| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ

И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 1983 г. N 134

 

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ПРАКТИКИ ПРЕМИРОВАНИЯ

ЗА СОДЕЙСТВИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭТОГО ПРЕМИРОВАНИЯ

 

Изобретательству и рационализации принадлежит важная роль в ускорении научно-технического прогресса, повышении эффективности производства, экономии материальных ресурсов и росте производительности труда.

В 1982 г. было подано 6,1 миллиона рационализаторских предложений и заявок на изобретения. Примерно 80% их использовано в производстве и получен экономический эффект в размере 6,9 млрд. руб. На поощрение изобретателей и авторов рационализаторских предложений выделяются значительные средства. В 1982 г. было выплачено авторам в виде вознаграждений 240 млн. руб., а содействовавшим их внедрению в виде премии 63 млн. руб. При правильном использовании этих средств они могут оказать существенное воздействие на развитие изобретательства и рационализации. Между тем в практике их использования допускаются серьезные недостатки, что ослабляет стимулирующую роль вознаграждений и премий.

В соответствии с поручением Госкомтруд СССР с участием министерств провел в III - IV кварталах 1982 г. проверку практики премирования за содействие изобретательству и рационализации на 68 предприятиях и в организациях двадцати различных отраслей народного хозяйства, а также в ряде управлений промышленных объединений и в центральном аппарате отдельных министерств.

Как показывает анализ материалов проверки, главные недостатки в практике премирования за содействие изобретательству и рационализации заключаются в следующем.

Допускается несоответствие между размерами премий, выплачиваемых работникам, и величиной реальной экономии, полученной от использования изобретений и рационализаторских предложений, что приводит к установлению завышенных размеров премий и уравниловке в материальном поощрении работников. Этот недостаток практики премирования усугубляется тем, что эффективность изобретений и рационализаторских предложений искусственно преувеличивается. На ряде предприятий Минэнерго СССР выявлены факты, когда сумма премий, выплачиваемых за содействие, в 2 - 3 раза превышала размер вознаграждения изобретателей и рационализаторов. В московской типографии N 7 Госкомиздата СССР директору и главному инженеру в 1981 г. было выплачено по 100 рублей каждому за участие в организации производства по трем рационализаторским предложениям, по которым отчисления в фонд премирования в соответствии с полученной от их внедрения экономией составили всего 20 рублей. На предприятии "Ремстройдормаш" треста "Строймеханизация N 1" Главсевкавстроя Минтяжстроя СССР при выплате авторского вознаграждения за рационализаторское предложение в размере 10 рублей премия за содействие этому предложению была выплачена в размере 90 рублей, в т.ч. начальникам цеха, технического и планово-производственного отделов премия в 2 - 3 раза превышала авторское вознаграждение. Массовое премирование в одинаковой сумме премий (по 10 - 20 рублей) имело место на московском металлургическом заводе "Серп и Молот" Минчермета СССР, на Подольском машиностроительном заводе им. Серго Орджоникидзе Минэнергомаша.

Необоснованно расширяется круг премируемых работников, что приводит к распылению средств на эти цели и уменьшению размеров премий, выплачиваемых тем, кто их действительно заслуживает. В производственном объединении "Арарат" Минпищепрома Армянской ССР премии за содействие изобретательству и рационализации были выплачены секретарю-машинистке, начальнику отдела кадров; на Московском заводе электромедицинской аппаратуры "ЭМА" Минмедпрома - кассиру-бухгалтеру, кладовщикам; в Московском производственном швейном объединении "Смена" Минлегпрома СССР - машинистке, водителям автомашин. На заводе железобетонных изделий N 20 Главмоспромстройматериалов премия выплачена главному энергетику за содействие использованию рационализаторского предложения, которое было внедрено за полгода до его зачисления на предприятие.

Нередки случаи, когда за содействие изобретательству и рационализации премируются руководящие работники предприятий и организаций, которые на деле не вносили своего вклада в эту важнейшую работу. В Душанбинском кожевенно-обувном объединении Минлегпрома Таджикской ССР, на Горийском хлопчатобумажном комбинате Минлегпрома Грузинской ССР премии выплачивались преимущественно руководству предприятия без учета личного участия в содействии изобретательству и рационализации.

Нарушается установленный порядок премирования: не определяется конкретное участие отдельных работников в содействии изобретательству и рационализации; некоторые руководящие работники предприятий самоустраняются от организации премирования; выплата премий производится без разрешения руководителя вышестоящей организации, а также без согласования с профсоюзным комитетом. В научно-производственном объединении "Восход" Минлесбумпрома СССР решения о премировании работников принимаются без документов, подтверждающих их личное участие в работах по содействию. Аналогичное положение имело место в производственном объединении "Арарат" Минпищепрома Армянской ССР, в ленинградских СКБ кожевенных и обувных машин и ОКБ торгового машиностроения Минлегпищемаша и ряде других. Также без учета личного участия премии выплачивались на предприятиях Госкомиздата СССР (Владимирская типография, производственное объединение "Периодика", Можайский полиграфический комбинат). На заводе железобетонных изделий N 20 Главмоспромстройматериалов выплата премий руководящим работникам производилась без согласования с соответствующим профсоюзным комитетом.

В ряде промышленных объединений и министерств не налажен систематический и действенный контроль за использованием средств на премирование и не установлено, какое подразделение министерства несет ответственность за это дело. Это относится к Минлесбумпрому СССР, Минэнерго СССР и другим.

Отдельные производственные объединения и предприятия не обеспечены необходимыми инструктивными материалами и пользовались при решении вопросов премирования устаревшими положениями (предприятия Госкомиздата СССР, Минлесбумпрома СССР и др.).

В ходе проверки изучена практика премирования за содействие изобретательству и рационализации работников центрального аппарата министерств и управлений всесоюзных промышленных объединений (ВПО). Анализ показал разный подход к данному вопросу в министерствах. Ряд из них (Минцветмет СССР, Минчермет СССР, Минмедпром, Минживмаш, Минлесбумпром СССР, Минмонтажспецстрой СССР) практически отказались от такого премирования работников аппарата министерств. При этом средства, выделяемые министерствам и другим органам управления на эти цели, направляются, как правило, для увеличения соответствующих фондов премирования на подведомственных предприятиях и в организациях (научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и др.).

Вместе с тем, работники управлений промышленных объединений отдельных министерств (Минлегпрома СССР, Минчермета СССР), а в некоторых случаях и работники центрального аппарата министерства (например, Минуглепром СССР) премируются за содействие изобретательству и рационализации.

По состоянию на конец 1982 г. многие министерства: Миннефтепром, Минэлектротехпром, Минхиммаш, Минприбор, Минпищепром СССР, Минмясомолпром СССР, Главмикробиопром, Минводхоз СССР, Минтяжстрой СССР, Минвостокстрой, Минсвязь СССР и другие - по результатам проверок провели заседания коллегий, выработали и приняли конкретные меры по устранению допущенных недостатков и там, где были выявлены случаи незаконной выплаты премий и грубые нарушения установленного порядка поощрения, наказали виновных и приняли решение о возврате отдельными работниками необоснованно выплаченных им премий за содействие изобретательству и рационализации. Вместе с тем, в министерствах: Минстанкопроме, Минавтопроме, Минживмаше, Минстройдормаше, Минсельхозе СССР, Минторге СССР и ряде других - эта работа затянулась и практически было мало что сделано для устранения недостатков в премировании.

В целях повышения эффективности премирования за содействие изобретательству и рационализации и устранения имеющихся недостатков в этом деле Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам постановляет:

1. Обратить внимание министерств и ведомств на необходимость организации систематического контроля за соблюдением установленного порядка премирования за содействие изобретательству и рационализации и правильным расходованием средств, выделенных на эти цели, на подведомственных предприятиях и в организациях, скорейшего устранения имеющихся недостатков в практике премирования. Считать необходимым, чтобы министерства и ведомства периодически рассматривали эти вопросы на заседаниях коллегии.

2. Обязать отделы Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, государственные комитеты по труду союзных республик проводить систематические проверки практики применения Положения о премировании за содействие изобретательству и рационализации, а отраслевые отделы Госкомтруда СССР координировать работу министерств в этой области.

3. Утвердить по согласованию с Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий, Министерством финансов СССР и ВЦСПС Положение о премировании за содействие изобретательству и рационализации согласно приложению (не приводится), предусматривающее:

усиление зависимости размеров премий от величины реально полученной экономии;

уточнение перечня работ, относящихся к содействию изобретательству и рационализации, а также порядка выплаты премий лицам, привлекаемым к этой работе со стороны;

отмену премирования работников аппарата всех министерств, ведомств и других органов управления.

4. Признать утратившими силу:

Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 15 апреля 1974 г. N 76 "Об утверждении Положения о порядке премирования за содействие изобретательству и рационализации и использования выделенных для этих целей средств";

Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 27 июля 1979 г. N 331 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке премирования за содействие изобретательству и рационализации и использования выделенных для этих целей средств".

 

Председатель

Государственного комитета СССР

по труду и социальным вопросам

Ю.БАТАЛИН

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024