| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1986 г. N 842

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СТИМУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛЕ

И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС,

Совмина СССР от 18.01.1988 N 59; Постановлением Совмина СССР

от 25.07.1988 N 888 - СП СССР, 1988, N 24 - 25, ст. 70;

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953)

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в результате осуществления мер по увеличению производства и повышению качества товаров народного потребления, дальнейшему развитию торговли полнее стал удовлетворяться покупательский спрос на продукты питания и непродовольственные товары.

Вместе с тем деятельность организаций и предприятий государственной торговли и потребительской кооперации, уровень торгового обслуживания населения не соответствуют современным требованиям. Слабо изучается спрос покупателей. Не оказывается активного воздействия на промышленность в увеличении выпуска необходимых товаров народного потребления, повышении их качества и расширении ассортимента, не обеспечивается оперативное маневрирование товарными ресурсами. Во многих магазинах и на предприятиях общественного питания ограничен ассортимент, допускаются перебои в продаже изделий, имеющихся в достатке. Справедливые нарекания населения вызывают низкая культура обслуживания, нарушения правил торговли, режим работы многих предприятий.

Недостатки в торговле в значительной мере обусловлены несовершенством планирования, экономического стимулирования и управления в отрасли, неотлаженностью взаимоотношений с промышленностью. Излишняя регламентация и мелочная опека, множество утверждаемых плановых показателей ограничивают самостоятельность предприятий и организаций торговли и сдерживают инициативу трудовых коллективов. Действующие формы и методы хозяйствования, система оплаты труда недостаточно заинтересовывают работников в росте продажи нужных населению товаров, в достижении высоких результатов деятельности предприятий торговли.

В целях коренного улучшения торгового обслуживания населения и более полного удовлетворения покупательского спроса в соответствии с программой повышения народного благосостояния, выработанной XXVII съездом КПСС, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР признают необходимым осуществить меры по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления в государственной торговле и потребительской кооперации, расширить самостоятельность, укрепить хозяйственный расчет предприятий и организаций на основе самофинансирования, повысить заинтересованность и ответственность трудовых коллективов за конечные результаты работы.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. Считать главной задачей Министерства торговли СССР, Центросоюза, министерств и ведомств, имеющих торговую сеть, Советов Министров союзных и автономных республик и местных Советов народных депутатов удовлетворение возрастающего спроса населения на разнообразные и высококачественные товары народного потребления, активное воздействие на промышленность и другие отрасли в увеличении производства товаров, существенное улучшение качества и культуры обслуживания советских людей, всемерное развитие прогрессивных форм и методов организации торговли.

Установить, что указанные органы непосредственно отвечают за выполнение государственного плана розничного товарооборота, развитие торговли, повышение эффективности ее деятельности, широкое использование достижений научно - технического прогресса, более тесную увязку планов товарооборота с планами производства и поставки товаров народного потребления и денежными доходами населения в каждой республике, крае, области. Органы управления торговлей, предприятия и организации торговли должны представлять и активно защищать интересы покупателей, занимать принципиальную позицию во взаимоотношениях с поставщиками товаров.

Повысить ответственность министерств и ведомств за безусловное выполнение заданий по производству товаров народного потребления и своевременную поставку их торговле.

 

По совершенствованию планирования и управления

 

2. Обеспечить решительный переход на экономические методы управления. Расширить самостоятельность предприятий (организаций) государственной торговли и потребительской кооперации в планировании их деятельности, сократить число централизованно устанавливаемых показателей плана, повысить роль экономических нормативов, устранить излишнюю регламентацию их работы. В соответствии с этим перестроить порядок разработки и доведения планов до предприятий (организаций).

Министерству торговли СССР разрабатывать с учетом предложений Советов Министров союзных республик, а также министерств и ведомств, имеющих торговую сеть, проекты пятилетних и годовых планов развития торговли в целом по стране и союзным республикам и в установленные сроки представлять их в Госплан СССР.

Госплану СССР совместно с Министерством торговли СССР представлять в Совет Министров СССР на утверждение план розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли и другие показатели по союзным республикам, а также по министерствам и ведомствам, планы для которых устанавливаются централизованно.

Министерство торговли СССР в соответствии с утвержденными планами товарооборота распределяет по союзным республикам рыночные фонды продовольственных и непродовольственных товаров по согласованной с Госпланом СССР номенклатуре и устанавливает планы межреспубликанских поставок товаров.

Считать целесообразным расширить права местных Советов народных депутатов в планировании развития торговли, более тесной увязке розничного товарооборота с денежными доходами населения и оперативном маневрировании товарными ресурсами. Советам Министров союзных республик начиная с 1987 года планировать розничный товарооборот и рыночные фонды товаров в целом по автономной республике, краю, области без выделения торговых систем, кроме торговых предприятий (организаций) Министерства путей сообщения.

3. Установить, что в пятилетних и годовых планах экономического и социального развития министерствам торговли союзных и автономных республик, краевым, областным (городским) управлениям торговли, общественного питания и другим органам управления государственной торговлей, подведомственным им предприятиям (организациям), на которые распространяется Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, утверждаются следующие показатели:

розничный товарооборот без объема реализации алкогольных напитков;

товарооборот общественного питания без объема реализации алкогольных напитков и оборот по реализации продукции собственного производства;

лимиты государственных централизованных капитальных вложений, строительно - монтажных и подрядных работ, ввод в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов за счет централизованных капитальных вложений.

Рекомендовать органам управления потребительской кооперацией на основе доведенных до них планов устанавливать подведомственным организациям (предприятиям) показатели, предусмотренные настоящим пунктом, с учетом специфики их деятельности.

4. Перечень показателей для предприятий (организаций) оптовой торговли и неторговой деятельности предприятий (организаций) системы Министерства торговли СССР и Центросоюза определяется с учетом их особенностей министерствами торговли и потребсоюзами союзных республик по согласованию соответственно с Министерством торговли СССР и Центросоюзом.

Для предприятий (организаций) оптовой торговли и неторговой деятельности предприятий (организаций) торговли других министерств и ведомств перечень показателей определяется соответствующими министерствами и ведомствами.

5. Для усиления заинтересованности и ответственности предприятий (организаций) государственной торговли и потребительской кооперации за конечные результаты работы положить в основу их хозрасчетной деятельности доходы, полученные от торговой и других видов деятельности, за вычетом издержек обращения и производства (кроме расходов на оплату труда).

Исходить из того, что в государственной торговле оплата труда работников, производственное и социальное развитие действующих предприятий (организаций) осуществляются за счет доходов, остающихся в их распоряжении после платежей в бюджет и других обязательных отчислений.

В потребительской кооперации оплата труда, производственное и социальное развитие предприятий (организаций) осуществляются за счет доходов при сохранении действующего порядка взаимоотношений с бюджетом.

6. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1988 N 59.

7. Предприятия (организации) торговли, руководствуясь Законом о трудовых коллективах и утвержденными показателями, лимитами и экономическими нормативами, самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. При этом должно быть обеспечено эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение доходности торговой деятельности и культуры обслуживания.

План экономического и социального развития утверждается руководителем предприятия (организации) совместно с профсоюзным комитетом после широкого обсуждения в трудовом коллективе и сообщается вышестоящему органу.

8. Предприятия (организации) государственной торговли образовывают в соответствии с установленными нормативами единый фонд производственного и социального развития и фонд оплаты труда, создаваемые в пределах остающихся в их распоряжении доходов, а также фонд возмещения потерь от уценки товаров. Вышестоящие органы устанавливают предприятиям (организациям) нормативы соотношения между темпами роста товарооборота и фонда оплаты труда, исходя из необходимости обеспечить опережающий рост товарооборота по сравнению с ростом фонда оплаты труда. При расходовании в текущем году фонда оплаты труда сверх установленных нормативов соответствующая часть этого фонда должна быть компенсирована за счет фонда оплаты труда следующего года. Экономия фонда оплаты за год может быть полностью или частично направлена на увеличение указанного фонда в следующем году или присоединена к фонду производственного и социального развития.

Порядок определения нормативов и образования фонда оплаты труда, фондов производственного развития и фонда социально - культурных мероприятий и жилищного строительства в потребительской кооперации определяется Центросоюзом. При этом условия регулирования темпов роста фонда оплаты труда для предприятий (организаций) потребительской кооперации рекомендовать устанавливать аналогично порядку, предусмотренному настоящим пунктом для предприятий (организаций) государственной торговли.

Предприятия (организации) государственной торговли и потребительской кооперации самостоятельно образовывают фонд оплаты труда по месяцам и кварталам в пределах годового фонда оплаты труда, определяемого по нормативу.

Порядок формирования и использования фонда оплаты труда, а также средств на социальное развитие устанавливается по согласованию с соответствующими ЦК профсоюзов.

9. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1988 N 59.

10. В целях дальнейшего усиления роли экономических методов управления и расширения прав руководителей предприятий (организаций) государственной торговли и потребительской кооперации отменить с 1987 года для предприятий (организаций) государственной торговли и потребительской кооперации утверждение лимитов численности работников, в том числе лимитов численности работников аппарата управления, и предельных ассигнований на их содержание.

Установить, что планирование фонда оплаты труда руководящих, инженерно - технических работников и других специалистов и служащих предприятий (организаций) государственной торговли и потребительской кооперации осуществляется по нормативам в процентах к общему фонду оплаты труда всех работников предприятий (организаций). Руководители предприятий (организаций) утверждают штатное расписание руководящих, инженерно - технических работников, других специалистов и служащих, исходя из схем должностных окладов и фонда оплаты труда, определенного по утвержденному нормативу.

11. Обязать Министерство торговли СССР, Центросоюз, Советы Министров союзных республик, другие министерства и ведомства, имеющие торговую сеть, местные органы управления торговлей, предприятия и организации торговли обеспечить наличие в продаже товаров и продукции в общественном питании в широком ассортименте в соответствии со спросом населения.

Установить, что в доводимых до магазинов ассортиментных перечнях товаров в обязательном порядке предусматриваются товары для детей, молодежи и лиц старшего возраста по основным ценовым группам.

Руководители предприятий (организаций) торговли, хозяйственных единиц несут персональную ответственность за соблюдение ассортиментного перечня товаров.

12. Оценка хозяйственной деятельности предприятий (организаций) торговли осуществляется вышестоящими и местными органами при подведении итогов работы и социалистического соревнования исходя из выполнения планов розничного товарооборота, товарооборота общественного питания или оборота по реализации продукции собственного производства, ввода в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов, а также повышения доходности (рентабельности) хозяйственной деятельности.

В розничной торговле и общественном питании оценка деятельности предприятий (организаций) осуществляется также в зависимости от соблюдения ассортиментного перечня товаров (продукции), правил торговли, от качества и культуры обслуживания, отсутствия жалоб покупателей.

В оптовой торговле при оценке деятельности предприятий (организаций) в числе основных показателей учитывается выполнение обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными договорами.

13. Для улучшения управления торговлей, рационального размещения и специализации торговой сети, устранения многоступенчатости и дублирования в управлении Министерству торговли СССР, Центросоюзу, другим министерствам и ведомствам, имеющим торговую сеть, а также Советам Министров союзных республик обеспечить:

переход в союзных республиках (не имеющих областного деления), в автономных республиках, краях и областях, как правило, на двухзвенную систему управления розничной торговлей и общественным питанием. Добиваться упрощения структуры управления отраслью и сокращения численности управленческого аппарата;

рациональное сочетание крупных, средних и мелких магазинов и предприятий общественного питания;

концентрацию продажи технически сложных товаров культурно - бытового и хозяйственного назначения, тканей, одежды и обуви в специализированных магазинах и расширение сети продовольственных магазинов с универсальным ассортиментом товаров;

развитие в г. г. Москве и Ленинграде, столицах союзных и автономных республик, краевых, областных центрах и других городах сети магазинов по продаже особо модных товаров отечественного производства и поступающих по импорту, а также магазинов, торгующих товарами местного производства;

рациональное разграничение зон деятельности торговых организаций различной ведомственной подчиненности и устранение параллелизма в их работе.

Предоставить право Советам Министров союзных республик принимать решение о передаче государственных предприятий (организаций) торговли и общественного питания, находящихся в ведении союзных и союзно - республиканских министерств и ведомств СССР, в республиканское и местное подчинение, кроме предприятий (организаций) торговли и общественного питания Министерства обороны, Министерства среднего машиностроения и фирменных магазинов.

 

По совершенствованию взаимоотношений торговли

и промышленности

 

14. Для обеспечения увязки розничного товарооборота с планами производства и поставки товаров народного потребления и спросом населения осуществить меры по совершенствованию хозяйственных взаимоотношений предприятий (организаций) торговли и производственных объединений (предприятий), выпускающих товары для населения, усилению роли торговли в формировании ассортимента и улучшении качества производимых товаров народного потребления. В этих целях:

а) установить, что основой разработки производственными объединениями (предприятиями) всех отраслей народного хозяйства планов производства непродовольственных товаров народного потребления являются заказ торговли и результаты оптовых ярмарок. При этом общий объем производства товаров в розничных ценах должен быть не ниже установленного государственного заказа (кроме системы Министерства легкой промышленности СССР).

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1988 N 59)

Ярмарки по оптовой продаже указанных товаров и заключенные на них договоры должны стать базой для планирования ассортимента, оценки качества производимых товаров в каждом производственном объединении (на предприятии). Запретить включать в план выпуска производственных объединений (предприятий) товары, на которые отсутствуют заказы торговли и других потребителей и не заключены договоры поставки;

б) Министерству торговли СССР, Центросоюзу, министерствам торговли и потребсоюзам союзных республик обеспечить при формировании заявок и заказов на товары народного потребления выделение товаров для детей, молодежи и лиц старшего возраста по основным ценовым группам.

15. Установить, что ярмарки по оптовой продаже непродовольственных товаров народного потребления, выпускаемых производственными объединениями (предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности, проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 30 и 31 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 апреля 1986 г. N 489 (СП СССР, 1986, N 20, ст. 108).

16. В целях усиления экономического воздействия торговли на производство товаров народного потребления в соответствии с предусмотренными в договорах поставки ассортиментом и качеством:

а) утратил силу. - Постановление Совмина СССР от 25.07.1988 N 888;

б) разрешить предприятиям (организациям) торговли принимать от всех производственных объединений (предприятий) товары, изготовленные с отклонениями от договоров по ассортименту, для продажи по договорным ценам, если товары не могут быть реализованы по установленным ценам, а также на комиссионных началах с оплатой товаров в этом случае по мере их продажи по розничным ценам или со скидкой в размере по согласованию сторон;

в) признать необходимым установить, что при обнаружении предприятиями (организациями) торговли в поставленных им товарах народного потребления производственных недостатков торговые предприятия (организации) вправе принять такие товары для реализации населению и внерыночным потребителям по договорным ценам, если эти товары пригодны для использования. Товары, принятые для реализации в указанном порядке, возврату поставщику не подлежат.

Установить, что при реализации товаров в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" настоящего пункта, разница между прейскурантными ценами и ценами, по которым фактически реализованы указанные товары, относится на результаты хозяйственной деятельности производственных объединений (предприятий);

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1988 N 59)

г) руководителям производственных объединений (предприятий) расширить практику дифференциации по согласованию с предприятиями (организациями) торговли торговых скидок на отдельные товары (модели) в зависимости от спроса на них, сезонности поставки и других условий реализации, без изменения взаимоотношений с бюджетом;

д) предоставить предприятиям (организациям) торговли право списывать в безакцептном порядке со счетов поставщиков излишне уплаченные суммы за товары, поставленные со скрытыми производственными дефектами и возвращенные населением и другими покупателями предприятиям (организациям) торговли.

 

По расширению хозяйственной самостоятельности предприятий

(организаций) и развитию хозяйственного расчета

 

17. В целях усиления экономической ответственности и заинтересованности предприятий (организаций) государственной торговли в результатах работы установить, что использование плановых и фактических доходов предприятий (организаций) производится по следующим направлениям:

отчисления в бюджет;

выполнение обязательств перед банками;

отчисления органам управления торговлей для образования централизованных резервов и фондов;

отчисления на покрытие других расходов, не включаемых в издержки обращения (производства), а также в фонд возмещения потерь от уценки товаров.

Остающиеся в распоряжении предприятия (организации) после указанных обязательных отчислений и платежей доходы направляются на образование фонда производственного и социального развития и фонда оплаты труда.

Установить, что остатки фондов и резервов предприятий (организаций) и органов управления торговлей изъятию не подлежат.

Порядок планирования и распределения доходов в потребительской кооперации определяется Центросоюзом.

18. Установить, что централизованные резервы и фонды, образованные министерствами торговли союзных и автономных республик, краевыми, областными (городскими) управлениями торговли (общественного питания) и другими органами управления государственной торговлей, направляются на развитие материально - технической базы, проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, финансирование предприятий (организаций) с низкими доходами, на оказание временной финансовой помощи предприятиям (организациям) и на другие цели.

Порядок образования и использования централизованных резервов и фондов в системе потребительской кооперации определяется Центросоюзом.

19. Обеспечить соблюдение хозрасчетных интересов предприятий (организаций) торговли, не допускать перераспределения доходов рентабельно работающих предприятий (организаций) для покрытия убытков и других расходов планово - убыточных и малорентабельных предприятий (организаций) сверх отчислений, установленных по стабильным нормативам.

Установить, что предприятиям (организациям) государственной торговли, не имеющим по условиям работы доходов в размерах, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, министерства торговли союзных и автономных республик, другие министерства и ведомства, имеющие торговую сеть, краевые, областные (городские) и другие органы управления торговлей могут устанавливать дотации за счет централизованного резерва. Указанные дотации, как правило, должны определяться с учетом их прогрессивного уменьшения. Разрабатывать для сокращения количества таких предприятий (организаций) меры по повышению доходности их торговой деятельности.

20. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.

21. Предоставить право предприятиям (организациям) торговли уменьшать (увеличивать) установленный им вышестоящей организацией норматив товарных запасов при соблюдении доли участия собственных оборотных средств в образовании плановых запасов. При этом увеличение норматива осуществляется за счет фонда производственного и социального развития, в потребительской кооперации - за счет общей суммы ее доходов.

22. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.

 

Пункт 23 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

24. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1988 N 59.

 

По расширению прав предприятий (организаций) в области

производственного и социального развития

 

25. При использовании средств фонда производственного и социального развития на производственные цели предприятия (организации) самостоятельно разрабатывают планы капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения за счет средств указанного фонда и банковских кредитов.

Предприятия (организации) заявляют соответствующим органам управления торговлей потребность в объемах капитальных вложений, строительно - монтажных и проектных работ, оборудовании, финансируемых за счет фонда производственного и социального развития и кредитов банков, предложения об объемах подрядных работ, а также сообщают сводные технико - экономические показатели, характеризующие социально - экономическую эффективность этих работ.

Обобщенные данные представляются министерствами торговли автономных республик, краевыми, областными (городскими) и другими органами управления торговлей министерствам торговли союзных республик, иным министерствам и ведомствам, имеющим торговую сеть, которые учитывают указанные капитальные вложения в полном объеме как нецентрализованные и представляют их Советам Министров союзных республик и соответствующим министерствам и ведомствам вместе с проектами планов централизованных капитальных вложений для подготовки проектов планов.

Госплану СССР, Советам Министров союзных республик, строительным министерствам, министерствам торговли союзных республик, другим министерствам и ведомствам, имеющим торговую сеть, при разработке проектов планов обеспечивать первоочередное включение в них работ, осуществляемых предприятиями (организациями) торговли за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банков.

Установить, что проектно - сметная документация и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банков, разрабатываются предприятиями (организациями) самостоятельно и утверждаются их руководителями.

При сметной стоимости строек в размере 1 млн. рублей и выше министерства торговли союзных республик, другие министерства и ведомства, имеющие торговую сеть, рассматривают проекты планов предприятий (организаций), оценивают их качество, эффективность и принимают соответствующие решения. Предприятия (организации) для финансирования этих работ представляют учреждениям банков выписку из плана и утвержденные сметы, а при получении кредита, кроме того, - расчеты экономической эффективности намечаемых мероприятий.

Абзац седьмой утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.

(Абзац восьмой) Сохранить действующий порядок выделения средств на развитие материально - технической базы торговли и общественного питания министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, а также порядок планирования, проектирования, финансирования и учета капитальных вложений, направляемых на строительство и оборудование предприятий розничной торговли и общественного питания за счет 5-процентных отчислений от капитальных вложений, предназначенных на жилищное строительство <*>.

--------------------------------

<*> Постановлением Совета Министров СССР от 5 августа 1988 г. N 971 разрешено Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР расходовать начиная с 1989 года на строительство предприятий розничной торговли и общественного питания, размещаемых как в первых этажах жилых домов, так и в отдельно стоящих зданиях, до 7 процентов капитальных вложений, выделяемых им на жилищное строительство.

 

26. Абзацы первый - третий утратили силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1988 N 59.

(Абзац четвертый) Исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечивать в первоочередном порядке выделение лимитов капитальных вложений, отвод земельных участков и включение в планы работ подведомственных организаций заданий по проектированию и строительству жилых домов и дошкольных учреждений, осуществляемых за счет средств фонда производственного и социального развития. Шире использовать практику объединения средств предприятий (организаций) торговли для строительства указанных объектов на основе долевого участия как внутри системы, так и с предприятиями других отраслей, а также с исполкомами местных Советов народных депутатов.

Абзац последний утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.

27. В целях улучшения материально - технического обеспечения мероприятий, осуществляемых предприятиями (организациями) государственной торговли за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банков, установить, что разработка планов материально - технического снабжения отрасли должна начинаться Госпланом СССР, Госснабом СССР, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик с первоочередного рассмотрения и обеспечения в полном объеме потребности в материально - технических ресурсах работ, осуществляемых за счет указанных источников.

Мероприятия, финансируемые за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банков, выполняются как подрядным, так и хозяйственным способом. Установить, что обеспечение работ, выполняемых хозяйственным способом и финансируемых за счет указанных источников, материально - техническими ресурсами (за исключением именникового и импортного оборудования) осуществляется непосредственно территориальными органами Госснаба СССР по заказам предприятий (организаций) в соответствии с проектной документацией.

Обеспечение материально - техническими ресурсами работ, осуществляемых подрядным способом и финансируемых за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банков, производится в порядке, установленном пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. N 387.

Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных и городских Советов народных депутатов в первоочередном порядке обеспечивать выделение предприятиям (организациям) государственной торговли и потребительской кооперации по их заказам местных строительных материалов для проведения работ, осуществляемых за счет нецентрализованных капитальных вложений.

Предоставить право предприятиям (организациям) государственной торговли осуществлять в случае экономической целесообразности за счет части амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, дополнительные затраты на реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов сверх лимита капитальных вложений.

Разрешить органам управления государственной торговлей централизовать часть средств амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов, для финансирования капитальных вложений.

 

По повышению заинтересованности трудовых коллективов

в росте товарооборота, улучшении обслуживания населения

и совершенствованию оплаты труда

 

28. Усилить зависимость оплаты труда всех категорий работников предприятий (организаций) государственной торговли и потребительской кооперации от конечных результатов деятельности.

Установить, что единый фонд оплаты труда, образуемый взамен фонда заработной платы и фонда материального поощрения, расходуется на оплату труда рабочих, руководящих, инженерно - технических работников, других специалистов и служащих по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам, на установление надбавок и доплат, а также на выплату премий, единовременных поощрений, вознаграждений по итогам года. За счет указанного фонда осуществляется оплата труда работников несписочного состава.

Конкретные направления использования средств фонда оплаты труда определяются предприятиями (организациями) самостоятельно по согласованию с профсоюзной организацией.

29. Признать необходимым осуществить меры по дальнейшему развитию внутреннего хозяйственного расчета, совершенствованию организации и оплаты труда в государственной торговле и потребительской кооперации, внедрению подрядных форм. Повысить заинтересованность работников магазинов, столовых, буфетов и других торговых единиц в росте реализации товаров, наличии в продаже широкого ассортимента изделий, постоянном совершенствовании торгового обслуживания населения, создании лучших условий для покупателей.

Установить, что основной формой организации труда в торговле является бригадная с оплатой труда по коллективным сдельным расценкам и распределением коллективного заработка с учетом трудового вклада каждого работника. В состав бригад наряду с рабочими могут включаться директора и заведующие магазинами, столовыми, инженерно - технические работники, другие специалисты и служащие.

30. Расширить возможности предприятий (организаций) государственной торговли и потребительской кооперации в использовании средств фонда оплаты труда для материального стимулирования работников за достижение высоких результатов работы на основе повышения профессионального мастерства, а также за выполнение работ с меньшей численностью работников без ухудшения качества обслуживания.

В пределах средств указанного фонда руководители предприятий (организаций) по согласованию с профсоюзным комитетом могут устанавливать:

надбавки рабочим за профессиональное мастерство в размере до 24 процентов тарифной ставки (оклада) и руководителям подразделений, специалистам и служащим за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы на срок ее проведения - в размере до 50 процентов должностного оклада;

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1988 N 59)

оклады высококвалифицированным рабочим, занятым на особо важных и ответственных работах, в размере до 230 рублей в месяц;

доплаты бригадирам из числа рабочих, не освобожденным от основной работы, в зависимости от количества рабочих в бригаде, объемов и специфики выполняемых работ в размере до 40 рублей в месяц и звеньевым до 50 процентов размера доплаты бригадиру;

доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ работниками, относящимися к разным категориям персонала, без утверждения перечня совмещаемых профессий (должностей) и без ограничения размера этих доплат. Устанавливать рабочим, заведующим отделами (секциями), складами, заведующим производством и другим специалистам и служащим доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника с использованием на эти цели не более 50 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, независимо от числа лиц, которым устанавливаются эти доплаты.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1988 N 59)

При ухудшении показателей работы и качества обслуживания населения надбавки, доплаты и повышенные оклады, указанные в настоящем пункте, уменьшаются или отменяются.

31. Повысить заинтересованность руководящих работников предприятий (организаций) торговли в увеличении объемов товарооборота и укрупнении предприятий (организаций). Установить, что в организациях розничной торговли и общественного питания, предприятиях оптовой торговли при превышении не менее чем в 2 раза показателей, утвержденных для предприятий (организаций) первой группы по оплате труда, должностные оклады работников, оклады которых зависят от групп по оплате труда, повышаются на 15 процентов.

32. Осуществить меры по усилению связи премий работников предприятий (организаций) торговли с конечными результатами деятельности трудового коллектива и личным вкладом каждого. Обеспечить воздействие премирования на рост товарооборота, повышение качества обслуживания населения, соблюдение установленного ассортиментного перечня товаров и правил торговли.

Показатели, условия и размеры премирования рабочих, инженерно - технических работников, других специалистов и служащих устанавливаются предприятиями (организациями) самостоятельно по согласованию с профсоюзной организацией. Показатели, условия и размеры премирования руководящих работников предприятий (организаций) торговли утверждаются министерствами торговли и потребсоюзами союзных республик по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов.

Размеры премий руководящих, инженерно - технических работников, других специалистов и служащих определяются с учетом установленных предельных размеров премий.

Разрешить предприятиям (организациям) торговли дополнительно премировать работников смежных (сквозных) хозрасчетных бригад за активное участие в обновлении ассортимента, повышении качества товаров легкой промышленности и ускорении реализации этих товаров. Выплату этих премий производить за счет и в пределах средств, отчисляемых производственными объединениями (предприятиями) системы Министерства легкой промышленности СССР предприятиям (организациям) торговли в соответствии с пунктом 20 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 апреля 1986 г. N 489.

Разрешить предприятиям (организациям) государственной торговли и потребительской кооперации не применять порядок резервирования премий, предусмотренный пунктом 25 Постановления Совета Министров СССР от 18 ноября 1982 г. N 970.

33. В целях улучшения торгового обслуживания населения, обеспечения работы предприятий (организаций) торговли и общественного питания в удобное для покупателей время, расширения сезонной торговли и выполнения других работ предприятиям (организациям) в пределах фонда оплаты труда, образованного по нормативам:

разрешить привлекать работников всех категорий для работы на условиях совместительства (на том же или другом предприятии) в свободное от основной работы время для торговли овощами, фруктами, соками и сезонными товарами, выполнения погрузочно - разгрузочных, ремонтных и других работ;

расширить практику привлечения на работу с неполным рабочим днем студентов, пенсионеров, других лиц, не занятых в общественном производстве, особенно в часы наиболее интенсивных потоков покупателей;

вводить по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов прерывный график работы с учетом интересов населения;

заключать с работниками предприятий (организаций) торговли договор, предусматривающий привлечение членов их семей к работе на этих предприятиях (в организациях).

Второе предложение абзаца пятого утратило силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1988 N 59.

Условия оплаты труда указанных категорий работников определяются в договорах, заключаемых между администрацией и работником в соответствии с действующим законодательством.

Администрации предприятий (организаций) вводить по согласованию с профсоюзным комитетом с учетом производственной необходимости для отдельных категорий работников торговли суммированный учет рабочего времени за квартал, а там, где это необходимо, - за полугодие и год.

34. Порядок образования и расходования фонда оплаты труда работников предприятий (организаций), осуществляющих неторговую деятельность, определяется по согласованию с соответствующими ЦК профсоюзов Министерством торговли СССР, другими министерствами и ведомствами, имеющими торговую сеть, а в потребительской кооперации - Центросоюзом с учетом положений, вытекающих из настоящего Постановления.

35. В целях более полного обеспечения соответствия структуры и штатов органов управления торговлей конкретным условиям работы торговой системы предоставить право руководителям органов управления государственной торговлей и потребительской кооперацией:

утверждать в установленном порядке структуру и штатное расписание аппарата этих органов без соблюдения действующих соотношений численности специалистов в пределах фонда оплаты труда и численности работников аппарата соответствующего органа;

устанавливать высококвалифицированным работникам этих органов управления надбавки в размере до 50 процентов их должностного оклада за счет экономии фонда оплаты труда, полученной в результате сокращения численности работников указанных органов. Эти надбавки отменяются или уменьшаются при ухудшении качества труда, несвоевременном выполнении заданий, нарушениях трудовой и производственной дисциплины.

Порядок определения фонда оплаты труда органов управления торговлей устанавливается Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Министерством торговли СССР и Центросоюзом.

Установить, что правление Центросоюза создает и реорганизует организации с управленческими функциями, снабженческие и сбытовые организации, информационно - вычислительные центры, машиносчетные станции, курсы и институты повышения квалификации, органы научно - технической информации без согласования с Министерством финансов СССР в пределах имеющейся численности и средств фонда оплаты труда, предназначенного для выплаты заработной платы по должностным окладам в целом по Центросоюзу.

36. Перевести в 1987 году на предусмотренные настоящим Постановлением условия хозяйствования предприятия и организации (кроме строительных) системы Министерства торговли СССР и потребительской кооперации, предприятия (организации) торговли других министерств и ведомств. Конкретные сроки перевода по союзным республикам и торговым системам устанавливаются по согласованию с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма.

37. Обязать Министерство торговли СССР, Центросоюз, министерства и ведомства, имеющие торговую сеть, обеспечить своевременную и тщательную подготовку работников каждого предприятия и организации, всех органов управления торговлей к работе в новых условиях хозяйствования.

 

Абзацы второй и третий пункта 37 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

38. ЦК компартий и Советам Министров союзных республик, местным партийным и советским органам усилить внимание к вопросам совершенствования деятельности предприятий и организаций торговли, оказывать им всемерное содействие в подготовке и осуществлении перехода на новые условия хозяйствования. Обратить особое внимание на повышение ответственности руководителей и специалистов торговли и общественного питания за улучшение обслуживания населения, эффективное ведение хозяйства, глубокое освоение и умелое применение современных методов планирования, экономического стимулирования и управления.

 

Пункт 39 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

 

*         *

*

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что трудовые коллективы государственной торговли и потребительской кооперации, партийные, советские и хозяйственные органы, профсоюзные и комсомольские организации эффективно используют новые условия хозяйствования, значительно улучшат удовлетворение спроса населения на добротные и разнообразные товары, повысят культуру обслуживания покупателей и внесут достойный вклад в реализацию решений XXVII съезда КПСС.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024