| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ТРУДА РСФСР

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР

 

ИНСТРУКЦИЯ

от 7 июня 1924 года

 

О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ИНСПЕКТОРАМИ ТРУДА

ДОЗНАНИЙ ПО ТРУДОВЫМ ДЕЛАМ

 

В дополнение и развитие гл. VIII "Наказа инспекции труда", утвержденного НКТ СССР 16 октября 1923 г., в целях облегчения деятельности инспекторов труда при производстве дознания по делам, отнесенным к их ведению, а также в целях качественного улучшения материала, направляемого инспекторами труда в судебном порядке, Народный Комиссариат Труда РСФСР предлагает к руководству нижеследующую Инструкцию:

 

Глава I. Общие указания

 

§ 1. К кому относится Инструкция.

Настоящая Инструкция определяет деятельность инспекторов труда, технических и санитарных, в тех случаях, когда они выполняют работу по производству дознаний по делам о нарушениях действующего законодательства о труде.

§ 2. Функции инспекторов труда по трудовым делам, преследуемым в уголовном порядке.

Инспекторы труда являются в данном случае органами власти, на которые возлагается: 1) предупреждение готовящихся, 2) раскрытие совершившихся и 3) пресечение совершающихся нарушений действующего законодательства о труде.

§ 3. О подсудности.

Преступления, предусмотренные статьями 132, 133, 134, 156 и 217 Уголовного Кодекса, подсудны особым сессиям нарсуда по трудовым делам (примеч. к ст. 26 Уголовно-Процессуального Кодекса), а где таковых нет - общим нарсудам.

§ 4. В каких случаях производится предварительное следствие по трудовым делам.

Ввиду того, что производство предварительного следствия по трудовым делам не обязательно и поэтому акты дознания по этим делам заменяют собой акты предварительного следствия, тщательность их составления приобретает особо важное значение.

Предварительное следствие по делам данной категории производится лишь в случаях особого для каждого дела определения суда или предложения прокурора.

§ 5. Неоглашение данных, добытых дознанием.

При производстве дознания собранные сведения отнюдь не должны сообщаться кому-либо, кроме должностных лиц, участвующих в исследовании преступления; опубликование кем-либо данных дознания без соответствующего разрешения инспектора труда преследуется по закону (ст. 117 Уг. Код., ст. 115 Уг.-Пр. Код.).

§ 6. Преступления, не предусмотренные § 3 Инструкции.

В случае обнаружения во время хода дознания признаков преступлений, не затрагивающих области труда, инспектор немедленно сообщает о сем органу прокурорского надзора.

§ 7. Взаимоотношения с прокуратурой:

Взаимоотношения инспектора труда с прокуратурой при производстве дознания регулируются главой VIII Уголовно-Процессуального Кодекса.

 

Глава II. Основания для производства дознания,

отказ в производстве такового, отвод

 

§ 8. Основания для начала дознания.

Инспекторы труда приступают к производству дознания: 1) по жалобам и заявлениям рабочих и служащих, в отношении которых нарушено действующее законодательство о труде, 2) по сообщению должностных лиц и профессиональных организаций, 3) по предложению суда и прокурорского надзора, 4) в случае непосредственно обнаруженных инспекторами труда при обследовании и посещении предприятий, учреждений и хозяйств нарушений действующего законодательства о труде и во всех иных случаях, указанных в ст. 91 Уголовно-Процессуального Кодекса.

§ 9. Об отводе.

Инспектор труда, производящий дознание, подлежит отводу в случаях, указанных в ст. ст. 43 и 45 Уголовно-Процессуального Кодекса.

Вопрос об отводе разрешается прокурором по трудовым делам, а где таковой отсутствует, - общей прокуратурой в трехдневный срок со дня получения им соответствующего заявления (инспектора или заинтересованных лиц).

Предъявление отвода не приостанавливает производства дознания.

§ 10. Прием заявлений, анонимные заявления.

Инспекторы труда обязаны во всякое время и во всяком месте принимать словесные и письменные заявления о совершившихся, совершающихся и готовящихся нарушениях действующего законодательства о труде, преследуемых в уголовном порядке. Письменные заявления должны быть подписаны лицом, сделавшим заявление.

Примечание. Никем не подписанные и неизвестно от кого исходящие заявления именуются анонимными; по ним первоначально может быть произведена негласная проверка, и затем, в зависимости от результатов таковой, анонимное заявление оставляется без последствий, или же инспектор приступает к производству дознания.

 

§ 11. Порядок составления протокола по заявлению.

Содержание словесного заявления, а равно и решение инспектора труда о дальнейшем направлении дела по сделанному заявлению заносится в соответствующе графы "Книги посетителей" (форма N 4 - формы здесь и далее не приводятся).

Если в результате сделанного заявления инспектор труда найдет необходимым направить дело в судебном порядке, он приступает к производству дознания. В этих случаях инспектор труда составляет протокол словесного заявления, который подписывается заявителем и инспектором труда. В протокол словесного заявления записываются полностью обстоятельства происшествия, согласно опросу заявителя, причем отдельные ответы заявителя, содержащие в себе сведения, дополняющие или заменяющие первоначальные, также отмечаются в протоколе. В случае прямого обвинения кого-либо в нарушении действующего законодательства о труде инспектор труда предупреждает заявителя или жалобщика о наказании за ложные доносы, но вместе с тем наблюдает, чтобы такое предупреждение не отвратило его по робости или незнанию законов от основательного заявления. Инспектор труда разъясняет заявителю, что подача заявления не налагает на частное лицо обязанности доказывать преступное деяние и что уголовной ответственности подвергается лишь тот, кто умышленно дает заведомо ложное показание.

Примечание 1. Статья 177 Уголовного Кодекса гласит: "Заведомо ложный донос органу судебной или следственной власти или должностному лицу, имеющему право возбуждать преследование, о совершении определенным лицом преступного деяния карается лишением свободы на срок до одного года".

Примечание 2. Во всяком протоколе, составленном в случаях, указанных в настоящем параграфе, означается:

1) Время и место его составления.

2) Кем составлен протокол.

3) Кем, когда и где обнаружено нарушение.

4) В чем оно состоит.

5) Имя, отчество, фамилия, звание и, если известно, местожительство подозреваемого и указание на свидетелей, если таковые были.

6) Сведения по всем прочим вопросам, перечисленным во второй части настоящего параграфа (форма N 27).

 

§ 12. Опрос заявителя.

Содержание письменного заявления, поданного лично, немедленно проверяется опросом заявителя, причем также в случае надобности составляется протокол. Жалоба, поданная по почте или при посредстве посланного лица, должна по возможности сопровождаться вызовом и опросом заявителя инспектором труда, принявшим заявление (ст. ст. 92 и 94 Уг.-Пр. Код.).

Опрос заявителя как при словесных заявлениях, так и при письменных чрезвычайно важен, так как он является проверкой заявления.

§ 13. Обнаружение нарушений лично инспектором.

При обнаружении во время обследования предприятия, учреждения или хозяйства нарушений действующего законодательства о труде инспектор труда составляет "ревизионный акт" (форма N 2), руководствуясь § 73 и 92 "Наказа инспекции труда" 1923 г.

Если инспектор труда по характеру нарушения найдет возможным ограничиться предписанием об устранении замеченных нарушений, он, давая предприятию, учреждению или хозяйству соответствующее предписание, делает отметку в ревизионном акте по графе: "По данному делу предпринято".

§ 14. Кто привлекается в качестве обвиняемого.

В тех случаях, когда инспектор труда найдет необходимым направить дело в судебном порядке, он выясняет, кто должен быть по данному делу привлечен в качестве обвиняемого.

К ответственности могут привлекаться только определенные лица (физические лица).

Если нарушение имело место в предприятии, учреждении или хозяйстве, принадлежащем обществу, объединению, кооперативу, тресту и т.п. (юридическому лицу), то в качестве обвиняемого привлекаются ближайшие ответственные руководители работ.

Высшая администрация или владелец предприятия или учреждения привлекаются в качестве соучастников, если они заведомо знали о правонарушении и не приняли должных мер к его устранению или самое правонарушение было учинено по их распоряжению.

Наниматель (лицо, пользующееся правом найма и увольнения рабочих и служащих) освобождается от ответственности в том случае, если он докажет, что принял все зависящие от него меры к предупреждению или устранению правонарушения и последнее имело место исключительно вследствие действий (или бездействия) высшей администрации или владельца предприятия (учреждения), в каком случае последние несут ответственность.

§ 15. Составление протокола допроса обвиняемого.

В случаях, указанных в § 14, инспектор труда производит дознание, составляя протокол допроса обвиняемых и свидетелей (формы N 28 и 32).

При дознании дело должно быть исследовано всесторонне, т.е. должно быть обращено внимание на обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, как усиливающие, так и смягчающие степень и характер его ответственности. Для этого изучается обстановка совершенного нарушения, выясняется личность нарушителя, поскольку таковая выявилась в учиненном им нарушении и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании его образа жизни и прошлого.

В частности, инспектор труда должен выяснить: а) направлено ли нарушение против группы рабочих и служащих или отдельной личности; б) совершено ли нарушение из низменных, корыстных побуждений или без таковых; в) совершено ли нарушение с полным сознанием причиняемого вреда или по невежеству и несознательности; г) совершено ли нарушение в первый раз или повторно; д) совершено ли нарушение группой лиц или одним лицом; е) совершено ли нарушение по предварительному уговору или без такового; ж) возраст нарушителя (ст. ст. 111 и 113 Уг.-Проц. Код.).

§ 16. Проверка сознания обвиняемого.

Сознание обвиняемого в совершении нарушения не освобождает инспекторов труда от обязанности продолжать дознание. При наличии сознания инспектор труда не только отмечает в протоколе факт сознания и указывает свидетелей, в присутствии которых обвиняемый сознался, но и подробно расспрашивает его об обстоятельствах дела и эти указания проверяет.

§ 17. Отношение к просьбам подозреваемого или потерпевшего о расследовании тех или иных обстоятельств и о допросе свидетелей, экспертов и переводчиков.

Инспектор труда обязан принимать во внимание просьбы привлеченного или потерпевшего о выяснении тех или иных обстоятельств дела и о допросе свидетелей, экспертов и т.п. Отказ в выяснении таких обстоятельств должен быть мотивирован, т.е. приведены причины, дающие основания инспектору труда отказать в просьбе привлеченного или потерпевшего, о чем составляется протокол (форма N 29) (ст. 114 Уг.-Пр. Код.).

§ 18. Допрос свидетелей.

Свидетели допрашиваются на месте производства дознания или по месту их жительства и вызываются телефонограммой или повесткой, посылаемой по почте или через милицию. Повестки (форма N 30) посылаются в двух экземплярах, из которых первый вручается свидетелю, а второй с его распиской возвращается обратно. В случае временного отсутствия вызываемого повестка для передачи ему вручается его домашним или ближайшим соседям под расписку (ст. ст. 162 и 130 Уг.-Пр. Код.).

Всякое лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться и сообщить все ему известное по делу и давать ответы на предлагаемые ему инспектором труда и сторонами вопросы.

При неявке свидетелей без уважительной причины инспекторы труда вправе подвергать неявившегося приводу, составив одновременно протокол (форма N 31) о его неявке и направив дело о таком свидетеле в районный нарсуд через прокурора (ст. ст. 60 и 62 Уг.-Пр. Код. и 104 Уг. Код.).

Допрос свидетелей производится порознь и в отсутствии других свидетелей; начинается он с удостоверения самоличности свидетеля, его отношения к подозреваемому и потерпевшему и предупреждения об ответственности за ложное показание (ст. 178 Уголовного Кодекса гласит: "Заведомо ложное показание, данное свидетелем, экспертом или переводчиком при производстве дознания, следствия или судебного разбирательства по делу, карается лишением свободы на срок не ниже одного года"), в чем и отбирается подписка, после чего свидетелю предлагается рассказать все известное ему по делу, и затем задаются вопросы, относящиеся исключительно к настоящему делу и характеристике личности обвиняемого (ст. ст. 164 - 165 Уг.-Пр. Код.).

Свое показание свидетель имеет право изложить собственноручно в протоколе, в противном же случае показание записывается инспектором труда. Протокол опроса свидетеля составляется по форме N 32. В протоколе излагается в связном рассказе, по возможности подлинными словами в первом лице, данное им показание; ответы на заданные свидетелю вопросы заносятся, во всяком случае, в протокол инспектором труда и отмечаются в протоколе, в случае надобности, буквально.

При допросе немого, глухого или лица, говорящего на языке, непонятном для инспектора труда, приглашается переводчик или лицо, понимающее знаки немого или глухого; участие их отмечается в протоколе.

При окончании допроса протокол прочитывается свидетелю, который имеет право требовать дополнения такового и внесения в него поправок, согласно данному им показанию; подписывается протокол свидетелем и инспектором труда, а также переводчиком или толмачом, если они в допросе участвовали (ст. ст. 162 - 168 Уг.-Пр. Код.).

После окончания показаний в протоколе допроса отмечается:

"Больше ничего показать не имею. Показание мне прочитано, и правильность изложенного подтверждаю.

 

Подпись свидетеля.

 

Подписи других участвующих при допросе (напр., толмача).

 

Подпись инспектора труда".

 

§ 19. Экспертиза.

Когда при производстве дознания для точного исследования какого-либо обстоятельства, встретившегося в деле, потребуются специальные сведения или знания в какой-либо научной или практической области, приглашаются для дачи заключения сведущие люди или эксперты, каковыми могут быть врачи, техники, квалифицированные рабочие, бухгалтеры и вообще лица, приобретшие по своей работе или службе и специальности особую опытность.

Допрос их производится тем же порядком, как и свидетелей. Число экспертов определяется инспектором труда, который и приглашает в качестве таковых избранных им лиц. В качестве экспертов по вопросам санитарно-гигиенического и технического состояния предприятий и рабочих жилищ желательно приглашение санитарного или технического инспектора.

В случае требования подозреваемого может быть вызван и указанный им эксперт; отказ в таковом вызове может последовать в том случае, если инспектором труда будет признано, что вызов такого эксперта невозможен или грозит затянуть дознание.

Инспектор труда излагает экспертам те пункты, по которым должно быть дано заключение. Обвиняемый вправе представить в письменном виде свои вопросы экспертам. Последним должно быть представлено, в случае их требования, право ознакомления с теми обстоятельствами дела, уяснение которых необходимо им для дачи заключения. Если имеется несколько экспертов, то им ранее дачи заключения должна быть дана возможность, в случае о том их требования, совещаться между собой. После дачи заключения каждому из экспертов могут быть задаваемы вопросы, о заданных вопросах и полученных ответах составляется протокол, который прочитывается экспертами и подписывается ими и инспектором труда.

В случае если инспектором труда экспертиза будет признана недостаточно ясной или полной, он вправе по собственной инициативе или по ходатайству обвиняемого назначить по мотивированному своему постановлению производство новой экспертизы.

О произведенной экспертизе составляется протокол, в который заносятся как предложенные экспертам вопросы, так и их ответы (форма N 33).

 

Глава IV. Меры пресечения

 

§ 20. Задержание подозреваемого по делам, направляемым непосредственно в суд.

При производстве дознания по делам, направляемым непосредственно в народный суд в порядке 2 ч. 105 ст. Уголовно-Процессуального Кодекса, т.е. о преступлениях, предусмотренных 1 ч. ст. 132, ст. 133 и ст. 217 Уголовного Кодекса, наказание по которым не может быть назначено свыше года, - задержание может иметь место лишь в случае, когда подозреваемый покушался на побег или задержан во время побега (п. 4 ст. 100 Уг.-Пр. Код.); при отсутствии же этих поводов подозреваемый обязывается лишь подпиской о явке в суд.

Обо всех случаях задержания инспектор труда составляет и немедленно вместе с подозреваемым препровождает в место заключения мотивированное постановление об основаниях ареста (форма N 34), копия которого в течение 24 часов с момента задержания сообщается инспектором труда в суд (трудсуд или нарсуд).

В течение 48 часов, считая с момента получения извещения от инспектора труда о произведенном задержании, суд обязан либо подтвердить арест, либо отменить его. Инспекторы труда изменяют меру пресечения по получении соответствующего извещения суда, которому было направлено сообщение (ст. 104 Уг.-Пр. Код.). Однако в случае, если до получения такого извещения отпадут основания, послужившие к задержанию, инспектор труда вправе самостоятельно освободить арестованного с немедленным сообщением о том суду.

§ 21. Принятие мер пресечения по делам, направляемым в порядке п. 3 ст. 105 Уг.-Пр. Код., т.е. прокурору.

При производстве дознания по делам о преступлениях, предусмотренных 2 ч. ст. 132 и ст. 133, ст. ст. 134 и 156 Уголовного Кодекса, наказание за которые может быть наложено свыше года лишения свободы, т.е. при производстве дознаний, обязательно направляемых по их окончании прокурору в порядке п. 3 ст. 105 Уголовно-Процессуального Кодекса, инспекторы труда еще до допроса подозреваемого могут применить задержание лишь в случае, когда подозреваемый покушался на побег или задержан во время побега; после же допроса подозреваемого могут избрать по отношению к нему одну из нижеуказанных мер пресечения: 1) подписку о невыезде, 2) поручительство личное и имущественное, 3) залог, 4) домашний арест и 5) заключение под стражу (ст. 144 Уг.-Пр. Код.). О каждом случае принятия одной из указанных мер пресечения инспекторы труда немедленно доносят прокурору, который во всякий момент имеет право продолжить, отменить или изменить таковую. Сверх того, в случае задержания подозреваемого инспектор труда сообщает о сем в 24 часа в трудсуд или нарсуд, который в течение 48 часов, считая с момента получения извещения, подтверждает или отменяет арест.

§ 22. Заключение под стражу.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения (§ 21) может быть назначено лишь при наличии: 1) или опасения, что подозреваемый скроется от следствия и суда, 2) или достаточных оснований к предположению, что обвиняемый, находясь на свободе, будет препятствовать раскрытию истины. В постановлении о заключении обвиняемого под стражу инспекторы труда обязаны указать, какие именно из этих оснований привели их к решению избрать в качестве меры пресечения заключение под стражу.

Копия этого постановления одновременно с извещением о задержании посылается в суд, прокурору, в место заключения и по месту службы подозреваемого, если он состоит на государственной, общественной или союзной службе. Если подозреваемый состоит подданным иностранного государства, то копия постановления препровождается также через прокурора и в Народный Комиссариат Иностранных Дел (ст. ст. 102, 158 и 160 Уг.-Пр. Код.) (форма N 35).

Примечание. Меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу должны быть применяемы с сугубой осторожностью и только в случаях крайней необходимости.

 

§ 23. Какими основаниями надо руководствоваться при избрании других мер пресечения.

При отсутствии указанных в § 22 оснований к принятию в качестве меры пресечения заключения под стражу при выборе меры пресечения нужно прежде всего считаться с классовым признаком, а именно: рабочего, не имеющего никакого имущества, возможно отпустить под поручительство профсоюза или сотоварищей по предприятию (§ 26); крестьянина предпочтительно отпустить под залог (§ 8) или имущественное поручительство отдельных лиц или сельских обществ (§ 27); лиц, принадлежащих к классу буржуазии, - преимущественно под залог денежный. Залог или поручительство по своему размеру ни в коем случае не должны быть ниже суммы приблизительного размера возможного гражданского иска и судебных издержек.

Об избрании той или другой меры пресечения составляется мотивированное постановление (форма N 36).

§ 24. Подписка о невыезде.

Подписка о невыезде состоит в отобрании от обвиняемого обязательства не отлучаться из указанного при даче подписки местожительства без разрешения инспектора труда или суда. Отобранная подписка приобщается к делу. В случае нарушения обвиняемым данной им подписки таковая с разрешения прокурора заменяется более строгой мерой пресечения, о чем подозреваемому должно быть объявлено при отобрании подписки о невыезде (ст. 149 Уг.-Пр. Код.).

§ 25. Личное поручительство.

Личное поручительство состоит в отобрании от заслуживающих доверия лиц подписки о том, что они ручаются за явку подозреваемого и обязуются доставить его к инспектору труда или в суд по первому их требованию. Число поручителей не может быть менее двух. При отобрании подписки от поручителей им должно быть объявлено об ответственности их в случае уклонения подозреваемого от дознания и суда (ст. 150 Уг.-Пр. Код.).

§ 26. Имущественное поручительство.

Имущественное поручительство состоит во взятии от достаточно для того состоятельного лица или организации подписки, приобщаемой к делу, о том, что они обязуются уплатить известную сумму в случае неявки подозреваемого к дознанию или в суд (ст. 152 Уг.-Пр. Код.).

§ 27. Залог.

Залог состоит в деньгах или ином имуществе, вносимых в депозит суда (т.е. сдается под квитанцию в финотдел для зачисления в распоряжение суда) самим обвиняемым или другим лицом, или организацией, в обеспечение явки подозреваемого к дознанию и в суд (ст. 153 Уг.-Пр. Код.). Квитанция о внесении залога приобщается к делу.

Сумма имущественного поручительства или залога определяется инспектором труда в соответствии с тяжестью обвинения, с силою улик, имеющихся по делу против обвиняемого, имущественным положением поручителя или залогодателя (ст. 154 Уг.-Пр. Код.).

В принятии поручительства или залога инспектор труда составляет протокол, который подписывается поручителем или залогодателем и выдается им в копии (ст. 155 Уг.-Пр. Код.).

При побеге подозреваемого или уклонении его от дознания и суда инспектор труда доносит о том прокурору.

§ 28. Домашний арест.

Домашний арест применяется лишь в исключительных случаях, например болезни подозреваемого, и заключается в лишении его свободы в виде изоляции на дому с назначением стражи или без такового (ст. 157 Уг.-Пр. Код.).

 

Глава V. Направление оконченных дознаний

 

§ 29. Направление оконченных дознаний.

Законченные дознания инспекторы труда направляют в суд или прокурору в соответствии с правилами ст. 105 Уголовно-Процессуального Кодекса, а именно:

А) В случаях возбуждения уголовного преследования по ст. ст. 156, 217, 132, 133 и 134 Уголовного Кодекса весь материал дознания подлежит препровождению прокурору для прекращения дела при наличии одного из следующих условий:

1) необнаружение виновного;

2) недостаточность собранных по делу доказательств для предания суду лица, привлеченного ранее к делу в качестве обвиняемого;

3) смерть обвиняемого;

4) истечение давности;

5) отсутствие в действиях, приписываемых обвиняемому, состава преступления;

6) акт об амнистии, если таковая исключает наказуемость совершенного обвиняемым, или помилование отдельных лиц, или прекращение дел о них постановлением ВЦИК или его Президиума в порядке предоставленных законом прав.

Б) Если дознанием добыты данные, изобличающие кого-либо в совершении преступлений, предусмотренных ст. 217, 1 ч. 132 ст. и 1 ч. 133 ст. Уголовного Кодекса, весь материал дознания направляется непосредственно в особую сессию нарсуда по трудовым делам, а где таковой нет - в подлежащий нарсуд (форма N 37).

В) Если дознанием добыты данные, изобличающие кого-либо в совершении преступления, предусмотренного ст. 156, ч. 2 132 ст., 2 ч. 133 ст. и ст. 134, весь собранный материал направляется прокурору по трудовым делам, а где такового нет, - общей прокуратуре для дальнейшего направления (форма N 38).

Примечание. Привлечение к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 133 Уголовного Кодекса может иметь место лишь в тех случаях, когда нарушение обнимает группу работников не менее трех человек, однородную по своему составу в отношении всех входящих в данную группу лиц, совершено в отношении всех их одновременно и, во всяком случае, в течение не более месячного промежутка.

 

§ 30. Сколько времени может производиться дознание.

Производство дознания не может продолжаться долее месяца. В случае невозможности окончить дознание в месяц инспектор труда сообщает о сем прокурору и испрашивает разрешения последнего на отсрочку ведения дознания.

Испрашивая разрешение, инспектор труда должен привести мотивы невозможности в месячный срок окончить дознание (ст. 105 Уг.-Пр. Код.).

§ 31. Розыск подозреваемого.

Если подозреваемый скрылся, инспектор труда сообщает об этом для принятия соответствующих мер органам розыска и доводит до сведения прокурора.

§ 32. На что должно быть обращено внимание при направлении дознаний в порядке п. п. 2 и 3 ст. 105 Уг.-Пр. Код.

При направлении дознания в порядке п. п. 2 и 3 ст. 105 Уголовно-Процессуального Кодекса инспекторы труда должны иметь в виду, что произведенное ими дознание о подобном преступлении послужит основанием для предания суду без производства предварительного следствия - непосредственно по данным дознания. Поэтому означенное дознание должно быть особенно полно, ясно и обстоятельно, заключая в себе следующие сведения: 1) какое, 2) где, 3) когда, 4) кем совершено преступление, 5) на чем основано падающее на известное лицо обвинение, 6) кто и в чем может быть полезным по делу свидетелем, 7) какие объяснения представлены обвиняемым, 8) где проживают обвиняемые, потерпевшие и свидетели; при этом должны быть точно указаны: 9) имена, отчества, фамилии, социальное положение, судимость, возраст и партийность всех этих лиц.

На п. 5 настоящего параграфа следует обратить особо сугубое внимание. Так, например:

а) Если кто-либо обвиняется в приеме рабочих или служащих помимо биржи труда, следует выяснить фамилии, имена и отчества принятых помимо биржи, время принятия на работу, время увольнения и находятся ли они на работе в настоящее время.

б) При удлинении рабочего дня следует выяснить: когда начинается и кончается работа, какие (на что) бывают перерывы и сколько времени на это расходуется.

Если удлинение рабочего дня относится к подросткам, следует, кроме всего указанного в пункте "б", приложить копии метрических свидетельств или других документов, подтверждающих возраст потерпевшего.

в) При выдаче спец- или прозодежды следует собрать сведения, отвечающие на вопросы: что было выдано, что не выдано.

г) При невыплате страховых взносов следует выяснить: за какие месяцы уплачено, за какие не уплачено, за всех ли работающих внесено, за сколько рабочих (служащих) не внесено, за сколько месяцев не выплачено, причем должны быть указаны даты и номера квитанций, по которым внесены страховые взносы.

д) При уплате заработной платы менее госминимума следует выяснить, в какие месяцы и сколько получали рабочие (служащие) и сколько должны были получить по госминимуму.

е) В доказательство антисанитарного состояния предприятия, мастерской или другого места работы или в доказательство отсутствия мер по технике безопасности следует назначать экспертизу (§ 20 настоящей Инструкции). Экспертами в данном случае могут быть технические или санитарные инспекторы.

§ 33. В каком виде дознание направляется прокурору или суду.

При направлении дознания прокурору или в суд все находящиеся в нем протоколы, акты и бумаги должны быть подшиты в хронологическом порядке их составления и получения, перенумерованы и прошнурованы. К дознанию должна быть приложена опись находящихся в нем протоколов, актов и переписок, а также вещественных доказательств с указанием места нахождения последних.

К направляемому дознанию должно быть приложено краткое заключение (сводка сведений по делу) инспектора труда с указанием обстоятельств дела, нарушений действующего законодательства о труде и прочих данных, требуемых в § 33 настоящей Инструкции. Кроме того, в заключении должна быть помещена справка, указывающая на принятые меры пресечения.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2017