| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

ДЕКРЕТ

от 10 мая 1923 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ В КОЧЕВЫХ И ПОЛУКОЧЕВЫХ РАЙОНАХ

ТУРКЕСТАНСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Во исполнение примечания к ст. 168 Земельного Кодекса Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республики (Собр. Узак., 1922, N 68, ст. 901, и 1923, N 26 ст. 304 и 305), и в целях обеспечения правильного и устойчивого, приспособленного к хозяйственным условиям, пользования землей, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет: утвердить нижеследующее Положение о землеустройстве в кочевых и полукочевых районах Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республики.

 

I. Основные положения

 

1. На основании настоящего Положения землеустройство производится по почину землеустроительных учреждений, имеет сплошной и обязательный характер и распространяется на все районы Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республики, за исключением оседло-земледельческих районов.

Примечание. Оседло-земледельческими районами считаются те, в которых земельные наделы были законно предоставлены населению в постоянное пользование как земельными органами советский власти (Народный Комиссариат Земледелия, областные и уездные земельные органы и специальные землеустроительные комиссии по земельной реформе 1921 - 1922 года), так и органами прежней власти (поземельно-податные комиссии, областные правления, и Переселенческое управление), а сверх того и те районы, которые будут признаны оседлыми особыми постановлениями Туркестанского Центрального Исполнительного Комитета.

 

2. В порядке настоящего Положения производятся следующие землеустроительные действия: а) отвод земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и поселениям городского типа, объединениям трудовых земледельцев и скотоводов; б) изъятие земель для государственных надобностей; в) установление городской черты; г) устранение или уменьшение чрезполосицы отдельных землепользований, вклинивания и вкрапливания их, дальноземелья, неправильности очертания границ и других недостатков землепользования; д) проложение, перемещение или упразднение дорог, предоставление водопоев и перемещение землепользований в связи с производством коренных улучшений земельных угодий (мелиораций) и е) установление и изменение границ волостей.

3. В порядке землеустройства в кочевых и полукочевых районах подлежат наделению землей все наличные к моменту землеустройства земледельческие и скотоводческие хозяйства.

4. На основании настоящего Положения производится как основное, так и текущее землеустройство, по мере перехода населения от одних форм хозяйствования к другим.

 

II. Землеустройство в полукочевых районах

 

5. Полукочевыми считаются районы, в которых ведется одновременно и земледельческое и скотоводческо-кочевое хозяйство.

6. В полукочевых районах производятся землеустроительные действия, предусмотренные ст. 2 настоящего Положения. Отвод земель в полукочевых районах производится, по возможности, в местах фактического землепользования, по установленным для этих районов нормам.

7. Земельные нормы для каждого полукочевого района вырабатываются Народным Комиссариатом Земледелия Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республики применительно к природным условиям районов и потребностям хозяйства и утверждаются Федеральным Комитетом по земельному делу.

8. Земельные наделы отводятся в определенных границах каждой обособленной по землепользованию группе хозяйств, которая образует земельное общество.

9. В наделах, отводимых трудовому населению, подлежат обязательному оставлению, в счет нормы, все разработанные устраиваемым населением поливные и богарные земли, а именно: сады, клеверники, пашни, сенокосы, перелоги, не вышедшие из севооборота, а также присельные выгоны, состоящие в фактическом пользовании устраиваемой группы хозяйств. Хозяйства, занимающиеся скотоводством или скотоводством и земледелием, кроме постоянных земельных наделов, обеспечиваются пастбищами, причем пастбища предоставляются в ближайших к этим хозяйствам районах, по преимуществу пригодных только для пастбищного использования, с соответствующими записями в книгах и документах.

10. Для устранения дальноземелья и чрезполосицы, в целях сведения земель, по возможности, к одним местам, указанные в предыдущей статье угодья могут обмениваться на другие равноценные угодья.

11. Одновременно с землеустройством коренного населения в полукочевых районах производится землеустройство расположенных в землеустраиваемых районах поселков пришлого населения и местного оседлого. Для этих поселков устанавливается, в порядке ст. 7 настоящего Положения, земельная норма, вырабатываемая на основании природных условий и потребностей нормального земледельческого хозяйства данного района. Малоземельные поселки пришлого населения и местного оседлого могут быть наделяемы землей до нормы или путем прирезки от смежных многоземельных обществ, как коренного, так и пришлого населения, или путем доприселения их в многоземельные поселки. Излишки сверх нормы от многоземельных поселков могут быть изъяты для землеустройства малоземельных групп населения, причем допускается обмен земельных угодий между земельными обществами коренного и пришлого населения для уничтожения чрезполосицы и дальноземелья.

12. При землеустройстве пришлого и оседлого местного населения в полукочевых районах должны быть обязательно учтены условия и обстоятельства, обеспечивающие интересы развития как оседло-земледельческого хозяйства, так и скотоводческого и смешанного, главным образом, в отношении водопользования.

Примечание. 1. На кочевых путях, Джейляу пастбищах и верховьях арычных систем отвод земель под усадебную оседлость не допускается.

Примечание 2. Ныне существующая оседлость на кочевых путях и верховьях арычных систем, а также среди Джейляуных пастбищ подлежит переносу в районы, не стесняющие земле-водопользования кочевого и оседлого земледельческого населения, но не иначе, как с особого, каждый раз, разрешения Федерального Комитета по земельному делу и с возмещением перемещаемому населению убытков применительно к ст. 23 Земельного Кодекса.

 

13. Все свободные земли, остающиеся после землеустройства, поступают в состав государственных земельных имуществ.

14. До окончания основных землеустроительных работ в кочевых и полукочевых устраиваемых районах не допускаются никакие изъятия земель как под переселение, так и под сдачу в аренду стороннему, за исключением отводов для государственных надобностей.

 

III. Землеустройство в кочевых районах

 

15. Кочевыми считаются районы, в которых фактически происходит кочевание втечение весны, лета и осени, или которые по своим природным условиям пригодны исключительно для ведения пастбищно-кочевого скотоводства.

16. В кочевых районах скотоводческому населению трудовые пастбищные и сенокосные земельные наделы, а также призимовочные территории отводятся по возможности на местах фактического землепользования, причем количество земли, отводимое в порядке землеустройства в трудовое пользование кочевого населения, определяется по особым нормам, устанавливаемым для отдельных районов Народным Комиссариатом Земледелия Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республики в зависимости от природных и хозяйственных условий. Нормы эти утверждаются Федеральным Комитетом по земельному делу.

17. В призимовочных территориях земельные наделы отводятся в определенных границах обособленным по землепользованию группам населения - аульным обществам и другим объединенным группам землепользователей.

18. В призимовочных территориях за трудовым населением обязательно закрепляются, в счет нормы, все разработанные населением земли, как поливные, так и богарные, а именно: сады, клеверники, пашни, сенокосы и перелоги, не вышедшие из севооборота.

Для устранения чрезполосицы и для сведения земель по возможности к одним местам, указанные выше угодья могут обмениваться на другие равноценные угодья.

19. Отводимые в призимовочных территориях земельные наделы должны быть сняты на планы вновь, если не имеется пригодных планов прежних съемок; границы отводимых земельных наделов должны быть проложены в натуре с постановкой установленных межевых знаков.

Примечание. Технические правила для производства указанных в этой статье работ определяются особой инструкцией, издаваемой Туркестанским Народным Комиссариатом Земледелия.

 

20. Земельные нормы для призимовочных территорий в кочевых районах вырабатываются Туркестанским Народным Комиссариатом Земледелия, исходя из потребности в земле нормального, развивающегося трудового скотоводческого хозяйства. Принимая во внимание качество почвы и другие природные условия данного района, устанавливается, сколько десятин разных угодий необходимо для данного хозяйства, чтобы обеспечить среднюю по численности семью продовольственными посевами и обеспечить установленное число голов скота кормами на зимний период.

21. В пастбищных районах норма вырабатывается исходя из качества пастбищ, числа дней, в течение которых скот должен пастись на данной площади, и количества скота, установленного для нормального хозяйства.

22. Весенние, летние и осенние пастбища в кочевых районах отводятся, по возможности, в местах фактического пользования, но не отдельно для каждой группы хозяйств, получающей обособленные земельные наделы в призимовочных территориях, а в общее пользование целому ряду таких групп или даже одной или нескольким волостям, по емкости пастбищ в их естественных границах.

23. Пастбищный район обследуется и его емкость определяется по норме, установленной для данного района, а также определяется необходимая площадь пастбищ для обеспечения всех устраиваемых хозяйств. Если общая площадь всего пастбищного района превышает площадь, необходимую для обеспечения устраиваемых хозяйств по норме, то излишек зачисляется в состав государственных земельных имуществ, по возможности в пределах определенных урочищ. Если-же площади всего пастбищного района не хватает для обеспечения всех устраиваемых хозяйств, то недостающая площадь пастбищ предоставляется из ближайшего пастбищного района, если это окажется возможным.

24. Все группы хозяйств, которым отводятся пастбища, должны быть обеспечены кочевыми дорогами для перекочевок с зимних стойбищ на пастбища, а также необходимыми источниками водопоя. Если кочевые дороги проходят через культурные районы, то такие дороги должны быть вымежеваны с постановкой межевых знаков.

25. Ширина кочевых дорог и величина стоянок для отдыха скота определяется в порядке землеустройства в каждом отдельном случае, в зависимости от длины кочевой дороги и количества прогоняемого скота.

 

IV. Об оплате расходов по землеустройству

 

26. Все землеустроительные работы в кочевых и полукочевых районах ведутся на общегосударственные средства в сметном порядке.

27. Устраиваемое население в кочевых и полукочевых районах обязано предоставлять землеустроителям на время работ помещения для жилья, поставлять за свой счет все материалы, необходимые для постановки межевых знаков, и давать рабочих и подводы с проводниками для перевозки инструментов и материалов для работ по землеустройству.

Примечание. В случае недоставления рабочих натурой таковые нанимаются за счет отпускаемых средств на операционные расходы, с последующим взысканием этих расходов с землеустраиваемого населения, причем Туркестанскому Центральному Исполнительному Комитету предоставляется право в исключительных случаях освобождать население от возмещения произведенных на этот предмет расходов.

 

V. О пособиях и льготах землеустраиваемому населению

 

28. Трудовому, кочевому и полукочевому населению Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республики, переходящему на оседлое положение при землеустройстве, оказывается за счет особо ассигнуемых государственных средств содействие для ведения земледельческого или скотоводческо-земледельческого хозяйства: а) выдачей в кредит с рассрочкой платежа на десять лет живого и мертвого инвентаря; б) выдачей натурой семенного материала с рассрочкой возврата до пяти лет; в) отпуском бесплатных лесных материалов на постройку домов и хозяйственных зданий; г) освобождением от государственного и местных налогов сроком до пяти лет и д) агрономической помощью Туркестанским Центральным Исполнительным Комитетом, представляются на утверждение во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет через Федеральный комитет по земельному делу.

29. Подробные правила оказания помощи и льгот кочевому и полукочевому населению, переходящему на оседлое положение, вырабатываются Туркестанским Народным Комиссариатом Земледелия и, по одобрению Туркестанским Центральным Исполнительным Комитетом, представляются на утверждение во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет через Федеральный Комитет по земельному делу.

30. Народному Комиссару Земледелия Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республики предоставляется право издавать инструкции по применению настоящего Положения.

 

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.КАЛИНИН

 

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

Т.САПРОНОВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2017