| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 1985 г. N 15

 

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

НАПРАВЛЕННОГО НА УСИЛЕНИЕ БОРЬБЫ С ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ

 

В современных условиях, когда советский народ успешно осуществляет задачи коммунистического строительства, все более нетерпимыми становятся пьянство и алкоголизм. Под воздействием алкоголя люди утрачивают чувство ответственности перед обществом и государством, совершают преступления и другие правонарушения. Пьянство наносит ущерб производству, приводит к нарушениям трудовой и производственной дисциплины. Однако, как отмечается в Постановлении ЦК КПСС от 7 мая 1985 г. "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма", злоупотребление алкоголем зачастую не расценивается как аморальное, антисоциальное поведение, по отношению к пьяницам не используется в полной мере сила закона и общественного мнения.

Рассматривая преодоление пьянства и алкоголизма как социальную задачу большой политической важности, ЦК КПСС предусмотрел разработку и осуществление комплекса всесторонне обоснованных организационных, административно-правовых и воспитательных мер, направленных на решительное усиление антиалкогольной борьбы и повышение ее эффективности.

ЦК КПСС потребовал от судов и других правоохранительных органов обеспечить строгое и неуклонное проведение в жизнь законодательства по борьбе с пьянством и самогоноварением.

Обсудив результаты обобщения судебной практики, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды проводят определенную работу по исполнению антиалкогольного законодательства. Вместе с тем выполнение Постановления ЦК КПСС требует дальнейшего совершенствования судебной деятельности, безупречного выполнения судьями своих обязанностей в борьбе с правонарушениями, связанными с пьянством.

Вопреки закону некоторые суды не признают обстоятельством, отягчающим ответственность, совершение преступления или административного правонарушения в состоянии опьянения.

По делам о спекуляции спиртными напитками суды зачастую не выясняют источники их приобретения и не устанавливают, не связаны ли эти действия с нарушениями правил торговли спиртными напитками работниками торговых предприятий или предприятий общественного питания.

При рассмотрении дел о самогоноварении суды не всегда исследуют обстоятельства приобретения сырья, не во всех необходимых случаях принимают меры к установлению организаторов и иных причастных к совершению этих преступлений лиц, наличия у виновных цели сбыта самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки.

Не по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в состоянии опьянения, суды выясняют обстановку употребления ими спиртных напитков, место их приобретения, вследствие чего лица, виновные в незаконной продаже спиртных напитков несовершеннолетним и в доведении их до состояния опьянения или вовлечении в пьянство, не несут ответственности.

Разрешая трудовые, брачно-семейные, жилищные и другие гражданско-правовые споры, возникшие на почве злоупотребления отдельными гражданами спиртными напитками, суды зачастую не выявляют и должным образом не реагируют на причины и условия, способствующие пьянству на производстве и в быту.

По многим делам суды, при наличии к тому законных оснований, не решают вопроса о назначении принудительного лечения от алкоголизма, а также об ограничении дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. В судебной практике имеют место недостатки в применении мер административного взыскания и другие упущения.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость неукоснительного выполнения требований законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом. При рассмотрении судебных дел в отношении лиц, совершивших преступления и иные правонарушения в состоянии опьянения, а также виновных в спекуляции спиртными напитками, самогоноварении, нарушении правил торговли спиртными напитками, вовлечении несовершеннолетних в пьянство, судам надлежит в полной мере использовать силу закона и общественного мнения.

2. Рассматривая трудовые, жилищные споры, дела о расторжении брака, лишении родительских прав, ограничении дееспособности, другие гражданские дела, возникшие на почве злоупотребления спиртными напитками, суды обязаны принимать меры к защите прав граждан и организаций, нарушенных лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, выяснять причины и условия, способствовавшие пьянству на производстве и в быту, и добиваться их устранения.

3. Суды должны иметь в виду, что предусмотренное ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. "Об усилении борьбы с пьянством" одновременное применение мер как дисциплинарного, так и административного взыскания к рабочим и служащим за распитие спиртных напитков на производстве или пребывание на работе в нетрезвом состоянии, а также за другие перечисленные в этой статье нарушения возможно в том случае, если они совершены в рабочее время.

Распитие спиртных напитков или пребывание в нетрезвом состоянии в помещениях, на территории предприятия, учреждения, организации в нерабочее время влечет наложение административного взыскания.

За нарушения, предусмотренные ст. 2 названного Указа, наряду с мерами административного взыскания могут быть применены и такие меры, как лишение полностью или частично премий, вознаграждения по итогам годовой работы предприятия, учреждения, организации, льготных путевок в дома отдыха и санатории, перенесение очередности на получение жилой площади (ст. 12 Указа).

Установив факты участия руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений в распитии спиртных напитков на производстве или непринятия ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо сокрытия случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников, суды должны частными определениями ставить вопрос о дисциплинарной или административной ответственности виновных, а при наличии оснований - решать вопрос о привлечении их к уголовной ответственности.

4. Рассматривая дела по искам о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций (п. 3 ст. 254 КЗоТ РСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик), судам надлежит учитывать, что увольнение по указанному основанию может последовать, в частности, за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение их до состояния опьянения, изготовление, хранение, приобретение, сбыт самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки.

5. Разрешая споры о возмещении ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации работником, находившимся в нетрезвом состоянии, судам следует исходить из того, что в силу п. 4 ст. 10 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих факт нетрезвого состояния работника при причинении ущерба во всех случаях является основанием для возложения на виновного материальной ответственности в полном размере.

6. Судам следует иметь в виду, что нетрезвое состояние потерпевшего, если оно содействовало возникновению или увеличению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, должно рассматриваться как проявление этим лицом грубой неосторожности, которая согласно закону подлежит учету при решении вопроса о возмещении вреда.

7. Хронические алкоголики, а также иные лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками не выполняют своих обязанностей по воспитанию детей, оказывают на них вредное влияние своим аморальным, антиобщественным поведением, подлежат лишению родительских прав.

Одновременно с иском о лишении родительских прав суд вправе рассмотреть требование заинтересованных лиц в интересах детей о выселении ответчика из жилого помещения. В соответствии со ст. 38 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик суд выносит решение об удовлетворении такого требования, если совместное проживание с детьми, в отношении которых ответчик лишен родительских прав, признано невозможным.

8. По делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в состоянии опьянения, судам необходимо выяснять обстоятельства, связанные с употреблением ими спиртных напитков, принимать меры к установлению взрослых, виновных в доведении подростков до состояния опьянения, вовлечении их в пьянство или в продаже им спиртных напитков, и решать вопрос о привлечении этих лиц к предусмотренной законом ответственности.

Вовлечением несовершеннолетнего в пьянство, предусмотренным ст. 210 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, признаются действия взрослого, выражающиеся в неоднократном совместном употреблении с несовершеннолетним спиртных напитков, приобретении для него спиртных напитков и т.п.

9. Ответственность по ст. 210.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения несут работники предприятий, учреждений, организаций, которые в силу своих служебных, профессиональных обязанностей или согласно действующим правилам, инструкциям, положениям отвечали за организацию или непосредственно организовывали работу, обучение или воспитание несовершеннолетнего (начальник цеха, участка, смены, отдела, мастер, бригадир и др.), а также должностные лица, преподаватели и воспитатели учебных заведений в отношении учащихся.

Ответственность по названной статье УК наступает за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения как во время работы или учебы, так и в нерабочее или неучебное время.

10. Уголовная ответственность за нарушение правил торговли спиртными напитками установлена за умышленное нарушение любого предусмотренного ограничения на продажу спиртных напитков, совершенное повторно в течение года после применения к виновному за подобное нарушение мер административного взыскания или общественного воздействия.

К числу таких нарушений относится продажа спиртных напитков вопреки запрету и ограничениям, предусмотренным решениями Правительства СССР, а также специальными правилами, утвержденными с учетом местных условий Советами Министров союзных республик (в республиках без областного деления), Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (в г. г. Москве и Ленинграде) Советов народных депутатов.

Субъектом этого преступления может быть работник любого торгового предприятия или предприятия общественного питания, включая и те, где продажа спиртных напитков не предусмотрена.

11. Продажа работниками торговых предприятий и предприятий общественного питания спиртных напитков со складов, баз, из подсобных помещений предприятий торговли или общественного питания, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, подлежит квалификации по ст. 156.3 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

12. Реализация спиртных напитков работником торгового предприятия или предприятия общественного питания, не являющимся должностным лицом, за незаконное вознаграждение, полученное путем вымогательства от гражданина, подлежит квалификации по ст. 156.2 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, а если эти действия сопряжены с нарушением правил торговли спиртными напитками - дополнительно и по ст. 156.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

13. Работники торговых предприятий и предприятий общественного питания, виновные в продаже спиртных напитков, заведомо предназначенных для спекуляции, подлежат ответственности за соучастие в спекуляции.

14. При отграничении уголовно наказуемой спекуляции спиртными напитками от правонарушений, которые в соответствии со ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. "Об усилении борьбы с пьянством" влекут применение мер административного взыскания, судам следует иметь в виду, что неоднократная скупка и перепродажа спиртных напитков при общей сумме наживы свыше тридцати рублей подлежит квалификации по ст. 154 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если эти действия охватывались единым умыслом виновного и составляли в своей совокупности одно преступление, хотя бы в каждом отдельном случае перепродажи размер наживы не превышал тридцати рублей.

15. Для правильной квалификации действий, связанных с изготовлением или хранением крепких спиртных напитков домашней выработки, а также изготовлением или хранением аппаратов для их выработки, судам необходимо выяснять, не преследовалась ли при этом цель сбыта.

При решении вопроса о том, изготовлены или хранились такие спиртные напитки с целью сбыта или без таковой, должно учитываться количество обнаруженных спиртных напитков и продуктов брожения, приготовленных для их выработки, и другие обстоятельства дела.

16. Под сбытом крепких спиртных напитков домашнего изготовления или аппаратов для их выработки следует понимать не только их продажу, но и другие способы их реализации (обмен спиртных напитков или аппаратов на другие товары или материальные ценности, расчет за выполненную работу вместо денежного вознаграждения, передача в счет покрытия долга и т.п.).

17. Судам необходимо иметь в виду, что изготовление или хранение крепких спиртных напитков домашней выработки и аппаратов для их выработки с целью сбыта, совершенное после изготовления или хранения таких спиртных напитков либо аппаратов без цели сбыта, не образует признака повторности, предусмотренного ч. 4 ст. 158 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик. В этих случаях действия виновного надлежит квалифицировать по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158 и ч. 3 ст. 158 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

Однократное изготовление самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки с целью сбыта и последующий неоднократный сбыт этих спиртных напитков подлежат квалификации по ч. 4 ст. 158 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

18. Изготовление продуктов брожения для последующей выработки из них крепких спиртных напитков должно квалифицироваться как покушение на изготовление крепких спиртных напитков.

В случае использования хотя бы части продуктов брожения для изготовления самогона или других крепких спиртных напитков действия виновных следует квалифицировать как оконченное преступление.

Изготовление или хранение крепких спиртных напитков домашней выработки или аппаратов для их выработки с целью сбыта образует состав оконченного преступления независимо от того, приступил ли виновный к их сбыту или нет.

19. При назначении наказания судам надлежит учитывать, что статьей 34 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик совершение преступления в состоянии опьянения признается обстоятельством, отягчающим ответственность. Суд может не признать его таковым в случаях, когда состояние опьянения не связано с содеянным или когда виновный оказался в таком состоянии помимо своей воли (например, при доведении взрослым несовершеннолетнего до состояния опьянения). Суд во всяком случае должен привести в приговоре мотивы в обоснование своего решения.

20. При наличии в материалах уголовного дела данных о том, что подсудимый систематически злоупотребляет спиртными напитками, суду надлежит выяснять, имеются ли доказательства для решения вопроса о применении к нему принудительных мер медицинского характера, в частности, заключение медицинской комиссии о том, что он является алкоголиком, нуждается в принудительном лечении и для этого нет противопоказаний.

Постановляя приговор, суд должен при наличии к тому оснований обсудить вопрос о применении к виновному принудительного лечения.

21. В тех случаях, когда во время отбывания наказания в виде лишения свободы будет выявлено, что осужденный является алкоголиком, вопрос о применении к нему принудительного лечения после вынесения приговора разрешается в порядке ст. 368 и 369 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик судом, вынесшим приговор, или судом по месту отбывания осужденным наказания по представлению администрации исправительно-трудового учреждения, основанному на данных медицинского обследования.

В таком же порядке разрешается вопрос о продлении или прекращении принудительного лечения по представлению администрации исправительно-трудового учреждения или лечебного учреждения, в котором лицо находится на излечении.

22. Хронические алкоголики, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания по постановлению народного суда. В связи с этим судам необходимо проверять наличие в поступивших материалах данных, подтверждающих указанные обстоятельства, а также соответствующего медицинского заключения и ходатайства об этом общественных организаций, трудовых коллективов, государственных органов, членов семьи или близких родственников.

В случае неполноты представленных материалов они подлежат возвращению в орган внутренних дел для устранения недостатков.

23. Представление администрации лечебно-трудового профилактория о продлении или сокращении срока пребывания в профилактории и досрочном освобождении из него разрешается народным судом по месту нахождения лечебно-трудового профилактория на основании соответствующего медицинского заключения.

24. Рассматривая дела о признании ограниченно дееспособными граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, суды должны иметь в виду, что:

а) в силу ст. 261 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик эти дела подлежат рассмотрению с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора и самого гражданина, если иное не предусмотрено законодательством союзной республики.

Установив во время разбирательства дела о признании гражданина ограниченно дееспособным, что заявление подано ненадлежащим лицом, суд обязан, не прекращая дела, обсудить вопрос о его замене лицом, которому законом предоставлено такое право (ст. 36 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик);

б) совершеннолетние члены семьи гражданина, в отношении которого возбуждено дело о признании его ограниченно дееспособным, участвуют в нем в качестве заявителей и в случае, если заявление в суд подано в защиту их интересов прокурором, органом опеки и попечительства, профессиональным союзом, психиатрическим лечебным учреждением или общественной организацией (ст. 258 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик);

в) производство по делу, возбужденному прокурором, профсоюзной или иной общественной организацией, органом опеки и попечительства, психиатрическим лечебным учреждением, не может быть прекращено в связи с возражением члена семьи гражданина против рассмотрения этого дела. Суд не вправе также прекратить производство по делу ввиду отказа прокурора от заявленного требования о признании гражданина ограниченно дееспособным, если член семьи, в интересах которого возбуждено дело, требует рассмотрения дела по существу (ст. 41 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик);

г) дела об отмене ограничения в дееспособности рассматриваются судом по заявлению лиц, перечисленных в ст. 258 ГПК РСФСР и соответствующих статьях ГПК других союзных республик. Дело рассматривается по месту жительства гражданина, независимо от того, каким судом было вынесено решение об ограничении его дееспособности.

25. Согласно ст. 124 Кодекса о браке и семье РСФСР и соответствующим статьям кодексов о браке и семье других союзных республик суд обязан в установленный законом срок направить копию вступившего в законную силу решения о признании гражданина ограниченно дееспособным в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов для назначения попечителя. Судья на основании ст. 349 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик обязан осуществлять контроль за правильным и своевременным исполнением вынесенного решения, истребовать копию решения о назначении попечителя для приобщения к материалам дела.

В целях осуществления контроля со стороны трудового коллектива за поведением граждан, ограниченных в дееспособности, судам надлежит направлять копии решений об ограничении дееспособности по месту работы граждан.

26. Судам надлежит обеспечить правильное применение мер административного взыскания за распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде.

В постановлении народного судьи о привлечении к административной ответственности должно быть указано, в чем конкретно выразилось оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность поведение лица, находящегося в состоянии опьянения.

Народный судья вправе применить к виновному любую из предусмотренных в названной статье мер административного взыскания либо по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 11 Указа, освободить его от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудовому коллективу, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

27. В целях всемерного повышения предупредительно-воспитательного воздействия судебной деятельности в преодолении пьянства и алкоголизма судам следует расширять и укреплять связи с трудовыми коллективами, общественными организациями, правоохранительными и другими государственными органами.

Судам надлежит обеспечить гласность судебных процессов по делам, связанным с нарушением законодательства, направленного на борьбу с пьянством. В этих целях организовывать рассмотрение актуальных дел в выездных судебных заседаниях по месту работы в трудовых коллективах или по месту жительства граждан. Судам следует также практиковать доведение результатов судебных процессов по таким делам до общественности через средства массовой информации, путем направления копий судебных постановлений в трудовые коллективы и общественные организации.

28. Наряду с принятием мер по привлечению к установленной законом ответственности всех виновных в нарушении антиалкогольного законодательства суды должны частными определениями обращать внимание государственных органов, общественных организаций, должностных лиц на выявленные при рассмотрении дел недостатки в исполнении названного законодательства, которые способствовали совершению преступлений и других правонарушений.

29. Рекомендовать судебным коллегиям Верховного Суда СССР, Верховным Судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов, военным трибуналам военных округов, групп войск и флотов усилить надзор за судебной деятельностью по строгому и неуклонному исполнению законодательства по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

30. В связи с принятием настоящего Постановления считать утратившими силу Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. N 3 "О задачах судов по выполнению постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и указов Президиумов Верховных Советов союзных республик о мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма", Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 12 января 1973 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении, сбыте, хранении крепких спиртных напитков домашней выработки", Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 сентября 1975 г. N 6 "О практике применения судами законодательства и постановлений Пленума Верховного Суда СССР, направленных на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом", Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1982 г. N 1 "О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР по вопросам применения законодательства, направленного на борьбу с пьянством и алкоголизмом", п. п. 11 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 16 "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность", п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 17 марта 1983 г. N 3 "О практике применения судами законодательства об уголовной ответственности за нарушение правил торговли".

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024