| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ С.С.С.Р.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 1923 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Глава I. Общие положения

 

1. На основании ст. 49 и 51 Основного закона (Конституции) Союза С.С.Р., образуется Народный Комиссариат Путей Сообщения.

2. На Народный Комиссариат Путей Сообщения возлагается: общее руководство и управление всем находящимся на территории или в ведении Союза С.С.Р. железнодорожным и водным (морским и речным) транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами общегосударственного и стратегического значения, а также общий надзор за всеми видами транспорта.

 

Глава II. Задачи Народного Комиссариата Путей Сообщения

 

3. Основными задачами Народного Комиссариата Путей Сообщения являются:

а) обслуживание Союза С.С.Р. железнодорожным и водным транспортом в соответствии с политическими, экономическими и хозяйственными интересами и нуждами, а также с требованиями обороны Союза С.С.Р.;

б) руководство в пределах действующих узаконений деятельностью государственных морских и речных пароходств;

в) заведывание торговыми портами, состоящими в ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения;

г) содержание железнодорожных путей сообщения, их принадлежностей и подвижного состава, а также водных путей, шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения в состоянии, обеспечивающем безопасность и непрерывность движения по означенным путям;

д) развитие и усиление путей сообщения, находящихся в ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения, в соответствии с общим планом развития и потребностями народного хозяйства, а также усовершенствование как самих путей сообщения, так и методов их эксплоатации и работы на научных основаниях; регулирование вопросов, связанных с технической эксплоатацией всех видов путей сообщения;

е) техническое регулирование сооружений железнодорожных, шоссейных, грунтовых и водных путей сообщения общесоюзного и стратегического значения, а также регулирование судостроения;

ж) надзор за техническим состоянием всех видов транспорта;

з) разработка и проведение транспортного плана, как части общесоюзного плана; регулирование выполнения перевозок по путям сообщения Союза С.С.Р.

 

Глава III. Права Народного Комиссариата Путей Сообщения

 

4. Для осуществления указанных в ст. 3 задач Народному Комиссариату Путей Сообщения предоставляется право:

а) издавать на основании соответствующих законов правила и распоряжения, регулирующие выполнение перевозок и отношения между транспортом, с одной стороны, и учреждениями, организациями и лицами, пользующимися услугами транспорта, с другой стороны;

б) разрабатывать и проводить в установленном порядке тарифы на перевозку пассажиров и грузов в железнодорожном и прямом железнодорожно-водном сообщениях, размеры сборов, связанных с выполнением перевозок, а также нормы оплаты услуг, оказываемых органами транспорта вне договора перевозки;

в) издавать правила и инструкции, регулирующие техническую сторону сооружения и эксплоатации железнодорожных, шоссейных, грунтовых и водных путей сообщения как общего пользования, так и прочих, а также обеспечивающие сохранность путей сообщения, безопасность и порядок пользования ими; привлекать к законной ответственности за нарушение вышеуказанных правил и инструкций; издавать обязательные постановления по предметам, предусмотренным настоящим пунктом, с наложением денежных штрафов за их нарушение, согласно особого о том постановления Совета Народных Комиссаров;

г) делать распоряжения и принимать меры, регулирующие выполнение массовых перевозок и распределение необходимых для них перевозочных средств;

д) организовывать с соблюдением действующих узаконений тресты и акционерные общества, связанные с деятельностью путей сообщения, вкладывая в них денежные капиталы и прочее имущество;

е) устанавливать в пределах утвержденного бюджета по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов порядок расходования поступающих в распоряжение Народного Комиссариата Путей Сообщения денежных средств и материальных ресурсов, а также порядок отчетности и контроля за таким расходованием;

ж) кредитоваться в государственных и в других кредитных учреждениях, выдавая векселя и другие обязательства, и оказывать кредит клиентам транспорта на устанавливаемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения основаниях;

з) организовывать подсобные предприятия, складочные, экспедиционные, торговые и комиссионные и другие операции, связанные с деятельностью транспорта, в пределах особых о том постановлений, издаваемых в законодательном порядке;

и) производить хозяйственным способом разработку и заготовку материалов, необходимых для транспорта, организуя для этого вспомогательные предприятия;

к) переводить в установленном порядке отдельные хозяйственные органы транспорта на хозяйственный расчет, выделяя для них основной и оборотный капиталы;

л) созывать съезды и совещания как ведомственные, так и с участием представителей других ведомств и представителей других отраслей народного хозяйства по вопросам, связанным с деятельностью транспорта, а также принимать участие в таких съездах и совещаниях, созываемых другими ведомствами.

 

Глава IV. Структура Народного Комиссариата Путей Сообщения

 

5. В состав Народного Комиссариата Путей Сообщения входят:

а) Народный Комиссар Путей Сообщения и коллегия при нем;

б) Центральное Управление железнодорожного транспорта;

в) Центральное Управление морского транспорта;

г) Центральное Управление внутреннего водного транспорта;

д) Управление шоссейных и грунтовых дорог;

е) Центральное Административное Управление;

ж) Центральное бюро труда;

з) Отдел статистики и картографии;

и) Плановая комиссия по транспорту (Трансплан);

к) Научно-технический комитет;

л) Постоянное совещание по надзору и оценке работ железнодорожного, водного и местного транспорта;

м) Особое совещание по научной организации работ на транспорте;

н) Бюро правлений железных дорог;

о) Бюро правлений государственных речных пароходств;

п) Центральное Правление государственного торгового морского флота.

6. Народный Комиссариат Путей Сообщения имеет своих уполномоченных при советах народных комиссаров союзных республик, назначение и отзыв которых, а также права и обязанности определяются специальным положением, утверждаемым Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р., на основании общего Положения о народных комиссариатах Союза С.С.Р.

7. Местные органы Народного Комиссариата Путей Сообщения составляют:

а) округа путей сообщения;

б) правления железных дорог;

в) управления железных дорог;

г) правления государственных морских пароходств;

д) управления морскими торговыми портами;

е) правления государственных речных пароходств;

ж) управления внутренних водных путей;

з) окружные управления шоссейных и грунтовых дорог.

8. При Народном Комиссариате Путей Сообщения состоят следующие центральные и местные междуведомственные органы:

а) Тарифный комитет;

б) Финансово-контрольный комитет;

в) Центральный комитет по перевозкам;

г) Центральный комитет по портовым делам;

д) Общесоюзный регистр;

е) окружные комитеты по перевозкам и местные бюро по перевозкам;

ж) областные комитеты и совещания по портовым делам.

9. Положения об органах Народного Комиссариата Путей Сообщения, перечисленных в ст. ст. 5, 7 и 8, утверждаются в следующем порядке:

а) об Общесоюзном регистре, Тарифном комитете, Финансово-контрольном комитете, Центральном комитете по перевозкам и Центральном и областных комитетах и совещаниях по портовым делам, окружных комитетах по перевозкам и местных бюро по перевозкам, правлениях железных дорог, Центральном Правлении государственного торгового морского флота, правлениях государственных морских и речных пароходств и управлениях морскими торговыми портами - Советом Труда и Обороны;

б) о Плановой комиссии - Народным Комиссаром Путей Сообщения и председателем Государственной Общеплановой Комиссии;

в) о прочих органах - Народным Комиссаром Путей Сообщения.

10. Народный Комиссар Путей Сообщения назначает своих уполномоченных в отдельные местные органы транспорта, поименованные в ст. ст. 5 и 7 настоящего Положения, для руководства работой по управлению и заведыванию отдельными транспортными единицами и органами путей сообщения.

11. Должность уполномоченного при Совете Народных Комиссаров союзной республики и должность уполномоченного в местных органах транспорта (ст. 10 настоящего Положения) могут быть (в соответствии со ст. 6 настоящего Положения) совмещаемы в одном лице.

12. Уполномоченные Народного Комиссара Путей Сообщения (ст. 10) действуют по его директивам, при чем порядок осуществления прав и выполнения обязанностей уполномоченными, а также взаимоотношения их с должностными лицами на путях сообщения определяются ближайшим образом инструкциями, утверждаемыми Народным Комиссаром Путей Сообщения. Взаимоотношения же уполномоченных Народного Комиссариата Путей Сообщения (ст. 8) с уполномоченными Народного Комиссариата Путей Сообщения при советах народных комиссаров союзных республик определяются в порядке, указанном в ст. 6 настоящего Положения.

 

Глава V. Круг ведения органов Народного Комиссариата

Путей Сообщения

 

13. Народный Комиссариат Путей Сообщения через органы, входящие в его состав, осуществляет следующий круг ведения:

а) по Центральному Управлению железнодорожного транспорта регулирует эксплоатацию, ремонт и развитие железнодорожных путей и средств сообщения;

б) по Центральному Управлению морского транспорта ведает эксплоатацией, ремонтом и развитием состоящих в ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения морских торговых портов и портовых устройств и осуществления надзора за деятельностью всего морского торгового флота, плавающего под флагом Союза С.С.Р.;

в) по Центральному Управлению внутреннего водного транспорта регулирует внутреннюю эксплоатацию, ремонт и развитие внутренних водных путей сообщения, а равно речное и озерное судостроение, руководит в пределах действующих узаконений деятельностью государственных речных пароходств и осуществляет надзор за деятельностью торгового флота на внутренних водных путях;

г) по Управлению шоссейных и грунтовых дорог регулирует ремонт и развитие шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения, а также осуществляет общий надзор за состоянием остальных шоссейных и грунтовых путей на территории Союза С.С.Р.;

д) по Административному управлению ведает общими вопросами административного и юридического характера, учетом и распределением рабочей силы, вопросами охраны на путях сообщения, хозяйством Народного Комиссариата Путей Сообщения, как учреждения, и техническим аппаратом, обслуживающим Народного Комиссара, его заместителя и коллегию;

е) по Центральному бюро труда ведает вопросами поднятия производительности труда и улучшения быта работников транспорта, а также выяснением потребного фонда заработной платы, целесообразным его распределением и наблюдением за своевременной выплатой заработной платы;

ж) Отдел статистики и картографии руководит статистической работой и научной разработкой статистических материалов, относящихся к путям сообщения, на основе общих правил о государственной статистике;

з) Плановая комиссия по транспорту (Трансплан) разрабатывает транспортный план как часть общесоюзного хозяйственного плана с точки зрения организационной, технической, финансово-экономической и хозяйственной;

и) Научно-технический комитет разрабатывает с научно-технической стороны вопросы техники, транспорта и эксплоатации путей сообщения и рассматривает изобретения, касающиеся транспорта;

к) Постоянное совещание по надзору и оценке работ железнодорожного, внутреннего водного и местного (шоссейно-грунтового) транспорта ведает разработкой вопросов по надзору и оценке состояния и работы отдельных органов железнодорожного, внутреннего водного и местного транспорта в целях общего регулирования методов их деятельности и организации;

л) Особое совещание по научной организации работ на транспорте ведает разработкой вопросов организации труда на научных основаниях;

м) Бюро правлений железных дорог и Бюро правлений государственных речных пароходств образуются с целью выявления запросов и нужд отдельных транспортных единиц, согласования их интересов и деятельности;

н) по Центральному Правлению государственного морского торгового флота руководит в пределах действующих узаконений деятельностью государственных морских пароходств и согласует их работу.

14. Местные органы Народного Комиссариата Путей Сообщения имеют следующий круг ведения:

а) В целях объединения и направления деятельности путей сообщения на местах, равным образом для осуществления над ними надзора и контроля, местные управления путей сообщения, оставаясь самостоятельными оперативными органами, могут быть объединяемы в округа путей сообщения, образование и упразднение которых предоставляется Народному Комиссариату Путей Сообщения.

Район округа, состав входящих в него путей сообщения, его организации и отношение к Народному Комиссариату Путей Сообщения, а также к местным органам путей сообщения, определяются Народным Комиссаром Путей Сообщения в утверждаемом им положении об округах путей сообщения.

б) На правления и управления железных дорог возлагается непосредственное заведывание и управление отдельными железными дорогами.

На тех железных дорогах, на которых организованы правления, управление дороги, являясь исполнительным органом правления, выполняет функции, возлагаемые на него Положением о правлениях железных дорог.

Распределение рельсовых путей между отдельными дорогами устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.

в) Правления государственных морских и речных пароходств, действуя на началах коммерческого расчета, осуществляют эксплоатацию транспортных средств водного (морского и речного) транспорта. Правления государственных пароходств действуют на основе уставов, утверждаемых для каждого государственного пароходства в отдельности в установленном порядке.

г) Управления морскими торговыми портами ведают содержанием, ремонтом и развитием портов и портовых устройств, а также наблюдают за правильной их эксплоатацией.

д) Управления внутренних водных путей ведают содержанием, ремонтом и развитием внутренних водных путей, обстановкой на них и наблюдают за правильной эксплоатацией их в техническом отношении, а также за техническим состоянием речного и озерного флота.

Распределение внутренних водных путей между отдельными управлениями устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.

е) Окружные управления шоссейных и грунтовых дорог ведают содержанием и ремонтом шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения, а также осуществляют общий надзор за содержанием прочих шоссейных и грунтовых путей, пролегающих в районе окружного управления.

Район деятельности окружного управления устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.

15. Междуведомственные органы, состоящие при Народном Комиссариате Путей Сообщения, имеют нижеследующий круг ведения:

а) Тарифный комитет ведает рассмотрением и разрешением в пределах установленных законом для всей территории Союза С.С.Р. дел, касающихся установления тарифов железнодорожного и внутреннего водного транспорта, изменения, дополнения, отмены и разъяснения, а равно осуществляет общее руководство тарифным делом на транспорте и разрешает связанные с ним вопросы;

б) Финансово-контрольный комитет ведает рассмотрением финансово-хозяйственных вопросов по транспорту;

в) Центральный комитет по перевозкам ведает вопросами и мероприятиями, связанными с полным и планомерным использованием провозоспособности всех путей сообщения Союза С.С.Р., согласованием и утверждением общих планов перевозок по Союзу С.С.Р., согласованием перевозок в смешанных железнодорожно-водных сообщениях; наблюдает за выполнением планов перевозок; объединяет и направляет деятельность местных органов по регулированию транспорта;

г) Центральный комитет, областные комитеты и совещания по портовым делам объединяют действия ведомств по отношению полного и планомерного использования пропускной способности морских торговых портов, рассматривают и разрешают в установленном порядке вопросы, касающиеся их эксплоатации и оборудования;

д) Общесоюзный регистр ведает регистрацией, классификацией и надзором за техническим состоянием торговых судов, плавающих под флагом Союза С.С.Р.;

е) окружные комитеты по перевозкам и местные бюро по перевозкам ведают планировкой и регулированием на местах перевозок по путям сообщения своего района, выяснением и всевозможным удовлетворением нужд последнего в области транспорта и согласованием в области перевозок интересов путей сообщения с интересами всех пользующихся их услугами.

 

Глава VI. Съезды

 

16. Для предварительного рассмотрения и разрешения в пределах, установленных Народным Комиссариатом Путей Сообщения, вопросов, связанных с деятельностью транспорта, созываются, на основе представительства от органов транспорта, съезды:

а) тарифные;

б) конвенционные;

в) по разбору претензий;

г) технические совещательные по отдельным отраслям транспортного дела.

17. Положения о съездах утверждаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения. Съезды тарифные, конвенционные и по разбору претензий созываются периодически в сроки, указанные в положениях о них, а технические совещательные - по мере необходимости, по распоряжению Народного Комиссара Путей Сообщения.

 

Председатель Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЧЕРВЯКОВ

 

Секретарь Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЕНУКИДЗЕ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2017