельными предприятиями, объединениями и организациями союзного подчинения, находящимися на территории республики;

в) республиканские и местные органы управления осуществляют по отношению к расположенным на соответствующей территории предприятиям, объединениям и организациям:

союзного подчинения - координацию деятельности указанных предприятий, объединений, организаций с целью повышения эффективности хозяйствования, достижения высоких конечных результатов производства, укрепляя на этой основе республиканские и местные бюджеты. При этом особое внимание должно уделяться координации деятельности предприятий, объединений и организаций союзного подчинения в области развития социальной сферы, строительства, производства товаров народного потребления, социально - культурного и бытового обслуживания населения, использования трудовых ресурсов, местных видов сырья и материалов, вторичных ресурсов, охраны природы, землепользования;

республиканского и местного подчинения - непосредственное руководство работой предприятий, объединений и организаций, связанной с развитием производства и его обновлением на современной технической базе с целью более полного удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства в продукции и повышения ее качества, формированием и совершенствованием социальной сферы, перестройкой системы управления с учетом расширения хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, перевода их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

5. Повысить ответственность и заинтересованность Советов Министров союзных и автономных республик, местных органов управления в эффективной работе всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории. В этих целях осуществить перестройку территориального финансово - бюджетного планирования, обеспечить переход к экономическим методам управления финансами регионов, положив в их основу долговременные стабильные экономические нормативы, устанавливающие зависимость бюджетов местных Советов народных депутатов от результатов хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории.

Признать необходимым, чтобы предприятия, объединения и организации всех министерств и ведомств - общесоюзных, союзно - республиканских и республиканских:

участвовали в формировании доходов местных бюджетов, предназначенных на финансирование развития инфраструктуры и благоустройства территорий;

вносили в местные бюджеты по долговременным стабильным экономическим нормативам часть платы за используемые трудовые и природные ресурсы, а также всю сумму штрафов за загрязнение окружающей среды.

Установить прямую зависимость доходов местных бюджетов от налога с оборота, поступающего от производства на соответствующей территории товаров народного потребления, и выполнения плана розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли.

Возложить на местные Советы народных депутатов финансирование за счет своих бюджетов строительства новых предприятий местного подчинения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры и других мероприятий регионального значения.

Советам Министров союзных республик принять участие в разработке совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР перечня решаемых за счет средств бюджетов союзных республик и местных органов региональных задач по развитию производственной и социальной инфраструктуры и порядка формирования ресурсов, направляемых на эти цели.

6. Советы Министров союзных республик обязаны последовательно проводить линию на кардинальное улучшение внешнеэкономической деятельности республиканских и союзно - республиканских министерств и ведомств союзных республик, а также расположенных на их территории предприятий, объединений и организаций союзного подчинения, оказывать им всяческое содействие в развитии экспортной базы и повышении конкурентоспособности продукции, расширении производства товаров и изделий для экспорта и замещения нерационального импорта. Они должны принимать меры к совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, к ускорению перехода от преимущественно торговых связей к глубокой специализации производства, производственной и научно - технической кооперации на основе широкого применения прямых связей и других новых прогрессивных форм хозяйственного взаимодействия предприятий, объединений и организаций с зарубежными партнерами, в первую очередь с предприятиями, объединениями и организациями социалистических стран.

В целях повышения эффективности внешнеэкономических связей Советы Министров союзных республик должны активно внедрять экономические методы управления, добиваться всемерного развития и укрепления во внешнеэкономической деятельности хозяйственного расчета, договорных отношений, принципов валютного самофинансирования и самоокупаемости, обеспечивать рациональное использование валютных средств.

 

в области промышленности

 

7. Сосредоточить руководство предприятиями (объединениями) тяжелой промышленности и геологоразведочными работами в основном в общесоюзных органах управления. В связи с этим упразднить имеющиеся в союзных республиках союзно - республиканские органы управления такими отраслями тяжелой промышленности, как энергетика и электрификация, угольная промышленность, черная и цветная металлургия, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, а также геология, передав предприятия, объединения и организации этих отраслей из республиканского в союзное подчинение.

8. Сконцентрировать внимание Советов Министров союзных и автономных республик, республиканских и местных органов управления на решении задач, связанных с непосредственным удовлетворением нужд населения, и прежде всего в товарах народного потребления, повышении их качества. В связи с этим сосредоточить руководство предприятиями, объединениями и организациями соответствующих отраслей, как правило, в республиканских и местных органах управления.

Осуществить передачу предприятий и объединений союзного подчинения, выпускающих товары, потребляемые в основном внутри республики, в республиканское подчинение, а также части предприятий и объединений республиканского подчинения - в местное подчинение.

В целях неукоснительного выполнения заданий Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 годы, ускорения насыщения рынка разнообразными товарами высокого качества и более полного удовлетворения потребностей населения в услугах Советы Министров союзных и автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов, используя предоставленные им права, привлекают к активному участию в производстве товаров народного потребления и оказании платных услуг населению все предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности, кооперативные предприятия, руководствуясь задачей достижения полной сбалансированности денежных доходов и расходов населения в регионе. При этом они должны всемерно способствовать расширению рационального обмена указанными товарами с другими регионами, а также экономически обоснованному обмену товарами со странами - членами СЭВ, развитию прибрежной и приграничной торговли.

Местным Советам народных депутатов в случае принятия решений, обязывающих расположенные на территории предприятия, объединения и организации выполнять работы (услуги), не предусмотренные их планами, обеспечивать заключение хозяйственных договоров и возмещение затрат теми предприятиями, объединениями и организациями, для которых выполняются эти работы (услуги).

9. Учитывая, что предприятия, объединения и организации различных министерств и ведомств, расположенные на одной территории, имеют общие интересы в развитии производственной и социальной инфраструктуры, решении научно - технических проблем, бесперебойном снабжении продукцией межотраслевого назначения, считать необходимым повысить роль Советов Министров союзных и автономных республик и исполкомов местных Советов народных депутатов в координации решения указанных задач.

В этих целях Советы Министров союзных и автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов принимают меры к развитию кооперации между предприятиями, объединениями и организациями различных отраслей, расположенными на соответствующей территории, объединению их усилий для:

совместного выполнения работ, связанных с реконструкцией и техническим перевооружением производства, ускорением научно - технического прогресса, повышением качества продукции, развитием производства товаров народного потребления и оказанием услуг населению;

создания межотраслевых производств, вычислительных центров коллективного пользования, ремонтных, строительных и других предприятий на межхозяйственной основе, кооперирования предприятий в целях лучшего использования уникального оборудования и вторичных ресурсов;

сооружения и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры и социально - культурного назначения.

 

в области агропромышленного комплекса

 

10. Установить, что Советы Министров союзных и автономных республик, республиканские государственные агропромышленные комитеты и агропромышленные комитеты краев и областей несут всю полноту ответственности за наращивание производства сельскохозяйственной продукции и удовлетворение потребностей населения в продовольственных товарах за счет наиболее полного использования местных возможностей, обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины поставок продовольствия в общесоюзный и республиканский фонды, решение проблемы транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственного сырья.

Обеспечить дальнейшее совершенствование отраслевой и территориально - производственной структуры агропромышленного комплекса, завершить работу по упорядочению его организационной структуры.

11. Продолжить работу по дальнейшему развитию и углублению производственных и экономических связей внутри агропромышленного комплекса, широко используя принципы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, взаимной заинтересованности и ответственности коллективов за конечные результаты хозяйствования.

Местные органы управления, агропромышленные комитеты обязаны использовать все рычаги и средства нового хозяйственного механизма для укрепления и расширения продовольственной базы своих регионов, возросшую заинтересованность хозяйств в наращивании производства продукции.

Обеспечить последовательный перевод всех производственных подразделений сельскохозяйственных, перерабатывающих и других предприятий агропромышленного комплекса на условия коллективного и семейного подряда, полного хозяйственного расчета, исходя из того, что они являются важнейшими факторами повышения эффективности и роста производства продукции, усиливают заинтересованность каждого работника в конечных результатах. Полнее использовать возможности подсобных сельских хозяйств предприятий, объединений и организаций, садово - огороднических кооперативов и личных подсобных хозяйств граждан.

На основе использования опыта работы новых типов формирований - агропромышленных комбинатов, агрофирм, районных агропромышленных объединений, производственных систем и других - нацелить деятельность районного звена управления на создание необходимых организационных и экономических условий для эффективной работы колхозов, совхозов, перерабатывающих предприятий, а также обслуживающих сельское хозяйство предприятий и организаций для лучшего использования земли, основных фондов, трудовых ресурсов и сырья и безусловного выполнения государственных заказов.

 

в области строительства

 

12. Советы Министров союзных республик несут в условиях новой структуры управления строительным комплексом полную ответственность за состояние строительства и выполнение государственных планов ввода в действие производственных мощностей, основных фондов и объектов социальной сферы на всей территории республики, а также за эффективность деятельности проектных и строительных организаций.

13. Установить, что производственная программа подрядных строительных организаций союзных республик формируется:

а) по объектам союзного подчинения (за исключением объектов, строящихся подрядными организациями агропромышленного комплекса) - Госпланом СССР и Госстроем СССР с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик;

б) по производственным объектам республиканского и местного подчинения, а также по объектам социальной сферы, независимо от ведомственной принадлежности, - Советами Министров союзных республик с участием соответственно республиканских органов управления, министерств и ведомств СССР. Конкретные предложения по формированию проектов планов строительства вносят территориальные строительные организации, местные советские и хозяйственные органы.

Министерства, ведомства СССР и союзных республик, подведомственные им предприятия и объединения обеспечивают своевременную разработку и передачу подрядным строительным организациям союзных республик необходимой проектно - сметной документации на намечаемые к сооружению объекты, выделение капитальных вложений для этих объектов строго в соответствии с нормативными сроками продолжительности строительства, а также оборудования и материалов, подлежащих поставке заказчиком.

При несоблюдении указанных требований Советы Министров союзных республик по объектам союзного подчинения вносят в Госплан СССР и Госстрой СССР предложения по устранению допущенных нарушений или же по приостановлению сооружений соответствующих объектов и использованию высвобождающихся мощностей строительных организаций и материально - технических ресурсов для ускорения ввода в действие других объектов, а по иным объектам принимают такие решения самостоятельно.

14. Для повышения действенности руководства строительством в союзных республиках, улучшения координации работы по проведению единой технической политики в условиях расширения самостоятельности подрядных строительных и проектных организаций, широкого применения в управлении экономических методов, перевода строительно - монтажных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в союзных республиках на базе государственных комитетов по делам строительства и республиканских строительных министерств, а в необходимых случаях - других республиканских министерств и ведомств могут создаваться в установленном порядке союзно - республиканские государственные строительные комитеты (госстрои союзных республик).

Установить, что в дальнейшем, по мере создания для этого условий, государственные строительные комитеты союзных республик будут брать на себя руководство всем строительством в республиках, в том числе строительством жилых домов, объектов социально - культурного и бытового назначения за счет зарабатываемых трудовыми коллективами средств, за исключением специальных работ, выполняемых специализированными министерствами СССР, и работ, выполняемых подрядными организациями агропромышленного комплекса, а также осуществляемых хозяйственным способом.

Возложить на государственные строительные комитеты союзных республик внедрение достижений науки и техники и передовых форм организации труда. В их непосредственной компетенции должно находиться решение вопросов, связанных с опережающим развитием материально - технической базы строительства, координацией деятельности предприятий строительной индустрии и строительных материалов на территории республики, ликвидацией промежуточных звеньев управления, укреплением строительных организаций, рациональным сочетанием специализации и комбинирования строительного производства, развитием социальной сферы подрядных организаций.

15. Первоочередной задачей Советов Министров союзных республик является отработка в 1987 - 1988 годах совместно с Госстроем СССР хозяйственного механизма в строительном производстве, с тем чтобы он обеспечивал тесную увязку всех стадий инвестиционного процесса, стимулировал производительную и качественную работу проектных и строительных организаций и служб заказчика, совместную их заинтересованность в достижении высоких конечных результатов - в своевременном вводе в действие производственных мощностей и объектов, жилых домов и других объектов социально - культурного назначения. В этих целях разработать и широко внедрить в строительстве систему стабильных долговременных экономических нормативов, договорные цены, позволяющие ускорить перевод проектных и строительных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

Для повышения эффективности деятельности основного звена управления строительным производством, оптимального сочетания централизованного управления с экономической самостоятельностью строительных организаций Советам Министров союзных республик провести в 1987 - 1988 годах работу по их укрупнению путем ликвидации мелких, нерентабельных и параллельно действующих организаций, по укреплению их материальной базы.

 

в области транспорта и связи

 

16. Советы Министров союзных республик обеспечивают увязку работы отраслей транспорта республиканского подчинения (автомобильного и речного) с отраслями транспорта союзного подчинения (железнодорожного, авиационного и морского), добиваясь слаженного и бесперебойного функционирования транспортной системы республики в органическом сочетании с единой транспортной системой страны, четкого взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства, снижения транспортных затрат путем рационального распределения перевозок между различными видами транспорта, устранения излишне дальних и экономически необоснованных перевозок.

С учетом разделения функций между общесоюзными и республиканскими органами управления транспортом Советы Министров союзных республик обеспечивают через соответствующие отраслевые и территориальные органы полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках на территории республики.

17. Советы Министров союзных республик, исходя из необходимости создания разветвленной сети автомобильных дорог как важного фактора развития всего народного хозяйства, обеспечивают с участием министерств и ведомств СССР и союзных республик увеличение масштабов строительства на территории республики: дорог общесоюзного и республиканского значения - за счет государственных капитальных вложений, дорог местного значения - за счет средств местных бюджетов и других установленных законодательством источников. В целях более быстрого удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в современных благоустроенных дорогах Советы Министров союзных республик активно привлекают с согласия трудовых коллективов к сооружению дорог дополнительные финансовые ресурсы предприятий, объединений и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, а также кооперативных предприятий и организаций.

18. Установить, что в полной компетенции Советов Министров союзных республик находится решение вопросов, связанных с развитием на территории республики всех видов связи общего пользования в увязке со средствами связи предприятий союзного подчинения и с обеспечением услугами связи министерств, ведомств, предприятий, объединений и организаций, независимо от их подчиненности, и населения.

 

в области социального развития

 

19. Важнейшей социально - политической задачей Советов Министров союзных республик является обеспечение совместно с общесоюзными и союзно - республиканскими министерствами и ведомствами СССР и с участием профсоюзных органов реализации активной социальной политики, выработанной XXVII съездом КПСС.

В этих целях Советы Министров союзных республик обеспечивают органическое сочетание производственного и социального развития регионов, руководят на территории республики социально - культурным строительством, всеми отраслями социального комплекса, направляют и координируют работу республиканских и местных органов, предприятий, объединений и организаций союзного, республиканского и местного подчинения, действующих на территории республики.

Признать необходимым перейти к обеспечению развития материальной базы социальной сферы на основе широкого использования научно обоснованных нормативов, тесно увязывающих масштабы производственного строительства в регионах с развитием указанной сферы, удовлетворением потребностей трудящихся в области бытового обслуживания, культуры, образования, здравоохранения и отдыха.

20. Советы Министров союзных республик направляют деятельность министерств, ведомств, предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории республики, на ускоренное решение жилищной проблемы, последовательное укрепление материальной базы здравоохранения и системы социального обеспечения, народного образования, культуры, улучшение коммунально - бытовых условий жизни населения, опережающее развитие всей социальной инфраструктуры.

Первоочередное внимание уделять практическому решению поставленной партией задачи особой социальной значимости - обеспечению к 2000 году каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом. В целях достижения уже в ближайшие годы коренных сдвигов в жилищном строительстве принять меры к дальнейшему развитию и полной загрузке производственных мощностей всех расположенных на территории соответствующего региона предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов.

Для наращивания объемов, повышения эффективности и качества строительства жилых домов и других объектов социальной сферы Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов:

создавать в установленном порядке при необходимости в городах, областях и краях на базе предприятий индустриального домостроения проектно - промышленно - строительные организации, специализированные на жилищно - гражданском и социально - бытовом строительстве;

обеспечить широкое распространение оправдавшего себя на практике опыта создания служб единого заказчика по сооружению жилых домов и других объектов социально - культурной сферы, позволяющего за счет концентрации средств, перехода на индустриальные методы строительства существенно сократить сроки и повысить качество жилищно - гражданского строительства, добиваться комплексной застройки городов и других населенных пунктов.

21. Главным направлением в работе Советов Министров союзных и автономных республик, республиканских органов управления, исполкомов местных Советов народных депутатов должно стать удовлетворение повседневных нужд населения, эффективное решение вопросов, связанных с развитием торговли и общественного питания, созданием современной высокоразвитой отрасли народного хозяйства - сферы услуг, в том числе за счет привлечения к оказанию услуг населению всех предприятий и объединений, независимо от их подчиненности. Поднять на качественно новый уровень сферу бытового обслуживания населения, значительно расширить перечень оказываемых услуг, резко улучшить качество обслуживания населения.

Предметом особой заботы Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов должны стать: развитие местной промышленности; увеличение на ее предприятиях выпуска разнообразных высококачественных товаров массового спроса, изготовляемых главным образом с применением местного сырья и вторичных ресурсов; удовлетворение в ближайшие 2 - 3 года потребности населения в садовых участках и огородах.

Во всей этой работе исходить из того, что центральная задача республиканских органов управления состоит в обеспечении совместно с находящимися на территории республики предприятиями, объединениями и организациями союзного подчинения полной сбалансированности денежных доходов и расходов населения как одного из условий стимулирования высокоэффективной работы трудящихся, последовательной реализации принципа распределения по труду.

Советы Министров союзных и автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов несут полную ответственность за состояние денежного обращения на соответствующей территории. Для этого считать необходимым утверждать в составе государственных планов экономического и социального развития союзных республик балансы денежных доходов и расходов населения и впредь разрабатывать и утверждать кассовые планы союзных и автономных республик, краев, областей и городов.

Советы Министров союзных республик при установлении состава государственных заказов по товарам народного потребления и платным услугам определяют необходимый для соответствующего региона ассортимент товаров и услуг, учитывающий потребность в них разных возрастных групп населения и семей с различным уровнем доходов. При этом исходить из того, что к производству товаров народного потребления и оказанию услуг населению должны привлекаться все предприятия, объединения и организации вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

22. Советам Министров союзных республик обеспечить социальные гарантии занятости трудящихся, усилив руководство деятельностью республиканских и местных органов по использованию трудовых ресурсов. Решая вопросы развития производительных сил, они обязаны обеспечивать полную занятость трудоспособного населения, создавая необходимые условия для трудоустройства высвобождающихся трудящихся, своевременного повышения квалификации работников и овладения ими новыми профессиями в соответствии с требованиями научно - технического прогресса.

В целях достижения сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов в регионе Советы Министров союзных и автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов, исходя из балансов рабочих мест и трудовых ресурсов, осуществляют разработку расчетных данных по численности работников на перспективу в разрезе отраслей народного хозяйства по каждой автономной республике, краю, области.

С учетом складывающейся демографической ситуации Советы Министров союзных республик организуют работу, направленную на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, а также связанную с переводом предприятий и объединений на двух- и трехсменную работу, созданием в необходимых случаях новых рабочих мест, сокращением применения ручного, малоквалифицированного, тяжелого физического труда.

 

УСИЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ

 

23. Советам Министров союзных республик проводить планомерную работу по совершенствованию управления народным хозяйством республики, разработать, руководствуясь основными принципами организации деятельности республиканских и местных органов управления, указанными в настоящем Постановлении, и представить в I квартале 1988 г. в Совет Министров СССР генеральные схемы управления народным хозяйством союзных республик.

При разработке указанных схем исходить из необходимости кардинальной перестройки работы республиканских органов управления, обеспечения четкого разграничения сфер и направлений деятельности экономических органов, министерств и ведомств с учетом роли народного хозяйства каждой республики в общесоюзном разделении труда.

В генеральных схемах управления народным хозяйством союзных республик предусмотреть:

объединение министерств, ведомств и других республиканских органов, осуществляющих руководство однородными отраслями, особенно непроизводственной сферы, существенное сокращение общего их количества, исходя из того, что в каждой республике оно должно быть минимальным и определяться задачами обеспечения эффективного управления народным хозяйством;

создание за счет более правильного распределения функций между различными органами управления лучших возможностей для сосредоточения деятельности верхних звеньев управления на решении ключевых для республики задач экономического и социального развития при одновременном переносе центра тяжести текущей работы на уровень местных Советов народных депутатов, являющихся самым массовым звеном социалистического самоуправления, а также на уровень предприятий и объединений;

интеграцию управления в автономных республиках, краях, областях, районах и городах путем устранения неоправданной раздробленности министерств, ведомств и других органов управления, дублирования и параллелизма в их работе. При этом исходить из того, что состав республиканских и местных органов управления, особенно в непроизводственной сфере, не обязательно должен повторять состав органов союзного уровня.

При решении вопроса об объединении и укрупнении органов управления обеспечить дифференцированный подход к формированию структуры органов в республиках и на местах с учетом специфики народного хозяйства.

24. Придавая особое значение совершенствованию управления в РСФСР и других союзных республиках, имеющих областное деление, признать необходимым существенно поднять роль краевых и областных Советов народных депутатов, привести в действие огромный творческий потенциал этих органов власти, превратив их на деле, как это предусмотрено в решениях XXVII съезда партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, в полных и ответственных хозяев в управлении экономическим и социально - культурным строительством на соответствующей территории.

Для осуществления практического руководства народным хозяйством в краях и областях образовать главные производственно - экономические управления исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов, возглавляемые первыми заместителями председателей соответствующих исполнительных комитетов.

Включить в состав этих главных управлений краевые и областные плановые комиссии, установив, что руководители плановых служб главных управлений являются заместителями председателей краевых и областных исполнительных комитетов - первыми заместителями начальников главных производственно - экономических управлений.

Возложить на указанные главные производственно - экономические управления:

разработку и обеспечение выполнения комплексных планов экономического и социального развития соответствующих края, области, ответственность за пропорциональное развитие производства и социальной сферы;

руководство всей экономической работой на территории края, области с активным привлечением местных финансовых, банковских, статистических и других органов;

руководство и координацию деятельности управлений (отделов): местной промышленности, капитального строительства, местных строительных материалов, автомобильного транспорта и других управлений (отделов) исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов;

координацию деятельности всех расположенных на территории края и области предприятий, объединений и организаций, оказание им практической помощи в выполнении планов, а также постоянный контроль за их работой по вопросам, относящимся к непосредственному ведению местных Советов народных депутатов.

Установить, что подготавливаемые главными производственно - экономическими управлениями комплексные пятилетние планы экономического и социального развития утверждаются на сессиях краевых и областных Советов народных депутатов, а основные показатели этих планов включаются в состав комплексных планов экономического и социального развития союзных республик.

В своей работе главные производственно - экономические управления тесно взаимодействуют с республиканскими министерствами и ведомствами, госпланами и другими экономическими органами союзных республик, а по вопросам развития предприятий, объединений и организаций союзного и республиканского подчинения - с общесоюзными и союзно - республиканскими министерствами и ведомствами СССР.

Совету Министров РСФСР, Советам Министров союзных республик, имеющим областное деление, с участием Госплана СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Министерства финансов СССР рассмотреть и в 6-месячный срок решить вопросы, связанные с образованием указанных главных управлений, а также с изменением в связи с этим порядка, организации и методологии планирования. Одновременно рассмотреть вопрос о расширении функций и прав госпланов автономных республик. По вопросам, требующим решения Правительства СССР, в тот же срок внести предложения в Совет Министров СССР.

Сохранить для городов Москвы и Ленинграда, Московской и Ленинградской областей действующий порядок разработки и утверждения комплексных планов экономического и социального развития, а также статус соответствующих городских и областных плановых комиссий.

В связи с образованием в краях и областях главных производственно - экономических управлений упразднить существующий ныне в РСФСР аппарат уполномоченных Госплана СССР.

25. Считать одним из важнейших направлений совершенствования руководства народным хозяйством союзных республик перестройку деятельности и повышение роли госпланов союзных и автономных республик как центральных экономических органов, призванных обеспечить комплексное экономическое и социальное развитие народного хозяйства, эффективное управление республиканским хозяйством, координацию посредством разработки научно обоснованных планов деятельности всех экономических органов, ведомств и министерств союзных и автономных республик.

Исходя из этого, Советам Министров союзных республик пересмотреть круг вопросов, решение которых возлагается на госпланы союзных и автономных республик, имея в виду передать часть их функций отраслевым и местным органам управления. Осуществить меры по улучшению деятельности госпланов, усилению комплексного подхода в их работе, совершенствованию организационной структуры с учетом специализации народного хозяйства республики, а также по укреплению госпланов высококвалифицированными кадрами.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ

В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ

 

26. Повысить роль Советов Министров союзных республик в обеспечении эффективного использования научно - технического потенциала республики в интересах ускорения развития народного хозяйства. В связи с этим предоставить Советам Министров союзных республик более широкие права по координации деятельности всех научных учреждений, расположенных на территории республики.

Установить, что Советы Министров союзных республик при активном участии Государственного комитета СССР по науке и технике и Академии наук СССР разрабатывают и осуществляют меры по ускорению научно - технического прогресса, проведению единой научно - технической политики на территории республики, совершенствованию сети и повышению качества работы организаций науки и научного обслуживания, имея в виду обеспечить развитие науки в каждой союзной республике в органическом единстве с развитием научного потенциала страны в целом.

Советам Министров союзных республик совместно с академиями наук союзных республик и с участием Государственного комитета СССР по науке и технике и Академии наук СССР принимать меры к сосредоточению деятельности республиканских научных организаций на приоритетных направлениях развития науки и техники с учетом специфики хозяйства и специализации каждой республики, наличия научных кадров и имеющейся научно - технической базы, обратив особое внимание на развитие исследований и разработок по тем направлениям, по которым в республиках созданы и успешно функционируют крупные научные школы, на организацию разработки принципиально новой техники, технологии и материалов, революционизирующих производство.

Республиканские органы управления обязаны обеспечивать неукоснительное выполнение на высоком уровне научных исследований и разработок, предусмотренных в Комплексной программе научно - технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года и Комплексной программе научно - технического прогресса СССР на 20 лет.

27. В целях коренного повышения эффективности работы научных организаций, усиления интеграции науки с производством, широкого использования достижений современной науки и техники Советам Министров союзных республик:

разработать и осуществить меры, направленные на улучшение взаимодействия академической, отраслевой и вузовской науки путем формирования межведомственных программ проведения исследований и научно - технических разработок, создания эффективного механизма использования достижений фундаментальных исследований прикладной наукой, а результатов прикладных исследований и разработок - производством. Более полно использовать для решения важных научно - технических проблем возможности создания временных научных коллективов из сотрудников академических и отраслевых организаций и ученых, работающих в учреждениях высшей школы;

осуществить совершенствование структуры действующих научно - производственных объединений, ориентируя их в первую очередь на решение научно - технических проблем межотраслевого характера, а также проблем, стоящих перед отраслями, определяющими основную специализацию хозяйства республики;

обеспечить укрепление заводского сектора науки путем включения большей части ныне самостоятельных научно - исследовательских, конструкторских и технологических организаций в состав предприятий и объединений. При этом в непосредственном подчинении министерств должны оставаться только организации, являющиеся головными в отрасли.

28. Советам Министров союзных республик считать одним из важнейших направлений своей деятельности на ближайший период осуществление комплекса мер, позволяющих резко укрепить взаимосвязь науки с производством, нацелить научные учреждения на эффективное решение практических задач, выдвигаемых в ходе развития народного хозяйства республики.

В этих целях обеспечить перестройку системы управления научно - техническим прогрессом, последовательный переход на экономические методы, стимулирующие повышение заинтересованности предприятий, научно - производственных и производственных объединений, научно - исследовательских, конструкторских и технологических организаций в росте технического уровня производства, улучшении качества выпускаемой продукции, сокращении сроков создания и освоения новой техники и технологии путем:

всемерного развития хозрасчетных отношений между научно - исследовательскими, конструкторскими и технологическими организациями, объединениями и предприятиями с использованием договорных цен на научно - технические разработки и услуги и усиления их взаимной экономической ответственности за научно - технический уровень результатов исследований и разработок, за своевременное создание и освоение новой техники и технологии на производстве;

последовательного перевода научно - исследовательских, конструкторских и технологических организаций и научно - производственных объединений на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с использованием нормативных методов распределения прибыли, получаемой указанными организациями и объединениями для формирования фондов экономического стимулирования;

перевода научно - исследовательских, конструкторских и технологических организаций и научно - производственных объединений на работу главным образом по прямым договорам с заказчиками.

29. Для обеспечения эффективного решения научно - технических и производственных проблем, находящихся на стыке различных направлений развития науки и техники, Советам Министров союзных республик и республиканским органам управления шире применять новые прогрессивные формы совместной работы научно - исследовательских, конструкторских и технологических организаций, научно - производственных и производственных объединений и предприятий разных отраслей.

Активнее практиковать создание инженерных центров, призванных оказывать реальную помощь производственным объединениям и предприятиям в освоении новой техники и технологии, а также внедренческих и консультативных организаций различного профиля.

Установить, что работа инженерных центров, внедренческих и консультативных организаций должна строиться на принципах полного хозяйственного расчета на основе договоров с заказчиками.

 

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АППАРАТА

И УПРОЩЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

 

30. ЦК компартий и Советам Министров союзных республик обеспечить переход в 1987 - 1988 годах к новым организационным структурам управления, базирующимся на принципах и положениях Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и отвечающим требованиям нового хозяйственного механизма.

В этих целях Советам Министров союзных республик организовать на основе генеральных схем управления отраслями народного хозяйства союзных республик разработку генеральных схем управления по каждому министерству и ведомству республики. В указанных генеральных схемах предусмотреть:

приведение организационных структур управления министерств и ведомств республики в соответствие с новыми требованиями. При этом организация работы центрального аппарата отраслевых органов управления должна строиться преимущественно на функциональной основе;

упрощение структуры управления, завершение перехода, как правило, на двухзвенную систему управления. Сократить с учетом расширения прав предприятий и объединений число звеньев управления, в том числе путем упразднения республиканских промышленных объединений;

образование в случае необходимости наряду с производственными и научно - производственными объединениями новых форм крупных организационных структур - государственных производственных объединений;

углубление специализации производства, обеспечение дальнейшей его концентрации, укрупнение производственных объединений, включение в их состав при необходимости ныне самостоятельных предприятий. При этом одной из важнейших задач включения в состав объединений мелких и средних предприятий должно стать использование научно - технического и производственного потенциала передовых предприятий и объединений в целях вывода технически отсталых предприятий на современный уровень.

31. Обеспечить рациональное сочетание крупных, средних и мелких предприятий с учетом того, что мелкие высокоспециализированные и хорошо технически оснащенные предприятия, обладающие широкой экономической самостоятельностью, способны, исходя из складывающейся конъюнктуры, более оперативно перестраивать производство и обновлять продукцию.

Учитывая указанные преимущества мелких предприятий, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов активизировать работу по созданию в различных отраслях народного хозяйства таких предприятий, включая кооперативные, особенно предприятий по производству товаров народного потребления, заготовке и переработке вторичного сырья, изготовлению различной промышленной продукции широкого применения, потребность в которой на данной территории может быть удовлетворена за счет местного производства, а также ориентированных на обслуживание крупных предприятий и объединений.

32. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов оказывать всемерное содействие развитию разнообразных форм кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Принимать меры к своевременному предоставлению помещений, оказывать помощь в приобретении необходимых оборудования и материалов. Решительно пресекать любые проявления формально - бюрократического подхода к этому важному делу.

Направлять работу кооперативов и индивидуальную трудовую деятельность граждан прежде всего на производство тех товаров народного потребления и оказание населению услуг, в которых ощущается наибольший дефицит.

33. Признать целесообразным осуществить намеченные настоящим Постановлением меры по перестройке системы управления в республиках и на местах поэтапно, по мере создания необходимых предпосылок и накопления опыта работы в новых условиях с учетом специфики народного хозяйства каждой республики. При этом обеспечить тесную взаимоувязку мер по перестройке организационных структур управления, укреплению производственных и научно - производственных объединений, созданию государственных производственных объединений с переходом на экономические методы управления, переводом предприятий и объединений на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

В результате перехода к новым организационным структурам добиться существенного сокращения аппарата управления при одновременном повышении эффективности его работы.

В целях усиления заинтересованности республиканских и местных органов в упрощении аппарата управления и сокращении на этой основе его численности разрешить Советам Министров союзных и автономных республик и указанным органам использовать до 70 процентов экономии фонда заработной платы, полученной от сокращения численности, на повышение должностных окладов работников аппарата Советов Министров союзных и автономных республик, центрального аппарата министерств и ведомств союзных и автономных республик и аппарата органов местных Советов народных депутатов, а также на установление высококвалифицированным работникам надбавок к должностным окладам.

34. Предоставить руководителям министерств и ведомств союзных и автономных республик, а также местных органов управления право утверждать штатное расписание аппарата без учета норм и соотношений численности специалистов и устанавливать должностные оклады работникам без учета средних окладов по схеме должностных окладов в пределах утвержденных Советами Министров союзных республик численности работников и фонда заработной платы этого аппарата.

35. Принимая во внимание, что успешное решение стоящих на современном этапе задач требует утверждения современных принципов и подходов к хозяйственным и социальным проблемам, активизации человеческого фактора и выработки нового экономического мышления кадров, Советам Министров союзных и автономных республик, республиканским органам управления, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечить укрепление аппарата всех звеньев управления высококвалифицированными работниками, способными компетентно решать стоящие задачи в условиях нового хозяйственного механизма. Широко использовать в этих целях возможности улучшения качественного состава работников за счет проведения аттестации специалистов и введения выборности руководителей различных уровней, развития самоуправления коллективов.

Считать делом первостепенной важности кардинальное улучшение в республиках и на местах системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с целью овладения ими экономическими методами руководства, всемерного развития инициативы и творческой активности трудящихся.

Советам Министров союзных республик, Министерству высшего и среднего специального образования СССР организовать на базе учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров, а также вузов специальную подготовку в области теории и практики управления работников, положительно зарекомендовавших себя как организаторы производства. Одновременно с учетом новых требований обеспечить расширение масштабов и углубление экономической учебы непосредственно в объединениях и на предприятиях, тесную увязку ее с конкретными задачами трудовых коллективов и внедряемыми новыми условиями хозяйствования.

 

*         *

*

 

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС указал на исключительно важную роль и значение перестройки территориального управления. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что демократизация управления в республиках, кардинальное улучшение качества работы республиканских и местных органов управления должны привести в действие неисчерпаемые творческие силы народа, направить их на осуществление происходящих в стране революционных перемен, стать мощным фактором для ускорения продвижения советского общества вперед.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024