| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

 

ДЕКРЕТ

от 17 апреля 1924 года

 

О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ КОЧЕВОГО, ПОЛУКОЧЕВОГО И ПЕРЕХОДЯЩЕГО

К ОСЕДЛОМУ ХОЗЯЙСТВУ НАСЕЛЕНИЯ АВТОНОМНОЙ КИРГИЗСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Во исполнение задач, намеченных статьями 142 и 168 и примечаниями к ст. ст. 141, 168, 170 и 194 Земельного Кодекса Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики (Собр. Узак., 1922, N 68, ст. 901 и 1923, N 26, ст. 305), и в целях обеспечения правильного и устойчивого порядка пользования землей, приспособленного к местным условиям, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:

1. Утвердить прилагаемое Положение о землеустройстве кочевого, полукочевого и переходящего к оседлому хозяйству населения Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики.

2. Установить срок для представления Федеральным Комитетом по земельному делу в установленном порядке на утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета особых правил и положений, предусмотренных ст. 6, а также примечаниями к ст. ст. 90, 157 и 194 Земельного Кодекса названной Республики, не позднее 1-го мая 1924 года.

3. К тому же сроку должны быть представлены Народным Комиссариатом Земледелия Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики в Федеральный Комитет по земельному делу: а) основная схема перспективного плана всех землеустроительных работ, предусматриваемых утвержденным Положением о землеустройстве, с суммарным исчислением потребных на их осуществление времени, технических сил, материальных средств и денежных сумм; б) расписание оседло-земледельческих районов Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики, изъятых из действия настоящего Положения; в) подробные правила по применению Положения о землеустройстве кочевого, полукочевого и переходящего к оседлому хозяйству населения Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики, а также правила оказания помощи и льгот землеустраиваемому населению в развитие ст. ст. 52 и 53 прилагаемого Положения.

 

 

 

 

 

Приложение

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ КОЧЕВОГО, ПОЛУКОЧЕВОГО И ПЕРЕХОДЯЩЕГО

К ОСЕДЛОМУ ХОЗЯЙСТВУ НАСЕЛЕНИЯ АВТОНОМНОЙ КИРГИЗСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

I. Основные положения

 

1. На основании настоящего Положения землеустройство производится по почину землеустроительных учреждений, имеет сплошной и обязательный характер и распространяется на все районы Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики, за исключением тех оседло-земледельческих районов, где в настоящее время не имеется летних и других неразверстанных сезонных пастбищ кочевников и полукочевников и прилегающих к этим пастбищам кочевых путей.

Примечание. Расписание оседло-земледельческих районов, изъятых из действия настоящего Положения, составляется Народным Комиссариатом Земледелия Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики и утверждается Центральным Исполнительным Комитетом названной Республики по согласованию с Федеральным Комитетом по земельному делу не позднее 1-го мая 1924 года.

 

2. В порядке настоящего Положения производятся все землеустроительные действия, предусмотренные ст. 166 Земельного Кодекса, за исключением пунктов "д" и "з", а также следующие:

а) разверстание пастбищ общего пользования между оседлым населением с одной стороны и кочевниками и полукочевниками с другой, б) отвод отдельным объединениям кочевников и полукочевников обособленных и призимовочных территорий с необходимыми угодиями постоянного пользования, а также площадей сезонных пастбищ (летних, весенних и осенних) общего пользования и прилегающих к ним кочевых путей, в) отвод страховых площадей пахотных и сенокосных угодий, предназначенных для создания запасов готового фуража на случай бескормицы у кочевников и полукочевников, г) образование отдельных участков, пригодных для ведения оседло-земледельческого хозяйства, для наличного населения, вынужденного экономическими причинами на переход к оседлому положению, а также запасных участков для той же надобности в будущем.

Примечание. Распланирование сельских мест поселения производится только для вновь образуемых в порядке настоящего Положения земельных обществ.

 

3. Фондом для землеустройства в землеустраиваемых районах являются все земли, указанные в ст. 3 Земельного Кодекса, после выделения из них земель специального назначения, согласно ст. 155 Земельного Кодекса.

Примечание. В случае обнаружения в ходе работы в землеустраиваемых районах недостатка земель, пригодных для надобностей, которые намечены пунктами "в" и "г" предыдущей статьи, Центральному Исполнительному Комитету Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики по соглашению с Федеральным Комитетом по земельному делу предоставляется право распространять в порядке п. "а" ст. 168 Земельного Кодекса сплошное и обязательное землеустройство на те оседло-земледельческие районы, которые первоначально не были включены в число подлежащих землеустройству, но где имеются свободные земли (запасные и неиспользованные), предусмотренные ст. 6 Земельного Кодекса, в целях выявления и выделения земельных фондов для указанных выше специальных надобностей.

 

4. В порядке землеустройства в землеустраиваемых районах подлежат, согласно ст. 9 и примечанию к ст. 6 Земельного Кодекса Киргизской Республики, наделению землею все наличные к моменту составления проекта землеустройства трудовые хозяйства всех типов по соответственным земельным нормам, вырабатываемым и утверждаемым в порядке примечания к ст. 170 Земельного Кодекса Киргизской Республики.

5. На основании настоящего Положения производится как основное (сплошное и обязательное), так и текущее землеустройство по мере перехода населения от одних форм хозяйствования к другим в будущем, но с соблюдением в отношении внутринадельного землеустройства ст. 176 Земельного Кодекса.

6. До окончательного выяснения в порядке землеустройства размеров земельных нужд всего землеустраиваемого по настоящему Положению населения (ст. 4) не допускается использование свободных (запасных и неиспользованных) земель (ст. 6 Земельного Кодекса) на всей территории Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики для надобностей земледельческой колонизации.

7. Все земли сельско-хозяйственного назначения, остающиеся свободными после окончания землеустройства в землеустраиваемых районах, поступают в состав государственных земельных имуществ, согласно ст. 5 Земельного Кодекса.

 

II. Учет населения и его хозяйственного и земельного

обеспечения и районирование территории

 

8. Первая стадия землеустроительных работ по настоящему Положению заключается в установлении всех объективных данных, необходимых для вывода норм землепользования по отдельным типам хозяйства и районам. Сюда относятся: а) учет населения и его современного хозяйственного положения; б) учет размеров фактического земельного обеспечения по отдельным земельным обществам, а также по другим категориям землепользователей; в) районирование землеустраиваемой территории по естественно-историческим признакам и наличным хозяйственно-экономическим условиям.

9. Учет населения землеустраиваемых районов и его хозяйственного положения ведется как по основным хозяйственным типам: а) оседло-земледельческому (без всяких признаков кочевого образа жизни) и б) чисто кочевому (пастбищно-скотоводческому без всяких признаков оседлости и земледелия), так и по двум переходным: в) земледельческому полуоседлому (с остатками кочевого образа жизни в виде кочевания в пределах своей обособленной земельной общины) и г) пастбищно-скотоводческому полукочевому (с сенокосами и зачатками земледелия вблизи постоянных зимних усадьб).

10. Особому учету подлежат: а) неприписное (к земельным обществам) пришлое оседло-земледельческое население и б) кочевое и полукочевое туземное население, лишенное возможности вести скотоводческое хозяйство по отсутствию скота, но еще не получившее земельных наделов для ведения земледельческого хозяйства оседлого или полуоседлого типа.

11. Учет размеров земельного обеспечения земледельческого (оседлого и полуоседлого) населения ведется по границам фактического землепользования путем использования наличных плановых материалов, а при отсутствии или устарелости последних - путем инструментальной или полуинструментальной съемки, сопровождаемой единообразной оценкой всех угодий с точки зрения пригодности и полезности их для земледельческого хозяйства.

12. Учет размеров землепользования полукочевого и кочевого населения ведется по фактическим границам обособленных призимовочных территорий и по фактически используемым кочевым путям и сезонным пастбищам общего пользования на основании инструментальной или полуинструментальной съемки границ и угодий и с оценкой последних в смысле пригодности их для земледельческого и чисто пастбищного хозяйства.

13. Производительность земледельческих угодий (пашни и сенокоса) учитывается по средним данным за десятилетие в нормальных условиях хозяйства. Производительность чисто пастбищных пространств учитывается для наихудших мест (засуха), принимая во внимание средние данные по десятилетиям только в качестве подсобных и ориентировочных.

14. Районирование землеустраиваемой территории на предмет последующего вывода норм землепользования опирается на результаты учета населения и его благосостояния при данной форме хозяйства и учета территории по наличным формам землепользования, причем обращается особое внимание на условия сбыта продуктов сельского хозяйства, определяющие рентабельность и форму последнего.

 

III. Вывод норм землепользования

 

15. Нормы землепользования должны обеспечивать каждому типу хозяйства при наличных экономических условиях возможность наиболее полного использования всей трудовой силы отдельного хозяйствующего двора (семьи) в обычных и нормальных условиях ведения хозяйства.

16. Для среднего двора (семьи) в каждом типе хозяйства выводится норма наибольшего благосостояния, возможного без применения наемного труда в наличных объективных условиях данного района.

17. Нормы земельного обеспечения для земледельческих хозяйств (оседлых и полуоседлых) выводятся из потребности в земельных угодиях у среднего двора при средней производительности этих угодий за десятилетие. Для скотоводческих хозяйств (кочевых и полукочевых) потребность в пастбищных угодиях принятого за норму двора (семьи) определяется по минимальной производительности пастбищ в наихудшие годы, вводя корректив на степень обеспеченности отдельных скотоводческих общин в такие годы запасами годового фуража, получаемого с подсобных земледельческих угодий и с отводимых этим общинам пахотно-сенокосных страховых участков.

18. Норма землепользования для скотоводческих общин выводится отдельно: а) для призимовочных территорий, б) для сезонных пастбищ (летних, осенних и весенних) и в) для кочевых путей и попутных стоянок в зависимости от числа дней, проводимых стадами в наихудшие годы на каждом роде пастбищ, и количества скота, причитающегося по норме каждой отдельной общине по числу ее хозяйств (дворов).

19. Одинаковые нормы земельного обеспечения устанавливаются для всех хозяйств одного типа при одинаковых естественно-исторических и экономических условиях.

20. Оседающему в силу экономических причин кочевому и полукочевому населению земля отводится по норме, установленной для соседнего коренного земледельческого полуоседлого населения, имея в виду необходимость для оседающих постепенно освоиться с новой формой хозяйства.

 

IV. Составление проектов землеустройства

 

21. При проектировании земельных отводов трудовому сельскому населению, ведущему хозяйство в пределах землеустраиваемого района, соблюдается общее правило, чтобы в счет земельной нормы ему отводились прежде всего земли его фактического пользования, поскольку это не создает или не сохраняет вредных недостатков землепользования, указанных в п. "е" ст. 166 Земельного Кодекса. В противном случае производится замена угодий в порядке ст. 169 Кодекса с соблюдением минимальных удобств всех землеустраиваемых единиц землепользования в будущем при наименьших переменах в фактическом землепользовании в данное время.

22. Земельные наделы трудовому земледельческому населению отводятся, за исключением самых крайних случаев, в одной округленной меже без чересполосных участков каждому отдельному земельному обществу.

23. Если разверстание сезонных пастбищ общего пользования по отдельным обособленным общинам полуоседлого населения является хозяйственно нецелесообразным, то эти пастбища отграничиваются от угодий обособленного пользования с соблюдением требований ст. 44 Земельного Кодекса.

24. Разверстание пастбищ общего пользования между полуоседлым земледельческим населением с одной стороны и кочевниками и полукочевниками с другой производится обязательно.

25. При наличии избыточных неиспользованных земель сверх трудовой нормы в распоряжении земельных обществ земледельческого населения отрезка таких земель допускается лишь при невозможности использования их путем доприселения соответственных групп малоземельного или безземельного населения или при необходимости: а) таким путем устранить коренные недостатки землепользования (п. "е" ст. 166) и б) обеспечить наибольшие удобства для соседних или вновь создаваемых единиц землепользования, в том числе для страховых и запасных участков.

26. Малоземельные земледельческие земельные общества наделяются землею до нормы путем прирезки за счет окрестных свободных земель или за счет отрезки от соседних многоземельных обществ, а при невозможности того и другого избыточное население малоземельных обществ устраивается или путем доприселения к многоземельным в порядке предыдущей статьи, или же путем переселения на вновь образованные специально для этой надобности участки.

27. Принудительное переселение целых земельных обществ или части их населения на другое место допускается в исключительных случаях и только в порядке ст. 222 Земельного Кодекса Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики.

28. Запасные участки, предназначенные для отвода земельных наделов переходящему к оседло-земледельческому хозяйству избыточного населения кочевых и полукочевых районов в будущем, проектируются из расчета на прирост этого населения в ближайшие двадцать пять лет после землеустройства и поступают в состав государственных земельных имуществ впредь до возникновения надобности в них по их прямому и специальному назначению.

29. Страховые пахотно-сенокосные участки, поступающие в распоряжение определенных хозяйственно связанных между собой кочевых общин на началах ст. ст. 112 - 113 Земельного Кодекса, проектируются из соответственных удобных земель в местах, наиболее близких к пастбищам общего пользования этих общин, исходя из необходимости обеспечить готовым фуражом на круглый год 10% нормального состава стад указанных общин при средней производительности угодий и при условии их полного использования.

Примечание. Все страховые участки должны быть соединены необходимыми скотопрогонными путями с ближайшими пастбищами общего пользования тех общин, для которых они отводятся.

 

30. В районах, где возможно ведение оседлого земледельческого хозяйства, под общие пастбища для местного полуоседлого (ст. 28) или полукочевого и кочевого населения (ст. 29), а также под кочевые пути отводятся земли, преимущественно пригодные только для пастбищного использования.

31. Части общих пастбищ, доставшиеся кочевникам и полукочевникам при разверстке (ст. 29), если они состояли из угодий, пригодных для ведения земледельческого хозяйства, используются для отвода страховых участков.

Примечание. Использование таких пастбищ для отвода наделов оседающим кочевникам и полукочевникам или запасных участков для той же надобности на будущее время (п. "г" ст. 2) допускается лишь в тех случаях, когда кочевое и полукочевое население в полной мере обеспечено страховыми участками на случай бескормицы.

 

32. В исключительных случаях при полной невозможности обеспечить наличное кочевое и полукочевое население необходимыми пастбищами и кочевыми путями за счет земель, указанных в ст. 34, допускается использование под пастбища удобных для пахоты земель и сенокосов, особенно в тех случаях, когда пахотные земли и сенокосы вкраплены небольшими клочками среди чисто пастбищных пространств или расположены вблизи водопоев и попутных стоянок на кочевых путях.

33. Преграждение доступа к водопоям для кочевников и полукочевников на летних и других сезонных пастбищах или перерыв кочевых путей угодиями постоянного пользования местного населения ни при каких условиях не допускается; при проектировании границ пастбищ, мест для водопоев и кочевых путей принимается во внимание необходимость, не стесняя скотоводческого хозяйства, оградить постоянные угодия местного населения от потрав.

34. При проектировании призимовочных территорий для земельных обществ кочевников и полукочевников исходя из общего принципа, выраженного ст. 37, обращается особенное внимание на отвод в определенных границах зимних пастбищ с сохранением за фактическими землепользователями наличных водопоев, постоянных построек и других угодий постоянного пользования, сенокосов, пашен и т.п., а также оросительных сооружений для пашен и сенокосов.

35. Все призимовочные территории кочевников и полукочевников должны быть обеспечены соответственными непрерывными кочевыми путями с водопоями и площадями для попутных стоянок.

36. Летние ("джайляу"), а также весенние и осенние ("коктоу" и "кузоу") сезонные пастбища и кочевые пути скотоводческих общин отводятся по возможности в естественных границах мест фактического пользования и предоставляются в зависимости от их емкости по норме в общее пользование определенных кочевых и полукочевых общин, обособленных в пользовании призимовочными территориями.

37. Избыточные сверх пастбищной нормы для использующего их населения сезонные пастбищные площади общего пользования используются: а) путем допуска к общему пользованию ими других скотоводческих общин или их групп, не обеспеченных соответственными пастбищами, и б) путем отвода последним отдельных площадей для их обособленного от первоначальных землепользователей общего пользования или же зачисляются в состав государственных земельных имуществ по возможности в пределах определенных урочищ.

38. Недостающая до нормы площадь пастбищ у тех или иных скотоводческих общин и их групп предоставляется им в порядке предыдущей статьи из избыточных земель ближайших пастбищных районов.

39. Ширина кочевых путей и прогонов и размер площадей для попутных стоянок определяются в каждом отдельном случае в зависимости от длины кочевого пути, растительной производительности их в наихудшие годы и количества прогоняемого скота в его нормальном составе стад.

 

V. Исполнение проектов землеустройства

 

40. Отграничительные работы с постановкой межевых знаков и проложением границ в натуре обязательны для всех землепользований, отводимых в порядке настоящего Положения в пределах земледельческих районов.

41. В скотоводческих районах при отсутствии земельных споров отграничительные работы могут иметь упрощенный характер и заключаться в нанесении устанавливаемых границ землепользования на планы по живым урочищам и существующим естественным признакам (могилы, курганы, вершины сопок, водоразделы и т.п.), дополняемым в необходимых случаях искусственными признаками (ямы, курганы и пр.) и предъявляемым населению в порядке ст. 187 Земельного Кодекса.

Примечание. При разрешении земельных споров, возникающих в процессе землеустройства в скотоводческих районах, формальное отграничение границ землепользования с проложением их в натуре производится по специальному на каждый случай постановлению землеустроительных учреждений или земельных комиссий.

 

VI. Порядок представительства кочевого и полукочевого

населения при землеустройстве

 

42. Согласно ст. ст. 171 - 192 Земельного Кодекса, кочевое и полукочевое население, совместно использующее сезонные пастбища и кочевые пути и заинтересованное в надлежащем поземельном устройстве своего избыточного населения на основе оседло-земледельческого хозяйства, имеет право и обязано через своих уполномоченных участвовать во всех стадиях землеустройства, указанных в предыдущих разделах настоящего Положения (ст. ст. 9 - 41).

43. В целях наиболее организованного и целесообразного осуществления кочевым и полукочевым, а также переходящим к оседлому хозяйству населением его прав и обязанностей при землеустройстве созываются специальные земельные съезды из представителей этого населения по волостям, районам, уездам, губерниям и всей Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике.

Примечание. Все бывшие кочевники и полукочевники Киргизской Республики, желающие получить земельные наделы для ведения оседлого хозяйства в порядке настоящего Положения, независимо от места их нахождения имеют право на участие в земельных съездах кочевников и полукочевников или на созыв своих особых земельных съездов.

 

44. Норма представительства и условия осуществления избирательного права на земельных съездах и общий порядок их созыва и деятельности определяются согласно существующим в Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике узаконениям и правилам для соответственных съездов советов, причем Киргизскому Центральному Исполнительному Комитету предоставляется право вносить в эти правила необходимые изменения применительно к особым местным условиям, особенно в отношении места и времени созыва земельных съездов.

45. На земельные съезды возлагается: а) выяснение земельных и сельско-хозяйственных нужд представленного на съезде населения, а также форм хозяйств и землепользования и их недостатков, б) разрешение тех земельных споров, по которым на съезде будет достигнуто добровольное соглашение сторон, в) обсуждение, проверка и оформление пожеланий и требований в отношении землеустройства представленного на съезде населения, г) выбор уполномоченных для непосредственного участия в землеустройстве и представителей на вышестоящие земельные съезды и д) оказание содействия органам землеустройства по выяснению местных естественно-исторических и экономических условий, форм землепользования и хозяйственных особенностей каждого района, а также оказание содействия мерам по учету населения, его хозяйственного и земельного обеспечения и других необходимых для землеустройства данных.

46. Земельные споры, по которым не достигнуто соглашений сторон на земельных съездах, фиксируются последними и передаются землеустроительным учреждениям для рассмотрения в порядке землеустройства или для направления в необходимых случаях на разрешение подлежащих земельных комиссий, начиная с уездных.

47. Все земельные съезды, начиная с уездных, для участия в землеустройстве избирают постоянные бюро уполномоченных по землеустройству (уездные, губернские и всекиргизское) в составе не менее трех и не более пяти членов с двумя кандидатами к ним.

48. Порядок участия уполномоченных по землеустройству различных инстанций во всех стадиях землеустройства и в соответственных земельных комиссиях, конструкция, состав, порядок деятельности и взаимоотношения бюро уполномоченных по землеустройству различных инстанций, а также порядок участия земельных органов в земельных съездах устанавливаются особой инструкцией, вырабатываемой Киргизским Народным Комиссариатом Земледелия и утверждаемой Киргизским Центральным Исполнительным Комитетом по соглашению с Федеральным Комитетом по земельному делу.

49. Право созыва земельных съездов распространяется на то кочевое и полукочевое население, которое использует для летних пастбищ и кочевых путей территорию Киргизской Республики, имея зимние пастбища в пределах соседних частей Р.С.Ф.С.Р.

Примечание. Порядок созыва этих съездов и их участия в землеустройстве устанавливается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом по представлению Федерального Комитета по земельному делу.

 

50. Все землеустроительные и мелиоративные работы, предусмотренные ст. 2 настоящего Положения и производимые в порядке установленной очередности, ведутся за счет общегосударственных средств в сметном порядке.

Примечание. Работы, производимые по инициативе самого населения в интересах ускорения производства землеустроительных работ вне установленного плана и очереди, производятся за счет заинтересованных сторон.

 

51. Землеустраиваемое население обязано предоставлять землеустроителям во время работ помещения для жилья, поставлять за свой счет все материалы, необходимые для постановки межевых знаков, давать рабочих и подводы с проводниками для перевозки инструментов и материалов для работ по землеустройству.

Примечание. В случае невозможности для населения предоставления рабочих и подвод натурой таковые нанимаются за счет отпускаемых средств по операционным расходам с последующим взысканием этих расходов с землеустраиваемого населения.

 

VIII. О способах и льготах землеустраиваемого населения

 

52. Трудовому кочевому и полукочевому населению Киргизской Республики, переходящему на оседлое положение при землеустройстве, оказывается за счет особо ассигнуемых государственных средств содействие для ведения земледельческого и земледельческо-скотоводческого хозяйства: а) выдачей в кредит с рассрочкой платежа на десять лет живого и мертвого инвентаря, б) выдачей натурой семенного материала с рассрочкой возврата на пять лет, в) бесплатным отпуском лесных материалов на постройку домов и хозяйственных зданий, г) освобождением от государственных и местных налогов сроком до пяти лет и д) агрономической помощью.

53. Подробные правила оказания помощи и льгот кочевому и полукочевому населению, переходящему на оседлое положение, а также порядок и условия возврата государству выданных ссуд вырабатываются Киргизским Народным Комиссариатом Земледелия и по одобрении Киргизского Центрального Исполнительного Комитета представляются на утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета через Федеральный Комитет по земельному делу.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2017