| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 1982 г. N 433

 

ОБ УЛУЧШЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

И ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, заложившего основы современной аграрной политики, в стране проделана огромная работа по дальнейшему подъему сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса, увеличению роста производства продовольствия.

Значительно окрепла материально-техническая база села, сельское хозяйство прочно встало на индустриальный путь развития. Осуществлены меры по укреплению колхозов и совхозов кадрами, сближению жилищных и культурно-бытовых условий тружеников города и деревни.

По мере индустриализации сельскохозяйственного производства и внедрения промышленных технологий, развития специализации на селе возникла широкая сеть предприятий и организаций по снабжению колхозов и совхозов материальными ресурсами, ремонту и обслуживанию техники, внесению удобрений, проведению мелиоративных работ, строительству, транспортировке, хранению и переработке продукции.

Вместе с тем имеются недостатки в управлении сельским хозяйством, другими отраслями агропромышленного комплекса. Сложившаяся система управления излишне громоздка и разобщена, необоснованно возросла численность управленческого аппарата. Не везде обеспечивается необходимое сочетание отраслевого и территориального принципов управления. Значительная часть хозяйств находится в ведении областных, республиканских и межрайонных органов, многочисленных трестов и объединений, ослаблено районное звено.

Предприятия и организации Госкомсельхозтехники СССР, Союзсельхозхимии, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, строительные, заготовительные, транспортные и другие организации, обслуживающие сельское хозяйство, слабо связаны организационно и экономически с колхозами и совхозами.

Ведомственная разобщенность в управлении привела к серьезным недостаткам в планировании, материально-техническом снабжении, проведении специализации и рационального размещения производства, усложнила решение задач комплексного развития села, породила параллелизм и дублирование. Чрезмерно регламентирована деятельность колхозов и совхозов, усилилось администрирование в ущерб экономическим методам руководства.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают, что большие задачи по увеличению производства продовольствия требуют серьезного улучшения всей работы по руководству сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса. Необходимо и дальше настойчиво проводить линию на ускорение развития аграрного сектора экономики, рассматривая это как общенародную задачу, дело первостепенной важности.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. В соответствии с решениями XXVI съезда КПСС и ноябрьского (1981 г.) Пленума ЦК партии, в целях создания условий для успешного выполнения Продовольственной программы признать целесообразным осуществить в центре и на местах систему мер по дальнейшему улучшению управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса, направленных на:

повышение хозяйственной самостоятельности и инициативы колхозов и совхозов как главных звеньев социалистического сельского хозяйства, создание благоприятных экономических, социальных, организационных условий для их эффективной деятельности;

развитие творческой активности и инициативы, повышение деловитости и ответственности руководителей и специалистов колхозов и совхозов за увеличение производства, укрепление экономики хозяйств и безусловное выполнение государственных планов;

последовательное применение экономических методов управления во всех отраслях и сферах агропромышленного комплекса, создание условий для их рентабельной работы;

укрепление районного звена управления, рациональное сочетание территориального и отраслевого принципов управления;

устранение ведомственной разобщенности, сокращение излишних, дублирующих звеньев и численности управленческого аппарата.

2. В целях координации деятельности министерств и ведомств агропромышленного комплекса, их местных органов и подведомственных предприятий и организаций, мобилизации их усилий на более полное использование ресурсов, неуклонный рост объемов производства и закупок продукции, повышение ее качества, обеспечение высокой эффективности отраслей комплекса считать необходимым образовать:

а) в районе - районное агропромышленное объединение. В состав объединения включаются: колхозы, совхозы, межхозяйственные формирования, другие предприятия сельского хозяйства, а также предприятия и организации, обслуживающие их и связанные с сельскохозяйственным производством и переработкой продукции. Предприятия и организации, обслуживающие несколько районов, могут включаться в состав агропромышленного объединения по согласованию с соответствующими вышестоящими органами.

Предприятия и организации, входящие в объединение, сохраняют хозяйственную самостоятельность, права юридического лица и ведомственную принадлежность.

Установить, что высшим органом управления районного агропромышленного объединения является Совет объединения, образуемый районным Советом народных депутатов. В состав Совета входят начальник районного управления сельского хозяйства - председатель Совета объединения, председатели колхозов и директора совхозов, а также руководители предприятий и организаций других отраслей агропромышленного комплекса по решению районного Совета народных депутатов.

Председатель Совета объединения одновременно является первым заместителем председателя райисполкома. Рабочим аппаратом Совета объединения является аппарат районного управления сельского хозяйства, который формируется за счет общей численности ныне действующих районных управлений сельского хозяйства, а также предприятий и организаций, обслуживающих колхозы и совхозы;

б) в области, крае, автономной республике - областное, краевое, республиканское (АССР) агропромышленное объединение. В состав объединений включаются областные, краевые, республиканские (АССР) организации агропромышленного комплекса и подведомственные им предприятия.

Установить, что высшим органом управления агропромышленного объединения области, края, республики (АССР) является Совет, образуемый областным, краевым Советом народных депутатов, Верховным Советом автономной республики. В состав Совета включаются руководители областных, краевых, республиканских (АССР) организаций агропромышленного комплекса и другие должностные лица по решению областного, краевого Совета народных депутатов, Верховного Совета автономной республики.

Председатель Совета объединения одновременно является первым заместителем председателя облисполкома, крайисполкома или первым заместителем Председателя Совета Министров автономной республики.

Начальник областного, краевого управления сельского хозяйства, министр сельского хозяйства автономной республики назначается первым заместителем председателя Совета объединения области, края, автономной республики. Рабочим аппаратом Совета объединения является аппарат управления сельского хозяйства облисполкома, крайисполкома, министерства сельского хозяйства автономной республики, который формируется за счет общей численности аппарата управления всех организаций и учреждений, входящих в состав агропромышленного объединения;

в) в союзной республике - Комиссию Президиума Совета Министров союзной республики или по усмотрению Совета Министров союзной республики иной орган по вопросам агропромышленного комплекса. В состав Комиссии (органа) включаются министры и руководители ведомств, вошедших в агропромышленный комплекс, а также другие должностные лица, утверждаемые Советом Министров союзной республики.

Председателем Комиссии (органа) по вопросам агропромышленного комплекса является заместитель Председателя Совета Министров союзной республики.

Поручить Советам Министров союзных республик в 3-месячный срок разработать и утвердить положение о комиссиях Президиумов Советов Министров союзных республик (или иных органов) по вопросам агропромышленного комплекса;

г) в Совете Министров СССР - Комиссию Президиума Совета Министров СССР по вопросам агропромышленного комплекса. В состав Комиссии входят: Министр сельского хозяйства СССР, Министр плодоовощного хозяйства СССР, Министр заготовок СССР, Министр мясной и молочной промышленности СССР, Министр пищевой промышленности СССР, Министр мелиорации и водного хозяйства СССР, Министр сельского строительства СССР, Председатель Государственного комитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, Председатель Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, Начальник Главного управления микробиологической промышленности при Совете Министров СССР, а также другие должностные лица по решению Совета Министров СССР.

Председателем Комиссии Президиума Совета Министров СССР по вопросам агропромышленного комплекса является заместитель Председателя Совета Министров СССР.

Возложить на Комиссию Президиума Совета Министров СССР по вопросам агропромышленного комплекса:

координацию деятельности министерств и ведомств, входящих в агропромышленный комплекс, контроль за выполнением ими решений Партии и Правительства и заданий, установленных государственными планами экономического и социального развития СССР, заданий по заготовкам продукции сельского хозяйства, поставкам машин, оборудования, средств химизации, рациональному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов, по производству продукции пищевых отраслей промышленности, повышению ее качества и доведению до потребителя;

предварительное рассмотрение подготавливаемых Госпланом СССР проектов годовых, перспективных планов развития агропромышленного комплекса страны, а также по отраслям комплекса;

подготовку по заданиям Совета Министров СССР предложений по вопросам дальнейшего развития агропромышленного комплекса.

Поручить Комиссии Президиума Совета Министров СССР по вопросам агропромышленного комплекса в 2-месячный срок подготовить и представить на утверждение Совета Министров СССР проект положения об этой Комиссии.

3. Поручить Министерству сельского хозяйства СССР по согласованию с Госпланом СССР, Министерством юстиции СССР, Министерством финансов СССР, Советами Министров союзных республик в 3-месячный срок разработать и внести в Совет Министров СССР проекты типовых положений об агропромышленных объединениях в районах, областях, краях и автономных республиках.

При разработке этих положений исходить из того, что деятельность указанных объединений должна быть направлена на решение следующих задач:

обеспечение пропорционального и сбалансированного развития всех отраслей агропромышленного комплекса в целях наращивания производства продовольствия, выполнение государственных планов всеми предприятиями агропромышленного комплекса, повышение эффективности производства и качества работы;

улучшение обслуживания колхозов, совхозов и других производственных предприятий, укрепление их материально-технической базы;

улучшение жилищных и культурно-бытовых условий сельских жителей, создание современной социальной инфраструктуры на селе;

постоянное совершенствование хозяйственного механизма и межотраслевых производственно-экономических связей, способствующих обеспечению технологического и организационного единства агропромышленного комплекса и строгой ориентации всех его отраслей и видов деятельности на конечные результаты;

создание устойчивых экономических условий для хозрасчетной деятельности каждого трудового коллектива, повышение ответственности за рентабельное ведение производства;

совершенствование отраслевой и территориальной структуры агропромышленного комплекса, развитие специализации и концентрации производства, обеспечивающие эффективное использование трудовых ресурсов, земли и других средств производства;

правильное использование выделяемых капитальных вложений, материально-технических, трудовых, финансовых и других ресурсов, исходя из необходимости концентрации их на решающих направлениях, преодоления "узких мест" и диспропорций;

организацию разработки и практической реализации комплексных межотраслевых программ по широкому внедрению научно-технического прогресса, создание и введение принципиально новых ресурсосберегающих технологий, повышающих производительность труда и эффективность производства;

стимулирование развития отстающих отраслей, производств и предприятий, выравнивание экономических условий хозяйствования;

создание необходимых резервных фондов;

осуществление мер по дальнейшему развитию личных подсобных хозяйств граждан и подсобных хозяйств промышленных предприятий как составной части продовольственного комплекса страны;

создание системы информационно-вычислительного обслуживания отраслей и предприятий агропромышленного комплекса на основе единой сети ЭВМ коллективного пользования, широкого внедрения автоматизированных систем и экономико-математических методов управления.

Органы управления агропромышленным комплексом наделяются следующими правами:

советы районных агропромышленных объединений -

определять на основе доведенных контрольных цифр плановые показатели по установленной номенклатуре колхозам и совхозам и представлять проекты планов государственных закупок сельскохозяйственных продуктов на утверждение районного Совета народных депутатов;

рассматривать проекты планов других предприятий и организаций, входящих в состав агропромышленных объединений, и вносить по ним предложения в соответствующие вышестоящие органы;

распределять выделенные для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий лимиты капитальных вложений, бюджетные ассигнования и кредиты, а также материально-технические ресурсы: тракторы, комбайны, автомобили, сельскохозяйственные машины, оборудование, минеральные удобрения, строительные и другие материалы. Перераспределять в случае необходимости между предприятиями и организациями, входящими в состав агропромышленного объединения, с их согласия 10 - 15 процентов выделенных материально-технических ресурсов;

централизовать по предложению колхозов, совхозов и других предприятий и организаций выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций. Возлагать исполнение централизованных производственно-хозяйственных функций на отдельные предприятия (организации) независимо от их ведомственной принадлежности или создавать для этих целей специализированные подразделения на основе межхозяйственной кооперации;

утверждать на основе типовых нормативов расценки (тарифы) на оказываемые услуги и выполняемые работы предприятиями и организациями внутри объединения независимо от их ведомственной принадлежности, а также устанавливать расчетные цены на скот, корма, материалы и другие ресурсы, поставляемые колхозами и совхозами друг другу;

разрабатывать на основе предложений колхозов, совхозов и других предприятий и организаций, входящих в состав агропромышленного объединения, перспективные планы специализации и размещения производства сельскохозяйственной продукции, а также предприятий по ее приемке и переработке, ремонтно-технических мастерских, баз хранения продукции;

перераспределять в случае необходимости капитальные вложения, не осваиваемые отдельными государственными предприятиями и организациями, входящими в состав объединения, по согласованию с вышестоящими ведомственными органами;

создавать централизованные фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства и на основе соответствующих нормативных документов определять направление и порядок их использования;

утверждать на основе типовых положений условия премирования руководящих работников и специалистов совхозов и других предприятий и организаций, входящих в состав объединения, независимо от их ведомственной принадлежности;

советы агропромышленных объединений областей, краев и автономных республик -

рассматривать основные показатели плана развития предприятий и организаций, входящих в агропромышленный комплекс области, края, автономной республики, а также объемы продажи государству сельскохозяйственной продукции по районам и категориям хозяйств и вносить свои предложения в исполком областного, краевого Совета народных депутатов и Совет Министров автономной республики. Перераспределение лимитов капитальных вложений, материально-технических и других ресурсов между отраслями агропромышленного комплекса осуществлять по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами союзных республик;

осуществлять контроль за деятельностью областных, краевых, республиканских (АССР) организаций отраслей агропромышленного комплекса и подведомственных им предприятий по выполнению планов производства, переработки и государственных закупок сельскохозяйственной продукции, поставки ее в общесоюзный и республиканский фонды, по обеспечению снабжения населения области, края, республики продовольствием и по другим вопросам деятельности агропромышленного комплекса;

разрабатывать и осуществлять реализацию комплексных продовольственных и других целевых программ, объединять в соответствии с установленным порядком для этого материально-технические, финансовые и другие ресурсы или выделять их из соответствующих фондов;

централизовать полностью или частично отдельные управленческие и производственно-хозяйственные функции и поручать исполнение их отдельным предприятиям или областным организациям, вошедшим в объединение, независимо от их ведомственной подчиненности;

разрабатывать схему развития и размещения сельскохозяйственного производства и других отраслей агропромышленного комплекса с учетом народнохозяйственных интересов, лучшего использования имеющихся ресурсов;

создавать на основе межхозяйственной кооперации промышленные предприятия и цеха по производству комбикормов, местных строительных материалов, изделий производственно-технического назначения, а также товаров народного потребления.

4. Поручить Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Министерству сельского хозяйства СССР с участием Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств СССР в 4-месячный срок разработать и внести в Совет Министров СССР предложения об изменениях в системе управления отраслями агропромышленного комплекса в соответствии с настоящим Постановлением, имея в виду упразднить не оправдавшие себя тресты, объединения и иные органы, параллельные и дублирующие звенья.

5. Поручить Министерству сельского хозяйства СССР в 3-месячный срок разработать с участием Советов Министров союзных республик и утвердить по согласованию с Министерством финансов СССР и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам нормативы численности районных и областных управлений сельского хозяйства в связи с возложением на них функций рабочего аппарата соответствующих агропромышленных объединений.

Предусмотреть сокращение численности аппарата управления и средств на его содержание в системе Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства заготовок СССР и Госкомсельхозтехники СССР на 9 - 10 процентов, Министерства плодоовощного хозяйства СССР - на 5 процентов. Указанное сокращение аппарата управления не распространяется на совхозы и районные управления сельского хозяйства.

Высвободившихся специалистов направить в основном на работу в колхозы, совхозы и на предприятия перерабатывающей промышленности.

Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству сельского хозяйства СССР и Министерству финансов СССР в 3-месячный срок внести в Совет Министров СССР предложения о должностных окладах работников районных и областных управлений сельского хозяйства.

6. Поручить ЦК компартий и Советам Министров союзных республик, крайкомам, обкомам и райкомам партии, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам и райисполкомам принять необходимые меры к укомплектованию республиканских (АССР), краевых, областных и районных агропромышленных объединений высококвалифицированными кадрами, проверенными на хозяйственной работе, хорошо владеющими основными принципами управления, знающими экономику и организацию производства и способными обеспечить существенное улучшение руководства колхозами, совхозами, предприятиями и организациями агропромышленного комплекса.

 

* * *

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что партийные, советские и хозяйственные органы на основе совершенствования управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса добьются дальнейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции, что позволит успешно выполнить Продовольственную программу СССР, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей советских людей в продуктах питания.

 

Секретарь

Центрального Комитета КПСС

Л.БРЕЖНЕВ

 

Председатель

Совета Министров СССР

Н.ТИХОНОВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024