| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждены

Министерством финансов СССР

24 декабря 1990 г. N 140

 

ПРАВИЛА

СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ

 

Общие положения и объем ответственности

 

1. На основании настоящих Правил органы государственного страхования <*> заключают договоры страхования грузов с предприятиями и организациями независимо от форм собственности, физическими лицами (грузоотправителями, грузополучателями) <**>.

--------------------------------

<*> В дальнейшем по тексту "страховщик".

<**> В дальнейшем по тексту "страхователь".

 

2. По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки.

3. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости груза, указанной в счете-фактуре или других документах, если иное не предусмотрено в договоре.

4. Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий:

4.1. "С ответственностью за все риски"

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

а) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил;

б) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.

4.2. "Без ответственности за повреждения"

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил:

а) убытки от полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или ударом их о неподвижные или плавучие предметы, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочкой забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасания или для тушения пожара;

б) убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;

в) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.

5. Ответственность по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в страховом свидетельстве.

6. Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

а) всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста;

б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;

в) умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

г) влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку;

д) упаковки или укупорки грузов с нарушением ГОСТов и ОСТов и отправления грузов в поврежденном состоянии;

е) пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя или его представителя, но без ведома страховщика самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов;

ж) недостачи груза при целости наружной упаковки;

з) повреждения груза червями, грызунами, насекомыми.

Не возмещаются также всякого рода косвенные убытки.

7. По договорам страхования, заключенным на условиях, указанных в пункте 4.2 Правил, кроме того, не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

а) отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;

б) обесценения груза вследствие загрязнения при целости наружной упаковки;

в) выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах;

г) кражи или недоставки груза.

8. По соглашению сторон условия страхования, указанные в пункте 4 Правил, могут быть изменены, дополнены или заменены другими условиями, общепринятыми в страховой практике.

9. Ставки страховых платежей устанавливаются страховщиком в процентах от страховой суммы в зависимости от стоимости и вида перевозимого груза, вида транспортного средства и других данных, позволяющих определить степень риска при заключении договора (Приложение 3).

 

Заключение договора страхования

 

10. Договор страхования грузов может быть заключен как по месту расположения страхователя, так и по месту нахождения груза на срок, указанный в пункте 5 настоящих Правил, если иное не предусмотрено в договоре.

11. Договор заключается на основании письменного заявления страхователя, составляемого в двух экземплярах. Заявление должно содержать следующие сведения:

а) точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

б) номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

в) вид транспорта (при морской перевозке - название, год постройки и тоннаж судна);

г) способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);

д) пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

е) дату отправки груза;

ж) страховую сумму;

з) вид условий страхования.

Кроме того, страхователь обязан сообщить и все другие, известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска.

При необходимости (по усмотрению страховщика) договор страхования заключается с осмотром и составлением описи имущества (приложение 4) <*>.

--------------------------------

<*> Приложения 1, 2 и 4 не приводятся.

 

12. На основании представленных страхователем данных страховщик определяет размер страхового платежа.

Первый экземпляр заявления о страховании после исчисления страхового платежа остается у страховщика, а второй с указанием суммы страхового платежа возвращается страхователю.

Страхователь обязан единовременно уплатить страховщику причитающийся за страхование страховой платеж. Страховой платеж перечисляется на счет страховщика в соответствующем учреждении банка. Днем уплаты платежа считается день списания учреждением банка суммы платежа со счета страхователя.

13. Договор страхования вступает в силу на следующий день после уплаты страхового платежа, если иное не предусмотрено в договоре.

14. Страхователь обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о всех существенных изменениях степени риска, как например: о значительном замедлении отправки груза, отклонении от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, задержке рейса, изменении пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т.д.

Изменения, происшедшие в степени риска после заключения договора страхования и увеличивающие размер риска, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительного платежа. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

 

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая

 

15. При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все возможные меры к спасанию и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне и в течение суток известить о случившемся страховщика.

16. Страховщик обязан не позднее 3 дней после получения всех необходимых документов приступить к составлению акта установленной формы.

Определение размера ущерба и выплаты страхового возмещения производятся в соответствии с Инструкцией по определению ущерба и выплате страхового возмещения по добровольному страхованию имущества государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций N 199, утвержденной Министерством финансов СССР 30 декабря 1988 г.

17. Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь:

а) сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;

б) не сообщил страховщику о существенных изменениях в риске;

в) не принял мер к спасанию и сохранению груза и не известил страховщика в установленные настоящими Правилами сроки о страховом случае;

г) не представил документов, подтверждающих факт страхового случая и необходимых для установления убытков.

18. Если страхователь получил возмещение за убыток от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

19. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право регресса, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб; страхователь обязан при получении страхового возмещения передать страховщику все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления права регресса.

20. Если по вине страхователя осуществление регресса окажется невозможным (пропуск сроков на заявление претензий к виновным в убытке лицам и т.п.), то страховщик в соответствующем размере освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты страхователь обязан возвратить страховщику полученное возмещение.

21. Споры, вытекающие из договора страхования, рассматриваются вышестоящим органом государственного страхования, госарбитражем, народным судом.

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Правилам

Министерства финансов СССР

24 декабря 1990 г. N 140

 

СТАВКИ

СТРАХОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО СТРАХОВАНИЮ ГРУЗОВ

 

┌────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐

            Вид транспортировки             │ Размер ставки в % │

                                            │ к страховой сумме │

├────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Морским путем и внутренними водными путями: │                  

  в трюме                                   │0,5               

  на палубе                                 │1,0               

│Железнодорожным, автомобильным транспортом  │0,4               

│и в смешанном сообщении                                       

│Воздушным транспортом и в почтовых посылках │0,25              

└────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘

 

Исходя из степени риска в каждом конкретном случае при установлении ставки страхового платежа возможно применение понижающего (от 0,2 до 1,0) или повышающего (от 1,0 до 10,0) коэффициентов. При заключении договора страхования размер тарифной ставки определяется умножением основной ставки, установленной в зависимости от вида транспортировки, на соответствующий поправочный коэффициент.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024