| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 1919 года

 

НАКАЗ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

 

Раздел I. Общие положения

 

§ 1. Деятельность инспекции труда распространяется на всех лиц, занятых во всех отраслях труда (как то: фабрично-заводского, горнопромышленного, транспортного, строительного, сельско-хозяйственного, в домашней промышленности, в ремесленных и кустарных заведениях, в государственных учреждениях, торговых предприятиях, в области личных услуг по найму, в концентрационных лагерях и т.д.).

Примечание. Не исключаются и трудящиеся в предприятиях и учреждениях военного ведомства и милитаризованных предприятиях.

 

§ 2. Инспекция труда делится на территориальную и внеучастковую. Надзору территориальной инспекции труда подлежат все трудящиеся в пределах установленного участка. Надзору внеучастковой инспекции подлежат все трудящиеся отдельных отраслей труда (железнодорожный, водный транспорт, работники народной связи, строительные, сельско-хозяйственные рабочие и т.д.) согласно специальному положению.

 

Раздел II. Задачи инспекции труда

 

§ 3. Инспектор труда во всей своей деятельности руководствуется всеми законами РСФСР и, главным образом, Кодексом законов о труде, нормальным положением о тарифе и положением о социальном обеспечении, а также издаваемыми в дополнение, в изменение, в разъяснение их новыми законами или специальными постановлениями Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения и указаниями и циркулярами Отдела Социальной Охраны Труда Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения.

Во всей своей текущей деятельности инспектор труда руководствуется указаниями местного подотдела социальной охраны труда (согласно положению о местных органах охраны труда) и местного объединения профессиональных союзов.

§ 4. Все отступления от существующих норм и правил по охране труда могут разрешаться инспектором лишь после выяснения отношения к этому вопросу отдела охраны труда соответствующего профессионального союза и с санкции подотдела социальной охраны труда, за исключением тех случаев, когда право отступления непосредственно предоставлено инспектору существующими законоположениями.

§ 5. Инспектор труда, в случае встречающейся на практике необходимости, входит в подотдел охраны труда Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения с указанием на необходимость изменения или издания новых законов, обязательных и прочих постановлений, правил и норм и других законоположений в области охраны труда.

§ 6. Для творческого проведения в жизнь охраны труда, осуществления надзора за исполнением законов по охране труда, собрания необходимых материалов для издания правил, обязательных постановлений, инструкций и проч. инспекторам труда в пределах района их деятельности вменяется в обязанность:

1) посещать возможно чаще все предприятия и учреждения своего района;

2) устраивать систематические приемы по вопросам охраны труда;

3) вовлекать в работу по охране труда местные рабочие организации;

4) вести агитационную и культурно-просветительную работу среди широких рабочих масс для популяризации идей охраны труда;

5) участвовать в работе всех смежных государственных органов в части, касающейся охраны труда.

§ 7. Инспектор труда систематически производит в пределах своего участка обследования предприятий и учреждений:

а) первичные - для основного ознакомления с предприятием или учреждением, выяснения дефектов в области охраны труда, установления постоянного контакта с фабрично-заводским или другим аналогичным местным комитетом и организации комиссии по охране труда там, где таковой не имеется;

б) повторные - для контроля за устранением отмеченных недостатков и выполнением других сделанных предписаний как инспекцией труда, так и технической и санитарной, обнаружения новых дефектов и углубления организационной работы;

в) экстренные - для разрешения отдельных вопросов и выполнения специальных поручений (расследования несчастных случаев, рассмотрения конфликтов в области охраны труда, разрешения отступлений от существующих норм - в области сверхурочных работ, женского труда и т.д., и выяснения), специальных запросов профессиональных союзов, местного подотдела социального обеспечения, подотдела охраны труда или Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения.

 

Раздел III. Деятельность инспекции труда

 

Глава I. Посещение и обследование промышленных

заведений и мест работы

 

А. Организация обследования

 

§ 8. По предъявлении выданного Народным Комиссариатом Труда и Социального Обеспечения открытого листа для временного удостоверения, выданного Губернским Отделом Труда и Социального Обеспечения, инспектор труда имеет право беспрепятственно входить во всякое время дня и ночи во все промышленные заведения и другие места работы и во все учреждения, обслуживающие трудящихся (жилища, больницы, бани, детские ясли, приюты, школы и пр.).

§ 9. Инспектор труда имеет право требовать от владельцев и ответственных лиц предприятий и учреждений представления в свое распоряжение лиц администрации и технического персонала для содействия при выполнении своих обязанностей.

§ 10. Инспектор труда имеет право требовать от заведующего промышленным заведением отвода себе соответствующего помещения для отдыха, ночлега и служебных занятий.

§ 11. Инспектор труда производит обследование при участии местной комиссии по охране труда, а где таковой нет, - представителя фабрично-заводского комитета.

Примечание. По возможности к обследованию привлекаются представители Отдела Охраны Труда соответствующего профессионального союза.

 

§ 12. Инспектор труда привлекает к основному совместному осмотру всех более крупных предприятий технического и санитарного инспекторов.

Во всех случаях, требующих разрешения серьезных вопросов в области техники безопасности, санитарии, профессиональной гигиены, обязательно присутствие соответствующего специального инспектора.

 

Б. Общее ознакомление и осмотр предприятия

 

§ 13. Инспектор труда, прежде чем приступить к непосредственному обходу предприятия, выясняет по данным фабрично-заводского (или другого аналогичного) комитета и конторы предприятия: точное название предприятия, фамилию владельца предприятия или ответственных лиц администрации предприятия или учреждения, краткие сведения о характере производства, о числе рабочих - мужчин и женщин, подростков и малолетних ко времени осмотра и при нормальной работе предприятия.

§ 14. Инспектор труда проверяет, имеются ли в конторе предприятия и правильно ли ведутся следующие книги установленного образца:

а) ревизионная книга для записей и замечаний инспекции.

Примечание. В эту книгу заносятся записи как инспекторов труда, так и технических и санитарных. Там, где имеется незаконченная книга для записей старых фабричных инспекторов, записи в них продолжаются, по заполнении книги эти передаются в местный подотдел охраны труда;

 

б) введен ли карточный каталог учета рабочих по форме, установленной Народным Комиссариатом Труда и Социального Обеспечения, а если последний еще не введен, то правильно ли ведется именной список рабочих;

в) книги для записей малолетних и подростков;

г) книга сверхурочных работ;

д) ежедневный рапорт, опубликованный в "Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов", от 28 августа 1919 г. за N 190;

е) книга для записи несчастных случаев;

ж) книга паровых котлов.

§ 15. Инспектор труда устанавливает:

вывешены ли в конторе, в каждой мастерской, в столовых:

а) Кодекс законов о труде;

б) обязательные постановления, касающиеся данного производства;

в) адрес и время приема инспекторов труда, технического и санитарного.

§ 16. Инспектор труда устанавливает, имеется ли расчетная книжка вновь установленного образца у всех рабочих и служащих на руках, выдается ли своевременно и правильно ли ведется, в частности:

а) отмечены ли все условия производимых вычетов (прогул, баня, квартира, продовольствие и проч.);

б) правильны и верны ли записи у отдельных рабочих (сравнить с тарифом, с расценкой и товароприемной книгой).

 

В. Распределение рабочего времени и отдыха

 

§ 17. Инспектор труда выясняет, нет ли отступлений от установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени (для всех взрослых рабочих 8 часов днем и 7 часов ночью для лиц физического труда и 6 часов конторского и умственного), а также не превышает ли для тех рабочих, труд коих не может быть точно ограничен и учтен ежедневно, общее число переработанных часов за месяц - 200 для лиц физического и 150 - умственного труда.

§ 18. Инспектор труда выясняет из разговоров с рабочими, по книгам и табелям, расчетным ведомостям и по другим данным, применяются ли, в каком объеме и по отношению к какому количеству рабочих сверхурочные работы, устанавливает, производятся ли они лишь в случаях действительной необходимости с разрешения местного комитета и с соблюдением существующих положений об их максимальной продолжительности, а также, не допускаются ли к сверхурочным работам женщины и несовершеннолетние, и не применяются ли сверхурочные работы при особо вредных производственных процессах.

Одновременно выясняется, правильно ли ведется учет сверхурочных работ и оплачиваются ли они согласно существующим нормам.

§ 19. Если в предприятии применяются ночные работы, инспектор труда выясняет, вызываются ли они действительной необходимостью, не применяются ли они на особо вредных работах.

§ 20. Из расспросов комитета и отдельных рабочих инспектор труда выясняет, соблюдаются ли все законом установленные нерабочие дни и представляются всем работающим очередные отпуска.

 

Г. Охрана труда малолетних и подростков

 

§ 21. В целях осуществления надзора за охраной труда малолетних до 16 лет и подростков 16 - 18 лет инспектор труда обращает внимание на следующие моменты:

1) сколько малолетних работает в предприятии или учреждении;

2) не работают ли дети моложе 14 лет;

3) не принимаются ли на работу малолетние 14 - 16 лет без особых каждый раз разрешений инспектора труда и без соответствующего медицинского осмотра при этом;

4) не работают ли малолетние (14 - 16 л.) больше 4 часов в сутки;

5) проведен ли для подростков 6-часовой рабочий день;

6) как оплачивается сокращенный рабочий день малолетних и подростков; не падает ли их заработок ниже соответствующей тарифной ставки;

7) не допускаются ли подростки и малолетние к сверхурочным, ночным и праздничным работам;

8) не допускаются ли малолетние и подростки к тяжелым, ночным и особо вредным работам;

9) не оказывает ли работа малолетних и подростков по своему однообразию притупляющего действия на их психику и способствует ли она развитию профессиональной квалификации;

10) все ли малолетние и подростки внесены в соответствующую книгу;

11) посещают ли все малолетние и подростки школы и какие;

12) каково количество материально особо нуждающихся малолетних (сироты и единственные кормильцы семьи);

13) возможно ли в ближайшее время снятие малолетних с работ полностью или по возрастным группам, какие препятствия стоят на пути (связь с работой взрослых, причины экономического характера и пр.);

14) каковы причины отступления от норм по охране труда подростков (в частности, причины несоблюдения 6-часового дня), не вызываются ли они связанностью производственного процесса с работой взрослых, невозможностью по условию рабочего рынка немедленно заменить их взрослыми и т.д., в какой срок возможно устранение этих отступлений;

15) использованы ли освобождающиеся 2 часа у всех подростков для посещения школы.

 

Д. Охрана женского труда

 

§ 22. В отношении надзора за исполнением закона об охране труда женщин инспектор труда обращает внимание на следующее:

1) не работают ли женщины ночью; что препятствует исключению женщин из ночных смен;

2) допускаются ли женщины к сверхурочным работам; как часто они применяются и чем это вызывается;

3) не допускаются ли женщины на такие работы и в такие производства, кои законом для них воспрещены (подземные работы и проч.);

4) не применяется ли труд женщин вообще на работах, требующих большого мускульного напряжения силы или особо вредных, но в специальных постановлениях не перечисленных;

5) соблюдается ли закон об охране материнства работниц:

а) отпускаются ли работницы на 8 недель до родов и на 8 после родов, а лица конторского и умственного труда - на 6 недель до и 6 - после;

б) отпускаются ли женщины на время кормления ребенка в указанные законом сроки (через каждые три часа не менее чем на полчаса);

в) имеются ли ясли при предприятии.

 

Е. Надзор за санитарно-техническим и санитарно-гигиеническим

состоянием промышленных заведений

 

§ 23. Надзор по охране труда в области техники безопасности, санитарии и профессиональной гигиены возлагается на специалистов с соответствующими знаниями - инспекторов технических (инженеров) и санитарных (врачей). Однако это не снимает с инспектора труда, на которого в лице избравших его организаций возложена ответственность за правильную постановку всего дела охраны труда, обязанности принимать все меры к улучшению условий труда в указанной области.

Осуществляется это путем побуждения к энергичной и интенсивной деятельности в соответствующих отраслях работы агентов специального надзора, содействия им при проведении в жизнь всех их предписаний и требований и привлечения к ответственности владельцев и администрации предприятий в случае невыполнения этих требований. Помимо того, инспектор труда должен сообщать соответствующему агенту специального надзора по принадлежности обо всех обнаруженных им при посещениях предприятий и учреждений санитарно-гигиенических дефектах и следить за тем, чтобы специальным инспектором были предприняты все необходимые шаги к их устранению.

В этих целях при обходе предприятий необходимо обращать внимание на нижеследующее:

1) нет ли серьезных недостатков здания (ветхость, состояние крыши, потолков, стен, дверей, окон, полов и т.д.);

2) достаточны ли противопожарные меры;

3) есть ли водопровод, канализация и достаточное количество удовлетворительных в санитарно-гигиеническом отношении уборных;

4) достаточно ли просторно рабочее помещение и соответствует ли оно по объему количеству работающих;

5) имеется ли общая вентиляция (форточки, люки, вытяжки, электрические вентиляторы и т.д.), достаточна ли она и нормально ли работает;

6) какова температура рабочего помещения;

7) достаточно ли отопление, не вызывает ли оно в мастерской скопления дыма и газов;

8) нет ли особой сырости или сухости в рабочем помещении;

9) достаточно ли дневное освещение, равномерно ли освещены все машины, станки, аппараты и другие места работы;

10) достаточно ли вечернее освещение, в надлежащих ли местах установлены все источники света, не вызывают ли они по своему устройству и расположению неравномерного распределения или чрезмерной яркости освещения;

11) не загромождено ли чрезмерно рабочее помещение материалами и отбросами производства и достаточны ли проходы;

12) в каком состоянии находятся ограждения и предохранительные приспособления движущихся частей, приводов и электромоторов; не обнаружены ли особо опасные машины, станки и др., нет ли других опасных мест (ямы, темные места, проходы и т.д.);

13) приняты ли все меры к непроникновению в атмосферу пыли, газов, паров (эксгаустеры, вытяжки, колпаки и пр.);

14) приняты ли все меры к устранению чрезмерной сухости, влажности и сырости;

15) есть ли в достаточном количестве умывальники, есть ли отдельные умывальные комнаты, ванны и др. и выдаются ли предприятием мыло и полотенца;

16) где хранится одежда рабочих;

17) есть ли особое помещение для принятия пищи;

18) содержится ли в чистоте рабочее помещение, и часто ли производится его уборка; есть ли специальные лица, смотрящие за чистотой;

19) каково состояние двора (вымощен ли, освещен ли, есть ли достаточно проходов, проездов и спусков); содержится ли он в чистоте;

20) есть ли выгребные ямы и в каком они состоянии.

 

Ж. Надзор за правильным снабжением производственной одеждой

 

§ 24. При посещении предприятий инспектор труда устанавливает, выдается ли рабочим общеустановленная производственная одежда, не взимается ли за пользование ею особая плата; хранится ли она в предприятии; не выдается ли один и тот же костюм разным рабочим без предварительной дезинфекции; имеется ли раздевальня, в случае отсутствия таковой, специальные закрытые шкафчики для хранения собственной одежды рабочего.

 

З. Охрана труда в особо вредных производствах

 

§ 25. В целях сугубого проведения охраны труда работающих в особо вредных предприятиях инспектор труда следит за особо точным проведением в них всех законодательных положений по охране труда и общих санитарно-гигиенических и технических постановлений и правил. Помимо того, он устанавливает, соблюдаются ли полностью все специальные обязательные постановления, касающиеся данного производства или отдельных работ в нем, и, в частности, обращает внимание на следующие моменты:

1) соблюдается ли специально установленное Народным Комиссариатом Труда и Социального Обеспечения для данных работ сокращение рабочего времени;

2) установлены ли перерывы в работе и достаточны ли они;

3) не допускаются ли несовершеннолетние и женщины к тем работам, кои им запрещены по специальным постановлениям;

4) имеются ли всюду, где необходимо, эксгаустеры, вентиляторы и прочие приспособления и достигают ли они цели;

5) установлено ли особо тщательное наблюдение за чистотой;

6) имеются ли бани, умывальники и выдаются ли в достаточном количестве мыло и полотенца;

7) выдаются ли предприятием особые защитные костюмы;

8) выдаются ли очки, маски, респираторы и проч. защитные приспособления;

9) выдаются ли рабочим какие-либо питательные или лекарственные вещества и целях предупреждения отравления вредными или опасными для жизни и здоровья парами, газами и ядовитой пылью;

10) имеются ли особые помещения для переодевания и мытья;

11) имеются ли особые помещения для принятия пищи.

 

И. Ознакомление с условиями жизни и быта рабочих

 

§ 26. При посещении предприятия инспектор труда попутно, в целях выяснения условий жизни и быта рабочих, знакомится с деятельностью фабрично-заводского или аналогичного комитета и особенно местной комиссии по охране труда, с взаимоотношениями их с администрацией, с местной партийной жизнью, постановкой культурно-просветительной работы, с состоянием питания рабочих (есть ли столовые, чайные, кооперативы, продовольственные закупочные организации), выясняет доступность и качество постановки медицинской помощи, состояние трудовой дисциплины и производительности труда, разрешает имеющиеся запросы и заявления рабочих и пр.

 

К. Обследование вспомогательных учреждений при предприятии

 

§ 27. По окончании обхода мест работы инспектор труда обследует все находящиеся при предприятии вспомогательные учреждения:

а) жилища (скученность в них, санитарно-гигиеническое состояние, удобства, необходимость ремонта и т.д.);

б) бани (достаточность, санитарно-гигиеническое состояние и т.д.);

в) больницы и приемный покой (санитарно-гигиеническое состояние, постановка медицинской помощи, удовлетворяют ли всех работающих, отношение к рабочим со стороны медицинского персонала и т.д.);

г) столовую, чайную, продовольственную лавку (удовлетворяет ли всех работающих, правильны ли постановка и ведение дела и т.д.);

д) клуб, театр, библиотеку, читальню, школу и ясли (санитарно-гигиеническое состояние, постановка дела и т.д.).

Примечание. Все обнаруженные дефекты, касающиеся организационной стороны и постановки дела в специальных областях, доводятся до сведения соответствующих органов (народного просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и продовольствия).

 

Л. Несчастные случаи

 

§ 28. Инспектор труда обязан наблюдать за правильной регистрацией несчастных случаев, а также и за тем, чтобы о каждом случае немедленно сообщалось техническим инспекторам, инспекторам труда или подотделу охраны труда.

§ 29. При получении сообщения о несчастном случае инспектор труда обязан выяснить на месте, по возможности вместе с техническим инспектором, при содействии фабрично-заводских комитетов и администрации, как обстоятельства, при которых произошел несчастный случай, так и причины, его вызвавшие.

Примечание. Невозможность немедленного производства совместного обследования не освобождает технического инспектора от дальнейшего детального расследования несчастного случая, результаты которого немедленно сообщаются инспектору труда.

 

§ 30. Если несчастный случай вызван причинами, немедленное устранение которых могло бы повлечь за собою повторение несчастных случаев, инспектору труда предоставляется право принятия, при полной невозможности консультации технического инспектора, совместно с заводским комитетом неотложных мер к устранению этих причин, вплоть до остановки машин, двигателя, станка, временного закрытия промышленного заведения, отдельных мастерских и пр. О принятых мерах инспектор труда немедленно сообщает местному подотделу охраны труда и Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения.

 

Глава II. Методы устранения обнаруженных

на предприятии дефектов

 

§ 31. По обнаружении нарушений и отступлений от законов в области охраны труда, невыполнения общих и специальных санитарно-гигиенических и технических норм и обязательных постановлений, а также и всех прочих не предусмотренных существующими законоположениями недостатков, инспектор труда заносит в ревизионную книгу краткое описание обнаруженного с подробным указанием всех конкретных мероприятий, направленных к устранению отмеченных недостатков и с указанием срока выполнения каждого из них.

§ 32. Не ограничиваясь записью требований в ревизионной книге, инспектор труда указывает администрации и местному комитету предприятия конкретно все пути к реальному проведению в жизнь своих предписаний и одновременно содействует их выполнению путем соответствующих организационных мероприятий и, в частности, сношений со всеми подлежащими учреждениями и ведомствами.

§ 33. При каждом повторном посещении проверяется, приведены ли в исполнение сделанные в ревизионной книге указания и в случае, если обнаружено невыполнение требований полностью или частично, выясняется, были ли причиной тому объективные препятствия, небрежность или злостное невнимание к интересам трудящихся со стороны органов управления.

§ 34. Если при проверке выполнения предписанного выясняется непринятие органами управления или владельцем предприятия необходимых мер без уважительных причин, или если при первичном осмотре обнаруживается злостное невыполнение существующих законов или полное пренебрежение к вопросам охраны жизни и здоровья работающих, инспектор труда привлекает виновных (не исключая и ответственных руководителей национализированных и Советских предприятий и учреждений) к ответственности перед местным народным судом.

§ 35. При возбуждении судебного дела инспектор труда представляет в суд подробный акт обследования предприятия, составленный совместно с фабрично-заводским комитетом, поддерживая устно обвинение во время судебного разбирательства, а копии всех материалов, представленные в суд, направляет в Губернский подотдел охраны труда и Народный Комиссариат Труда и Социального Обеспечения.

 

Экстренные меры

 

§ 36. В случае обнаружения серьезных недостатков, непосредственно угрожающих жизни и здоровью рабочих, устранение коих не терпит отлагательства, инспектору труда предоставляется право принятия, совместно с фабрично-заводским комитетом, экстренных мер, вплоть до временного закрытия завода, мастерской, остановки машины, двигателя, станка и проч. О причинах экстренных мер инспектор труда обязан немедленно известить Губернский Подотдел Социальной Охраны Труда, Народный Комиссариат Труда и Социального Обеспечения и местный Совет Народного Хозяйства.

 

Глава III. Приемы посетителей

 

§ 37. Инспектор труда устанавливает определенные дни и часы приема для представителей организаций и отдельных заинтересованных лиц по вопросам охраны труда; о месте и времени приема должны быть оповещены специальным объявлением все предприятия участка.

§ 38. Во время приема инспектор труда рассматривает как письменные, так и устные обращения к нему, разрешая самостоятельно все практические вопросы, подлежащие его ведению, и направляя остальные в соответствующие инстанции.

§ 39. Во время приема ведется подробная запись посетителей, поводов к обращению и выдаваемых разъяснений.

 

Глава IV. Участие в работе смежных государственных органов

 

§ 40. Инспектор труда поддерживает постоянные сношения и, в случае необходимости, принимает участие в непосредственной деятельности всех смежных государственных органов в части, касающейся охраны труда:

1) местных и центральных органов, регулирующих народное хозяйство, - проводит через них необходимые с точки зрения охраны труда крупные изменения, перестройки и переустройства в предприятиях, содействует получению необходимых для этой цели ассигнований, содействует синдицированию (объединению) мелких предприятий и организации крупных мастерских, а также закрытию наиболее плохо поставленных предприятий; содействует предприятиям в получении необходимых предметов, требуемых гигиеной, санитарией и предохранительной техникой;

2) продовольственных органов - содействует правильному снабжению предприятий и их кооперативов продовольствием, устройству столовых и чайных; участвует в разрешении вопросов установления усиленного классового пайка для отдельных групп рабочих;

3) органов народного образования - содействует на предприятиях устройству библиотек, клубов, вечерних курсов и лекций и докладов, организации общих и профессиональных школ для взрослых, подростков и детей, интернатов для снимаемых с работ малолетних, интернатов и клубов для подростков, детских садов; участвует по возможности в обсуждении всех учебных планов и программ культурно-просветительных учреждений для рабочих;

4) органов социального обеспечения - содействует устройству яслей, домов матери и ребенка, инвалидных домов и т.д.;

5) жилищных отделов местных Советов Депутатов - содействует жилищному строительству в местах скопления рабочего населения и отводу рабочим здоровых и удовлетворяющих всем требованиям санитарии и гигиены жилых помещений;

6) органов здравоохранения - содействует обеспечению рабочих правильной и хорошо поставленной медицинской помощью; содействует больницам, амбулаториям и пунктам первой помощи, организованным на предприятиях, в получении необходимых медикаментов и других предметов лекарственного и хозяйственного оборудования.

§ 41. Участие в работе указанных органов выражается:

1) обязательным участием в разрешении всех общих вопросов и конкретных дел, имеющих отношение к охране труда;

2) инициативой инспектора труда в этой области;

3) усилением темпа их работы и направлением ее в духе общей политики охраны труда.

Примечание. В случае конфликтов и недоразумений с другими государственными органами об этом сообщается: 1) через подотдел охраны труда в местное объединение Профессиональных Союзов; 2) в высшую инстанцию соответствующего государственного органа и 3) в Губернский Комиссариат Труда и Социального Обеспечения. До окончательного разрешения конфликтов инспектор не приостанавливает приведения в исполнение решений.

 

Глава V. Вовлечение в работу местных рабочих организаций

 

§ 42. Инспектор труда одной из своих самых серьезных задач должен ставить вовлечение в работу по охране труда широких рабочих масс и их организаций. С этой целью он принимает деятельное участие в организации отделов охраны труда при профессиональных союзах и комиссий по охране труда фабрично-заводских комитетов. В этих же целях он периодически выступает с докладами о задачах охраны труда и о своей деятельности на общих собраниях рабочих отдельных предприятий, а также на широких рабочих конференциях, созываемых как по инициативе самого инспектора, так и другими организациями.

§ 43. Опираясь во всей своей деятельности на местные рабочие организации и, в первую очередь, на профессиональные союзы, инспектор труда привлекает их, главным образом, через отделы охраны труда к обследованию предприятий и разрешению наиболее серьезных вопросов текущей деятельности, особенно в случае необходимости отступлений от норм по охране труда. Периодически инспектор труда делает доклады и отчеты о своей деятельности на заседаниях местных объединений и наиболее крупных отдельных производственных союзов.

§ 44. Инспектор труда несет на себе общее руководство деятельностью отделов охраны труда профессиональных союзов и фабрично-заводских комиссий по охране труда, связывает их с подотделами охраны труда местных Отделов Труда и Социального Обеспечения.

§ 45. Инспектор труда вовлекает в работу по охране труда Российский Коммунистический союз Рабочей Молодежи и комиссии работниц Российской Коммунистической Партии, ведя среди них пропаганду идей охраны труда, выделяя из их среды определенные группы по охране труда, приготовляющие в дальнейшем постоянных работников в этой области.

Примечание. Работа с этими группами может выражаться в организации для них лекций и бесед по охране труда и привлечении их к участию в обследованиях предприятий.

 

Глава VI. Культурно-просветительная деятельность

по охране труда

 

§ 46. В целях популяризации среди широких рабочих масс идей охраны труда инспектор труда ведет в этой области агитационную работу, и именно:

1) выступает с докладами по охране труда на всех собраниях, где это окажется возможным, и сговаривается с местными партийными, профессиональными и культурно-просветительными организациями об устройстве специальных собраний, митингов, дискуссий и т.д. по охране труда;

2) организует через подотдел Охраны Труда единичные лекции и цикловые курсы (по возможности на самих предприятиях) как по общим вопросам охраны труда, так и по профессиональной и общей гигиене и технике безопасности;

3) освещает свою деятельность и помещает общие статьи в местной прессе по вопросам охраны труда;

4) берет на себя инициативу и содействует изданию плакатов, брошюр и пр. по отдельным вопросам охраны труда.

 

Глава VII. Делопроизводство и отчетность

 

§ 47. При каждом посещении предприятия инспектор труда заполняет ревизионную карту - при первичном основную, при последующих - повторную.

§ 48. К ревизионной карте прилагаются специально составленные акты обследования производства, протоколы, копии отношений и все другие относящиеся к делу документы.

§ 49. Все требования, предъявляемые к предприятию на основании его обследования, тут же вносятся в ревизионную книгу инспекции.

Примечание. Копии записи вносятся в основную ревизионную карту в графу "замечаний инспектора", а в повторную - в графу "обнаружено и предложено".

 

§ 50. Все относящиеся к одному предприятию ревизионные карты, документы, переписки и пр. скрепляются вместе и составляют одно дело.

§ 51. Все предприятия участка регистрируются в особом списке под номерами, под теми же номерами регистрируются и дела отдельных предприятий. Все дела объединяются по группам производства соответственно классификации, принятой в форме годового отчета.

§ 52. Кроме дел предприятий, инспектор труда выделяет в делопроизводство особую папку со всеми циркулярами и руководящими указаниями Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения (здесь же должны храниться опубликованные в газетах декреты и постановления по вопросам охраны труда).

§ 53. Инспектор труда имеет специальное дело, к которому относятся все копии его отчетов.

§ 54. Помимо имеющихся дел, инспектор труда ведет дневник, в который ежедневно вносится краткое перечисление всех исполненных за день дел, и путевой журнал по установленной форме, в который вносятся все посещения предприятий.

§ 55. Ежемесячно инспектор труда представляет в Губернский подотдел Охраны Труда и в Народный Комиссариат Труда и Социального Обеспечения доклады о своей деятельности за истекший месяц; к докладам прилагаются копии всех ревизионных записей.

§ 56. Каждое полугодие инспектор труда присылает в Губернский подотдел Охраны Труда и Народный Комиссариат Труда и Социального Обеспечения подробные полугодовые отчеты по установленной форме.

§ 57. Инспектор труда, пользуясь общей канцелярией подотдела охраны труда, сам подписывает все бумаги, скрепляя их печатью Отдела Труда. Все выдаваемые им разрешения, удостоверения и т.д. он заверяет собственной печатью по форме: Инспектор труда такого-то ____________________ участка такой-то ________________ губернии. Особо важные или разрешающие вопросы принципиального характера бумаги подписываются заведующим подотделом охраны труда.

 

Заместитель Народного Комиссара

Труда и Социального Обеспечения

А.ВИНОКУРОВ

 

Заведующий Отделом

Социальной Охраны Труда

С.КАПЛУН

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2017