| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

 

УКАЗ

от 4 августа 1981 г. N 5403-X

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЕ

 

В соответствии со статьей 12 Закона СССР "О прокуратуре СССР" Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Утвердить Положение о военной прокуратуре.

2. Признать утратившими силу:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года "Об утверждении Положения о военной прокуратуре" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1966, N 50, ст. 1021);

Закон СССР от 19 декабря 1966 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Положения о военной прокуратуре" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1966, N 51, ст. 1050);

статью 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1973 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, N 48, ст. 679).

 

 

 

 

 

Утверждено

Указом Президиума

Верховного Совета СССР

от 4 августа 1981 г. N 5403-X

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЕ

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Высший надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах СССР

 

В соответствии с Конституцией СССР и Законом СССР "О прокуратуре СССР" высший надзор за точным и единообразным исполнением законов в Вооруженных Силах СССР возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему военных прокуроров.

Деятельностью военной прокуратуры руководит Генеральный прокурор СССР как непосредственно, так и через Главного военного прокурора.

 

Статья 2. Задачи военной прокуратуры

 

Военная прокуратура, осуществляя задачи, возложенные на прокуратуру СССР Законом СССР "О прокуратуре СССР", направляет свою деятельность на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка в Вооруженных Силах СССР и охрану от всяких посягательств:

безопасности СССР, боеспособности и боевой готовности его Вооруженных Сил, воинской дисциплины и установленного порядка несения воинской службы;

прав и свобод военнослужащих, военных строителей и призванных на сборы военнообязанных, членов их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил СССР и других граждан;

прав и законных интересов воинских частей, учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР.

Всей своей деятельностью военная прокуратура способствует воспитанию должностных лиц Вооруженных Сил СССР, всех военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных в духе точного и неуклонного исполнения Конституции СССР, советских законов, военной присяги и воинских уставов, соблюдения правил социалистического общежития.

 

Статья 3. Основные направления деятельности военной прокуратуры

 

Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:

надзор за исполнением законов, воинских уставов и других актов военного законодательства всеми органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военно - учебными заведениями, предприятиями, организациями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил СССР, всеми военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными, военными строителями и другими лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Союза ССР, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР при выполнении ими обязанностей по службе (общий надзор);

надзор за исполнением законов органами дознания, действующими в Вооруженных Силах СССР, следователями военных прокуратур, а также органами дознания и следователями органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военным трибуналам;

надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных трибуналах;

надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных строителей и в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными трибуналами.

Военная прокуратура ведет борьбу с преступностью, нарушениями законов об охране социалистической собственности и другими правонарушениями в Вооруженных Силах СССР. На нее возлагается производство предварительного следствия по уголовным делам, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечение неотвратимости ответственности за преступления, принятие мер к предупреждению правонарушений, выявлению и устранению их причин и способствующих им условий.

Военная прокуратура участвует в разработке командованием и политическими органами мер по укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений и иных правонарушений, в подготовке предложений о совершенствовании военного законодательства и пропаганде советских законов в Вооруженных Силах СССР.

 

Статья 4. Принципы организации и деятельности военной прокуратуры

 

В соответствии с Законом СССР "О прокуратуре СССР" военная прокуратура входит в единую и централизованную систему органов прокуратуры СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих военных прокуроров вышестоящим, Главному военному прокурору и Генеральному прокурору СССР. Главный военный прокурор подчинен только Генеральному прокурору СССР.

Военная прокуратура состоит из Главной военной прокуратуры, военных прокуратур видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов, армий, флотилий, соединений, гарнизонов, а также военных прокуратур, приравненных к военным прокуратурам армий, флотилий, соединений, гарнизонов.

Военная прокуратура:

действует на основе социалистической законности, в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных республик и конституциями автономных республик и советскими законами;

осуществляет надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;

принимает меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

взаимодействует с военным командованием, политическими органами, военными трибуналами, общественными организациями и воинскими коллективами, опирается на активную помощь военнослужащих и других граждан в деле укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах СССР.

Военная прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных и военных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

 

Статья 5. Законодательство о военной прокуратуре

 

Организация и порядок деятельности военной прокуратуры определяются Законом СССР "О прокуратуре СССР", настоящим Положением, другими законодательными актами Союза ССР. Порядок осуществления военными прокурорами и следователями военной прокуратуры полномочий в судопроизводстве определяется законодательными актами Союза ССР и союзных республик.

 

Статья 6. Назначение военных прокуроров и срок их полномочий

 

Главный военный прокурор назначается Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР.

Военные прокуроры видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов назначаются Генеральным прокурором СССР по представлению Главного военного прокурора.

Военные прокуроры армий, флотилий, соединений, гарнизонов и приравненные к ним военные прокуроры назначаются Главным военным прокурором и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

Срок полномочий Главного военного прокурора и всех нижестоящих военных прокуроров - пять лет.

 

Статья 7. Полномочия главного военного прокурора по руководству военными прокуратурами

 

Главный военный прокурор руководит деятельностью военных прокуратур, осуществляет контроль за их работой, обеспечивает подбор, расстановку, воспитание и повышение квалификации кадров военных прокуратур, проводит аттестование военных прокуроров и следователей военных прокуратур, издает в пределах своей компетенции приказы и инструкции и дает указания, обязательные для всех военных прокуратур.

 

Статья 8. Рассмотрение военными прокурорами предложений, заявлений и жалоб

 

Военные прокуроры обязаны в установленном законом порядке рассматривать предложения и заявления, а также жалобы на нарушения закона органами военного управления, другими учреждениями и организациями, должностными лицами, военнослужащими и иными лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Положения, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, членов их семей и других граждан, воинских частей, учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР, других государственных и общественных организаций.

Военные прокуроры проводят личный прием военнослужащих и других граждан.

 

Статья 9. Участие военных прокуроров в разработке мер по укреплению законности и правопорядка

 

Главный военный прокурор участвует в заседаниях коллегии Министерства обороны СССР, военных советов видов Вооруженных Сил СССР, пограничных и внутренних войск при обсуждении вопросов исполнения законов и воинских уставов, укрепления законности и воинской дисциплины, предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих. Военные прокуроры видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов, армий, флотилий, соединений, гарнизонов участвуют в обсуждении таких вопросов на заседаниях соответствующих военных советов и служебных совещаниях.

Главный военный прокурор участвует в разработке Министерством обороны СССР, Главным политическим управлением Советской Армии и Военно - Морского Флота, военными советами и политическими управлениями видов Вооруженных Сил СССР, пограничных и внутренних войск мер по укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, правовому воспитанию военнослужащих. Нижестоящие военные прокуроры участвуют в разработке таких мер соответствующим военным командованием, военными советами и политическими органами.

 

Статья 10. Ведение военной прокуратурой учета преступлений

 

Военная прокуратура ведет единый учет:

1) всех преступлений, совершенных военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными;

2) всех преступлений, совершенных солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава органов государственной безопасности;

3) преступлений, совершенных военными строителями и другими лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Союза ССР;

4) преступлений, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военно - учебного заведения, предприятия или организации Вооруженных Сил СССР.

О каждом преступлении, а также происшествии командиры (начальники) немедленно уведомляют соответствующего военного прокурора.

 

Статья 11. Деятельность военной прокуратуры в местностях, где не действуют иные органы прокуратуры

 

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры СССР, осуществление прокурорского надзора и расследование всех преступлений может быть возложено Генеральным прокурором СССР на военную прокуратуру.

 

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

 

Статья 12. Главная военная прокуратура

 

Главная военная прокуратура образуется в составе Прокуратуры Союза ССР и возглавляется Главным военным прокурором.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников.

В Главной военной прокуратуре имеются управления, отделы, канцелярия и приемная. Начальниками и заместителями начальников управлений и отделов являются старшие помощники и помощники Главного военного прокурора. Начальником канцелярии и начальником приемной являются помощники Главного военного прокурора.

В управлениях и отделах имеются старшие военные прокуроры и военные прокуроры.

При Главном военном прокуроре состоят старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам. В Главной военной прокуратуре могут быть также старшие следователи.

Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

Первый заместитель, заместители и старшие помощники Главного военного прокурора, а также старшие следователи по особо важным делам назначаются и освобождаются Генеральным прокурором СССР по представлению Главного военного прокурора.

Помощники Главного военного прокурора, старшие военные прокуроры и военные прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи Главной военной прокуратуры назначаются и освобождаются Главным военным прокурором.

 

Статья 13. Коллегия Главной военной прокуратуры

 

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель) и других руководящих работников военных прокуратур. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором СССР по представлению Главного военного прокурора.

Коллегия Главной военной прокуратуры на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности военных прокуратур, проверки исполнения приказов Генерального прокурора СССР, заслушивает отчеты начальников управлений и отделов Главной военной прокуратуры, нижестоящих военных прокуроров и других работников военных прокуратур, обсуждает вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты важнейших приказов и инструкций Главного военного прокурора.

Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Главного военного прокурора. В случае разногласия между Главным военным прокурором и коллегией Главный военный прокурор проводит в жизнь свое решение, докладывая Генеральному прокурору СССР о возникшем разногласии. Члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение Генеральному прокурору СССР.

 

Статья 14. Военная прокуратура вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота

 

Военная прокуратура вида Вооруженных Сил СССР, военного округа (фронта), округа противовоздушной обороны, группы войск, флота возглавляется соответствующим военным прокурором, который имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников.

В военных прокуратурах видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов создаются отделы и канцелярия. Начальниками отделов являются старшие помощники, а заместителями начальников отделов и начальником канцелярии - помощники военного прокурора. В отделах имеются военные прокуроры отделов.

В военных прокуратурах видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов имеются следователи по особо важным делам и старшие следователи.

Военный прокурор вида Вооруженных Сил СССР, военного округа (фронта), округа противовоздушной обороны, группы войск, флота организует работу военной прокуратуры и в пределах своей компетенции издает приказы.

 

Статья 15. Военная прокуратура армии, флотилии, соединения, гарнизона

 

Военная прокуратура армии, флотилии, соединения, гарнизона возглавляется соответствующим военным прокурором, который имеет заместителей, старших помощников и помощников.

В военных прокуратурах армий, флотилий, соединений, гарнизонов имеются старшие следователи и следователи.

В военных прокуратурах армий, флотилий, соединений, гарнизонов по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско - следственные и следственные участки.

Военный прокурор армии, флотилии, соединения, гарнизона организует работу военной прокуратуры и в пределах своей компетенции издает приказы.

 

Статья 16. Назначение заместителей военных прокуроров и других работников военных прокуратур

 

Заместители и помощники военных прокуроров, следователи и другие работники военных прокуратур, являющиеся военнослужащими, порядок назначения и освобождения которых не установлен настоящим Положением, назначаются и освобождаются в порядке, определяемом Генеральным прокурором СССР.

Назначение и освобождение от должностей рабочих и служащих военных прокуратур производится соответствующим военным прокурором с соблюдением законодательства о труде.

 

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ

И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

 

Статья 17. Полномочия военных прокуроров

 

Главный военный прокурор и подчиненные ему военные прокуроры пользуются соответственно всеми полномочиями прокуроров, определенными Законом СССР "О прокуратуре СССР" и настоящим Положением, а также другими законодательными актами Союза ССР и союзных республик.

 

Статья 18. Полномочия военного прокурора по осуществлению общего надзора

 

Осуществляя общий надзор, военный прокурор в пределах своей компетенции:

1) истребует приказы, инструкции, положения, наставления, распоряжения и другие акты, издаваемые органами военного управления, командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил СССР для проверки соответствия их Конституции СССР, конституциям союзных республик и конституциям автономных республик, законодательным актам СССР, союзных и автономных республик, воинским уставам, утвержденным Президиумом Верховного Совета СССР, другим актам военного законодательства, а также постановлениям Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик;

2) требует от органов военного управления, командиров (начальников) и других должностных лиц Вооруженных Сил СССР представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подчиненных им воинских частей, учреждений, военно - учебных заведений, предприятий, организаций, служб и должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов;

3) проверяет исполнение законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военно - учебными заведениями, предприятиями, организациями и должностными лицами Вооруженных Сил СССР в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

4) проверяет законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения;

5) вызывает должностных лиц, военнослужащих и других граждан и требует от них устных или письменных объяснений по поводу нарушений закона;

6) опротестовывает противоречащие закону приказы и другие акты, издаваемые органами военного управления, арбитража Министерства обороны СССР и народного контроля в Вооруженных Силах СССР, а также незаконные акты и действия командиров (начальников) и других должностных лиц Вооруженных Сил СССР;

7) привлекает правонарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передает в предусмотренных законом случаях материал о них воинским коллективам, товарищеским судам или общественным организациям для решения вопроса о применении мер общественного воздействия, предостерегает о недопустимости нарушения закона;

8) принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона;

9) вносит представления в органы военного управления, командирам (начальникам), другим должностным лицам и в общественные организации об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий.

 

Статья 19. Обязательность исполнения требований военного прокурора

 

Требования военного прокурора об устранении выявленных им нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, о представлении актов и других необходимых документов, материалов и сведений, о проведении проверок, ревизий, выделении специалистов, о явке в военную прокуратуру и даче объяснений по поводу нарушений закона обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами, военнослужащими и другими гражданами, которым эти требования адресованы. Проверка или ревизия должна быть проведена не позднее чем в месячный срок с извещением военного прокурора о результатах.

 

Статья 20. Протест военного прокурора в порядке общего надзора

 

Протест на противоречащий закону акт приносится военным прокурором в орган военного управления, издавший этот акт, или в вышестоящий орган военного управления. В таком же порядке приносится протест на незаконный акт или действие командира (начальника) или другого должностного лица Вооруженных Сил СССР.

В протесте военный прокурор вправе потребовать отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а также прекращения незаконного действия командира (начальника) или другого должностного лица, восстановления нарушенного права.

Протест военного прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом военного управления, командиром (начальником) или иным должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается военному прокурору.

Принесение военным прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы военнослужащих или других граждан, а также в иных предусмотренных законом случаях приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста.

 

Статья 21. Представление военного прокурора

 

Представление об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий вноситься военным прокурором в орган военного управления, общественную организацию либо командиру (начальнику) или иному должностному лицу, полномочному устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин нарушений, способствующих им условий и о результатах сообщено военному прокурору.

Главный военный прокурор на основании обобщенных данных вносит представления Министру обороны СССР, начальнику Главного политического управления Советской Армии и Военно - Морского Флота, главнокомандующим и членам военных советов - начальникам политических управлений видов Вооруженных Сил СССР, командующим (начальникам) родами войск и начальникам политических органов родов войск, командованию и политическим органам пограничных и внутренних войск, другим органам военного управления и политическим органам по вопросам укрепления законности, правопорядка и борьбы с правонарушениями в Вооруженных Силах СССР.

Военные прокуроры видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов, армий, флотилий, соединений, гарнизонов в пределах своей компетенции вносят представления по вопросам, указанным в части второй настоящей статьи, соответствующим органам военного управления, командирам (начальникам) и политическим органам.

 

Статья 22. Постановление военного прокурора

 

Военный прокурор в зависимости от характера нарушения закона командиром (начальником), иным должностным лицом, военнослужащим или другим гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, возбуждении дисциплинарного производства или о возбуждении производства об административном правонарушении.

Мотивированное постановление выносится военным прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом.

Постановление военного прокурора о возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению надлежащим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения сообщается военному прокурору.

 

Статья 23. Полномочия военного прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

 

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания, действующими в Вооруженных Силах СССР, следователями военной прокуратуры, а также органами дознания и следователями органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военным трибуналам, военный прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменений или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления; санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово - телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом; возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и в порядке, установленных законом;

3) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание; отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела; изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

4) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

5) прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.

Военный прокурор поручает органам дознания, действующим в Вооруженных Силах СССР, милиции и любым другим органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве следователя военной прокуратуры или военного прокурора, а также по находящимся в производстве следователей органов государственной безопасности делам, подсудным военным трибуналам.

Указания и поручения военного прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном уголовно - процессуальным законодательством, являются для органов дознания и предварительного следствия обязательными.

О возбуждении уголовного дела и начатом расследовании органы дознания и следователи, указанные в статье 3 настоящего Положения, немедленно уведомляют соответствующего военного прокурора.

Главный военный прокурор разрабатывает на основе уголовно - процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик и утверждает инструкцию органам дознания, действующим в Вооруженных Силах СССР.

 

Статья 24. Сроки дознания и предварительного следствия

 

По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, органы дознания, указанные в статье 3 настоящего Положения, обязаны закончить дознание не позднее десяти суток со дня возбуждения дела.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.

Срок дознания, установленный частью второй настоящей статьи, может быть продлен военным прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, установленным частью пятой настоящей статьи.

Предварительное следствие по уголовным делам, находящимся в производстве следователей, указанных в статье 3 настоящего Положения, должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок, включая в этот срок время со дня возбуждения дела и до момента направления военному прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.

Срок предварительного следствия, установленный частью четвертой настоящей статьи, может быть продлен военным прокурором вида Вооруженных Сил СССР, военного округа (фронта), округа противовоздушной обороны, группы войск, флота, но не более чем на два месяца; дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Главным военным прокурором или Генеральным прокурором СССР.

 

Статья 25. Привлечение к уголовной ответственности и санкционирование ареста

 

Военные прокуроры привлекают к уголовной ответственности и дают санкцию на арест военнослужащих и других граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, при наличии оснований и в порядке, установленных законом.

Право давать санкцию на арест принадлежит: Генеральному прокурору СССР, Главному военному прокурору, военным прокурорам видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов и их заместителям, а также военным прокурорам армий, флотилий, соединений, гарнизонов.

При решении вопроса о санкции на арест военный прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.

Содержание под стражей при расследовании уголовных дел органами дознания и следователями, указанными в статье 3 настоящего Положения, не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен лишь ввиду особой сложности дела военным прокурором вида Вооруженных Сил СССР, военного округа (фронта), округа противовоздушной обороны, группы войск, флота - до трех месяцев, а Главным военным прокурором - до шести месяцев со дня заключения под стражу. Дальнейшее продление срока содержания под стражей может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором СССР дополнительно на срок не более трех месяцев.

 

Статья 26. Полномочия военного прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в военных трибуналах

 

Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных трибуналах, военный прокурор в пределах своей компетенции:

1) участвует в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел; предъявляет иски и подает заявления в суд, дает заключения по существу дела в целом по гражданским делам; поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, а при наличии оснований отказывается от обвинения; совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом;

2) опротестовывает незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления военных трибуналов, постановления судей военных трибуналов;

3) проверяет законность обращения к исполнению решений, приговоров, определений и постановлений военных трибуналов;

4) принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским делам и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Главный военный прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в Военной коллегии Верховного Суда СССР, пользуется полномочиями, указанными в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи.

 

Статья 27. Принесение военными прокурорами кассационных и частных протестов

 

Военные прокуроры и заместители военных прокуроров приносят в пределах своей компетенции кассационные и частные протесты на незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления, независимо от их участия в разбирательстве дела в суде первой инстанции. Помощники военных прокуроров, военные прокуроры управлений и отделов могут приносить такие протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали.

 

Статья 28. Принесение военными прокурорами протестов в порядке надзора

 

Военный прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда является незаконным и необоснованным, военный прокурор приносит протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращается с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста. При отсутствии оснований для принесения протеста прокурор сообщает о своем решении и его мотивах лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, по ходатайству которых проверялось дело.

Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит:

Главному военному прокурору - на решение, приговор, определение и постановление любого военного трибунала, постановления судей военных трибуналов;

заместителям Главного военного прокурора, военному прокурору вида Вооруженных Сил СССР, военного округа (фронта), округа противовоздушной обороны, группы войск, флота - на решение, приговор, определение и постановление военного трибунала армий, флотилий, соединений, гарнизонов, постановления судей этих трибуналов.

Главный военный прокурор:

приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов (фронтов), групп войск, флотов, на постановления судей этих трибуналов, а также заключения о вновь открывшихся обстоятельствах по делам, по которым решения, приговоры, определения или постановления вынесены этими трибуналами, - в военную коллегию Верховного Суда СССР;

приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления военных трибуналов армий, флотилий, соединений, гарнизонов, на постановления судей этих трибуналов, а также заключения о вновь открывшихся обстоятельствах по уголовным делам, по которым приговоры или определения вынесены этими трибуналами, - в военные трибуналы видов Вооруженных Сил СССР, округов (фронтов), групп войск, флотов.

Заместители Главного военного прокурора, военные прокуроры видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов приносят протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления военных трибуналов армий, флотилий, соединений, гарнизонов, на постановления судей этих трибуналов, а также заключения о вновь открывшихся обстоятельствах по уголовным делам, по которым приговоры или определения вынесены этими трибуналами, - в военные трибуналы видов Вооруженных Сил СССР, округов (фронтов), групп войск, флотов.

Военные прокуроры в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке направляют в военные трибуналы заявления о пересмотре решений и определений военных трибуналов по гражданским делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

 

Статья 29. Приостановление исполнения приговоров, определений и решений военных трибуналов

 

Главный военный прокурор и его заместители вправе приостановить исполнение опротестованного приговора, определения военного трибунала по уголовному делу до разрешения дела в порядке судебного надзора. При наличии данных, свидетельствующих о явном нарушении закона, Главный военный прокурор и его заместители вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение приговора, определения до их опротестования на срок не свыше трех месяцев.

Главный военный прокурор, его заместители, военные прокуроры видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов, истребовав в порядке надзора гражданское дело или дело об административном правонарушении, могут приостановить исполнение соответствующего решения, определения и постановления до окончания производства в порядке надзора.

 

Статья 30. Полномочия военного прокурора по надзору за соблюдением законов на гауптвахтах и в дисциплинарных частях

 

Осуществляя надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных строителей и в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными трибуналами, военный прокурор в пределах своей компетенции:

1) в целях проверки соблюдения законов и воинских уставов посещает систематически и в любое время гауптвахты, другие места содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных строителей и дисциплинарные части;

2) знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию по подозрению в совершении преступления, предварительному заключению, задержанию или аресту в дисциплинарном порядке, а также отбывают наказание в дисциплинарной части или на гауптвахте;

3) немедленно освобождает лицо, которое незаконно содержится на гауптвахте, в другом месте содержания задержанных и арестованных или в дисциплинарной части либо в нарушение закона подвергнуто задержанию, предварительному заключению под стражу или аресту в дисциплинарном порядке;

4) производит опрос задержанных, арестованных и осужденных;

5) проверяет соответствие приказов и распоряжений командиров (начальников) и других должностных лиц законам и положениям воинских уставов, регулирующим порядок и условия содержания задержанных, арестованных и осужденных, приостанавливает исполнение таких актов и опротестовывает их в случае противоречия закону или уставу.

Постановления и предложения военного прокурора относительно соблюдения установленных законом и воинскими уставами порядка и условий содержания задержанных, арестованных и осужденных подлежат обязательному исполнению соответствующими командирами (начальниками) и другими должностными лицами.

 

Статья 31. Полномочия следователя военной прокуратуры

 

При производстве предварительного следствия следователь военной прокуратуры пользуется всеми правами, предоставленными следователю уголовно - процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик.

Следователь военной прокуратуры по расследуемым им делам вправе давать любым органам дознания указания и поручения о производстве следственных действий и розыскных мер и требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Указания и поручения следователя военной прокуратуры, данные в порядке, предусмотренном уголовно - процессуальным законодательством, для органов дознания обязательны.

Следователи военной прокуратуры вносят командирам (начальникам) или иным должностным лицам представления по расследуемым ими уголовным делам в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством.

Командир (начальник), иное должностное лицо обязаны рассмотреть представление следователя военной прокуратуры и не позднее чем в месячный срок принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий и о результатах сообщить следователю.

Постановления следователя военной прокуратуры, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми органами военного управления, воинскими частями, а также всеми учреждениями, предприятиями, организациями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами, военнослужащими и иными гражданами.

 

Статья 32. Подследственность уголовных дел следователям военной прокуратуры

 

Следователи военной прокуратуры производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным законом к их компетенции, а также по делам, переданным им Генеральным прокурором СССР, Главным военным прокурором или нижестоящим военным прокурором.

Следователи военной прокуратуры расследуют уголовные дела:

1) о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными;

2) о преступлениях, совершенных солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава органов государственной безопасности;

3) о преступлениях, совершенных военными строителями и другими лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Союза ССР;

4) о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военно - учебного заведения, предприятия или организации Вооруженных Сил СССР.

При расследовании дела в отношении одного лица или группы лиц по обвинению в совершении одного или нескольких преступлений, если дело об одном из этих лиц или преступлений подследственно следователю военной прокуратуры, а о других - следователю иных органов прокуратуры или следователю органов внутренних дел, дело расследуется следователем военной прокуратуры с соблюдением установленных уголовно - процессуальным законодательством правил соединения и выделения уголовных дел.

 

Глава IV. КОМПЛЕКТОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО -

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННЫХ ПРОКУРАТУР

 

Статья 33. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности военных прокуроров и следователей

 

На должности военных прокуроров и следователей военной прокуратуры назначаются граждане СССР - офицеры Вооруженных Сил СССР, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми политическими, деловыми и моральными качествами.

На должности Главного военного прокурора, военных прокуроров видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов, армий, флотилий, соединений, гарнизонов и приравненных к ним военных прокуроров назначаются офицеры не моложе 25 лет.

Подготовка и повышение квалификации офицерских кадров военной прокуратуры осуществляются в системе военно - учебных заведений Министерства обороны СССР и учебных заведений при Прокуратуре Союза ССР.

Назначение на должности военных прокуроров и следователей военной прокуратуры офицеров, не имеющих законченного высшего юридического образования, допускается лишь в отдельных случаях и производится в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором СССР.

 

Статья 34. Прохождение воинской службы военнослужащими военных прокуратур

 

Офицерский состав, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы военных прокуратур состоят на действительной военной службе, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения воинской службы.

Присвоение воинских званий младшего и старшего офицерского состава военнослужащим военных прокуратур производится в порядке, установленном Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности", по представлениям Главного военного прокурора и военных прокуроров видов Вооруженных Сил СССР, военных округов (фронтов), округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов.

Воинские звания генералов военнослужащим военных прокуратур присваиваются постановлениями Совета Министров СССР по совместному представлению Генерального прокурора СССР и Министра обороны СССР.

Увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава военных прокуратур производится в соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" по представлению Главного военного прокурора.

 

Статья 35. Поощрение и ответственность военных прокуроров и следователей

 

Военные прокуроры и следователи военной прокуратуры поощряются и несут дисциплинарную ответственность по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР.

Правом поощрения военных прокуроров и следователей военной прокуратуры и наложения на них дисциплинарных взысканий за нарушения воинской дисциплины и служебные проступки пользуются в пределах своей компетенции только вышестоящие военные прокуроры, Главный военный прокурор и Генеральный прокурор СССР.

Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении военных прокуроров и следователей военных прокуратур являются исключительной компетенцией прокуратуры и производятся не иначе как с согласия органа, назначившего этих лиц на должность.

 

Статья 36. Установление структуры и штатов военных прокуратур

 

Личный состав военных прокуратур и Главной военной прокуратуры входит в штатную численность Вооруженных Сил СССР и обеспечивается всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских частей и учреждений Министерства обороны СССР.

Перечень штатных должностей прокурорских и следственных работников военных прокуратур и соответствующих этим должностям воинских званий утверждается Президиумом Верховного Совета СССР по совместному представлению Генерального прокурора СССР и Министра обороны СССР.

Структура и штаты Главной военной прокуратуры устанавливаются Генеральным прокурором СССР совместно с Министром обороны СССР, а нижестоящих военных прокуратур - Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР.

Численность военнослужащих, рабочих и служащих военных прокуратур выделяется соответственно за счет Советской Армии и Военно - Морского Флота, пограничных войск, внутренних войск, военно - строительных отрядов (частей) и организаций.

 

Статья 37. Материально - техническое обеспечение военных прокуратур

 

Материально - техническое снабжение, финансирование, обеспечение служебными помещениями, транспортом, средствами связи и хранение архивных материалов военных прокуратур возлагаются на соответствующие учреждения Министерства обороны СССР.

Охрана служебных помещений военных прокуратур осуществляется воинскими частями.

 

Статья 38. Охрана и конвоирование задержанных и арестованных

 

Охрана, содержание и конвоирование в военные прокуратуры лиц, содержащихся под стражей на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, осуществляются соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.

Конвоирование лиц, находящихся в иных местах содержания задержанных и арестованных, а также в тюрьмах и исправительно - трудовых колониях, осуществляется в установленном порядке частями внутренних войск, органами и учреждениями внутренних дел.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024