| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР

 

ПРИКАЗ

от 17 августа 1988 г. N 176

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК

 

Во исполнение поручения Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. ЛП-333 приказываю:

1. Утвердить согласованные с Советами Министров союзных республик Типовые требования по обеспечению безопасности автобусных перевозок (прилагаются).

2. Министрам внутренних дел союзных республик обеспечить в 1988 году на основе Типовых разработку Требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок в республике и внести их на рассмотрение правительств.

3. Главному управлению Государственной автомобильной инспекции МВД СССР в трехмесячный срок разработать совместно с Минавтотрансом РСФСР, Минавтодором РСФСР, Минжилкомхозом РСФСР Требования по обеспечению безопасности автобусных перевозок в РСФСР, подготовить предложения об их утверждении.

 

Министр,

генерал-полковник

А.ВЛАСОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу МВД СССР

от 17 августа 1988 г. N 176

 

ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК

 

1. Общие положения

 

1.1. Типовые требования <*> являются документом, устанавливающим порядок обеспечения безопасности движения на автобусных маршрутах.

--------------------------------

<*> Далее по тексту - "Требования".

 

1.2. Настоящими Требованиями руководствуются:

- Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских, районных Советов народных депутатов, принимающие решения об открытии новых автобусных маршрутов и продолжении эксплуатации действующих;

- минавтотрансы, минавтошосдоры союзных республик, другие министерства и ведомства, осуществляющие автобусные перевозки своим транспортом или заключающие договоры на перевозку с предприятиями (организациями), не входящими в их систему <*>;

--------------------------------

<*> Кроме Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР, которые в своей системе руководствуются нормативными актами и документами, определяющими порядок перевозки личного состава.

 

- туристско-экскурсионные организации ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, областные (краевые) комитеты ВЛКСМ (ЛКСМ союзных республик);

- министерства, ведомства, обеспечивающие строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, ледовых и паромных переправ;

- дорожные, коммунальные, другие организации, осуществляющие установку и эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения;

- организации Государственного комитета СССР по гидрометеорологии, информирующие автотранспортные и дорожные организации, ГАИ о неблагоприятных изменениях погодных условий;

- Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), осуществляющая контроль за соблюдением нормативов и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения, проводящая мероприятия по регулированию и организации дорожного движения;

- организации системы Министерства здравоохранения СССР, обеспечивающие в автотранспортных предприятиях (АТП) проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

- организации системы Государственного комитета СССР по народному образованию, дающие разрешение на осуществление разовых перевозок детей.

1.3. Безопасность автобусных перевозок непосредственно на маршрутах обеспечивается:

- водителями автобусов;

- автотранспортными, иными предприятиями (организациями), осуществляющими автобусные перевозки;

- дорожно-эксплуатационными, коммунальными, другими организациями (предприятиями), в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, паромные и ледовые переправы, технические средства регулирования дорожного движения;

- подразделениями ГАИ.

1.4. Основными задачами автотранспортных, иных предприятий (организаций), осуществляющих автобусные перевозки, в обеспечении их безопасности являются:

- укомплектование автобусов дисциплинированными водителями, имеющими соответствующую квалификацию;

- проведение в установленные сроки занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

- организация контроля за своевременностью прохождения водителями медицинского переосвидетельствования и регулярного медицинского осмотра;

- своевременное проведение стажировки и инструктажа водителей;

- обеспечение водителей схемами автобусных маршрутов с указанием на них опасных участков и специфики движения, а также информацией о погодных условиях на маршруте, изменении состояния дорог и организации дорожного движения;

- контроль за соблюдением водителями допустимой продолжительности рабочего времени, а также организацией их отдыха и питания;

- содержание автобусов в технически исправном состоянии;

- рациональная организация перевозок;

- проведение нормирования скоростей и составление расписаний движения с учетом обеспечения его безопасности, требований к режиму труда и отдыха водителей;

- контроль за использованием автобусов, соблюдением водителями графиков движения по маршруту и Правил дорожного движения.

1.5. Основными задачами дорожно-эксплуатационных, коммунальных, других организаций (предприятий) в обеспечении безопасности автобусных перевозок являются:

- содержание находящихся в их ведении автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных и ледовых переправ, дорожных знаков, других средств регулирования движения в технически исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение;

- своевременное информирование предприятий (организаций), осуществляющих автобусные перевозки, об изменении дорожных условий;

- оперативное выявление опасных участков дорог, принятие мер к устранению в установленные сроки источников опасности или, в случае невозможности этого, к закрытию автобусного движения;

- своевременное выполнение мероприятий по устранению недостатков в оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных и ледовых переправ, установленных комиссиями по обследованию автобусных маршрутов.

1.6. Основной задачей подразделений ГАИ по обеспечению безопасности автобусных перевозок является осуществление государственного контроля за соблюдением предприятиями (организациями), должностными лицами, водителями и другими участниками движения нормативов и правил, регламентирующих:

- поведение и взаимоотношения участников дорожного движения;

- квалификацию водителей автобусов;

- техническое состояние автобусов;

- содержание автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов;

- порядок установки и содержания дорожных знаков, других технических средств регулирования дорожного движения;

- порядок оперативного выявления и устранения опасных участков на автомобильных дорогах, улицах;

- установление причин ДТП, принятие мер к их ликвидации.

1.7. В автотранспортных, других предприятиях (организациях), осуществляющих или обеспечивающих автобусные перевозки, должны быть определены обязанности конкретных служб и установлена персональная ответственность руководителей и других должностных лиц за выполнение настоящих Требований. Их невыполнение влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

2. Квалификация водителей автобусов, предрейсовый

контроль их состояния, режим труда и отдыха,

стажировка на маршруте

 

2.1. Допуск водителей к управлению автобусами осуществляется в соответствии с положением о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений.

На междугородные, межреспубликанские, международные и горные маршруты, а также на городские и пригородные маршруты повышенной сложности допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех лет.

2.2. К управлению автобусами водители могут допускаться только при условии:

- обязательного прохождения предварительной стажировки на таких маршрутах (при регулярных перевозках);

- регулярного прохождения предрейсового и послерейсового медицинского контроля;

- выполнения требований положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, других документов, регламентирующих режим труда и отдыха водителей;

- обязательного прохождения предрейсового инструктажа, обеспечения водителя схемой маршрута с указанием опасных участков, пунктов медицинской помощи, больниц, телефонов автохозяйств, где водителям может быть оказана техническая помощь.

Примечание. При привлечении ведомственных автобусов для осуществления перевозок на маршрутах транспорта общего пользования выполнение первого, третьего и четвертого требований данного пункта возлагается на АТП, обслуживающее эти маршруты. Осуществление медицинского контроля возлагается на АТП, которому принадлежат автобусы.

При отсутствии в АТП медицинских пунктов допуск водителей автобусов к работе на маршрутах должен осуществляться только при обязательной оценке их состояния инженерами по безопасности движения или инженерно-техническими работниками.

 

2.3. Продолжительность, объемы и содержание стажировки водителей автобусов устанавливаются в зависимости от их общего водительского стажа, стажа работы на автобусе, перерывов в работе водителем, типа, модели автобуса, категории и сложности маршрута.

Сложность маршрута определяется службой эксплуатации АТП совместно со службой безопасности движения, исходя из результатов обследования маршрута, опросов работающих на нем водителей, анализа аварийности. В этих целях могут использоваться принятые в дорожных, коммунальных, автотранспортных и других организациях методы оценки опасности участков дорог (методы коэффициентов безопасности и аварийности, методы, основанные на использовании ее удельных показателей).

2.4. Сведения о возможности использования водителей автобусов на различных маршрутах с учетом их подготовленности находятся в диспетчерских службах соответствующих предприятий и постоянно обновляются.

2.5. Для обеспечения постоянного контроля за уровнем профессионального мастерства водителей, соблюдением ими Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и др., оказания водителям методической и практической помощи, обеспечения необходимого уровня стажировки на маршруте, проведения инструктажей в АТП, осуществляющих регулярные автобусные перевозки, должна быть введена должность водителя-инструктора по безопасности движения. Для проведения инструктажей могут привлекаться водители-наставники.

2.6. Не реже одного раза в три года квалификационной комиссией АТП проводится оценка деловых и моральных качеств водителей автобусов с решением вопроса о возможности их дальнейшей работы на данной категории транспортных средств.

2.7. Туристско-экскурсионные перевозки и перевозки по разовым заказам осуществляются водителями, имеющими непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех лет. К перевозкам детей допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители.

2.8. С водителями автобусов в АТП должны регулярно проводиться занятия по повышению профессионального мастерства, включающие практические занятия по вождению, проверку знаний Правил дорожного движения, изучение основ безопасного управления автобусом в сложных дорожно-транспортных ситуациях.

2.9. Министерства и ведомства, осуществляющие автобусные перевозки, должны иметь соответствующие документы, определяющие порядок проведения:

- стажировки водителей автобусов;

- занятий по повышению профессионального мастерства водителей автобусов;

- периодической оценки деловых и моральных качеств водителей автобусов;

- предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

- линейного контроля на маршрутах;

- предрейсовых инструктажей водителей.

 

3. Техническое состояние и использование автобусов

 

3.1. Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил технической эксплуатации, положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций предприятий-изготовителей и другой нормативно-технической документации.

3.2. На автомобильных дорогах I и II категории, а также III категории, построенных после ввода в действия СНиП II-Д.5-72, разрешается работа автобусов всех типов и моделей, которые по осевым нагрузкам превышают 10 тс <*>.

--------------------------------

<*> В городских условиях в часы "пик", в порядке исключения, допускается эксплуатация автобусов с осевой нагрузкой до 11,5 тс и полной массой до 28 т.

 

На автомобильных дорогах IV и V категории, а также III категории, построенных до ввода в действие СНиП II-Д.5-72, разрешается работа автобусов с осевой нагрузкой до 6 тс <*>.

--------------------------------

<*> На дорогах III категории, построенных до ввода в действие СНиП II-Д.5-72, может разрешаться работа автобусов среднего класса. Решение о допуске к эксплуатации таких автобусов принимается соответствующими Советами народных депутатов на основе представлений автотранспортных и дорожных организаций.

 

При наличии на автобусном маршруте участков автомобильных дорог разных категорий и мостов с различной грузоподъемностью подвижной состав выбирается из расчета пропуска автобусов по участку дороги низшей категории и наименьшей грузоподъемности моста.

АТП, все организации, осуществляющие автобусные перевозки, должны строго контролировать соответствие полной массы автобусов фактической грузоподъемности расположенных на маршрутах мостов, эстакад, путепроводов, других искусственных сооружений.

3.3. На горных и приравненных к ним маршрутах разрешается использование автобусов только горных модификаций. В порядке исключения допускается использование автобусов иных модификаций с пробегом не более 200 тыс. км с начала их эксплуатации при условии полного соответствия автобусов требованиям соответствующего ГОСТ. При этом износ рисунка протектора должен быть не более 50% от нормативного.

Примечание. К горным относятся маршруты, которые проходят по дорогам в местности, имеющей следующие особенности:

- перевалы через горные хребты и участки ущелий со сложными и сильно изрезанными или недостаточно устойчивыми склонами;

- один или несколько продольных уклонов, равных в среднем 60 промилле и более, протяженностью не менее 1 км;

- один или несколько продольных уклонов, 40 промилле и более, протяженностью не менее 2 км;

- два или несколько участков с сочетанием следующих параметров: 6 и более кривых с радиусами в плане менее 100 м на участках протяженностью 1 км; с радиусом в продольном профиле для выпуклых кривых менее 1500 м и вогнутых - 400 м; с расстоянием видимости поверхности дороги менее 60 м и встречного автомобиля - менее 180 м.

Отнесение автобусных маршрутов к категории горных проводится межведомственными комиссиями, создаваемыми для этой цели местными Советами народных депутатов, в составе: руководителя автотранспортной организации (территориального или производственного объединения автомобильного транспорта, транспортного управления и т.д.), осуществляющей перевозки (председатель), ответственных представителей дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся дороги, и ГАИ.

 

3.4. Автобусы, используемые на горных и приравненных к ним маршрутах, должны быть оборудованы передними противотуманными фарами и фонарями заднего хода, а также ремнями безопасности на всех пассажирских местах, имеющих соответствующие точки крепления.

На автобусах, выделенных для туристско-экскурсионных перевозок, устанавливается лобовой указатель "туристский" или "экскурсионный", а для специальных перевозок и перевозок по разовым заказам "заказной".

На всех автобусах, осуществляющих перевозку детей, должен быть установлен опознавательный знак, предусмотренный Правилами дорожного движения.

 

4. Организация перевозок пассажиров

 

4.1. Министерства и ведомства, организующие автобусные перевозки, должны действовать в соответствии с уставами автомобильного транспорта союзных республик, правилами перевозок пассажиров и багажа, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

4.2. Организация автобусных перевозок осуществляется службами эксплуатации АТП с обязательным учетом обеспечения безопасности движения. Если осуществление перевозок возможно по двум или нескольким маршрутам, выбирается маршрут с наиболее благоприятными дорожными условиями (меньше интенсивность движения, лучше качество покрытия, больше ширина проезжей части и обочин, меньше число пересечений, железнодорожных переездов и т.д.).

4.3. Транспортные управления (объединения), предприятия (организации), водители должны особое внимание уделять соблюдению расписания движения и норм вместимости автобусов, не допускать отклонений от установленных маршрутов следования и остановок в местах, не предусмотренных графиком движения.

Во всех случаях водитель автобуса несет личную ответственность за отклонение от указанного в путевом листе маршрута и установленного графика движения.

4.4. При перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, а при перевозках на междугородных, горных, туристско-экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения.

На междугородных маршрутах багаж пассажиров (кроме ручной клади) при наличии багажных отсеков размещается только в них.

4.5. Допустимая протяженность автобусных маршрутов определяется исходя из положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей с учетом расчетных нормативов скорости движения и установленной технологии перевозок.

Запрещается организация автобусных перевозок одним водителем на маршруте протяженностью более 500 км <*>, а также выполнение ночных рейсов междугородных автобусов.

--------------------------------

<*> При осуществлении перевозок двумя водителями в автобусе должно быть оборудовано спальное место.

 

4.6. Министерства и ведомства, исходя из условий эксплуатации подвижного состава, могут устанавливать максимальную скорость движения принадлежащих им автобусов ниже предела, определенного Правилами дорожного движения.

4.7. Расписания (графики) движения при осуществлении всех видов автобусных перевозок должны составляться службой эксплуатации АТП на основе нормативных значений скорости движения на отдельных этапах маршрута при условии, что эти скорости соответствуют разрешенной Правилами дорожного движения, знаками, а также установленной с учетом пункта 4.6 настоящих Требований.

Примечание. Под нормативными понимаются средние значения скорости движения автобусов, обеспечивающие безопасность, точность, регулярность и экономичность перевозок.

Определение нормативных значений скоростей движения автобусов производится предприятием (организацией), осуществляющим перевозки пассажиров, на основании материалов обследований маршрутов по утвержденным методикам нормирования.

 

4.8. Водители автобусов должны иметь график движения с указанием в нем времени прохождения остановок, времени и места обеда, отдыха и схему маршрута <*>.

--------------------------------

<*> В случае разовых автобусных перевозок указание опасных участков на схеме маршрута производится при наличии соответствующей информации.

 

На междугородных маршрутах в графике движения дополнительно указывается место и время ночлега, а также время прохождения населенных пунктов или других ориентиров.

В расписании движения автобусов, осуществляющих туристско-экскурсионные перевозки, должны быть в обязательном порядке предусмотрены отдых на 5 минут через каждый час и 30 минут - через каждые 4 часа движения (допускается совмещение последнего с перерывом на обед), время и место ночного отдыха водителей, технического осмотра автобуса (в конечном пункте маршрута).

4.9. Водитель автобуса обязан на контрольных пунктах (автостанциях, автовокзалах, автопредприятиях) в случае, если они предусмотрены графиком движения, делать отметки в путевом листе о времени прибытия и убытия, а по прибытии в конечный пункт - сообщать об этом в автопредприятие по месту работы.

4.10. При возникновении неисправностей, угрожающих безопасности движения, а также при ухудшении самочувствия водителя движение автобуса должно быть немедленно прекращено. Информация об этом передается диспетчеру ближайшего автовокзала (автостанции) или в АТП, которое обязано принять меры к замене автобуса или водителя, обеспечению выполнения перевозки.

4.11. Перевозки пассажиров автобусами должны осуществляться по утвержденным маршрутам. На каждый маршрут (кроме маршрутов по разовым заказам) составляется паспорт. При его отсутствии эксплуатация автобусного маршрута не разрешается.

Паспорт разрабатывается на основе обследования автобусного маршрута. В нем отражаются:

- путь следования автобусов, протяженность маршрута, расположение остановочных пунктов;

- условия движения на отдельных участках (тип покрытия, ширина, состояние проезжей части, обочин; интенсивность, состав движения; наличие подъемов, спусков, закруглений, искусственных сооружений, нерегулируемых и регулируемых перекрестков и т.д.);

- наличие опасных участков, конкретные источники опасности для движения;

- расчетные нормативы скорости движения на отдельных участках, на маршруте в целом, а также полученные на их основе нормы времени на пробег;

- наличие благоустроенных разворотных площадок на конечных пунктах, автопавильонов на остановках;

- места отдыха и питания;

- дублирующие виды транспорта по маршруту.

В паспорте на схеме маршрута указываются остановочные пункты, участки дороги, представляющие опасность для движения; расположенные на маршруте железнодорожные переезды, контрольные пункты, места общего пользования, пункты первой медицинской помощи, больницы, телефоны, посты ГАИ, на междугородных маршрутах, кроме того, - площадки отдыха, гостиницы, пункты приема пищи, АЗС, станции техобслуживания.

При изменении маршрута или устойчивых изменениях условий движения в паспорт вносятся коррективы.

4.12. Для организации контроля за работой автобусов, оказания технической помощи на маршруте, медицинской помощи пострадавшим в ДТП конечные и промежуточные (с кассовой продажей билетов) остановки оснащаются телефонной, телеграфной, телетайпной или радиосвязью.

4.13. При нормировании скоростей движения, выявлении опасных участков на маршрутах, их обследовании, определении порядка экстренной эвакуации пассажиров при ДТП необходимо руководствоваться соответствующими нормативными и методическими документами.

 

5. Туристско-экскурсионные, специальные перевозки

и перевозки по разовым заказам

 

5.1. Оформление договоров и разовых заказов на выделение автобусов организациям, предприятиям и гражданам для осуществления туристско-экскурсионных, специальных или разовых перевозок производится автотранспортным предприятием (организацией) в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, другими нормативными документами.

Договоры и заказы оформляются по получении от заказчика сведений о месте назначения, маршруте следования, месте остановок, числе перевозимых пассажиров, лице, ответственном за перевозку (руководитель группы, экскурсовод), продолжительности нахождения автобуса у заказчика. Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист.

5.2. Договор на туристско-экскурсионные или специальные перевозки по маршруту, не совпадающему с маршрутами движения автобусов данного предприятия, подписывается его руководителями (или службы эксплуатации) после комиссионной проверки дорожных условий на маршруте.

Заказы на разовые перевозки в этих случаях подписываются при наличии в АТП информации о дорожных условиях на намечаемом маршруте или ее получении от заказчика. Заказчик несет полную ответственность за достоверность представленных данных.

Если дорожные условия на маршруте не обеспечивают безопасность перевозки пассажиров, автобусы не выделяются.

5.3. Туристско-экскурсионные перевозки населения осуществляются, как правило, АТП общего пользования по заявкам туристско-экскурсионных организаций.

Указанные, а также специальные и разовые перевозки могут осуществляться ведомственным транспортом по маршрутам только при наличии достоверных сведений о дорожных условиях, обеспечивающих безопасность движения.

5.4. При осуществлении перевозок двумя и более автобусами их движение осуществляется колонной. Автотранспортным предприятием (организацией) назначается ответственное лицо, на которое возлагается контроль за соблюдением правил перевозок пассажиров и багажа, правил пользования автобусами, других нормативных документов, требований безопасности движения и техники безопасности.

Решение о сопровождении колонн транспортными средствами ГАИ принимается руководителями министерств, управлений внутренних дел, автомобилями службы безопасности движения - руководителями соответствующих автотранспортных организаций (предприятий).

5.5. При туристско-экскурсионных перевозках и перевозках по разовым заказам руководители организации-заказчика или организации - владельца автобуса (в случае перевозки своим транспортом) обязаны обеспечить:

- тщательную подготовку выезда пассажиров, особое внимание уделив подбору, подготовке и инструктажу руководителей групп по вопросам безопасности движения и техники безопасности;

- проведение инструктажа туристов, групп детей о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;

- руководителей групп заверенным организацией списком пассажиров, копией уведомления ГАИ о перевозке детей;

- водителей местами для отдыха в гостинице (отдельной комнатой при размещении группы в частном секторе), питанием;

- стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность.

При невыполнении указанных условий перевозки не разрешаются.

5.6. В случаях регулярных туристско-экскурсионных перевозок за пределы области (края, республики) организация-заказчик (организация - владелец автобуса) должна предусмотреть сохранность, подготовку автобуса к обратному рейсу, возможность его технического обслуживания на территории других областей (краев, республик).

5.7. Руководители групп обязаны обеспечить надлежащий порядок среди пассажиров, особенно детей, во время движения, посадки, высадки из автобуса и при остановках.

5.8. Руководители автотранспортного предприятия (организации - владельца автобуса), осуществляющего перевозку, обязаны:

- проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения, при туристско-экскурсионных перевозках - также о правилах обслуживания туристов и экскурсантов, при перевозках детей - о правилах осуществления таких перевозок, сделать запись об этом в путевом листе и журнале инструктажа водительского состава;

- назначить контрольное время возвращения автобуса в предприятие, через 2 часа после истечения контрольного времени принять меры к установлению места нахождения автобуса.

5.9. Водители, осуществляющие туристско-экскурсионные перевозки или перевозки по разовым заказам, обязаны выполнять указания ответственных за перевозку (руководителей групп) в случае, если они не противоречат правилам перевозок пассажиров, Правилам дорожного движения, не связаны с изменением маршрута.

5.10. Туристско-экскурсионные перевозки и перевозки по разовым заказам в ночное время не допускаются.

5.11. При организации специальных перевозок (вахтовые, доставка трудящихся на производственные объекты, сельскохозяйственные работы) автотранспортная организация-перевозчик обязана:

- выбрать маршрут (по возможности по дорогам с твердым покрытием), обследовать дорожные условия на нем в соответствии с пунктами 8.1 - 8.6 настоящих Требований;

- выбрать модель автобуса для перевозок, совместно с заказчиком провести замер протяженности маршрута и нормирование скоростей движения, составить и утвердить график движения автобусов с учетом обеспечения безопасности, установленного режима труда и отдыха водителей;

- определить необходимое для перевозок количество автобусов с учетом пунктов 4.4, 4.5 настоящих Требований;

- составить совместно с заказчиком паспорт маршрута, согласовать его с исполкомом соответствующего Совета народных депутатов.

 

6. Перевозки детей <*>

 

--------------------------------

<*> До 16 лет.

 

6.1. Организация перевозок детей производится в соответствии с пунктами 4.1 - 4.13; 5.1 - 5.10 настоящих Требований.

6.2. Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем, при сопровождении - старшим за его обеспечение, в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий. При этом во всех случаях она не должна превышать 60 км/час.

6.3. Туристско-экскурсионные и разовые перевозки детей организуются только при наличии у заказчика письменного разрешения вышестоящей организации.

О проведении таких перевозок в обязательном порядке уведомляется ГАИ для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами (в случае массовых перевозок детей в пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха и т.д.).

Копии разрешения на перевозку и уведомление ГАИ представляются в автотранспортное предприятие (организацию) при оформлении заказа на перевозку.

6.4. Договоры на туристско-экскурсионные перевозки и разовые заказы на перевозки детей заключаются и принимаются автотранспортными предприятиями (организациями) при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.

6.5. Экскурсионные автобусные поездки детей организуются по маршрутам протяженностью до 180 км, туристские - до 350 км.

Туристско-экскурсионные перевозки детей дошкольного возраста запрещаются.

6.6. При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности АТП обязаны:

- выделять в сводных расписаниях движения автобусов специальные рейсы, обеспечивающие своевременную доставку детей до места назначения и обратно, не допускать перегруза этих рейсов;

- систематически контролировать выполнение таких перевозок, состояние автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей;

- устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

 

7. Автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения,

железнодорожные переезды, паромные, ледовые переправы,

остановки и другие сооружения на автобусных маршрутах

 

7.1. Техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, ледовых, паромных переправ, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным СНиП, техническим правилам ремонта и содержания автомобильных дорог, другим нормативным документам.

Примечание. Допускается как исключение организация движения автобусов на временных маршрутах по дорогам, не полностью отвечающим требованиям нормативных документов. В этом случае соответствующими автотранспортными, а также дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, должны быть приняты меры по обеспечению безопасности движения автобусов (выявлены и внесены на схемы маршрутов опасные участки; обозначены места автобусных остановок; проведен инструктаж водителей; определены скорости, обеспечивающие безопасность движения; в опасных местах установлены ограждения, дорожные знаки и т.д.). Если несоответствие дорог требованиям нормативных документов носит сезонный характер и связано с действием погодно-климатических факторов, то в порядке исключения движение автобусов может организовываться на маршрутах, действующих только в благоприятное для проезда время года. Порядок открытия таких маршрутов определен пунктом 9.4 настоящих Требований.

 

7.2. Дорожные, коммунальные, другие организации при проведении плановых мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., затрудняющих движение транспорта, обязаны:

- не позднее чем за 10 дней проинформировать об этом автотранспортные организации и предприятия, осуществляющие автобусные перевозки;

- предложить им согласованные с ГАИ варианты объездных путей на период проведения ремонтно-строительных работ;

- привести объезд в пригодное для безопасного движения состояние, обустроив его необходимыми техническими средствами организации дорожного движения.

7.3. Разрешения на проведение ремонтных и других видов работ, связанных с разрытием автомобильных дорог, по которым проходят автобусные маршруты, выдаются дорожно-эксплуатационными, а на улицах - коммунальными организациями, административными инспекциями исполкомов Советов народных депутатов. Разрешение выдается при наличии согласования места, времени проведения таких работ, схемы расстановки временных технических средств регулирования движения с автотранспортными предприятиями (организациями), осуществляющими регулярные автобусные перевозки, и ГАИ.

7.4. Ремонт и содержание автомобильных дорог, улиц с регулярным автобусным движением проводятся дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых они находятся, в соответствии с техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, примерными правилами эксплуатации дорог, нормативными документами союзных республик, а также требованиями, определяемыми исполкомами местных Советов народных депутатов.

Зимнее содержание автомобильных дорог, улиц осуществляется на основании документов, регламентирующих требования к их очистке от снега, порядок действий по борьбе с гололедом. Проезжая часть автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием должна полностью очищаться от снега.

О состоянии и проезжаемости автомобильных дорог в зимний период дорожные и другие организации, в ведении которых они находятся, обязаны своевременно информировать АТП, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, а также ГАИ.

7.5. Установка и эксплуатация технических средств регулирования дорожного движения должны производиться соответствующими дорожными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, а также специализированными монтажно-эксплуатационными подразделениями органов внутренних дел (в городах и других населенных пунктах). В иных случаях такая работа может осуществляться указанными подразделениями органов внутренних дел за счет средств организаций и ведомств, на балансе которых находятся дороги.

Установка технических средств регулирования должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТа по предписанию или с разрешения ГАИ.

7.6. АТП, автовокзалы и автостанции, водители автобусов должны немедленно сообщать в дорожные, коммунальные и другие органы, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные и ледовые переправы, а также в ГАИ о недостатках в их состоянии, инженерном оборудовании и содержании, угрожающих безопасности движения.

В АТП, осуществляющих автобусные перевозки, должны быть заведены специальные журналы для регистрации предложений водителей по улучшению дорожных условий, системы организации движения на маршруте.

 

Автобусные остановки

 

7.7. Выбор местоположения автобусных остановок производится автотранспортными предприятиями (организациями) исходя из правил организации пассажирских перевозок и требований СНиП. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), ГАИ и утверждается исполкомами Советов народных депутатов.

Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с требованиями нормативных документов.

7.8. Коммунальные и дорожные органы должны обеспечивать организацию освещения автобусных остановок и подходов к ним в городах и населенных пунктах в темное время суток в соответствии с требованиями СНиП.

7.9. Порядок содержания и уборки автобусных остановок, а также предприятия и организации, осуществляющие эту работу, определяются исполкомами местных Советов народных депутатов.

Расчистка от снега остановочных павильонов и посадочных площадок, переходно-скоростных полос производится обязательно.

 

Железнодорожные переезды

 

7.10. Переезды на всех железных дорогах должны быть оборудованы и содержаться в соответствии с инструкцией по устройству и обслуживанию переездов, утвержденной Министерством путей сообщения СССР.

7.11. МПС СССР, министерства и ведомства, в ведении которых находятся железные дороги, должны заранее информировать другие министерства и ведомства, осуществляющие автобусные перевозки, а также ГАИ о плановых мероприятиях по реконструкции и ремонту железнодорожных переездов или пути, при которых нарушается или затрудняется пропуск транспортных средств на маршрутах автобусных перевозок.

7.12. Порядок движения автобусов через железнодорожные переезды при выполнении работ по ремонту устройств переездов или железнодорожного пути на них должен предварительно согласовываться организациями, производящими ремонт, с АТП, осуществляющими по этим переездам регулярные пассажирские перевозки, и ГАИ.

7.13. Размещение остановочных пунктов в зоне железнодорожных переездов не должно ухудшать условия видимости водителями приближающегося поезда, а их техническое решение должно обеспечивать беспрепятственное движение транспорта по основным полосам движения в случае остановки автобуса.

 

Паромные переправы

 

7.14. Перевозки автобусов на паромах производятся в соответствии с правилами перевозок пассажиров и грузов на переправах через реки, каналы и другие водоемы, устанавливаемыми министерствами речного флота союзных республик.

7.15. В ночное время плавсредства и причалы (дебаркадеры) паромной переправы должны быть освещены. При невозможности надлежащего освещения причалов перевозка автобусов в темное время суток на паромной переправе запрещается.

7.16. Автобусы пропускаются на паром в первую очередь. Во время въезда автобуса на паром, движения парома и съезда с него нахождение пассажиров в автобусе запрещается.

7.17. На переправе должны быть объявление о норме загрузки автотранспортом и людьми плавучих средств в соответствии с их водоизмещением и инструкция о времени пользования переправой.

7.18. Расписание движения автобусов и время работы паромных переправ должны быть взаимно увязаны.

7.19. Подъезды к паромным переправам оборудуются соответствующими дорожными знаками, площадками для посадки и высадки пассажиров, а сами паромные переправы - одно- или двухсекционными светофорами с линзами красного цвета или шлагбаумами.

 

Ледовые переправы

 

7.20. Перевозка пассажиров автобусами по ледовым переправам, как правило, не допускается. В порядке исключения может допускаться движение автобусов малого и особо малого класса при наличии письменного разрешения исполнительного комитета Совета народных депутатов, Совета Министров автономной республики, по согласованию с соответствующими организациями минавтодоров, минавтотрансов союзных республик и ГАИ. Ледовые переправы устраиваются и содержатся согласно требованиям соответствующих инструкций.

 

Мосты, путепроводы, эстакады

и другие искусственные сооружения

 

7.21. Мосты, путепроводы, эстакады и другие искусственные сооружения, находящиеся на автобусных маршрутах, должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным СНиП и другими нормативными документами.

 

8. Обследование дорог

 

8.1. Определение соответствия действующих и вновь открываемых автобусных маршрутов требованиям безопасности движения осуществляется комиссиями из представителей заинтересованных организаций (транспортных, дорожных, коммунальных и других), а также ГАИ, утверждаемыми исполкомами Советов народных депутатов, Советами Министров автономных республик, минавтотрансами, минавтошосдорами союзных республик.

Обследование маршрутов проводится перед их открытием и в дальнейшем - не реже одного раза в год <*>.

--------------------------------

<*> Обследования автобусных маршрутов могут совмещаться с ежегодными обследованиями автомобильных дорог, железнодорожных переездов.

 

Члены комиссии по вопросам, входящим в их компетенцию, несут персональную ответственность за оценку соответствия автобусных маршрутов требованиям безопасности движения.

8.2. Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения оценивается на основании:

- информации о маршруте, представляемой транспортной организацией или другой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров;

- данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных и ледовых переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.;

- сведений ГАИ о местах концентрации ДТП, их причинах;

- опроса водителей, работающих на маршруте;

- непосредственного обследования маршрута.

Руководители соответствующих организаций обязаны своевременно представлять комиссиям указанную информацию.

8.3. В ходе обследования при выявлении участков, которые по условиям движения не удовлетворяют требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности перевозок, определяются конкретные дорожные факторы, представляющие опасность для движения; должны уточняться параметры дороги, ее техническая категория, проводиться замеры протяженности маршрута и отдельных его этапов.

8.4. Результаты обследования отражаются в акте, в котором дается заключение комиссии, соответствует или не соответствует автобусный маршрут требованиям безопасности движения. В акт вносятся также предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение ДТП на маршруте.

8.5. Акты обследования передаются в соответствующие исполкомы Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик, минавтотрансы, минавтошосдоры союзных республик для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер к совершенствованию перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений.

8.6. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, для проведения неотложных мероприятий по устранению недостатков и учета при планировании работ. Копии актов передаются также в АТП для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования при проведении инструктажей водителей, нормировании скоростей движения автобусов и для контроля в ГАИ.

8.7. Руководители организаций, на которые возложено устранение отмеченных в акте недостатков, должны регулярно докладывать органам, принявшим решение об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, о ходе выполнения намеченных работ, а также информировать об этом автотранспортные предприятия (организации), осуществляющие автобусные перевозки.

 

9. Открытие и закрытие автобусных маршрутов

 

9.1. Организация новых и эксплуатация действующих автобусных маршрутов осуществляются соответствующими автотранспортными предприятиями (организациями) в порядке, установленном уставами автомобильного транспорта союзных республик и правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

Открытие (закрытие) автобусного маршрута должно проводиться в соответствии с приказом автотранспортного предприятия (организации) на основании решения соответствующего исполкома Совета народных депутатов, Совета Министров автономной республики, минавтотранса, минавтошосдора союзной республики или совместного решения этих министерств.

9.2. При определении автобусных маршрутов автотранспортными предприятиями (организациями) должны изыскиваться решения, исключающие их прохождение через железнодорожные переезды. В случаях, когда это невозможно, открытие движения рейсовых автобусов (постоянно или временно) через железнодорожные переезды допускается в каждом отдельном случае с разрешения начальника железной дороги (на дорогах МПС СССР) или руководителя организации, в ведении которой находятся переезды, по представлению комиссии, проводившей обследование маршрута.

9.3. Открытие автобусного движения через неохраняемые железнодорожные переезды разрешается только в случае обеспечения на них удовлетворительной видимости приближающегося поезда.

Примечание. В порядке исключения разрешается движение автобусов через неохраняемые железнодорожные переезды с неудовлетворительной видимостью приближающегося поезда в случаях, если они оборудованы автоматически срабатывающей от приближающегося поезда светофорной сигнализацией.

 

9.4. Временные (сезонные) автобусные маршруты могут быть организованы автотранспортным предприятием (организацией) по письменному разрешению соответствующих исполкомов Советов народных депутатов, если:

- требуется открыть автобусное движение по дорогам с низшими типами покрытий;

- отсутствует возможность обеспечения соответствия весовых параметров и габаритов автобусов фактическим категориям автомобильных дорог;

- необходимо открыть автобусное движение по участкам автомобильных дорог, улиц, через искусственные сооружения, железнодорожные переезды, ледовые и паромные переправы при отклонении их технического состояния, инженерного оборудования, уровня содержания от требований нормативных документов.

9.5. Разрешение на открытие временного (сезонного) автобусного маршрута выдается на основании заключения комиссии, проводившей его обследование. При этом должен быть четко определен срок (период) действия этого маршрута, а также комплекс мероприятий, которые необходимо осуществить соответствующими АТП, а также дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения и т.д., в целях обеспечения безопасности движения автобусов.

9.6. В случае несоответствия автобусных маршрутов требованиям безопасности движения исполкомами Советов народных депутатов, Советами Министров автономных республик или минавтотрансами, минавтошосдорами союзных республик на основе представлений комиссий могут приниматься решения о прекращении автобусного движения. Представление должно быть рассмотрено в трехдневный срок. Решение о прекращении автобусного движения вступает в силу сразу после его принятия исполкомом Совета народных депутатов, Советом Министров автономной республики, о принятом решении немедленно доводится до сведения автотранспортных организаций, осуществляющих автобусные перевозки.

9.7. В случаях, не терпящих отлагательства (разрушения дорог и дорожных сооружений, вызванного стихийными явлениями, ухудшения дорожных или метеорологических условий до уровня, при котором не обеспечивается безопасность движения, аварий на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях), предприятия (организации), осуществляющие перевозки пассажиров, дорожные, коммунальные организации, ГАИ, а также исполкомы Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик имеют право немедленно прекратить автобусное движение с одновременной информацией об этом соответствующих дорожных, автотранспортных, коммунальных организаций, советских органов, ГАИ. Порядок временного прекращения движения автобусов определяется соответствующими документами.

Примечание. В отдельных случаях, при наличии неблагоприятных дорожных или метеорологических условий, руководителями предприятий (организаций), осуществляющих автобусные перевозки, может допускаться движение автобусов с пониженными скоростями в свободном режиме движения (вне графика).

 

9.8. Решение о закрытии или изменении маршрута движения автобусов по причинам, указанным в пункте 9.7 настоящих Требований, на срок более суток автотранспортное предприятие (организация), осуществляющее автобусные перевозки, доводит до сведения соответствующего исполкома областного, краевого Совета народных депутатов, Совета Министров автономной республики, минавтотранса, минавтошосдора союзной республики.

9.9. Дорожные, коммунальные организации, АТП, ГАИ незамедлительно информируют друг друга о получении от гидрометслужбы штормовых предупреждений о стихийных явлениях, опасных для движения.

При получении штормового предупреждения автотранспортное предприятие (объединение автовокзалов, автостанция, автовокзал) обязано передавать его своей вышестоящей организации для оповещения всех АТП, осуществляющих автобусные перевозки в районе стихийного бедствия, о временном прекращении движения.

9.10. Об открытии новых, закрытии действующих автобусных маршрутов, их изменении, а также временном прекращении движения автобусов автотранспортные предприятия (организации) информируют население, заинтересованные предприятия и организации.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024