| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Начальник

Главного управления

лечебно-профилактической

помощи Министерства

здравоохранения СССР

А.САФОНОВ

25 декабря 1965 г. N 10-61/14-129

 

Начальник Главного

санитарно-эпидемиологического

управления Министерства

здравоохранения СССР

П.ЛЯРСКИЙ

25 декабря 1965 г. N 567-65

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВРАЧЕБНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОНСУЛЬТАЦИИ ПОДРОСТКОВ <*>

 

--------------------------------

<*> Разработаны Ленинградским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний.

 

Проведенные в СССР законодательные мероприятия по укреплению связи школы с жизнью, сочетанию учебы с общественно полезным трудом включают в производство миллионы молодежи, в связи с чем правильное определение профессиональной пригодности подростков к различным профессиям и специальностям является актуальной проблемой, имеющей государственное значение.

Для рациональной подготовки школьников старших классов к труду должен быть своевременно развернут весь комплекс мероприятий по профессиональной ориентации.

Работники школы должны заблаговременно приступить к мероприятиям по профессиональной ориентации учащихся. Для этого педагогам, родителям и медицинским работникам необходимо иметь полноценные данные о состоянии здоровья, физическом развитии школьников, знать их интересы и наклонности.

В осуществлении этой работы необходим тесный контакт между педагогами, врачами и родителями.

Профессионально-ориентационная работа среди подростков должна базироваться на определении объема требований, предъявляемых профессией к организму работающих. Подростки должны быть ознакомлены со значением и сущностью профессии, объемом знаний и навыков, необходимых для овладения профессией. Им должны быть разъяснены перспективы личного роста в данной отрасли трудовой деятельности, трудности, с которыми связана профессия, условия оплаты труда, обстановка производства и т.д.

Врачебная профессиональная консультация предусматривает рекомендацию для подростков наиболее целесообразной, соответствующей их здоровью и физическому развитию профессий.

Задача врачебной профессиональной консультации состоит в том, чтобы помочь подростку выбрать такую профессию, которая будет отвечать его индивидуальным интересам, способностям, укреплять состояние здоровья и обеспечивать оптимальную производительность труда.

Врачебно-профессиональная консультация должна проводиться по двум направлениям: для подростков практически здоровых и для лиц, имеющих отклонение в состоянии здоровья и физическом развитии.

Здоровые подростки могут работать в большинстве профессий, рекомендуемых для этого возраста.

При оценке состояния здоровья подростка врач всегда обязан учитывать, что возникающие в этом возрасте новые соотношения в нейрогуморальной регуляции организма способствуют высокой динамичности физиологических процессов, что нередко затрудняет дифференциальную диагностику крайних вариантов физиологии от проявления патологии.

С еще большими трудностями, связанными со спецификой возраста, врач сталкивается при решении вопроса о профессиональной пригодности подростков с различными заболеваниями или физическими недостатками.

При определении профессиональной пригодности подростка следует исходить не столько из величины нагрузки в период профессионального обучения, сколько из объема требований, которые будут предъявлены к подростку по окончании обучения уже как к взрослому рабочему.

Согласно действующему в нашей стране законодательству каждый подросток перед поступлением в профессионально-техническое училище, на работу, а школьник перед началом производственного обучения, должен получить от врача подробную консультацию, каким видом труда ему целесообразнее всего заняться.

Правильное осуществление врачебной профессиональной консультации зависит от:

а) знания анатомо-физиологических особенностей пубертатного периода;

б) знания условий труда подростка и их влияния на организм;

в) полноты и тщательности медицинского освидетельствования подростков с учетом требований, выдвигаемых при решении профконсультационных вопросов;

г) знания и умения пользоваться перечнями медицинских противопоказаний к производственному обучению и к работе подростков;

д) осведомленности в законодательстве по охране труда подростков и т.д.

 

Организационно-методические указания

 

Специфические особенности подросткового возраста и разнообразие требований со стороны различных видов труда, предъявляемых к здоровью подростка вообще и к функциональным способностям отдельных органов и систем в частности, в значительной степени расширяют объем и характер предварительного медицинского освидетельствования подростка для целей врачебной профессиональной консультации. Предварительное медицинское освидетельствование подростков в возрасте 15 - 18 лет, поступающих на работу на промышленные предприятия, на учебу в профессионально-технические училища, техникумы, осуществляется медицинскими комиссиями, организуемыми главными врачами поликлинических отделений больниц, самостоятельных поликлиник, медико-санитарных частей.

Проведение врачебной профессиональной консультации для учащихся 8 - 10 классов средних общеобразовательных школ осуществляется врачами детских поликлиник.

Для квалифицированного проведения врачебной профессиональной консультации подростков врачи своевременно должны ознакомиться и изучить перечни медицинских противопоказаний к допуску подростков к работе и профессиональному обучению различным профессиям. При этом следует обратить особое внимание на противопоказания к работе и обучению, относящиеся к комплектуемым данной врачебной комиссией профессиям.

Врач, наблюдающий подростков, должен знакомиться с условиями работы в других профессиях, чтобы быть достаточно подготовленным дать рекомендации подростку о других, наиболее соответствующих состоянию здоровья, профессиях. Специалисты санитарно-эпидемиологических станций оказывают консультативную помощь врачам подростковых кабинетов по вопросам об условиях труда в конкретных производствах.

Большое значение имеет предварительный инструктаж врачей, привлекаемых к участию в освидетельствовании подростков.

При медицинском освидетельствовании подростков для определения профессиональной пригодности должно быть обращено особое внимание на четкость записей паспортных данных (возраст, адрес и т.д.), анамнеза жизни, заболеваний и травм и т.д. К собиранию сведений о перенесенных заболеваниях следует отнестись внимательно и критически в связи с тем, что подростки обычно плохо запоминают название болезней.

Предварительные, перед поступлением на работу, учебу, медицинские освидетельствования подростков проводятся в текущем порядке врачами:

- терапевтами подростковыми (председатель комиссии),

- хирургом,

- окулистом,

- невропатологом,

- отоларингологом,

- стоматологом,

и далее по показаниям.

Желательно привлекать к работе по профессиональной консультации представителей общественных организаций (комсомольских, профсоюзных, родительского комитета, директоров школ, инженеров по технике безопасности и т.д.).

Всем подросткам необходимо проводить следующие лабораторные и аппаратные исследования:

- рентгенографию (флюорографию),

- общий анализ крови, мочи,

- антропометрические обследования.

(Инструктивно-методические указания по проведению антропометрических исследований и оценке показателей физического развития подростков утв. 02.05.64 N 10-61/14-33 Главным управлением лечебно-профилактической помощи).

При предварительном медицинском освидетельствовании подростков учитываются все данные текущей обращаемости в детском и подростковом возрастах.

Врачебные записи должны быть четкими и ясными, отражающими состояние обследуемых органов и систем.

Результаты освидетельствования заносятся на вкладной лист к индивидуальной медицинской карте по ф. 25-ю.

Заключение комиссии должно состоять не только из перечня рекомендуемых профессий, а также из указаний производственных условий, в которых не рекомендуется работать подросткам.

Обследуемому подростку выдается на руки уч. ф. 286, которая подписывается главным врачом учреждения и заверяется печатью.

При обследовании подростка должно быть обращено особое внимание на раннее выявление наиболее серьезных форм заболеваний (туберкулез, ревматизм, сердечно-сосудистые заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей, мочевыделительной системы, эндокринные и нервные заболевания), приводящие к наибольшим ограничениям профессиональной пригодности подростков.

Следует иметь в виду, что и незначительные функциональные отклонения не могут быть игнорированы при медицинском освидетельствовании подростков для целей врачебной профессиональной консультации, так как многие из них (отклонения деятельности сердечно-сосудистой системы, вегетативной нервной системы, желудочно-кишечного тракта и др.) служат причиной ограничения профессиональной пригодности подростков.

Серьезное значение имеет наружный осмотр: внешний вид подростка, осанка, цвет кожи и слизистых оболочек, тонус мышечного слоя, состояние рельефа скелета, симметричность частей тела, особенности телосложения, форма грудной клетки, плечевого пояса, живота, характер осанки, наклона таза, состояние стоп и т.д.

Детально должны быть обследованы состояние и функции мышц и суставов, особенности верхних и нижних конечностей, дефектов костей и пальцев, контрактур и анкилозов. Следует особо обратить внимание на особенности патологии, характерные для подростков, а именно: бугристости большеберцовых костей под собственной связкой надколенника (болезнь Шляттера), головок метаторзальных костей при подошвенном сгибании пальцев (болезнь Коллера). Необходимо обратить внимание на тыльную поверхность лучезапястного сустава при пальпации дистального луча (болезнь Книбека), степень отведения бедра (болезнь Пертеса), состояние мошонки, семенных канатиков и пахового кольца.

Особого внимания требует обследование органов зрения и слуха. Отклонения в состоянии и функции этих органов влекут за собой наибольшее количество ограничений профессиональной пригодности подростков.

При офтальмологическом обследовании необходимо, помимо обследования остроты зрения, учитывать рефракцию и коррекцию, обратить внимание на состояние цветоощущения, светоощущения, наличие косоглазия, нистагма, птоза век, а также на состояние наружных отделов глаза.

При освидетельствовании ЛОР-органов наряду с определением остроты слуха (слышимость шепотной речи) необходимо исследовать слизистую носоглотки, придаточные полости носа, вестибулярный аппарат, состояние слухового нерва, провести определение обоняния.

Важно, чтобы формулировка выявленных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья по возможности соответствовала редакции статей расписания болезней, относящихся к этим формам патологии.

Врачебная профессиональная консультация для лиц с аномалиями рефракции должна заключаться в том, чтобы при выборе профессии рекомендовать такую, где основная нагрузка во время работы приходилась бы не на орган зрения. Так, подростку с высокой степенью миопии при наличии коррегирующих стекол нельзя рекомендовать работу корректоров, печатников, а также работу, связанную с большим физическим напряжением, сотрясением тела, подъемом тяжести, частым сгибанием туловища, и работы, препятствующие ношению очков (работа в противогазе и др.).

Подростки с юношеской гипертонией могут работать в большом количестве профессий машиностроения и других отраслях промышленности, но им нельзя рекомендовать работ, связанных с высокой температурой, тяжелым физическим трудом, нервно-психическим напряжением и др. Рациональный выбор профессий для подростков с юношеской гипертонией не только будет способствовать наилучшему использованию сил и возможностей подростка, но также может явиться условием, способствующим нормализации состояния центральной нервной системы и тонуса сосудов, профилактикой в распространении гипертонической болезни среди взрослых.

Длительное и мощное шумовое раздражение вызывает у подростков большую поражаемость органов слуха, чем у взрослых рабочих. Тем серьезнее обстоит вопрос о выборе профессии для лиц с заболеваниями органа слуха, сопровождающимися снижением слухового восприятия.

При понижении слуха (шепотная речь меньше чем 3 м на оба уха) нельзя рекомендовать работ, в которых при помощи органа слуха контролируется качество работы механизмов, станков, оборудования, не рекомендуется также работа часовщика, механика-сборщика точных приборов и др. Этой категории лиц противопоказана работа в условиях мощного шума, противопоказаны работы газоэлектросварщика, токаря-расточника, машиниста на молотах и прессах, работы, связанные с подъемом на высоту, и др.

Врачебно-профессиональная консультация немыслима без данных о поведении подростка, объективной оценки его характера, склонностей и интересов в школе. Пребывание подростков в школе позволяет классному руководителю дать оценку поведения ребенка, формированию его характера, выявлению основных его черт. В педагогической характеристике должны быть выявлены такие моменты, которые позволили бы учесть ряд важных элементов, необходимых для определения профессиональной пригодности: характер, степень ответственности, сосредоточенность, особенности реакций, успеваемость и интерес к отдельным отраслям знаний.

На основании результатов врачебного освидетельствования подростка, учета санитарно-гигиенических условий избираемого вида труда, желания и наклонностей подростка, педагогической характеристики составляется врачебно-профконсультационное заключение. В заключении должен быть сформулирован ответ в отношении соответствия или несоответствия состояния здоровья подростка избираемому труду. Одновременно необходимо дать рекомендации в отношении ряда профессий, которые в большой степени соответствуют состоянию здоровья обследуемого.

Кроме определения профессиональной пригодности в заключении должны быть включены рекомендации лечебно-профилактического и оздоровительного характера (лечебные мероприятия, санаторно-курортное лечение, усиленное питание, протезирование и т.д.).

Заключение должно полностью обосновываться на действующих законах по охране труда подростков и на перечнях медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям и специальностям в различных отраслях народного хозяйства.

Большим подспорьем для правильного разрешения всех этих вопросов являются перечни медицинских противопоказаний к приему на работу или обучение подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Прежде чем дать заключение о профессиональной пригодности подростка, врач должен в списке профессий перечня медицинских противопоказаний соответствующей отрасли промышленности отыскать профессию, о которой идет речь, установить минимальный возраст и пол допускаемых к работе и обучению подростков.

При соответствии возраста и пола в расписании болезней должна быть найдена статья, в которую включен диагноз выявленного у подростка заболевания. Рекомендации статьи должны служить основанием для врачебного профессионально-консультативного заключения.

В тех случаях, когда у подростка обнаружено несколько заболеваний, заключение должно быть составлено с учетом суммы противопоказаний для всех заболеваний.

Приведем пример заключения о профессиональной пригодности подростков.

Подросток И-в 17 лет 7 месяцев поступает в профессионально-техническое училище для обучения профессии матроса 1 класса - маляра судового (речного флота): из санитарной характеристики этой профессии узнаем, что рабочие этой профессии выполняют малярные работы по окраске корпуса судна при помощи кистей и пульверизаторов, в навигационный период они заняты различными работами по обслуживанию палубы и управлению палубными механизмами.

Материалами и орудиями производства служат кисти, пульверизаторы, лебедки, брашпили, шланги.

Для работы в этой профессии необходимы полноценная функция верхних и нижних конечностей, кистей и пальцев рук, хорошее зрение, слух и обоняние, статокинетическая устойчивость, хорошая память, бинокулярное зрение и нормальное цветоощущение.

Работа связана: с подъемом и переноской тяжестей; с воздействием крупнодисперсной пыли при снятии с поверхностей краски, содержащей свинец, бензол, иногда сурьму; с неблагоприятными метеорологическими условиями; общей вибрацией; опасностью травматизма.

Врачебным освидетельствованием при хорошем физическом развитии и удовлетворительном общем состоянии здоровья выявлено выраженное нарушение обоняния.

Для определения профессиональной пригодности обследуемого обратимся к сборнику N 5 перечня медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям транспорта и связи. Прежде всего необходимо ознакомиться с общими сведениями и методическими указаниями к пользованию перечнем медицинских противопоказаний (стр. 3 - 13).

Затем на стр. 41 в списке профессий водного транспорта находим нужную нам профессию (4). Согласно этому списку к обучению этой профессии допускаются подростки не моложе 17 лет 5 месяцев.

На стр. 52 находим статью 24 "3" - "Выраженное нарушение обоняния любой этиологии", согласно которой обнаруженное заболевание служит противопоказанием к приему подростков для обучения профессии матроса 1 класса - маляра судового (речного флота).

Аналогичным образом следует определять профессиональную пригодность подростков для любых профессий при всяких других заболеваниях.

При врачебной профессиональной консультации подростков без патологических отклонений и заболеваний надлежит только по списку профессий сверять соответствие возраста и пола избираемой профессии.

Администрация промышленного предприятия, учебного заведения имеет право зачислить подростка на работу, учебу, направить на производственное обучение только при наличии врачебного заключения (ф. 286).

Правильность исполнения администрацией врачебного заключения об использовании на работе, приеме на учебу и т.д. подростка контролируется общественными организациями (комсомольскими, профсоюзными и т.д.). Условия, режим труда и учебы подростков на производстве периодически проверяются подростковыми врачами и врачами санэпидстанций.

 

Литература

 

1. Антонова Л.Т. Длительные субфебрилитеты в подростковом возрасте. В кн. "Физиологические особенности, клиника заболеваний и гигиена труда рабочих подростков". Том 8. Медгиз, 1961 г.

2. Антонова Л.Т. и Малахова А.Н. Принципы разработки медицинских противопоказаний к приему на работу и профессионально-техническое обучение подростков с различными заболеваниями. В сб. "Материалы симпозиума по проблеме профессиональной пригодности подростков". М., 1963 г.

3. Арнольди И.А. Вопросы определения профпригодности подростков на современном этапе. Там же.

4. Арнольди И.А. О нормировании факторов внешней среды для рабочих подростков. Ж. "Гигиена и санитария". 1962 г., N 1.

5. Богатырев И.Д. Медицинское обслуживание рабочих подростков. Медгиз, 1965 г.

6. Громбах С.М. Гигиена учебных занятий в школе. М., 1959 г.

7. Громбах С.М. Современные гигиенические задачи политехнического образования. Медицина, 1964 г.

8. Карцев И.Д. Опыт определения медицинских критериев профессиональной пригодности подростков к некоторым видам профессий. Материал симпозиума по проблемам профессиональной пригодности подростков. М., 1963 г.

9. Левин В.М. и Рутенбург Э.С. Врачебная профессиональная консультация подростков. Медгиз, 1965 г.

10. Левин В.М. Вопросы трудоспособности и профессиональной пригодности подростков с язвенной болезнью и гастритами. Тр. юбил. научн. сессии, посвящен. 30-летней деятельности Лен. института гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1957 г.

11. Левин В.М. Медицинское освидетельствование рабочих подростков. Л., 1958 г.

12. Левин В.М. Профессиональная пригодность и трудоспособность подростков с повышенным артериальным давлением. Тр. научн. сессии, посвящен. итогам работы за 1956 г. Лен. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1958 г.

13. Левин В.М. О некоторых критериях для оценки трудоспособности и профессиональной пригодности подростков в межприступном периоде ревматизма. Тр. научн. сессии, посвящ. итогам работы за 1955 г. Лен. ин-тут гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1958 г.

14. Левин В.М. Врачебная профессиональная консультация при некоторых заболеваниях со стороны внутренних органов у школьников-подростков. Вопр. охраны материнства и детства. 1962 г., 8.

15. Левин В.М. Принципы и методы профессиональной консультации подростков. Материалы симпозиума по проблеме профессиональной пригодности подростков. М., 1963 г.

16. Левин В.М. Принципы врачебной профессиональной консультации подростков. В сб. "Вопросы охраны здоровья детей и подростков". Киев, 1963 г.

17. Левин В.М. и Рутенбург Э.С. Определение профессиональной пригодности школьников с некоторыми хирургическими заболеваниями. Гигиена и санитария. 1962 г., 5.

18. Левин В.М. и Рутенбург Э.С. О профессиональной пригодности школьников с отклонениями органа зрения и слуха. Гигиена и санитария. 1962 г., 2.

19. Левин В.М., Рутенбург Э.С. и Барский О.Б. К вопросу об объеме врачебно-консультационной работы в школе. Гигиена и санитария. 1960 г., 12.

20. Левин В.М., Рутенбург Э.С. и др. Опыт разработки медицинских противопоказаний к работе и профессиональному обучению подростков в судостроительной промышленности. Сб. "Вопросы охраны здоровья детей и подростков". Киев, 1963 г.

22. Левитов Н.Д., Микуцкий Ф.В. и Ходжаш А.В. Профессиограммы специальностей холодной обработки металла. Ин-тут им. Обуха. М., 1934 г.

23. Лейтес Р.Г., Марцинковский Б.И. и Хоцянов Л.К. Гигиена труда и промышленная санитария. М., 1950 г.

24. Железнов Б. и Шупаков Н. Охрана труда подростков. Профиздат. 1963 г.

25. Материалы научной конференции по гигиене политехнического и производственного обучения. М., 1962 г.

26. Рутенбург Э.С. О гигиеническом режиме труда и медицинском обслуживании молодежи в горячих цехах металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Пособие для врачей, обслуживающих подростков. Л., 1959 г.

27. Рутенбург Э.С. Врачебная профессиональная консультация школьников с отклонениями со стороны нервной системы. Вопросы охраны материнства и детства. 1962 г., 8.

28. Рутенбург Э.С. Опыт работы по повышению квалификации школьных врачей в области гигиены труда и медицинской профессиональной консультации школьников. Здравоохранение. РСФСР, 1961 г., 12.

29. Рутенбург Э.С. Методика подготовки врачей к проведению врачебной профессиональной консультации среди подростков.

Материалы симпозиума по проблеме профессиональной пригодности подростков. АМН СССР. М., 1963 г.

30. Рутенбург Э.С. К вопросу об определении профессиональной пригодности подростков с отклонениями со стороны органов зрения. Педиатрия. 1961 г., N 9.

31. Руководство по гигиене детей и подростков. Под редакцией Громбаха С.М. Медицина, 1964 г.

32. Руководство по гигиене труда подростков. Под редакцией Арнольди И.А. Медицина, 1965 г.

33. Фридлянд И.Г. Медицинские осмотры работающих при вредных условиях труда. Медгиз, 1963 г.

34. Физиологические особенности, клиника заболеваний и гигиена труда рабочих подростков. Т. I и II под редакцией Морозова А.Л. и Ходжаш А.В. Медгиз, 1961 г.

35. Ходжаш А.В. Медицинские противопоказания. Кн. "Физиологические особенности, клиника заболеваний и гигиена труда рабочих подростков". М., 1961 г.

36. Орлик И.М. Задачи врачебной профессиональной консультации в средней общеобразовательной школе с производственным обучением (Методическое письмо). Киев, 1963 г.

37. Перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков N 1 - 9, утвержд. Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС, Государственным комитетом по профессионально-техническому образованию при Госплане СССР.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024