| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждена

Заместителем министра

гражданской авиации

В.В.КУЗЬКИНЫМ

18 марта 1983 года

 

Согласовано

Председателем Всесоюзного

объединения "Мореплавание"

Министерства морского флота

Б.С.МАЙНАГАШЕВЫМ

10 марта 1983 года

 

Дата введения -

18 марта 1983 года

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-2 И КА-26

С СЕРИЙНОЙ ОПРЫСКИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ БОРЬБЫ

С АВАРИЙНЫМИ РАЗЛИВАМИ НЕФТИ В МОРЕ

 

Согласована Председателем Всесоюзного объединения "Мореплавание" Министерства морского флота Б.С. Майнагашевым 10.03.1983.

Утверждена Заместителем министра гражданской авиации В.В. Кузькиным 18.03.1983.

Инструкция составлена на основании результатов исследований, проведенных Всесоюзным научно-исследовательским институтом применения гражданской авиации в народном хозяйстве (ВНИИПАНХ ГА) и Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) в 1979 - 1982 гг.

Инструкция подготовлена начальником отдела применения авиации в отраслях народного хозяйства, начальником сектора применения авиации в промышленности, младшими научными сотрудниками (ВНИИПАНХ ГА).

Инструкция предназначена для специалистов предприятий гражданской авиации и морского флота, занимающихся ликвидацией аварийных разливов нефти в море.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящей Инструкцией регламентируются:

- организация подготовительных работ;

- методика выполнения полетов;

- правила техники безопасности.

1.2. Вертолеты Ми-2 и Ка-26 с серийной опрыскивающей аппаратурой обрабатывают нефтяную пленку аварийного разлива нефти в море в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, действующих "Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-2", "Руководства по летной эксплуатации вертолета Ка-26", "Инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию конструкции вертолета Ми-2 с двумя двигателями ГТД-350", "Инструкции по технической эксплуатации вертолета Ка-26".

1.3. В качестве рабочей жидкости используют диспергент ОМ-6 (ТУ 38-30940-79) <*>, применяемый спецформированиями АСПТР и портами Министерства морского флота при проведении работ по борьбе с аварийными разливами нефти в море. Подготовка диспергента нефти ОМ-6 <*> и условия его применения регламентируются РД 31.04.02-80 "Временная инструкция по применению диспергентов ОМ-6 и Корексит 9527, предназначенных для ликвидации нефтяных пленок, плавающих на поверхности воды" (Л., ЦНИИМФ, 1980) <**>.

--------------------------------

<*> и диспергента ОМ-84.

<**> С 01.01.87 вместо РД 31.04.02-80 действует РД 31.04.24-86 "Инструкция по применению диспергентов нефти ОМ-6, ОМ-84 и Корексит 9527".

 

1.4. Диспергент ОМ-6 представляет собой жидкую смесь биохимически окисляемых и взрывобезопасных веществ, вязкость которой зависит от температуры.

 

Характеристики диспергента ОМ-6

 

    Плотность                                           840 - 890 кг/куб. м

    Вязкость:

      при 20 °C                                         не более 40 сСт

      при 5 °C                                          не более 200 сСт

    Температура:

      замерзания                                        ниже минус 10 °C

      вспышки в закрытом тигле                          не ниже 65 °C

    Коррозионная активность                             отсутствует.

 

Диспергенты не рекомендуется использовать при температуре воды и воздуха менее 5 °C.

1.5. В соответствии с "Инструкцией об организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти в море", утвержденной министром морского флота 2 февраля 1977 г. и министром гражданской авиации 16 марта 1977 г., территориальное управление гражданской авиации по заявке штаба руководства операциями по ликвидации аварийных разливов нефти (ШРО) соответствующего пароходства выделяет необходимое количество вертолетов и технические средства для их обслуживания.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

2.1. ШРО пароходства информирует руководителя авиапредприятия о месте аварийного разлива нефти в море, направлении его дрейфа и норме внесения диспергента.

2.2. Представитель аэродромной службы авиапредприятия совместно с представителем ШРО пароходства определяет место базирования вертолета (посадочную площадку) в соответствии с действующими "Инструкцией по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации" и Инструкцией N 28/И-81 и информирует руководителя авиапредприятия о месте и размерах выбранной площадки, условиях подхода вертолета, состоянии грунта.

2.3. ШРО пароходства направляет своего представителя к месту базирования вертолета для организации доставки диспергентов, их загрузки в емкости опрыскивающей аппаратуры и определения норм внесения диспергента.

2.4. Перед вылетом в район аварийного разлива нефти экипаж вертолета должен:

2.4.1. Нанести на полетную карту место аварийного разлива нефти с учетом его дрейфа, место базирования вертолета и маршрут полета к нефтяному полю от характерного ориентира (навигационной или радионавигационной точки) на берегу.

2.4.2. Провести предполетную подготовку в соответствии с НПП-78 ГА, п. 8.12.11.

2.4.3. Оборудовать вертолет серийной сельскохозяйственной аппаратурой, установив на штангах распылители необходимого диаметра. На борту вертолета иметь полный комплект распылителей других стандартных диаметров и при необходимости техническое средство для заправки вертолета рабочей жидкостью.

2.4.4. После заполнения баков опрыскивателя водой проверить работу опрыскивающей аппаратуры на земле. Обратить особое внимание на качество герметизации стыковочных узлов опрыскивателя и в случае необходимости устранить подтекание жидкости. Применение опрыскивающей аппаратуры с негерметичной системой опрыскивателя запрещается.

2.5. По прибытии на посадочную площадку командир экипажа должен:

2.5.1. Проверить соответствие посадочной площадки требованиям Руководств по летной эксплуатации вертолетов Ми-2 и Ка-26. При необходимости принять меры к устранению выявленных недостатков.

2.5.2. Провести инструктаж (под расписку) всех членов загрузочной бригады, водителей погрузочных и транспортных средств о соблюдении правил загрузки диспергента, техники безопасности и требований пожарной безопасности при работе у вертолета.

2.5.3. Уточнить у представителя ШРО пароходства о местонахождении нефтяного разлива, нормах внесения диспергента и произвести необходимые штурманские и технологические расчеты.

2.5.4. В соответствии с полученной информацией рассчитать секундный расход рабочей жидкости в зависимости от ее вязкости по формуле:

 

                               Q   = Q  x K,

                                рж    в

 

    где:

    Q  - секундный  расход  воды  в  системе  опрыскивания  вертолета  (см.

     в

табл. 1);

    K - безразмерный коэффициент, равный отношению расхода рабочей жидкости

к расходу воды (см. рис. - не приводится).

 

Таблица 1

 

СЕКУНДНЫЙ РАСХОД ВОДЫ В СИСТЕМЕ

ОПРЫСКИВАНИЯ ВЕРТОЛЕТОВ, Л/С

 

┌─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

  Тип вертолета              Диаметр выходного отверстия, мм           

                 ├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤

                    1   │ 1,25     2      3      4      5      6  

├─────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Ми-2             │-      │1,9    │3,2    │5,8    │6,8    │8,1    │10,2  

│Ка-26            │1,75   │-      │3,5    │5,36   │7,65   │10,1   │-     

└─────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

 

2.5.5. Установить на штанге опрыскивателя необходимый комплект распылителей и проверить правильность регулировки опрыскивающей системы при выполнении первого полета по обработке поля нефтяного разлива.

2.5.6. Определить условия полета вертолета на рабочем гоне в зависимости от норм расхода диспергента (табл. 2).

 

Таблица 2

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ АВИАОПРЫСКИВАНИЯ

 

┌───────────────┬───────────────┬──────────────┬──────────────────────────┐

│Норма расхода, │   Скорость      Секундный   │Диаметр выходных отверстий│

     л/га      │ полета, км/ч  │ расход, л/с        распылителей, мм   

├───────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────────────────┤

      1               2             3                    4           

├───────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────────────────┤

                                Вертолет Ми-2                           

                                                                        

│15             │115            │1,9           │1,25                     

│20             │85             │1,9           │1,25                     

│25             │115            │3,2           │2,0                      

│30             │100            │3,2           │2,0                      

│40             │70             │3,2           │2,0                      

│50             │105            │5,8           │3,0                      

│60             │100            │6,8           │4,0                      

│60             │120            │8,1           │5,0                      

│70             │85             │6,8           │4,0                      

│70             │105            │8,1           │5,0                      

│80             │90             │8,1           │6,0                      

│80             │115            │10,2          │6,0                      

│90             │100            │10,2          │6,0                      

│100            │90             │10,2          │6,0                      

                                                                        

                               Вертолет Ка-26                           

                                                                        

│15             │105            │1,75          │1,0                      

│20             │80             │1,75          │1,0                      

│25             │65             │1,75          │1,0                      

│25             │120            │3,5           │2,0                       

│30             │105            │3,5           │2,0                      

│40             │80             │3,5           │2,0                      

│40             │120            │5,36          │3,0                      

│50             │95             │5,36          │3,0                      

│60             │80             │5,36          │3,0                      

│60             │115            │7,65          │4,0                      

│70             │70             │5,36          │3,0                      

│70             │100            │7,65          │4,0                      

│80             │115            │10,1          │5,0                      

│90             │100            │10,1          │5,0                       

│100            │90             │10,1          │5,0                      

└───────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────────────────┘

 

Примечания: 1. Число распылителей постоянно и равно:

для вертолета Ми-2 - 128 шт.;

для вертолета Ка-26 - 108 шт.

2. Ширина рабочего захвата - 40 м.

 

2.6. В случае использования водных растворов диспергента при заправке вертолета рабочей жидкостью первоначально закачивается расчетное количество чистого диспергента, а затем добавляется требуемое количество воды и смесь перемешивается в течение 2 - 5 мин.

 

3. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ

 

3.1. Типовой полет вертолетов Ми-2 и Ка-26 при ликвидации аварийных разливов нефти состоит из следующих элементов:

- взлет с заполненными рабочей жидкостью баками;

- набор высоты, переход в горизонтальный полет;

- горизонтальный полет к характерному ориентиру на берегу моря;

- полет от характерного ориентира в район поля нефтяного разлива;

- выход в район поля нефтяного разлива, его поиск и обнаружение;

- маневр по заходу на поле нефтяного разлива, достижение рекомендуемых рабочей высоты и скорости полета;

- включение аппаратуры в начале гона;

- полет над гоном с работающей аппаратурой, выключение аппаратуры в конце гона;

- маневр по заходу на следующий гон или полет на посадочную площадку.

3.2. Для наибольшей эффективности применения вертолетов Ми-2 и Ка-26 полеты выполнять с максимально допустимой взлетной массой, рассчитанной в соответствии с Руководством по летной эксплуатации соответствующего вертолета из условий возможности выполнения полета на одном двигателе.

3.3. Первый полет к нефтяному разливу выполнить от характерного ориентира на берегу моря по предварительно вычисленным параметрам (расчетный курс, путевая скорость, расчетное время) на высоте 100 - 200 м.

3.4. Если по истечении расчетного времени полета вертолета поле нефтяного разлива не будет обнаружено, его поиск осуществлять методом "расходящейся коробочки" с набором высоты до 500 м. Если после 15 - 20-минутного поиска поле не обнаружено, экипажу вертолета возвратиться на посадочную площадку для уточнения местонахождения нефтяного разлива и повторения полета.

3.5. После обнаружения поля (нефтяное загрязнение просматривается контрастным глянцевым пятном на поверхности моря при полете "на солнце" и радужным с серебристыми отливами пятном при полете "от солнца") необходимо выполнить обзорный облет района, уточнить местонахождение, размер, конфигурацию и направление дрейфа поля нефтяного разлива. Если разлив нефти произошел вблизи береговой черты, выявить наличие и характер препятствий на берегу, мешающих полетам по опрыскиванию. В результате обзорного облета принять решение о способе и направлении обработки поля нефтяного разлива.

3.6. Исходя из конфигурации поля нефтяного разлива и гидрометеорологической обстановки, обработку рекомендуется проводить по периметру поля, двигаясь к центру, или, начиная с одного края (с подветренной стороны), двигаться к другому краю.

Обработку можно выполнять как загонным, так и челночным способом в зависимости от размера, формы и направления его дрейфа, однако предпочтительнее применение загонного способа, так как в данном случае при заходе вертолета на очередной гон обрабатываемый участок нефтяного разлива постоянно находится в поле зрения пилота.

Вследствие быстрого и эффективного воздействия диспергента на нефть на водной поверхности образуется хорошо просматриваемый след, который служит ориентиром для последующего захода на рабочий гон. Время дня и погода на процесс диспергирования нефтяной пленки не влияют.

3.7. При выполнении первого полета по обработке поля нефтяного разлива уточнить секундный расход рабочей жидкости в опрыскивающей системе, и с учетом полученных результатов откорректировать параметры полета вертолета над гоном.

3.8. Для обеспечения оптимальной ширины захвата, улучшения равномерности распределения и уменьшения сноса рабочей жидкости обработку поля нефтяного разлива производить при высоте полета вертолета 10 - 20 м и скорости от 65 км/ч до максимально допустимой (в зависимости от нормы внесения рабочей жидкости).

Заход на гон выполнять с учетом солнцестояния и направления ветра.

 

4. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

 

4.1. При проведении работ по ликвидации аварийных разливов нефти в море с помощью диспергента ОМ-6 <*>, относящегося к классу малоопасных химических веществ (4 класс по ГОСТ 12.1.007-76), следует соблюдать требования действующих "Правил по технике безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических работах".

--------------------------------

<*> и диспергента ОМ-84.

 

4.2. В случае загрузки вертолета неразбавленным диспергентом двигатель внутреннего сгорания загрузчика должен быть снабжен искрогасителем, глушитель - защищен листовым асбестом или железным кожухом, а вертолет и загрузчик - заземлены.

4.3. При полетах над водной поверхностью каждый член экипажа на борту воздушного судна должен быть обеспечен спасательным жилетом, готовым к применению (п. 8.12.11.3 НПП-78 ГА).

4.4. Ежедневно после окончания опрыскивания сельскохозяйственную аппаратуру вертолетов необходимо промывать водой.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024