| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 1965 г. N 729

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УСИЛЕНИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

(с изм. и доп., внесенными

Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР

от 10.06.1974 N 485 - СП СССР, 1974, N 13, ст. 70;

от 29.09.1981 N 950 - СП СССР, 1981, N 27, ст. 160;

от 10.12.1981 N 1164 - СП СССР, 1982, N 3, ст. 13;

от 15.11.1982 N 995 - СП СССР, 1982, N 32, ст. 161;

от 08.12.1987 N 1398)

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

 

I. ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И

РАСШИРЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

1. Повысить роль перспективных планов развития народного хозяйства как важнейшего условия непрерывного роста и совершенствования производства, широкого внедрения достижений науки и техники, более полного обеспечения пропорциональности в развитии отраслей народного хозяйства и районов страны.

Установить, что пятилетний план (с распределением важнейших заданий по годам) является основной формой государственного планирования развития народного хозяйства.

Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах и потребностях народного хозяйства и населения.

Пятилетние и годовые планы предприятий разрабатываются ими на основе устанавливаемых вышестоящей организацией контрольных цифр.

Предприятия - изготовители, исходя из контрольных цифр, заблаговременно договариваются с предприятиями - потребителями или сбытовыми и торгующими организациями об объеме, ассортименте, качестве и сроках поставки продукции и формируют портфель заказов.

Вышестоящие хозяйственные органы рассматривают с участием предприятий их планы и составляют отраслевые планы. Утверждаемые показатели плана должны доводиться до предприятий не позже чем за 2 месяца до начала планируемого года.

2. В целях наиболее полного учета в планах достижений науки и техники поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР разрабатывать с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и представлять в Совет Министров СССР заблаговременно, до составления народнохозяйственных планов, предложения об основных направлениях развития науки и техники, об использовании в народном хозяйстве научно - технических достижений, имеющих важное народнохозяйственное значение.

Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик с учетом этих предложений предусматривать в пятилетних и годовых планах конкретные задания и мероприятия по разработке и внедрению в промышленное производство высокоэффективных машин, оборудования, технологических процессов, методов организации производства и труда, новых, более экономичных материалов, а также по комплексной механизации и автоматизации производства.

3. Считать одной из главных задач плановых органов, хозяйственных организаций и предприятий обеспечение всемерного повышения качества продукции, создание более производительных машин и оборудования, эффективных видов сырья и материалов, удовлетворяющих требованиям потребителей и соответствующих современному техническому уровню.

В этих целях предусматривать в пятилетних и годовых планах показатели технического уровня и качества продукции и необходимые материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а также организационно - технические и экономические мероприятия, обеспечивающие надежность, долговечность и высокие потребительские свойства изделий.

Повысить роль государственных стандартов как важнейшего средства улучшения качества продукции. Совершенствовать стандарты с учетом достижений науки и техники и обеспечивать быстрейшее их внедрение. Всемерно расширять практику гарантирования предприятиями надежности и долговечности выпускаемых ими изделий и установления длительных сроков гарантии.

Признать необходимым ввести государственную аттестацию качества продукции.

 

Абзац пятый пункта 3 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

4. Признать необходимым расширить хозяйственную самостоятельность промышленных предприятий. В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничив их, как правило, следующими показателями:

по производству:

общий объем реализуемой продукции в действующих оптовых ценах. В отдельных отраслях в случае необходимости может применяться показатель - объем отгруженной продукции;

важнейшие виды продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая показатели качества продукции;

по труду - общий фонд заработной платы;

по финансам:

общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных фондов и оборотных средств);

платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;

по капитальному строительству:

общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно - монтажных работ;

ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капитальных вложений;

по внедрению новой техники - задания по освоению производства новых видов продукции и по внедрению новых технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли;

по материально - техническому снабжению - объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией.

Утверждаемые предприятию показатели определяются в годовом плане, как правило, с разбивкой по кварталам, а показатели производства продукции в натуральном выражении в исключительных случаях устанавливаются с распределением также по месяцам, с учетом заключенных предприятием договоров на поставку продукции.

Установить, что все остальные показатели планов предприятий утверждению вышестоящими организациями не подлежат, а разрабатываются самими предприятиями и используются плановыми органами как расчетные материалы к составлению планов.

Поручить ЦСУ СССР по согласованию с Госпланом СССР внести необходимые изменения в государственную статистическую отчетность предприятий, сохранив в ней такие показатели, как валовая продукция, производительность труда, численность работающих, средняя заработная плата, себестоимость продукции, внедрение новой техники и другие показатели, необходимые для анализа и оценки экономических итогов работы промышленности.

5. Установить, что предприятия самостоятельно решают вопросы производственно - хозяйственной деятельности, имея в виду при этом обязательное выполнение заданий государственного плана, и в частности:

планируют объем производства, детальную номенклатуру и ассортимент продукции на основе доводимых до предприятий вышестоящими организациями плановых заданий, а также заказов, принятых предприятиями в порядке прямых связей с потребителями или сбытовыми и торгующими организациями;

планируют и осуществляют за счет нецентрализованных капитальных вложений мероприятия по совершенствованию производства, в частности по замене устаревшего и малопроизводительного оборудования, внедрению новых технологических процессов, методов и средств контроля, устранению "узких мест" производства, и другие мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности производства;

устанавливают и расширяют там, где это хозяйственно целесообразно, долговременные связи с потребителями продукции и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования и других изделий на основе планов материально - технического снабжения;

планируют производительность труда, численность работников и среднюю заработную плату, устанавливают наиболее рациональную структуру управления предприятием;

используют часть прибыли и другие средства, оставляемые в распоряжении предприятий, на материальное поощрение работников, социально - культурные мероприятия и жилищное строительство, на развитие производства и совершенствование техники;

определяют наиболее рациональные формы материального поощрения, условия и размеры премирования на основе отраслевых типовых положений.

При разработке планов и в процессе их выполнения предприятия должны обеспечивать систематический рост производства за счет всемерного увеличения выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и для поставки на экспорт, постоянно повышать технический уровень производства, улучшать эксплуатационные и потребительские качества продукции, снижать издержки производства, увеличивать прибыль и рентабельность.

Особое внимание должно уделяться неуклонному повышению производительности труда как решающему условию ускорения темпов роста производства и подъема благосостояния народа.

6. Обязать плановые органы, хозяйственные организации и предприятия повысить уровень технико - экономического обоснования планов путем тщательной разработки и более широкого использования в планировании прогрессивных нормативов и балансовых расчетов - ежегодных балансов производственных мощностей и нормативных сроков их освоения, нормативных режимов работы и производительности оборудования и механизмов, норм расхода материалов, сырья, топлива и электроэнергии, нормативов трудовых и денежных затрат, материальных и стоимостных балансов.

Госплану СССР с привлечением заинтересованных организаций пересмотреть систему применяемых в планировании технико - экономических нормативов и разработать методические указания по составлению и порядку утверждения этих нормативов хозяйственными и плановыми органами.

Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР организовать разработку отраслевых технико - экономических нормативов применительно к особенностям соответствующих отраслей, с учетом широкого внедрения в производство достижений современной техники и передового опыта.

7. Обязать плановые органы и хозяйственные организации обеспечивать устойчивость плановых заданий, устанавливаемых предприятиям, путем тщательной увязки всех показателей плана.

Прекратить неправильную практику внесения частых изменений в утвержденные планы, а также изменений отдельных показателей плана без соответствующего уточнения других показателей. Изменения планов предприятий вышестоящими организациями могут допускаться в исключительных случаях после предварительного обсуждения этих изменений с руководством предприятия, с одновременным внесением в установленном порядке необходимых поправок во взаимосвязанные показатели плана и взаимоотношения с бюджетом.

Поправки в планы производства товаров народного потребления, вызванные обоснованным изменением заказов торгующих или сбытовых организаций, могут вноситься в течение года самим предприятием в пределах установленных ему плановых заданий по прибыли, а при необходимости уменьшения платежей в бюджет поправки вносятся по согласованию с вышестоящей организацией за счет имеющихся у нее резервов, с тем чтобы не допустить при этом сокращения объема товарных ресурсов и доходов государства.

 

Абзац первый пункта 8 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

8. (Абзац второй) Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР разработать и утвердить формы техпромфинпланов предприятий и инструкции по их составлению с учетом особенностей соответствующей отрасли промышленности.

9. Поручить разработать и утвердить номенклатуру промышленной продукции, предусматриваемой в пятилетних и годовых планах:

Госплану СССР - по продукции, включаемой в Государственный план развития народного хозяйства СССР;

министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР - по планируемой ими продукции.

Номенклатуру планируемой продукции, по которой задания предприятиям в планах утверждаются вышестоящей организацией, следует сократить, особенно по товарам народного потребления, производство которых планируется непосредственно предприятием с учетом заказов потребителей.

10. В интересах последовательного осуществления хозрасчетных отношений между предприятиями, а также между предприятиями и сбытовыми, снабженческими, торговыми, сельскохозяйственными, заготовительными и другими организациями установить, что хозяйственный договор должен являться основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции, включая продукцию, распределяемую в централизованном порядке. В соответствии с этим, как правило, отказаться от действующего ныне порядка реализации продукции по квартальным, месячным и разовым нарядам, имея в виду, что наряды на централизованно распределяемую продукцию должны служить преимущественно основанием для заключения договоров.

Договоры на поставку продукции должны заключаться прежде всего в соответствии со сложившимися рациональными производственно - хозяйственными связями, при этом предприятие - изготовитель не может нарушать эти связи без согласия заказчика. Новые связи по поставкам централизованно распределяемой продукции устанавливать по согласованию с соответствующими сбытовыми и снабженческими организациями. Заключать, где стороны найдут это целесообразным в интересах устойчивых связей, хозяйственные договоры на несколько лет, с ежегодным уточнением ассортимента и количества продукции, сроков и других условий поставок.

Повысить материальную ответственность предприятий и организаций за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции, с тем чтобы, как правило, возмещать причиненные убытки. Установить, что платежи по возмещению убытков, штрафам и пени относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятий или организаций, по вине которых нарушен договор.

Усилить материальную ответственность железнодорожных, водных, автомобильных и других транспортных организаций за несвоевременный вывоз с предприятий и задержку доставки потребителям продукции, а также за сохранность продукции при ее перевозке.

Установить материальную ответственность проектных и конструкторских организаций за допущенные ими в проектах, технологических схемах и конструкциях дефекты, приведшие к потерям и дополнительным затратам в строительстве и при освоении введенных в действие объектов.

 

Абзац шестой пункта 10 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

11. В целях улучшения организации материально - технического снабжения считать необходимым:

а) разработать рациональные схемы устанавливаемых на длительное время прямых связей между предприятиями, имея в виду создание наиболее целесообразного территориального и отраслевого разделения общественного труда и обеспечение наименьших издержек на производство продукции и ее транспортировку;

б) обеспечить дальнейшее расширение системы снабжения предприятий материальными ресурсами через территориальные снабженческие и сбытовые базы в районах потребления и организовать оптовую торговлю средствами производства;

в) укрепить хозяйственный расчет в деятельности снабженческих и сбытовых органов, усилить их материальную заинтересованность и ответственность за организацию рациональных хозяйственных связей между предприятиями, обеспечение бесперебойного снабжения народного хозяйства и ускорение оборачиваемости товарно - материальных ценностей.

 

Абзац пятый пункта 11 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

 

II. ПО УСИЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

И УКРЕПЛЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА

 

12. Признать необходимым усилить роль прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в зависимости от улучшения результатов их хозяйственно - финансовой деятельности.

Прибыль должна быть источником образования фондов предприятий, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат предприятий.

13. Установить, что в распоряжении предприятий за счет прибыли и других собственных ресурсов создаются:

а) фонд материального поощрения;

б) фонд социально - культурных мероприятий и жилищного строительства;

в) фонд развития производства.

Неиспользованные остатки указанных фондов переходят на следующий год и изъятию у предприятия не подлежат.

14. Фонд материального поощрения предназначается для премирования работников предприятий, вознаграждения за годовые итоги работы предприятий, а также для оказания единовременной помощи работникам.

15. Фонд социально - культурных мероприятий и жилищного строительства используется для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно - бытовых учреждений, а также улучшения культурно - бытового обслуживания рабочих, инженерно - технических работников и служащих предприятия.

Предприятия могут использовать средства указанного фонда для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений культурно - бытового назначения.

Установить, что вся жилая площадь, построенная за счет средств фонда социально - культурных мероприятий и жилищного строительства, используется для удовлетворения нужд работников предприятия и распределяется самим предприятием с последующим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся.

16. Фонд развития производства предназначается для финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда, а также на другие мероприятия по развитию производства, направленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции, повышение рентабельности производства.

Этот фонд образуется за счет отчислений от прибыли предприятия, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества (основных фондов).

Размеры амортизационных отчислений, направляемых в фонд развития производства, устанавливаются Госпланом СССР и Министерством финансов СССР дифференцированно по отраслям промышленности в пределах от 30 до 50% амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, с учетом структуры, технического состояния основных фондов и особенностей развития отрасли.

Отчисления в фонд развития производства от прибыли производятся по нормативам, определяемым в зависимости от увеличения объема реализации продукции или размера прибыли (в сопоставимых ценах) и от уровня рентабельности, предусмотренных в годовом плане. Нормативы устанавливаются стабильными на ряд лет исходя из указанных показателей в процентах к стоимости производственных основных фондов по отраслям промышленности, а в необходимых случаях - по группам предприятий с учетом также состава и возраста фондов <*>.

В планово - убыточных предприятиях фонд развития производства образуется за счет части экономии (против прошлого года) от снижения уровня убыточности (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг) и от снижения себестоимости продукции, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества.

Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Госбанку СССР с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик:

 

Подпункт "а" пункта 16 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

б) утвердить инструкцию о порядке образования и использования средств фонда развития производства.

17. Установить, что капитальные вложения, производимые за счет фонда развития производства и фонда социально - культурных мероприятий и жилищного строительства, а также кредита банков, должны полностью обеспечиваться в государственном плане развития народного хозяйства необходимыми материально - техническими ресурсами и фондом заработной платы и включаться в планы подрядных строительно - монтажных работ (в части строительства, осуществляемого подрядным способом).

18. Установить следующий порядок использования амортизационного фонда:

а) амортизационные отчисления в части, предназначенной для капитального ремонта, остаются в распоряжении предприятия для использования по прямому назначению. Разрешить предприятиям расходовать эти средства также на модернизацию основных фондов, приобретение деталей и узлов, необходимых для проведения капитального ремонта, и нового оборудования взамен устаревшего, капитальный ремонт которого экономически нецелесообразен.

Предоставить вышестоящим организациям право создавать резерв за счет амортизационных отчислений, предназначенных для капитального ремонта, в размере до 10% общего объема этих отчислений для использования на тех предприятиях, у которых собственных средств на осуществление капитального ремонта недостаточно;

б) амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления основных фондов, в размерах, установленных в соответствии с пунктом 16 настоящего Постановления, остаются в распоряжении предприятия и включаются в фонд развития производства.

Остальная часть амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, в соответствии с действующим порядком используется как источник финансирования централизованных государственных капитальных вложений.

19. Разрешить за счет средств фонда освоения новой техники производить не только плановые затраты предприятий на конструкторские, опытные и другие работы по подготовке производства новых видов гражданской продукции, осуществленные до начала серийного выпуска продукции, но и единовременные дополнительные затраты, связанные с повышением качества, долговечности и надежности готовых изделий, а также повышенные затраты первого года массового производства отдельных вновь осваиваемых изделий (разницу между себестоимостью, принятой при утверждении цен на эти изделия, и плановой себестоимостью первого года их массового производства).

20. Установить, что недостаток собственных оборотных средств, образовавшийся у предприятий в результате невыполнения плана прибыли и осуществления сверхплановых расходов, финансируемых из прибыли, должен быть возмещен ими в течение трех лет за счет выполнения устанавливаемых министерствами и ведомствами заданий по получению дополнительной прибыли от проведения организационно - технических мероприятий, а также за счет части сверхплановой прибыли, подлежащей направлению на эту цель в установленном порядке, и уменьшения отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования в размере до 30 процентов.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.06.1974 N 485)

В связи с этим:

прекратить возмещение за счет бюджета недостатка собственных оборотных средств, образующегося по вине предприятий;

абзац четвертый утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.11.1982 N 995.

(Абзац пятый) Обязать Министерство финансов СССР и Госбанк СССР:

установить порядок восполнения недостатка оборотных средств, предусмотрев при этом льготы для вновь вводимых в строй предприятий;

 

Абзац седьмой пункта 20 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

21. В целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств установить отчисления предприятий в бюджет из прибыли в зависимости от стоимости производственных основных фондов и оборотных средств - плату за основные фонды и оборотные средства.

Отчисления от прибыли производить в процентах к стоимости: производственных основных фондов; сверхплановых не прокредитованных банком запасов неустановленного оборудования на действующих предприятиях; не прокредитованных банком нормируемых запасов товарно - материальных ценностей (кроме сверхнормативных сезонных запасов).

Не взимать плату за производственные основные фонды, созданные за счет фонда развития производства, в течение двух лет и за счет кредитов банка - до погашения ссуды. Освободить вновь вводимые в действие предприятия, а также действующие предприятия в части производственных фондов вновь вводимых цехов от платы за основные фонды и оборотные средства на срок освоения производственных мощностей, установленный отраслевыми нормативами.

Разрешить министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик по согласованию с Министерством финансов СССР устанавливать временно, в пределах плановых сроков освоения мощностей, льготы по платежам за основные фонды и оборотные средства для отдельных предприятий, на которых в течение короткого времени в значительных размерах вводятся в действие новые основные фонды.

Абзац пятый утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.06.1974 N 485.

(Абзац шестой) Министерству финансов СССР и Госплану СССР с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик определить размеры, порядок введения и взимания платы за производственные основные фонды и оборотные средства, предусмотрев при этом установление платы за основные фонды и оборотные средства в отраслях промышленности, где уровень рентабельности позволяет ее ввести, с тем чтобы после осуществления пересмотра оптовых цен распространить плату за основные фонды и оборотные средства на другие отрасли промышленности.

Разрешить министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в пределах установленной нормы платы за производственные основные фонды и оборотные средства в необходимых случаях дифференцировать ее по группам предприятий.

Нормы платы за производственные основные фонды и оборотные средства (в процентах к их стоимости) устанавливаются на ряд лет, при этом должно быть обеспечено оставление у нормально работающего предприятия прибыли, необходимой для образования фондов предприятия и покрытия плановых затрат (прироста собственных оборотных средств, капитальных вложений и других). Следует исходить из того, что в перспективе плата за фонды, являющаяся частью прибыли (чистого дохода) предприятия, должна стать основной формой платежей в бюджет и важнейшим источником централизованных финансовых ресурсов государства.

22. В связи с тем, что у предприятий, находящихся в особо благоприятных природных и транспортных условиях, образуется дифференциальный чистый доход, установить для таких предприятий, в отношении которых не применяются расчетные цены, фиксированные (рентные) платежи в бюджет за счет прибыли.

23. Установить, что проценты за пользование банковским кредитом относятся на результаты деятельности предприятий и не включаются в себестоимость продукции.

24. Установить следующий порядок распределения прибыли, полученной предприятием:

а) из прибыли предприятие в первую очередь вносит в бюджет плату за основные фонды и оборотные средства и фиксированные платежи, а также уплачивает проценты за банковский кредит;

б) после внесения указанных платежей прибыль предприятия направляется на образование фонда материального поощрения, фонда социально - культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития производства. Для определения нормативов отчислений в эти фонды принимается прибыль за вычетом из нее платы за производственные основные фонды и оборотные средства, фиксированных платежей и процентов за банковский кредит;

в) из оставшейся части прибыли осуществляется погашение кредита, предоставленного на капитальные вложения (кроме кредита, погашаемого за счет фонда развития производства), финансирование централизованных капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и других затрат в пределах сумм, предусмотренных по плану, а также производятся отчисления в резерв для оказания финансовой помощи и на другие цели в соответствии с решениями Правительства СССР. Разница между общей суммой прибыли и указанными платежами и отчислениями, а также частью прибыли, используемой на покрытие плановых затрат, направляется в бюджет в виде взноса свободного остатка прибыли.

Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Госбанку СССР с участием ВЦСПС, министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик:

 

Абзац шестой пункта 24 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

(абзац седьмой) б) разработать и утвердить Положение о порядке распределения прибыли (плановой и сверхплановой).

 

III. ПО УСИЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ

РАБОТНИКОВ В УЛУЧШЕНИИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

25. В целях усиления материальной заинтересованности работников промышленных предприятий в повышении эффективности производства, улучшении качества продукции, росте объема реализации продукции и прибыли признать необходимым увеличить в оплате их труда ту часть, которая непосредственно зависит от улучшения общих итогов работы предприятия.

В соответствии с этим, наряду с периодическим пересмотром в централизованном порядке тарифных ставок (окладов), повышать долю премий в заработной плате рабочих, инженерно - технических работников и служащих, а также ввести выплату вознаграждения работникам за улучшение общих годовых итогов работы предприятия за счет использования части фонда материального поощрения.

Предусматривать в планах, по мере роста прибыли и рентабельности производства, увеличение размеров прибыли, оставляемой предприятиям для материального поощрения работников.

26. Установить, что в фонд материального поощрения, кроме отчислений от прибыли, включаются суммы премий, выплачиваемых рабочим по фонду заработной платы.

В целях стимулирования заинтересованности работников в повышении качества продукции отчислять в фонд материального поощрения предприятия по установленным нормам дополнительно часть прибыли, полученной за счет надбавки к цене за улучшение качества продукции, а также часть прибыли от реализации новых высококачественных и улучшенных товаров народного потребления.

27. Размер отчислений от прибыли в фонд материального поощрения определяется по нормативам в зависимости от увеличения объема реализации продукции (или размера прибыли) и уровня рентабельности, предусмотренных в годовом плане. Нормативы устанавливаются в процентах к фонду заработной платы:

за каждый процент увеличения объема реализации продукции в сопоставимых ценах (или размера прибыли), предусмотренный в плане данного года, по сравнению с предыдущим годом;

за каждый процент рентабельности, предусмотренный в годовом плане.

Нормативы предусматриваются стабильными на ряд лет и дифференцируются по отраслям (а при необходимости по группам предприятий внутри отрасли). Предельные размеры отчислений в фонд материального поощрения не устанавливаются.

При утверждении показателей годового плана каждому предприятию в соответствии с установленными нормативами определяются размеры отчислений от прибыли в фонд материального поощрения.

При расчете годового уровня плановой и фактической рентабельности в стоимость основных фондов не включаются фонды, вводимые во втором полугодии планируемого года.

Размеры фонда материального поощрения увеличиваются при повышении удельного веса новой продукции в общем объеме производства.

В планово - убыточных предприятиях фонд материального поощрения образуется за счет части экономии (против прошлого года) от снижения уровня убыточности (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг) и от снижения себестоимости продукции.

28. Отчисления от прибыли в фонд материального поощрения производятся ежеквартально по итогам работы за истекший период с начала года нарастающим итогом (квартал, полугодие, девять месяцев, год), исходя из данных о выполнении плана по реализации продукции и прибыли.

Отчисления в фонд материального поощрения в установленных размерах производятся при выполнении предприятием плана по прибыли и реализации продукции в номенклатуре, предусмотренной в плане.

При перевыполнении предприятием плана прибыли и реализации продукции производятся дополнительные отчисления в фонд материального поощрения.

При невыполнении предприятием плана прибыли и реализации продукции в установленной номенклатуре отчисления в фонд материального поощрения производятся в пониженных размерах. Номенклатура продукции, при невыполнении плана по которой снижаются отчисления в фонд материального поощрения, устанавливается предприятиям вышестоящими органами при утверждении показателей годового плана. Другие ограничения по отчислениям в фонд материального поощрения не устанавливаются.

Установить, что на поощрение работников предприятия расходуется ежеквартально не более 90% средств, поступающих в фонд материального поощрения. Остальная часть фонда расходуется на эту цель по окончании года при условии выполнения предприятием годовых плановых заданий по реализации продукции (или по прибыли) и рентабельности производства.

На предприятиях с длительным циклом производства при отсутствии или незначительном объеме реализации продукции в отдельные кварталы отчисления в фонд материального поощрения могут производиться в зависимости от выполнения плана производства.

29. Установить, что фонд материального поощрения используется:

а) на премирование рабочих, руководящих, инженерно - технических работников и служащих по устанавливаемым премиальным системам;

б) для единовременного поощрения отличившихся рабочих, руководящих, инженерно - технических работников и служащих за выполнение особо важных производственных заданий;

в) для выплаты вознаграждения рабочим, руководящим, инженерно - техническим работникам и служащим за общие результаты работы предприятия по итогам за год;

г) для оказания единовременной помощи работникам предприятий.

Распределение фонда материального поощрения по указанным в настоящем пункте направлениям производится администрацией предприятия с участием профсоюзной организации.

30 - 31. Утратили силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.12.1987 N 1398.

32. Выплата вознаграждения работникам предприятий за улучшение общих годовых итогов работы производится за счет части фонда материального поощрения в соответствии с полученной ими заработной платой и с учетом продолжительности непрерывного стажа работы на данном предприятии. Руководителям предприятий предоставляется право по согласованию с профсоюзной организацией уменьшать или увеличивать работникам эти поощрительные выплаты в зависимости от результатов их работы.

33. Премии и вознаграждения, выплачиваемые из фонда материального поощрения, учитываются при исчислении средней заработной платы работающего.

34. В целях повышения материальной заинтересованности рабочих в снижении трудоемкости производства и освоении новых норм выработки и норм обслуживания при пересмотре норм на основе внедрения организационно - технических мероприятий использовать часть средств полученной в связи с этим экономии для дополнительной оплаты труда рабочих в течение 3 - 6 месяцев.

Разрешить руководителям предприятий за счет этой экономии премировать также мастеров и других инженерно - технических работников производственных участков, принимавших непосредственное участие в разработке и внедрении указанных организационно - технических мероприятий.

35. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.12.1981 N 1164.

36. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.12.1987 N 1398.

37. Фонд социально - культурных мероприятий и жилищного строительства создается за счет прибыли на тех же принципах и условиях, что и фонд материального поощрения.

Предоставить право директорам предприятий по согласованию с профсоюзными организациями перераспределять средства между фондом материального поощрения и фондом социально - культурных мероприятий и жилищного строительства в пределах до 20% суммы каждого фонда.

 

Пункт 38 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

39. а) утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.12.1987 N 1398.

 

Подпункт "б" пункта 39 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

 

IV. О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ КРЕДИТА В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

40. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.11.1982 N 995.

41. Установить, что капитальные вложения в промышленности осуществляются:

на строительство новых предприятий по централизованному плану капитальных вложений в действующем порядке за счет средств государственного бюджета, прибыли и части амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, в размерах, предусмотренных по финансовому плану, а по предприятиям, затраты на строительство которых могут быть возмещены в срок до пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, за счет кредита Стройбанка СССР и предусмотренных по финансовому плану на эту цель собственных средств промышленности;

на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложений за счет предусмотренной по финансовому плану части прибыли и амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, а также за счет кредита Стройбанка СССР. Реконструкция предприятий за счет средств государственного бюджета производится только с разрешения Совета Министров СССР.

Погашение кредита, полученного на строительство новых предприятий и на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложений, производится за счет прибыли и части амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов.

Министерству финансов СССР предусматривать в Государственном бюджете СССР необходимые средства для кредитования централизованных капитальных вложений и передавать эти средства Стройбанку СССР в качестве ресурсов.

42. Установить, что затраты по внедрению новой техники, механизации и улучшению технологии производства, обновлению оборудования, автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования и по осуществлению других мероприятий по техническому совершенствованию и улучшению организации производства, а также затраты по расширению и организации производства товаров народного потребления и улучшению их качества могут производиться при недостаточности средств фонда развития производства за счет кредита банка. Этот кредит предоставляется на срок до шести лет со дня выдачи первой ссуды при условии окупаемости затрат в пределах указанного срока за счет прибыли (экономии) от осуществления кредитуемых мероприятий и 50% суммы налога с оборота от реализации товаров народного потребления.

Кредит, выданный на затраты по внедрению новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию производства, погашается за счет средств фонда развития производства.

Кредит, выданный на затраты по увеличению производства товаров народного потребления, погашается за счет средств фонда развития производства, а при недостаточности этого фонда - за счет прибыли (экономии) и 50% суммы налога с оборота, полученного от реализации указанных товаров.

43. В целях более эффективного использования оборотных средств, улучшения расчетов предприятий и усиления банковского контроля рублем за выполнением планов реализации продукции и прибыли установить, что кредитование предприятий несезонных отраслей промышленности производится Госбанком СССР преимущественно по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату на условиях долевого участия собственных оборотных средств предприятий и банковского кредита.

Проценты за пользование кредитом по обороту материальных ценностей и затрат в пределах суммы, замещающей собственные оборотные средства, с предприятий не взыскиваются.

44. Абзац первый утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.11.1982 N 995.

(Абзац второй) Стройбанку СССР предоставлять стройкам, предприятиям, организациям и учреждениям кредит на оплату оборудования в соответствии с Правилами финансирования строительства.

45. В целях создания наиболее благоприятных финансовых условий для перехода на выпуск новой продукции и изделий повышенного качества разрешить Госбанку СССР предоставлять предприятиям кредит:

абзац второй утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.06.1974 N 485.

(абзац третий) на осуществление мероприятий по выпуску новой продукции, повышению качества, надежности и долговечности изделий - на срок до одного года при условии окупаемости и погашения ссуд в течение этого срока за счет прибыли, получаемой от реализации указанной продукции.

46. Разрешить предприятиям, прекратившим дальнейший выпуск изделий, не пользующихся спросом у потребителей, передавать накопившиеся остатки этих изделий торговым и снабженческо - сбытовым организациям для реализации на комиссионных началах, а в случае отказа торговых и снабженческо - сбытовых организаций от приема указанных ценностей на комиссию реализовать их государственным и кооперативным предприятиям и организациям.

47. Абзац первый утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.06.1974 N 485.

(Абзац второй) Повысить размер пени, взыскиваемой с покупателей за несвоевременную оплату расчетных документов за товарно - материальные ценности и услуги.

Уплаченные пени за задержку оплаты расчетных документов и штрафы за неосновательный отказ от акцепта платежных требований относить непосредственно на результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

 

Пункт 48 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

49. Госбанку СССР выдавать предприятиям средства для выплаты заработной платы в меру выполнения плана производства продукции. Показатель, по которому устанавливается объем производства при выдаче средств на заработную плату, определяется по отраслям промышленности министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госбанком СССР.

При перевыполнении плана производства продукции средства на заработную плату выдаются Госбанком СССР с применением соответствующих нормативов за каждый процент перевыполнения. При недовыполнении плана производства выдача средств на заработную плату производится с применением тех же нормативов.

50. Установить, что Госбанк СССР осуществляет контроль за расходованием фондов заработной платы поквартально.

При перерасходе предприятиями фонда заработной платы в целом за квартал против суммы, причитающейся в меру выполнения плана, они обязаны возместить допущенный перерасход путем создания экономии по фонду заработной платы в течение одного - двух кварталов.

 

Пункты 51 и 52 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

 

V. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПТОВЫХ ЦЕН

НА ПРОДУКЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

53. В качестве первоочередных мер для улучшения действующих оптовых цен признать необходимым:

а) установить порядок, по которому одновременно с введением новых стандартов и технических условий, предусматривающих повышение требований к качеству, надежности и долговечности продукции, должны пересматриваться оптовые цены на эту продукцию с учетом дополнительных затрат и экономического эффекта для потребителей. Включать в прейскуранты на отдельные виды продукции надбавки к ценам за улучшение эксплуатационных и потребительских свойств продукции по сравнению с показателями, предусмотренными стандартами и техническими условиями.

Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик разработать и совместно с Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов СССР включить в действующие стандарты и технические условия, в которых это не было предусмотрено, объективные показатели качества, надежности и долговечности продукции; в первую очередь внести указанные дополнения в действующие стандарты и технические условия по изделиям машиностроения.

Предоставить право предприятиям - изготовителям при выполнении разовых заказов по специальным требованиям заказчиков, предусматривающим улучшение отдельных технико - экономических показателей поставляемых изделий по сравнению с действующими стандартами и техническими условиями, устанавливать по договоренности с заказчиками единовременные доплаты к оптовым ценам в тех случаях, когда применение доплат за выполнение указанных требований заказчиков не предусмотрено в прейскурантах;

б) устанавливать оптовые цены на новую продукцию на таком уровне, при котором за счет лучших технико - экономических показателей новой продукции по сравнению со старой обеспечивались бы потребителю экономическая выгода, а изготовителю возмещение дополнительных затрат и, как правило, повышенная рентабельность по сравнению с рентабельностью ранее выпускавшейся продукции.

Обязать Государственный комитет цен при Госплане СССР установить по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик порядок определения оптовых цен на новые виды продукции;

в) принять дополнительные меры к выравниванию рентабельности различных предприятий в пределах одной и той же отрасли путем использования фиксированных платежей в бюджет, внесения при необходимости поправок в действующие прейскуранты, применения групповых расчетных цен;

г) расширить практику утверждения по продукции, облагаемой налогом с оборота, прейскурантов оптовых цен предприятий с изъятием налога с оборота в виде разницы между розничными ценами за вычетом торговых скидок и оптовыми ценами предприятия;

абзац второй утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 29.09.1981 N 950;

д) проводить своевременный пересмотр устаревших оптовых цен на отдельные группы изделий в случаях, когда такие цены сдерживают производство и внедрение в народное хозяйство новой, прогрессивной техники, а также создают трудности в сбыте продукции.

54. Считать необходимым иметь в распоряжении Государственного комитета цен при Госплане СССР специальный фонд текущего регулирования оптовых цен, за счет которого осуществлять пересмотр оптовых цен по решению государственных органов ценообразования без перерасчетов между предприятиями - изготовителями и потребителями данной продукции.

Разрешить предприятиям при необходимости реализовывать произведенную ими продукцию, не пользующуюся спросом, по более низким оптовым ценам, чем предусмотрено прейскурантами, с отнесением потерь на результаты деятельности этих предприятий, но без уменьшения размеров платежей в бюджет, предусмотренных планом.

Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по материально - техническому снабжению по согласованию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР дать указания о порядке реализации такой продукции.

55. Ограничить применение временных цен на вновь осваиваемую продукцию, расширить практику установления лимитных групповых цен, а также нормативов калькулирования по продукции, цены на которую устанавливаются по соглашению сторон.

56. Повысить ответственность руководителей предприятий и хозяйственных организаций за соблюдение установленных цен и действующего порядка ценообразования. При выявлении фактов завышения оптовых цен изымать всю сумму полученной дополнительной выручки в доход государственного бюджета.

Обязать ЦСУ СССР по согласованию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР обеспечить своевременную статистическую информацию по вопросам цен, позволяющую осуществлять систематический контроль за правильностью установления цен и уровня фактической рентабельности производства отдельных изделий.

 

Пункт 57 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

58. Проведение в жизнь предусмотренных настоящим Постановлением мероприятий требует коренного улучшения экономической работы в планирующих и хозяйственных организациях и на предприятиях. В этих целях должна быть серьезно улучшена подготовка кадров экономистов, а также экономическое обучение инженеров в учебных заведениях.

Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР:

а) пересмотреть учебные планы и программы соответствующих высших и средних специальных учебных заведений, имея в виду, что они должны готовить экономические и инженерные кадры для народного хозяйства, обладающие глубокими знаниями экономики производства, научной организации труда и управления социалистическими предприятиями;

б) совместно с министерствами и ведомствами организовать переподготовку руководящих и инженерно - технических кадров предприятий, объединений и других хозяйственных организаций с тем, чтобы эти кадры хорошо знали экономику промышленности и умели правильно анализировать работу предприятий.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024