| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждено

Министерством путей сообщения СССР

10 октября 1988 г. N ЦКАДР/4632

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ

ОБУЧЕНИИ КАДРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Основой настоящего Положения являются Постановления ЦК КПСС "О перестройке системы политической и экономической учебы" и "О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства", а также "Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства", утвержденное Госкомитетом СССР по труду и социальным вопросам, Госкомитетом СССР по народному образованию и Секретариатом ВЦСПС 15 июля 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22.

 

Общие положения

 

Курс партии на ускорение социально-экономического развития страны, коренная перестройка управления экономикой и народного образования, демократизация всех сторон общественной жизни, практическая реализация Закона СССР о государственном предприятии (объединении) требуют качественно новых подходов к организации и содержанию профессиональной и экономической подготовки трудящихся.

Решение этих задач на железнодорожном транспорте призвана обеспечить система подготовки, повышения квалификации и переподготовки руководителей, специалистов и кадров массовых профессий <*>. Ее основной целью является постоянное приведение уровня квалификации кадров в соответствие с изменяющимися производственными и социальными условиями; формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в условиях полного хозрасчета, развития демократии и самоуправления.

--------------------------------

<*> Далее именуемые "кадры".

 

Профессиональное и экономическое обучение в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров носит непрерывный характер и проводится в течение всей трудовой деятельности в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, совершенствования хозяйственного механизма, духовных потребностей общества.

Обучение осуществляется в учебных заведениях (подразделениях) системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также непосредственно на предприятиях, в структурных единицах, учреждениях и организациях железнодорожного транспорта. Его непрерывность обеспечивается путем рационального сочетания систематического самообразования, массовой профессиональной и экономической учебы, краткосрочного и периодического длительного обучения на соответствующих курсах или в учебных заведениях (подразделениях). В этих целях рекомендуется использовать различные виды обучения. При этом должно быть обеспечено органическое соединение профессиональной и экономической подготовки с учетом конкретных условий производства на основе единого планирования обучения и определения его содержания.

Постоянное повышение квалификации является прямой обязанностью каждого работника. Сведения о прохождении обучения руководителями и специалистами отражаются в квалификационном аттестате единого образца, который является основным документом, удостоверяющим их профессиональный уровень. Кадрам массовых профессий после окончания обучения выдаются свидетельства установленного образца.

Должностные перемещения руководителей и специалистов, установление им соответствующего размера заработной платы, а также присвоение кадрам массовых профессий квалификационных разрядов и классности производится с учетом результатов обучения и практического использования ими полученных знаний, умения и навыков.

В целях обеспечения работникам условий для непрерывного обучения на железных дорогах, метрополитенах, производственных объединениях промышленного железнодорожного транспорта, предприятиях, структурных единицах, в учреждениях и организациях <*> создается гибкая учебно-производственная сеть с необходимой материальной базой, научно-методическим и кадровым обеспечением.

--------------------------------

<*> Далее именуемые "предприятия".

 

Вся работа по организации непрерывного профессионального и экономического обучения кадров должна быть направлена на обеспечение эффективной деятельности отрасли, предприятий, каждого трудового коллектива. Рекомендуется ежегодно проводить анализ экономической и социальной эффективности этой работы и вносить необходимые изменения в структуру и содержание обучения с целью повышения его качества и результативности.

Персональная ответственность за организацию и планирование непрерывного обучения работников, выполнение планов обучения, поддержание высокого профессионального уровня работников, своевременную подготовку к выполнению новых функций возлагается на заместителя министра, ведающего вопросами кадров, главных инженеров - первых заместителей начальников управлений министерства, заместителей начальников железных дорог по кадрам и социальным вопросам, главных инженеров служб железных дорог, отделений железных дорог, линейных подразделений железнодорожного транспорта, метрополитенов, производственных объединений промышленного железнодорожного транспорта, директоров и заместителей директоров по кадрам межтерриториальных объединений железнодорожных ресторанов, предприятий и организаций.

 

1. Управление непрерывным обучением кадров

 

1.1. Управление непрерывным обучением кадров осуществляется Министерством путей сообщения СССР, ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства.

Министерство путей сообщения СССР совместно с ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства:

создает отраслевую систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, формирует сеть соответствующих учебных заведений (подразделений), а также развивает различные формы и виды непрерывного обучения непосредственно на производстве;

осуществляет меры по научно-методическому и кадровому обеспечению и укреплению учебно-материальной базы непрерывного обучения работников;

обеспечивает соответствие содержания обучения кадров требованиям научно-технического и социально-экономического развития отрасли, дифференцированный подход к организации учебы с учетом реальных потребностей и интересов различных категорий работников;

разрабатывает и утверждает отраслевые нормативы учебно-материальной базы для профессионального и экономического обучения кадров;

предусматривает в планах научно-технических связей командирование работников на предприятия, фирмы, организации и учебные заведения зарубежных стран для изучения опыта в приоритетных областях производства, управления, науки и техники, подготовки кадров;

обобщает и распространяет передовой опыт организации непрерывного обучения кадров в отрасли.

В целях координации работы по непрерывному обучению в министерстве создается на общественных началах Совет по профессиональному и экономическому обучению кадров, работа которого осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым в установленном порядке.

Научно-методическое руководство непрерывным обучением на железнодорожном транспорте осуществляют Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта (ВИПК МПС) и учебно-методические подразделения Главного управления кадров и учебных заведений МПС.

Руководители предприятий совместно с профсоюзными комитетами и советами трудовых коллективов обеспечивают:

соответствие уровня профессиональной и экономической подготовки кадров требованиям ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства и качества продукции, социального развития коллективов;

определение потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, разработку и реализацию планов непрерывного обучения, заключение соответствующих договоров с учебными заведениями (подразделениями) и организацию обучения непосредственно на производстве;

создание учебно-материальной базы, изготовление и приобретение технических средств обучения, наглядных пособий, организацию разработки методических материалов, работу с преподавателями.

Для осуществления непрерывного обучения кадров рекомендуется создавать на предприятиях единые подразделения - отделы (бюро, секторы) подготовки кадров или выделять работников, отвечающих за организацию этой работы. В состав указанных отделов (бюро, секторов) включаются специалисты по профессиональной и экономической подготовке.

На предприятиях и в подразделениях, где штатными расписаниями не предусмотрены освобожденные работники по обучению кадров, проведение этой работы может возлагаться с их согласия на других специалистов с высшим или средним специальным образованием. В этом случае издается приказ по подразделению с внесением соответствующих изменений в их должностные инструкции. Администрацией предприятия совместно с общественными организациями предусматриваются в установленном порядке дополнительные меры морального и материального стимулирования указанных специалистов за успешное выполнение работы по профессиональному и экономическому обучению.

Для координации всей организационной и учебно-методической помощи на предприятиях железнодорожного транспорта создаются на общественных началах советы по профессиональному и экономическому обучению кадров, деятельность которых осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым в установленном порядке.

 

2. Непрерывное обучение руководителей и специалистов

 

2.1. Непрерывное обучение руководителей и специалистов включает в себя повышение их квалификации и переподготовку.

К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умения и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с их должностным ростом.

Под переподготовкой понимается получение нового специального образования с целью оперативного обеспечения кадрами, новейших направлений научно-технического и социального прогресса, а также перемещения их из устаревших сфер деятельности в современные.

Устанавливаются следующие основные виды обучения руководителей и специалистов, обеспечивающие его непрерывность:

систематическое самостоятельное обучение (самообразование);

обучение в производственно-экономических семинарах и университетах технико-экономических знаний;

краткосрочное обучение;

длительное периодическое обучение;

стажировка на передовых предприятиях, в научных организациях и учебных заведениях;

обучение в аспирантуре, докторантуре;

переподготовка - получение новой специальности;

обучение в школах передового опыта на железнодорожном транспорте.

2.2. Систематическое самостоятельное обучение (самообразование) работника осуществляется по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем.

В индивидуальных планах, исходя из характера труда работника, должно предусматриваться изучение передового отечественного и зарубежного опыта, новейших достижений науки и техники, вопросов управления, экономики, права, социологии и др.

Самообразование осуществляется путем самостоятельного изучения специальной научно-технической, экономической и другой литературы, ознакомления с передовым опытом при организованной консультационной и методической помощи со стороны вузов и учебных заведений (подразделений) системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Самообразованием является также руководство и педагогическая деятельность в формах массового профессионального и экономического обучения.

В помощь самостоятельно обучающимся проводятся лекции, консультации. Им должна предоставляться возможность пользоваться соответствующей научной, технической и экономической информацией.

Самообразование проводится в тесной взаимосвязи с другими видами обучения, которые также отражаются в индивидуальных планах работника.

Контроль за выполнением работником плана самообразования осуществляется его непосредственным руководителем. При необходимости вопрос о выполнении этого плана может быть рассмотрен на собрании первичного трудового коллектива.

2.3. Производственно-экономические семинары и университеты технико-экономических знаний являются основными формами массовой профессиональной и экономической учебы руководителей и специалистов.

Производственно-экономические семинары создаются предприятиями для комплексного изучения вопросов экономики, управления трудовыми коллективами, прогрессивной техники и технологии, хозяйственного и трудового законодательства, передового опыта и других вопросов, направленных на решение конкретных производственных и экономических задач, совершенствование деятельности подразделений, в которых работают слушатели.

На крупных предприятиях, при необходимости, для этой цели организуются университеты технико-экономических знаний. Университеты могут также создаваться и по территориальному принципу.

Обучение в семинарах и университетах проводится по учебным планам и программам, разрабатываемым предприятиями на основе типовых учебных планов и программ, подготовленных Гособразованием СССР, Академией народного хозяйства при Совете Министров СССР и Министерством путей сообщения СССР, с учетом дополнений и рекомендаций учебно-методических центров отрасли.

Комплектование семинаров и университетов осуществляется из числа руководителей научных работников, других специалистов с учетом характера их трудовой деятельности. В семинарах и университетах могут участвовать, наряду с работниками данного предприятия, также руководители и специалисты других предприятий.

Численность слушателей в учебной группе рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек. Занятия проводятся с отрывом или без отрыва от работы. Общая продолжительность обучения и режим проведения занятий определяются администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией и советом трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства.

Обучение в производственно-экономических семинарах и университетах технико-экономических знаний заканчивается одной из форм контроля знаний обучаемых (зачет, защита реферата и т.п.).

2.4. Краткосрочное обучение руководителей и специалистов проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год, по месту работы или в учебных заведениях (подразделениях) системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров с целью решения внедренческих, научно-технических, экономических и других задач, возникающих на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия.

Учебные планы и программы разрабатываются предприятиями, учебными заведениями (подразделениями), организующими обучение.

Сроки обучения устанавливаются до трех недель. Обучение проводится с отрывом от работы, численность группы рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек (в учебных заведениях - 25 - 30 человек). Комплектование учебных групп может осуществляться из работников одинаковых профессий или должностных категорий в зависимости от целей обучения.

Краткосрочное обучение заканчивается одной из форм контроля знаний обучаемых (зачет, защита реферата и т.п.).

2.5. Длительное периодическое обучение руководителей и специалистов проводится не реже одного раза в пять лет в учебных заведениях (подразделениях) системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для углубленного изучения и практического освоения новейших достижений науки, техники, технологии, современных методов управления производством и организации труда и других проблем по профилю их трудовой деятельности.

Обучение проводится по учебным планам и программам, разрабатываемым учебными заведениями (подразделениями), согласованным и утвержденным в порядке, определяемом Гособразованием СССР.

Сроки обучения устанавливаются для руководителей и специалистов центрального аппарата МПС, управлений и отделений железных дорог до двух месяцев с отрывом от работы и до шести месяцев без отрыва от работы, для специалистов с высшим и средним специальным образованием предприятий железнодорожного транспорта - до трех месяцев с отрывом от работы и до шести месяцев без отрыва от работы.

По приоритетным направлениям науки и техники сроки обучения специалистов могут быть увеличены Министерством путей сообщения СССР по согласованию с Гособразованием СССР до четырех месяцев с отрывом от работы и до десяти месяцев без отрыва от работы.

Обучение руководителей и специалистов может проводиться с частичным отрывом от работы продолжительностью до шести месяцев при общем сроке отрыва от работы до двух месяцев.

Министерство путей сообщения СССР может, при необходимости, проводить стажировку руководителей и специалистов в целях углубленного изучения передового производственного опыта в соответствующих подразделениях министерства и предприятий железнодорожного транспорта продолжительностью до двух месяцев сверх сроков обучения, предусмотренных настоящим пунктом.

В Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР повышение квалификации руководителей осуществляется до двух месяцев с отрывом от работы, переподготовка - до одного года с отрывом от работы, а по очно-заочной форме обучения - до двух лет.

Порядок комплектования учебных групп, организация учебного процесса и подведение итогов длительного обучения руководителей и специалистов определяется Типовыми положениями об учебных заведениях (подразделениях) системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства <*>. Обучение заканчивается одной из форм контроля знаний обучаемых (экзамен, зачет, защита реферата и т.п.).

--------------------------------

<*> Типовое положение о курсах повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства (утверждено Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 30 января 1979 г. N 118).

Типовое положение о факультете повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства (утверждено Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 31 января 1979 г. N 126).

Типовое положение об институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли (утверждено Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 18 июля 1968 г. N 578).

 

2.6. Стажировка руководителей и специалистов на передовых предприятиях, в научных организациях и высших учебных заведениях, в том числе за рубежом, проводится в целях освоения передового опыта, приобретения практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или на должности более высокого уровня (для резерва на выдвижение).

Прохождение стажировки осуществляется по индивидуальным планам, разрабатываемым работниками совместно с руководителем стажировки.

Продолжительность стажировки устанавливается предприятием, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей, по согласованию с руководителем предприятия, организации или учебного заведения, где она проводится.

По итогам стажировки работник представляет отчет своему непосредственному руководителю по месту основной работы.

2.7. Обучение в аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим предприятие, предназначено для решения научных вопросов и повышения уровня научно-педагогической квалификации. Оно осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством при подготовке научных кадров.

2.8. Переподготовка руководителей и специалистов с целью получения новой специальности осуществляется в академиях, институтах повышения квалификации, на специальных факультетах вузов и отделениях средних специальных учебных заведений в порядке, устанавливаемом решениями Правительства.

Сроки обучения при переподготовке устанавливаются для руководителей и специалистов центрального аппарата МПС, управлений и отделений железных дорог - до пяти месяцев с отрывом от работы, для остальных специалистов с высшим образованием - до одного года с отрывом от работы и до двух лет без отрыва от работы; для специалистов со средним специальным образованием - до семи месяцев с отрывом от работы и до девяти месяцев без отрыва от работы.

Переподготовка заканчивается одной из форм контроля знаний обучаемых (экзамен, зачет, защита реферата и т.п.).

2.9. Министерство путей сообщения СССР проводит с учетом отраслевой специфики и характера решаемых управленческих задач распределение руководителей (их резерва) по группам должностей. Для каждой из выделенных групп должностей формируется резерв руководителей на основе объективной оценки их деловых, профессиональных и личностных качеств.

Обучение руководителей проводится при любых должностных перемещениях; переподготовка - при перемещении или зачислении в резерв более высокой группы должностей, повышение квалификации - при перемещении внутри данной группы должностей. При отсутствии должностных перемещений повышение квалификации осуществляется с установленной периодичностью.

Обучение организуется с учетом Рекомендаций по распределению руководителей (их резерва) и специалистов по типам учебных заведений системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, утвержденных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 (указание МПС от 23 марта 1988 г. N 124 пр-у), и указания МПС от 29 апреля 1988 г. N П-1619у.

 

3. Непрерывное обучение кадров массовых профессий

 

3.1. Организуются следующие виды обучения кадров массовых профессий на производстве, обеспечивающие его непрерывность:

подготовка;

переподготовка (переобучение);

обучение вторым (смежным) профессиям;

повышение квалификации.

Подготовка, переподготовка (переобучение), обучение вторым (смежным) профессиям, повышение квалификации может осуществляться в школах передового опыта на железнодорожном транспорте.

3.2. Подготовка кадров массовых профессий на производстве - это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших данной профессии.

Подготовка осуществляется по профессиям, перечень которых утверждается Гособразованием СССР в установленном порядке. Направление на учебу должно осуществляться, как правило, на основе профессионального отбора с учетом склонности и психофизиологических свойств личности, направляемой на обучение. Обучение женщин, а также несовершеннолетних следует производить только по профессиям и для тех производств и работ, на которых разрешается в установленном порядке применение их труда.

Сроки обучения при подготовке кадров массовых профессий устанавливаются, как правило, до шести месяцев, а по отдельным сложным профессиям - до двенадцати месяцев и указываются в Перечне профессий, утверждаемом Гособразованием СССР.

Типовые учебные планы, учебные программы по предметам общетехнического и экономического курсов для подготовки разрабатываются и утверждаются Гособразованием СССР с участием Министерства путей сообщения СССР. Учебные планы по конкретным профессиям, учебные программы по специальным предметам и производственному обучению разрабатываются на основе координационных планов, требований и рекомендаций Гособразования СССР и утверждаются: по профессиям, общим для всех или ряда отраслей народного хозяйства - министерствами и ведомствами, определяемыми Гособразованием СССР; по остальным профессиям - Главным управлением кадров и учебных заведений МПС. С разрешения Главного управления кадров и учебных заведений МПС учебные планы и программы по отдельным профессиям разрабатываются и утверждаются предприятиями.

Подготовка кадров массовых профессий на производстве проводится по курсовой и индивидуальной формам обучения.

При курсовой подготовке теоретическое обучение осуществляется в учебной группе. Численность групп рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек (в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), технических школах и на организуемых министерством постоянно действующих курсах - численностью 25 - 30 человек). Теоретическое обучение может проводиться также в профессионально-технических училищах по договорам с предприятиями за счет их средств. Производственное обучение кадров массовых профессий проводится, как правило, в два этапа: на первом - в учебной группе <*> под руководством мастера (инструктора) производственного обучения, используя специально созданную для этого учебно-материальную базу предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта) или технической школы, на втором этапе - на рабочих местах предприятия в учебной группе <*> под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается, в порядке исключения, проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах.

--------------------------------

<*> Численность учебной группы не менее 10 человек.

 

При индивидуальной подготовке работники изучают теоретический курс самостоятельно, а также консультируются у преподавателей, а производственное обучение проходят индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника на рабочем месте. При возможности обучающихся рекомендуется объединять в учебные группы численностью от 10 до 30 человек для изучения общей части теоретического курса, которая содержится в учебных планах и программах по соответствующим профессиям.

Профессиональные умения и навыки обучающиеся должны, как правило, приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения работ с соблюдением соответствующих требований к их качеству. В этих целях каждому обучаемому с начала производственного обучения на предприятии выделяется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.

При подготовке работников по профессиям, связанным с освоением сложной современной техники, должно предусматриваться также прохождение ими производственного обучения на учебных полигонах при передовых предприятиях отрасли, на заводах-изготовителях новой техники, аналогичных производствах других предприятий.

Подготовка кадров массовых профессий заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов.

Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке на производстве проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.

Подготовка рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений (машинисты котлов, машинисты (кочегары) котельной, машинисты кранов (крановщики), электромеханики по лифтам, стропальщики, лифтеры и т.п.), проводится в профессиональных технических училищах по договорам с предприятиями, в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), технических школах. Обучение по указанным профессиям может осуществляться также непосредственно на предприятиях по курсовой форме подготовки по согласованию с органами Госгортехнадзора СССР. Индивидуальная подготовка по этим профессиям не допускается <*>.

--------------------------------

<*> Эти требования распространяются на переподготовку (переобучение) и обучение вторым (смежным) профессиям.

 

Подготовка по профессии "Водитель автомобиля" осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным в установленном порядке.

3.3. Переподготовка кадров массовых профессий (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Формы переподготовки (переобучения) аналогичны применяемым при подготовке кадров массовых профессий. Переподготовка (переобучение) может осуществляться с отрывом от работы и без отрыва от работы.

Разработку и утверждение учебных планов и программ для переподготовки (переобучения) кадров массовых профессий, а также определение сроков обучения осуществляет Главное управление кадров и учебных заведений МПС. В отдельных случаях разработку учебных планов и программ для переподготовки (переобучения) кадров массовых профессий, а также определение сроков обучения осуществляют управления железных дорог по согласованию с Главным управлением кадров и учебных заведений МПС. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных и экономических знаний, умения и навыков обучаемых.

Переподготовка (переобучение) заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.

3.4. Обучение кадров массовых профессий вторым (смежным) профессиям - это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии с начальным, либо более высоким, уровнем квалификации.

Перечень вторых (смежных) профессий, по которым проводится обучение, определяется предприятиями, исходя из конкретных условий производства.

Формы обучения вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) кадров массовых профессий.

3.5. Повышение квалификации кадров массовых профессий - это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умения и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

Обучение кадров массовых профессий по повышению квалификации может осуществляться:

на производственно-экономических курсах;

в школах социалистического хозяйствования;

на курсах целевого назначения;

в школах передовых приемов и методов труда;

на курсах бригадиров.

3.5.1. Производственно-экономические курсы создаются в целях углубления и расширения профессиональных и экономических знаний, умения и навыков для получения работниками более высоких тарифных разрядов, классов, категорий в соответствии с требованиями производств. На этих курсах проходят также обучение кадры массовых профессий, у которых фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся у них тарифному разряду, классу, категории.

Комплектование учебной группы осуществляется, как правило, из обучающихся одной или родственных профессий близкой квалификации и примерно равного общеобразовательного уровня на основании заявлений работников и рекомендаций руководителей цеха, участка и совета бригады. Численность обучающихся в одной группе непосредственно на предприятии рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек <*> (в учебных центрах и других учебных заведениях - 25 - 30 человек).

--------------------------------

<*> При отсутствии возможности создания групп с указанной численностью может проводиться индивидуальное обучение кадров массовых профессий по существующему учебному плану и программе.

 

Продолжительность обучения устанавливается до шести месяцев без отрыва и до трех месяцев с отрывом от работы. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов, при этом на экономическое обучение должно отводиться от 20 до 30 процентов учебного времени.

Учебные планы и программы для производственно-экономических курсов разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 настоящего Положения.

По профессиям, связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологии, сверх указанных сроков обучения предусматривается стажировка продолжительностью до трех месяцев.

Стажировка проводится на рабочих местах предприятия. В процессе прохождения стажировки обучающиеся под руководством бригадира, мастера или высококвалифицированного работника должны выполнять работы, отвечающие по сложности требованиям тарифных разрядов (классов, категорий), на которые они обучаются.

Обучение на производственно-экономических курсах заканчивается сдачей квалификационных экзаменов. По профессиям, при обучении которым предусмотрена стажировка, квалификационные экзамены проводятся после ее завершения.

3.5.2. Школы социалистического хозяйствования являются основной формой массовой профессиональной и экономической учебы работников железнодорожного транспорта и организуются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом.

Школы создаются в целях повышения уровня экономических и профессиональных знаний работников по вопросам хозяйственного расчета, прогрессивных форм организации и оплаты труда, самофинансирования и самоуправления трудовых коллективов, повышения качества продукции, экономии ресурсов, изучения новой техники, прогрессивной технологии, передового производственного опыта, правовых и других вопросов.

Типовые учебные планы и программы для школ социалистического хозяйствования разрабатываются Гособразованием СССР с участием ВЦСПС. Министерство путей сообщения СССР по согласованию с ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства разрабатывает отраслевые учебные планы и программы. На их основе предприятия с учетом специфики производства, состава обучающихся, задач трудовых коллективов определяют конкретные учебные планы и программы. В школах социалистического хозяйствования, наряду с изучением теории по экономическим и производственным вопросам, должны предусматриваться практические занятия, экскурсии на передовые предприятия и выставки, а также использоваться другие формы работы со слушателями.

Комплектование школ осуществляется, как правило, по производственному принципу, на базе коллективов бригад, цехов или работников одной профессии. Наряду с рабочими в школах могут обучаться бригадиры, мастера, специалисты и служащие, входящие в состав первичных хозрасчетных трудовых коллективов или обеспечивающие их работу. Численность обучающихся в одной школе рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек.

Занятия в школах социалистического хозяйствования проводятся с отрывом или без отрыва от работы. Продолжительность обучения и режим проведения занятий определяются администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией и советом трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства. Рекомендуется третью часть всего учебного времени отводить на теоретическое обучение, из которого 65 - 70 процентов использовать на изучение экономических вопросов.

Обучение в школах социалистического хозяйствования заканчивается собеседованием, на котором оценивается уровень знаний слушателей и обсуждаются их предложения, направленные на повышение эффективности производства, улучшение организации труда, внедрение экономических методов хозяйствования, выставляется зачет.

3.5.3. Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях, в учебных центрах или других учебных заведениях для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов хозяйствования, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности, вопросов, связанных с повышением качества продукции (работ), и др.

На курсах целевого назначения осуществляется также краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных кадров массовых профессий для изучения ими в течение первого месяца работы на данном предприятии особенностей технологических и трудовых процессов, обслуживаемого оборудования, вопросов организации и оплаты труда, ознакомления с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции и выполняемых работ, и др.

Обучение на курсах целевого назначения проводится по учебным планам и программам, разрабатываемым предприятиями.

Занятия на курсах рекомендуется проводить в группах численностью от 10 до 30 человек (в учебных центрах или других учебных заведениях - 25 - 30 человек). Комплектование учебной группы осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов.

Продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается предприятиями, исходя из цели обучения, но в объеме не менее 20 часов с отрывом или без отрыва от работы. Обучение заканчивается сдачей зачета.

3.5.4. Школы передовых приемов и методов труда создаются в целях массового освоения работниками приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, а также коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей.

Обучаются в этих школах, как правило, работники одной или смежных профессий. Занятия в школах рекомендуется проводить в группах численностью от 5 до 30 человек <*>.

--------------------------------

<*> При отсутствии возможности комплектования школы с указанной численностью может проводиться индивидуальное обучение по соответствующим учебным планам и программам.

 

Школы передовых приемов и методов труда создаются на предприятиях железнодорожного транспорта.

Школы в цехах комплектуются из работников одного цеха предприятия. Заводские - из работников нескольких цехов данного предприятия, отраслевые - из работников нескольких предприятий железнодорожного транспорта, межотраслевые - из работников предприятий нескольких отраслей.

Цеховые и заводские школы организуются предприятиями, отраслевые и межотраслевые - соответствующими организациями совместно с комитетами профсоюзов.

Обучение в школах включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками и новаторами производства - руководителями школ, а также теоретические занятия (консультации), проводимые специалистами. При этом особое внимание уделяется экономическому обоснованию и эффективности изучаемых методов труда.

Продолжительность обучения устанавливается предприятиями в зависимости от цели школ, но в объеме не менее 20 часов.

Учебные планы и программы для школ передовых приемов и методов труда разрабатываются и утверждаются предприятиями или организациями.

Обучение в отраслевых и межотраслевых школах проводится с отрывом от работы в сроки, устанавливаемые вышестоящими организациями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов.

Обучение в школах заканчивается итоговыми занятиями.

3.5.5. Курсы бригадиров создаются в целях:

повышения уровня знаний бригадиров (звеньевых) в области внутрипроизводственного хозрасчета и подряда, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышения эффективности производства и качества продукции, анализа результатов работы бригады, законодательства о труде, управления коллективом в условиях демократизации, а также по другим вопросам;

подготовки резерва бригадиров производственных бригад из числа передовиков, наиболее квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими способностями и пользующихся авторитетом в трудовом коллективе.

Направление рабочих на эти курсы с целью подготовки резерва бригадиров производится по рекомендации руководителей соответствующих подразделений предприятий и общественных организаций с учетом совета бригады.

Периодичность повышения квалификации бригадиров на курсах устанавливается не реже одного раза в пять лет предприятиями. Бригадиры могут быть направлены на курсы и по результатам их аттестации.

Учебные группы комплектуются из бригадиров, рабочих, занятых в одинаковых по содержанию и типу производственных процессах. Численность группы рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек.

Курсы бригадиров могут создаваться непосредственно на предприятиях, а также в учебных заведениях.

Учебные планы и программы для курсов бригадиров разрабатываются предприятиями на основе типовых учебных планов и программ, разрабатываемых управлениями МПС и утверждаемых Главным управлением кадров и учебных заведений МПС. Продолжительность обучения на курсах предусматривается: при повышении квалификации бригадиров - не менее 36 часов, а при подготовке резерва бригадиров - не менее 72 часов, в том числе на экономические вопросы отводится не менее 30 процентов всего учебного времени.

Обучение на курсах бригадиров проводится с отрывом или без отрыва от работы и включает в себя проведение теоретических и практических занятий. Оно должно быть тесно увязано с конкретными вопросами, которые решают бригадиры в своей работе.

Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачета.

3.6. Для повышения профессионального и экономического уровня кадров массовых профессий на предприятиях должны также широко использоваться кружки и группы качества, лектории, выставки, систематическое самообразование и другие формы работы. Эта работа проводится администрацией предприятий совместно с общественными организациями.

3.7. Периодичность и последовательность прохождения различных видов и форм обучения устанавливаются предприятием с учетом личных интересов работника и производственной необходимости. При этом должно быть обеспечено обязательное ежегодное обучение каждого работника в тех или иных видах и формах профессиональной и экономической учебы.

 

4. Школы передового опыта на железнодорожном транспорте

 

4.1. Школы передового опыта проводятся с целью конкретного изучения, широкого распространения и внедрения на предприятиях опыта работы коллективов и новаторов производства, одобренного ЦК КПСС, ВЦСПС, Коллегией МПС и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства, а также отдельными приказами и указаниями МПС.

В работе школ передового опыта принимают участие руководители соответствующих управлений МПС, представители ЦК профсоюза, ЦП ВНТО железнодорожников и транспортных строителей, ВОИРа, общества "Знание", специалисты предприятий, новаторы производства, работники органов научно-технической информации, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, транспортной печати.

Школы передового опыта проводятся, как правило, на базе предприятий, являющихся инициаторами передового опыта. Продолжительность работы школы 2 - 3 дня. Число иногородних участников школы рекомендуется иметь в пределах от 75 до 100 человек для школ с участием всех дорог и 50 - 75 человек для школ с участием отдельных групп дорог.

В соответствии с программой проведения школы 50 - 60 процентов лимита времени, выделенного на ее проведение, отводится на практические занятия.

По итогам работы школы передового опыта ее участники принимают рекомендации, содержащие конкретные мероприятия, осуществление которых должно обеспечить внедрение передового опыта в полном объеме или частично на предприятиях железнодорожного транспорта.

В отдельных случаях, когда для изучения передового опыта требуется продолжительный период времени, по предложению управлений МПС и соответствующему указанию МПС на производственных предприятиях организуются постоянно действующие школы передового опыта.

Продолжительность обучения 5 дней с отрывом от работы. Обучение осуществляется в течение учебного года (июль - август - перерыв). Занятия проводятся ежедневно в течение 8 часов. На занятиях сочетаются теоретическая и практическая подготовка. Слушатели сдают экзамены и получают удостоверения о повышении квалификации.

Порядок планирования, подготовки и проведения школ передового опыта определен действующим Положением от 29 февраля 1980 г. N А-7455.

 

5. Преподавательские кадры

 

5.1. В учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации руководителей и специалистов учебный процесс осуществляется преимущественно силами ведущих ученых, крупных специалистов, партийных, советских и хозяйственных руководителей, разработчиков новейших технических решений и технологических процессов, новаторов производства, привлекаемых на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты, а также штатным профессорско-преподавательским составом, избираемым в установленном порядке.

В учебных заведениях по профессиональному обучению кадров массовых профессий теоретические занятия проводятся преподавателями, а производственное обучение - мастерами (инструкторами) производственного обучения из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям.

Непосредственно на предприятиях для проведения занятий с руководителями и специалистами должны привлекаться ведущие ученые, высококвалифицированные работники, специалисты предприятий научно-исследовательских, технологических и конструкторских организаций, центрального аппарата министерства, территориальных органов управления, преподаватели учебных заведений, партийные, профсоюзные и советские работники.

Профессиональное и экономическое обучение осуществляют преподаватели и инструкторы производственного обучения. Преподаватели назначаются из числа руководителей, инженерно-технических работников, экономистов и других специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование по профилю учебы. Инструкторы производственного обучения назначаются из числа квалифицированных работников, имеющих стаж работы по профессии не менее трех лет, высокие производственные показатели, общее или среднее специальное образование.

Для работников, привлекаемых к проведению занятий, должны быть организованы циклы лекций или консультаций, семинары с целью изучения ими актуальных вопросов экономической и научно-технической политики партии, передового опыта, дидактических основ обучения.

Состав преподавателей и инструкторов производственного обучения ежегодно рассматривается Советом по профессиональному и экономическому обучению кадров, формируется с учетом их общественной аттестации и утверждается администрацией предприятий по согласованию с партийным и профсоюзным комитетами.

 

6. Учебно-материальная база

 

6.1. К учебным заведениям (подразделениям) системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки руководителей, специалистов и служащих на железнодорожном транспорте относятся ВИПК МПС и его филиалы, факультеты повышения квалификации при вузах железнодорожного транспорта, специальные факультеты по переподготовке кадров в вузах, учебные центры, специальные отделения по переподготовке кадров при средних специальных учебных заведениях железнодорожного транспорта, курсы повышения квалификации и др.

К учебным заведениям по профессиональному и экономическому обучению кадров массовых профессий относятся профессионально-технические учебные заведения, учебные центры, технические школы, учебно-курсовые комбинаты (пункты), постоянно действующие курсы при предприятиях.

Учебные заведения (подразделения) действуют на основе типовых положений, утверждаемых в установленном порядке.

Учебно-материальная база, создаваемая на предприятиях, включает в себя учебные помещения (лаборатории, классы, кабинеты), учебные полигоны, цехи, мастерские, участки, отдельные рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями.

Учебно-материальная база предприятий должна соответствовать нормативам, утверждаемым Министерством путей сообщения СССР, и создаваться за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения транспортных предприятий, для которых проводится обучение кадров, и собственных средств предприятий.

Нормы оборудования учебно-материальной базы устанавливаются Министерством путем сообщения СССР. Оборудование, технические средства и учебно-наглядные пособия, разработка и производство которых не осуществляется централизованно, изготовляются самими предприятиями.

 

7. Планирование непрерывного обучения кадров

 

7.1. Планирование непрерывного обучения кадров осуществляется предприятиями на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством путей сообщения СССР.

Предприятиям рекомендуется при активном участии профсоюзных организаций, советов трудовых коллективов, исходя из необходимости эффективной работы, выпуска качественной продукции, перспектив развития производства, внедрения новейшей техники и технологии, совершенствования хозрасчетных отношений, коллективных форм организации и стимулирования труда, разрабатывать и утверждать единые пятилетние годовые планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в учебных заведениях (подразделениях), непосредственно на производстве, включая массовую профессиональную и экономическую учебу. Указанные планы рекомендуется разрабатывать по видам и формам обучения, предусмотренным настоящим Положением. При этом должно обеспечиваться формирование необходимой профессионально-квалификационной структуры кадров, постоянное расширение и обновление научно-технических и экономических знаний работников, непрерывный рост их профессионального мастерства.

Планы непрерывного обучения являются составной частью планов социального и экономического развития трудовых коллективов. Мероприятия по выполнению этих планов рекомендуется включать в коллективные договоры и социалистические обязательства.

 

8. Планирование и учет учебной работы. Отчетность

 

8.1. Планирование и учет учебной работы по непрерывному обучению работников в учебных заведениях и непосредственно на предприятиях проводятся в соответствии с указаниями Министерства путей сообщения СССР, разрабатываемыми на основе нормативных документов Гособразования СССР, и являются основанием для составления статистической отчетности.

8.2. Предприятия, Министерство путей сообщения СССР составляют и представляют в установленные сроки и адреса отчеты по непрерывному профессиональному и экономическому обучению кадров по форме, утверждаемой Госкомстатом СССР.

 

9. Финансирование расходов на обучение кадров

 

9.1. Финансирование расходов на обучение кадров осуществляется из централизованных фондов министерства, а также за счет средств фонда развития производства, науки и техники, других фондов аналогичного назначения предприятий или целевых ассигнований на подготовку кадров и за счет средств, в том числе профсоюзных, предусмотренных на проведение культурно-массовой работы.

 

10. Условия оплаты труда при обучении кадров

 

10.1. Условия оплаты труда руководителей, специалистов, служащих, рабочих и учеников, проходящих обучение, а также работников, осуществляющих обучение кадров, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

 

* * *

 

Настоящее Положение разработано на основании Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22 (указание МПС от 10 августа 1988 г. N 358 пр).

Положение о профессиональном обучении кадров массовых профессий на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта, утвержденное МПС 13 января 1982 г. N ГУУЗ/4049, считается утратившим силу.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024