| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

 

ДЕКРЕТ

от 10 мая 1926 года

 

О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕРАХ ОХРАНЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОРЯДКА

 

В соответствии со ст. 2 Постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. от 3 апреля 1925 года о введении в действие Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка (Собр. Зак., 1925, N 25, ст. 166), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:

В отмену Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка от 8 марта 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 21, ст. 249) утвердить прилагаемое Положение о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка.

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕРАХ ОХРАНЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОРЯДКА

 

I. Общие положения

 

1. При нарушении нормального порядка жизни может иметь место применение чрезвычайных мер в форме введения исключительного или военного положения.

2. Исключительное положение вводится:

а) в случаях контр-революционных посягательств или выступлений против Рабоче-Крестьянской власти и ее отдельных представителей или серьезной опасности таких посягательств и выступлений;

б) в случаях массовых посягательств на личность и имущество граждан;

в) в случаях, когда нормальная жизнь нарушена чрезвычайными стихийными бедствиями;

г) как мера переходная к нормальному порядку в местностях, бывших на военном положении.

3. Военное положение вводится:

а) в случаях, предусмотренных ст. 2 настоящего Положения, когда меры исключительного положения оказываются недостаточными для охраны и восстановления революционного порядка;

б) когда данная местность становится театром военных действий или получает для военных целей особо важное значение.

4. Чрезвычайные меры охраны революционного порядка считаются введенными в действие с момента распубликования постановления подлежащего учреждения о их введении путем напечатания в официальном местном органе или расклеивания официальных объявлений. В постановлении о введении чрезвычайных мер охраны должен быть точно указан срок, на который упомянутые меры вводятся.

5. Одновременно со снятием чрезвычайных мер охраны все обязательные постановления и распоряжения, изданные в силу особых полномочий, предоставленных подлежащим органам власти на время исключительного или военного положения, прекращают свое действие без особого о том постановления.

 

II. Исключительное положение

 

6. Исключительное положение вводится постановлением Президиума, Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. по представлению Народного Комиссариата Внутренних Дел.

7. Центральные исполнительные комитеты автономных республик, краевые, областные и губернские исполнительные комитеты и их президиумы имеют право ввести исключительное положение собственной властью в следующих случаях:

а) при отсутствии возможности снестись с центральной властью или

б) когда ход событий не допускает никакого промедления во введении исключительного положения.

О введении исключительного положения центральные исполнительные комитеты автономных республик, краевые, областные и губернские исполнительные комитеты немедленно доводят через Народный Комиссариат Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. до сведения Совета Народных Комиссаров и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Примечание. Никакие другие местные органы, кроме указанных в настоящей статье, не могут вводить исключительного положения своей властью ни при каких условиях.

 

8. В постановлении о введении исключительного положения должна быть точно указана местность (автономная республика, край, область, губерния, округ, уезд, город), в которой оно подлежит применению.

9. Исключительное положение вводится на срок не свыше трех месяцев. Продление его может иметь место в порядке, указанном в ст. 6. Досрочная отмена исключительного положения производится по постановлению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

10. Одновременно с введением исключительного положения по всему краю, области, губернии Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению Совета Народных Комиссаров может назначить особоуполномоченного для председательствования в президиуме краевого, областного, губернского исполнительного комитета. При введении исключительного положения в отдельных округах и уездах таковые уполномоченные для председательствования в президиумах окружных и уездных исполнительных комитетов назначаются президиумом соответствующего вышестоящего исполнительного комитета.

11. О принятых мерах по проведению исключительного положения президиум соответствующего исполнительного комитета обязан немедленно доводить до сведения Народного Комиссариата Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р.

12. На время действия исключительного положения президиум соответствующего краевого, областного или губернского исполнительного комитета вправе издавать обязательные постановления по предметам, выходящим за пределы его нормальной компетенции, поскольку в том представляется особая необходимость для охраны государственного порядка и безопасности.

Примечание. В качестве меры административного взыскания за нарушение постановлений, издаваемых президиумом краевого, областного или губернского исполнительного комитета в местностях, объявленных на исключительном положении, может быть предусмотрено лишение свободы на срок не свыше двух месяцев и штраф до тысячи рублей в городских местностях и до двухсот рублей в сельских местностях.

 

13. В местностях, объявленных на исключительном положении, президиуму соответствующего краевого, областного или губернского исполнительного комитета предоставляется сверх того:

а) высылать из пределов края, области, губернии или отдельных их пунктов на срок действия исключительного положения лиц, признанных опасными для общественного порядка, или же высылать таковых лиц на тот же срок в определенные места края, области, губернии без права самовольного передвижения.

Примечание. Высылка за пределы края, области, губернии в определенный район может производиться только в общеустановленном порядке;

 

б) в местностях, постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями: 1) производить реквизицию имущества без предварительного разрешения центральной власти, но с обязательным последующим донесением в Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р. и 2) устанавливать трудовую повинность всего населения или его части;

в) приостанавливать действие предприятий, общественных учреждений, а также приостанавливать действие правил об обществах, союзах, собраниях, съездах и печати.

14. Окружным и уездным исполнительным комитетам и городским советам на все время действия исключительного положения принадлежат права, предоставленные ст. 12 и 13 краевым, областным и губернским исполнительным комитетам, за исключением полномочий, упомянутых в п. "а" ст. 13.

15. Во время действия исключительного положения на заседаниях соответствующих исполнительных комитетов и их президиумов обязательно присутствует представитель прокуратуры.

 

III. Военное положение

 

16. Военное положение не на театре военных действий вводится постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р.

В особо исключительных случаях военное положение может быть введено постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с немедленным доведением до сведения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р.

17. В случаях: 1) когда нет возможности снестись ни с центральной властью Союза С.С.Р., ни с центральной властью Р.С.Ф.С.Р. или 2) когда ход событий не допускает никакого промедления, центральные исполнительные комитеты автономных республик, краевые, областные и губернские исполнительные комитеты имеют право ввести военное положение собственной властью с последующим, при первой возможности, представлением через Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на утверждение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р.

18. Высшая власть на территории, объявленной на военном положении, передается военно-революционным комитетам, действующим на основании Положений о них, утверждаемых Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

19. Краевые, областные и губернские военно-революционные комитеты назначаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом по представлению Совета Народных Комиссаров; окружные, уездные и городские военно-революционные комитеты назначаются краевым, областным или губернским органом власти и представляются через Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Примечание. В состав военно-революционного комитета непременно включаются с правом решающего голоса: 1) начальник соответствующего органа Государственного Политического Управления, 2) при наличии в местности, объявляемой на военном положении, войск Рабоче-Крестьянской Красной армии в составе не менее отдельной части - старший из войсковых начальников или соответствующий военный комиссар; при наличии же войск Рабоче-Крестьянской Красной армии в составе менее отдельной части или при их отсутствии - начальник краевого, областного или губернского территориального управления или уездный (окружной) военный комиссар по принадлежности.

На заседаниях военно-революционного комитета участвуют с совещательным голосом представители прокуратуры с правом принесения протестов на постановления комитета.

 

20. В местностях, объявленных на военном положении, на все время действия такового могут учреждаться постановлением военно-революционного комитета военные трибуналы с правами действующих в боевой обстановке (ст. 407 Уголовно-Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.). Об учреждении военных трибуналов доводится до сведения Прокурора Республики.

21. Военно-революционным комитетам, кроме прав, предоставленных согласно ст. 13 настоящего Положения президиумам исполнительных комитетов, предоставляется право:

а) устанавливать за нарушение обязательных постановлений взыскания в административном порядке в виде: 1) лишения свободы на срок не свыше шести месяцев; 2) штрафа до двух тысяч рублей в городских поселениях и до четырехсот рублей в сельских местностях; 3) конфискации всего или части имущества;

б) передавать на рассмотрение военного трибунала отдельные уголовные дела, а также изымать из общей подсудности, с передачей военному трибуналу, определенные категории дел, о чем предварительно должно быть объявлено во всеобщее сведение;

в) воспрещать въезд и выезд как отдельным лицам, так и отдельным категориям населения;

г) производить реквизицию имущества с последующим донесением Экономическому Совещанию Р.С.Ф.С.Р.;

д) воспрещать ввоз и вывоз тех или иных предметов;

е) в исключительных случаях, при наличии перерыва связи с центром, объявлять мобилизацию и устанавливать иные военные повинности с обязательством, немедленно по восстановлении связи, ходатайствовать перед центром об утверждении принятых мер.

22. В случае введения военного положения по всему краю, области, губернии - окружные, уездные и городские военно-революционные комитеты непосредственно подчиняются краевому, областному или губернскому военно-революционному комитету и должны немедленно доносить ему о всех своих мероприятиях.

23. При объявлении военного положения на театре военных действий военно-революционные комитеты непосредственно подчиняются военному командованию в порядке особого закона, издаваемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза С.С.Р.

24. По объявлении о прекращении военных действий военное положение на театре военных действий автоматически заменяется военным положением, предусмотренным ст. 16 - 22 настоящего Положения.

 

IV. Чрезвычайные меры охраны революционного

порядка на железных дорогах

 

25. Исключительное и военное положение на железных дорогах или отдельных участках их вводится постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. в случаях, предусмотренных ст. 20 и 21 Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка, утвержденного Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р. 3 апреля 1925 года (Собр. Зак., 1925, N 25, ст. 167), и распространяется на полосу отвода железных дорог.

В исключительных случаях: 1) когда нет возможности снестись с центральной властью Союза С.С.Р. или 2) когда ход событий не допускает никакого промедления во введении чрезвычайных мер охраны, таковые вводятся постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с последующим при первой возможности представлением на утверждение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р.

26. На время действия исключительного положения на железных дорогах учреждаются чрезвычайные комитеты железных дорог в составе председателя - представителя Народного Комиссариата Путей Сообщения по назначению Народного Комиссара Путей Сообщения и членов: представителя Объединенного Государственного Политического Управления по назначению председателя Объединенного Государственного Политического Управления Союза С.С.Р., представителя местного исполнительного комитета по назначению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и военного помощника начальника дороги (либо военного комиссара при нем). В случаях, предусмотренных второй частью ст. 25 настоящего Положения, чрезвычайные комитеты в составе представителей транспорта, Объединенного Государственного Политического Управления и местного исполнительного комитета назначаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. На заседаниях чрезвычайного комитета железных дорог принимает обязательное участие представитель прокуратуры с правом совещательного голоса и с правом принесения протеста на постановления означенного комитета. Представитель прокуратуры назначается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению Прокурора Республики.

Примечание. За пределами полосы отвода железных дорог меры, необходимые для охраны и восстановления порядка на железных дорогах, осуществляются соответствующей местной властью.

 

27. На дорогах и участках железных дорог, объявленных на военном положении, учреждаются военные революционные комитеты данной железной дороги или данного участка железной дороги в составе: председателя - представителя Народного Комиссариата Путей Сообщения по назначению Народного Комиссара Путей Сообщения и членов: военного помощника начальника дороги (либо военного комиссара при нем), представителя Объединенного Государственного Политического Управления по назначению председателя Объединенного Государственного Политического Управления Союза С.С.Р., ответственного представителя командования вооруженными силами в районе железных дорог по назначению командующего войсками (революционного военного совета) округа, фронта или отдельной армии, а также представителя местного исполнительного комитета по назначению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

28. Жалобы на неправильные действия чрезвычайных комитетов и военно-революционных комитетов железных дорог подаются в Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., за исключением жалоб по вопросам управления и эксплоатации железных дорог, которые подаются в Народный Комиссариат Путей Сообщения.

29. Права и обязанности чрезвычайных и военно-революционных комитетов железных дорог определяются главой V Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка, утвержденного Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р. 3 апреля 1925 года.

 

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.И.КАЛИНИН

 

Заместитель Председателя

Совета Народных Комиссаров

А.СМИРНОВ

 

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

А.КИСЕЛЕВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024