| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 1925 года

 

О ВВЕДЕНИИ В Р.С.Ф.С.Р. ВСЕОБЩЕГО

НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ

 

В целях осуществления в течение ближайших лет всеобщего обязательного обучения на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и согласования системы школьных учреждений и социального воспитания с потребностями населения и его национальным составом Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:

1. Предельным сроком для введения всеобщего обязательного обучения на всей территории Р.С.Ф.С.Р. считать 1933/1934 учебный год. В первую очередь всеобщее обучение должно быть проведено в тех областях и губерниях, где это окажется возможным по состоянию местного бюджета и школьной сети, а также плотности населения. Принять меры к тому, чтобы к десятилетию Октябрьской Революции была обеспечена общедоступность школ первой ступени, при условии добровольного посещения ее, а в следующие годы было осуществлено всеобщее начальное обучение.

Примечание. Краевым, областным и губернским исполнительным комитетам, по соглашению с Народным Комиссариатом Просвещения Р.С.Ф.С.Р., предоставляется, по мере развертывания школьной сети, право издавать постановления об обязательности посещения школ первой ступени и до истечения предусмотренного ст. 1 десятилетнего срока.

 

2. Впредь до открытия школ первой ступени в числе, достаточном для действительного введения всеобщего начального обучения, школы второй ступени и школы-семилетки могут открываться лишь в определенных отношениях к числу школ первой ступени, в соответствии с правилами ст. ст. 11 и 12 настоящего Постановления.

3. Трудовая школа первой ступени должна быть действительно общедоступной и бесплатной для всех детей соответствующего школьного возраста (восьми - одиннадцати лет).

Примечание. Впредь до установления порядка осуществления сети начального обучения за губернскими (областными) исполнительными комитетами, сохраняется право взимания платы за право учения в школах первой и второй ступени в городах и в поселениях городского типа, согласно декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1923 года о порядке взимания платы за обучение в учреждениях Народного Комиссариата Просвещения (Собр. Узак., 1923, N 24, ст. 279) и изданных в изменение и дополнение этого декрета Постановлений Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 25 июля 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 69, ст. 671), 28 июля 1924 года (Собр. Узак., 1924, N 67, ст. 665) и 20 декабря 1924 года (Собр. Узак., 1925, N 2, ст. 12).

 

4. Сеть трудовых школ первой ступени должна соответствовать, по своей численности и густоте, числу и территориальному распределению населения губернии (области).

При осуществлении всеобщего обучения, в первую очередь, развивается сеть в тех местностях, где последняя в настоящее время слабо развита, с особым учетом сети школ национальных меньшинств.

5. Число трудовых школ первой ступени строится из расчета одного учащегося на сорок детей (комплект).

6. Нормальным типом трудовой школы первой ступени является четырехкомплектная школа с четырьмя последовательными группами.

7. Предельная величина радиуса района, обслуживаемого одной трудовой школой первой ступени, устанавливается в три версты.

Примечание. Увеличение радиуса допускается не иначе как с разрешения Народного Комиссариата Просвещения, в зависимости от местных условий, при непременной организации или подвоза учащихся в школу, или школьных ночлежных пунктов (интернатов) и питания учащихся.

 

8. Трудовая школа первой ступени может быть и двухкомплектной, с восьмьюдесятью учащимися, и однокомплектной - с сорока учащимися; в таких случаях один учащийся занимается с двумя группами, причем в однокомплектной школе прием производится один раз в два года.

Ни в коем случае не допускается больше двух групп на одного учащегося.

9. Местности с малолюдным кочующим населением обслуживаются или школами ближайших селений при непременном выполнении условий, указанных в ст. 5 и в примечании к ст. 7, или передвижными школами.

10. Сеть школ национальных меньшинств в тех местностях, где они не живут компактными массами, строится на основании уменьшения комплекта до тридцати учащихся и увеличения радиуса района, обслуживаемого одной трудовой школой свыше трех верст, с соблюдением условий, установленных примечанием к ст. 7, а также организации передвижных школ.

11. Впредь до осуществления в данной местности утвержденной Народным Комиссариатом Просвещения сети школ первой ступени, одна трудовая школа-семилетка (три комплекта повышенного типа) может открываться на сорок комплектов учащихся школ первой ступени.

В каждой из дополнительных групп трудовой школы первой ступени повышенного типа полагается не свыше сорока учащихся.

12. Впредь до полного осуществления в данной местности утвержденной Народным Комиссариатом Просвещения сети школ первой ступени, один комплект учащихся трудовой школы второй ступени может открываться на двадцать комплектов школ первой ступени.

Примечание. В тех местах, где в настоящее время на один комплект учащихся второй ступени приходится меньше двадцати комплектов школ первой ступени, дальнейшее открытие школ второй ступени прекращается впредь до установления нормального соотношения.

 

13. Трудовая школа второй ступени состоит из пяти групп. В каждой группе полагается не свыше сорока учащихся.

14. Трудовые школы первой и второй ступени, а также школы первой ступени повышенного типа содержатся на местные средства, причем распределение расходов на содержание этих школ между губернскими, уездными и волостными исполнительными комитетами регулируются законодательством о местных финансах.

15. Из государственного бюджета по смете Народного Комиссариата Просвещения на содержание педагогического персонала школ первой и второй ступени и школ первой ступени повышенного типа, а также на школьное строительство отпускаются губернским исполнительным комитетам, приступившим к осуществлению всеобщего обучения, пособия в порядке долевых отчислений (субвенций), размер которых зависит от экономической мощности губернии (области), густоты школьной сети и размера местных расходов на массовое народное образование.

16. Порядок отпуска долевых отчислений (субвенций) и их расходование определяется общими положениями о долевом участии государства в финансировании местных бюджетов.

17. С 1 октября 1925 года ассигнования в порядке долевых отчислений из общегосударственных средств производятся лишь на школы, вошедшие в утвержденную сеть.

18. Сеть трудовых школ первой ступени общего и повышенного типа, а также школы второй ступени вместе с финансовым планом по их осуществлению и содержанию разрабатывается в годичный срок губернскими (областными) исполнительными комитетами и с заключением Народного Комиссариата Просвещения и Народного Комиссариата Финансов Р.С.Ф.С.Р. представляется на утверждение Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.

Примечание. Сеть трудовых школ первой ступени повышенного типа и второй ступени может утверждаться лишь после утверждения для данной губернии (области) сети школ первой ступени.

 

19. В развитие вышеизложенных положений Народный Комиссариат Просвещения издает подробные инструкции о порядке составления сети и финансового плана, по открытию и содержанию сети трудовых школ первой ступени общего и повышенного типа, а также школ второй ступени.

Примечание. Инструкцию по составлению финансового плана Народный Комиссариат Просвещения согласовывает с Народным Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р.

 

20. Ссуды местным органам на капитальный ремонт, восстановление и постройку школьных зданий подлежат выдаче из особого школьно-строительного фонда, положение о котором поручается разработать Народному Комиссариату Просвещения по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р.

21. Для приведения в точную известность количества детей всех возрастов, подлежащих обучению и обучающихся в школах всех ступеней, а также в целях установления степени соответствия существующей сети школ потребностям в ней, Центральное Статистическое Управление производит не позже января 1926 года однодневную перепись воспитательных учреждений всех типов, а также всех детей и подростков до семнадцати лет.

22. Утвержденная Советом Народных Комиссаров сеть педагогических техникумов увеличивается с таким расчетом, чтобы к 1934 году названные учебные заведения вполне обеспечивали бы потребность в новых работниках для трудовых школ первой ступени.

23. В период до 1934 года подготовка педагогического персонала ведется, помимо педагогических техникумов, также путем организации Народным Комиссариатом Просвещения соответствующего числа краткосрочных педагогических курсов.

24. Учащиеся в педагогических техникумах и курсах обеспечиваются стипендиями в пределах, отпускаемых Народному Комиссариату Просвещения по бюджету сумм, причем учащиеся обязываются за стипендию службой в трудовых школах первой ступени: оканчивающие педагогические техникумы - в течение пяти лет, оканчивающие краткосрочные педагогические курсы - в течение трех лет.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024