| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ

И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО -

ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 1980 г. N 50/4/4-85

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 июня 1979 г. N 586 Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам, Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:

1. Утвердить разработанное с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР Типовое положение о профессиональном обучении рабочих на производстве согласно Приложению.

2. Признать утратившим силу Типовое положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве, утвержденное 18 октября 1968 г. Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариатом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов.

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению

Государственного комитета СССР по труду

и социальным вопросам, Государственного

комитета СССР по профессионально -

техническому образованию и Секретариата

Всесоюзного Центрального Совета

Профессиональных Союзов

от 4 марта 1980 г. N 50/4/4-85

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 

Осуществление выдвинутого КПСС курса на повышение эффективности производства и качества работы в условиях научно-технического прогресса требует непрерывного углубления и расширения знаний, роста мастерства рабочих. Решение этой задачи призвана обеспечивать система их профессионального обучения на производстве, которая включает в себя соответствующие отраслевые системы.

Отраслевая система профессионального обучения рабочих на производстве - это сеть учебно-производственных баз, учебно-методических и научных организаций, соответствующих подразделений министерств, ведомств, промышленных и производственных объединений, предприятий и организаций, планомерно осуществляющих профессиональное обучение рабочих.

На производстве применяются следующие виды профессионального обучения рабочих:

подготовка новых рабочих;

переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям;

повышение квалификации рабочих.

 

I. Управление системой профессионального обучения

рабочих на производстве

 

1. Управление системой профессионального обучения рабочих на производстве в соответствии с действующим законодательством осуществляют министерства и ведомства, органы системы Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.

2. Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию (Госпрофобр СССР) осуществляет единую государственную политику в области профессионального обучения рабочих на производстве, организует работу межведомственного совета, обеспечивающего координацию деятельности министерств и ведомств СССР в этой области.

Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам (Госкомтруд СССР) осуществляет контроль за выполнением решений Партии и Правительства по вопросам подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве.

Указания Госпрофобра СССР и Госкомтруда СССР по вопросам профессионального обучения рабочих на производстве являются обязательными для министерств, ведомств и других организаций, осуществляющих это обучение.

3. Министерства и ведомства:

обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочих отрасли требованиям производства, задачам повышения его эффективности и качества работы, социального развития коллективов;

изучают изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих, разрабатывают прогнозы ее изменения и определяют на этой основе потребность в подготовке и переподготовке рабочих;

разрабатывают и утверждают в установленном порядке подведомственным объединениям, предприятиям и организациям <*> пятилетние и годовые задания по подготовке (переподготовке) квалифицированных рабочих <**> на производстве и годовые задания по повышению квалификации рабочих, с выделением заданий по повышению квалификации женщин, осуществляют контроль за выполнением этих заданий;

--------------------------------

<*> Далее именуются "предприятия".

<**> Включая показатели по обучению рабочих вторым профессиям.

 

создают отраслевые системы профессионального обучения рабочих на производстве, осуществляют организационное и методическое руководство этими системами и несут ответственность за состояние профессионального обучения рабочих на производстве;

разрабатывают и утверждают в установленном порядке учебные планы и программы, учебные пособия для профессионального обучения рабочих на производстве;

обеспечивают создание учебно-производственной базы предприятий, разрабатывают и утверждают нормативы на ее создание, а также на количество ученических мест при проектировании помещений для профессионального обучения рабочих на производстве;

разрабатывают и утверждают нормативы численности работников технического обучения предприятий, учебно-курсовых комбинатов (пунктов), учебных мастерских (участков, цехов, полигонов);

определяют затраты на профессиональное обучение рабочих на производстве;

обеспечивают организацию и увеличение изготовления учебных пособий, оборудования и технических средств обучения, а также их централизованный выпуск для предприятий;

контролируют состояние и результаты работы по профессиональному обучению рабочих на производстве, выполнение учебных планов и программ, соблюдение сроков обучения и обоснованность присвоения квалификации;

организуют научные исследования и разработку рекомендаций по совершенствованию системы профессионального обучения рабочих на производстве;

осуществляют в установленном порядке повышение квалификации работников, занимающихся профессиональным обучением кадров на производстве;

организуют изучение и распространение передового опыта работы по профессиональному обучению рабочих на предприятиях, обеспечивают совместно с Главным комитетом Выставки достижений народного хозяйства СССР систематический показ и широкую популяризацию этого опыта, а также работу всесоюзных школ по изучению передовых приемов и методов труда.

В целях координации работы в области профессионального обучения рабочих на производстве и обобщения передового опыта в министерствах и ведомствах с участием соответствующих комитетов профсоюзов создаются на общественных началах учебно-методические советы.

4. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, а также соответствующие органы управления других отраслей народного хозяйства <*>:

--------------------------------

<*> Далее именуются "всесоюзные и республиканские промышленные объединения".

 

определяют потребность в подготовке и переподготовке рабочих для предприятий;

разрабатывают пятилетние и годовые задания по подготовке (переподготовке) квалифицированных рабочих на производстве и годовые задания по повышению квалификации рабочих, с выделением заданий по повышению квалификации женщин, доводят утвержденные в установленном порядке задания до предприятий, контролируют их выполнение;

организуют профессиональное обучение рабочих на предприятиях и обеспечивают создание учебно-производственной базы для этого обучения;

разрабатывают предложения и участвуют в организации всесоюзных школ по изучению передовых приемов и методов труда;

контролируют работу предприятий по профессиональному обучению рабочих на производстве, выполнение учебных планов и программ, соблюдение сроков и качество обучения.

В целях координации работы в области профессионального обучения рабочих на производстве во всесоюзных и республиканских промышленных объединениях могут создаваться на общественных началах учебно-методические советы.

5. Предприятия:

определяют потребность в подготовке и переподготовке рабочих по профессиям;

разрабатывают в установленном порядке пятилетние и годовые планы по подготовке (переподготовке) квалифицированных рабочих на производстве и годовые планы по повышению квалификации рабочих, с выделением заданий по повышению квалификации женщин, и обеспечивают их выполнение;

создают в соответствии с отраслевыми нормативами учебно-производственную базу для профессионального обучения рабочих на производстве;

организуют разработку и изготовление специфических для данного производства учебных пособий и технических средств обучения;

предоставляют в установленном порядке вечерним (сменным) профессионально-техническим училищам, курсам и учебно-курсовым комбинатам (пунктам), в которых обучаются рабочие предприятия, необходимые помещения, оборудование, приборы, инструменты и материалы для учебных целей с обеспечением ремонта и хозяйственного обслуживания помещений, включая снабжение электроэнергией и топливом.

Для осуществления указанных мероприятий на предприятиях в соответствии с типовой структурой и нормативами численности, утвержденными министерствами и ведомствами, создаются отделы (бюро, секторы) технического обучения или выделяются работники, ответственные за выполнение функций по профессиональному обучению рабочих на производстве.

В производственных единицах, цехах и других подразделениях предприятия, где штатными расписаниями не предусмотрены освобожденные работники по профессиональному обучению кадров на производстве, проведение этой работы может возлагаться на других специалистов с высшим или средним специальным образованием (цеховых организаторов) с их согласия. Администрацией предприятия совместно с общественными организациями предусматриваются в установленном порядке дополнительные меры морального и материального поощрения указанных специалистов за успешное выполнение работы по профессиональному обучению.

Руководство профессиональным обучением рабочих на предприятиях возлагается на главного инженера или на другого работника, выполняющего аналогичные функции.

Для осуществления учебно-методической работы на предприятии при участии комитета профсоюза создается на общественных началах учебно-методический совет по профессиональному обучению рабочих, возглавляемый главным инженером или его заместителем.

6. Работа учебно-методических советов министерств и ведомств, всесоюзных и республиканских промышленных объединений, предприятий организуется в соответствии с положениями об этих советах, которые разрабатываются на основании типовых положений, утверждаемых Госпрофобром СССР по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.

7. Работа по профессиональному обучению рабочих на производстве проводится администрацией предприятия совместно с профсоюзной и комсомольской организациями при активном участии наставников молодежи.

 

II. Подготовка новых рабочих

 

8. Подготовка новых рабочих на производстве - это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессий, перечень которых утверждается Госпрофобром СССР в установленном порядке.

Подготовка новых рабочих осуществляется из числа лиц, принятых на работу на предприятие.

Подготовка новых рабочих из числа женщин, а также несовершеннолетних производится только по профессиям, а также для тех производств и работ, на которых разрешается применение их труда.

Направляемые на обучение должны быть предварительно ознакомлены с требованиями к работе по профессии, с условиями и оплатой труда, правилами внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, санитарными нормами и правилами, производственными (должностными) инструкциями, возможностью повышения квалификации и профессионального продвижения.

9. Подготовка новых рабочих на производстве проводится по курсовой, групповой и индивидуальной формам обучения.

Сроки обучения при подготовке новых рабочих устанавливаются до 6 месяцев. Обучение новых рабочих по отдельным профессиям свыше 6 месяцев может проводиться только с разрешения Госпрофобра СССР. Учебные планы и программы предусматривают теоретическое и производственное обучение.

При курсовой и групповой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе численностью от 10 до 30 человек (в учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и на организуемых министерствами, ведомствами постоянно действующих курсах - численностью 25 - 30 человек).

При курсовой подготовке производственное обучение рабочих осуществляется в два этапа: на первом этапе - в учебной группе <*> под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебно-курсового комбината (пункта); на втором этапе - на рабочих местах предприятия в учебной группе <*> под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения.

--------------------------------

<*> Численность учебной группы не менее 12 человек.

 

При групповой подготовке производственное обучение рабочих осуществляется индивидуально на рабочих местах предприятия под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения. Теоретическое обучение рабочих может проводиться также в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах и в вечерних (сменных) отделениях при дневных профессионально-технических училищах по договорам за счет средств предприятий, выделяемых на подготовку кадров, или в учебно-курсовых комбинатах (пунктах).

При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у преподавателей теоретического обучения из числа руководящих, инженерно-технических работников и специалистов, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения на рабочем месте. При теоретическом обучении рабочих, подготавливаемых индивидуально, их следует по возможности объединять в учебные группы численностью от 10 до 30 человек для изучения общей части теоретического курса, которая содержится в учебных планах и программах обучения по соответствующим профессиям.

При индивидуальной и групповой подготовке каждому обучаемому с начала производственного обучения, а при курсовой - на втором этапе производственного обучения выделяется на предприятии рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.

10. Подготовка новых рабочих осуществляется по учебным планам и программам, разработанным и утвержденным:

по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, - Госпрофобром СССР;

по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства, - министерствами и ведомствами, определяемыми Госпрофобром СССР;

по остальным профессиям - министерствами и ведомствами на основе рекомендаций Госпрофобра СССР. С разрешения министерств и ведомств учебные планы и программы по отдельным профессиям разрабатываются и утверждаются предприятиями.

Подготовка новых рабочих заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.

11. Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих на производстве проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.

За женщинами, освобождаемыми от выполнения тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, сохраняется на время обучения или переквалификации, но не свыше шести месяцев, среднемесячная заработная плата по месту прежней работы.

Женщины-рабочие, имеющие детей в возрасте до 8 лет, проходят переподготовку и повышение квалификации с отрывом от работы и сохранением на время обучения среднемесячной заработной платы.

12. Подготовка новых рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений (машинисты котлов, машинисты (кочегары) котельной, машинисты кранов (крановщики), электромеханики по лифтам, стропальщики, лифтеры и т.п.), проводится в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах по договорам с предприятиями и в учебно-курсовых комбинатах (пунктах). Обучение рабочих по указанным профессиям осуществляется также на курсах, специально создаваемых предприятиями по согласованию с органами Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.

Индивидуальная подготовка новых рабочих по этим профессиям не допускается.

13. Обучение рабочих, которые должны периодически сдавать экзамены по правилам технической эксплуатации, технике безопасности, правилам дорожного движения, санитарным нормам и правилам, проводится ответственными за эту работу подразделениями предприятия (отделами охраны труда и техники безопасности и др.) и не учитывается в показателях работы системы профессионального обучения рабочих на производстве.

14. При невозможности организовать обучение рабочих на данном предприятии, а также для вводимых в действие новых и реконструируемых предприятий министерства, ведомства, предприятия на договорных началах направляют рабочих для обучения на другие действующие предприятия, в вечерние (сменные) профессионально-технические училища, а также на курсы и в учебно-курсовые комбинаты (пункты) других министерств и ведомств.

 

III. Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям

 

15. Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям - это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой.

Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых на предприятиях в результате технического прогресса, роста производительности труда и других изменений, а также изъявивших желание сменить имеющуюся у них профессию с учетом потребности производства.

Обучение рабочих вторым профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях бригадной или другой коллективной формы организации труда, а также по совмещаемым профессиям.

16. Формы переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих. Обучение осуществляется в предусмотренных законодательством случаях без отрыва или с отрывом от работы.

17. Разработку и утверждение учебных планов и программ для переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям, а также определение сроков обучения осуществляют предприятия применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, навыков и умения обучаемых.

Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям заканчиваются сдачей квалификационных экзаменов.

 

IV. Повышение квалификации рабочих

 

18. Повышение квалификации рабочих - это профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умения по имеющейся профессии.

19. Организуются следующие формы повышения квалификации рабочих на производстве:

производственно-технические курсы;

курсы целевого назначения;

школы по изучению передовых приемов и методов труда;

курсы бригадиров.

Занятия на курсах проводятся в учебных группах численностью от 10 до 30 человек, а в школах - от 5 до 30 человек.

20. Производственно-технические курсы создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умения рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства. Успешное окончание курсов, как правило, является необходимым условием для присвоения рабочим более высокого квалификационного разряда (класса, категории) и профессионального продвижения.

Комплектование учебной группы производственно-технических курсов производится, как правило, рабочими одной или родственных профессий близкой квалификации и примерно равного общеобразовательного уровня, со стажем работы по профессии на данном предприятии не менее одного года <*>.

--------------------------------

<*> При отсутствии возможности создания этих курсов допускается, в порядке исключения, индивидуальное обучение рабочих по соответствующему учебному плану и программе.

 

Продолжительность обучения устанавливается до 6 месяцев без отрыва и до 3 месяцев с отрывом от работы. На теоретическое обучение (включая основы экономики труда и производства) отводится от 130 до 180 учебных часов.

Обучение рабочих на производственно-технических курсах заканчивается сдачей квалификационных экзаменов или зачетов.

21. Курсы целевого назначения создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов экономики производства и повышения качества выпускаемой продукции.

Комплектование учебной группы рабочими производится в соответствии с тематической направленностью курсов.

Продолжительность обучения на курсах целевого назначения с отрывом или без отрыва от работы устанавливается не менее 20 учебных часов.

Обучение на курсах заканчивается итоговым занятием.

22. Школы по изучению передовых приемов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, добившихся значительного роста производительности труда, повышения качества продукции, экономии сырья и материалов, улучшения других технико-экономических показателей.

Обучаются в этих школах, как правило, рабочие одной профессии.

В промышленности создаются цеховые, заводские, отраслевые и всесоюзные школы. Цеховые школы комплектуются рабочими одного цеха; заводские - рабочими нескольких цехов данного предприятия; отраслевые - рабочими нескольких предприятий одной отрасли; всесоюзные - рабочими ряда предприятий одной или нескольких отраслей.

Цеховые и заводские школы организуются предприятиями, отраслевые - всесоюзными и республиканскими промышленными объединениями, министерствами и ведомствами, всесоюзные - министерствами и ведомствами СССР совместно с Главным комитетом Выставки достижений народного хозяйства СССР. Все школы организуются совместно с соответствующими профсоюзными органами. В других отраслях народного хозяйства указанные школы организуются в порядке, установленном для промышленности.

Обучение в школах включает в себя практические занятия, проводимые передовиками и новаторами производства - руководителями школ, а также консультации, проводимые руководящими, инженерно-техническими работниками и специалистами. Продолжительность обучения устанавливается от 30 до 100 учебных часов в зависимости от цели школы.

Обучение в отраслевых и всесоюзных школах по изучению передовых приемов и методов труда в необходимых случаях проводится с отрывом от работы в сроки, устанавливаемые соответствующими хозяйственными органами по согласованию с комитетами профсоюзов.

Обучение в школах заканчивается итоговым занятием.

23. Курсы бригадиров создаются в целях:

планомерного формирования резерва бригадиров (звеньевых) производственных бригад;

повышения уровня знаний бригадиров в области основ научной организации труда, производства и управления, законодательства о труде, руководства трудовыми коллективами, а также охраны труда и техники безопасности.

Направление на курсы бригадиров производится по рекомендации руководителей соответствующих подразделений предприятия и общественных организаций с учетом мнения бригадира, совета бригады или совета бригадиров.

Курсы бригадиров организуются предприятиями, министерствами и ведомствами, которые устанавливают продолжительность обучения на этих курсах.

В необходимых случаях курсы могут быть постоянно действующими.

Обучение на курсах заканчивается сдачей зачетов или защитой выпускных работ.

Окончившим курсы бригадиров выдается свидетельство по форме, установленной соответствующим министерством или ведомством.

24. Учебные программы разрабатываются и утверждаются для:

производственно-технических курсов - в порядке, установленном п. 10 настоящего Положения;

курсов целевого назначения и школ по изучению передовых приемов и методов труда - предприятиями, а в необходимых случаях - вышестоящими органами, министерствами и ведомствами на основе методических рекомендаций Госпрофобра СССР.

Учебные программы школ по изучению передовых приемов и методов труда разрабатываются на основе результатов изучения и обобщения опыта передовиков и новаторов производства, проводимого специалистами по организации труда и заработной платы, технологии производства и других служб;

курсов бригадиров - министерствами и ведомствами.

25. Конкретная продолжительность обучения рабочих по указанным формам повышения квалификации определяется соответствующими учебными планами и программами в пределах, установленных настоящим Положением.

26. Производственное обучение при повышении квалификации рабочих осуществляется в порядке, установленном п. 9 настоящего Положения.

27. Периодичность обучения рабочих на курсах повышения квалификации устанавливается министерствами и ведомствами по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов с учетом требований, предъявляемых к квалификации рабочих в соответствующих отраслях народного хозяйства, но не реже одного раза в 5 лет.

28. Кроме указанных форм повышения квалификации на предприятиях создаются различные общественные формы повышения культурно-технического, экономического и политического уровня рабочих - школы коммунистического труда и основ экономических знаний, народные университеты и др. Эти формы обучения создаются совместно администрацией и общественными организациями предприятия или вышестоящей организацией, которые разрабатывают для них учебные программы, определяют сроки обучения и порядок их работы.

Росту квалификации рабочих способствует их обучение без отрыва от производства в вечерних и заочных общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, самостоятельная работа над повышением своего культурно-технического уровня, участие в движении рационализаторов и изобретателей, в научно-техническом творчестве.

 

V. Педагогические кадры системы профессионального

обучения рабочих на производстве

 

29. Профессиональное обучение рабочих на производстве осуществляют инструкторы производственного обучения и преподаватели теоретического обучения из числа квалифицированных рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и специалистов.

Инструкторы производственного обучения из числа квалифицированных рабочих должны иметь стаж работы по профессии не менее 3 лет, высокие производственные показатели, общее среднее или среднее специальное образование.

Преподаватели теоретического обучения из числа руководящих, инженерно-технических работников и специалистов должны иметь высшее или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Инструкторы производственного обучения и преподаватели теоретического обучения должны знать основы педагогики в объеме программы, утверждаемой Госпрофобром СССР.

Работники, привлекаемые к профессиональному обучению рабочих на производстве, ежегодно утверждаются администрацией предприятия по согласованию с комитетом профсоюза.

Квалифицированные рабочие и специалисты, привлекаемые для производственного обучения группы рабочих в составе не менее 12 человек, могут быть освобождены администрацией предприятия от основной работы с сохранением за ними средней заработной платы.

 

VI. Учебно-производственная база

 

30. Учебно-производственная база - это учебные мастерские, участки, цехи, полигоны, отдельные рабочие места, учебные помещения (лаборатории, кассы, кабинеты), выделенные предприятием для профессионального обучения и оснащенные необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями.

Учебно-производственная база должна соответствовать нормативам, утвержденным министерствами и ведомствами, и создаваться за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения тех отраслей народного хозяйства, для которых проводится обучение рабочих.

Нормы оборудования учебно-производственной базы устанавливаются министерствами и ведомствами на основе методических рекомендаций Госпрофобра СССР.

Оборудование, технические средства обучения и учебно-наглядные пособия, разработка и изготовление которых не осуществляются централизованно, проектируются и изготовляются самими предприятиями.

Учебно-производственная база предприятий находится в ведении отделов (бюро, секторов) технического обучения или отдельных работников, выполняющих функции по профессиональному обучению рабочих на производстве.

31. Учебно-курсовые комбинаты (пункты) являются учебными заведениями, осуществляющими профессиональное обучение рабочих.

Учебно-курсовые комбинаты (пункты) действуют на основании типового положения, утверждаемого в установленном порядке, и создаются министерствами, ведомствами исходя из нормативов учебно-производственной базы, для одного или нескольких предприятий, расположенных, как правило, в одном регионе, и подведомственных одному или нескольким министерствам и ведомствам. Указанные учебно-курсовые комбинаты (пункты) являются соответственно отраслевыми или межотраслевыми. Межотраслевые учебно-курсовые комбинаты (пункты) создаются министерствами, ведомствами на долевых началах и проводят профессиональное обучение рабочих по договорам.

Межотраслевые учебно-курсовые комбинаты (пункты) подчиняются одному из министерств, ведомств или других органов управления.

Учебно-курсовые комбинаты (пункты) предприятий являются их структурными подразделениями или самостоятельными организациями при предприятиях.

32. Технические, горно-механические, мореходные, лесотехнические и другие школы, созданные в соответствии с законодательством в ряде отраслей народного хозяйства, действуют на основе утвержденных положений об этих школах.

 

VII. Планирование профессионального обучения рабочих

 

33. На всех уровнях управления задания по подготовке (переподготовке) квалификационных рабочих на производстве разрабатываются на основании балансовых расчетов, исходя из необходимости полного удовлетворения потребности в квалифицированных рабочих.

34. В соответствии с проектом основных направлений экономического и социального развития соответствующей отрасли и союзной республики министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик разрабатывают ориентировочные показатели по подготовке (переподготовке) квалифицированных рабочих на производстве на предстоящую пятилетку (с распределением по годам) и доводят их в установленном порядке до предприятий.

Руководствуясь ориентировочными показателями, предприятия разрабатывают проекты пятилетних планов по подготовке (переподготовке) квалифицированных рабочих на производстве (с распределением по годам).

Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик на основе ориентировочных показателей и проектов пятилетних планов, представляемых республиканскими министерствами и ведомствами, всесоюзными и республиканскими промышленными объединениями и предприятиями, разрабатывают соответственно по отрасли и союзной республике проекты пятилетних заданий (с распределением по годам) по подготовке (переподготовке) квалифицированных рабочих на производстве.

Проект пятилетнего задания по подготовке (переподготовке) квалифицированных рабочих на производстве соответственно по отрасли и союзной республике согласовывается с Госпланом СССР, Госкомтрудом СССР и Госпрофобром СССР.

Утвержденные министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик пятилетние задания по подготовке (переподготовке) квалифицированных рабочих на производстве (с распределением по годам) доводятся в установленном порядке до подведомственных предприятий.

35. Годовые задания и планы по повышению квалификации рабочих на производстве, с выделением заданий по повышению квалификации женщин, разрабатываются предприятиями, всесоюзными и республиканскими промышленными объединениями, министерствами и ведомствами исходя из необходимости формирования квалификационной структуры рабочих, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и разделения труда, и в тесной связи с происходящими изменениями в технике, технологии, организации труда и производства.

36. Годовые планы подготовки (переподготовки) квалифицированных рабочих и повышения квалификации рабочих на производстве, с выделением заданий по повышению квалификации женщин, разрабатываются предприятиями на основе задания министерства, ведомства на данный год с необходимой конкретизацией указанного задания.

37. Проекты пятилетнего и годового заданий и планов по профессиональному обучению рабочих на производстве разрабатываются по формам и в соответствии с методическими указаниями по их составлению, доводимыми органами хозяйственного управления до подведомственных предприятий.

38. Годовые планы по профессиональному обучению рабочих на производстве являются составной частью планов экономического и социального развития предприятий. Мероприятия по выполнению этих планов включаются в коллективные договоры.

 

VIII. Планирование и учет учебной работы. Отчетность

 

39. Планирование и учет учебной работы по профессиональному обучению рабочих на производстве проводятся с целью:

планомерного ведения учебного процесса;

обеспечения последовательности теоретического и производственного обучения;

установления учебной нагрузки преподавателей теоретического обучения и мастеров производственного обучения;

учета проведения занятий и их посещаемости;

осуществления контроля и регулирования учебного процесса;

подведения итогов успеваемости, выполнения обучаемыми норм времени и норм выработки, сдачи квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов (классов, категорий).

40. Руководители отделов (бюро, секторов) технического обучения предприятий или выполняющие аналогичные обязанности работники, руководители учебно-курсовых комбинатов (пунктов) устанавливают в расписании последовательность, время и место проведения теоретических занятий и производственного обучения, отвечают за выполнение учебной работы и качество профессионального обучения рабочих.

41. Учет учебной работы по профессиональному обучению рабочих на производстве проводится по формам и в соответствии с указаниями министерств и ведомств, утверждаемыми на основе инструкций Госпрофобра СССР, и является основанием для составления статистической отчетности.

Предприятия, министерства и ведомства составляют и представляют в установленные сроки и адреса отчеты о профессиональном обучении рабочих на производстве по форме, утверждаемой ЦСУ СССР.

 

IX. Квалификационные экзамены

 

42. Для проведения предусмотренных настоящим Положением квалификационных экзаменов создаются в установленном порядке квалификационные комиссии, действующие в соответствии с требованиями общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, положением о порядке аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения, и другими нормативными актами.

Прием предусмотренных пунктами 20 и 23 настоящего Положения зачетов и выпускных работ осуществляют работники, проводившие обучение. В необходимых случаях для защиты выпускных работ администрацией совместно с общественными организациями могут создаваться соответствующие комиссии.

 

X. Финансирование расходов на профессиональное

обучение рабочих на производстве

 

43. В соответствии с установленным министерством и ведомством годовым заданием по профессиональному обучению рабочих на производстве предприятия разрабатывают и утверждают смету расходов на профессиональное обучение рабочих на производстве, а в строительных организациях - с учетом выделенных им на эти цели средств.

44. Типовая форма сметы расходов на профессиональное обучение рабочих на производстве, порядок планирования этих средств и источники финансирования расходов на эти цели определяются Министерством финансов СССР по согласованию с Госпланом СССР и Госкомтрудом СССР.

 

XI. Условия оплаты труда при профессиональном

обучении рабочих на производстве

 

45. Условия оплаты труда учеников и рабочих в период профессионального обучения, квалифицированных рабочих, преподавателей и других работников, осуществляющих профессиональное обучение рабочих на производстве, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

 

* * *

 

46. На основе настоящего Типового положения о профессиональном обучении рабочих на производстве министерства и ведомства разрабатывают и по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов утверждают отраслевые положения о профессиональном обучении рабочих на производстве.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024