| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 1970 г. N 427

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, КОНСТРУКТОРСКИХ,

ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

В соответствии с поручением Совета Министров СССР от 30 декабря 1969 г. и Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1970 г. N 120 Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике постановляет:

Утвердить прилагаемое Общее положение о научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях, согласованное с Госпланом СССР, Госстроем СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Академией наук СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.

Утвержденное настоящим Постановлением Общее положение применяется к научно-исследовательским, конструкторским, проектно-конструкторским и технологическим организациям добровольных обществ и творческих союзов СССР в порядке, устанавливаемом центральными органами этих обществ и союзов в соответствии с действующим законодательством.

 

Председатель

Государственного комитета Совета

Министров СССР по науке и технике

В.КИРИЛЛИН

 

 

 

 

 

 

Утверждено

Постановлением

Государственного комитета Совета

Министров СССР по науке и технике

от 13 ноября 1970 г. N 427

 

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, КОНСТРУКТОРСКИХ,

ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации осуществляют свою деятельность в целях получения новых научных результатов в соответствующей их профилю области науки и техники, создания экономичных, прогрессивных изделий и технологических процессов и быстрейшего их освоения в народном хозяйстве. Их деятельность строится на сочетании централизованного руководства с самостоятельностью и инициативой организаций.

2. Настоящее Положение распространяется на научно-исследовательские организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по оплате труда работников науки, включая комплексные научные организации, на конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации как бюджетные, так и хозрасчетные, осуществляющие силами своих коллективов научную или научно-техническую деятельность в соответствии с установленными планами и пользующиеся правами юридического лица.

3. Научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, в дальнейшем именуемые "организациями", создаются в установленном порядке и действуют на основе уставов, утверждаемых вышестоящими органами, в ведении которых эти организации находятся.

4. Устав организации должен содержать:

- наименование организации и ее местонахождение;

- наименование органа, которому организация непосредственно подчинена (вышестоящего органа);

- область научной или научно-технической деятельности (профиль, вид, специализация) организации;

- основные задачи, возложенные на организацию;

- указание о том, что организация действует на основании настоящего Общего положения и является юридическим лицом;

- наименование должностного лица, возглавляющего организацию (директор, начальник, управляющий);

- другие положения, связанные с особенностями деятельности организации.

5. Управление организацией осуществляется на основе единоначалия.

Для рассмотрения основных вопросов научной или научно-технической деятельности организации при ее руководителе может быть образован на правах совещательного органа ученый или научно-технический (технический) совет (советы).

Совет образуется в составе руководителя организации (председатель совета), его заместителя по научной работе, руководителей основных подразделений, ведущих ученых и специалистов, а также представителей партийной и профсоюзной организаций. В состав Совета могут также входить ведущие ученые и специалисты, не работающие в данной организации.

Состав Совета утверждается руководителем организации или вышестоящим органом - по усмотрению министерства (ведомства).

Общественные организации и весь коллектив работников организации принимают широкое участие в обсуждении и осуществлении мероприятий по обеспечению выполнения плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышению эффективности научных исследований и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники, организации труда и управления, развитию и совершенствованию научно-технической и хозяйственной деятельности организации, улучшению условий труда и быта ее работников.

6. Организации во всей своей деятельности обязаны соблюдать социалистическую законность и государственную дисциплину. Предоставленные организациям права должны использоваться в интересах всего народного хозяйства и коллективов работников организаций.

Вышестоящие органы должны обеспечить строгое соблюдение прав организаций и контроль за выполнением ими своих обязанностей.

 

Раздел II. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ

 

7. Основные и оборотные средства, закрепленные за организациями, состоящими на хозяйственном расчете, образуют их уставные фонды, размеры которых отражаются в балансах этих организаций.

Общий размер (норматив) собственных оборотных средств устанавливается для организаций по их представлению вышестоящими органами и может быть изменен в течение года лишь в связи с изменением научно-технического (производственного) плана организаций. Оборотные средства, закрепленные за организациями в пределах нормативов, не могут быть изъяты вышестоящими органами. Излишние оборотные средства (сверх норматива) могут быть изъяты у организаций вышестоящими органами только в порядке перераспределения по их годовым отчетам или при изменении нормативов собственных оборотных средств в связи с изменением научно-технических (производственных) планов организаций.

Закрепленные за организациями, состоящими на государственном бюджете, здания, сооружения, оборудование, установки, транспортные средства и другое имущество образуют фонд основных средств этих организаций.

8. Для стимулирования научно-технических разработок, обеспечивающих получение экономического эффекта в народном хозяйстве в кратчайшие сроки, в организациях образуются в установленном порядке накопления (прибыль) по работам, выполняемым на основе хозяйственных договоров или внутриминистерских заказов.

9. В организациях в установленном порядке создаются фонды:

- материального поощрения - для премирования работников, вознаграждения их за годовые итоги работы организации, а также для оказания единовременной помощи работникам;

- социально-культурных мероприятий и жилищного строительства - для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также для улучшения культурно-бытового обслуживания научных сотрудников, инженерно-технических работников, рабочих и служащих организаций. Жилая площадь, построенная за счет этого фонда, используется для удовлетворения нужд работников организаций и распределяется самими организациями с последующим сообщением соответствующим исполнительным комитетам Советов депутатов трудящихся;

- развития организации (включая инвалютную часть фонда), как дополнительный источник финансирования капитальных вложений, приобретения научного оборудования, приборов, материалов и финансирования других мероприятий для непрерывного технического оснащения и улучшения качества работ.

Распределение фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по указанным направлениям производится руководителями организаций с участием соответствующей профсоюзной организации.

Неиспользованные остатки указанных фондов переходят на следующий год и изъятию у организаций не подлежат.

10. Временно не используемые здания и сооружения, а также производственные, складские и иные помещения, закрепленные за организациями, могут сдаваться в аренду другим организациям и предприятиям по действующим в данной местности ставкам арендной платы.

Организации могут также сдавать в аренду другим организациям и предприятиям временно не используемые оборудование и транспортные средства. Плата за пользование сдаваемыми в аренду оборудованием и транспортными средствами взимается в суммах, предусмотренных договором на аренду данного вида имущества.

11. Организации предоставляют в бесплатное пользование соответствующим местным комитетам профессиональных союзов находящиеся на балансе организаций и арендованные ими здания, помещения, сооружения, сады и парки, предназначенные для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников организаций и членов их семей, пионерские лагеря, а также здания, помещения, сооружения, предназначенные для ведения технической пропаганды.

Хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование указанных объектов производятся за счет организаций. В случаях, когда ими пользуются также работники других организаций или предприятий, эти организации и предприятия привлекаются к долевому участию в указанных расходах.

Организации предоставляют соответствующим местным комитетам профессиональных союзов и другим общественным организациям в бесплатное пользование помещения, необходимые для их работы и проведения собраний работников, обеспечивают оборудование, отопление, освещение, охрану и уборку этих помещений, а также предоставляют им в бесплатное пользование транспортные средства и средства связи.

12. Организации бесплатно предоставляют:

находящимся при них врачебно-санитарным учреждениям (пунктам) - помещения, с обеспечением отопления, освещения, водоснабжения, охраны, уборки и ремонта этих помещений;

столовым и иным организациям общественного питания, находящимся на территории или числящимся на балансе организаций и обслуживающим коллективы их работников, - помещения с обеспечением отопления, освещения и водоснабжения этих помещений.

13. Организации могут безвозмездно предоставлять:

курсам повышения квалификации, на которых обучаются работники организаций, - помещения для учебных целей, необходимые оборудование, приборы, инструменты и материалы для учебных лабораторий и кабинетов, с обеспечением ремонта и хозяйственного обслуживания помещений, включая снабжение электроэнергией и топливом;

высшим и средним специальным учебным заведениям - образцы машин, станков, приборов и оборудования, а также снимаемые с демонстрирования на выставках экспонаты, которые могут быть использованы для учебных целей.

14. Закрепленные за организациями здания, сооружения, действующее оборудование и иные основные средства могут передаваться другим организациям в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзной республики.

15. Организации реализуют (с соответствующей в случае необходимости уценкой) устаревшие и неиспользуемые оборудование, приборы и аппаратуру, а также передают их в отдельных случаях безвозмездно другим организациям при условии отказа вышестоящего органа от перераспределения этих материальных ценностей, с использованием средств, вырученных от их реализации, на приобретение оборудования, приборов, аппаратуры и материалов для научных целей.

 

Раздел III. НАУЧНАЯ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ

И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

16. Деятельность организаций определяется утвержденными в установленном порядке основными научными, научно-техническими направлениями, перспективными, пятилетними и годовыми планами работ этих организаций.

17. Научно-исследовательские организации общенаучного профиля:

а) осуществляют поисковые и фундаментальные исследования по соответствующим направлениям естественных, технических или общественных наук, выявляют на базе этих исследований принципиально новые возможности технического прогресса, подготавливают рекомендации об использовании результатов научных исследований в народном хозяйстве, в культурном и государственном строительстве и в идеологической работе и участвуют во внедрении этих результатов в практику;

б) разрабатывают прогнозы по основным направлениям развития науки и техники на длительный период (10 - 15 и более лет), подготавливают предложения об основных направлениях развития научных исследований в соответствующей области и о научно-технических проблемах на перспективный период, а также дают предложения и заключения по важнейшим вопросам прогнозирования развития народного хозяйства;

в) изучают достижения отечественной и зарубежной науки и подготавливают предложения об их практическом использовании;

г) оказывают научно-методическую помощь отраслевым организациям и предприятиям, привлекают их в необходимых случаях (на правах соавторства) к выполнению важнейших научных работ.

Организации общенаучного профиля несут ответственность за направление и уровень развития соответствующих областей науки, за научно-технический уровень проводимых ими исследований и за эффективность использования результатов работ в народном хозяйстве.

18. Научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации отраслевого профиля:

а) проводят научные исследования в соответствующих областях промышленности, сельского, лесного и водного хозяйства, строительства, архитектуры, транспорта, связи, геологии, торговли, здравоохранения, просвещения и культуры, в том числе и фундаментальные, разрабатывают рекомендации, направленные на совершенствование производства, организации труда и управления, улучшение быта населения, удовлетворение материальных и духовных потребностей народа; участвуют в реализации этих рекомендаций;

б) разрабатывают проекты новых предприятий, проекты реконструкции и модернизации действующих предприятий (в части технологических процессов, научной организации труда и управления), разрабатывают принципиально новые виды продукции и процессы, новые машины, приборы, механизмы и другое оборудование;

в) разрабатывают научные, научно-технические и экономические прогнозы и предложения по основным направлениям развития науки и техники в соответствующих областях производства и научно-техническим проблемам на перспективный период, составляют технико-экономические доклады для проектирования предприятий и отдельных производств на перспективу (на 10 - 15 лет), а также разрабатывают новые материалы, конструкции, машины и оборудование будущего с целью обеспечения необходимого научного и технического задела для перехода на качественно новые технологические процессы с существенным повышением производительности труда по сравнению с достигнутым уровнем;

г) производят систематический анализ технико-экономического уровня производства и выпускаемой на предприятиях отрасли продукции, изучают отечественные и зарубежные научно-технические достижения и передовой опыт и подготавливают предложения об их использовании на предприятиях отрасли;

д) изучают и обобщают опыт эксплуатации и использования выпускаемой предприятиями отрасли продукции с целью повышения ее технико-экономических показателей и разрабатывают мероприятия по улучшению качества, повышению надежности и долговечности этой продукции;

е) участвуют в отработке на предприятиях созданных ими новых видов продукции и технологических процессов, в наладке производства и в освоении технологии изготовления этих видов продукции;

ж) дают рекомендации по показу на Выставке достижений народного хозяйства СССР, зарубежных выставках и ярмарках соответствующих изделий, технологических процессов, макетов сооружений и конструкций;

з) осуществляют авторский надзор за освоением в производстве новых разработок и технологических процессов.

Научные организации, имеющие в своем составе производственные подразделения и опытные заводы, кроме функций, указанных в подпунктах "а" - "з" настоящего пункта:

- разрабатывают опытные образцы продукции и технологические процессы производства, передают отработанную техническую и технологическую документацию на новые виды продукции (в том числе нестандартизированное оборудование) с технологической оснасткой другим организациям для серийного или массового производства; осуществляют пусконаладочные работы и оказывают техническую помощь в освоении промышленного производства этих новых видов продукции и новых технологических процессов производства.

Организации отраслевого профиля несут ответственность за ускорение технического прогресса в соответствующих областях производства, за уровень и эффективность проводимых ими научных исследований, конструкторских, технологических разработок и за использование их в народном хозяйстве. При необеспечении в выполненных разработках гарантированных организациями технико-экономических параметров и показателей, указанных в договорах и заказах, они обязаны по требованию заказчиков вносить необходимые исправления за свой счет и своими средствами (из средств фонда развития) в кратчайший технически возможный срок, согласованный с заказчиками.

19. Организации в установленном порядке:

- осуществляют научно-техническое сотрудничество с научно-исследовательскими, конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями зарубежных стран в целях решения важнейших комплексных и отраслевых научных и научно-технических проблем, обеспечивающих ускорение технического прогресса в отрасли;

- проводят совместные научные исследования и опытно-конструкторские разработки с организациями-исполнителями других стран для выполнения научных тем по рабочим планам, а также на основе договоров (соглашений), заключенных с отдельными странами;

- осуществляют взаимный обмен научно-производственным опытом, специалистами, научно-технической документацией, информацией и образцами изделий с соответствующими организациями стран;

- осуществляют взаимное командирование специалистов в социалистические страны на основе безвалютного эквивалентного обмена.

20. Организации представляют предложения о приобретении иностранных лицензий, обеспечивающих сокращение сроков и затрат на разработку отдельных научно-технических проблем или заданий по их решению, и о закупке за границей образцов новых видов научного оборудования и приборов, материалов и изделий, а также о продаже лицензий на советские изобретения и открытия и расширении экспорта продукции предприятий соответствующей отрасли с необходимыми технико-экономическими обоснованиями и расчетами.

21. Организации в установленном порядке регистрируют выполняемые научно-исследовательские работы, подготавливают и представляют научно-техническую информацию и отчеты о выполненных работах в соответствующие органы информации, обеспечивают наиболее полное и своевременное использование в своей деятельности научно-информационных материалов.

22. Организации осуществляют строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт основных фондов в соответствии с утвержденными планами, титульными списками и проектно-сметной документацией, обеспечивают быстрейший ввод в действие объектов и приобретенного оборудования.

23. Организации проводят работу по изобретательству, обеспечивают своевременное рассмотрение и внедрение изобретений и рационализаторских предложений, своевременную выплату в установленном порядке изобретателям и рационализаторам вознаграждения.

Организации обеспечивают широкое использование достижений отечественной и зарубежной науки и техники, патентных материалов, проводят изучение имеющихся патентов перед выбором тем и их осуществлением с целью создания на этой основе новой и усовершенствования существующей техники, а также обеспечивают защиту приоритета советских изобретений и открытий путем подачи заявок на выдачу авторских свидетельств и дипломов в СССР и в необходимых случаях проводят в установленном порядке патентование советских изобретений за границей.

24. Организации осуществляют оперативную деятельность по материально-техническому обеспечению научно-исследовательских и конструкторских работ. С этой целью организации своевременно представляют обоснованные заявки на распределяемые в плановом порядке материальные ресурсы, необходимые для выполнения исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнения плана организационно-технических мероприятий и для ремонтно-эксплуатационных нужд, реализуют материальные ресурсы, выделенные по фондам, а также самостоятельно приобретают другие необходимые им материальные ресурсы.

Организации должны иметь в соответствии с установленными нормативами запасы сырья, материалов, топлива и других ресурсов, обеспечивающие бесперебойную и ритмичную работу, не допуская образования сверхплановых запасов.

25. Организации распоряжаются своими финансовыми ресурсами, обеспечивая максимальную экономию в расходовании средств и целевое их использование, а также своевременные расчеты с государственным бюджетом, учреждениями банка, поставщиками, подрядчиками и другими организациями.

26. Организации ведут бухгалтерский, оперативный и статистический учет, внедряют передовые методы и формы учета и вычислительных работ, составляют отчетность по утвержденным формам и представляют ее в установленные сроки соответствующим органам.

27. Организации совершенствуют свою структуру, добиваясь улучшения хода научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, максимального снижения расходов на содержание аппарата управления на основе применения наиболее прогрессивных схем управления, методов исследования и приборов, внедрения современной вычислительной техники, механизации и автоматизации инженерно-технических и управленческих работ.

28. Организации создают условия для высокопроизводительной работы своих сотрудников, добиваясь постоянного повышения эффективности научных исследований, обеспечивают соблюдение законодательства о труде, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, государственного социального страхования, обеспечивают соблюдение трудовой дисциплины, постоянно совершенствуют организацию труда, проводят в установленном порядке аттестацию работников. Научно-исследовательские организации проводят в установленном порядке конкурсы на замещение вакантных должностей.

29. Организации в установленном порядке обеспечивают подготовку научных кадров и систематическое повышение научной и производственной квалификации работников. Оказывают систематическую помощь молодым специалистам в их работе, заботятся о коммунистическом воспитании работников в духе патриотизма и преданности интересам советской передовой науки.

Работникам, обучающимся в аспирантуре и в учебных заведениях без отрыва от работы, организации создают необходимые условия для совмещения обучения с работой и предоставляют им льготы, предусмотренные действующим законодательством.

30. Организации осуществляют мероприятия по наиболее эффективному использованию установленных для работников систем оплаты труда как в целях усиления материальной заинтересованности работников в результатах их личного труда, так и в общих итогах работы организации, обеспечивают экономное и рациональное расходование фонда заработной платы и своевременные расчеты с работниками.

31. Организации обеспечивают систематическое улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников, организуют строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений, больниц и объектов культурно-бытового назначения и содействуют кооперативному и индивидуальному жилищному строительству.

32. Организации за успешное выполнение стоящих перед ними задач поощряются в соответствии с действующим законодательством и условиями социалистического соревнования.

За достижения в работе и проявление инициативы работники организаций поощряются почетными грамотами и премиями; им могут присваиваться почетные звания.

За особо выдающуюся новаторскую деятельность в области научных исследований и проектно-конструкторских работ и высокие производственные показатели работники организаций представляются к награждению орденами и медалями СССР и к присвоению звания Героя Социалистического Труда.

33. Деятельность организаций не должна нарушать нормальных условий работы других организаций и предприятий и ухудшать бытовые условия граждан.

Организации осуществляют все необходимые мероприятия по охране воздуха, почвы и водоемов от загрязнения хозяйственными выбросами, сточными водами и отходами, а также по борьбе с шумами и радиопомехами.

34. Организации, являющиеся головными по соответствующим отраслям, областям производства, проблемам, основным заданиям или темам, помимо общих задач и функций организаций:

- осуществляют координацию научных исследований и технических разработок, контролируют выполнение заданий по соответствующим научно-техническим направлениям работ в других учреждениях, организациях и на предприятиях министерства (ведомства), в систему которого входит головная организация, а также в учреждениях, организациях и на предприятиях других министерств и ведомств в части заданий, предусмотренных народнохозяйственными планами и координационными планами работ по основным научно-техническим проблемам, за решение которых соответствующее министерство или ведомство является ответственным;

- получают от координируемых предприятий, институтов и организаций проекты планов научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ, а также важнейших работ по унификации и типизации изделий и дают рекомендации по этим проектам;

- разрабатывают в установленном порядке проекты координационных планов работ по решению соответствующих проблем или отдельных заданий;

- заслушивают сообщения координируемых организаций и предприятий о проводимых ими научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических разработках;

- получают подробную научно-техническую информацию от всех организаций - исполнителей работ по координационным планам;

- составляют сводные научно-технические отчеты по координируемым проблемам, заданиям, темам.

35. Оценка научной и научно-технической деятельности организаций производится вышестоящими органами в установленном порядке не реже одного раза в три года, и по результатам этой оценки принимаются соответствующие решения.

 

Раздел IV. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ

 

36. Принадлежащие организациям права, связанные с их научной, научно-технической и хозяйственной деятельностью, осуществляются директорами (управляющими, начальниками) и по установленному распределению обязанностей - другими должностными лицами организаций, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, совместно, по согласованию или с участием соответствующих местных комитетов профессиональных союзов.

Отдельные организации в установленном порядке могут наделяться вышестоящими по отношению к ним органами дополнительными правами, предоставленными этим органам.

 

Права в области планирования

 

37. Организации:

а) исходя из задач развития экономики страны и основных направлений развития науки и техники на перспективный период, разрабатывают при широком участии работников организаций проекты пятилетних и годовых планов научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ и использования достижений науки и техники в производстве, предусматривая в них задания, вытекающие из народнохозяйственных планов, постановлений Правительства, координационных планов по решению основных научно-технических проблем, отраслевых и республиканских планов, задания по подготовке научных кадров, материально-техническому и финансовому обеспечению планируемых работ, а также проекты планов по всем другим видам своей деятельности в соответствии с установленными показателями и представляют в установленном порядке эти проекты планов на утверждение с соответствующими технико-экономическими обоснованиями;

б) разрабатывают и утверждают тематику инициативных работ по реализации отдельных научных и технических предложений, а также тематику поисковых исследований по принципиально новым научным и техническим направлениям, соответствующим профилю организации.

При разработке планов должны обеспечиваться новизна и перспективность проводимых исследований, научно-технических разработок и экономическая эффективность от их использования в народном хозяйстве, а также повышение технического уровня и технико-экономических показателей по областям деятельности, соответствующим профилю организаций.

Вышестоящие органы рассматривают с привлечением организаций и утверждают им перспективные и годовые планы по установленным показателям, обеспечивая организации соответствующими материально-техническими, финансовыми ресурсами и фондом заработной платы, необходимыми для выполнения плановых заданий и работ.

Все плановые задания доводятся до организаций только вышестоящими органами.

На основе установленных плановых заданий и заключенных договоров организации разрабатывают и утверждают развернутые годовые планы научно-технической и хозяйственной деятельности, в которых предусматриваются показатели плана по структурным подразделениям и конкретные сроки выполнения работ.

 

Права в области финансов

 

38. Организации:

а) определяют в пределах утвержденных сумм затрат на научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы размеры расходов по статьям смет, кроме фонда заработной платы, а также утверждают сметы расходов и вносят в них изменения, в том числе увеличивают расходы на приобретение оборудования и материалов для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет экономии средств по другим статьям смет, включая экономию средств по фонду заработной платы;

б) разрабатывают сметы расходов на содержание аппарата управления, исходя из необходимости всемерной экономии средств, в пределах общих фондов заработной платы и ассигнований на содержание аппарата управления, утверждаемых вышестоящими органами.

Сметы на содержание аппарата управления утверждаются и изменяются руководителями организаций;

в) определяют нормативы собственных оборотных средств по элементам затрат в пределах общих нормативов, установленных вышестоящими органами, исходя из плановых заданий и в соответствии с нормами расхода и запасов товарно-материальных ценностей.

39. Организации могут пользоваться банковским кредитом и несут ответственность за целевое использование и своевременный возврат его.

40. Организации разрабатывают в пределах, установленных действующим законодательством, сметно-финансовые расчеты и расчеты окупаемости затрат на проведение мероприятий по созданию и внедрению новой техники, новых материалов, по механизации и автоматизации производства, модернизации оборудования, по улучшению технологии опытного производства, рационализации и интенсификации производственных процессов.

Указанные расчеты утверждаются руководителями организаций.

41. Организации устанавливают в соответствии с действующим законодательством цены и тарифы на отдельные виды продукции (работ, услуг), цены и тарифы на которые не подлежат утверждению вышестоящими органами. Цены на продукцию и размер оплаты работ и услуг (кроме предназначенных для внутренних нужд организаций) устанавливаются по согласованию с заказчиками.

42. Организации имеют право:

а) списывать с балансов морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструмент в случае, когда восстановление этого имущества невозможно или экономически нецелесообразно и оно не может быть реализовано;

б) списывать с балансов здания и сооружения, снесенные в связи со строительством новых объектов, а также пришедшие в ветхое состояние;

в) списывать в убыток с сообщением об этом вышестоящим органам:

- дебиторскую задолженность, по которой истекла исковая давность;

- присужденные долги, по которым возвращены исполнительные документы с утвержденным судом актом о несостоятельности ответчика и невозможности обращения взыскания на его имущество;

- прочие долги, признанные организацией безнадежными к получению.

43. Организации имеют право, с сообщением вышестоящим органам, списывать со своих балансов в каждом отдельном случае в пределах до 100 рублей:

- недостачи ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи товаров, материалов и продукции в случаях, когда конкретные виновники не установлены;

- долги по недостачам товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности иска.

44. Списание с балансов организаций убытков, предусмотренных пунктами 42 "в" и 43 настоящего Общего положения, может производиться лишь после тщательной, с участием общественных организаций, проверки причин убытков, выявления виновных в этом лиц и после принятия необходимых мер к взысканию с них утраченных в связи с убытками сумм.

45. Организации могут выделять на отдельные балансы свои производства и хозяйства; ответственность по обязательствам, связанным с деятельностью этих производств и хозяйств, несут организации. Активы и пассивы балансов указанных производств и хозяйств включаются в общие балансы соответствующих организаций.

 

Права в области капитального строительства

и капитального ремонта

 

46. Организации осуществляют капитальное строительство и реконструкцию основных фондов по договорам подряда, заключаемым со строительно-монтажными организациями. В случаях, когда производство работ по капитальному строительству и реконструкции основных фондов подрядным способом экономически нецелесообразно, выполнение таких работ может осуществляться хозяйственным способом.

47. Организации заключают с проектными организациями договоры на разработку проектно-сметной документации. Утверждение проектно-сметной документации производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Руководителями организаций утверждаются:

- титульные списки на строительство всех объектов, осуществляемое за счет средств фонда развития организации и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

- титульные списки на строительство жилых домов и объектов культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства, осуществляемое за счет централизованных капитальных вложений, кроме титульных списков на строительстве клубов в городах, Дворцов культуры и спорта, стадионов и плавательных бассейнов;

- титульные списки на работы по обеспечению охраны труда, технике безопасности и по производственной санитарии;

- внутрипостроечные титульные списки по согласованию с подрядчиком.

Титульные списки на строительство объектов за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также титульные списки на работы по обеспечению охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии утверждаются руководителями организаций по согласованию с соответствующими местными комитетами профессиональных союзов.

48. Планы капитального ремонта и соответствующие сметно-финансовые расчеты утверждаются руководителями организаций. Работы по капитальному ремонту основных средств осуществляются как хозяйственным, так и подрядным способом.

В случае передачи подрядным организациям объема работ по капитальному ремонту для выполнения их подрядным способом организации вправе передать подрядным организациям соответствующие лимиты по труду, фонды и материалы с последующим сообщением об этом вышестоящим органам.

49. Организации имеют право:

а) передавать по договорам подрядным организациям, при их согласии, выполнение строительно-монтажных работ и в связи с этим соответствующие лимиты по труду, фонды и материалы с последующим сообщением об этом вышестоящим органам;

б) привлекать своих специалистов для составления проектов реконструкции цехов опытного производства и лабораторий и для выполнения работ по привязке типовых проектов с оплатой труда привлекаемых специалистов в порядке, установленном для соответствующих категорий работников проектных организаций;

в) использовать для строительства детских дошкольных учреждений часть средств, выделяемых в централизованном порядке на жилищное строительство. Эти средства используются по решениям, принятым руководителями организаций совместно с соответствующими местными комитетами профессиональных союзов;

г) объединять с другими предприятиями и организациями средства фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и другие средства, находящиеся в их распоряжении, для совместного (в порядке долевого участия) строительства жилых домов, медицинских и детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей и других объектов культурно-бытового назначения;

д) утверждать по согласованию с подрядной организацией единичные расценки на работы, потребность в которых возникает в ходе строительства, если расценки на эти работы не утверждены в установленном порядке.

Права организаций Академии наук СССР и академий наук союзных республик в области капитального строительства и капитального ремонта осуществляются в порядке, устанавливаемом Президиумами академий наук в соответствии с действующим законодательством.

 

Права в области материально-технического

снабжения и сбыта

 

50. Организации приобретают необходимые для их научной, научно-производственной и хозяйственной деятельности оборудование, сырье, материалы, топливо и другие материальные ценности по договорам поставки, заключаемым на основании плановых актов распределения продукции (нарядов, фондовых извещений и др.).

Указанные материальные ценности могут приобретаться также на основе принятых к исполнению нарядов (или заменяющих их документов), содержащих все данные, необходимые для осуществления поставки, если не требуется согласования каких-либо дополнительных условий.

Организации могут приобретать необходимые предметы материально-технического обеспечения у государственных и кооперативных организаций по заключаемым с ними договорам на продукцию, реализуемую без нарядов, а также путем закупок в мелкооптовых, специализированных базах и в розничных магазинах в порядке, установленном действующим законодательством.

51. Организации имеют право:

а) в соответствии с действующим законодательством приобретать для проведения исследовательских и опытных работ приборы, средства автоматизации и лабораторное оборудование за счет оборотных средств и за счет выделяемых им министерствами (ведомствами) средств на капитальные вложения;

б) отказаться при заключении договора поставки от выделенной им излишней и ненужной продукции, с сообщением о таком отказе поставщикам, фондодержателям и органам, выдавшим наряды, не позднее 10 дней после получения наряда.

Организации вправе также отказаться по согласованию с поставщиками от получения предусмотренной договором продукции при изменении потребностей в ней, с уведомлением об этом в пятидневный срок фондодержателей и органов, выдавших наряды;

в) передавать другим организациям и предприятиям фонды или выдавать им из своих ресурсов материалы и комплектующие изделия по установленным нормам для изготовления по договорам необходимой организациям продукции;

г) поручать (по договорам) реализацию фондов на материалы, сырье и оборудование другим предприятиям и организациям, с оплатой связанных с этим расходов по установленным нормам;

д) производить взаимный отпуск приборов, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий для выполнения научно-исследовательских и опытных работ без согласования с вышестоящими органами, но с последующим сообщением им.

52. Организации могут заключать договоры на поставку им оборудования, машин и других материальных ценностей, подлежащих отнесению к основным фондам организаций, в пределах имеющихся у них на эти цели средств и за счет банковского кредита.

 

Права в области труда и заработной платы

 

53. Организациям предоставляется право:

а) устанавливать в соответствии с действующим законодательством сдельную оплату труда для отдельных групп инженерно-технических работников и служащих и для отдельных групп рабочих - сдельную, повременную или аккордную оплату труда;

б) определять перечень профессий рабочих, для которых при повременной оплате труда применяются тарифные ставки сдельщиков;

в) определять перечни профессий рабочих и работ, оплачиваемых по тарифным ставкам, установленным для рабочих, занятых на горячих и тяжелых работах, работах с вредными условиями труда, работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда, в соответствии с действующими типовыми перечнями этих профессий и работ по отраслям производства;

г) устанавливать показатели и условия премирования рабочих на основе действующих типовых положений;

д) устанавливать разряды работ и присваивать разряды рабочим в соответствии с действующими тарифно-квалификационными справочниками. Тарификация рабочих новых профессий производится применительно к характеристикам аналогичных работ, содержащимся в справочниках, с уведомлением вышестоящих органов;

е) устанавливать для инженерно-технических работников и служащих опытных (экспериментальных) производств, цехов, мастерских, участков и установок с учетом конкретных задач, стоящих перед соответствующими подразделениями организаций, показатели, условия и размеры премирования, руководствуясь условиями премирования и размерами премий, установленными типовыми положениями;

ж) относить опытные (экспериментальные) производства, цехи, участки, мастерские и другие внутренние звенья организаций к соответствующей группе по оплате труда руководящих, инженерно-технических работников и служащих, а также переводить их из одной группы в другую в связи с изменением объема работ, руководствуясь при этом утвержденными в установленном порядке показателями;

з) устанавливать работникам с ненормированным рабочим днем продолжительность дополнительного отпуска в соответствии с трудовым законодательством и перечнем должностей работников с ненормированным рабочим днем, утвержденным вышестоящим органом;

и) вводить суммированный учет рабочего времени рабочих и служащих отдельных опытных (экспериментальных) производств, цехов, участков, мастерских, установок, где невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности;

к) в установленном порядке утверждать новые и пересматривать действующие нормы выработки и нормы обслуживания;

л) разрешать в случае целесообразности совмещение профессий рабочих с оплатой в установленном порядке.

Осуществление указанных в подпунктах "а" - "л" настоящего пункта мероприятий производится руководителями организаций в пределах фонда заработной платы данной организации и по согласованию с соответствующими местными комитетами профессиональных союзов;

м) устанавливать по согласованию с соответствующими местными комитетами профессиональных союзов на основе отраслевых норм, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров СССР, перечни работ и профессий, дающих рабочим и служащим право на бесплатное получение спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, а также утверждать в установленном порядке перечни работ и профессий, дающих рабочим и служащим право на получение молока в связи с вредными условиями труда и на получение спецмыла;

н) разрабатывать, утверждать и изменять структуру и штаты организаций применительно к утвержденным в установленном порядке типовым структурам и штатам;

о) утверждать и изменять на основе действующего законодательства оклады заработной платы научных, инженерно-технических работников, служащих и вспомогательного персонала в соответствии с действующими схемами должностных окладов, в пределах фонда заработной платы, исчисленного по средним окладам схемы должностных окладов данной организации.

Утвержденные руководителями организаций оклады, штаты, а также сметы расходов на содержание аппарата управления в финансовых органах не регистрируются;

п) устанавливать не имеющим ученой степени научным, инженерно-техническим работникам и другим специалистам надбавки к заработной плате в размере до 30 процентов должностного оклада в пределах планового фонда заработной платы, используя на эти цели с разрешения вышестоящего органа до 2 процентов планового фонда заработной платы организации (без учета фонда заработной платы рабочих).

Указанные надбавки при определении размера средней заработной платы по штатному расписанию не учитываются;

р) премировать работников в соответствии с действующими положениями о премировании, установленными для данной организации.

54. Сверх утвержденного фонда заработной платы организации вправе устанавливать фонд заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах, осуществляемых за счет нецентрализованных источников финансирования (фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, ссуды Госбанка СССР и другие предусмотренные законодательством источники), исходя из показателей, согласованных с вышестоящими органами.

 

Раздел V. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

55. Организации возглавляют директора (начальники, управляющие). Директора организаций назначаются и освобождаются от должности вышестоящими органами.

Директора научных учреждений Академии наук СССР и академий наук союзных республик назначаются и освобождаются от должности в порядке, установленном Уставом Академии наук СССР и уставами академий наук союзных республик.

56. Директор организует всю работу организации и несет полную ответственность за ее состояние и деятельность.

Директор организации без доверенности действует от имени организации, представляет ее во всех учреждениях и организациях, распоряжается в соответствии с законом имуществом и средствами организации, заключает договора, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает в банках расчетные и другие счета организации.

В пределах своей компетенции директор издает приказы по организации; в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников организации.

Директор несет ответственность за обеспечение в организации сохранения государственной тайны.

57. Заместители директоров, главные бухгалтеры, начальники отделов технического контроля организаций и ученые секретари научных учреждений Академии наук СССР и академий наук союзных республик назначаются и освобождаются от должности по представлению соответствующих директоров вышестоящими органами, они несут полную ответственность за вверенный им участок работы.

Заместители директоров организаций в пределах своей компетенции действуют от имени соответствующей организации, представляют организацию в других учреждениях и организациях, могут совершать хозяйственные операции и заключать договора без доверенности, а также выдавать доверенности работникам организации.

58. Компетенция заместителей директоров и других руководящих работников организаций устанавливается директором организации в соответствии с законодательством Союза ССР и союзной республики.

Структурные подразделения действуют в соответствии с положениями, утверждаемыми директором организации.

59. Администрация организаций совместно с соответствующими местными комитетами профессиональных союзов:

устанавливает правила внутреннего трудового распорядка в соответствии с типовыми правилами;

утверждает сметы использования средств фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, премирует и оказывает единовременную помощь из фонда материального поощрения;

распределяет жилую площадь в домах организаций, а также жилую площадь, предоставляемую в распоряжение организаций в других домах.

60. Администрация организаций совместно с соответствующими местными комитетами профессиональных союзов организует социалистическое соревнование, подводит итоги и определяет победителей соревнования, решает вопросы о поощрении передовых коллективов и работников.

61. Администрация организаций докладывает на заседаниях соответствующих местных комитетов профессиональных союзов о проектах планов, о результатах научно-производственной и хозяйственной деятельности, о мероприятиях по улучшению организации и условий труда, материально-бытовому и культурному обслуживанию работников организаций, об устранении недостатков в работе.

62. Для широкого привлечения работников организаций к участию в решении производственных вопросов в организациях и в крупных их подразделениях действуют производственные совещания. Эти совещания работают на основании Положения о постоянно действующем производственном совещании, утвержденного Советом Министров СССР и ВЦСПС.

Администрация организаций всемерно содействует успешной работе производственных совещаний и организует выполнение их решений.

63. В целях развития творческой инициативы трудящихся организации привлекают к разработке перспективных и текущих планов научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ и использования достижений науки и техники в производстве, а также и к выполнению этих планов первичные организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов и научно-технических обществ. Организации создают необходимые условия для успешной деятельности этих первичных организаций, обеспечивая их помещениями, технической и справочной литературой, организуют и проводят вместе с ними смотры, конкурсы и другие массовые мероприятия, направленные на развитие технического творчества, изобретательства и рационализации.

64. Администрация организаций совместно с соответствующими местными комитетами профессиональных союзов регулярно созывает производственно-технические и экономические конференции и совещания, на которых обсуждаются вопросы технического прогресса и мероприятия по устранению недостатков в деятельности организаций и отдельных их подразделений.

65. Собрания работников организаций обсуждают по докладам администрации проекты производственных планов и итоги выполнения их, вопросы организации исследовательской работы, бытового и культурного обслуживания работников и использования фондов организаций. Администрация организаций докладывает собраниям о мероприятиях, осуществленных во исполнение решений ранее состоявшихся собраний.

66. В организациях создаются группы и посты содействия народному контролю, которым администрация организаций обязана оказывать всемерную помощь в проводимой ими работе, рассматривать их предложения и принимать необходимые меры к устранению вскрытых недостатков.

67. Проверка деятельности организаций проводится вышестоящими органами и органами народного контроля.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организаций проводится вышестоящими органами с привлечением заинтересованных организаций комплексно один раз в год.

 

Раздел VI. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

68. Реорганизация и ликвидация организаций производится по решению органов, которые правомочны образовывать соответствующие организации.

69. В случае слияния организаций с другими организациями все имущественные права и обязанности каждой из них переходят к организациям, возникшим в результате слияния.

При присоединении одной организации к другой к этой последней переходят все имущественные права и обязанности присоединенной организации.

70. В случае разделения организаций к возникшим в результате этого разделения новым организациям переходят по разделительному акту, в соответствующих частях, имущественные права и обязанности реорганизованных организаций.

71. Ликвидация организаций осуществляется либо ликвидационными комиссиями, назначаемыми вышестоящими органами, либо по поручению этих органов директорами ликвидируемых организаций.

72. Порядок и срок ликвидации организаций устанавливаются вышестоящими органами. Теми же органами, без ущерба для выполнения государственного плана, должен быть разрешен вопрос о порядке исполнения заключенных договоров.

Срок для заявления кредиторами своих претензий к ликвидируемым организациям устанавливается органами, по решениям которых производится ликвидация, но не может быть меньше одного месяца.

73. Ликвидационная комиссия или директора ликвидируемых организаций помещают в официальном областном, краевом, республиканском органе печати по месту нахождения организаций публикацию о ликвидации организаций и о сроке заявления кредиторами претензий. Независимо от этого ликвидационная комиссия или директора ликвидируемых организаций обязаны по имеющимся у них материалам выявить все претензии кредиторов организаций и поставить их в известность о ликвидации организаций.

Претензии к ликвидируемым организациям удовлетворяются из их имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Претензии, выявленные и заявленные после истечения срока, установленного для заявления кредиторами своих претензий, удовлетворяются из остатка указанного имущества, образующегося после удовлетворения выявленных претензий, а также претензий, заявленных в установленный срок.

Претензии, не выявленные и не заявленные в течение срока ликвидации, а также претензии, не удовлетворенные за недостатком имущества ликвидируемых организаций, считаются погашенными. Равным образом считаются погашенными полностью либо в соответствующей части претензии, не признанные ликвидационными комиссиями (директорами ликвидируемых организаций), если кредиторы в течение двухнедельного срока со дня получения сообщения о полном или частичном непризнании претензий не предъявят иска об удовлетворении претензий.

74. Выплата повременных платежей, причитающихся с ликвидируемых организаций в связи с причинением увечья или иного повреждения здоровья либо с причинением смерти, обеспечивается в порядке, установленном действующим законодательством.

Претензии и иски граждан о возмещении вреда, связанного с повреждением здоровья или с причинением смерти, а также другие не предъявленные по уважительным причинам до окончания ликвидации претензии и иски граждан могут быть впоследствии предъявлены в общем порядке к вышестоящим по отношению к ликвидированным организациям органам. Эти органы могут возложить удовлетворение признанного ими или удовлетворенного судом требования на подчиненные им организации, получившие имущество ликвидированных организаций.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024