| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 1990 г. N 39

 

О ПРОВЕДЕНИИ В Г. МОСКВЕ В 1990 ГОДУ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ОТРАБОТКИ МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ

САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ

 

На основании Закона СССР "О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1989 год" и придавая важное значение гармоничному развитию экономики и социальной сферы в г. Москве, усилению самостоятельности, ответственности и заинтересованности местных органов управления, трудовых коллективов предприятий, объединений и организаций в достижении высоких конечных результатов хозяйствования, увеличении их вклада в единый народнохозяйственный комплекс страны, а также в целях подготовки условий для применения законов СССР и РСФСР о местном самоуправлении и местном хозяйстве Совет Министров СССР постановляет:

1. Принять предложение Совета Министров РСФСР и Мосгорисполкома о проведении в г. Москве в 1990 году эксперимента по отработке механизма территориального хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования.

В качестве важнейших целей и приоритетов в проводимой работе и с учетом особенностей функций г. Москвы как столицы должно быть обеспечено:

усиление социальной ориентации народного хозяйства и повышение благосостояния населения г. Москвы на основе роста эффективности производства и последовательной реализации принципа зарабатывания средств для самофинансирования, наращивания выпуска высококачественных товаров, оказания услуг и нормализации положения в торговле и денежном обращении;

финансовое оздоровление экономики города, осуществление мер по ликвидации убыточности предприятий, объединений и организаций подведомственного Мосгорисполкому хозяйства, усиление зависимости городского и районных бюджетов от результатов финансово-хозяйственной деятельности всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории города, устойчивое финансирование региональных программ;

совершенствование методов управления народным хозяйством города в соответствии с принципами и этапами осуществляемой в стране радикальной экономической реформы, подходами к разработке тринадцатого пятилетнего плана;

вовлечение в хозяйственный оборот всех территориальных резервов и ресурсов, развертывание инициативы советских и хозяйственных органов, широкое участие трудовых коллективов и населения в решении вопросов экономического и социального развития города, укрепление экономической основы местного самоуправления;

увеличение вклада народного хозяйства города в осуществление общегосударственных и республиканских задач, всемерное развитие и активное использование преимуществ территориального разделения и кооперации труда.

 

Расширение прав и усиление ответственности

советских и хозяйственных органов г. Москвы

за социально-экономическое развитие города

 

2. Для расширения возможностей и повышения ответственности советских и хозяйственных органов г. Москвы за обеспечение динамичного и комплексного развития народного хозяйства города признать целесообразным сосредоточить в ведении Мосгорисполкома вопросы организации производства товаров народного потребления, руководство социально-бытовым и культурным обслуживанием населения, предприятиями и организациями торговли и общественного питания, другими отраслями сферы услуг, производственной инфраструктурой городского значения, строительным комплексом, природоохранной и иными видами деятельности, непосредственно связанными с жизнеобеспечением населения.

Вопросы передачи в ведение Мосгорисполкома предприятий, объединений и организаций вышестоящего подчинения рассматриваются и решаются в установленном порядке. При этом сохраняются сложившиеся хозяйственные связи передаваемых в местное подчинение предприятий, объединений и организаций.

3. Одобрить предложение Мосгорисполкома о переводе всех районов города в 1990 году на новые условия хозяйствования на принципах самоуправления и самофинансирования.

При этом обеспечить переход от системы жесткого централизованного планирования к гибкой системе регулирования в основном экономическими методами. Особое внимание сосредоточить на совершенствовании взаимоотношений предприятий, кооперативов и хозяйственных ассоциаций с органами общественного самоуправления, комитетами, главными управлениями и управлениями Мосгорисполкома, министерствами и ведомствами РСФСР и СССР, на строгом соблюдении закрепленных законодательством прав предприятий, объединений и организаций. Разграничить функции города и районов по управлению экономикой и социальной сферой, уточнить состав объектов, находящихся в ведении Мосгорисполкома и райисполкомов.

4. В интересах совершенствования руководства экономикой и социальной сферой г. Москвы Мосгорисполком:

содействует с учетом мнения трудовых коллективов созданию концернов, консорциумов, межотраслевых государственных объединений, ассоциаций, совместных предприятий, кооперативных, арендных и других прогрессивных форм хозяйствования;

самостоятельно определяет состав и структуру органов управления местным хозяйством, численность их работников и расходы на содержание в пределах заработанных средств.

5. Установить, что в составе государственного плана экономического и социального развития СССР предусматриваются в целом по г. Москве в установленном порядке показатели комплексного экономического и социального развития г. Москвы, обеспечивающие взаимоувязанное развитие отраслей союзного, республиканского и местного подчинения. До Мосгорисполкома, министерств и ведомств, имеющих предприятия, объединения и организации в городе, доводятся следующие показатели:

государственный заказ на поставку важнейших видов промышленной продукции, продовольствия и других товаров народного потребления в общесоюзный фонд, на ввод в действие производственных мощностей, объектов социальной сферы и природоохранных объектов, имеющих общесоюзное и республиканское значение, объектов, связанных с выполнением международных обязательств и реализацией государственных программ, осуществляемых за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также на выполнение отдельных заданий по развитию науки и техники;

лимиты централизованно распределяемых материально-технических ресурсов, государственных централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ, лимиты подрядных работ по перечню строек, на которых создаются мощности по государственному заказу, а также лимиты численности рабочих и служащих, потребления воды и задания по снижению объема сброса загрязненных сточных вод.

План комплексного экономического и социального развития г. Москвы, разработанный Мосгорисполкомом на основе экономических показателей, предусматриваемых в составе государственного плана экономического и социального развития СССР, представляется на утверждение Московского городского Совета народных депутатов.

6. Предоставить Мосгорисполкому право:

заключать в первоочередном порядке договоры на поставку товаров народного потребления, производство работ и оказание услуг для населения города со всеми предприятиями, объединениями и организациями, расположенными на территории г. Москвы (с согласия трудовых коллективов), с учетом установленного им государственного заказа и сложившихся хозяйственных связей;

оставлять с согласия трудовых коллективов в своем распоряжении весь объем продукции, произведенной по инициативе местных Советов народных депутатов без привлечения централизованных капитальных вложений и централизованно распределяемых материально-технических ресурсов;

самостоятельно утверждать по подведомственному хозяйству титульные списки проектно-изыскательских работ и вновь начинаемых строек, непосредственно связанных с обслуживанием населения и городского хозяйства, независимо от их сметной стоимости.

7. Мосгорисполкому совместно с Мособлисполкомом при отработке экономического механизма взаимодействия города и области, направленного на повышение эффективности народно-хозяйственного комплекса Московского региона, предусмотреть необходимые меры по решению проблем обеспечения его продовольствием и другими товарами народного потребления, охраны окружающей среды и рационального использования трудовых и природных ресурсов.

Совету Министров РСФСР, Мосгорисполкому и Мособлисполкому разработать по результатам проведения эксперимента систему управления народным хозяйством Московского экономического района на принципах самоуправления и самофинансирования с учетом эффективного использования производственного потенциала и социальной инфраструктуры региона.

 

Укрепление финансовых основ самоуправления г. Москвы

 

8. В целях повышения устойчивости функционирования народного хозяйства города и каждого района, финансового оздоровления экономики и реализации принципа самофинансирования установить, что потребности г. Москвы с 1990 года должны обеспечиваться в основном собственными финансовыми ресурсами с учетом отчислений в бюджет города части прибыли (дохода) расположенных в городе государственных предприятий, объединений и организаций союзного и республиканского подчинения, платежей кооперативов, общественных и иных хозяйственных организаций, а также за счет покрытия из государственных бюджетов СССР и РСФСР расходов на выполнение целевых общегосударственных и республиканских программ.

9. В связи с переходом к самофинансированию народного хозяйства г. Москвы в доходы бюджета города в соответствии с законодательством СССР и РСФСР зачисляются:

полностью плата за трудовые ресурсы, платежи из прибыли (дохода) предприятий, объединений и организаций подведомственного хозяйства (плата за производственные фонды, отчисления от расчетной прибыли (дохода);

часть отчислений от прибыли (дохода) и от платы за трудовые ресурсы предприятий, объединений и организаций союзного и республиканского подчинения;

вся плата за землю и потребляемую воду, взимаемая с предприятий, объединений и организаций;

часть поступлений от налога с оборота по территории г. Москвы;

все поступления от местных налогов и сборов с населения, а также налогов с кооперативных и общественных организаций;

часть поступлений от подоходного налога с населения;

другие поступления и платежи, подлежащие зачислению в местные бюджеты.

10. Одобрить предложения Мосгорисполкома, согласованные с Советом Министров РСФСР, о зачислении в установленном порядке в доходы бюджета г. Москвы в 1990 году: 10 процентов поступающих по территории платежей из прибыли (дохода) и платы за трудовые ресурсы предприятий, объединений и организаций союзного и республиканского подчинения; 5 процентов подоходного налога с населения; 50 процентов поступлений от реализации облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.

11. Мосгорисполком за счет средств бюджета г. Москвы осуществляет финансирование:

капитальных вложений на строительство и расширение производственных объектов подведомственного хозяйства, инженерных сетей и коммуникаций, городского транспорта, жилых домов, дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, учреждений народного образования и других объектов социально-культурного и бытового назначения;

затрат на благоустройство города, содержание и ремонт жилищного фонда, общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, на охрану здоровья населения, социальное обеспечение и природоохранные мероприятия, предусмотренные городскими и районными программами;

затрат на содержание городских и районных органов государственной власти и управления.

Мосгорисполком самостоятельно определяет направления использования бюджетных средств, состав, размеры и очередность осуществления бюджетных расходов, включая резервные фонды, в соответствии с действующим законодательством.

Природоохранные мероприятия, осуществляемые на территории города в рамках утвержденных программ, финансируются за счет средств предприятий, объединений, организаций, министерств и ведомств, а также местного бюджета.

12. В целях расширения самостоятельности Мосгорисполкома в бюджетно-финансовых вопросах и в соответствии с решением Верховного Совета СССР о проведении эксперимента в г. Москве предоставить Мосгорисполкому следующие дополнительные права:

а) самостоятельно решать вопросы взимания местных налогов и сборов с населения и иные вопросы налогообложения в соответствии с действующим законодательством;

б) направлять в бюджет города 50 процентов сумм, взыскиваемых с предприятий, объединений и организаций союзного и республиканского подчинения в случае выявления фактов занижения или укрытия доходов;

в) освобождать предприятия и организации государственной киносети от уплаты налога с демонстрации кинофильмов с соответствующим сокращением ассигнований из бюджета на финансирование плановых затрат киносети;

г) за счет и в пределах имеющихся финансовых ресурсов:

повышать в дополнение к установленному законодательством СССР и РСФСР уровню размеры пособий на детей одиноким матерям, многодетным и малообеспеченным семьям; вводить пособия нетрудоспособным гражданам; устанавливать дополнительные льготы инвалидам и престарелым; определять размеры единовременной помощи нуждающимся гражданам; осуществлять помощь молодым семьям, имеющим детей, а также многодетным матерям;

увеличивать нормы расходования средств на содержание учреждений здравоохранения, социального обеспечения, народного образования и культуры и других отраслей социальной сферы, в том числе повышать расходы на содержание детей в интернатах и детских домах;

вводить надбавки и доплаты к должностным окладам работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры и других отраслей, содержащихся за счет средств бюджета г. Москвы;

д) устанавливать для подведомственных предприятий, объединений и организаций, а с 1991 года для всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории города, - нормативы платы за трудовые ресурсы, землю и воду, неиспользуемые отходы и вторичные ресурсы, загрязнение окружающей среды и за другие нарушения природоохранного законодательства; предоставлять им в необходимых случаях льготы и скидки. При этом нормативы должны устанавливаться на основе общесоюзной методологии, дифференцироваться в зависимости от экономической оценки земли, водо- и трудообеспеченности;

е) создавать внебюджетные фонды города и районов за счет привлечения на строго добровольной основе денежных средств предприятий, объединений, организаций и отдельных граждан, проведения местных займов, аукционов и денежно-вещевых лотерей, других общественных мероприятий. В указанные фонды поступают также суммы, взимаемые с предприятий, объединений и организаций за получение необоснованной прибыли от завышения цен и тарифов, некомплексное использование сырья, загрязнение окружающей среды и за другие нарушения природоохранного законодательства.

13. Дополнительно получаемые доходы (экономия в расходах, включая централизованные капитальные вложения) полностью остаются в распоряжении Мосгорисполкома. Потери в доходах и дополнительные расходы вышестоящим бюджетом не компенсируются. Свободные остатки средств бюджета города в конце года изъятию не подлежат и используются в следующем году.

В случае издания законодательных актов СССР и РСФСР, решений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР, министерств и ведомств, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов бюджета г. Москвы, бюджету города возмещаются средства из вышестоящего бюджета и ресурсов соответствующих министерств и ведомств; при уменьшении расходов либо увеличении доходов бюджета города соответствующие суммы передаются в вышестоящий бюджет.

14. Мосгорисполкому осуществить комплекс неотложных мер по укреплению денежного обращения и оздоровлению финансов на базе дальнейшего углубления радикальной экономической реформы. Считать первоочередной задачей его социально-экономической деятельности повсеместное повышение эффективности производства, внедрение жесткого режима экономии, обеспечение сбалансированности роста денежных доходов и расходов населения, расширение выпуска товаров народного потребления и оказания платных услуг населению.

15. Установить, что Мосгорисполком самостоятельно определяет на основе единых общегосударственных принципов уровень оптовых, закупочных, розничных цен на продукцию и тарифов на работы и услуги, производимые и потребляемые на территории г. Москвы (кроме цен и тарифов, утверждаемых органами ценообразования СССР и РСФСР, а также цен, устанавливаемых в соответствии с законодательством предприятиями, объединениями и кооперативами).

16. Для расширения внешнеэкономических связей Мосгорисполкома и последовательного обеспечения его валютной самоокупаемости признать целесообразным:

дальнейшее развитие совместных с иностранными фирмами предприятий, международных объединений и организаций, иностранного туризма, рекламной деятельности, проведение на коммерческой основе международных ярмарок, выставок, культурных, спортивных и других мероприятий;

формирование валютного фонда Мосгорисполкома, образуемого за счет отчислений валютных средств из валютных фондов предприятий, объединений, кооперативов и других хозяйственных организаций, расположенных на территории города (кроме совместных предприятий с иностранными фирмами).

Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Министерству внешних экономических связей СССР совместно с Советом Министров РСФСР и Мосгорисполкомом разработать и представить в 2-месячный срок в Совет Министров СССР Временный порядок формирования и использования валютного фонда Мосгорисполкома.

17. Государственному комитету СССР по статистике с участием Мосгорисполкома разработать нормативные и методические документы, определяющие порядок подготовки и представления статистической информации, необходимой для руководства народным хозяйством г. Москвы и районов на основе самоуправления и самофинансирования. При этом основное внимание сосредоточить на обеспечении балансовых расчетов и разработке показателей, отражающих важнейшие экономические пропорции развития народного хозяйства города.

18. Мосгорисполкому, Совету Министров РСФСР, Госплану СССР и Министерству финансов СССР проанализировать и обобщить опыт хозяйствования г. Москвы на основе самоуправления и самофинансирования по итогам работы за 9 месяцев 1990 года и о результатах доложить Совету Министров СССР.

 

Председатель

Совета Министров СССР

Н.РЫЖКОВ

 

Заместитель

Управляющего Делами

Совета Министров СССР

А.МАСТЕРКОВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024