| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Министр сельского

хозяйства РСФСР

Л.Я.ФЛОРЕНТЬЕВ

15 июля 1980 года

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОМУ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ КОЛХОЗОВ, СОВХОЗОВ

И ДРУГИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Настоящая "Инструкция по внутрихозяйственному землеустройству колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий" разработана Главным управлением землепользования и землеустройства МСХ РСФСР и Росземпроектом.

При разработке Инструкции учтены предложения и замечания Главного управления землепользования и землеустройства МСХ СССР, министерств сельского хозяйства автономных республик, производственных управлений сельского хозяйства крайисполкомов и облисполкомов, государственных проектных институтов по землеустройству и их филиалов, Всероссийского отделения ВАСХНИЛ, Государственного научно-исследовательского института земельных ресурсов, Московского института инженеров землеустройства, Воронежского сельскохозяйственного института им. К.Д. Глинки, а также накопленный практический опыт.

Инструкция одобрена Научно-техническим советом Министерства сельского хозяйства РСФСР 19 марта 1980 года.

Вводится в действие с 1 января 1981 года взамен "Инструкции по внутрихозяйственному землеустройству колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий", утвержденной Министерством сельского хозяйства РСФСР и Министерством совхозов РСФСР в 1973 году.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящей Инструкцией устанавливаются содержание и порядок проведения внутрихозяйственного землеустройства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий независимо от их ведомственной подчиненности.

1.2. Внутрихозяйственное землеустройство колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий проводится на основе перспективных планов развития сельскохозяйственного производства, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и другими законодательными актами по землепользованию и землеустройству, действующими на территории РСФСР.

1.3. Основной задачей внутрихозяйственного землеустройства является разработка обязательной для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий <*> научно обоснованной системы мероприятий, обеспечивающих наиболее полное, рациональное и эффективное использование земель, повышение культуры земледелия и охрану земель.

--------------------------------

<*> Именуемых в дальнейшем "сельскохозяйственными предприятиями".

 

Внутрихозяйственное землеустройство должно способствовать внедрению в сельскохозяйственное производство научно-технического прогресса, повышению производительности труда, получению максимального количества продукции с каждого гектара угодий.

1.4. Внутрихозяйственное землеустройство проводится на всех землях, закрепленных за сельскохозяйственными предприятиями, включая долгосрочное пользование. Чересполосные сезонные пастбищные участки, используемые для отгонного животноводства, устраиваются одновременно с основным землепользованием хозяйства.

1.5. При внутрихозяйственном землеустройстве с учетом природных и экономических факторов, намечаемого уровня межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции решаются следующие вопросы:

- выявляются резервы освоения новых земель, намечаются мероприятия по трансформации и улучшению угодий, ликвидации их разобщенности и мелкоконтурности, мелиорации и рекультивации земель;

- уточняются количество и размещение заселенных пунктов, их хозяйственное значение и развитие;

- размещаются внутрихозяйственные подразделения, животноводческие комплексы и фермы и закрепляются земли за подразделениями в соответствии с организационно-производственной структурой предприятия на перспективу;

- определяются состав и соотношение земельных угодий и система научно обоснованных севооборотов, обеспечивающих выполнение плановых заданий по производству и продаже сельскохозяйственной продукции, создание прочной кормовой базы для животноводства, рациональное использование земель;

- устраивается территория севооборотов и кормовых угодий;

- разрабатывается комплекс почвозащитных и других мероприятий по охране земель;

- размещается дорожная сеть и намечается схема водоснабжения.

1.6. Внутрихозяйственное землеустройство проводится одновременно во всех сельскохозяйственных предприятиях района и при необходимости в группе кооперирующихся или в отдельных сельскохозяйственных предприятиях.

Внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий проводится в единой технологической связи со схемами землеустройства района, материалы которых служат заданием на разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства.

1.7. В необходимых случаях внутрихозяйственному землеустройству должно предшествовать межхозяйственное землеустройство, связанное с образованием новых и совершенствованием существующих землепользований.

1.8. Проект внутрихозяйственного землеустройства составляется на доброкачественном планово-картографическом материале с изображением рельефа местности с использованием материалов предшествующего землеустройства, оценки земель, почвенного, почвенно-мелиоративного, геоботанического, агрохозяйственного и других обследований.

Масштаб планово-картографического материала для составления проектов внутрихозяйственного землеустройства устанавливается 1:10000, 1:15000, 1:25000. Для графического отображения мероприятий по развитию и размещению сельского хозяйства в границах административного района и для разработки проектов в районах Крайнего Севера, отгонного животноводства, пустынных и полупустынных зонах может использоваться планово-картографический материал более мелкого масштаба.

1.9. Проекты внутрихозяйственного землеустройства разрабатываются на расчетный период, конец которого должен совпадать с завершающим годом текущей или следующей пятилетки (4 - 8 лет). Проектные предложения по освоению новых земель в пашню и другие виды сельскохозяйственных угодий, мелиорации земель и другим мероприятиям разрабатываются на расчетный срок, а прогнозные проработки даются с учетом максимально возможного вовлечения и правильного использования земель в сельскохозяйственном производстве.

1.10. Мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, орошению, осушению, организации культурных пастбищ, строительству гидротехнических противоэрозионных сооружений, закладке защитных лесных насаждений, водохозяйственному, дорожному, производственному строительству и т.д. принимаются по имеющимся проектам или разрабатываются в объеме схемы. В качестве самостоятельных видов работ по отдельным заданиям составляются технорабочие проекты на мероприятия первой очереди.

1.11. В качестве самостоятельного вида работ может производиться упорядочение (сверстание) приусадебных земель, которое, как правило, предшествует внутрихозяйственному землеустройству.

1.12. Работы по внутрихозяйственному землеустройству выполняются по решению соответствующих государственных органов, по инициативе министерств сельского хозяйства автономных республик, производственных управлений сельского хозяйства облисполкомов (крайисполкомов), землеустроительных органов или по ходатайству заинтересованных землепользователей.

1.13. Внутрихозяйственное землеустройство проводится государственными проектными институтами по землеустройству, их филиалами и изыскательскими экспедициями <*> при участии специалистов сельскохозяйственных органов и предприятий. В случае необходимости разработки отдельных разделов землеустроительного проекта могут привлекаться на субподрядных началах соответствующие проектные, научно-исследовательские и другие организации.

--------------------------------

<*> Именуемыми в дальнейшем проектными организациями по землеустройству.

 

1.14. Проектные организации по землеустройству несут ответственность за качество работ по внутрихозяйственному землеустройству и выпуск проекта в установленные графиком сроки.

Заказчики проектов внутрихозяйственного землеустройства несут ответственность за достоверность, полноту и сроки представления проектным организациям по землеустройству исходных данных и материалов для проектирования, за своевременное согласование и утверждение задания на проектирование и проекта.

1.15. Внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий включает: подготовительные и обследовательские работы; задание на проектирование (материалы схемы землеустройства района); составление, рассмотрение и утверждение проекта; перенесение проекта в натуру; изготовление и выдачу землеустроительных документов и осуществление проектных мероприятий.

Осуществление проектных мероприятий производится силами сельскохозяйственного предприятия, строительных организаций при соответствующем контроле и помощи со стороны стационарной землеустроительной службы и авторов проекта.

1.16. На основе настоящей Инструкции с учетом природно-экономических условий разрабатываются необходимые методические и технические указания.

 

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

 

2.1. В период выполнения подготовительных работ производится сбор, систематизация и изучение земельно-учетных, планово-картографических, обследовательских, земельно-оценочных и проектных материалов, а также данных, характеризующих существующее состояние и перспективы развития сельскохозяйственного предприятия, и других материалов, связанных с использованием земель.

2.2. Полевое землеустроительное обследование проводится с целью выявления резервов освоения новых земель, повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий, степени освоения основных элементов ранее составленного проекта организации территории. Обследуются все земли сельскохозяйственного предприятия и постороннего пользования, разрабатываются предложения по их дальнейшему использованию; уточняются границы подразделений, орошаемых и осушенных земель. При этом:

- выявляются сельскохозяйственные угодья, нуждающиеся в проведении работ по их коренному и поверхностному улучшению, а также земли, не используемые непосредственно в сельскохозяйственном производстве, но пригодные для освоения в пашню и другие сельскохозяйственные угодья;

- выявляются участки, нарушенные горными выработками, строительными и другими работами, с целью их рекультивации;

- выбираются участки для создания садов, виноградников и ягодников;

- уточняются участки земель с эродированными почвами, определяются динамика эрозионных процессов, степень эродированности почв. Выявляются очаги действующей линейной эрозии. Обследуются существующие гидротехнические противоэрозионные сооружения, защитные лесные насаждения, определяется необходимость их ремонта или реконструкции;

- обследуется внутрихозяйственная дорожная сеть, устанавливается целесообразность функционирования отдельных дорог, необходимость ремонта существующих и строительства новых дорог и дорожных сооружений;

- обследуются производственные центры, полевые станы, летние лагеря для скота, определяется целесообразность дальнейшего их функционирования;

- выявляются источники водоснабжения;

- составляется чертеж размещения сельскохозяйственных культур за два последних года.

2.3. Результаты обследования отражаются в полевых журналах, акте и чертеже землеустроительного обследования и рассматриваются в сельскохозяйственном предприятии. Акт и чертеж обследования с предложениями и рекомендациями по использованию земель и организации их территории подписываются представителями проектной организации и руководством сельскохозяйственного предприятия.

2.4. По результатам обследования уточняется экспликация земель на год землеустройства; при наличии расхождений с данными земельного учета, устанавливаются причины расхождения и результаты сравнения оформляются актом, который подписывается председателем колхоза или директором совхоза, главным (старшим) инженером-землеустроителем района и представителем проектной организации.

2.5. По материалам подготовительных и обследовательских работ составляется пояснительная записка, в которой излагается фактическое состояние сельскохозяйственного производства и использования земельных угодий сельскохозяйственного предприятия, с учетом данных оценки земель даются необходимые выводы и предложения по более рациональному использованию земель, организации производства и территории, а также отражается выполнение землепользователями требований земельного законодательства.

 

3. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

3.1. При одновременном проведении внутрихозяйственного землеустройства всех сельскохозяйственных предприятий административного района или их группы (объединения) в случае разработки схемы землеустройства района заданием на проектирование в целом по району (объединению) служат показатели утвержденной схемы землеустройства.

3.2. При отсутствии схемы землеустройства района подготовка задания производится специалистами проектной организации с участием руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий и объединений, а также специалистов производственного управления сельского хозяйства райисполкома и трестов (по трестированным совхозам) на основе районных схем специализации и размещения сельскохозяйственного производства, ТЭО организации объединений, перспективных планов развития сельского хозяйства и других проработок, а также результатов подготовительных и обследовательских работ.

3.3. Задание на проектирование в целом по району (объединению) или отдельному сельскохозяйственному предприятию должно содержать:

основание для проектирования;

показатели по специализации сельскохозяйственных предприятий на перспективу;

межхозяйственные связи;

предложения по организационно-производственной структуре производства и управлению;

перечень населенных пунктов, сохраняемых на расчетный срок и сселяемых;

размещение животноводческих комплексов и ферм по хозяйствам и населенным пунктам на расчетный срок;

площади сельскохозяйственных угодий, из них пашни и многолетних насаждений (по видам) на расчетный срок;

площади земель, осваиваемых в пашню и другие сельскохозяйственные угодья, намечаемых под орошение и осушение;

площади сельскохозяйственных угодий, на которых должны быть предусмотрены работы по коренному и поверхностному улучшению; известкованию кислых почв, гипсованию солонцов;

структуру посевных площадей по группам культур на расчетный срок по каждому хозяйству и в целом по району (объединению);

среднюю урожайность сельскохозяйственных культур, естественных кормовых угодий, культурных пастбищ на расчетный срок;

поголовье и среднюю продуктивность скота (по видам) на конец расчетного периода по каждому хозяйству (объединению);

объем производства валовой продукции растениеводства и животноводства на конец расчетного периода;

план сдачи (продажи) сельскохозяйственной продукции государству;

планируемые мероприятия по охране земель (защита почв от эрозии, рекультивация нарушенных земель, выделение охраняемых территорий и др.).

Указанный состав задания на проектирование может уточняться применительно к конкретным сельскохозяйственным предприятиям и районам.

3.4. Задание на проектирование в целом по району, группе кооперирующихся хозяйств (объединению) и отдельному сельскохозяйственному предприятию рассматривается в проектной организации, каждом отдельном сельскохозяйственном предприятии и межхозяйственном объединении, производственном управлении сельского хозяйства райисполкома, тресте или производственном объединении (по совхозам), министерстве сельского хозяйства АССР, производственном управлении сельского хозяйства крайисполкома, облисполкома; согласовывается в плановых органах Совета Министров АССР, крайисполкома, облисполкома и утверждается в установленном порядке. Защита показателей задания при согласовании и утверждении осуществляется представителями проектной организации и заказчика. Утверждение задания на проектирование обеспечивается заказчиком не более чем в месячный срок.

 

4. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

 

4.1. Проект внутрихозяйственного землеустройства состоит из графической и текстовой документации. Графическая документация включает проектный план на фотопланшетах, чертеж проекта землеустройства и другие графические материалы, составляемые в процессе проектирования (чертежи вариантов проекта, противоэрозионных, мелиоративных и др. мероприятий).

Текстовая документация включает пояснительную записку с анализом современного состояния сельскохозяйственного производства и уровня использования земель, обоснованием проектных решений, агроэкономические и другие расчеты.

4.2. Проектирование проводится в порядке комплексного и последовательного (от общего к частному) решения составных частей проекта.

Наиболее сложные части или элементы проекта, по которым возникают различные проектные решения, как правило, разрабатываются в нескольких вариантах, которые обосновываются по техническим и экономическим показателям.

4.3. В проекте внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственного предприятия разрабатываются:

перспективы улучшения использования земель и развития сельскохозяйственного производства;

размещение производственных подразделений, хозяйственных центров и магистральных дорог;

организация угодий и севооборотов;

устройство территории севооборотов;

устройство территории кормовых угодий;

комплекс мероприятий по охране земель;

план осуществления проекта, объем, стоимость проектируемых мероприятий и их эффективность.

4.4. Перспективы улучшения использования земель и развития сельскохозяйственного производства

4.4.1. В проекте внутрихозяйственного землеустройства на расчетный период определяются необходимые объемы работ по коренному и поверхностному улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, осушению и орошению, защите почв от ветровой и водной эрозии и проводятся прогнозные проработки по использованию земель.

Проектируемые мероприятия по использованию земельных угодий должны обеспечить планируемые темпы роста производства сельскохозяйственной продукции.

4.4.2. На основе анализа современного состояния сельскохозяйственного производства, учета природных, экономических и других условий, устанавливаемого состава угодий на расчетный срок в проекте внутрихозяйственного землеустройства разрабатываются следующие показатели развития сельскохозяйственного предприятия:

производственное направление, сочетание и размещение отраслей;

структура посевных площадей, система севооборотов, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность кормовых угодий, структура и распределение валовой и товарной продукции растениеводства;

поголовье и продуктивность животноводства, структура стада, объем производства и распределение валовой и товарной продукции животноводства;

система содержания скота, структура кормовых рационов, потребность скота в кормах, объем их производства, баланс кормов и схемы зеленого конвейера;

затраты труда по отраслям и подразделениям, баланс рабочей силы;

потребность в сельскохозяйственной противоэрозионной технике;

объем производственного, дорожного и водохозяйственного строительства;

виды и объемы мелиоративных, культуртехнических и противоэрозионных работ, мероприятия по специализации и концентрации сельскохозяйственного производства.

4.5. Размещение производственных подразделений, хозяйственных центров и магистральных дорог

4.5.1. Организационно-производственная структура предусматривается в соответствии с заданием и с учетом конкретных условий сельскохозяйственного предприятия, размерами и компактностью землепользования, уровнем внутрихозяйственной специализации и концентрации производства, составом и расположением земельных угодий, количеством, размерами и размещением населенных пунктов и производственных центров, наличием средств связи и передвижения, состоянием дорожной сети.

4.5.2. При решении вопросов по организационно-производственной структуре и размещению внутрихозяйственных подразделений и производственных центров необходимо:

создавать оптимальные размеры производственных подразделений в растениеводстве;

не допускать обезлички в использовании земель;

предусматривать концентрацию животноводства на специализированных животноводческих фермах и комплексах, перевод производства продукции животноводства на промышленную основу, сохраняя при этом существующие животноводческие фермы.

4.5.3. Проектом определяются населенные пункты, при которых размещаются центры хозяйства и его подразделений, хозяйственные дворы, животноводческие фермы и комплексы.

4.5.4. Размер территории, необходимой для размещения новых или расширения существующих производственных центров, при отсутствии проектов планировки и застройки определяется по укрупненным нормативам, животноводческих комплексов - в соответствии с имеющимися рекомендациями или типовыми проектами. Площади всех остальных производственных центров, сохраняемых на период осуществления проекта, также должны быть уточнены по укрупненным нормативам.

Объекты внутрихозяйственного производственного строительства должны размещаться, главным образом, на землях, не пригодных для земледелия, или на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.

4.5.5. Одновременно с размещением усадебных и производственных центров устанавливается принципиальная возможность их водоснабжения, определяются ориентировочные объемы водохозяйственных работ и капиталовложения на организацию водоснабжения.

4.5.6. В тесной увязке с размещением населенных пунктов и производственных центров проектируется магистральная дорожная сеть, связывающая центральную усадьбу с усадьбами всех подразделений сельскохозяйственного предприятия, а также населенные пункты с животноводческими фермами и другими производственными центрами.

Проектируемые изменения трасс межселенных дорог согласовываются с дорожными органами.

4.6. Организация угодий и севооборотов

4.6.1. Организация угодий и севооборотов заключается в установлении состава и соотношении угодий, количества и типов севооборотов, их правильном размещении, уточнении площадей и объемов работ по освоению и улучшению земель.

Организация угодий должна обеспечивать полное и рациональное использование земель, повышение их плодородия, производство продукции растениеводства и животноводства в объемах, предусмотренных заданием на проектирование, правильную организацию труда, высокопроизводительное использование техники, предотвращение процессов эрозии, высокую эффективность капитальных затрат, связанных с осуществлением мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, снижение транспортных и прочих ежегодных издержек.

4.6.2. Состав и соотношение угодий устанавливается исходя из производственного направления хозяйства на основе расчетов потребных площадей с учетом природных свойств земель.

При установлении состава и соотношения угодий предусматривается повышение продуктивности существующих сельскохозяйственных угодий путем коренного и поверхностного улучшения, расширение их площадей путем освоения новых земель, заравнивания промоин, распашки излишних дорог, сполаживания откосов оврагов, террасирования крутых склонов, восстановления (рекультивации) земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ.

4.6.3. При отборе участков для освоения и улучшения (включая осушение) следует предусматривать создание достаточно крупных массивов сельскохозяйственных угодий, удобных для обработки, сенокошения и пастьбы скота.

4.6.4. Выбор участков и объемы работ по осушению и орошению принимаются на основе имеющихся схем и проектов мелиорации земель и планов мелиоративного строительства.

4.6.5. Выбор участков под сады, виноградники, ягодники и чайные плантации производится с учетом требований этих насаждений к земельному участку (экспозиции склона, химическому и физическому составу почв и грунтов, глубине залегания грунтовых вод и т.д.). В первую очередь для указанных целей отводятся склоновые земли, которые при необходимости террасируются, а также другие пригодные для этих целей малопродуктивные участки земель.

Примечание: Устройство территории садов, ягодников, виноградников и других многолетних насаждений выполняется в качестве самостоятельного вида работ по отдельным заданиям.

 

4.6.6. При организации угодий и севооборотов разрабатывается система мер по созданию прочной кормовой базы для общественного животноводства и обеспечению кормами скота, находящегося в личной собственности колхозников, рабочих и служащих совхозов, включающая:

взаимоувязанное и согласованное размещение на территории хозяйства мест производства кормов, животноводческих ферм и комплексов, летних лагерей и источников водоснабжения;

организацию производства кормов в соответствии с принятым типом кормления и системой содержания скота;

мероприятия по улучшению и рациональному использованию естественных кормовых угодий.

При компактном размещении животноводческих ферм расчет кормов может производиться на все поголовье в целом. При рассредоточенности скота для правильного территориального размещения производства кормов расчет потребности в них производится по группе или каждой животноводческой ферме (комплексу) в отдельности.

4.6.7. В зависимости от конкретных условий сельскохозяйственного предприятия обеспечение скота кормами должно строиться на сочетании использования естественных кормовых угодий, организации культурных сенокосов и пастбищ и производства недостающих кормов в полях севооборотов.

Проектные решения должны предусматривать в первую очередь получение максимально возможного количества кормов с естественных кормовых угодий.

4.6.8. Обеспечение скота кормами рассчитывается с учетом межхозяйственных связей, как правило, за счет собственного производства и поступления кормов с предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, и в отдельных случаях за счет государственных ресурсов.

4.6.9. На основе принимаемой на перспективу организационно-производственной структуры сельскохозяйственного предприятия в зависимости от природных особенностей пахотных массивов, их размещения и конфигурации, специализации производственных подразделений разрабатываются системы севооборотов. Во взаимной увязке устанавливаются типы, виды и количество севооборотов, производится их размещение.

4.6.10. В севооборотные массивы включаются земли, намечаемые к освоению в пашню до расчетного срока, а осваиваемые в последующие годы не включаются.

4.6.11. Вводимые севообороты должны обеспечивать:

высокопроизводительное использование пахотных земель, повышение плодородия почв и увеличение выхода продукции с единицы площади при эффективной защите почв от водной и ветровой эрозии и минимальных затратах труда и средств;

выполнение планов производства и продажи государству зерна, других сельскохозяйственных продуктов и полное удовлетворение в них потребности хозяйства, развитие сельскохозяйственного производства в соответствии с принятой специализацией сельскохозяйственного предприятия и его подразделений;

создание прочной кормовой базы, обеспечивающей животноводство всеми видами кормов, с учетом рационального использования естественных сенокосов и пастбищ;

концентрацию посевов и в связи с этим высокопроизводительное использование сельскохозяйственной техники, улучшение организации труда и повышение его производительности.

4.6.12. В районах распространения водной и ветровой эрозии севообороты должны носить противоэрозионный характер, то есть их организация, состав, чередование сельскохозяйственных культур и паров, система удобрений и обработки почв должны обеспечить надежную защиту почв от эрозии.

4.6.13. В проектной экспликации земель состав и площади угодий показываются в соответствии с их использованием на расчетный срок с точностью до десятых долей гектара. Площади, необходимые для размещения защитных лесных насаждений, строительства противоэрозионных гидротехнических сооружений и других мероприятий, сроки осуществления которых выходят за расчетный срок, из соответствующих угодий не исключаются и в проектной экспликации не показываются.

На чертеже проекта и графических документах, выдаваемых заказчику, площади полей севооборотов выписываются с округлением до целых гектаров.

4.7. Устройство территории севооборотов

4.7.1. При устройстве территории севооборотов производится взаимосогласованное размещение полей севооборотов, рабочих участков, защитных лесных полос, полевых дорог, полевых станов и водохозяйственных сооружений.

Устройство территории севооборотов выполняется с учетом материалов оценки земли.

Отклонения от среднего размера поля не должны влиять на равномерность выхода продукции по годам ротации севооборота.

4.7.2. Устройство территории севооборотов на орошаемых и осушенных землях выполняется в увязке с размещением существующей или проектируемой ирригационной и осушительной сети.

4.7.3. При устройстве территории севооборотов со сложным рельефом и почвенным покровом, с различными по степени эродированности почвами в полях севооборотов формируются рабочие участки с одинаковыми агротехническими условиями возделывания сельскохозяйственных культур и мероприятиями по защите почв от эрозии.

В районах развитой ветровой эрозии почв в зависимости от интенсивности эрозионных процессов в полевых, кормовых и других севооборотах проектируется полосное размещение паров и сельскохозяйственных культур.

4.7.4. При проектировании полевой дорожной сети учитываются рельеф местности, наличие эрозионных процессов и другие факторы.

4.7.5. Потребность в воде для полевого водоснабжения удовлетворяется в первую очередь за счет использования имеющихся на территории хозяйства рек, прудов, копаней, колодцев и других водоисточников. При недостатке воды намечается строительство новых водохозяйственных сооружений или подвоз воды на поле.

4.8. Устройство территории кормовых угодий

4.8.1. При устройстве территории пастбищ решаются следующие вопросы:

закрепление пастбищ за фермами;

выделение пастбищ для скота, находящегося в личной собственности колхозников, рабочих и служащих совхозов;

размещение гуртовых и отарных участков;

установление пастбищеоборотов и размещение пастбищеоборотных участков;

размещение летних лагерей, водопойных пунктов, скотопрогонов, пастбищезащитных лесных полос, зеленых зонтов.

4.8.2. Закрепление пастбищ за животноводческими фермами производится с учетом обеспечения потребности каждой фермы в зеленых кормах, наличия, состояния, продуктивности, размещения и пригодности пастбищ для использования различными видами животных, принятой системы содержания скота, размещения севооборотов, водоисточников, возможности прогона скота к пастбищам, организации летних лагерей и т.д.

4.8.3. Для лучшей организации пастбищного содержания животных и рационального использования кормовых угодий за каждым гуртом (отарой), находящимся на пастбищном содержании, закрепляют свой гуртовой (отарный) участок. В районах с сезонным использованием пастбищ за одним гуртом может закрепляться несколько гуртовых участков.

Гуртовые участки должны быть компактными и удобными для организации системной (загонной, порционной и др.) пастьбы.

4.8.4. Пастбищеобороты проектируются, как правило, на каждом гуртовом (отарном) участке. При небольших размерах гуртовых участков проектируются групповые пастбищеобороты - для нескольких гуртов.

Размещение гуртовых (отарных) и пастбищеоборотных участков решается одновременно и в тесной увязке с размещением летних лагерей, водопойных пунктов и скотопрогонов.

4.8.5. Размещение гуртовых участков и летних лагерей производится с учетом использования существующих водохозяйственных сооружений для водопоя скота. При их отсутствии предусматривается строительство новых пунктов водоснабжения или подвоз воды на пастбища.

Количество и типы водохозяйственных сооружений устанавливаются исходя из потребности в воде, размещения скота (в летних лагерях или на ферме) и стоимости сооружений.

При использовании для водопоя открытых водоемов (озер, рек, прудов) предусматривается строительство водопойных площадок и подходов к ним.

4.8.6. Скотопрогоны проектируются для связи животноводческих ферм или летних лагерей с гуртовыми (отарными) участками, кормовыми и другими севооборотами, на полях которых предусматривается выпас.

Ширина скотопрогонов устанавливается в зависимости от их назначения, вида животных, размера гурта, условий местности и числа перегонов скота.

4.8.7. Для определения объемов производства и набора сельскохозяйственных культур, выращиваемых на зеленый корм в севооборотах, по каждой ферме, а в необходимых случаях по местам расположения скота в пастбищный период разрабатывается помесячный зеленый конвейер.

4.8.8. Устройство территории сенокосов включает проектирование сенокосооборотов, сенокосооборотных участков и размещение дорожной сети. Число сенокосооборотов в хозяйстве устанавливается в зависимости от типов сенокосов и их территориального расположения.

4.9. Комплекс мероприятий по охране земель

4.9.1. Мероприятия по охране земель включают следующие вопросы:

защита почв от эрозии;

рекультивация нарушенных земель;

охрана земель от загрязнения;

охрана памятников природы.

4.9.2. В районах распространения водной и ветровой эрозии разрабатывается комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, агролесомелиоративных и гидротехнических противоэрозионных мероприятий.

4.9.3. Агротехнические противоэрозионные мероприятия проектируются в разрезе рабочих участков, полей севооборотов, сенокосных и гуртовых (отарных) участков в соответствии с рекомендациями зональных научно-исследовательских учреждений по сельскому хозяйству и передовым опытом сельскохозяйственных предприятий.

При этом устанавливаются агротехнические приемы, определяются ежегодные объемы работ, а также потребность в семенах многолетних трав для залужения, минеральных удобрениях и специальных машинах и орудиях, необходимых для выполнения запроектированных мероприятий.

4.9.4. Агролесомелиоративные противоэрозионные мероприятия проектируются с законченной системой защитных лесных насаждений, обеспечивающей в комплексе с другими мероприятиями снижение скорости суховейных, эрозионноопасных и метелевых ветров, регулирование поверхностного стока и повышение противоэрозионной устойчивости почв.

При этом предусматривается создание полезащитных, водорегулирующих, садозащитных, пастбищезащитных лесных полос, зеленых зонтов на пастбищах, насаждений вокруг производственных центров и полевых станов, лесных полос на участках с орошением на местном стоке и системным орошением, если оросительная сеть не подлежит реконструкции; облесение оврагов, балок, крутых эродированных склонов, песков, берегов рек и водоемов, расположенных в пределах территории сельскохозяйственного предприятия.

В проекте в необходимых случаях предусматриваются мероприятия по реконструкции и ремонту существующих защитных лесных насаждений.

4.9.5. Гидротехнические противоэрозионные сооружения проектируются для регулирования стока, закрепления интенсивно растущих оврагов, разрушающих сельскохозяйственные угодья или угрожающих строениям и другим объектам.

4.9.6. Прибалочные и приовражные лесные насаждения и гидротехнические противоэрозионные сооружения на склонах, вершинах оврагов и балок размещаются на прилегающих к ним естественных кормовых угодьях или землях, не используемых в сельском хозяйстве. Размещение указанных насаждений и сооружений на пашне, как правило, не допускается.

4.9.7. Рекультивация нарушенных земель (карьеров, торфоразработок, участков, нарушенных шахтами и др.) намечается для использования этих земель в сельском, лесном хозяйстве, а также для других нужд народного хозяйства. Необходимо вовлекать в сельскохозяйственный оборот площади, занятые ликвидируемыми объектами (дорогами, населенными пунктами и т.п.).

Вновь строящиеся здания и сооружения следует размещать, как правило, на землях, не пригодных для ведения сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.

При этом надо предусматривать снятие плодородного слоя почвы и использование его для улучшения малопродуктивных земель.

4.9.8. В проекте определяются земли, подлежащие охране от загрязнения, предусматриваются мероприятия по предотвращению возможного загрязнения грунтовых и поверхностных вод, а также по использованию земель в охранных зонах рек и водоемов. При проектировании крупных животноводческих комплексов и ферм предусматривается устройство очистных сооружений и земледельческих полей орошения. Вокруг водозаборных сооружений проектируются зоны санитарной охраны. Ширина водоохранных полос вдоль крупных водотоков принимается на основании постановлений и решений правительства, вдоль мелких водотоков - местных директивных органов.

В число охраняемых территорий включаются:

государственные и местные заповедники и заказники, рощи, парки, лесопарки, места отдыха и территории оздоровительно-лечебного значения, места обитания редких видов растений и представителей животного мира, отдельные участки горных и речных образований, водопады, гейзеры, скалы, уникальные пласты геологических отложений и т.п., а также памятные места, связанные с революционными и военными событиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей, места археологических раскопок, архитектурные и исторические памятники, утвержденные в установленном порядке.

4.9.9. При разработке вопросов охраны земель в сельскохозяйственных предприятиях используются материалы по охране природы более широких регионов, отраженные в проектах районной планировки, схемах землеустройства и т.п., а также материалы местных обществ охраны природы, краеведческих музеев, ведомственных инспекций (водной, охотничьей, санитарной) и др.

4.10. План осуществления проекта, объемы и стоимость проектируемых мероприятий и их эффективность

4.10.1. Разработка проекта внутрихозяйственного землеустройства завершается составлением плана его осуществления, в котором определяются сроки и очередность проведения мероприятий по освоению новых земель, коренному и поверхностному улучшению кормовых угодий, культуртехническим работам на пашне, осушению и орошению земель, организации культурных пастбищ, защите почв от эрозии, производственному, водохозяйственному, дорожному строительству, сселению населенных пунктов, ликвидации мелких производственных центров и пр.

4.10.2. При разработке плана осуществления проекта определяются объемы и стоимость работ по всем видам запроектированных мероприятий в соответствии с намечаемыми периодами их осуществления, даются рекомендации по организации выполнения мероприятий (порядок подготовки проектно-сметной документации, осуществление контроля за работой строительных организаций, лесхозов и т.д.), определяются подрядные строительные организации, устанавливается перечень мероприятий, выполняемых силами сельскохозяйственного предприятия.

Объемы и стоимость работ определяются по укрупненным показателям или аналогам в целом по сельскохозяйственному предприятию и в разрезе его подразделений.

4.10.3. Сроки и очередность осуществления мероприятий устанавливаются исходя из общих объемов работ, их хозяйственной значимости и продолжительности осуществления, экономических возможностей сельскохозяйственного предприятия, производственных мощностей строительных организаций и лесхозов, возможностей сельскохозяйственного предприятия осуществить мероприятия в ближайшие годы собственными силами и т.д.

Сроки осуществления мероприятий увязываются с темпами и планируемыми объемами роста сельскохозяйственного производства.

4.10.4. При составлении плана осуществления проекта выделяются первоочередные мероприятия на ближайшие 2 - 3 года, мероприятия, выполняемые к расчетному сроку, и работы, планируемые на более далекую перспективу.

Объемы и стоимость первоочередных мероприятий определяются по годам.

План осуществления проекта разрабатывается совместно с руководством и специалистами сельскохозяйственного предприятия. Определяется экономическая эффективность проекта землеустройства.

4.11. Рассмотрение и утверждение проекта

4.11.1. Проект внутрихозяйственного землеустройства, одобренный техническим советом проектной организации и согласованный с Главным государственным инспектором по использованию и охране земель автономной республики, края, области, рассматривается:

- по колхозам - на расширенном заседании правления колхоза с участием председателя (члена) исполкома сельского, поселкового Совета народных депутатов, в производственном управлении сельского хозяйства рай(гор)исполкома и министерстве сельского хозяйства автономной республики, производственном управлении сельского хозяйства крайисполкома, облисполкома;

- по совхозам - на производственном совещании при директоре с участием председателя (члена) исполкома сельского, поселкового Совета народных депутатов, в производственном управлении сельского хозяйства рай(гор)исполкома, в тресте, министерстве сельского хозяйства автономной республики, производственном управлении сельского хозяйства крайисполкома, облисполкома;

- по другим сельскохозяйственным предприятиям - при руководителе предприятия, в вышестоящей организации, рай(гор)исполкоме, в министерстве сельского хозяйства автономной республики, производственном управлении сельского хозяйства крайисполкома, облисполкома.

По сельскохозяйственным предприятиям, входящим в межхозяйственные объединения, проекты внутрихозяйственного землеустройства, кроме того, рассматриваются руководством соответствующих объединений.

4.11.2. Рассмотренный и одобренный проект внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственного предприятия утверждается Советом Министров автономной республики, крайисполкомом или облисполкомом.

Отдельные проекты по поручению Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов могут утверждаться райисполкомами, горисполкомами.

На утверждение вносятся материалы проекта в составе:

- текстовой документации в отпечатанном и переплетенном виде, включающей:

основные показатели проекта;

пояснительную записку с агроэкономическими и другими расчетами, иллюстрированную необходимыми графиками, чертежами, картограммами и фотографиями;

ведомости площадей земельных угодий (экспликации земель по угодьям, орошаемых и осушенных земель, по полям и участкам, земель постороннего пользования, характеристики качества сельскохозяйственных угодий и др. При этом по полям севооборотов приводятся показатели по почвенным разновидностям, оценочным группам или классам почв, их механическому составу и смытости, уклоны в градусах и др.);

материалы рассмотрения и согласования проекта;

задание на проектирование;

- графической документации - чертежа предъявления (согласования) проекта (в красках), вариантов проектных решений и т.д.;

- иллюминованного временного чертежа проекта в исходном масштабе в целом на хозяйство или в разрезе бригад (отделений) в одном экземпляре.

"Заказчик" в месячный срок обязан обеспечить утверждение проекта. Защита проекта осуществляется представителем проектной организации.

 

5. ПЕРЕНЕСЕНИЕ ПРОЕКТА В НАТУРУ

 

5.1. Утвержденный проект внутрихозяйственного землеустройства переносится в натуру. Перенесению в натуру подлежат вновь проектируемые или уточняемые границы производственных центров и других хозяйственных участков, полей севооборотов (в районах с проявлением эрозии почв; в случае необходимости переносятся и границы рабочих участков), участков, намечаемых к освоению в пашню, и другие сельскохозяйственные угодья, сенокосооборотных участков, гуртовых (отарных) участков, а также магистральные и полевые дороги, скотопрогоны.

Защитные лесные насаждения, гидротехнические противоэрозионные сооружения, загоны очередного стравливания на культурных пастбищах переносятся в натуру на основании данных технорабочих проектов по мере осуществления.

5.2. Для перенесения проекта в натуру составляется рабочий чертеж на сельскохозяйственное предприятие в целом или на каждое его подразделение.

5.3. Проект переносится в натуру с помощью мерной ленты, теодолита или мензулы. Способ перенесения проекта в натуру должен быть простым, обеспечивающим экономию времени и быстроту исполнения без снижения точности. При этом должна быть обеспечена параллельность сторон полей в соответствии с проектом.

При любых способах перенесения проекта в натуру границы полей севооборотов и других хозяйственных участков не должны отклоняться от запроектированных более чем на 0,5 мм на плане, а для сенокосных и пастбищных участков - 1,0 мм.

5.4. На поворотных пунктах границ полей и других хозяйственных участков, разрезающих массивы земельных угодий, устанавливаются межевые знаки.

5.5. Суходольные границы полей и других хозяйственных участков, а также земель, осваиваемых в пашню, и другие сельскохозяйственные угодья пропахиваются в одну борозду; дороги и скотопрогоны опахиваются с обеих сторон.

В случаях, когда поля заняты ценными культурами и пропашка границ может принести ущерб или создать препятствия для уборки сельскохозяйственных культур, пропашка границ производится после уборки урожая.

5.6. Работа по перенесению проекта в натуру принимается от исполнителей представителем проектной организации и обязательно главным (старшим) инженером-землеустроителем района и сдается представителю сельскохозяйственного предприятия с оформлением соответствующих актов.

 

6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ВЫДАЧА ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

6.1. После утверждения проекта и перенесения его в натуру изготавливается графическая документация (литографским способом), как правило, многоцветная, включающая:

иллюминованный чертеж проекта в масштабе проектирования в разрезе бригад, отделений в одном экземпляре;

иллюминованный чертеж проекта в целом на сельскохозяйственное предприятие (обзорная карта) в исходном или уменьшенном масштабе, но обеспечивающем удобство пользования им (не менее 1:50000) - в одном экземпляре;

неиллюминованный чертеж проекта - в 30 - 50 экземплярах.

При большой перегрузке чертежа проекта или по требованию заказчика на наиболее важные для конкретного хозяйства мероприятия (мелиоративные, противоэрозионные и др.) могут изготавливаться специальные картограммы в одном экземпляре (только для сельскохозяйственного предприятия).

6.2. Изготовленная документация выдается заказчику:

по колхозам и совхозам:

хозяйству - текстовая документация, иллюминованные чертежи по бригадам, производственным участкам (в случае необходимости), иллюминованный обзорный чертеж;

межхозяйственному объединению, тресту (по хозяйствам, входящим в объединение, трест) - текстовая документация, неиллюминованный обзорный чертеж;

производственному управлению сельского хозяйства райисполкома, горисполкома - текстовая документация, неиллюминованный обзорный чертеж;

по другим сельскохозяйственным предприятиям:

хозяйству - текстовая документация, иллюминованные чертежи по бригадам (производственным участкам), иллюминованный обзорный чертеж;

производственному управлению сельского хозяйства райисполкома, горисполкома - текстовая документация, неиллюминованный обзорный чертеж;

организации, в ведении которой находится хозяйство, - текстовая документация, неиллюминованный обзорный чертеж.

Неиллюминованные чертежи проекта и обзорные чертежи для сельскохозяйственных предприятий в количестве 20 - 30 экземпляров передаются производственному управлению сельского хозяйства рай(гор)исполкома.

Производственное управление сельского хозяйства рай(гор)исполкома выдает сельскохозяйственным предприятиям неиллюминованные чертежи в установленном порядке по мере необходимости.

По всем землеустраиваемым сельскохозяйственным предприятиям один экземпляр текстовой документации, необходимое количество неиллюминованных чертежей проекта и обзорной карты остаются в проектной организации.

6.3. В целях ускорения осуществления проекта текстовая документация выдается сельскохозяйственному предприятию и местным сельскохозяйственным органам сразу же после утверждения проекта и внесения изменений и дополнений в соответствии с замечаниями утверждающей инстанции. Вместе с текстовой документацией сельскохозяйственному предприятию выдается временный чертеж проекта.

6.4. После завершения работ по внутрихозяйственному землеустройству сельскохозяйственных предприятий в границах административного района министерству сельского хозяйства автономной республики, производственным управлениям сельского хозяйства крайисполкома, облисполкома и райисполкомов выдаются обобщенные материалы по району в составе:

основных показателей проектов внутрихозяйственного землеустройства;

краткой пояснительной записки с предложениями по сохранению, расширению и более эффективному использованию земельных ресурсов;

обзорной карты района (масштаб карты согласовывается с заказчиком).

6.5. Подлинники всех материалов внутрихозяйственного землеустройства формируются в дело, переплетаются и хранятся в архиве проектной организации.

6.6. Все элементы проекта на проектном плане сохраняются в карандаше, план не окрашивается и сдается в планохранилище министерства сельского хозяйства автономной республики, производственного управления сельского хозяйства крайисполкома, облисполкома.

 

7. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

 

7.1. Осуществление утвержденного и перенесенного в натуру проекта внутрихозяйственного землеустройства возлагается на руководителей и специалистов сельскохозяйственного предприятия. Они обязаны:

- сохранять перенесенные в натуру элементы организации территории и граничные знаки, не допускать нарушения установленных границ полей севооборотов и других хозяйственных участков;

- предусматривать в планах организационно-хозяйственного устройства, пятилетних и производственно-финансовых планах осуществление в установленные проектом внутрихозяйственного землеустройства сроки мероприятий по освоению новых земель и улучшению структуры земельных угодий, улучшению сельскохозяйственных угодий, защите почв от эрозии и др.;

- разрабатывать и осуществлять план освоения введенных севооборотов, а также сенокосооборотов и пастбищеоборотов;

- в случае необходимости своевременно давать заявки в установленном порядке на корректировку проектов землеустройства, а также оказание помощи в осуществлении этих проектов;

- при выдаче или согласовании заданий на проектирование объектов производственного, мелиоративного и дорожного строительства руководствоваться проектами внутрихозяйственного землеустройства.

Персональную ответственность за осуществление проектов несут руководитель и главный агроном сельскохозяйственного предприятия.

7.2. Контроль за осуществлением проектов внутрихозяйственного землеустройства ведут производственные управления сельского хозяйства рай(гор)исполкомов, тресты и объединения в порядке рассмотрения, согласования и утверждения текущих и перспективных планов, а также систематической проверки их выполнения.

7.3. В порядке авторского надзора со стороны проектных организаций сельскохозяйственным предприятиям оказывается помощь в осуществлении запроектированных мероприятий, которая проводится, как правило, авторами проектов и заключается в проверке осуществления проектных решений и мероприятий, установлении причин, препятствующих их выполнению, разработке мер по ускорению их осуществления, уточнению, дополнению или изменению отдельных проектных решений.

Результаты работ по оказанию помощи рассматриваются совместно с руководством сельскохозяйственного предприятия, межхозяйственного объединения и представляются производственному управлению сельского хозяйства рай(гор)исполкома и соответствующему тресту или объединению. Сводные материалы вносятся на рассмотрение министерства сельского хозяйства автономной республики, производственного управления сельского хозяйства крайисполкома, облисполкома.

 

8. КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ РАБОТ

 

8.1. Контроль за полнотой и качеством работ по внутрихозяйственному землеустройству осуществляется специалистами проектной организации, Главным государственным инспектором по использованию и охране земель автономной республики, края, области, государственным районным инспектором по использованию и охране земель, а также заказчиком.

8.2. Контроль работ осуществляется в порядке:

текущей проверки;

полевой проверки результатов проводимых обследований и работ по перенесению проекта в натуру;

рассмотрения проекта на техническом совете проектной организацией в райисполкоме, управлении сельского хозяйства облисполкома, крайисполкома, МСХ АССР, производственном объединении (тресте) совхозов;

приемки завершенных этапов работ объектов в целом.

8.3. Результаты проверок отражаются в соответствующих актах и корректурных листах, в которых отмечаются все обнаруженные недостатки и недоработки и даются предложения о способах и сроках их устранения. По принятым работам дается оценка качества.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024