| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР

 

ПИСЬМО

от 16 июля 1986 г. N 60

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

СОХРАННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

В решениях XXVII съезда КПСС содержатся требования по дальнейшему укреплению государственной дисциплины, усилению охраны социалистической собственности, искоренению хищений и других посягательств на государственное и общественное имущество, повышению персональной ответственности руководителей предприятий и организаций за соблюдение законности в расходовании денежных средств и материальных ценностей, воспитание всех работников в духе бережного отношения к народному добру.

В целях оказания практической помощи юридическим службам в разработке и осуществлении мер по предупреждению посягательств на народное добро направляются подготовленные юридическим отделом с арбитражем прилагаемые Указания об организации работы юридических служб по обеспечению сохранности социалистической собственности.

Рекомендовать колхозам использовать настоящие Указания при организации работы по обеспечению сохранности социалистической собственности.

 

Первый заместитель

Председателя Комитета -

Министр РСФСР

В.И.НАУМОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Госагропрома РСФСР

от 16 июля 1986 г. N 60

 

УКАЗАНИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ СОХРАННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

СОБСТВЕННОСТИ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. В соответствии с Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте <1> министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения <2>, одной из основных задач юридической службы производственного объединения, предприятия, организации <3> является активное использование правовых средств в обеспечении сохранности социалистической собственности и борьбе с бесхозяйственностью.

--------------------------------

<1> В дальнейшем для краткости употребляются термины "юридическая служба".

<2> Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467 (СП СССР, 1972, N 13, ст. 70).

<3> В дальнейшем употребляется термин "предприятие".

 

2. Юридическая служба предприятия в целях выполнения возложенных на нее задач по обеспечению правовыми средствами сохранности социалистической собственности и борьбе с бесхозяйственностью должна, в частности:

обеспечивать законность издаваемых на предприятии документов правового характера по этим вопросам;

принимать участие по поручению руководства предприятия в проводимых проверках соблюдения законодательства об охране социалистической собственности, разработке мероприятий по использованию правовых средств, направленных на предупреждение хищений, недостач, порчи материальных ценностей и потерь от бесхозяйственности;

оформлять с участием других подразделений материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции для передачи их следственным органам, народному или товарищескому суду <4>;

оказывать правовую помощь бухгалтерии в работе по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию виновными лицами;

принимать участие в работе бухгалтерии по взысканию с помощью правовых средств проверочной дебиторской задолженности;

оказывать правовую помощь бухгалтерии в правильном применении действующего законодательства, регулирующего порядок списания материальных ценностей;

анализировать практику использования соответствующими службами и специалистами правовых средств в этой работе.

--------------------------------

<4> При отсутствии юридической службы осуществление этих функций обязан обеспечить гл. бухгалтер (см. п. 10 "е" Положения о главных бухгалтерах, утв. Пост. СМ СССР от 24.01.80 N 59, СП СССР, 1980, N 6, ст. 43).

 

3. Участие юридической службы в работе по обеспечению правовыми средствами сохранности социалистической собственности и борьбе с бесхозяйственностью осуществляется во взаимодействии с бухгалтерией, отделами кадров, снабжения, сбыта, технического контроля и другими подразделениями предприятия.

В этой работе она не должна подменять деятельность данных подразделений или выполнять их функции.

4. Мероприятия, предусматриваемые юридической службой в части оказания помощи соответствующим подразделениям и специалистам по более эффективному использованию ими правовых средств для обеспечения сохранности социалистической собственности и в борьбе с бесхозяйственностью, следует включать в разделы плана работы юридической службы.

 

II. Обеспечение законности документов правового характера

 

5. Юридическая служба должна проверять соответствие действующему законодательству проектов приказов, положений, инструкций, договоров и других документов правового характера по вопросам обеспечения сохранности социалистической собственности и борьбы с бесхозяйственностью.

6. Юридической службе рекомендуется внести руководству предприятия предложения о распределении между структурными подразделениями и должностными лицами конкретных обязанностей, связанных с обеспечением сохранности социалистической собственности, а в необходимых случаях, участвовать в подготовке (уточнении) соответствующих положений, должностных инструкций, с учетом специфики работы данного предприятия.

7. В целях повышения эффективности правовых средств в деле улучшения организации работы по обеспечению сохранности государственного имущества и борьбы с бесхозяйственностью юридической службе, совместно с заинтересованными подразделениями, необходимо принимать участие в разработке правовых документов (приказов, положений, инструкций) с тем, чтобы в указанных документах были предусмотрены различные формы и методы активного использования соответствующими службами всего арсенала правовых средств, особенно по вопросам:

- организации работы соответствующих подразделений по приемке поступающей продукции и товаров, хранению и учету движения со склада в производство материальных ценностей, выпуска и отпуска готовой продукции;

- организации работы структурных подразделений по предупреждению хищений, недостач, порчи материальных ценностей и потерь от бесхозяйственности;

- проведения комиссионных (контрольных) отгрузок продукции;

- проведения служебных проверок, оформления документов при обнаружении недостач, хищений, порчи материальных ценностей и передачи материалов следственным органам, народному или товарищескому суду;

- материального и морального стимулирования рабочих и инженерно-технических работников за экономию материальных ресурсов, обеспечение выпуска продукции высокого качества.

В частности, при разработке положения, инструкции о порядке проведения служебных проверок, оформления документов при обнаружении фактов причинения ущерба предприятию и передачи материалов в следственные органы, народный или товарищеский суд целесообразно определить: основания, порядок и сроки проведения служебных проверок; права и обязанности должностных лиц (проверяющих), ответственных за подготовку материалов о хищениях, недостачах, потерях, порче материальных ценностей и передачу их в следственные органы, народный или товарищеский суд; степень и формы участия юридической, снабженческо-сбытовой, учетной и других служб в этой работе.

8. Юридической службе необходимо участвовать в заключении договора об охране объектов между предприятием и отделом вневедомственной охраны при районном (городском) управлении (отделе) внутренних дел и согласовании условий, которые в соответствии с Типовым договором об охране объектов подразделениями вневедомственной охраны должны быть предусмотрены в заключаемом договоре. При этом, в частности, следует обеспечивать строгое соблюдение предусмотренного Типовым договором требования о составлении сторонами при заключении договора двухстороннего акта, в котором указывается техническое состояние принимаемых под охрану объектов и средств охраны. Этот акт является неотъемлемой частью договора. При проверке и визировании договора юридической службе нужно обращать внимание на правильность и полноту включения в этот документ условий, обеспечивающих надлежащую охрану объектов, и при необходимости вносить руководству предприятия предложения об уточнении, изменении или дополнении этих условий. Должна также учитываться возможность включения в договор условий, не противоречащих Типовому договору об охране, которые отражают специфику охраняемого объекта.

9. При подготовке проектов хозяйственных договоров целесообразно предусматривать в них условия, регламентирующие обязанности сторон по совершенствованию порядка отгрузки и приемки продукции, и другие требования по обеспечению сохранности материальных ценностей при поставках, перевозках и хранении, с учетом специфики конкретной продукции.

10. Участвуя в разработке коллективных договоров, правил внутреннего распорядка, положений о премировании, юридической службе необходимо обращать внимание на то, чтобы в них предусматривались правовые нормы, направленные на обеспечение сохранности социалистической собственности, рациональное использование трудовых, финансовых, сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов.

 

III. Профилактическая работа юридической службы

по предупреждению недостач, потерь и хищений

 

11. Профилактические меры должны быть направлены, в первую очередь, на выяснение причин и условий, способствующих возникновению правонарушений, и принятие конкретных действий по их устранению.

Особое внимание должно быть обращено на следующие вопросы:

организация контроля за приемкой сырья и реализацией готовой продукции, а также качеством продуктов, поставляемых потребителям;

постановка учета товарно-материальных ценностей, соблюдение сроков проведения инвентаризаций и ревизий, выполнение требований действующего законодательства, ведомственных приказов и инструкций;

организация транспортировки материальных ценностей, соблюдение порядка сдачи продукции органам транспорта, а также покупателям при централизованной доставке;

прием на работу материально ответственных лиц;

организация охраны предприятий, внедрение новейших технических средств охраны, ограждение территории предприятий, отношение работников охраны к исполнению своих служебных обязанностей, соблюдение пропускного режима.

12. Ниже приводится примерный перечень вопросов, рекомендуемых юридической службе для организации профилактической работы по обеспечению сохранности материальных ценностей:

а) участие в подготовке проектов приказов и других документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности социалистической собственности;

б) участие в разработке инструкций, устанавливающих порядок поступления и приемки на предприятие материальных ценностей, учета их движения, выпуска и отпуска готовой продукции;

в) разработка предложений по совершенствованию приемо-сдаточных и сопроводительных документов;

г) изучение и обобщение причин недостач продукции и товаров, установленных при их приемке, а также недостач, выявленных получателями, подготовка на этой основе мероприятий по устранению причин, способствующих возникновению недостач и совершению хищений;

д) проведение семинаров и занятий с работниками предприятия по результатам рассмотрения претензий по недостачам, обсуждение причин, приведших к материальным потерям. Организация изучения материально ответственными лицами действующих правил отгрузки, особых условий поставки, инструкций о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству с использованием выявленных в процессе проверок, инвентаризаций, а также при оформлении претензионно-исковых материалов недостатков в деятельности этих работников.

В целях оказания правовой помощи руководителям и специалистам соответствующих подразделений, призванных обеспечивать сохранность социалистической собственности на предприятиях, юридической службе рекомендуется проводить систематическую работу по изучению указанными работниками законодательства, которым они руководствуются в служебной деятельности, связанной с обеспечением сохранности имущества предприятия. Целесообразно также следить за обеспечением указанных специалистов администрацией законодательными и нормативными актами; использовать для проверки правовых знаний этих специалистов проводимую аттестацию, предусмотренную Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531;

е) разработка памяток и информационных материалов по вопросам приемки, проверки, оприходования продукции, составления актов с тем, чтобы они были практическим пособием для каждого работника, непосредственно обслуживающего ценности;

ж) участие в работе балансовых комиссий в целях получения данных для правового анализа хозяйственной деятельности предприятия, использование этих данных для усиления борьбы с хищениями и недостачами, сокращения дебиторской задолженности, непроизводительных расходов и потерь;

з) изучение совместно с другими службами состояния проводимой на предприятии работы по сокращению непроизводительных расходов; анализ причин, повлекших за собой порчу материальных ценностей, уплату штрафов, возникновение недостач и потерь от бесхозяйственности. Разработка дополнительных мероприятий по устранению этих причин и условий;

и) подготовка руководству предприятия заключений о привлечении к ответственности лиц, виновных в причинении материального ущерба;

к) проверка совместно с кадровыми службами соблюдения предъявляемых законом требований к работникам, зачисляемым на должности, связанные с материальной ответственностью, с тем чтобы исключить возможность приема на работу лиц, не имеющих права занимать такие должности.

Юридической службе следует оказывать правовую помощь работникам отдела кадров в правильном применении законодательства о труде по вопросам приема, назначения и перемещения материально ответственных лиц, обращая внимание при этом на необходимость согласования этих вопросов с главным бухгалтером.

При визировании приказов о приеме на работу необходимо обращать внимание на то, что действующим законодательством запрещено принимать на материально ответственные должности лиц, имеющих судимость за корыстные преступления или в отношении которых имеется приговор суда, запрещающий им занимать указанные должности.

Необходимо также учитывать, что смена материально ответственных лиц (при переводе их на другую работу, предоставлении отпуска, увольнении) должна производиться при обязательном документальном оформлении, инвентаризации и полной передаче числящихся за ними материальных ценностей, о чем в проекте приказа должно быть сказано в виде поручения конкретным должностным лицам выполнить эти действия в определенный срок.

При заключении договоров о полной индивидуальной и коллективной (бригадной) материальной ответственности юридической службе следует обращать внимание руководителей соответствующих подразделений на своевременность их оформления. При этом необходимо руководствоваться Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности, и Типовым договором о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 N 447/24; Перечнем работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, с Типовым договором о коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.09.81 N 259/16-59;

л) разработка условий и активное участие в организации и проведении смотров состояния сохранности социалистической собственности;

м) участие в рассмотрении результатов инвентаризаций, а также подготовка предложений по материалам о причинах выявленных недостач, пересортиц или порчи ценностей;

н) организация совместно с работниками учета работы по ликвидации дебиторской задолженности, для чего необходимо:

- обеспечить своевременное и полное взыскание задолженности с лиц, причинивших материальный ущерб хищениями, недостачами, порчей материальных ценностей;

- осуществлять контроль за обоснованностью списания на убытки и отнесения на забалансовые счета сумм, числящихся за неплатежеспособными должниками;

о) обеспечение правильного оформления и передачи в кратчайшие сроки материалов о хищениях и недостачах в следственные органы;

п) осуществление мер к недопущению незаконного отвлечения средств предприятия;

р) поддержание постоянных деловых контактов с органами прокуратуры, милиции и суда по вопросам, относящимся:

- к обеспечению периодических проверок актов отсутствия у должника имущества, подлежащего описи;

- к принятию мер, позволяющих установить местонахождение скрывшихся должников, при этом необходимо учитывать требования ст. 352 ГПК РСФСР, предусматривающей, что при исполнении решений о взысканиях с граждан в пользу предприятий (организаций), когда место пребывания должника неизвестно, суд может вынести определение о розыске должника через органы милиции;

- к участию в сверке материалов, переданных следственным органам, по фактам недостач и хищений. При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении необходимо принять меры к своевременному предъявлению иска о возмещении причиненного ущерба в порядке гражданского судопроизводства;

с) организация совместно с соответствующими службами контроля за надлежащим исполнением определений суда и представлений прокуратуры по вопросам сохранности социалистической собственности, разработка мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям;

т) активная правовая помощь общественным организациям в борьбе за сохранность социалистической собственности.

Юридическая служба должна оказывать необходимую правовую помощь профсоюзному комитету, товарищескому суду, добровольной народной дружине, группе (посту) народного контроля и другим общественным организациям на предприятии. При этом рекомендуется:

- консультировать членов профсоюзного комитета и других общественных организаций предприятия по вопросам обеспечения сохранности социалистической собственности;

- принимать участие в организации систематического изучения членами товарищеского суда, добровольной народной дружины законодательства об охране социалистической собственности;

- оказывать правовую помощь товарищескому суду в подготовке для рассмотрения поступивших материалов о мелких хищениях, порче, утрате или уничтожении материальных ценностей, денежных средств или иного имущества предприятия;

у) проверка при визировании приказов по вопросам охраны социалистической собственности, привлекаются ли к ответственности виновные лица и взыскивается ли с них причиненный предприятию ущерб;

ф) определение совместно с общественными организациями наиболее эффективных форм и методов правовой пропаганды. Участвуя в работе по пропаганде и разъяснению в коллективе предприятия законодательства об охране социалистической собственности, юридической службе следует совместно с соответствующими подразделениями организовать чтение лекций, проведение семинаров и бесед. При этом необходимо использовать данные о фактах бесхозяйственности, нарушения установленных норм расхода и потребления ресурсов, выпуска недоброкачественной продукции и брака, хищений и порчи материальных ценностей, давать практические советы и рекомендации по правовым вопросам обеспечения сохранности государственного и общественного имущества.

Рекомендуется также принимать непосредственное участие в организации выступлений на предприятиях работников прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, суда и арбитража по вопросам обеспечения сохранности социалистической собственности.

 

IV. Работа юридической службы по оформлению материалов

в следственные органы, народный или товарищеский суд

 

13. На юридическую службу возлагается правовое оформление подготовляемых соответствующими службами, в т.ч. бухгалтерией, материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи их в следственные органы, народный или товарищеский суд.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах материалы по недостачам и потерям, явившимся следствием злоупотреблений, подлежат передаче в следственные органы в течение пяти дней после их установления, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск.

В заявлении, направляемом в правоохранительные органы, следует указать: в чем конкретно состоит правонарушение, в какой сумме установлено хищение, недостача или порча материальных ценностей, обстоятельства, время и место совершения правонарушения, возможных свидетелей по делу, их фамилии, имя, отчество, адрес по месту жительства или работы.

В подтверждение ущерба и его размеров к заявлению необходимо приобщить: акты ревизий, инвентаризаций, уценки, уничтожения или сдачи продукции на переработку, сличительные или дефектные ведомости, накладные, счета, фактуры, заключение комиссии по факту порчи материальных ценностей, расчет бухгалтерии о размере убытков и другие документы.

14. В целях обеспечения привлечения виновных лиц к ответственности, полного и своевременного возмещения материального ущерба, причиненного предприятию неправомерными действиями (бездействием), юридической службе рекомендуется поддерживать постоянный деловой контакт с органами прокуратуры, внутренних дел по вопросам обеспечения имущественных интересов предприятия. При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении его следует внести предложение руководству предприятия о целесообразности предъявления иска о возмещении причиненного ущерба в порядке гражданского судопроизводства.

15. К заявлению о возбуждении уголовного преследования, как правило, прилагаются следующие документы:

а) акт ревизии или инвентаризации (со сличительной ведомостью или актами о результатах проверки ценностей), подписанный надлежащими лицами, вместе с выводами и обобщением о результатах рассмотрения акта;

б) подлинные документы, подтверждающие хищение, растрату или недостачу, объяснения ревизуемых и других лиц по обстоятельствам возникновения правонарушения, заключения ревизоров или членов ревизионных комиссий по этим объяснениям;

в) все документы, которые представлялись материально ответственными лицами при сдаче ими отчета, но не могли быть приняты бухгалтерией, а равно документы, вызывающие сомнение в их подлинности или правильности, ввиду имеющихся в них подчисток, перечеркиваний, недопустимых исправлений и т.д., с объяснениями, почему они не были приняты при сдаче отчета.

Письменное объяснение лица, у которого выявлена недостача (хищение, растрата), должно быть конкретным и достаточно полно отвечать на все основные вопросы. В частности, из него должно быть видно, признает или не признает это лицо, что комиссия, производившая ревизию, правильно вывела результаты, размеры недостачи (излишков) материальных ценностей; каковы, по его мнению, причины недостачи; в какой части оно не согласно с актом ревизии; какие конкретные возражения имеет по всем тем вопросам, которые, по его мнению, освещены в акте неправильно.

Если администрация предприятия не имела возможности получить объяснения к акту ревизии от материально ответственного лица (в случае его отъезда или уклонения от явки), должны быть представлены доказательства о том, что это лицо своевременно вызывалось для участия в ревизии. Им может служить, например, копия письма, подтвержденная почтовой квитанцией об отправке.

Отказ ревизуемого от подписи акта должен быть оговорен специальной надписью на акте за подписью лица, производившего ревизию, и лиц, присутствующих при ревизии.

Приведенный перечень доказательств, представляемых следственным органам, является примерным и решается применительно к каждому случаю и видам правонарушений в соответствии с требованиями ст. ст. 68, 69 УПК РСФСР.

 

V. Работа юридической службы по борьбе с мелкими хищениями

 

16. Особое внимание юридическая служба должна уделять вопросам борьбы с мелкими хищениями, которыми причиняется большой моральный и материальный ущерб государству.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. "Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов" значительно повышена ответственность за мелкое хищение государственного или общественного имущества.

Этим Указом в статьи 1 и 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1982 г. "Об усилении борьбы с мелкими хищениями государственного или общественного имущества" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, N 49, ст. 933) внесены изменения и они изложены в следующей редакции:

1. Установить, что лицо, совершившее мелкое хищение государственного или общественного имущества, если его действия не влекут уголовной ответственности, подвергается административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 200 рублей или исправительных работ на срок от одного до двух месяцев с удержанием 20% заработка либо мерам общественного воздействия, с возмещением имущественного ущерба.

2. Лица, совершившие хищение государственного или общественного имущества, наряду с привлечением к административной или уголовной ответственности либо применением к ним мер общественного воздействия лишаются всех видов премий в течение периода, устанавливаемого администрацией по согласованию с трудовым коллективом либо с профсоюзным комитетом (профсоюзным бюро) предприятия, учреждения, организации, его структурного подразделения или советом бригады. Они также лишаются вознаграждения по итогам годовой работы, льготных путевок в дома отдыха или санатории, им может быть по предложению трудового коллектива администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом перенесена очередность на получение жилой площади.

Кроме того, Указ от 23 мая 1986 г. устанавливает административную ответственность в виде штрафа за самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, машин либо механизмов, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям: для граждан - в размере до 100 рублей и для должностных лиц - до 200 рублей, а для водителей транспортных средств - до 100 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок до 1 года, с возмещением имущественного ущерба.

Закон предусматривает увольнение работника по инициативе администрации (п. 8 ст. 33 КЗоТ РСФСР) за совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия.

17. Постановлениями Совета Министров СССР от 15 ноября 1979 г. N 1020 и 1 апреля 1982 г. N 250 и изданным на их основе Постановлением Госкомцен СССР от 12 апреля 1983 г. N 303 установлено, что при хищении, недостаче или утрате мяса, молока, мясных и молочных продуктов стоимость похищенной, недостающей или утраченной продукции, подлежащая взысканию с виновных лиц, определяется по государственным розничным ценам на указанные товары с применением следующих коэффициентов: мясо и мясопродукты - 3, молоко и молочные продукты - 2,5.

Администрация предприятия, учреждения, организации или орган внутренних дел с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя в течение суток направляет протокол и другие материалы о совершенном впервые мелком хищении государственного или общественного имущества в народный суд для привлечения нарушителя к административной ответственности либо на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива или товарищеского суда по месту работы, учебы или жительства нарушителя для применения мер общественного воздействия.

Дело о мелком хищении рассматривается народным судьей единолично не позднее чем в пятидневный срок по поступлении его в суд с вызовом лица, совершившего мелкое хищение, и в необходимых случаях - свидетелей.

О принятом решении народный судья доводит до сведения администрации предприятия, учреждения, организации или органа внутренних дел, направивших в суд протокол о мелком хищении, а также администрации предприятия, учреждения, организации по месту работы нарушителя, если мелкое хищение совершено не на этом предприятии, в учреждении, организации.

Постановление народного судьи о наложении административного взыскания за мелкое хищение государственного или общественного имущества является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит. Оно может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора - председателем вышестоящего суда.

В отношении лица, впервые совершившего мелкое хищение государственного или общественного имущества, народный судья с учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя может вместо привлечения его к административной ответственности направлять материалы в общественную организацию, трудовой коллектив, или товарищеский суд по месту работы, учебы или жительства нарушителя для применения к нему мер общественного воздействия.

О мерах, принятых к нарушителю, общественная организация, трудовой коллектив, товарищеский суд обязаны в десятидневный срок сообщить органу, направившему материал.

К административной ответственности за мелкое хищение может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершения данного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

В случае совершения мелкого хищения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет дела, как правило, передаются на рассмотрение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 марта 1977 г. (в редакции Постановления от 3 декабря 1982 г.) установлен порядок применения Указа об административной ответственности за мелкое хищение.

В соответствии с указанным Постановлением хищение государственного или общественного имущества путем кражи, присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением или мошенничества признается мелким, если стоимость похищенного не превышает пятидесяти рублей. При этом, кроме стоимости похищенного следует учитывать также количество похищенных предметов в натуре (вес, объем) и значимость их для народного хозяйства.

Применение штрафа за мелкое хищение государственного или общественного имущества народным судьей является мерой административного взыскания и не влечет за собой судимости.

О каждом случае мелкого хищения уполномоченным на то должностным лицом составляется протокол, в котором должны быть указаны: дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отчество, род занятий (для работающих - размер заработка), место жительства, а также документ, удостоверяющий личность нарушителя; место и время совершения мелкого хищения; наименование похищенного, вес, количество и его стоимость; если похищенное изъято, то указывается, куда оно передается; фамилии, адреса свидетелей (очевидцев), если они имеются.

Протокол подписывается составившим его лицом, нарушителем и свидетелями, если они имеются. В случае отказа лица, совершившего мелкое хищение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

От лица, совершившего мелкое хищение, отбирается объяснение.

Если у этого лица нет документов, удостоверяющих личность, оно может быть доставлено в отделение милиции, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов, штаб добровольной народной дружины для выяснения личности и составления протокола.

Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела о мелком хищении государственного или общественного имущества.

При рассмотрении дела о мелком хищении народный судья может требовать от администрации предприятия, учреждения, организации или органа внутренних дел необходимые дополнительные материалы.

Лицо, подвергнутое штрафу, должно уплатить его не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении протеста без удовлетворения.

В случае, если штраф в этот срок не будет уплачен, он взыскивается в принудительном порядке.

Имущественный ущерб, причиненный мелким хищением государственного или общественного имущества, в случае его невозмещения виновным лицом взыскивается с него народным судьей, районным (городским) народным судьей в установленном законом порядке.

18. Юридическая служба должна разработать, согласовать с общественными организациями и систематически осуществлять профилактические меры по борьбе с мелкими хищениями. В числе этих мер, наряду с правовым воспитанием работников, следует широко использовать выездные заседания народных судов, стенную и многотиражную печать, местное радиовещание. Важное значение имеет и гласность принимаемых мер воздействия к расхитителям.

 

VI. Работа юридической службы по возмещению ущерба,

причиненного недостачами, хищениями и порчей

материальных ценностей

 

19. Юридическая служба должна оказывать правовую помощь бухгалтерии в работе по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию, независимо от привлечения виновного работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. При этом юридическая служба обеспечивает соблюдение предусмотренных законом порядка и гарантий при возложении на рабочих и служащих обязанности возместить материальный ущерб.

20. Участвуя в этой работе, в частности при проверке проектов приказов, юридической службе следует обращать внимание на выполнение требований законодательства о материальной ответственности (ст. ст. 118 - 123 и 215 КЗоТ РСФСР), Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г., Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 6).

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 г. усилил материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный по их вине предприятиям, учреждениям, организациям. Эти рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Возмещение данного ущерба производится по распоряжению администрации предприятия, учреждения, организации, а руководителями предприятий, учреждений, организаций и их заместителями - по распоряжению вышестоящего в порядке подчиненности органа путем удержания из заработной платы. Распоряжение об удержании должно быть сделано не позднее 2 недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 7 дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством.

Работа по возмещению материального ущерба должна начинаться сразу же после выявления фактов хищения, растраты, недостачи, порчи материальных ценностей и еще до направления материалов в следственные органы, народный или товарищеский суд. В частности, юридической службе необходимо разъяснить виновным лицам, что в соответствии с действующим законодательством возмещение причиненного ущерба признается обстоятельством, смягчающим ответственность.

21. Юридической службе нужно удостовериться, имеются ли документы, подтверждающие вину работника, соблюден ли установленный законом порядок привлечения работника к материальной ответственности, правильно ли избран вид ответственности (полная или ограниченная), имеется ли письменное согласие работника на возмещение ущерба, соблюден ли 2-недельный срок со дня обнаружения причиненного ущерба для дачи распоряжения администрацией об удержании исчисленной суммы ущерба из заработной платы (в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 122 КЗоТа РСФСР).

При проверке и визировании приказов о возмещении материального ущерба юридической службе необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 июня 1963 г. N 707 "О порядке взыскания задолженности по мелким недостачам, признанным материально ответственными работниками", взыскание с этих лиц задолженности по мелким недостачам, в случае увольнения этих работников, производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариальных органов при условии, если они дали письменное обязательство о погашении этой задолженности.

22. В случае отсутствия согласия работника на возмещение ущерба юридическая служба участвует в подготовке искового заявления и других необходимых документов для направления в народный суд. При этом необходимо удостовериться, соблюдены ли установленные законом сроки исковой давности (ст. 211 КЗоТ РСФСР).

23. Представляя в установленном порядке интересы предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов, юридическая служба должна активно использовать все средства, предусмотренные законодательством в целях наиболее полного возмещения материального ущерба с виновных лиц.

24. Во время прохождения дела в следственных и судебных органах юридическая служба обязана активно защищать интересы предприятия, используя предоставленные законом права, как представителю гражданского истца.

Во всех случаях возбуждения уголовного дела о хищениях и недостачах предприятие должно предъявить иск о взыскании с виновных причиненного ущерба. Гражданский иск, заявленный в уголовном деле, освобождается от государственной пошлины.

В обеспечение иска на имущество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, налагается арест, в связи с чем необходимо добиться, чтобы органами расследования были выполнены требования закона о наложении ареста на это имущество.

Ход расследования дел о хищениях должен быть всегда в поле зрения работников юридической службы. Следует установить контроль за соблюдением установленных сроков расследования и в случае неоправданной задержки сигнализировать в вышестоящий орган прокуратуры. При неосновательном, с точки зрения администрации предприятия, прекращении дела должна быть принесена жалоба вышестоящему прокурору.

Участие при рассмотрении гражданского иска в уголовном деле позволяет юрисконсульту активно защищать интересы предприятия, используя широкие права, предоставленные гражданскому истцу в уголовном и гражданском процессах, поэтому необходимо не только по вызову суда, но и по собственной инициативе вступать в процесс. От того, как юрисконсульт будет подготовлен к ведению дела в суде, насколько точными расчетами и вескими доказательствами, убеждающими суд в правильном обосновании гражданского иска, он будет располагать, во многом зависит судьба гражданского иска.

После состоявшегося приговора или решения по делу юридическая служба обязана:

для контроля за своевременным погашением каждым должником присужденных к уплате сумм завести наблюдательное производство;

проследить за своевременным обращением к исполнению решения суда;

иметь сведения о нахождении должника, его месте работы, размере заработной платы, правильности отчислений в возмещение ущерба;

в случае уклонения должника от возмещения ущерба обратиться в суд, постановивший приговор (решение), с ходатайством вынести определение об объявлении розыска должника;

при признании должника несостоятельным убедиться с участием судебного исполнителя, что у должника действительно отсутствует имущество или доходы, на которые можно обратить взыскание;

следить за правильным списанием задолженности вследствие неплатежеспособности должника.

25. Приговор или решение о возмещении материального ущерба немедленно по вступлении в законную силу должны обращаться к исполнению. Исполнительные листы по данной категории дел передаются непосредственно судебному исполнителю, а организация, в пользу которой производится взыскание, ставится об этом в известность.

К исполнительному листу, выданному для взыскания ущерба впервые, судом прилагаются копия акта описи и ареста имущества должника в обеспечение иска с указанием, где находится это имущество, справки о наложении ареста на вклад в сберегательной кассе, об имуществе, денежных и иных ценностях, изъятых в качестве вещественных доказательств и т.д.

Судам предоставлено право выдавать одновременно два исполнительных листа для обращения взыскания на имущество должника и удержания из заработной платы по месту его работы или отбытия наказания. Это ускоряет взыскание задолженности.

Если виновное лицо осуждено к лишению свободы и ущерб не может быть возмещен за счет изъятого у него имущества, судебный исполнитель направляет исполнительный лист в исправительно-трудовое учреждение с указанием остатка долга, подлежащего взысканию, и размера удержаний в процентах к заработку должника. Сопроводительное письмо к исполнительному листу (в копии) судебный исполнитель обязан направить гражданскому истцу и народному суду, в районе которого осужденный отбывает наказание.

В соответствии с действующим законодательством удержания в возмещение ущерба от хищений и растрат производятся с лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в размере до 50% тех сумм, которые начисляются им в качестве заработка.

С должников, отбывающих наказание в виде исправительных работ, удерживается в погашение ущерба в размере до 50% их заработной платы без учета удержаний, назначаемых судом в качестве меры наказания.

В тех случаях, когда возмещение ущерба возложено солидарно на нескольких лиц, исполнение приговора или решения о возмещении присужденной суммы должно производиться по отдельным исполнительным листам в отношении каждого солидарного должника. Сводное исполнительное производство по солидарным долговым обязательствам возложено на суд, вынесший приговор (решение).

При условии, когда на осужденного возлагается возмещение ущерба и одновременно в качестве дополнительной меры наказания применяется конфискация имущества, то требования о возмещении материального ущерба подлежат первоочередному исполнению за счет имущества должника.

На судебные органы возложена обязанность розыска скрывшихся должников.

Если местонахождение должника неизвестно, то исполнительный лист возвращается суду, вынесшему приговор или решение, для обсуждения вопроса об объявлении розыска должника.

Оправдание подсудимого за отсутствием состава преступления, прекращение дела по причинам малозначительности преступления, изменения обстановки, когда совершенное деяние потеряло общественно-опасный характер, передача виновного на поруки, направление дела в товарищеский суд не лишают предприятие права на предъявление требования о возмещении ущерба в гражданском порядке.

Следует помнить, что списание задолженности на убытки предприятия не является полным аннулированием этой задолженности. Она должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. В течение указанного срока юридическая служба должна регулярно интересоваться имущественным положением должника и при его изменении возбуждать ходатайство перед судом о возобновлении взысканий.

Необходимо требовать, чтобы составление акта об отсутствии у должника имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание, производилось в присутствии представителя предприятия. О времени и месте исполнения судебного приговора (решения) предприятие должно своевременно извещаться повесткой.

Если юридическая служба имеет какие-либо возражения против составленного судебным исполнителем акта об отсутствии имущества у должника, она вправе при утверждении его народным судьей заявить возражения.

Судебный исполнитель не вправе самостоятельно приостанавливать исполнение приговоров (решений), в частности имущественных взысканий, исключать из описи имущество, на которое наложен арест, а также по своему усмотрению устанавливать размеры удержаний из заработной платы должника.

На практике бывают случаи, когда при исполнении приговоров в части имущественных взысканий поступают заявления от третьих лиц о том, что описанное имущество полностью или частично принадлежит им на праве личной собственности.

Дела эти требуют самого тщательного исследования. Как показывает опыт, наряду с законными требованиями об исключении из описи имущества, нередко имеют место попытки со стороны родственников осужденных и иных лиц незаконно высвободить описанное имущество от продажи. Прямая обязанность работников юридической службы отвергать подобного рода незаконные домогательства. Как непосредственно заинтересованная сторона, потерпевшее предприятие должно принять самое активное участие в деле, добиваясь, чтобы в судебном заседании были тщательно проверены не только доказательства, предъявляемые заявителем, но и должным образом были исследованы обстоятельства, связанные с предъявленным иском.

26. Работники юридической службы обязаны также систематически проверять работу по производству взысканий по исполнительным листам.

Наблюдательное производство юридической службы по контролю за поступлением сумм в возмещение ущерба прекращается только после полного погашения ущерба или по истечении срока забалансового учета долга, списанного в убыток при признании должника несостоятельным.

27. Действующим законодательством предусмотрена также ответственность руководящих работников предприятий и организаций за непринятие мер к обеспечению сохранности материальных ценностей.

В частности, ст. 120 п. 2 КЗоТа РСФСР установлено, что руководители предприятий, учреждений, организаций, их заместители, а также руководители структурных подразделений на предприятиях, в учреждениях, организациях и их заместители несут материальную ответственности в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка, если ущерб причинен излишними денежными выплатами, неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев, выпуска недоброкачественной продукции, хищений, уничтожения и порчи материальных и денежных ценностей.

Юридические службы должны обращать особое внимание на возмещение ущерба, причиненного выпуском недоброкачественной продукции, имея в виду, что этот ущерб во всех случаях должен возмещаться за счет виновных лиц.

 

VII. Работа юридической службы по сокращению дебиторской

задолженности и обеспечению законности при списании

материальных ценностей

 

28. Юридическая служба участвует в работе бухгалтерии по взысканию с помощью правовых средств просроченной дебиторской задолженности.

В этих целях, в частности, рекомендуется:

совместно с работниками бухгалтерии анализировать причины возникновения просроченной дебиторской задолженности, принимать меры к ее ликвидации (подготовка претензий, писем, исковых заявлений);

участвовать в разработке мероприятий по активному использованию правовых средств в целях предупреждения образования этой задолженности, погашения ее в добровольном порядке;

давать заключения по предложениям бухгалтерии или других служб о списании на убытки сумм, числящихся за неплатежеспособными должниками.

29. Юридической службе необходимо оказывать правовую помощь бухгалтерии в правильном применении действующего законодательства, регулирующего порядок списания с баланса предприятия имущества, пришедшего в негодность, долгов, недостач и потерь от порчи товаров, материалов, продукции, и давать заключения о правомерности такого списания в каждом конкретном случае.

Основные правила о порядке списания дебиторской задолженности содержатся в Положении о социалистическом государственном производственном предприятии, Положении о производственном объединении (комбинате) и Положении о бухгалтерских отчетах и балансах, которые работниками юридических служб должны быть тщательно изучены.

В Положении о предприятии (п. п. 76 - 78) и в Положении о производственном объединении (п. п. 132 - 139) предусмотрено, что предприятие и объединение имеют право списывать в убыток, с сообщением об этом вышестоящему органу:

дебиторскую задолженность, по которой истекла исковая давность;

присужденные долги, по которым возвращены исполнительные документы с утвержденным судом актом о несостоятельности ответчика и невозможности обращения взыскания на его имущество;

прочие долги, признанные безнадежными к получению.

Предприятие и объединение имеют право, с сообщением вышестоящему органу, списывать со своего баланса в каждом отдельном случае в пределах до 100 рублей:

недостачи ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи товаров, материалов и продукции в случаях, когда конкретные виновники не установлены;

долги по недостачам товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности иска.

В Положениях о предприятии и объединении особо предусмотрено, что списание с баланса убытков может производиться лишь после тщательной, с участием общественных организаций, проверки причин убытков, выявления виновных в этом лиц и после принятия необходимых мер к взысканию с них утраченных в связи с убытками сумм.

В соответствии с п. 37 "в" Положения о бухгалтерских отчетах и балансах недостачи и потери, превышающие по каждому отдельному случаю 100 руб., списываются:

на сумму до 500 рублей - с разрешения промышленных объединений, главных управлений и других органов хозяйственного управления, непосредственно подчиненных министерствам или ведомствам;

на сумму свыше 500 рублей по каждому случаю недостачи или порчи ценностей - с разрешения министерств и ведомств.

Положение о бухгалтерских отчетах и балансах предусматривает, что в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, должны быть указаны меры, принятые по предотвращению таких недостач и потерь.

Юридическим службам следует уделять особое внимание вопросам списания дебиторской задолженности. Практика показывает, что в ряде случаев не принимаются все необходимые меры к взысканию с виновных причиненного ущерба и неосновательно представляются предложения о списании такой задолженности. Отказы в возбуждении уголовных дел, решения судов об отказе в исках критически не оцениваются и неправильные действия судебно-следственных органов не обжалуются.

Инвентаризационные комиссии нередко формально рассматривают и решают вопросы списания дебиторской задолженности, без анализа причин и выявления конкретных виновников, чем наносится значительный ущерб государству.

Ниже приводится примерный перечень документов, представляемых предприятиями и организациями на списание задолженности по недостачам и хищениям, а также потерям от порчи товарно-материальных ценностей, в случаях, когда конкретные виновники не установлены:

1. Акты или выписки из сличительных ведомостей о недостачах, хищениях и порче товарно-материальных ценностей.

2. Объяснения материально ответственных лиц.

3. Заключение специалистов, экспертов о причинах недостач, потерь и порчи ценностей.

4. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, если материалы направлялись в следственные органы (заверенная этими органами).

5. Копия решения судебного органа или арбитража (заверенная этим органом) об отказе в иске, если он предъявлялся. Копия решения по жалобе на отказ в иске, а если решение не обжаловано, указать причины.

6. Решение комиссии предприятия или организации по недостаче, хищению, а также потерям от порчи товарно-материальных ценностей.

7. Справка о принятых мерах по предупреждению недостач, хищений и порчи товарно-материальных ценностей с указанием ответственных за исполнение лиц и сроков исполнения. Принятые меры к должностным лицам, не обеспечившим сохранность товарно-материальных ценностей, включая и возмещение причиненного ущерба.

8. Обоснованное ходатайство о списании указанных потерь.

Юридические службы должны строго соблюдать порядок списания дебиторской задолженности, тщательно проверять полноту, правильность оформления и обоснованность представляемых материалов.

Особое внимание должно быть обращено на принятие мер к виновным, надлежащее оформление представляемых копий решений следственных и судебных органов, заверенных этими органами.

 

VIII. Анализ практики использования правовых средств

в работе по обеспечению сохранности социалистической

собственности, в борьбе с бесхозяйственностью

 

30. Юридическая служба совместно с другими подразделениями должна периодически анализировать практику использования правовых средств для обеспечения сохранности народного добра и борьбы с фактами бесхозяйственности.

Аналитическая работа должна быть направлена в первую очередь на изучение причин и условий, способствующих хищениям, недостачам и порче материальных ценностей, потерям от бесхозяйственности.

Формы участия юридической службы в осуществлении этой работы могут быть различными: изучение причин возникновения хищений, недостач и порчи материальных ценностей, имевших место на предприятии, участие в разработке предложений по итогам работы комиссии по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия; подготовка служебных записок, справок руководству предприятия о нарушениях законодательства об охране социалистической собственности и т.д. При этом необходимо анализировать данные, содержащиеся в актах инвентаризаций, ревизий и отдельных проверок, претензионно-исковых материалах, решениях и определениях судов, органов арбитража, сообщениях и представлениях органов прокуратуры, внутренних дел о хищениях, недостачах, порче продукции, фактах бесхозяйственности.

31. По результатам этой работы юридической службе, в частности, рекомендуется: участвовать в разработке соответствующими службами комплексного плана мероприятий, направленных на обеспечение сохранности социалистической собственности; вносить предложения руководству о правовых мерах по устранению причин и условий, способствующих хищениям, недостачам, порче материальных ценностей и потерям от бесхозяйственности; принимать участие в подготовке конкретных предложений, вносимых предприятием в вышестоящие организации о совершенствовании правовых документов (положений, инструкций, стандартов и т.п.), регулирующих вопросы обеспечения сохранности социалистической собственности, повышения качества продукции и экономного использования ресурсов.

 

Юридический отдел

с арбитражем

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024