| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждены

Госгортехнадзором СССР

8 декабря 1986 года

 

ПРАВИЛА

ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО АММИАКА

 

Изложены требования к цистернам и их эксплуатации, указания по наливу и сливу, перевозке цистерн по железной дороге и ликвидации их неисправностей и аварий в пути следования. Описаны требования к подготовке персонала, средства его защиты и личной гигиены.

В Приложениях приведены некоторые свойства аммиака, технические данные железнодорожных цистерн для его перевозки, формы учетной документации, а также Инструкция по ликвидации неисправностей и аварий в пути следования цистерн.

Правила разработаны Государственным научно-исследовательским и проектным институтом азотной промышленности и продуктов органического синтеза (ГИАП).

С вводом в действие настоящих Правил прекращается действие "Типовой инструкции по наливу, сливу и транспортировке жидкого аммиака в железнодорожных цистернах", утвержденной Минхимпромом 14.11.67.

Для инженерно-технических работников, занимающихся эксплуатацией железнодорожных цистерн для перевозки жидкого аммиака.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящие Правила обязательны для предприятий, складов, других объектов и служб, которые отгружают и (или) получают жидкий аммиак в железнодорожных цистернах, принадлежащих предприятиям-грузоотправителям.

Правила не распространяются на автомобильные цистерны, контейнеры и баллоны для жидкого аммиака.

1.2. Пункты налива и слива жидкого аммиака (сливно-наливные пункты) и склады для хранения жидкого аммиака должны сооружаться по проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

1.3. На каждом сливно-наливном пункте должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке план ликвидации аварий и для каждого рабочего места - инструкции по охране труда.

1.4. План ликвидации аварий (ПЛА) должен быть разработан в соответствии с "Инструкцией по составлению планов ликвидации аварий", утвержденной Госгортехнадзором СССР, и методическими указаниями по составлению ПЛА, согласованными с Госгортехнадзором СССР и утвержденными соответствующими министерствами при участии штаба гражданской обороны (ГО) и Совета народных депутатов данного административного района (в части плана, относящейся к защите населения от поражения аммиаком).

1.5. На каждом предприятии, связанном с получением и отпуском жидкого аммиака, применительно к местным условиям должна быть разработана и утверждена общезаводская инструкция, требования которой должны быть не ниже требований настоящих Правил.

Инструкции по охране труда для работающих должны быть разработаны в соответствии с общезаводской инструкцией, правилами безопасности и другими действующими нормативными документами и утверждены в установленном порядке.

В инструкциях должны быть сформулированы требования этих документов и обязанности работающих на данном рабочем месте, указаны порядок действия при нормальной эксплуатации, возможные неполадки, их признаки и способы их устранения, а также приведены безопасные методы работы.

К инструкциям должны быть приложены необходимые схемы трубопроводов с указанием на них оборудования, арматуры, приборов контроля. Нумерация арматуры на схемах должна соответствовать нумерации арматуры по месту ее установки, обозначенной на специальных бирках или нанесенной несмываемой краской на корпусе арматуры.

1.6. Инструкции должны пересматриваться в сроки, установленные соответствующими министерствами и ведомствами. В случае аварии или травмирования работающих, являющихся следствием несовершенства инструкций, последние должны быть пересмотрены до истечения срока их действия.

1.7. В случае необходимости изменения технологического процесса слива и налива цистерн, схем трубопроводов и оборудования соответствующие коррективы в регламент и инструкцию должны быть внесены до внедрения изменений.

1.8. Все поступающие на работу на сливно-наливной пункт должны проходить медицинское освидетельствование и периодические медицинские осмотры в соответствии с порядком, установленным Минздравом СССР.

1.9. Все лица, занятые осмотром, ремонтом, проверкой герметичности, наливом, сливом и другими операциями с железнодорожными цистернами жидкого аммиака, должны быть обучены безопасным методам работы в соответствии с инструкциями о порядке прохождения инструктажа и обучения безопасным методам работы, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами.

Все вновь принятые рабочие должны пройти производственное обучение и проверку знаний в соответствии с типовым положением о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве.

Рабочие должны проходить периодическую проверку знаний не реже одного раза в год.

Проверку знаний проводит квалификационная комиссия, назначаемая приказом по предприятию, в составе которого эксплуатируется сливно-наливной пункт жидкого аммиака. Результаты проверки знаний рабочих должны оформляться протоколом, подписанным председателем и членами квалификационной комиссии.

Инженерно-технические работники должны сдавать экзамены на знание правил, норм и инструкций по технике безопасности не реже одного раза в три года. Порядок проведения экзаменов должен быть разработан на основании утвержденного Госгортехнадзором СССР "Типового положения о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками".

1.10. Проверка знаний работающих может быть назначена досрочно, если в процессе работы выявлено недостаточное знание работающими должностных инструкций и инструкций по технике безопасности, при внесении изменений в технологическую схему слива-налива цистерн, а также при наличии упущений из-за недостаточной квалификации работников и во всех случаях после аварий и несчастных случаев.

1.11. Лица, не прошедшие проверку знаний по технике безопасности, отстраняются от выполняемой работы.

1.12. Запрещается допускать к работе лиц, не ознакомленных с планом ликвидации аварий и не знающих его в части, относящейся к месту их работы.

1.13. Случаи производственного травматизма и аварий на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР, должны регистрироваться и расследоваться в порядке, предусмотренном "Инструкцией по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах" и "Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах".

На предприятиях и объектах, неподконтрольных Госгортехнадзору СССР, несчастные случаи расследуются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденном ВЦСПС.

1.14. С момента принятия цистерны предприятием от железнодорожной станции и до отправления адресату предприятие несет ответственность за содержание и эксплуатацию цистерны в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" Госгортехнадзора СССР, "Правилами перевозки грузов" МПС, настоящими Правилами и производственными инструкциями, обеспечивая исправное состояние и надежность цистерн, безопасность их налива (слива) и транспортировки.

1.15. Ответственность за состояние и несвоевременный ремонт ходовой части цистерны, рамы, упряжных и тормозных приборов должна быть возложена на начальника железнодорожного (или транспортного) цеха предприятия - владельца цистерн или другого инженерно-технического работника приказом по предприятию.

1.16. Должностные лица, ответственные за техническое состояние, осмотр, а также налив и слив железнодорожных цистерн, должны назначаться из числа инженерно-технических работников, прошедших проверку знаний в соответствии с "Типовым положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками".

1.17. Права и обязанности ответственных лиц определяются должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке. Лица, виновные в нарушении правил, несут личную ответственность независимо от того, привело или не привело это нарушение к аварии или несчастному случаю. Они отвечают также за нарушения, допущенные их подчиненными.

Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных нарушать правила и инструкции, самовольное возобновление работ, остановленных органами госгортехнадзора или технической инспекцией труда, а также непринятие этими лицами мер по устранению нарушений, которые допускаются в их присутствии подчиненными им должностными лицами или рабочими, является нарушением настоящих Правил и в зависимости от характера нарушений и их последствий влечет ответственность в дисциплинарном, административном или уголовном порядке.

1.18. Рабочие при невыполнении требований безопасности, изложенных в производственных инструкциях, в зависимости от характера нарушений несут ответственность в дисциплинарном или уголовном порядке.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЦИСТЕРНАМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ

ЖИДКОГО АММИАКА

 

2.1. Аммиак относится к грузам категории "Сжиженные газы", обладает токсичными свойствами. Перевозится аммиак в специальных цистернах, являющихся собственностью предприятий-грузоотправителей или арендованных ими.

2.2. Цистерны должны удовлетворять требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", правилам и нормам МПС.

2.3. Защитные колпаки, закрывающие арматуру (предохранительный клапан, вентили и манометродержатель) цистерн, должны быть опломбированы.

2.4. Измерители уровня могут быть трехпозиционные - показывающие с помощью контрольных трубок, опущенных в цистерну на разную глубину, или непрерывно показывающие. Отечественные цистерны оснащены тремя контрольными трубками с вентилями: нижняя - для контроля слива, две верхние - для контроля наполнения, высота установки которых соответствует 83 и 85% полного объема цистерны.

2.5. Манометр на цистерне предназначается для контроля давления при гидравлических испытаниях. При снятом манометре операции налива и слива, предусмотренные разд. 5 и 6 настоящих Правил, могут выполняться с контролем давления по манометрам, установленным на сливно-наливных трубопроводах.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЦИСТЕРН

 

3.1. Цистерны, предназначенные для перевозки жидкого аммиака и являющиеся собственностью предприятий-грузоотправителей, должны числиться в инвентаре железнодорожного цеха, склада аммиака, производства аммиака или другого структурного подразделения, определенного приказом по предприятию.

Паспорта цистерн должны храниться в соответствующем структурном подразделении, определенном приказом по предприятию.

Предприятие может передать принадлежащие ему цистерны в аренду или предоставить их для разового наполнения другому предприятию по указанию вышестоящей организации.

3.2. Собственные и арендованные предприятием цистерны должны учитываться предприятием в специальной книге учета, которая должна храниться у лица, осуществляющего надзор за ними.

Цистерны, передаваемые и получаемые для разового наполнения жидким аммиаком, должны учитываться у отправителя и получателя в специальных книгах лицами, осуществляющими надзор за цистернами.

3.3. Собственные и арендованные предприятием цистерны должны быть приписаны к станции МПС, к которой примыкает подъездной путь предприятия.

3.4. Каждая цистерна, кроме цистерн, полученных для разового наполнения и в аренду на срок не более 3 мес., до начала эксплуатации должна быть зарегистрирована ее владельцем в местном органе госгортехнадзора.

3.5. При передаче цистерны другому владельцу в аренду или в постоянное пользование она должна быть снята с учета в местном органе госгортехнадзора и передана вместе с паспортом новому владельцу, который должен ее зарегистрировать до начала эксплуатации в органе госгортехнадзора по новому месту налива.

3.6. Запрещается отправлять цистерну другому предприятию для разового наполнения, если цистерна имеет дефекты, перечисленные в п. 4.1; составления акта по форме Прил. 4 на дефектные цистерны не требуется.

3.6.1. При отправке цистерны для разового наполнения другому предприятию администрация ее владельца обязана послать получателю цистерны телеграфное извещение.

В телеграфном извещении обязательно указывается номер отправочной накладной, станция отправления, заводской и регистрационный номера, а также очередные сроки технических освидетельствований цистерны и арматуры и срок регулировки предохранительного клапана.

Запрещается отправлять цистерны, у которых очередные сроки их технического освидетельствования, а также сроки ревизии, испытания арматуры и регулировки предохранительного клапана наступают раньше чем через 15 сут., считая от предполагаемой даты отправки цистерны.

3.6.2. Телеграфные извещения об отправке цистерн для разового наполнения должны храниться у отправителя и получателя цистерн в структурном подразделении, в котором находятся паспорта цистерн. Паспорт цистерны в этом случае остается у ее владельца и вместе с цистерной не передается.

3.7. Арматура подлежит снятию с цистерн, осмотру, ревизии и гидравлическому испытанию не реже чем через два года. Величину давления при гидравлическом испытании арматуры следует принимать по ГОСТ 356-80. В этот же срок должны регулироваться на специальном стенде предохранительные клапаны. Проверять исправность действия предохранительных клапанов следует не реже 1 раза в 6 мес.

На арматуре или прочно прикрепленных к ней бирках должны быть указаны сроки ее очередных технических освидетельствований. Запрещается эксплуатация цистерн с истекшим или неуказанным сроком очередного технического освидетельствования арматуры.

3.8. В подразделении, в инвентаре которого числятся аммиачные цистерны, должны быть организованы учет осмотров, ревизии, ремонтов, гидравлических испытаний арматуры и проверка исправности действия предохранительных клапанов с записью проведенных работ в ремонтных журналах; сведения о замене арматуры должны заноситься в паспорт цистерны. Акты на ревизию, ремонт и регулировку предохранительных клапанов должны храниться с паспортами на предохранительный клапан.

3.9. Технические осмотры и ремонты рам, ходовых частей, упряжных и тормозных приборов цистерн следует проводить в сроки и по правилам, установленным для вагонного парка МПС.

3.10. Для присоединения цистерн к сливно-наливным трубопроводам должны применяться рукава или стендеры на рабочее давление 1,962 МПа (20 кгс/кв. см).

3.11. Разрешается применение рукавов:

резиновых с текстильным каркасом по ГОСТ 18698-79;

резиновых с металлической оплеткой по ГОСТ 6286-73, а также рукавов по другим стандартам и техническим условиям, если эти рукава по техническим свойствам не ниже, чем по вышеуказанным стандартам;

металлических герметичных, предназначенных для авиационной техники.

3.11.1. Резиновые рукава должны иметь на концах металлические наконечники (штуцера) для присоединения к цистерне и трубопроводам. Крепить наконечники к рукаву следует с помощью хомутов; крепление проволокой не допускается. В месте контакта резины с металлом на боковой поверхности штуцеров должны быть кольцевые канавки, препятствующие соскальзыванию рукава со штуцера.

3.11.2. Рукава перед началом эксплуатации и периодически в процессе эксплуатации - через половину гарантийного ресурса работы, определенного стандартами или техническими условиями на них, должны подвергаться осмотру и гидравлическому испытанию на двойное рабочее давление - 3,92 МПа (40 кгс/кв. см).

3.11.3. Перед каждым наливом (сливом) цистерны должен проводиться наружный осмотр присоединяемых рукавов (стендеров). Рукава со сквозными повреждениями и с поврежденными нитями корда подлежат замене.

3.11.4. Каждому рукаву, присоединяемому к сливно-наливным трубопроводам, должен быть присвоен инвентарный номер. Номер выбивается на бирке, которая должна быть прикреплена к рукаву и опломбирована; допускается наносить номер несмываемой краской на рукаве.

3.11.5. На бирке, кроме инвентарного номера, должны быть выбиты величина давления гидравлического испытания и его очередной срок. Эксплуатация рукавов без таких бирок, а также с истекшими сроками гидравлического испытания не допускается.

3.12. На каждом сливно-наливном пункте должен быть журнал учета рукавов, в который записываются результаты осмотров и испытаний каждого рукава (см. Прил. 3).

3.13. При каждом сливе и наливе, а также после устранения утечек в местах уплотнения и при замене арматуры необходимо проверять герметичность всех разъемных соединений цистерн. Проверка на герметичность должна проводиться по специальной инструкции (методике), разработанной специализированной организацией.

3.14. Запрещается использовать цистерны, предназначенные для перевозки жидкого аммиака, под другие продукты и в качестве хранилищ.

3.15. Цистерны для жидкого аммиака подлежат срочному возврату владельцу, арендатору.

 

4. ОСМОТР И ПОДГОТОВКА ЦИСТЕРН К НАЛИВУ

 

4.1. Перед наливом жидкого аммиака или отправкой другому предприятию для разового наполнения должно быть проверено состояние каждой цистерны.

Запрещается наливать жидкий аммиак в цистерну, если:

истек срок ее очередного технического освидетельствования, осмотра или ремонта рамы, ходовой части, тормозных и упряжных приборов;

повреждены обечайки или днища (трещины, заметное изменение формы и др.), элементы крепления к раме;

неисправны рама, ходовая часть, тормоза и автосцепка;

отсутствуют или находятся в неудовлетворительном состоянии окраска, отличительные полосы, клейма, надписи и трафареты;

отсутствует или неисправна арматура, прошел срок ее освидетельствования, предусмотренный п. 3.7;

отсутствует или неисправен защитный колпак арматуры;

в цистерне вместо аммиака обнаружен другой продукт;

повреждены рукава для налива цистерны или истек срок их гидравлических испытаний;

отсутствуют или неисправны манометры на сливно-наливных линиях.

4.2. Железнодорожный цех предприятия обязан проверить по каждой цистерне: соблюдение сроков освидетельствования; внешнее состояние; наличие и исправность защитных колпаков; исправность ходовой части, рамы, тормозных и упряжных приборов и соблюдение сроков их осмотров и ремонтов; соответствие и состояние окраски, надписей и трафаретов на цистерне.

Результаты проверки цистерн должны быть записаны в специальную книгу. При этом на годные для налива цистерны должен быть составлен "Акт осмотра и налива цистерн жидким аммиаком" (по форме Прил. 4). Два экземпляра акта, подписанного в части, относящейся к железнодорожному цеху, должны быть переданы наливному пункту вместе с цистернами.

4.3. Персонал наливного пункта обязан проверять наличие и исправность арматуры, величину остаточного давления в цистерне, наличие аммиака (или постороннего продукта), а также герметичность цистерны и арматуры в процессе налива. В необходимых случаях наливной пункт проводит продувку цистерн азотом. Продувочный газ при этом должен направляться в общую или специальную факельную систему. При подготовке проведения работ внутри цистерны после продувки ее азотом и последующей подготовки (промывка, пропарка) цистерна должна быть продута воздухом.

Примечание. Распределение обязанностей по п. 4.2 и 4.3 при осмотре цистерн между железнодорожным цехом и наливным пунктом может быть изменено по усмотрению руководителя предприятия.

 

4.4. Результаты проверки и заключение о годности цистерн для налива должны быть отмечены на наливном пункте в полученных от железнодорожного цеха двух экземплярах "Акта осмотра и налива цистерн жидким аммиаком".

Заключение должно быть подписано уполномоченными лицами, проводившими проверку цистерн.

Примечание к п. 4.2, 4.3 и 4.4. Должности лиц, участвующих в дневное и ночное время в осмотре и проверке цистерн и подписывающих заключение о годности цистерн под налив, уточняются в рабочих инструкциях в соответствии с существующими на данном предприятии структурой управления и штатным расписанием железнодорожного цеха, аммиачного производства, склада жидкого аммиака и наливного пункта.

 

4.5. Лица, проверяющие цистерны на наливном пункте, обязаны сверить номера поступивших цистерн с номерами, указанными в "Акте осмотра и налива цистерн жидким аммиаком", после чего по каждой цистерне должны:

проверить состояние защитного колпака и пломбу на нем, снять колпак;

проверить пломбу на предохранительном клапане, исправность манометродержателя, внешнее состояние и окраску арматуры, сроки ее очередных осмотров и гидравлических испытаний, состояние фланцевых соединений;

проверить исправность механизмов затворов вентилей, для чего поочередно кратковременно плавно открыть вентили, не снимая заглушек;

проверить отсутствие или наличие остатка жидкого аммиака в цистерне путем открытия контрольного вентиля. Цистерна направляется на налив как при наличии остатка жидкого аммиака, так и при его отсутствии.

4.6. При обнаружении в цистерне постороннего продукта она должна быть передана для промывки и дегазации на специально оборудованный промывочный пункт.

При невозможности опорожнения на предприятии-наполнителе цистерна должна быть возвращена потребителю аммиака для слива, промывки и дегазации. По возвращении после промывки и дегазации цистерна контролируется железнодорожным цехом и наливным пунктом повторно.

4.7. При обнаружении дефектов цистерны (рамы, ходовой части, тормозов, автосцепки, обечайки, днища, люка-лаза, арматуры), которые исключают возможность ее эксплуатации, должно быть составлено заключение о непригодности цистерны для наполнения и она должна быть передана с дефектной ведомостью ремонтному подразделению для устранения дефектов. Грузоотправители должны систематически анализировать повреждения и дефекты цистерн и принимать меры к их устранению.

4.8. Новые и промытые цистерны, а также цистерны после доукомплектования арматурой или после ее замены должны быть продуты азотом и испытаны на герметичность под давлением 1,962 МПа (20 кгс/кв. см) азотом или газообразным аммиаком. Эти работы должны выполняться подразделением, определенным приказом по предприятию в зависимости от действующей структуры управления и имеющихся технических возможностей, по инструкции, утвержденной главным инженером предприятия, в которой должны быть определены необходимые меры безопасности.

4.9. Содержание кислорода в продувочном азоте не должно превышать 3% объема; примесь горючих газов в азоте не допускается.

Продувать цистерны азотом следует до остаточного содержания кислорода не больше 3%.

4.10. При групповых или маршрутных перевозках для сокращения времени обработки цистерн рекомендуется осмотр цистерн железнодорожным цехом и сливно-наливным пунктом проводить одновременно.

4.11. До присоединения сливно-наливных коммуникаций к цистерне следует тщательно осмотреть рукава и другие элементы сливно-наливных трубопроводов, обнаруженные дефекты должны быть устранены.

 

5. НАЛИВ ЖИДКОГО АММИАКА В ЦИСТЕРНЫ

 

5.1. Все операции по наливу жидкого аммиака должны выполняться в строгом соответствии с технологическим регламентом склада аммиака или наливного пункта.

5.2. С каждой партией отгружаемого аммиака должен быть отправлен паспорт (сертификат), удостоверяющий качество аммиака, которое должно удовлетворять требованиям действующих технических условий.

Паспорт аммиака, отбор проб и методы анализа должны соответствовать требованиям ГОСТ 6221-82. Места отбора проб для анализа аммиака в хранилищах должны определяться технологическим регламентом.

5.3. Налив аммиака в цистерны из хранилищ, работающих под избыточным давлением, может осуществляться передавливанием путем создания разности давлений между хранилищем и цистерной или перекачиванием насосами. При этом вытесняемый из цистерны и образующийся за счет частичного вскипания газообразный аммиак должен отводиться постоянно. Необходимая разность давлений может обеспечиваться как путем отсасывания газообразного аммиака из цистерн и подачи его в опорожняемые хранилища, так и путем постоянного отвода для использования в производстве (в газгольдер, установку конденсации, приготовление аммиачной воды и др.).

Конкретная схема налива и отвода газообразного аммиака должна предусматриваться проектом и устанавливаться технологическим регламентом.

Принципиальная схема налива жидкого аммиака приведена на рис. 1 <*>.

--------------------------------

<*> Рисунки не приводятся.

 

5.4. Из изотермических хранилищ, работающих под давлением, близким к атмосферному, жидкий аммиак в цистерны может наливаться только с помощью насосов. При этом температура аммиака может быть 239,8 K (-33,3 град. C) и выше.

5.5. Операции по наливу цистерн жидким аммиаком могут быть начаты лишь после осмотра цистерн персоналом наливного пункта и получения письменного разрешения в Акте осмотра и налива цистерн (см. Прил. 4).

5.6. Перед началом операций по наливу необходимо сверить номера цистерн, поданных для налива, с номерами, указанными в Акте осмотра и налива цистерн, и убедиться в наличии письменного разрешения на налив по каждой цистерне. После этого следует проверить надежность крепления рукавов к патрубкам и состояние фланцевых соединений на трубопроводах и цистерне и лишь тогда можно открывать вентили.

5.7. Налив цистерны следует вести, поддерживая в ней минимальное давление за счет полного открытия газового вентиля цистерны при максимальном давлении в трубопроводе жидкого аммиака от имеющегося источника давления (хранилище, насос и др.).

Для сокращения времени налива рекомендуется наливать цистерну через имеющиеся на ней два жидкостных вентиля, для чего каждая точка налива должна быть оборудована двумя рукавами, присоединенными к коллектору жидкого аммиака.

Примечание. При резком сбросе давления из цистерны (т.е. большом расходе газа через газовый трубопровод) возможно закрытие скоростного клапана, установленного на газовом трубопроводе цистерны, т.е. перекрытие этого трубопровода. В этом случае необходимо уменьшить расход жидкого аммиака в цистерну, прикрыв вентиль подачи аммиака, установленный на трубопроводе-отводе у рукава.

 

5.8. Налив цистерны должен быть немедленно прекращен, если масса налитого аммиака равна грузоподъемности цистерны или уровень налитого аммиака будет в пределах 83 - 85% объема цистерны.

Переполнение цистерн категорически запрещается.

Примечание. Полное использование грузоподъемности цистерн (при определении массы аммиака по уровню с помощью контрольных трубок, установленных на цистерне) возможно только при наливе аммиака с температурой 239,8 K (-33,3 град. C). При температуре выше 239,8 K (-33,3 град. C) из-за снижения плотности аммиака цистерны не могут быть заполнены до номинальной грузоподъемности.

 

5.9. Для контроля наполнения цистерн трехпозиционным измерителем уровня с помощью контрольных трубок следует во время налива периодически открывать вентиль нормального уровня (83% объема). При выходе из него газа налив должен быть продолжен до момента выхода жидкости. По окончании налива необходимо открыть контрольный вентиль верхнего предельного уровня, соответствующего 85% объема цистерны. Выход из него газа означает, что уровень находится в допустимых пределах, а выход жидкости - что цистерна переполнена.

5.10. Недолив цистерн не допускается. В случае недолива в цистерну должно быть добавлено недостающее количество аммиака, а в случае переполнения избыточный аммиак должен быть незамедлительно слит, для чего на каждом наливном пункте должны быть предусмотрены соответствующие емкости и трубопроводы. Для этой цели могут использоваться наливные трубопроводы аммиака и складские хранилища.

5.11. При одновременном наливе группы цистерн операции по наливу должны выполняться так же, как и для одиночных цистерн. При уравнивании давлений в цистернах путем соединения их с коллектором газообразного аммиака регулировать налив следует вентилями, установленными на отводах коллекторов жидкого аммиака.

5.12. Налив цистерн следует, как правило, автоматизировать с применением радиоактивных, ультразвуковых и других надежных уровнемеров.

При групповом автоматизированном наливе цистерн автоматическое отключение цистерны от трубопроводов при достижении нормального уровня должно быть индивидуальным.

По окончании автоматизированного налива следует перед отсоединением рукавов проконтролировать в каждой цистерне уровень налитого аммиака открытием вентилей трехпозиционного измерителя уровня, имеющегося на цистерне, и в случае ее переполнения слить избыток, а при недоливе - добавить недостающее количество аммиака.

5.13. Проверка на герметичность налитых цистерн должна проводиться в соответствии с требованиями п. 3.13.

5.14. Закрывать и пломбировать колпаки следует только с разрешения и в присутствии лица, ответственного за осмотр цистерн, которое обязано до выдачи такого разрешения провести контрольный осмотр арматуры, заглушек, колпаков, а также пломб колпаков.

5.15. После отсоединения рукавов от цистерны следует проверить герметичность затворов арматуры. При отсутствии утечек аммиака на свободные штуцера арматуры устанавливают заглушки. Затем устанавливают и пломбируют защитные колпаки арматуры. Пломбиры должны быть с контрольными знаками, присвоенными данному наливному пункту (складу аммиака).

5.16. Работы по устранению утечек аммиака в местах уплотнений и замене арматуры на цистерне должны выполняться после снижения давления в цистерне до атмосферного. Снижать давление следует путем открытия газового вентиля цистерны и соединения ее с коллектором газообразного аммиака, который, в свою очередь, должен быть связан с системой постоянного отвода аммиака (в газгольдер, на установку конденсации, на приготовление аммиачной воды и др.). После сброса давления цистерна отключается от коллектора. Операции по снижению давления должны проводиться при установленном на цистерну манометре. После устранения утечек герметичность соединений и арматуры цистерн должна быть проверена повторно в соответствии с требованиями п. 3.13.

Если дефекты устранить невозможно, то цистерну следует опорожнить, продуть азотом и воздухом и отправить в ремонт.

5.17. Если во время налива цистерны будет обнаружена утечка аммиака или возникнет аварийная ситуация, то налив цистерны следует немедленно прекратить и принять необходимые меры к ликвидации утечки, аварии и снижению ее последствий.

5.18. Результаты налива и осмотра налитых цистерн должны быть записаны в полученные от железнодорожного цеха два экземпляра акта осмотра и налива цистерн (Прил. 4). Один экземпляр акта должен быть возвращен железнодорожному цеху при отправке цистерн, а другой - подшит в дело "Актов осмотра и налива цистерн" и зарегистрирован в описи этого дела. При такой системе учета ведение журнала налива цистерн не обязательно.

5.19. Передача исправных налитых цистерн должна оформляться должностными лицами наливного пункта (склада) по акту сдачи налитых цистерн (см. Прил. 5), который должен составляться в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается железнодорожному цеху одновременно с цистернами. По передаваемым цистернам номера актов сдачи налитых цистерн (см. Прил. 5) должны быть вписаны в акты осмотров и налива цистерн, составленные по форме Прил. 4. Порядок сдачи наполненных цистерн железной дороге определяется "Правилами перевозки грузов" МПС.

 

6. СЛИВ ЖИДКОГО АММИАКА ИЗ ЦИСТЕРН

 

6.1. Для проведения осмотров и слива прибывших цистерн с аммиаком и возврата их отправителю администрация получателя должна назначить приказом постоянных ответственных лиц соответствующей квалификации и организовать круглосуточное наблюдение за цистернами с момента их приема от железной дороги и до возврата после слива. От железной дороги цистерны должны быть приняты в соответствии с "Правилами перевозки грузов" МПС.

6.2. Прибывшую цистерну с жидким аммиаком ответственный представитель получателя должен осмотреть и, пользуясь контрольными вентилями и соответствующими реактивами, убедиться, что цистерна заполнена аммиаком, после чего дать заключение о возможности слива. Результаты осмотра цистерн и заключение должны быть зафиксированы в двух экземплярах акта осмотра и слива (см. Прил. 6).

6.3. При обнаружении в прибывшей цистерне постороннего продукта или дефектов, не позволяющих провести безопасный слив аммиака, получатель должен срочно телеграфировать об этом поставщику. Поставщик обязан дать необходимые указания и при необходимости командировать специалистов.

6.4. До начала операций по сливу необходимо сверить номера цистерн, подготовленных к сливу, с номерами цистерн, на слив которых дано разрешение в акте осмотра и слива (см. Прил. 6). До присоединения рукавов следует визуально проверить надежность их крепления к патрубкам, затем, присоединив рукава, проверить правильность затяжки фланцевых соединений на трубопроводах и лишь после этого разрешается открывать вентили.

6.5. Если во время слива цистерны будет обнаружена утечка аммиака или возникнет аварийная ситуация, то следует немедленно принять необходимые меры к ликвидации утечки, аварии и снижению последствий от них.

6.6. Слив жидкого аммиака из одиночных и групп цистерн может осуществляться передавливанием газообразным аммиаком или перекачиванием насосами.

Для ускорения цистерну рекомендуется сливать через имеющиеся на ней два жидкостных вентиля. Сливной пункт должен быть оснащен двумя рукавами, присоединяемыми к сливному трубопроводу.

6.7. Слив цистерны следует вести с максимальной скоростью и регулировать ее вентилями на сливном устройстве так, чтобы не закрывались скоростные клапаны на жидкостных трубопроводах цистерны.

Оптимальный перепад давлений между цистерной и приемным резервуаром может поддерживаться как повышением давления в цистерне, так и снижением давления в приемном резервуаре. При этом давление в цистерне не должно превышать 1,962 МПа (20 кгс/кв. см).

Примечание. Под максимальной скоростью слива в данном случае понимается такая скорость аммиака в сливном трубопроводе, при которой скоростные клапаны цистерны не закрыты, но при незначительном увеличении расхода закрываются. При сливе эта скорость устанавливается путем медленного открывания вентиля на сливном трубопроводе до момента закрытия скоростного клапана (слышен резкий удар клапана о седло). Затем вентиль нужно прикрыть на 0,25 - 0,5 оборота.

 

Принципиальная схема слива жидкого аммиака приведена на рис. 2.

6.8. При перекачивании аммиака насосами из группы десять цистерн и более на сливном трубопроводе между цистернами и насосами следует иметь ресивер жидкого аммиака. Вместимость ресивера должна быть не более 25% количества аммиака, сливаемого за 1 ч, но не превышать 100 т.

6.9. Окончание слива следует определять открытием вентиля контроля слива трехпозиционного измерителя. Выход газа из вентиля означает, что цистерна полностью слита, а выход жидкости указывает, что слив не закончен. Перед открытием контрольного вентиля необходимо на 1 - 2 с открыть вентиль уравновешивания давления в трубке контрольного вентиля и в газовом пространстве цистерны для исключения неправильного результата определения.

6.10. Слив цистерн следует как правило автоматизировать с применением радиоактивных, ультразвуковых и других надежных уровнемеров.

При групповом автоматизированном сливе цистерн должно быть индивидуальное автоматическое отключение каждой цистерны от трубопроводов по окончании слива.

6.11. При сливе следует обеспечивать полное опорожнение цистерн, сохраняя в них давление слива. Запрещается возвращать не полностью слитые цистерны и с давлением ниже 0,049 МПа (0,5 кгс/кв. см).

6.12. По окончании слива необходимо, не снижая давления в цистерне, выполнить следующие операции:

отключить с помощью вентилей цистерну от сливно-наливных трубопроводов, опорожнить рукава в дренажный коллектор и отсоединить их;

проверить герметичность арматуры, фланцевых и резьбовых соединений и установить заглушки на вентили;

закрыть арматуру цистерны защитным колпаком, опломбировав пломбиром с контрольным знаком, присвоенным данному получателю аммиака.

При обнаружении утечек аммиака работы по их устранению должны выполняться при сниженном до атмосферного давлении в цистерне. После устранения утечек до возврата железнодорожному цеху перед установкой заглушек и пломбированием колпаков в цистерне должно быть установлено давление не ниже 0,049 МПа (0,5 кгс/кв. см).

6.13. Закрывать арматуру колпаками и пломбировать их следует только с разрешения и в присутствии уполномоченного лица, которое обязано провести контрольный осмотр арматуры, заглушек и колпаков. Цистерны с опломбированными колпаками должны быть срочно возвращены поставщику аммиака.

После осмотра перед сдачей цистерн железнодорожному цеху для отправки поставщику уполномоченное лицо должно оформить акт осмотра и слива цистерн (см. Прил. 6). Акт должен быть оформлен в двух экземплярах, один из которых остается на сливном пункте, другой передается железнодорожному цеху вместе с цистерной.

 

7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАЛИВУ

И СЛИВУ ЦИСТЕРН

 

7.1. Колеса цистерны, установленной под налив или слив аммиака, необходимо закреплять на рельсовом пути тормозными башмаками (ГОСТ 1204-67) с двух сторон или стояночным тормозом и выставлять на железнодорожных путях знаки, предупреждающие о запрещении проезда в соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР".

7.2. Подготовительные и сливно-наливные операции могут выполняться лишь после удаления локомотива за выставленные знаки о запрещении проезда.

7.3. Во время выполнения подготовительных и сливно-наливных операций запрещается присутствие вблизи цистерны (на расстоянии до 5 м) людей, не имеющих отношения к этой работе. Специального ограждения этой зоны не требуется.

7.4. Запрещаются без специального разрешения сварочные и другие работы на расстоянии менее 20 м от места слива (налива) аммиака.

7.5. Запрещается оставлять без наблюдения цистерны, установленные на путях для слива или налива аммиака.

7.6. Запрещается оставлять цистерну присоединенной к коммуникациям при длительных перерывах налива (слива) аммиака. При непродолжительных (до 0,5 ч) перерывах необходимо закрыть вентили с обоих концов рукавов и сбросить давление из них через дренажный вентиль.

7.7. Запрещается снятие арматуры, замена прокладок, подтягивание болтов и других резьбовых соединений на цистерне и коммуникациях, находящихся под давлением. Нельзя удалять болты фланцевых соединений, не убедившись, что в цистерне и трубопроводах нет избыточного давления. Отверстия в крышке люка-лаза цистерны после снятия арматуры должны быть закрыты заглушками. При необходимости снятия крышки люка-лаза для замены прокладки или устранения других неисправностей следует до начала выполнения работ снизить давление в цистерне до атмосферного. По окончании работ давление в цистерне следует поднять до величины давления налива и проверить герметичность в порядке, определенном п. 9.10 "Правил безопасности во взрывоопасных и взрывопожароопасных химических и нефтехимических производствах" (ПБВХП-74).

7.8. После присоединения рукавов к цистерне их герметичность должна проверяться при медленном заполнении аммиаком из коллектора.

7.9. При возникновении пожара, тепловое воздействие которого может привести к опасному нагреву цистерны, необходимо перевезти ее в безопасное место, а при невозможности перевозки обильно поливать водой, пока не будет ликвидирована опасность.

7.10. Все операции по осмотру, наливу и сливу аммиака, проверке герметичности цистерн, присоединению и снятию рукавов и арматуры должны выполняться рабочими, имеющими при себе противогазы марки КД. Работы по подтяжке и разборке разъемных соединений на коммуникациях жидкого аммиака следует выполнять в резиновых перчатках и специальной одежде.

7.11. Операторы у цистерн, в компрессорных (насосных) и других местах на складе или сливно-наливном пункте должны поддерживать связь друг с другом и с начальником (мастером) смены с помощью телефона или системы громкоговорящей связи.

7.12. На рамы цистерн необходимо нанести желтые отличительные полосы со следующими надписями черного цвета: "Аммиак", "Рег. N...", "ТО...".

После ТО указывается очередная дата технического освидетельствования цистерны, установленная "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

После Рег. N указывается регистрационный номер цистерны.

Полосы и надписи должны быть нанесены на обеих сторонах рамы около номера цистерны. Длина полосы должна быть достаточной для надписей, а высота равна высоте рамы.

Надписи "Аммиак", "Рег. N" и цифры номера должны быть написаны шрифтом N 3, а "ТО" - шрифтом N 4, предусмотренным альбомом МПС "Знаки и надписи на вагонах железных дорог СССР".

 

8. ПЕРЕВОЗКА ЦИСТЕРН С ЖИДКИМ АММИАКОМ

ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

 

8.1. Перевозка цистерн с жидким аммиаком должна осуществляться в соответствии с "Правилами перевозок грузов" МПС с отнесением перевозимого в цистернах жидкого аммиака к грузам категории "Сжиженный газ" и с соблюдением требований "Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железной дороге МПС".

8.2. Ответственность за исправность цистерны, правильность наполнения (слива) и безопасность цистерны для перевозки возлагается на ее отправителя.

8.3. В случае отцепки цистерны от поезда из-за утечки аммиака администрация предприятия - владельца цистерн или предприятия-наливщика обязана при получении соответствующего уведомления командировать к месту стоянки отцепленной цистерны бригаду специалистов по устранению аварии цистерн с необходимыми инструментами и приспособлениями.

8.4. Ремонт отцепленной цистерны с утечкой аммиака, а также ее отправку на ближайший сливно-наливной пункт обязана незамедлительно выполнять выездная бригада предприятия-наливщика или предприятия-владельца цистерны, от которого требуется существенно меньше времени для проезда к месту стоянки отцепленной цистерны. Конкретное решение о вызове бригады принимается в порядке, установленном правилами МПС.

Предприятие-наливщик, не являющееся владельцем отцепленной цистерны, должно быть информировано предприятием-владельцем о неисправности цистерны с указанием станции, на которой находится цистерна, и характеристики неисправности.

8.5. О неисправности аммиачной цистерны в пути должен быть составлен документ (акт, заключение, протокол и т.п.), в котором должны быть указаны: характер неисправности или аварии; причины ее возникновения; меры, принятые к ее ликвидации; возможность дальнейшего следования цистерны.

В составлении документа должны участвовать представители железной дороги, ответственные представители предприятия-владельца и предприятия-наливщика.

8.6. В пути следования ремонт ходовых частей, тормозных и упряжных приборов цистерн должен выполняться персоналом железной дороги с соблюдением требований безопасности, регламентированных "Правилами перевозки грузов" МПС.

 

9. ПРОМЫВКА ЦИСТЕРН

 

9.1. Промывку и внутреннюю очистку цистерн для перевозки жидкого аммиака разрешается выполнять только на специально оборудованных пунктах промывки цистерн предприятий - владельцев цистерн или предприятий-наливщиков в соответствии со специальной инструкцией.

9.2. Промывать цистерны следует перед техническим освидетельствованием, при обнаружении в цистерне постороннего продукта, а также в случае необходимости проведения работ внутри цистерны.

9.3. Перед промывкой цистерна должна быть полностью опорожнена от аммиака и продута азотом и воздухом на наливном пункте, что должно быть подтверждено справкой, передаваемой пункту промывки одновременно с цистерной.

9.4. Промывку цистерны, как правило, следует совмещать с ремонтом арматуры. При этом должны проводиться ревизия и гидравлическое испытание арматуры, а предохранительный клапан должен быть отрегулирован на специальном стенде на давление открытия, равное 1,962 - 2,25 МПа (20 - 23 кгс/кв. см).

9.5. Результаты внутреннего осмотра цистерны после промывки, проверки и гидравлического испытания арматуры, а также регулировки предохранительного клапана должны быть оформлены соответствующими актами, которые должны храниться вместе с паспортом цистерны.

 

10. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

И АВАРИЙ ЦИСТЕРН. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

РАБОТАЮЩИХ

 

10.1. На предприятиях, производящих аммиак и осуществляющих его налив в цистерны, приказом руководителя должны быть укомплектованы выездные аварийные бригады и назначены ответственные представители (руководители) для ликвидации аварий и устранения неисправностей цистерн, отцепленных в пути следования.

Выездная бригада должна принять меры по ликвидации неисправности или аварии цистерны, отцепленной от поезда в пути следования.

В выездную бригаду должны быть назначены квалифицированные рабочие, обученные способам и мерам ликвидации аварий по специальной инструкции, разработанной в соответствии с Прил. 7. Эти лица, постоянно работающие на своих рабочих местах, обязаны по распоряжению администрации выезжать на ликвидацию аварий и устранение неисправностей цистерн, отцепленных в пути следования.

10.2. Для выездной бригады должны храниться в установленных местах в постоянной готовности:

кислородные или воздушные изолирующие приборы (не менее трех комплектов);

противогазы марки КД (не менее пяти комплектов с запасными фильтрующими коробками);

прорезиненные костюмы (не менее трех комплектов);

резиновые сапоги и перчатки в комплекте с утеплительными вкладышами (не менее пяти комплектов);

набор гаечных ключей и другого инструмента;

два-три комплекта арматуры цистерны, запас заглушек, прокладок, крепежных и других изделий, необходимых для устранения неисправностей и ликвидации аварий;

резервные комплекты спецодежды;

аптечка и кислородные подушки.

10.3. Ответственность за окончательную ликвидацию неисправности или аварии цистерны, отцепленной от поезда в пути следования, несет прибывший по вызову представитель предприятия, который обязан руководствоваться специальной инструкцией, составленной по образцу, приведенному в Прил. 7, и утвержденной главным инженером предприятия.

10.4. В аварийных ситуациях на сливно-наливном пункте или на территории, на которой расположен пункт, следует действовать в соответствии с разработанным планом ликвидации аварий.

10.5. Все работающие на сливно-наливном пункте должны:

знать отличительные признаки и основные свойства аммиака и азота, опасность их воздействия на организм человека;

знать устройство, правила обращения и уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты;

оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

10.6. Рабочие и инженерно-технические работники сливно-наливного пункта должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и индивидуальными предохранительными (защитными) приспособлениями в зависимости от характера и условий выполняемых работ и с учетом положений "Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений". Кроме этого, на сливно-наливном пункте или складе жидкого аммиака должен быть аварийный запас спецодежды, спецобуви, необходимых противогазов и других предохранительных приспособлений в количестве не менее трех комплектов.

10.7. Спецодежда должна соответствовать действующим техническим условиям на соответствующий вид изделия и быть пригодной по размерам.

Рабочие, получившие средства индивидуальной защиты, должны быть обучены правилам обращения с ними с учетом конкретных условий, в которых они применяются.

Наличие и исправность индивидуального противогаза должен проверить каждый работник на своем рабочем месте.

Учет выдачи и наблюдение за сроками действия противогазов, обеспечение санитарных условий хранения их, дезинфекцию лицевых частей противогазов, проверку исправности коробок, хранение и контроль состояния предохранительных приспособлений обязана вести администрация, которой подчинен сливно-наливной пункт. Эта же администрация обязана обеспечить хранение спецодежды и спецобуви, стирку, дезинфекцию и ремонт спецодежды в соответствии с требованиями норм и учетом особенностей выполняемой работы.

10.8. Запрещается допуск работающих к исполнению обязанностей без соответствующей спецодежды и необходимых предохранительных приспособлений, а также в неисправной спецодежде и с неисправными предохранительными приспособлениями.

10.9. Работы в газоопасных местах - на обслуживающих площадках цистерн, откидных мостиках, эстакадах налива (слива), а также внутри цистерн - должны выполняться в соответствии с Типовой инструкцией по организации безопасного проведения газоопасных работ на подконтрольных Госгортехнадзору СССР объектах или другими аналогичными инструкциями, утвержденными соответствующими министерствами (ведомствами).

10.10. В случае опасной для окружающих утечки жидкого аммиака в соответствии с планом ликвидации аварии на предприятии, производящем и использующем аммиак, должны быть эвакуированы с места аварии все лица, кроме необходимых для устранения аварии и ее последствий.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

(справочное)

 

НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА АММИАКА

 

Аммиак не имеет цвета и обладает характерным резким раздражающим запахом нашатырного спирта. При температуре 273,1 K (0 град. C) и атмосферном давлении (нормальные условия) аммиак находится в газообразном состоянии. В жидкое состояние при атмосферном давлении аммиак может быть превращен охлаждением до 239,8 K (-33,3 град. C), а при более высоких температурах - соответствующим увеличением давления. В связи с этим аммиак относится к сжиженным газам и промышленностью выпускается в жидком виде.

 

Химическая формула                                   NH3

Температура, K (град. C):

  кипения при давлении 0,101 МПа (1,033 кгс/кв. см)  239,8 (-33,3)

  плавления                                          195,4 (-77,7)

  критическая                                        405,5 (132,4)

Критическое давление (абсолютное), МПа (кгс/кв. см)  11,32 (111,5)

Плотность газа при 273,1 K (0 град. C) и 0,1 МПа,

кг/куб. м                                            0,77

 

В состоянии насыщения изменение давления паров аммиака и плотности жидкости в зависимости от температуры видно из следующей таблицы.

 

Таблица

 

┌─────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┐

   Температура       Давление паров      Плотность жидкости, 

├───────┬─────────┼──────────┬───────────┤       кг/куб. м      

   K   │ град. C │    МПа   │кгс/кв. см │                      

├───────┼─────────┼──────────┼───────────┼───────────────────────┤

│ 239,8 │  -33,3     0,101     1,03              682         

│ 241,1 │  -32       0,108     1,10              680         

│ 243,1 │  -30       0,120     1,22              678         

│ 245,1 │  -28       0,132     1,34              675         

│ 247,1 │  -26       0,145     1,48              673         

│ 249,1 │  -24       0,159     1,62              670         

│ 251,1 │  -22       0,174     1,77              668         

│ 253,1 │  -20       0,190     1,94              665         

│ 255,1 │  -18       0,208     2,12              663         

│ 257,1 │  -16       0,226     2,31              660         

│ 259,1 │  -14       0,247     2,51              658         

│ 261,1 │  -12       0,268     2,73              655         

│ 263,1 │  -10       0,291     2,97              652         

│ 265,1 │   -8       0,315     3,21              650         

│ 267,1 │   -6       0,341     3,48              647         

│ 269,1 │   -4       0,369     3,76              644         

│ 271,1 │   -2       0,398     4,06              642         

│ 273,1 │    0,0     0,429     4,38              639         

│ 275,1 │    2       0,462     4,72              636         

│ 277,1 │    4       0,497     5,07              634         

│ 279,1 │    6       0,534     5,45              631         

│ 281,1 │    8       0,574     5,85              628         

│ 283,1 │   10       0,615     6,27              625         

│ 285,1 │   12       0,658     6,71              622         

│ 287,1 │   14       0,704     7,18              620         

│ 289,1 │   16       0,752     7,67              617         

│ 291,1 │   18       0,803     8,19              614         

│ 293,1 │   20       0,857     8,74              611         

│ 295,1 │   22       0,913     9,31              608         

│ 297,1 │   24       0,972     9,91              605         

│ 299,1 │   26       1,033    10,54              602          

│ 301,1 │   28       1,098    11,19              599         

│ 303,1 │   30       1,166    11,88              596         

│ 305,1 │   32       1,236    12,61              593         

│ 307,1 │   34       1,310    13,36              590         

│ 309,1 │   36       1,388    14,15              587         

│ 311,1 │   38       1,468    14,97              583         

│ 313,1 │   40       1,553    15,83              580         

│ 315,1 │   42       1,641    16,73              577         

│ 317,1 │   44       1,732    17,66              574         

│ 319,1 │   46       1,828    18,65              570         

│ 321,1 │   48       1,927    19,65              567         

│ 323,1 │   50       2,030    20,78              563         

└───────┴─────────┴──────────┴───────────┴───────────────────────┘

 

Газообразный аммиак относится к горючим газам. Температура самовоспламенения аммиака в стальной бомбе, обладающей каталитическим действием, равна 650 град. C, в кварцевой бомбе - 850 град. C; минимальная энергия зажигания 680 МДж. Область воспламенения смеси аммиака с воздухом находится в границах 15 - 28% объемных.

С увеличением температуры область воспламенения воздушно-аммиачных смесей расширяется и при 100 град. C лежит в интервале 14,5 - 29,5% объемных. Максимальное давление взрыва воздушно-аммиачной смеси в семь раз превышает начальное давление.

Жидкий аммиак относится к трудногорючим веществам. Теплового излучения горящих паров аммиака над поверхностью жидкого аммиака, находящегося под атмосферным давлением, недостаточно для поддержания горения. Горение прекращается с окончанием кипения аммиака. Образовавшийся при истечении жидкого аммиака в атмосферу аэрозоль из аммиака и сконденсировавшейся воды из воздуха не загорается от источника огня.

Контакт аммиака с ртутью, хлором, йодом, бромом, кальцием, окисью серебра и некоторыми другими химическими веществами может привести к образованию взрывчатых соединений.

Аммиак взаимодействует с медью, алюминием, цинком и их сплавами, особенно в присутствии воды, растворяет обычную резину.

Стали в жидком аммиаке с массовым содержанием воды меньше 0,2% в присутствии воздуха могут подвергаться коррозионному растрескиванию.

Аммиак относится к токсичным веществам.

Жидкий аммиак вызывает ожоги, а пары - эритемы кожи.

 

Предельно допустимая концентрация (ПДК)

аммиака (мг/куб. м)

 

В воздухе:

  рабочей зоны производственного помещения              20

  атмосферном на территории промышленного предприятия   7

  атмосферном населенного пункта                        0,2

В водоеме санитарно-бытового назначения                 0,2

                                                        (по азоту)

В рыбохозяйственном водоеме                             0,1

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

(справочное)

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН

ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО АММИАКА

 

Железнодорожные цистерны для перевозки жидкого аммиака изготовляются в СССР только с верхними сливно-наливными устройствами.

Грузоподъемность цистерн 30,7 и 43 т. В настоящее время выпускаются цистерны грузоподъемностью 43 т.

Цистерна - сварная, цилиндрическая, с эллиптическими днищами, изготавливается из стали марки 09Г2С. В верхней части имеется люк-лаз с крышкой, на которой расположены предохранительный клапан и вентили для налива и слива (рис. 3), трехпозиционный измеритель уровня для контроля наполнения и опорожнения цистерны.

Арматура на люке-лазе и манометродержатель закрываются съемными или откидными защитными колпаками, которые пломбируются перед отправкой цистерны адресату.

На колпаке имеются отверстия для выхода газа при срабатывании предохранительного клапана.

Для обслуживания арматуры вокруг люка-лаза имеется прямоугольная площадка с ограждением. По обе стороны цистерны имеются стремянки с поручнями.

В соответствии с альбомом "Знаки и надписи на вагонах железных дорог СССР" наружная поверхность цилиндрической части цистерны окрашена в светло-серый цвет, за исключением нижней части, которая по линии деревянных опорных брусьев окрашена в зеленый цвет. Днища окрашены в зеленый цвет с окаймляющей полосой по кругу белого цвета шириной 350 мм. Рама цистерны также окрашена в зеленый цвет.

Отличительная полоса шириной 300 мм желтого цвета, присвоенного условному цветовому обозначению аммиака, нанесена на обеих сторонах цилиндрической части цистерны по средней линии. Надписи и трафареты черного цвета "Собственность" (далее указывается предприятие-владелец), "Номер цистерны", "Аммиак", "Ядовито", "Сжиженный газ", "Емкость" и "Наполнение" с указанием количеств расположены вдоль цистерны над обеими отличительными полосами.

Надписи "Давление" и "Гидравлическое испытание", "Испытано" (указывается дата), "С горки не спускать", "Регистрационный номер" (указывается номер) и "Срок следующего ВО (внутреннего осмотра) и ГИ (гидравлического испытания)" с указанием дат расположены также вдоль цистерны под обеими отличительными полосами.

Надписи "Ядовито", "Построен" с указанием даты и завода-изготовителя, "Срочный возврат" с указанием станции приписки расположены на зеленых кругах двух днищ цистерны.

Кроме перечисленных надписей и трафаретов, на цистерне имеются другие, предусмотренные указанным альбомом.

Жидкостные вентили окрашены в желтый цвет, газовые - в темно-коричневый. Кроме того, на штуцерах вентилей имеются следующие надписи или буквы: на жидкостном "Жидкость" или "Ж" и на газовом "Газ" или "Г".

На раме цистерны прикреплена металлическая табличка, в которой указаны:

завод-изготовитель;

заводской номер;

год изготовления;

масса цистерны в порожнем состоянии;

регистрационный номер цистерны (выбивается владельцем после ее регистрации в органах госгортехнадзора).

К каждому вагону-цистерне прилагаются паспорта завода-изготовителя: на цистерну - по установленной Госгортехнадзором СССР форме и на ходовую часть, тормозные и упряжные приборы - по правилам МПС.

Ниже приведена техническая характеристика цистерн для перевозки жидкого аммиака.

 

Техническая характеристика

 

Тип цистерны                                     15-1408   15-1597

Грузоподъемность, т                              30,7      43

Вместимость, куб. м                              54        75,5

Объем, заполняемый жидким аммиаком (полезный

объем), куб. м                                   45        63

Внутренний диаметр, мм                           2600      3000

Давление, МПа (кгс/кв. см):

  рабочее                                           1,962 (20)

  гидравлического испытания                         2,95 (30)

Длина по осям сцепки, мм                              12020

Полная высота цистерны (от головки рельса), мм   4591      5010

Число тележек / осей                                  2 / 4

Нагрузка от оси на рельсы, кН                    167       203,5

Минимальный радиус кривизны ж.-д. пути, м              80

Масса тары                                       35,8      38,4

Габарит по ГОСТ 9238-83                          02-ВМ     1-Т

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ОСМОТРОВ И ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ

СЛИВНО-НАЛИВНЫХ РУКАВОВ НА СЛИВНО-НАЛИВНОМ ПУНКТЕ

(СКЛАДЕ) ЖИДКОГО АММИАКА

 

__________________________________________________________________

                    (наименование предприятия)

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│1. Место установки рукава ..... 5. ГОСТ или ТУ .................│

│2. Дата установки ............. 6. Рабочее давление, МПа       

                                   (кгс/кв. см) ................│

│3. Инвентарный N .............. 7. Давление гидравлического    

│4. Внутренний диаметр ...... мм    испытания 3,92 МПа          

                                   (40 кгс/кв. см) .............│

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Осмотр и гидравлические испытания               

N
п/п

дата 
проверки

заключение

дата следующей
проверки  

испытание и осмотр провел

Ф.И.О.  

подпись  

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 4

 

АКТ N ____

ОСМОТРА И НАЛИВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН

ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО АММИАКА

 

                                         "___" ___________ 19__ г.

 

                                         _________________________

                                         (указывается дата осмотра

                                                ж.-д. цехом)

 

Предприятие ________________________

Нижеперечисленные  ________  шт.  ж.-д.  цистерн  осмотрены  перед

наливом  жидким  аммиаком  (ж.)  ж.-д.  цехом  и сливно-наливным

пунктом  (с.н.)  N ____  (складом ж.  N ____) до и после налива.

Результаты осмотра приведены в таблице

 

N

п
/
п

Результаты осмотра цистерн перед наливом           

Налив          

Осмотр    

Номера
и даты
актов 
или де-
фектных
ведо- 
мостей,
по ко-
торым 
сданы 
цистер-
ны    
ж.-д. 
цеху  

за-
вод-
ской
но-
мер

ж.-д. цехом      

с.н. пунктом (складом) ж.а.

д
а
т
а

время
налива

дав-
ление
после
нали-
ва, 
МПа 
(кгс/
кв. 
см) 

масса
нали-
того
амми-
ака,
т   

наливщик

от-
пра-
вка
раз-
ре-
шена
/  
за-
пре-
щена

д
а
т
а

уполно-
моченное
лицо   

грузо-
подъ-
ем-  
ность,
т    

реги-
стра-
цион-
ный 
номер

оче-
ред-
ной 
срок
осви-
де- 
тель-
ство-
вания

заклю-
чение о
годнос-
ти под
налив 

продукт 
в цистер-
не      

зак-
люче-
ние:
на- 
лив 
раз-
ре- 
шен /
зап-
рещен

д
а
т
а

уполно-
моченное
лицо   

фа-
ми-
лия

под-
пись

на-
ча-
ло

ко-
нец

фа-
ми-
лия

под-
пись

пос-
то-
рон-
ний

ж.

фа-
ми-
лия

под-
пись

1

2

3 

4 

5 

6  

7

8

9 

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24 

 

 

 

 

 

Все   
цистер-
ны год-
ны для
пере- 
возки 
ж.а.  
_______
19__ г.
(фами-
лия и 
подпись
уполно-
мочен-
ного  
лица) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Запрещенные для налива цистерны имеют следующие дефекты: _____

__________________________________________________________________

     (указать после каждого порядкового или заводского номера

                   цистерны и основные дефекты)

 

    Неразрешенные для отправки налитые  цистерны  имеют  следующие

дефекты: _________________________________________________________

             (указать после каждого заводского номера цистерны

                          обнаруженные дефекты)

 

    Подписи уполномоченных лиц,  давших заключения по цистернам  в

графах 11 и 22 таблицы.


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

АКТ N _____

СДАЧИ НАЛИТЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ

ЖИДКОГО АММИАКА (Ж.А.) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ЦЕХУ

 

    Предприятие ________________________ "___" ___________ 19__ г.

    Сливно-наливной пункт N _____ (склад ж.  N _____) из ___ шт.

цистерн,  поданных ж.-д.  цехом _______________ по акту N _____ от

"__" ________ 19__ г. для налива, сдал этому цеху ________________

в исправном состоянии ________ шт.  налитых цистерн со  следующими

номерами:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    Цистерны налиты до предельного уровня.  С  учетом  температуры

ж.а.   при  наливе  расчетная  масса  налитого  ж.а.  в  цистернах

грузоподъемностью ___________  т  составляет  _____________  т,  а

грузоподъемностью ___________ т составляет ___________ т (в случае

взвешивания на железнодорожных  весах  указывается  масса  ж.а.  в

каждой цистерне).

 

Фамилия и подпись                             Фамилия и подпись

уполномоченного лица                          уполномоченного лица

с.н. пункта N ______                          ж.-д. цеха

склада ж.а. N ______

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

АКТ N ____

ОСМОТРА И СЛИВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН

ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО АММИАКА

 

    Предприятие ______________________ "___" _____________ 19__ г.

    1. Цистерны  с  жидким  аммиаком  в  количестве __________ шт.

получены "__" _________ 19__ г. от поставщика ____________________

                                               (указать название

                                           предприятия-поставщика)

 

по накладной N ______ от "___" _________ 19__ г.

    2. Полученные цистерны имеют следующие номера:

 

N
п/п

Номер

Регистр.
номер 

Давление по-
сле слива, 
МПа        
(кгс/кв. см)

N
п/п

Номер

Регистр.
номер 

Давление пос-
ле слива, МПа
(кгс/кв. см)

 

    3. В  результате  осмотра  цистерн установлено,  что в них нет

посторонних продуктов,  цистерны  и  арматура  исправны,  окраска,

отличительные полосы и надписи соответствуют требованиям МПС.

    Обнаружены следующие    дефекты    и     неисправности,     не

препятствующие сливу:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

              (указать номер цистерны и ее дефекты)

 

    Разрешается слив цистерн.

    4. Осмотренные цистерны слиты полностью.  Давление после слива

указано в п. 2.

    5. Осмотром установлено,  что на цистернах после слива имеется

вся необходимая  арматура,  вентили  заглушены;  защитные  колпаки

установлены  на  место и опломбированы пломбирами с установленными

контрольными знаками.

    6. В   указанном  состоянии  цистерны  сданы  для  возвращения

поставщику аммиака _______________________________________________

                      (указать название предприятия-поставщика)

"___" _______ 19__ г.

 

                              Фамилии и подписи уполномоченных лиц

                              цеха-потребителя или склада

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И АВАРИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

ЦИСТЕРН С ЖИДКИМ АММИАКОМ, ОТЦЕПЛЕННЫХ ОТ ПОЕЗДА

В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ

 

1. Неисправностью или аварией железнодорожной цистерны, отцепленной от поезда в пути следования, считается такая неполадка, в результате которой цистерна не может быть отправлена по назначению из-за утечек аммиака, угрожающих безопасности окружающих и возможностью загрязнения окружающей среды, отравления людей и животных.

2. В соответствии с "Правилами перевозки грузов" МПС решение об отцепке цистерны от поезда и вызове выездной бригады предприятия-наливщика или владельца цистерны для устранения неисправностей принимается в порядке, установленном правилами МПС.

3. На место аварии бригада завода-наливщика или завода - владельца цистерны должна выезжать по распоряжению администрации предприятия.

4. В состав бригады должны включаться высококвалифицированные рабочие под руководством инженерно-технического работника, являющегося ответственным представителем предприятия и направляемого на ликвидацию аварий и неисправности цистерн в пути следования.

5. Кроме проверки знаний рабочих инструкций, у каждого члена выездной бригады должны ежегодно проверяться знания настоящей Инструкции по ликвидации неисправностей и аварий.

6. Выездная бригада должна быть оснащена необходимыми инструментами, защитной одеждой (прорезиненные костюмы, резиновые сапоги и перчатки), изолирующими противогазами и противогазами марки КД, комплектом арматуры цистерны, заглушками для арматуры, комплектом прокладок и манометром.

7. Бригада по устранению аварий и неисправностей цистерн, отцепленных от поезда в пути следования, должна выполнять свою работу под руководством бригадира, который является уполномоченным представителем своего предприятия и несет ответственность за устранение неисправностей цистерны и безопасность вверенных ему членов бригады.

8. Устранение неисправностей ходовой части цистерн, элементов ее крепления к раме, рамы, тормозных и автосцепных приборов входит в обязанности персонала железной дороги и не должно выполняться выездной бригадой предприятия - владельца цистерн или предприятия-наливщика.

9. По прибытии на станцию стоянки отцепленной цистерны ответственный представитель предприятия - руководитель бригады обязан связаться с начальником станции и получить от него необходимые сведения о характере неисправности аварийной цистерны и мерах, принятых персоналом железной дороги до прибытия выездной бригады.

10. В случае повреждения цистерны, например трещины в сварных швах, сквозные повреждения обечайки, днищ и других элементов, работающих под давлением, следует вызвать пожарную команду и обильно поливать водой место утечки аммиака для того, чтобы большая его часть растворялась в воде и не распространялась по территории. Это, как правило, должно быть выполнено персоналом железной дороги до прибытия выездной бригады. В обязанности руководителя выездной бригады входят проверка достаточности принятых первоочередных мер и определение возможности устранения утечки.

11. Утечку в поврежденной обечайке люка-лаза цистерны следует устранять наложением резиновых пластырей, затягиваемых металлическими хомутами. В других случаях сквозных повреждений цистерны и невозможности устранить утечку цистерна должна быть оставлена на стоянке до полного опорожнения; место утечки должно обильно поливаться водой. При этом следует принять меры по сбору образующейся аммиачной воды и предотвращению ее стока в водоемы общего пользования.

12. В случаях утечки аммиака в разъемные соединения люка-лаза, арматуры, манометродержателя, а также при неплотностях в затворе арматуры или сквозных повреждениях арматуры выездная бригада должна устранить утечку имеющимися средствами.

При этом следует выполнить следующие операции:

снизить до атмосферного давление в цистерне путем медленного открытия газового вентиля цистерны, предварительно сняв с него фланцевую заглушку;

дополнительной подтяжкой устранить утечки в разъемных соединениях;

заменить при необходимости поврежденную арматуру на имеющуюся в комплекте выездной бригады или заменить поврежденные прокладки или сальниковую набивку (у исправной арматуры);

проверить правильность затяжки всех фланцевых и резьбовых соединений и сальников (не допускаются перекосы фланцев и смещение прокладок, неполное количество болтов во фланцевых соединениях и др.);

закрыть вентили на цистерне, проверить герметичность затворов замененной арматуры, а также разъемных соединений люка-лаза, манометродержателя и остальной арматуры;

установить заглушки на замененные вентили и газовый вентиль цистерны, проверив герметичность этих соединений.

Примечание. При сбросе давления из цистерны следует соблюдать осторожность, так как вследствие вскипания аммиака в цистерне возможен выброс жидкого аммиака в атмосферу через газовый вентиль. Поэтому, приоткрывая газовый вентиль цистерны, особенно в летнее время при высоком давлении в цистерне, необходимо постоянно следить за выходным отверстием вентиля. При появлении в нем жидкого аммиака (белое облачко вследствие конденсации водяных паров из атмосферы) следует прикрыть газовый вентиль, что ведет к росту давления в цистерне и уменьшению интенсивности кипения аммиака.

 

13. В зимнее время при температуре наружного воздуха ниже 239,8 K (-33,3 град. C) проверять герметичность не требуется, так как давление в цистерне не может быть выше атмосферного; цистерна должна отправляться по назначению после устранения утечек без избыточного давления в котле. При температуре наружного воздуха выше 239,8 K (-33,3 град. C) проверка герметичности должна проводиться через 2 - 3 ч после устранения утечек.

14. Рабочие, занятые устранением утечки аммиака из цистерны, должны быть в защитной одежде и противогазах и по возможности находиться с наветренной стороны от места утечки.

15. Использование изолирующих противогазов рабочими, занятыми устранением утечек аммиака из цистерны, обязательно в случаях, когда рабочий должен выполнять работу, находясь с подветренной стороны от места утечки.

16. При попадании аммиака на кожу следует быстро и обильно промыть пораженный участок водой, затем обратиться за медицинской помощью.

17. При отравлении аммиаком пострадавшего необходимо немедленно вывести на чистый воздух, дать ему вдыхать кислород и вызвать скорую медицинскую помощь. При легком отравлении пострадавшему рекомендуется давать теплое молоко с содой.

18. Работы по устранению утечек аммиака из цистерн должны выполняться инструментами, исключающими искрообразование.

19. По окончании работ с участием руководителя выездной бригады должен быть составлен акт, в котором следует указать: характер неисправности; причины ее возникновения; меры, принятые на месте по устранению неисправности; возможность следования цистерны по назначению. Акт подписывается также представителями железной дороги и в одном экземпляре передается администрации предприятия-владельца или предприятия - наливщика цистерн для принятия необходимых мер по предотвращению аналогичных неполадок в будущем.

20. Руководитель выездной бригады обязан обстоятельно проинформировать администрацию командировавшего его предприятия о проделанной работе по устранению неисправностей цистерны.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024