| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждены

Постановлением ЦИК СССР

от 29 октября 1924 года

 

ОСНОВЫ СУДОУСТРОЙСТВА СОЮЗА ССР

И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

 

Ст. 1. Задачами суда являются: а) ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче - крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; б) защита интересов и прав трудящихся и их объединений; в) укрепление общественно - трудовой дисциплины и солидарности трудящихся и их правовое воспитание; г) осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан.

 

Ст. 2. На территории союзных республик действует следующая единая основная система судебных учреждений: народный суд, губернский (или соответствующий ему) суд и верховный суд (в автономных республиках - главный или высший суд).

Примечание. Отступления от настоящей системы судебных учреждений, в зависимости от национально - культурных условий союзных или автономных республик и особенностей их административно - хозяйственного деления, допускаются не иначе, как по особым постановлениям Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, по представлению центрального исполнительного комитета подлежащей союзной республики.

 

Ст. 3. Судебные учреждения строятся на началах:

а) отправления судебной деятельности исключительно трудящимися;

б) избираемости судей и народных заседателей советами, съездами советов и иными их органами в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик в отношении судебных органов союзных республик, - и законодательством Союза ССР - в отношении Верховного Суда Союза ССР, военных трибуналов и других судебных органов Союза ССР;

в) единства судебной политики в Союзе ССР, проводимой на основании законодательства Союза ССР и законодательства союзных республик Верховным Судом Союза ССР, народными комиссариатами юстиции и верховными судами союзных республик.

 

Ст. 4. Судьей может быть всякий, не опороченный по суду гражданин и гражданка Союза ССР, отвечающие следующим условиям:

а) иметь право избирать и быть избранными в совет;

б) иметь стаж общественной политической работы в рабоче - крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях или стаж практической работы в органах советской юстиции или в соответствующих административных государственных органах.

Сроки и условия обязательного для судьи стажа определяются по принадлежности законодательством Союза ССР и законодательством союзных республик.

Примечание. Лица, исключенные из общественных организаций за порочащие проступки, не могут быть народными судьями.

 

Ст. 5. Все дела рассматриваются по существу в одной инстанции, апелляция не допускается. На приговоры и решения могут быть приняты жалобы в кассационном порядке.

 

Ст. 6. В основе судебной системы каждой из союзных республик лежит народный суд. Народный суд, как правило, действует в составе одного судьи и двух заседателей.

Случаи отправления народными судами их деятельности без народных заседателей устанавливаются законодательством союзных республик.

 

Ст. 7. Губернские (или соответствующие им) суды, являясь кассационно - ревизионной инстанцией для народных судов, действуют как органы первой инстанции для дел особой категории, определяемой законодательством союзных республик в пределах основ уголовного судопроизводства Союза ССР.

 

Ст. 8. Губернские (или соответствующие им) суды, вместе с тем, являются по отношению к народным судам органами судебного управления и, в качестве таковых, подчинены народному комиссариату юстиции данной республики.

 

Ст. 9. Губернские (или соответствующие им) суды при разрешении дел в качестве первой инстанции действуют, как правило, в составе одного члена суда и двух народных заседателей. При рассмотрении дел в качестве кассационной инстанции губернский суд, как правило, действует в составе трех постоянных судей.

 

Ст. 10. В каждой союзной республике для осуществления высшего судебного надзора и непосредственного руководства судебной практикой, на основании законодательства этой республики, действует верховный суд, а в автономных республиках - главные или высшие суды, на основании соответствующих положений о них.

 

Ст. 11. Верховный суд республики, являясь кассационно - ревизионной инстанцией для дел, разрешенных губернскими (или соответствующими им) судами, действует, вместе с тем, как суд первой инстанции для дел исключительной подсудности, определяемой законодательством союзных республик. Права верховного суда каждой из союзных республик на рассмотрение, отмену или изменение приговоров и решений любого суда данной республики в порядке высшего судебного надзора, а равно порядок и пределы отправления этого права, устанавливаются законами каждой союзной республики, а по отношению к главным и высшим судам автономных республик - положениями об этих судах.

 

Ст. 12. Народные комиссары юстиции союзных и автономных республик осуществляют надзор за всей судебной практикой всех судебных органов данной республики, опротестовывая и направляя через прокурорский надзор к пересмотру любой приговор и решение, вынесенные судами данной республики, в том числе и верховным судом республики, в порядке, определяемом законодательством данной республики.

В организационной области на народных комиссаров юстиции союзных и автономных республик возлагается общее руководство, организация, ревизия и инструктирование всех судебных учреждений данной республики, прокуратуры, органов следствия, нотариатов, судебных исполнителей, защиты и проч.

Примечание. Права народных комиссаров юстиции союзных республик и прокуратуры союзных республик в отношении организации военных трибуналов, их личного состава (председателя и членов) и прокуратуры военных трибуналов, действующих на территории союзных республик, определяются Положением о Верховном Суде Союза ССР.

 

Ст. 13. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стоит народный комиссар юстиции данной республики.

 

Ст. 14. На прокуратуру союзных и автономных республик возлагается: 1) надзор на территории данной республики за законностью действий органов советской власти, государственных и общественных учреждений и частных лиц; 2) опротестование в порядке кассационности и в порядке надзора приговоров, решений и определений, выносимых судами данной республики; 3) непосредственный надзор и наблюдение за производством дознания, розыска и предварительного следствия по уголовным делам; 4) поддержание обвинения по уголовным делам в суде; 5) наблюдение за исполнением приговоров, за законностью содержания под стражей, за состоянием и деятельностью мест заключения; 6) ограждение интересов государства и трудящихся по гражданским делам.

Прокуратура строится на началах централизации и подчинена исключительно прокурору республики и действует на основании особых положений, республиками издаваемых; прокурор республики подотчетен и подведомственен исключительно верховным органам своей республики.

 

Ст. 15. Организация судебно - следственных органов устанавливается законодательством союзных республик.

 

Ст. 16. При Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР согласно ст. ст. 43 - 48 Основного Закона (Конституции) Союза ССР состоит Верховный Суд Союза ССР.

Организация и компетенция Верховного Суда Союза ССР, взаимоотношения его с верховными судами союзных республик, а равно взаимоотношения прокурора Верховного Суда Союза ССР с Верховным Советом Союза ССР, верховными судами союзных республик и с прокурорами верховных судов союзных республик определяются Положением о Верховном Суде Союза ССР.

 

Ст. 17. Для оказания юридической помощи населению, в том числе в целях выполнения задач судебной защиты, учреждаются коллегии защитников.

Коллегии защитников обладают правом дисциплинарного надзора за действиями своих членов и организуются на началах самопополнения под контролем губернских (областных) исполнительных комитетов. Коллегии защитников действуют на основе особого о них Положения, основные принципы которого издаются в порядке общесоюзного законодательства.

 

Ст. 18. Для совершения и засвидетельствования актов, договоров, для выполнения иных нотариальных действий учреждаются нотариальные конторы, состоящие при губернских судах и действующие под непосредственным руководством и наблюдением.

Во главе нотариальных контор стоят нотариусы, назначаемые и утверждаемые губернскими и уездными исполнительными комитетами по представлениям губернских судов из числа лиц, имеющих право быть избранными в народные судьи и выдержавших соответствующее испытание.

Организация и предметы ведения нотариальных контор определяются Положением о государственном нотариате, основные принципы которого издаются в порядке общесоюзного законодательства.

Примечание. Отдельные функции нотариальных контор могут, согласно законодательству союзных республик, поручаться народным судам, волостным или районным исполнительным комитетам и иным органам.

 

Ст. 19. Для приведения в исполнение судебных решений и определений при губернских судах состоят судебные исполнители, действующие под непосредственным руководством и наблюдением губернских судов.

Все приговоры, решения, определения и судебные приказы всех судебных учреждений Союза ССР, союзных и автономных республик, а равно постановления и требования прокуратуры и подтвержденные прокуратурой постановления судебно - следственных органов, подлежат введению в исполнение всеми судебными, следственными и административными органами, в пределах их компетенции, по всей территории Союза ССР.

 

Ст. 20. Порядок надзора за деятельностью Объединенного Государственного Политического Управления, осуществляемый согласно ст. 63 Основного Закона (Конституции) Союза ССР, определяется особо и утверждается Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР.

Порядок надзора за деятельностью государственных политических управлений союзных республик со стороны прокурорского надзора союзной республики определяется положениями, издаваемыми центральными исполнительными комитетами союзных республик в соответствии с Положением о надзоре за Объединенным Государственным Политическим Управлением и утверждаемыми Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР.

 

Ст. 21. Для рассмотрения дел о воинских преступлениях при округах, корпусах, фронтах отдельных армий и флотах, а также при дивизиях образуются военные трибуналы, действующие на основании положения, издаваемого в порядке общесоюзного законодательства на основе Положения о Верховном Суде.

Примечание 1. В особо исключительных случаях, по постановлениям Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или, соответственно, президиумов центральных исполнительных комитетов союзных или автономных республик, рассмотрению в военной коллегии Верховного Суда Союза ССР или, соответственно, в военных трибуналах подлежат также и иные, угрожающие крепости и мощи Красной Армии преступления.

Примечание 2. Взаимоотношения прокуратуры при трибуналах и прокуратуры союзных республик, а равно взаимоотношения между прокуратурой союзных и автономных республик и военными трибуналами определяются Положением о Верховном Суде Союза ССР и особым Положением о военных трибуналах и прокуратуре при них.

 

Ст. 22. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: а) Высшей Арбитражной Комиссией при Совете Труда и Обороны Союза ССР; б) высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при советах народных комиссаров автономных республик и местными (областными и губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполнительных комитетах областей и губерний.

В своей деятельности арбитражные комиссии руководствуются общими началами советской хозяйственной политики, союзным законодательством и законодательством союзных республик.

Положение о Высшей Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза ССР издается в порядке общесоюзного законодательства.

Положения о высших арбитражных комиссиях при экономических совещаниях союзных республик, арбитражных комиссиях при совете народных комиссаров автономных республик и местных арбитражных комиссиях издаются союзными республиками в соответствии с Положением о Высшей Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза ССР.

Порядок надзора за деятельностью арбитражных комиссий со стороны руководящих судебных учреждений Союза ССР и союзных республик устанавливается по принадлежности: в отношении Высшей Арбитражной Комиссии - Положением о Верховном Суде Союза ССР, в отношении союзных республик - положениями о судоустройстве этих республик.

 

Ст. 23. Порядок дисциплинарных взысканий, налагаемых на должностных лиц, устанавливается особым законодательством союзных республик на основе начал, вырабатываемых законодательством Союза ССР.

 

Ст. 24. Для рассмотрения дел особой категории, требующих специального состава суда и специального порядка рассмотрения, должны быть в порядке законодательства союзных республик, создаваться судебно - административные органы постоянного и временного характера, как-то: судебно - земельные комиссии, камеры народных судов по трудовым делам, комиссии по делам о несовершеннолетних и т.п.

Примечание. Учреждение судебно - административных органов в автономных республиках разрешается постановлениями центральных исполнительных комитетов этих республик с утверждением центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М.КАЛИНИН

 

Секретарь ЦИК Совета ССР

А.ЕНУКИДЗЕ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2017