| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

 

ПРИКАЗ

от 10 апреля 1990 г. N 82

 

О ВВЕДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Объявляю распоряжение Совета Министров РСФСР от 21 марта 1990 г. N 319/р:

"В соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г.:

1. Минобразованию РСФСР осуществить перевод на новые условия хозяйствования подведомственных организаций и учреждений народного образования республиканского (РСФСР) подчинения.

2. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Мосгорисполкому и Ленгорисполкому определить порядок перевода на новые условия хозяйствования входящих в систему Минобразования РСФСР организаций и учреждений народного образования республиканского (АССР) и местного подчинения.

3. Министерствам и ведомствам РСФСР обеспечить перевод на новые условия хозяйствования подведомственных организаций и учреждений народного образования.

 

Председатель

Совета Министров РСФСР

А.ВЛАСОВ

 

Во исполнение указанного распоряжения Совета Министров РСФСР и Приказа Гособразования СССР от 17.01.90 N 45 "О хозяйственном механизме в народном образовании" приказываю:

1. Министрам народного образования АССР, начальникам краевых, областных (главных) управлений, председателям комитетов народного образования, руководителям учреждений республиканского (РСФСР) подчинения:

1.1. Принять к руководству распоряжение Совета Министров РСФСР от 21 марта 1990 г. N 319-р, Основные положения нового хозяйственного механизма в народном образовании и другие документы по новому хозяйственному механизму согласно Приложениям N 1 (не приводится), 2, 3, 4, 5.

1.2. Провести необходимую организаторскую работу и оказывать методическую помощь учебным заведениям и учреждениям народного образования в процессе их подготовки к переводу на новые условия хозяйствования.

2. Главному управлению высших, средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации (т. Смоленский Н.И.), Центральному институту усовершенствования учителей (т. Нижников А.И.), Межобластному Горьковскому институту повышения квалификации работников профтехобразования (т. Петров Ю.Н.), руководителям республиканских (АССР), краевых, областных институтов усовершенствования учителей до 1 июля 1990 года ввести в учебно-тематические планы и программы повышения квалификации всех категорий слушателей изучение Основных положений хозяйственного механизма в народном образовании.

3. Главному управлению высших, средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации (т. Смоленский Н.И.), Управлению кадров (т. Богатырева Н.М.), Центральному институту усовершенствования учителей (т. Нижников А.И.) совместно с соответствующими подразделениями министерства провести в июне 1990 года 2-дневный семинар с руководителями министерств народного образования АССР, краевых, областных (главных) управлений, комитетов народного образования и учебу центрального аппарата по вопросам перехода учебных заведений и учреждений народного образования на новый хозяйственный механизм.

4. Главному планово-экономическому и финансовому управлению (т. Киселев А.П.), Главному управлению органов народного образования (т. Аксенов Г.К.), Главному управлению профессионально-технического образования (т. Кязимов К.Г.), Управлению производственной деятельности и охраны труда (т. Малов В.Н.), Главному управлению высших, средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации (т. Смоленский Н.И.), Управлению общественного воспитания детей и подростков в интернатных учреждениях (т. Антонов М.Г.), Главному управлению воспитательной работы во внеучебное время (т. Ляшенко А.И.), Управлению бухгалтерского учета и контроля (т. Якушева Т.А.):

4.1. Обеспечить перевод подведомственных учебных заведений и учреждений республиканского подчинения (РСФСР) на новые условия хозяйствования по мере их готовности.

4.2. Осуществлять методическое обеспечение перевода на новые условия хозяйствования учебных заведений и учреждений народного образования, их хозрасчетной учебно-производственной деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, оплаты труда и материального стимулирования.

4.3. До 30 июня 1990 года внести предложения по совершенствованию хозяйственного механизма в народном образовании и продлению сроков его действия на XIII пятилетку с учетом замечаний, поступающих с мест, а также результатов проводимых экспериментов.

4.4. Осуществить комплекс мер по пропаганде опыта работы учебных заведений, учреждений, работающих в новых условиях хозяйствования.

5. Экономическому совету Минобразования РСФСР (т. Болобонов В.Л.) периодически рассматривать работу учебных заведений и учреждений народного образования по переходу на новые условия хозяйствования.

6. Установить, что при переводе в 1990 году на новые условия хозяйствования учебных заведений, учреждений и организаций народного образования за основу берутся утвержденные на 1990 год показатели. При необходимости в эти показатели могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения в установленном порядке.

7. Считать утратившим силу пункт 1 Приказа Минобразования РСФСР от 14.09.89 N 326 "О проведении эксперимента по переводу учебных заведений и учреждений народного образования на работу в условиях нового хозяйственного механизма" в части Временного положения о функционировании профессионально-технического училища в условиях нового хозяйственного механизма (примерное), Временного положения о работе учреждений профтехобразования в новых условиях хозяйствования (примерное).

8. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на первого заместителя министра т. Болобонова В.Л. и начальника Главного планово-экономического и финансового управления т. Киселева А.П.

 

Министр

Г.П.ВЕСЕЛОВ

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Утверждаю

Первый заместитель Министра

народного образования РСФСР

В.Л.БОЛОБОНОВ

5 марта 1990 года

 

Согласовано

Заместитель Министра

финансов РСФСР

М.А.КОЖЕВНИКОВ

10 марта 1990 года

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

 

Настоящие Основные положения вводятся в целях укрепления и развития материально-технической базы учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах, повышения качества обучения и профессиональной подготовки учащихся, закрепления высококвалифицированных кадров преподавателей и мастеров производственного обучения, привлечения специалистов из других отраслей народного хозяйства. Они разработаны исходя из Основных положений хозяйственного механизма в народном образовании, одобренных Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе от 19 декабря 1989 г. (протокол N 8, раздел IV), и Основных положений нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы, одобренных Советом Министров СССР 23 ноября 1988 г. (ПП-24807), с учетом специфики профтехобразования и распространяются на все профессионально-технические училища, независимо от их ведомственной подчиненности, деятельность которых базируется в основном на бюджетном финансировании. В своей деятельности профтехучилища руководствуются Временным положением о профессионально-техническом училище (примерное), утвержденным Приказом Гособразования СССР от 07.07.1989 N 565, Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" в порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1987 г. N 1471 "О порядке и сроках применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)", к предприятиям, объединениям и организациям, не переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также к организациям непроизводственной сферы" (положениями статей 5 - 8, 10, 11, 15, 16, 19 - 22 с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом СССР от 3 августа 1989 г. N 319-1), и настоящими Основными положениями.

В области производственного и социального развития профтехучилища руководствуются статьями 12 и 13 Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)".

1. Новый хозяйственный механизм в профессионально-технических училищах предусматривает:

переход от выделения учреждениям средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности учреждений;

сочетание бюджетного или отраслевого финансирования деятельности профтехучилищ с развитием хозрасчетной учебно-производственной деятельности, выполнением платных работ по договорам с предприятиями и организациями, развитием различного рода платных услуг населению, как правило, по профилю деятельности училища. При этом не допускается снижение бюджетных ассигнований на финансирование учреждений путем замещения не оплачиваемых населением услуг платными;

перераспределение и разграничение управленческих функций между профтехучилищами и вышестоящими органами, осуществление перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления хозяйственной деятельностью, усиление плановой, хозяйственной и финансовой самостоятельности профтехучилищ;

развитие самостоятельности трудовых коллективов профтехучилищ в решении основных вопросов их учебно-производственной и хозяйственной деятельности, социального развития;

установление тесной зависимости материального и морального стимулирования инженерно-педагогических коллективов, размеров фондов производственного и социального развития училищ и оплаты труда работников от результатов, качества и эффективности труда.

2. Основным источником финансирования учебно-производственной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива профтехучилища и оплаты труда его работников служат средства государственного бюджета или соответствующей отрасли, определяемые по нормативам.

Структура и величина учитываемых нормативом затрат должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат на образование, воспитание, профессиональную подготовку, формирование средств на оплату труда, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива.

В составе норматива бюджетного (отраслевого) финансирования выделяются целевым назначением средства на материальное обеспечение учащихся.

Нормативы бюджетного или отраслевого финансирования разрабатываются в порядке, установленном Советом Министров РСФСР.

Для финансирования профтехучилищ в качестве расчетной единицы принимается показатель среднегодового контингента: один учащийся.

3. Дополнительными источниками средств для профтехучилища являются:

поступления за выполненные работы в процессе учебно-производственной деятельности в учебных хозяйствах и мастерских согласно заключенным договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и по заказам населения, которая организуется в соответствии с Положением о хозрасчетной учебно-производственной деятельности ПТУ и Положением о планировании учебно-производственной деятельности ПТУ и нормировании учебно-производственных работ учащихся, утвержденным Приказом Госпрофобра СССР от 5 апреля 1982 г. N 43;

выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

поступления средств за дополнительные услуги по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также за обучение по заказам населения;

добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;

прочие поступления.

Все поступившие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям, составляют доход профтехучилища - единый фонд финансовых средств.

4. К дополнительным услугам (работам) относятся изучение отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов, организация платных курсов и другие услуги (работы), оказываемые сверх утвержденных учебных планов, программ и иных планов, доводимых до профтехучилища органами управления.

Оказание платных услуг населению не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из средств бюджета или соответствующей отрасли.

Дополнительные услуги (выполнение дополнительных работ) по договорам и заказам производятся по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при отсутствии их - по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым училищем с разрешения исполкома местного Совета народных депутатов или вышестоящего органа управления народным образованием, в ведении которого находится это училище, кроме случаев изготовления (выполнения) нестандартных изделий (работ) в индивидуальном порядке.

По согласованию с местными Советами народных депутатов продукция (работы, услуги) подведомственных учебно-производственных подразделений может реализовываться по ценам без скидок, установленных в прейскурантах.

Суммы бюджетных (отраслевых) ассигнований училищу в случаях оказания им дополнительных услуг (работ) не уменьшаются, а полученные по договору или заказу средства включаются в его доход и расходуются в соответствии с Основными положениями.

5. Профессионально-технические училища могут:

передавать другим учебным заведениям, предприятиям и организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование сооружения, здания, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности и ресурсы, а также описывать их с баланса в установленном порядке, если они изношены или морально устарели, за исключением музейных и библиотечных фондов, имеющих культурную и историческую ценность;

передавать материальные и денежные средства, в том числе с согласия трудовых коллективов (советов учебных заведений) средства фондов экономического стимулирования, другим учебным заведениям, организациям и предприятиям, выполняющим работы и услуги для училища или его филиалов;

безвозмездно получать денежные средства и материальные ценности, в том числе здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др., из благотворительных и других общественных фондов от местных Советов народных депутатов, государственных и общественных предприятий и организаций, отдельных граждан;

кооперировать на договорных началах материальные и финансовые средства с другими учебными заведениями и предприятиями, организациями и учреждениями.

Профтехучилища могут использовать банковский кредит. Краткосрочный кредит выдается банком этим учреждениям на цели текущей деятельности. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного (научно-технического) и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фонда производственного и социального развития.

6. Профессионально-технические училища самостоятельно разрабатывают план экономического и социального развития.

В качестве основы для формирования плана профтехучилища используются полученные от вышестоящего органа управления следующие исходные данные планирования:

контрольные цифры - показатели, которые отражают потребность региона в результатах деятельности по профилю училища и служат основанием для определения среднегодовых приведенных контингентов учащихся, бюджетных или отраслевых ассигнований на содержание и развитие училища через нормативы бюджетного или отраслевого финансирования;

государственный заказ, который может выдаваться как на республиканском, так и региональном уровне в виде централизованного заказа на подготовку квалифицированных рабочих, производство продукции в натуральном или стоимостном выражении;

экономические нормативы;

норматив бюджетного или отраслевого финансирования;

нормативы фонда материального обеспечения учащихся;

норматив фонда заработной платы (при первом способе распределения дохода);

норматив фонда производственного и социального развития;

норматив фонда валютных отчислений.

В числе исходных показателей планирования деятельности профтехучилища могут быть также лимиты централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения текущей деятельности, реконструкции и др.

7. Профтехучилища, основная деятельность которых полностью или частично финансируется из бюджета или средств отрасли, платежи в бюджет не производят.

8. Профтехучилище может применять следующие способы распределения дохода:

при первом способе из дохода училища формируется по установленному нормативу фонд заработной платы работников, фонд материального обеспечения учащихся, возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, производятся расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит. Оставшиеся после этих расчетов средства поступают в распоряжение трудового коллектива. Из них по установленному нормативу формируется фонд производственного и социального развития и как остаток образуется фонд материального поощрения.

Перерасход средств по фонду заработной платы, материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит относится на уменьшение соответствующих фондов экономического стимулирования;

при втором способе из дохода училища формируется по установленному нормативу фонд материального обеспечения учащихся, возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, осуществляются расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит. Из оставшихся средств по установленному нормативу образуется фонд производственного и социального развития и как остаток формируется фонд оплаты труда.

Кроме того, сверх сумм, начисляемых по установленному нормативу, в фонды экономического стимулирования могут быть перечислены:

в фонд материального поощрения (при первом способе распределения дохода) - неиспользованные средства фонда заработной платы;

в фонд производственного и социального развития - выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования, средства, передаваемые на цели производственного и социального развития профтехучилищу другими предприятиями и организациями, а также экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит.

9. В профтехучилищах формируются следующие фонды:

фонд производственного и социального развития;

фонд материального обеспечения учащихся;

фонд оплаты труда (фонд заработной платы и фонд материального поощрения);

фонд валютных отчислений.

Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально, кроме отчислений в централизованные фонды) определяется училищем. Распределение средств фондов осуществляется училищем самостоятельно в соответствии со сметами, одобренными трудовым коллективом (советом училища) и утвержденными директором училища по согласованию с профсоюзной организацией.

При этом не использованные в текущем отчетном периоде средства фондов экономического стимулирования изъятию не подлежат и используются в последующих отчетных периодах.

Экономия средств, выделяемых на материальное обеспечение и льготы для учащихся, полученная в текущем отчетном периоде, полностью используется на указанные цели в последующие отчетные периоды.

10. Училищам предоставляется право решать следующие вопросы в области организации и оплаты труда:

утверждать структуру училища, штатное расписание и устанавливать должностные оклады, ставки в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (фонда оплаты труда);

устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда). Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышении качества профессиональной подготовки учащихся, выполняемых работ (услуг), роста доходов. Указанные надбавки уменьшаются либо отменяются полностью при ухудшении качества работы;

устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей) за счет и в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда);

применять в хозяйственной деятельности подразделений бригадный, семейный, арендный подряды, коллективную, договорную и другие формы организации и оплаты труда, а также гибкие режимы труда;

определять порядок и размеры премирования работников исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда (фонда материального поощрения).

Надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе и размеры премий руководителям училища утверждаются решением вышестоящего органа управления.

На премирование работников учреждений, а также на установление им различного рода доплат (надбавок) не могут быть направлены средства, предназначенные на оплату труда учащихся.

Заработная плата работников максимальным размером не ограничивается.

11. Отношения училища и вышестоящего органа строятся на основе планового управления, соблюдения положений Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" и настоящих Основных положений.

Вышестоящий орган может давать училищу указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания вышестоящим органом акта, не соответствующего его компетенции либо с нарушением законодательства, училище вправе обратиться в государственный арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Убытки, причиненные училищу в результате выполнения указания вышестоящего органа, нарушившего права этого учреждения, а также вследствие ненадлежащего осуществления вышестоящим органом своих обязанностей по отношению к училищу, подлежат возмещению указанным органом. Споры по возмещению убытков решаются государственным арбитражем.

Вышестоящий орган осуществляет контроль за деятельностью училища, соблюдением законодательства, сохранностью социалистической собственности. Ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности училища производится вышестоящим органом и другими организациями, в чью компетенцию это входит, комплексно не чаще одного раза в год с привлечением заинтересованных организаций.

При переводе училища на новые условия хозяйствования организуется система контроля за качеством их работы, включающая разработку и утверждение органами народного образования и местными Советами народных депутатов обязательных требований к результатам деятельности (уровню учебной и воспитательной работы, объему образования, качеству подготовки, повышения квалификации кадров и др.) и условия ее осуществления;

организацию системы государственно-общественной оценки работы училища путем создания комиссий, советов и других органов.

С согласия подведомственных училищ в вышестоящих органах управления могут создаваться централизованные фонда и резервы за счет отчислений от средств, полученных училищами от реализации продукции учебно-производственных мастерских, оказания платных услуг и другой производственной деятельности. Размеры отчислений определяются руководством училищ по согласованию с трудовыми коллективами. Средства централизованных фондов и резервов направляются на расширение производства, решение социальных вопросов, осуществление мероприятий по обмену передовым опытом, культурному и творческому развитию учащихся и работников училищ, а также на приобретение необходимого оборудования.

Орган управления, финансирующий училища, может образовывать финансовый резерв за счет дополнительных ассигнований из бюджета или средств отрасли (сверх средств, выделяемых по нормативам). Конкретный размер средств финансового резерва устанавливается по согласованию с соответствующим финансовым и отраслевым органом.

12. Училища, имеющие учебно-производственные мастерские, учебные хозяйства, производственные предприятия и другие организации, могут действовать как единые учебно-научно-производственные и хозяйственные комплексы. Указанные подразделения, предприятия и организации могут осуществлять свою деятельность как в составе комплекса в качестве структурных единиц (подразделений), так и в качестве самостоятельных организаций, которые пользуются правами, предусмотренными Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" либо положениями о них, утвержденными в установленном порядке. Они могут функционировать на условиях внутреннего хозяйственного расчета и иметь отдельные балансы и счета в учреждениях банков. Конкретный состав подразделений (предприятий, организаций), вошедших в учебно-научно-производственный комплекс, равно как и действующих самостоятельно, определяется вышестоящей организацией при переводе на новые условия хозяйствования с учетом мнения руководителей училищ и трудовых коллективов (советов учреждений).

13. В целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом и кооперации производственной деятельности училища могут создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе без увеличения бюджетных ассигнований учебно-научно-производственные или учебно-производственные фирмы, объединения, ассоциации и другие рациональные формы совместной деятельности. Решения о создании указанных объединений принимаются училищами, предприятиями и организациями добровольно по согласованию с соответствующими органами управления народным образованием и исполкомами Советов народных депутатов. Руководство текущей деятельностью такого объединения осуществляет аппарат объединения, структура и функции которого определяются на конференции уполномоченных и содержащийся за счет добровольных отчислений от доходов подведомственных училищ, предприятий и организаций, входящих в его состав, и совет (конференция) директоров этих училищ, предприятий и организаций. Взаимоотношения аппарата объединения и его структурных единиц объединения строятся на договорной основе. Структура и функции аппарата управления объединением утверждаются исполкомом Совета народных депутатов и обеспечивают создание необходимых условий для совершенствования качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для отраслей народного хозяйства, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе координации учебно-производственной деятельности и кооперации средств профтехучилищ, развития договорных и хозрасчетных отношений, организации материально-технического снабжения и сбыта продукции и др.

14. Перевод учреждений на новые условия хозяйствования осуществляется с 1 января 1990 г. сроком на один год в соответствии с настоящими Основными положениями по мере готовности училищ и в порядке, установленном Советом Министров РСФСР.

15. При переводе подведомственных учебных заведений и учреждений профтехобразования на новые условия хозяйствования, министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров АССР и местные Советы народных депутатов могут вносить уточнения и дополнения в условия хозяйствования конкретных учреждений с учетом национальных, территориальных и других особенностей их деятельности.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Утверждаю

Первый заместитель Министра

народного образования РСФСР

В.Л.БОЛОБОНОВ

5 марта 1990 года

 

Согласовано

Заместитель Министра

финансов РСФСР

М.А.КОЖЕВНИКОВ

10 марта 1990 года

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ХОЗРАСЧЕТНОЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПТУ

 

1. Общие положения

1.1. "Типовое положение о хозрасчетной учебно-производственной деятельности ПТУ" разработано в соответствии с "Временным положением о профессионально-техническом училище (примерном)", утвержденном Приказом Гособразования СССР от 07.07.89 N 565 на основании решения Совета Министров СССР от 07.07.89 (ПП-16282).

1.2. Цель данного Положения - определить основные элементы хозяйственного механизма профтехучилищ в учебно-производственной сфере, права и обязанности коллективов ПТУ, решивших перевести учебно-производственную деятельность на хозрасчетную основу.

1.3. Хозрасчетная учебно-производственная деятельность (УПД) ПТУ является одним из видов деятельности, направленных на получение внебюджетных ассигнований.

1.4. Перевод учебно-производственной деятельности на хозрасчетную основу осуществляется по инициативе коллектива ПТУ, способствует решению социальных и народнохозяйственных задач по повышению уровня общеобразовательной, профессиональной и воспитательной работы ПТУ и удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения в продукции, работах, услугах, поэтому заслуживает всемерной поддержки со стороны руководящих органов и стимулирования.

1.5. Хозрасчетная учебно-производственная деятельность ПТУ направлена на достижение следующих целей:

повышение уровня профессиональной подготовки учащихся в процессе производства конечной товарной продукции, проведения работ, оказания услуг;

повышение уровня воспитательной работы за счет предоставления учащимся широких прав и возможностей участия в производительном труде как в урочное, так и во внеучебное время, в условиях прогрессивных форм организации труда (бригадный хозрасчет, подряд, аренда) и функционирования хозяйственного механизма, аналогичного действующему на базовых предприятиях, отраслях;

получение дополнительных средств для удовлетворения потребностей в развитии материальной базы и социальной сферы ПТУ;

получение средств для стимулирования работающих в ПТУ на повышение эффективности деятельности профтехшколы и достижение более высоких конечных результатов.

1.6. Средством достижения указанных целей является использование в учебно-производственной деятельности элементов современного хозяйственного механизма, хозрасчета, прибыли, цены, кредита, стимулирования, прогрессивных нормативов.

2. Учебно-производственная деятельность

2.1. Учебно-производственной деятельностью является всякая деятельность ПТУ, направленная на достижение перечисленных в п. 1.5 целей и имеющая в качестве результата материальные ценности, работы, услуги, реализуемые на сторону, в том числе базовыми предприятиями, или служащие для удовлетворения собственных потребностей ПТУ.

2.2. Учебно-производственная деятельность отражается на отдельном счете.

2.3. Продукция, работы, услуги для собственных нужд ПТУ оплачиваются с соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных для удовлетворения этих потребностей.

2.4. Организационные формы хозрасчетной учебно-производственной деятельности ПТУ, а также формы хозрасчета выбираются трудовым коллективом ПТУ (хозрасчетная учебно-производственная мастерская (УПМ), учебно-производственные предприятия (УПП), объединения (УПО), кооперированное производство продукции, арендные отношения, хозрасчетная учебно-производственная деятельность как таковая без оргструктурных изменений и т.д.).

2.5. Основным признаком учебно-производственной деятельности, отличающим ее от различного вида инициативных работ, проводимых коллективом ПТУ с целью получения дополнительных средств в виде внебюджетных ассигнований, является участие в ней всех учащихся ПТУ, на долю которых должно приходиться не менее 40% стоимости выполняемых работ, услуг, произведенной продукции.

2.6. Совместное производство продукции, работ, услуг с любым предприятием народного хозяйства либо участие учащихся в производстве продукции на базовом предприятии осуществляется на договорных основах между предприятием и ПТУ с непременным определением порядка разделения доходов.

Если на базовом предприятии принята первая форма хозрасчета, доля балансовой прибыли, приходящаяся на заработную плату учащихся, полученную ими в процессе производственной практики на базовом предприятии, определяется следующим образом:

 

                               Пб x Зуч

                         Пуч = --------,

                                Зполн

 

где: Пуч - размер балансовой прибыли, приходящейся на зарплату учащихся, руб.;

Пб - балансовая прибыль предприятия за период расчета, руб.;

Зуч - зарплата учащихся за тот же период, руб.;

Зполн - полная зарплата коллектива базового предприятия (без выплат из ФМП), руб.

Если базовое предприятие работает по второй форме хозрасчета, зарплата учащихся определяется расчетно, а на счет ПТУ переводится часть валового дохода (Дв) базового предприятия в размере:

 

                               Дв x Зуч

                         Дуч = --------.

                                Зполн

 

В этом случае зарплата учащихся является частью Дуч. Отчисления от прибыли и дохода на счет ПТУ базовые предприятия осуществляют до начала распределения прибыли и дохода по нормативам. Порядок передачи предприятием профтехучилищу части прибыли или дохода либо форма и порядок их компенсации определяются в договоре.

2.7. Переход к хозрасчетным отношениям в учебно-производственной сфере ПТУ осуществляется на основании приказа вышестоящей организации и положения, определяющего специфику реализации хозрасчетных принципов в учебно-производственной деятельности конкретного ПТУ.

3. Хозрасчетный доход от учебно-производственной деятельности и его распределение

3.1. Профтехучилища не вносят платежи в бюджет от полученных доходов.

3.2. Экономические нормативы стабильны на пятилетку, устанавливаются вышестоящей организацией на основе увязки интересов развития коллектива ПТУ и региональной и республиканской систем ПТО.

3.3. Хозрасчетная учебно-производственная деятельность в ПТУ по решению трудового коллектива ориентируется на форму нормативного распределения дохода или использование арендных отношений с последующим включением арендной платы в состав балансовой прибыли (валового дохода).

3.4. При нормативном распределении прибыли (первая форма хозрасчета) из балансовой прибыли, полученной по результатам учебно-производственной деятельности, выплачиваются проценты за краткосрочный банковский кредит и делаются отчисления вышестоящей организации (региональной системе ПТО) в размере до 10% на 1990 г. Оставшаяся в распоряжении ПТУ прибыль направляется на формирование фондов экономического стимулирования (ФЭС) по нормативам, единым для всех ПТУ в 1990 г.:

 

    фонда развития материальной базы (ФРМБ)           - 40%

    фонда социального развития (ФСР)                  - 35%

    фонда материального поощрения (ФМП)               - 25%.

 

Допускается объединение ФРМБ и ФСР в единый фонд производственного и социального развития (ФПСР). Норматив образования такого фонда - 75%.

3.5. При нормативном распределении дохода (вторая форма хозрасчета) из выручки от реализации продукции, работ, услуг вычитаются материальные затраты (включая амортизационные отчисления, отчисления на соцстрах и др. затраты, кроме затрат по зарплате), из оставшейся части дохода осуществляется плата за краткосрочный кредит банка и вышестоящей организации в размере до 5% на 1990 г. Хозрасчетный доход направляется на образование ФРМБ и ФСР по следующим нормативам, единым для всех ПТУ на 1990 г.:

 

    фонд развития материальной базы                   - 16%

    фонд социального развития                         - 16%.

 

Остаток хозрасчетного дохода представляет собой фонд оплаты труда (ФОТ), направляемый на оплату труда и стимулирование участников работы. Допускается создание единого фонда производственного и социального развития по нормативу 32%.

3.6. Использование в учебно-производственной деятельности арендных отношений связано с разделением дохода от деятельности коллектива-арендатора между ним и ПТУ в виде арендной платы. Арендные отношения строятся на долговременной основе, арендная плата представляет собой фиксированную в договоре, заранее обусловленную часть выручки. Предметом аренды является свободное от выполнения учебно-производственных программ машинное время станков, оборудования, приборов, вычислительной техники и т.п. и помещения. Фонд оплаты труда арендного коллектива представляет собой остаток от вычитания из выручки материальных затрат, платы за кредит и арендной платы. Размеры арендной платы должны быть достаточными для компенсации эксплуатационных расходов ПТУ, приходящихся на арендуемое время, и создания фондов экономического стимулирования ПТУ и фонда риска.

3.7. Коллектив ПТУ имеет право осуществлять стимулирование труда всех категорий работающих в ПТУ и учащихся.

3.8. Направления расходования фондов экономического стимулирования определяются в соответствии с п. п. 3.11 - 3.12 трудовым коллективом ПТУ, расходование осуществляется по сметам, обсужденным трудовым коллективом (или СТК) и утверждаемым руководителем ПТУ и профсоюзной организацией.

3.9. Доходы от производственной практики учащихся, полученные с базовых предприятий и оставляемые в распоряжении ПТУ, направляются в балансовую прибыль или валовый доход ПТУ для последующего распределения, согласно п. п. 3.4 - 3.5.

3.10. Средства фонда развития материальной базы формируются из прибыли (дохода) от учебно-производственной деятельности по нормативам, амортизационных отчислений по установленным нормам, предназначенных на полное восстановление основных фондов в размерах, предусмотренных в себестоимости продукции (работ, услуг).

3.11. Средства фонда развития материальной базы, фонда социального развития (или объединенного фонда производственного и социального развития), а также фонда материального поощрения используются в направлениях, соответствующих "Положению о порядке расходования средств, заработанных учащимися профессионально-технических учебных заведений в период производственного обучения и производственной практики и остающихся в распоряжении училищ", утвержденному Госпрофобром РСФСР 10.11.87.

3.12. Средства фонда оплаты труда используются для оплаты труда и материального поощрения участников учебно-производственной деятельности.

4. Планирование и оценка результатов учебно-производственной деятельности

4.1. Годовое планирование учебно-производственной деятельности и ожидаемых результатов (доходов, прибыли) осуществляет коллектив ПТУ на основании оценки производственных мощностей ПТУ, трудового потенциала, наличия заказов на изготовление продукции, соответствующей или несколько превосходящей требования учебно-производственных программ, материального обеспечения работ, необходимых экономических расчетов и обоснований.

4.2. Вышестоящая организация рассматривает и утверждает план учебно-производственной деятельности ПТУ по следующим показателям:

объем выпуска продукции в натуральном выражении;

прибыль (доход).

4.3. Вышестоящая организация, исходя из интересов развития региональной и республиканской системы ПТО, с учетом предложений ПТУ, утверждает экономические нормативы по формированию фонда заработной платы (ФЗП), распределению прибыли или дохода. При этом должно быть обеспечено соблюдение интересов коллектива ПТУ и задействованы рычаги экономического управления (стимулирования).

4.4. Оценка учебно-производственной деятельности ПТУ осуществляется по следующим показателям:

рост уровня использования производственных мощностей;

рост уровня соответствия средств труда требованиям ПТП;

рост уровня использования трудового потенциала;

рост уровня организации труда;

рост доли работ, соответствующих или несколько превосходящих требования программ;

рост средней зарплаты учащихся с учетом выплат из ФМП;

рост отчислений в ФРМБ;

рост отчислений в ФСР;

рост среднего заработка персонала ПТУ;

уровень вовлечения в производство вторичных ресурсов.

Номенклатура и значение показателей может изменяться, исходя из особенностей и специфики работы данного учебного заведения.

4.5. Результаты анализа деятельности ПТУ по данным показателям могут использоваться вышестоящей организацией для определения размера поощрения руководящих работников ПТУ. Анализ осуществляется путем сравнения с данными соответствующего базового периода либо с нормативом.

5. Ценообразование, расчеты с заказчиками

5.1. Расчеты с заказчиками продукции осуществляются по прейскурантным и договорным ценам.

5.2. Производство в ПТУ продукции, имеющей прейскурантную цену, осуществляется только в случае обеспечения достаточного уровня рентабельности. Реализация такой продукции производится по прейскурантной цене.

5.3. В основе договорной цены лежит калькуляция (смета затрат) на производство продукции (работы, услуги). Структура калькуляции (сметы затрат) соответствует нормативной, применяемой по производству данного вида продукции (работ, услуг).

5.4. В калькуляцию (смету затрат) включаются только те виды затрат, работ, которые реально имеют место. Нормативы на материальные затраты и затраты времени учитывают необходимость реализации в процессе производства важнейшей социальной задачи - обучения, невысокий уровень квалификации учащихся и требования сочетания учебы с производством.

5.5. Плановая калькуляция (смета затрат) прикладывается к хозяйственному договору на производство продукции (работ, услуг) и определяет лимитную цену. Плановая прибыль определяется с учетом потребительских свойств продукции, рентабельность должна быть не менее среднеотраслевой по отрасли, головной по выпуску данной продукции, верхним пределом не ограничивается.

5.6. При определении договорной цены осуществляется расчет нормативно - чистой продукции, необходимый для определения размера заработной платы по нормативу к НЧП.

5.7. Снижение себестоимости продукции (затрат на производство) является дополнительным источником получения хозрасчетного дохода ПТУ.

5.8. В условиях использования в процессе производства материалов, сырья и оборудования заказчика цена определяется с учетом всех затрат заказчика и изготовителя, а организации-партнеры делят получаемый доход в соответствии с вкладом каждого на принципах, оговоренных в хоздоговоре (пропорционально заработной плате, удельному весу соответствующей статьи в калькуляции или другим образом).

5.9. В случае производства в ПТУ не конечной продукции, а комплектующих частей, полуфабрикатов ПТУ и заказчик определяют долю дохода от реализации готовой продукции, приходящуюся на производимую в ПТУ деталь, сборочную единицу. Заказчик, согласно договору, обеспечивает поступление причитающейся доли дохода на счет ПТУ.

5.10. ПТУ несет материальную ответственность за качество и сроки производства продукции, определенные хоздоговором и техническими условиями, компенсируя убытки заказчика из своего хозрасчетного дохода.

6. Материально-техническое обеспечение

В соответствии с планами учебно-производственной деятельности ПТУ определяет потребность в ресурсах и удовлетворяет ее в порядке, определенном письмом Министерства народного образования РСФСР "Об обеспечении материальными ресурсами предприятий и организаций Министерства народного образования и о материалах по оптовой торговле" от 24.11.88 N 1499/16-41.

7. Оплата труда по результатам учебно-производственной деятельности

7.1. Средства фонда заработной платы и фонда материального поощрения (фонда оплаты труда) направляются на оплату труда и материальное поощрение работников ПТУ и учащихся, участвовавших в создании продукции, после реализации продукции и поступления средств от реализации на счет ПТУ.

В учебно-производственной деятельности ПТУ могут участвовать все категории работников ПТУ. Их заработок и премия определяются в зависимости от количества и качества вложенного труда.

7.2. Право участия в учебно-производственной деятельности во внеучебное время предоставляется трудовым коллективам тех работников ПТУ, кто имеет достаточно высокие результаты деятельности в учебное время.

7.3. Уровневые нормативы образования ФЗП в учебно-производственной деятельности устанавливаются к фондообразующему показателю нормативно-чистой продукции. НЧП представляет собой сумму заработной платы всех работников, занимающихся этой деятельностью, включенной в себестоимость единицы продукции и балансовой прибыли. Уровень норматива образования ФЗП от НЧП зависит от отрасли народного хозяйства, для которой осуществляется подготовка рабочих кадров:

 

    - для предприятий угольной, сланцевой промышленности,

      черной и цветной металлургии и организаций по горным

      работам                                               - 70%

    - для предприятий нефтяной, газовой, химической,

      машиностроительной, металлообрабатывающей, лесной,

      целлюлозно-бумажной, стекольной и фарфорово-фаянсовой

      промышленности, промышленности строительных

      материалов, предприятий по производству и передаче

      тепловой энергии, строительства, для

      геолого-разведочных предприятий, для предприятий

      морского флота, флота рыбной промышленности, морского

      транспорта, речного флота, ж/д транспорта,

      метрополитенной связи                                 - 65%

    - для предприятий торфяной, текстильной,

      полиграфической, деревообрабатывающей промышленности,

      сельского хозяйства, водного и лесного хозяйства,

      автомобильного транспорта, автодорог и городского

      электрического транспорта                             - 60%

    - для предприятий легкой, пищевой промышленности и

      бытового обслуживания населения, оказывающих услуги

      производственного характера                           - 55%.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Утверждаю

Первый заместитель Министра

народного образования РСФСР

В.Л.БОЛОБОНОВ

28 февраля 1990 года

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОТДЕЛЕ (ГРУППЕ) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

1. Общие положения

1.1. Отдел (группа) по организации и руководству учебно-производственной деятельностью <*> учащихся профтехучилищ, индустриально-педагогических техникумов, межшкольных учебно-производственных комбинатов и других учебных заведений создается при Министерстве народного образования АССР, краевом, областном управлении (главном управлении), комитете народного образования по согласованию с Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом Совета народных депутатов на основании предложений директоров учебных заведений, осуществляющих самостоятельно или в кооперации выпуск сложной промышленной продукции, необходимой для народного хозяйства, средств обучения, мебели, классно-лабораторного, спортивного и другого оборудования для укрепления и развития материально-технической базы учреждений и организаций народного образования, а также производство товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции, оказание услуг населению.

--------------------------------

<*> В дальнейшем - Отдел производственной деятельности.

 

1.2. Отдел производственной деятельности создается для организации инженерной, агрономической, зоотехнической подготовки производства в учебных мастерских и учебных хозяйствах по выпуску в процессе обучения учащихся сложной промышленной и сельскохозяйственной продукции, организации ее сбыта.

1.3. Отдел производственной деятельности создается на добровольных началах за счет средств, отчисляемых ему учебными заведениями на основании заключенных между Отделом производственной деятельности и учебными заведениями договоров.

1.4. В своей работе Отдел производственной деятельности руководствуется Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г. (протокол N 8, раздел IV), нормативными документами Гособразования СССР, Минобразования РСФСР, местного органа народного образования, а также положением об отделе, разрабатываемом на основе настоящего Примерного положения и утверждаемом местным органом народного образования.

2. Задачи и функции

Основными задачами Отдела производственной деятельности являются:

2.1. Оказание помощи во внедрении в учебно-производственную деятельность сложной промышленной продукции и интенсивных технологий сельскохозяйственного производства, развитии сети ученических магазинов, ателье, приемных пунктов по ремонту бытовой техники и др.

2.2. Расширение объемов выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, работ и услуг населению, а также учебно-технической продукции для нужд учебных заведений народного образования на основе широкой кооперации, исходя из возможностей учебных заведений, требований учебных планов и программ, потребностей регионов в изделиях, товарах и услугах.

2.3. Организация обеспечения учебных заведений материально-техническими ресурсами.

2.4. Организация внедрения в учебно-производственный процесс достижений научно-технического прогресса, опыта передовиков и новаторов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства.

Основными функциями Отдела производственной деятельности являются:

2.5. Инженерная подготовка производства сложной продукции в учебных заведениях. Оказание помощи учебным заведениям профтехобразования в организации учебно-производственной деятельности учащихся, отвечающей требованиям учебных планов и программ, задачам подготовки современного высококвалифицированного рабочего.

2.6. Разработка предложений по проектам текущих (годовых) и перспективных (пятилетних) планов учебно-производственной деятельности в разрезе региона с учетом оптимальной загрузки и эффективного использования имеющегося производственного потенциала, техники, сельскохозяйственных угодий и др.

2.7. Анализ экономической эффективности учебно-производственной деятельности учебных заведений, новых форм организации труда, их влияния на качество трудовой и профессиональной подготовки учащихся, разработка мероприятий по повышению уровня этой работы.

2.8. Организация освоения и выпуска нового станочного оборудования, современных технических средств обучения и других видов продукции на основе развития широкой кооперации учебных заведений между собой, с другими предприятиями и организациями.

2.9. Разработка предложений по созданию опорных учебных заведений в регионе по изготовлению, сборке сложных многодетальных узлов и агрегатов, селекции и разведению элитных пород животных, семян зерновых культур, картофеля, овощей и т.п.

2.10. Определение совместно с руководителями профтехучилищ потребности в оборудовании, станках, машинах, механизмах, сельскохозяйственной и мелиоративной технике, источников ее пополнения; своевременное представление обобщенных заявок на ее выделение в соответствующие органы; разработка предложений по перераспределению оборудования между учебными заведениями в связи с производственной необходимостью.

2.11. Организация и проведение заявочной кампании на все виды материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения производственной деятельности учебных заведений, в органах Госснаба РСФСР. Обеспечение реализации выделенных фондов на материально-технические ресурсы.

2.12. Обеспечение учебных заведений необходимой технической и технологической документацией на изготавливаемую продукцию, ГОСТами и ОСТами.

2.13. Осуществление совместно с соответствующими подразделениями местных органов народного образования контроля за качеством выпускаемой учебными заведениями продукции, соответствием ее требованиям государственных стандартов, а также за ценообразованием на эту продукцию, работы, услуги; разработка мероприятий по повышению качества изготавливаемой продукции, снижению ее себестоимости.

3. Структура, штаты, руководство

3.1. Структура и штаты Отдела производственной деятельности определяются местным органом народного образования по согласованию с Советом директоров учебных заведений, исходя из объемов производственной деятельности, сложности выпускаемой продукции, работ и услуг.

3.2. Оплата труда работников отдела (группы) производится в порядке и на условиях, предусмотренных для соответствующих работников учебно-производственных мастерских (учебных хозяйств), а должностные оклады руководителей отделов устанавливаются на уровне окладов начальников этих мастерских (управляющих учебными хозяйствами).

Порядок и размеры премирования работников и руководителя отдела определяет местный орган народного образования исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда (фонда материального поощрения).

3.3. Руководство Отделом производственной деятельности осуществляет начальник отдела.

Должностные обязанности работников отдела разрабатываются начальником отдела и утверждаются руководителем (заместителем) местного органа народного образования.

3.4. В своей работе Отдел производственной деятельности подотчетен Совету директоров учебных заведений, местному органу народного образования.

3.5. Начальник Отдела производственной деятельности назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя местного органа народного образования по согласованию с Советом директоров учебных заведений.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Утверждаю

Первый заместитель Министра

народного образования РСФСР

В.Л.БОЛОБОНОВ

5 марта 1990 года

 

Согласовано

Заместитель Министра

финансов РСФСР

М.А.КОЖЕВНИКОВ

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ

 

Настоящее Временное положение разработано на базе Основных положений хозяйственного механизма в народном образовании, одобренных Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г. (протокол N 8, раздел IV), "Основных положений нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы", одобренных Советом Министров СССР от 23 ноября 1988 г. (ПП-24807), с учетом специфики профтехобразования и распространяется на все учебные заведения и учреждения профессионально-технического образования независимо от их ведомственной подчиненности.

1. Учебно-производственное объединение профессионально-технического образования, именуемое в дальнейшем УПО ПТО, создается при органах народного образования на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе.

Решения о создании указанных объединений принимаются учебными заведениями, учреждениями и организациями профтехобразования добровольно по согласованию с соответствующими органами управления народным образованием и исполкомами Советов народных депутатов.

2. Учебно-производственное объединение профтехобразования в своей деятельности руководствуются Положением, разработанным на основании настоящего Примерного положения, Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" в порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1987 г. N 1471 "О порядке и сроках применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" к предприятиям, объединениям и организациям, не переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также к организациям непроизводственной сферы" (положениями статей 5 - 8, 10, 11, 15, 16, 19 - 22) с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом СССР от 3 августа 1989 г. N 319-1, и Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г. (протокол N 8, раздел IV).

Устав и Положение об учебно-производственном объединении профтехобразования утверждаются Советами Министров АССР, краевыми, областными, Московским и Ленинградским городскими исполкомами Советов народных депутатов.

3. УПО ПТО создается для достижения следующих целей в области подготовки квалифицированных рабочих кадров:

повышения качества учебно-воспитательного процесса и уровня профессиональной подготовки рабочих кадров в соответствии с потребностями региона и отраслей народного хозяйства;

развития хозрасчетной учебно-производственной деятельности учебных заведений и усиления экономической заинтересованности инженерно-педагогических коллективов и предприятий (учреждений, организаций) в качестве профессиональной подготовки учащихся и увеличения объемов выпуска полезной продукции;

осуществление перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления хозяйственной деятельностью, усиление плановой, хозяйственной и финансовой самостоятельности профтехучилищ;

развития самостоятельности трудовых коллективов профтехучилищ в решении основных вопросов их учебно-производственной и хозяйственной деятельности, социального развития посредством координации их деятельности и кооперирования учебно-производственной деятельности на основе договорных отношений.

4. В целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательной и производственной деятельностью учебных заведений по согласованию с органом народного образования могут создаваться действующие как в составе объединения, так и самостоятельно учебно-производственные фирмы, ассоциации, предприятия, конструкторско-технологические бюро, ремонтные мастерские, информационно-вычислительные центры, учебно-производственные комбинаты и другие рациональные формы совместной деятельности по обеспечению теоретического и производственного обучения учащихся профтехучилищ и общеобразовательных школ.

5. Учебные заведения, учреждения и организации профтехобразования, входящие в состав УПО ПТО, функционируют в условиях нового хозяйственного механизма, предусматривающего использование бюджетных ассигнований, выделяемых по нормативам, а также поступления средств от собственной производственной деятельности, и пользуются правами, предусмотренными положениями о них, утвержденными в установленном порядке. Учебно-производственное объединение профтехобразования может пользоваться правами юридического лица, иметь расчетные счета и другие счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба и свое наименование.

6. Вышестоящей организацией могут доводиться до УПО ПТО следующие исходные данные планирования:

контрольные цифры - показатели, которые отражают потребность народного хозяйства и населения в результатах деятельности по профилю училищ и служат основанием для определения среднегодовых приведенных контингентов учащихся, бюджетных ассигнований на содержание и развитие учебных заведений и учреждений, организаций через нормативы бюджетного финансирования.

Государственный заказ, который может выдаваться как на республиканском, так и на региональном уровне в виде централизованного заказа на подготовку квалифицированных рабочих, производство продукции в натуральном или стоимостном выражении;

экономические нормативы.

В числе исходных показателей планирования деятельности объединения могут быть также лимиты, которыми устанавливается предельный размер государственных централизованных капитальных вложений, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения текущей деятельности и строительства.

7. Планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих УПО ПТО проводит совместно с органами народного образования исходя из реальных потребностей региона в рабочих кадрах путем заключения договоров с предприятиями и учреждениями, контрольных показателей и государственного (централизованного) заказа.

Планирование производственной деятельности УПО ПТО осуществляется с учетом установленного вышестоящими организациями государственного заказа на изготовление продукции (оказание услуг), а также заключенными УПО ПТО договорами с предприятиями, организациями, населением.

8. Объединение размещает государственный заказ (централизованный заказ) на изготовление продукции и оказание услуг населению в своих подразделениях. Размещаемые заказы обеспечиваются необходимыми материальными ресурсами. На основании анализа учебных планов и программ по производственному обучению, государственного (централизованного) заказа и прямых договоров с предприятиями, организациями объединение самостоятельно разрабатывает годовой план производственной деятельности.

9. Высшим органом управления объединением является конференция уполномоченных представителей учащихся и работников учебных заведений и учреждений профтехобразования, добровольно входящих в состав УПО ПТО. Организации, входящие в УПО, имеют право отзыва и переизбрания своих представителей. Конференции проводятся не менее 2-х раз в год и считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей ее членов. Решения принимаются тайным или открытым голосованием. Конференция правомочна принимать решения по всем вопросам учебно-производственной и социально-культурной деятельности учреждений профтехобразования, входящих в компетенцию объединения.

10. Руководство текущей деятельностью УПО ПТО осуществляет совет директоров, избираемый конференцией, и аппарат объединения. Совет директоров возглавляет генеральный директор объединения, избранный советом и утвержденный исполкомом местного Совета народных депутатов.

11. Содержание аппарата управления УПО ПТО может производиться за счет средств, выделяемых Советами Министров АССР, исполкомами местных Советов народных депутатов на содержание аппарата министерств АССР, управлений (комитетов) народного образования.

Для оказания дополнительных услуг учебным заведениям по обеспечению развития производственной деятельности, реализации готовой продукции, материально-технического снабжения, кооперирования средств, организации профориентационной работы и др. при аппарате объединения могут создаваться подразделения, содержащиеся за счет добровольных отчислений от доходов подведомственных учреждений, предприятий и организаций, входящих в состав объединения.

12. Взаимоотношения подразделений аппарата объединения, содержащихся за счет добровольных отчислений, и структурных подразделений объединения строятся на договорной основе и носят, как правило, посреднический характер. Структура и функции аппарата управления объединением определяются на конференции уполномоченных представителей учащихся и работников учебных заведений и учреждений профтехобразования, входящих в состав объединения и являются частью положения, утверждаемого Советами Министров АССР, краевыми, областными, Московским и Ленинградским городскими исполкомами Советов народных депутатов.

Учебно-производственное объединение, как подразделение органа народного образования, обеспечивающее проведение единой государственной политики в области профессионально-технического образования, может наделяться следующими правами и обязанностями:

разработки единого плана экономического и социального развития учебных заведений профтехобразования с учетом потребностей экономического района;

составления сводных, текущих и перспективных планов приема и выпуска учащихся на основе предложений профтехучилищ, базовых предприятий и других организаций;

координации деятельности учебных заведений, предприятий и учреждений по вопросам организации учебно-воспитательной работы, профессиональной ориентации учащихся, методической работы;

издания, в пределах компетенции, необходимой учебно-методической документации, организации научно-технической и педагогической информации;

разработки и представления на утверждение, в установленном порядке, проектов сводных планов финансирования учебных заведений и учреждений профтехобразования на основе утвержденных нормативов бюджетных ассигнований;

совершенствования финансово-экономической работы в учебных заведениях и учреждениях в соответствии с принципами принятого хозяйственного механизма;

обеспечения сбалансированности всех видов финансовых и кредитных ресурсов с плановыми показателями.

Объединение осуществляет оперативное планирование работы и общее руководство учебно-воспитательной, производственной и финансовой деятельностью подразделений, принимает статистическую и бухгалтерскую отчетность, организует обеспечение их материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, самостоятельно ведет учет результатов своей деятельности и экономический анализ ее эффективности на основе бухгалтерского и статистического учета.

Генеральный директор учебно-производственного объединения профтехобразования:

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на объединение задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности руководителей объединения;

вносит в установленном порядке на рассмотрение управления народного образования вопросы развития подведомственных учебных заведений, организаций, объединений;

издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции и распоряжения, организует контроль за их выполнением;

вносит по согласованию отдельные изменения в структуру и утверждает штатное расписание аппарата учебно-производственного объединения;

утверждает Положение о структурных подразделениях учебно-производственного объединения профессионально-технического образования;

назначает и освобождает от должности работников аппарата объединения;

созывает совещания, активы, проводит работу по совершенствованию государственно-общественной системы управления учебными заведениями;

в установленном порядке представляет работников объединения к поощрению.

13. Вышестоящий орган может давать объединению указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания вышестоящим органом акта, не соответствующего его компетенции либо с нарушением законодательства, объединение вправе обратиться в государственный арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Убытки, причиненные объединению в результате выполнения указания вышестоящего органа, нарушившего его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления вышестоящим органом своих обязанностей по отношению к объединению, подлежат возмещению указанным органом. Споры по возмещению убытков решаются государственным арбитражем.

Вышестоящий орган осуществляет контроль за деятельностью объединения, соблюдением законодательства, сохранностью социалистической собственности. Ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединения производится вышестоящим органом и другими организациями, в чью компетенцию это входит, комплексно не чаще одного раза в год с привлечением заинтересованных организаций.

При переводе объединения на новые условия хозяйствования организуется система контроля за качеством работы учебных заведений, включающая:

разработку и утверждение органами народного образования и местными Советами народных депутатов обязательных требований к результатам деятельности (уровню учебной и воспитательной работы, объему образования, качеству подготовки, повышения квалификации кадров и др.) и условия ее осуществления;

организацию системы государственно-общественной оценки работы объединения путем создания комиссий, советов и других органов.

14. С согласия подразделений в объединении могут создаваться централизованные фонды и резервы за счет отчислений от суммы средств, полученных от реализации продукции учебно-производственных мастерских, учебных хозяйств, оказания платных услуг и другой производственной деятельности. Размеры отчислений определяются руководством училищ по согласованию с трудовыми коллективами. Средства централизованных фондов и резервов направляются на расширение производства, решение социальных вопросов подразделений объединения, осуществление мероприятий по обмену передовым опытом, культурному и творческому развитию учащихся и работников училищ, а также на приобретение необходимого оборудования. Нормативы этих отчислений рассматриваются и утверждаются на конференции уполномоченных представителей.

15. Объединения профтехобразования, основная деятельность которых полностью или частично финансируется из бюджета, платежи в бюджет не производят.

16. Реорганизация и прекращение деятельности УПО ПТО производится по решению конференции уполномоченных представителей и утверждается управлением народного образования по согласованию с Советом Министров АССР, местным Советом народных депутатов.

17. При реорганизации и ликвидации УПО ПТО работникам предоставляются права и льготы, установленные Конституцией СССР и действующим трудовым законодательством.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2017