| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 3 апреля 1991 г. N 19 (2-25)

 

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СССР

ПРАВА ОБВИНЯЕМОГО НА ЗАЩИТУ

 

Комитет конституционного надзора СССР, рассмотрев по собственной инициативе в связи с обращением Всесоюзной конференции Союза адвокатов СССР вопрос о соответствии Конституции СССР и международным актам положений законодательства о праве обвиняемого на защиту, установил следующее.

10 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик", изменивший редакцию статей 13, 22, 23 Основ в части определения содержания, оснований и порядка реализации конституционного принципа обеспечения обвиняемому права на защиту. Этим Законом предусмотрена возможность допущения защитника к участию в уголовном процессе по всем категориям уголовных дел (независимо от формы предварительного расследования) с момента предъявления обвинения, а в случае задержания подозреваемого - с момента объявления ему протокола задержания. Защитнику предоставлено также не ограничиваемое усмотрением следователя право участвовать в следственных действиях, производимых с участием подозреваемого или обвиняемого. Таким образом, сделаны важные шаги по пути развития состязательности в уголовном процессе, расширены возможности защиты по уголовным делам, укреплены гарантии прав обвиняемого.

Вместе с тем установленная Законом СССР от 10 апреля 1990 года новая редакция статьи 23 Основ уголовного судопроизводства изменила объем ряда прав, которые предоставлялись ранее защитнику в случае его допущения к участию в деле с момента предъявления обвинения (по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, а также по всем другим делам - по постановлению прокурора).

Защитник, участвующий в процессе по такого рода делам, может теперь осуществлять свое право на ознакомление с материалами уголовного дела лишь после окончания дознания или предварительного следствия, а не с момента предъявления обвинения, как было ранее. Произошли изменения и в регламентации свидания защитника с подзащитным, которое в соответствии с новым Законом предоставляется уже не с момента допущения к участию в деле, а лишь после первого допроса обвиняемого.

Указанные изменения в законодательстве наиболее существенно сказываются на положении в уголовном процессе именно тех лиц, которые испытывают наибольшие трудности в восприятии и оценке юридически значимой информации, не способны правильно ориентироваться в ходе процесса, активно пользоваться своими процессуальными правами.

Таким образом, новые нормы вступают в противоречие с общим направлением развития советского законодательства по пути расширения и обогащения содержания прав и свобод граждан, закрепленным в статье 39 Конституции СССР и подтвержденным Постановлением первого Съезда народных депутатов СССР. Они не вполне согласуются также с пунктом 2 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, обязывающим законодателя повышать уровень обеспеченности прав человека, с пунктом 24 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, положениями других внутригосударственных и международных актов, признающих незыблемость и неотъемлемость основных прав и свобод человека, недопустимость какого-либо их ущемления.

С учетом изложенного, а также исходя из того, что только неуклонное проведение в жизнь конституционного принципа обеспечения обвиняемому права на защиту может гарантировать законное, обоснованное и справедливое разрешение уголовных дел;

признавая, что законотворчество в демократическом обществе должно иметь своим следствием расширение прав и свобод личности, и считая недопустимым какое бы то ни было ограничение прав человека и их гарантий, если реализация этих прав не наносит ущерба правам других граждан, а также интересам общества и государства;

исходя из непреложного принципа, согласно которому борьба с преступностью должна вестись исключительно законными средствами;

учитывая работу по подготовке общей реформы советского уголовно - процессуального законодательства;

руководствуясь статьей 124 Конституции СССР, статьями 12, 18 и 23 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:

Снижение ранее достигнутого уровня обеспечения конституционных прав и свобод хотя бы некоторых категорий граждан не согласуется с положениями статьи 39 Конституции СССР, Постановлением первого Съезда народных депутатов СССР "Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР" и международно - правовыми обязательствами СССР и потому недопустимо.

Этому принципу не соответствуют отдельные положения статьи 2 Закона СССР от 10 апреля 1990 года "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик", ограничившие по сравнению с ранее действовавшим законодательством правомочия защитника по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые вследствие своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свою защиту, а равно по иным делам, по которым защитник мог быть допущен в процесс по постановлению прокурора с момента предъявления обвинения. Считать необходимым, чтобы это несоответствие было устранено путем внесения изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.

 

Председатель Комитета

конституционного надзора СССР

С.АЛЕКСЕЕВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024