| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Одобрена

Постановлением Госплана СССР

от 11 января 1980 г. N 7

 

СИСТЕМА

ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМ

И НОРМАТИВОВ ПО ВИДАМ РАБОТ И ЗАТРАТ (ЭКОНОМИИ) ТРУДА,

СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ,

НОРМАТИВОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ

И УДЕЛЬНЫХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, НОРМ И НОРМАТИВОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРУДОВАНИИ И КАБЕЛЬНЫХ

ИЗДЕЛИЯХ (ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам работ и затрат (экономии) труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей и удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребности в оборудовании кабельных изделиях (далее именуемая "Система норм и нормативов") создается в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. N 695 "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" как первая очередь единой системы научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов для планирования экономического и социального развития СССР.

1.2. Единая система норм и нормативов - это комплекс научно обоснованных трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке перспективных и текущих планов, а также организации подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях планирования с применением ЭВМ.

1.3. Целью создания Системы норм и нормативов является усиление научной обоснованности, пропорциональности и сбалансированности планов, более глубокое выявление и использование резервов производства, дальнейшее повышение его эффективности.

1.4. Система норм и нормативов строится на основе следующих принципов:

обеспечение методического единства формирования по уровням планирования норм и нормативов, используемых при разработке годовых, пятилетних и долгосрочных планов;

обеспечение прогрессивности норм и нормативов на основе максимального отражения в них планируемых достижений научно-технического прогресса, передовых методов организации производства и труда и использование этих норм и нормативов в качестве средства внедрения научно-технических достижений;

комплексное формирование нормативной базы для всех разделов планов (производство, материальные балансы и планы распределения, труд и кадры, капитальные вложения и другие разделы);

систематическое обновление норм и нормативов на основе отражения факторов научно-технического прогресса, передовых методов организации производства и труда;

обеспечение сопоставимости норм и нормативов, формируемых на различных уровнях планирования, путем агрегирования и дезагрегирования, а также их взаимосвязи;

автоматизация формирования и использования норм и нормативов в системе на основе автоматизированной системы сбора, накопления и обновления норм и нормативов (АСН) как неотъемлемой составной части автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР), отраслевых автоматизированных систем планирования и управления (ОАСУ) и автоматизированных систем управления объединений и предприятий (АСУП), обеспечивающей единство нормативной базы.

1.5. Системой норм и нормативов устанавливается порядок формирования и утверждения норм и нормативов, который определен для каждого вида указанных в пункте 1.1 норм и нормативов.

Методы расчета норм и нормативов определяются методической документацией, разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке.

1.6. Подготовка нормативной базы осуществляется до начала разработки планов экономического и социального развития, в соответствии с этим нормы и нормативы представляются в Госплан СССР министерствами и ведомствами СССР и Госпланами союзных республик, как правило, в следующие сроки:

к основным направлениям экономического и социального развития СССР на 10 лет (по пятилетиям) - за два года до очередной пятилетки;

к проектам пятилетних планов экономического и социального развития - за год до очередной пятилетки;

к годовым планам экономического и социального развития СССР - за 8 - 9 месяцев до начала планируемого года.

1.7. Формирование нормативной базы к основным направлениям экономического и социального развития СССР на 10 лет проводится с учетом прогнозов развития науки и техники в отраслях народного хозяйства и промышленности и комплексной программы научно-технического прогресса на 20 лет (по пятилетиям), в которой должны формироваться показатели экономии и удельных затрат ресурсов и мероприятия, обеспечивающие их достижение.

К проектам пятилетних планов экономического и социального развития нормативная база подготавливается на основе показателей комплексной программы научно-технического прогресса на первое пятилетие и основных направлений экономического и социального развития на 10 лет.

Формирование норм и нормативов для годовых планов осуществляется на основе соответствующих показателей, принятых в пятилетних планах по годам.

На предприятиях и в объединениях нормативная база должна уточняться в соответствии с мероприятиями плана технического развития и организации производства на пятилетний и годовой периоды.

В числе основных групп факторов, учитываемых при расчете или уточнении норм и нормативов, предусматривается прежде всего:

повышение технического уровня производства;

улучшение организации производства и труда;

повышение качества продукции;

изменение структуры и объема производимой продукции.

Формирование норм и нормативов должно производиться на основе экономических и инженерных расчетов, не допуская их определения, исходя только из сложившейся динамики.

1.8. Развитие Системы норм и нормативов, включая расширение состава норм и нормативов, разработку методических проблем нормирования, совершенствование организации и технологии подготовки норм и нормативов, осуществляется поэтапно.

На первом этапе реализуется настоящая Система норм и нормативов как первая очередь единой системы научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов для планирования экономического и социального развития СССР. Состав норм и нормативов в Системе последовательно дополняется, имея в виду формирование следующих основных групп норм и нормативов:

 

1.  Нормативы эффективности общественного              Госплан СССР

    производства

 

2.  Нормы и нормативы затрат труда и                   Госкомтруд СССР,

    заработной платы                                   ВЦСПС, Госплан СССР,

                                                       Госстрой СССР

 

3.  Нормы и нормативы расхода и запасов сырья,         Госплан СССР,

    материалов, топлива и энергии                      Госснаб СССР,

                                                       Госстрой СССР

 

4.  Нормы и нормативы использования производственных   Госплан СССР

    мощностей и нормы продолжительности освоения

    проектных мощностей

 

5.  Нормативы капитальных вложений и капитального      Госплан СССР,

    строительства                                      Госстрой СССР

 

6.  Нормы и нормативы потребности и запасов            Госплан СССР,

    оборудования, кабельных изделий и показатели       Госснаб СССР

    использования оборудования

 

7.  Финансовые нормы и нормативы                       Минфин СССР,

                                                       Госплан СССР

 

8.  Нормы денежных (комплексных) затрат на             Госплан СССР,

    производство (обслуживание, целевые мероприятия    Минфин СССР

    и т.п.)

 

9.  Социально-экономические нормы и нормативы          Госплан СССР,

                                                       Госкомтруд СССР,

                                                       Минфин СССР,

                                                       Минздрав СССР,

                                                       Минкультуры СССР

 

10. Нормы и нормативы охраны окружающей среды          Гидрометеослужба

                                                       СССР, ГКНТ СССР,

                                                       АН СССР, Госплан

                                                       СССР, Минздрав СССР,

                                                       Минводхоз СССР,

                                                       Гослесхоз СССР.

 

Наряду с указанными основными группами норм и нормативов министерствами и ведомствами должны разрабатываться нормы и нормативы, отражающие специфику различных отраслей народного хозяйства (транспорта, сельского хозяйства и других отраслей). Эти нормы и нормативы представляются в Госплан СССР по его требованию.

Для обеспечения взаимосвязи норм и нормативов с показателями эффективности общественного производства предусматривается формирование в Системе норм и нормативов показателей (нормативов) экономии ресурсов, включая показатели (нормативы) экономии основных производственных фондов, материальных затрат и фонда оплаты труда работников сферы материального производства.

Указанные показатели предусматривается определять на долгосрочную перспективу, пятилетний период и на год в виде проекта заданий по экономии ресурсов в стоимостном выражении на основе анализа мероприятий, предусмотренных комплексной программой научно-технического прогресса, прогнозов развития отраслей и планов технического развития и организации производства в увязке с показателями планов социального и экономического развития СССР. Эти показатели уточняются при проведении расчетов по нормам затрат. После проведения указанных расчетов в плане устанавливаются задания по экономии ресурсов, в соответствии с которыми министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями производится обновление норм и нормативов.

По мере развития и внедрения Системы норм и нормативов должно также обеспечиваться использование норм расхода материальных ресурсов, рассчитываемых в стоимостном выражении.

Формирование норм и нормативов предусматривается осуществлять на каждый воспроизводимый продукт, что позволит создать условия для сопоставления затрат на производство продуктов и технологии их производства по комплексу используемых ресурсов.

1.9. Внедрение Системы предполагает реализацию мероприятий, направленных на улучшение первичного учета и отчетности, более широкое внедрение нормативного метода учета на предприятиях и объединениях и усиление контроля за фактическими затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наряду с этим должно осуществляться дальнейшее совершенствование ведомственной и государственной отчетности в соответствии с единой системой норм и нормативов.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ И НОРМАТИВОВ

 

2.1. Система норм и нормативов строится по иерархическому принципу и охватывает следующие уровни:

объединения (предприятия) и отраслевые научно-исследовательские и проектные организации;

отраслевые министерства и ведомства СССР и госпланы союзных республик;

Госплан СССР, Госснаб СССР, Госстрой СССР, Минфин СССР, Госкомтруд СССР, ЦСУ СССР.

2.2. Формирование и пересмотр норм и нормативов Системы для государственных планов экономического и социального развития СССР проводится министерствами, ведомствами и госпланами союзных республик, которые организуют эту работу в объединениях и на предприятиях с привлечением отраслевых научных и проектных организаций. При этом разработка нормативной базы к основным направлениям экономического и социального развития СССР на 10 лет (по пятилетиям) ведется отраслевыми научно-исследовательскими или проектными организациями министерств, головных по соответствующим видам продукции, с привлечением организаций министерств и ведомств, производящих идентичную продукцию.

2.3. Формирование норм и нормативов, включаемых в Систему, осуществляется по следующим трем стадиям: организационная, методическая, расчетная.

Организационная стадия - определение порядка разработки и систематического обновления норм и нормативов, организаций, участвующих в их формировании, а также объемов финансирования этих работ.

Методическая стадия - подготовка методических документов по формированию норм и нормативов, определение соответствующих номенклатур, экспериментальная проверка и утверждение методических документов.

Расчетная стадия - проведение расчета, утверждение и обеспечение систематического обновления норм и нормативов.

2.4. Разработка типовых (межотраслевых) методических документов для расчета норм и нормативов осуществляется Научно-исследовательским институтом планирования и нормативов при Госплане СССР (НИИПиН), который привлекает к этой работе соответствующие отраслевые научно-исследовательские институты и проектные организации на основе координационного плана, утверждаемого Госпланом СССР.

Отраслевые инструкции по расчету норм и нормативов разрабатываются и систематически пересматриваются научно-исследовательскими или проектно-технологическими организациями министерств и ведомств при методическом руководстве этой работой НИИПиНом при Госплане СССР. Основные отраслевые инструкции по нормированию согласовываются с ним как с головной организацией.

2.5. В министерствах ответственность за организацию разработки и внедрения норм и нормативов, как правило, возлагается на планово-экономические управления, которые координируют работу функциональных управлений по подготовке соответствующих норм и нормативов.

2.6. В объединениях и на предприятиях разработку норм и нормативов координируют, как правило, планово-экономические отделы.

Соответствующие подразделения объединений и предприятий под руководством планово-экономических отделов осуществляют подготовку, внедрение и систематическое обновление норм и нормативов.

2.7. Подготовка нормативной базы ведется министерствами, ведомствами и госпланами союзных республик, объединениями и предприятиями с привлечением отраслевых научно-исследовательских и проектно-технологических организаций.

Для разработки нормативной базы создается картотека соответствующей отраслевой продукции, в которой сосредоточиваются технико-экономические показатели этой продукции и аналогичные показатели по лучшим отечественным и зарубежным образцам.

2.8. С целью выявления резервов производства, повышения эффективности использования ресурсов и прогрессивности норм и нормативов проводится анализ (экспертиза) научной обоснованности норм и нормативов в министерствах и ведомствах. На уровне Госплана СССР эта работа проводится отраслевыми отделами Госплана СССР и НИИПиНом при Госплане СССР по устанавливаемой номенклатуре продукции на основе данных министерств и ведомств.

Указанный анализ норм и нормативов проводится по следующим направлениям:

изыскание дополнительных мероприятий по внедрению научно-технических достижений с целью учета их в нормах и нормативах;

рассмотрение и оценка показателей, характеризующих прогрессивность норм;

сопоставление норм и нормативов с проектными показателями и показателями фактических удельных расходов ресурсов, а также с наиболее прогрессивными среднеотраслевыми нормами и нормативами и зарубежными аналогами.

Результаты анализа норм учитываются Госпланом СССР, министерствами и ведомствами при формировании нормативной базы на планируемый период.

2.9. Анализ норм и нормативов проводится с учетом данных вневедомственной экспертизы технико-экономических показателей особо важных видов создаваемой продукции и технологических процессов на стадии технических заданий и конечных результатов, проводимой под руководством ГКНТ. При этом также учитываются результаты оценки технического уровня выпускаемых машин, оборудования и другой техники с целью разработки и осуществления мероприятий по повышению технико-экономических показателей изготовляемых и вновь осваиваемых изделий и снятия с производства устаревшей продукции.

2.10. Ответственность за достоверность норм и нормативов и своевременное уточнение их несут руководители организаций (предприятий), утвердившие эти нормы и нормативы.

За представляемые в Госплан СССР, Госстрой СССР, Госснаб СССР, Минфин СССР, Госкомтруд СССР и ЦСУ СССР нормы и нормативы несут ответственность руководители министерств и ведомств.

2.11. Нормы и нормативы, представленные министерствами и ведомствами и принятые Госпланом СССР, являются обязательными для применения в расчетах показателей проектов государственных планов.

 

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМ И НОРМАТИВОВ

 

3.1. Нормы и нормативы затрат труда и заработной платы

 

3.1.1. Состав норм и нормативов затрат труда и заработной платы определяется требованиями задач по расчету роста производительности труда, определению численности работающих по отраслям и звеньям производства, обоснованию фондов заработной платы и формированию на этой основе других показателей плана на всех уровнях планирования (см. табл. 1 - не приводится).

3.1.2. Нормы времени (нормированная технологическая трудоемкость) на операцию, деталь, узел, изделие, вид продукции, вид работы и нормы выработки рассчитываются на предприятии в подразделениях (группа, бюро, сектор по нормированию труда), входящих в состав цехов или отделов заводоуправления - планово-экономического, отдела труда и заработной платы (технологического отдела), на основе межотраслевых и отраслевых нормативов. Эти нормы утверждаются директором предприятия по согласованию с фабрично-заводским комитетом профсоюза.

3.1.3. Нормативы численности и обслуживания разрабатываются периодически по мере надобности:

межотраслевые - Центральным бюро промышленных нормативов Госкомтруда СССР совместно с ВЦСПС;

отраслевые - отраслевыми научно-исследовательскими организациями и предприятиями при методическом руководстве Центрального бюро промышленных нормативов Госкомтруда СССР.

3.1.4. Полная трудоемкость единицы продукции по установленной номенклатуре на соответствующем уровне управления рассчитывается в виде фактической и плановой величины.

Фактическая полная трудоемкость единицы продукции, отражающая действительные затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала на изготовление единицы продукции или производство единицы объема работ в отчетном периоде, формируется на предприятии. На вышестоящих уровнях этот показатель рассчитывается в соответствующем ВЦ методом расчета средневзвешенной величины на базе данных предприятий.

Плановая полная трудоемкость единицы продукции отражает затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала на изготовление единицы продукции или производство единицы объема работ, установленные с учетом их изменения в плановом периоде по сравнению с фактическими в базисном периоде. На уровне Госплана СССР этот показатель должен рассчитываться в ГВЦ Госплана СССР на основе соответствующих показателей, сообщаемых министерствами и ведомствами СССР в конце отчетного периода. Министерства и ведомства СССР в свою очередь определяют показатель полной плановой трудоемкости единицы продукции по номенклатуре государственного плана на основании одноименных показателей, формируемых на предприятиях, в производственных объединениях.

Показатели плановой полной трудоемкости единицы продукции по отраслям утверждаются министерствами и ведомствами после согласования с отделом труда и отраслевыми отделами Госплана СССР.

3.1.5. Тарифные ставки разрабатываются Госкомтрудом СССР один раз в пять лет и утверждаются Советом Министров СССР.

Размеры должностных окладов устанавливаются для каждой отрасли промышленности в соответствии со схемами должностных окладов руководящих, инженерно-технических работников и служащих, разрабатываемых Госкомтрудом СССР и утверждаемых Советом Министров СССР.

Расценки (затраты заработной платы основных производственных рабочих на производство операции, детали, узла, изделия, вида продукции, вида работы) рассчитываются на предприятии исходя из установленных тарифных ставок (окладов) и норм времени (выработки) и после согласования с фабрично-заводским комитетом профсоюза утверждаются руководителем предприятия.

3.1.6. Долгосрочные нормативы заработной платы на рубль продукции устанавливаются на пять лет (с распределением по годам). Рассмотрение и утверждение этих нормативов для предприятий, объединений осуществляют министерства и ведомства СССР, а для министерств и ведомств - Госплан СССР.

 

3.2. Нормы расхода сырья, материалов

и топливно-энергетических ресурсов

 

3.2.1. Планирование заданий по среднему снижению норм расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии в производстве

 

Задания по среднему снижению норм расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии в производстве на планируемый период устанавливаются в государственных планах экономического и социального развития СССР министерствам и ведомствам СССР и союзным республикам нарастающим итогом в процентах к уровню норм базисного года. За базисный год принимается последний год пятилетки, предшествующей планируемому периоду.

При разработке проекта основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет (по пятилетиям) министерства и ведомства СССР и союзные республики представляют в Госплан СССР предварительные проекты планов организационно-технических мероприятий по экономии материалов, топлива и энергии на первое пятилетие - с разбивкой по годам, на второе пятилетие - на последний год пятилетки.

Госплан СССР рассматривает эти предложения министерств и ведомств СССР и союзных республик и в соответствии с принятым и одобренным в установленном порядке проектом основных направлений экономического и социального развития СССР разрабатывает и доводит до них контрольные цифры по размерам среднего снижения норм расхода материалов, топлива, тепловой и электрической энергии по годам предстоящей пятилетки. Министерства и ведомства СССР и союзные республики обеспечивают доведение контрольных цифр до объединений и предприятий.

При разработке пятилетнего плана (по годам пятилетки) министерства и ведомства СССР и союзные республики с привлечением отраслевых институтов, объединений и предприятий исходя из контрольных цифр Госплана СССР по среднему снижению норм расхода материалов, топлива, тепловой и электрической энергии на пятилетку, планируемых объемов производства продукции (работ), уточняют планы организационно-технических мероприятий и определяют проекты заданий по среднему снижению норм расхода и нормы расхода по годам пятилетки и представляют их в Госплан СССР по установленной номенклатуре материальных ресурсов и продукции (видов работ).

Госплан СССР рассматривает эти предложения и определяет задания по среднему снижению норм расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии в производстве по министерствам и ведомствам СССР и союзным республикам по годам пятилетки, которые утверждаются в составе государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР.

Годовые задания по среднему снижению норм расхода разрабатываются на основе заданий пятилетнего плана на данный год.

Выполнение заданий по среднему снижению норм расхода на всех уровнях хозяйственного управления оценивается нарастающим итогом по отношению к базисному году.

 

3.2.2. Нормирование расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии

 

Для планирования распределения материальных ресурсов контроля за их использованием предназначены:

нормы расхода в основном производстве;

нормы расхода на вспомогательные и прочие нужды производства;

нормативы и показатели использования материальных ресурсов;

нормы расхода на ремонтно-эксплуатационные нужды;

нормы расхода в строительстве.

Нормы расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии должны быть прогрессивными, технически и экономически обоснованными, соответствовать уровню передовой технологии и организации производства и обеспечивать снижение расхода материальных ресурсов и повышение экономической эффективности производства.

3.2.2.1. Нормы расхода в основном производстве

Нормы расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии разрабатываются с учетом заданий по среднему снижению норм расхода, устанавливаемых в пятилетних и годовых планах, а также заданий министерств и ведомств СССР предприятиям по тем видам материальных ресурсов, по которым эти задания централизованно не устанавливаются.

Индивидуальные нормы определяют расход нормируемого вида сырья и материалов на производство единицы продукции (работы) - деталь, изделие, продукт в единицах массы или объема и т.д.

Групповые нормы рассчитываются как средневзвешенные величины расхода сырья и материалов по установленной отраслевой номенклатуре на планируемые объемы производства одноименных видов продукции (грузовых автомобилей, металлорежущих станков, колесных тракторов и т.д.) или работ по министерствам и ведомствам СССР и союзным республикам в целом, а при необходимости - и по объединениям и предприятиям.

Нормы расхода на очередной планируемый год разрабатываются соответствующими службами предприятия и объединения в специфицированном и сводном виде на все предусмотренные в плане производства изделия и виды продукции (работ).

Нормы расхода на пятилетний период разрабатываются по важнейшим видам сырья, материалов, топлива и энергии в разрезе установленной номенклатуры продукции и видов работ.

3.2.2.2. Нормы расхода сырья и материалов на вспомогательные и прочие нужды производства

Нормы расхода сырья и материалов на изготовление технологической оснастки и специального инструмента разрабатываются на единицу каждого вида инструмента и оснастки по конструкторской и технологической документации с учетом действующих нормативов отходов и потерь.

Нормы расхода на изготовление тары и упаковки для транспортировки рассчитываются на единицу тары и упаковки в соответствии с конструкторской и технологической документацией на ее изготовление исходя из установленных технических условий на транспортировку продукции.

Нормы расхода на испытание готовой продукции устанавливаются в соответствии с действующими техническими условиями, ГОСТами и программами испытаний.

Нормы расхода на наладку технологического оборудования и пусконаладочные работы разрабатываются в соответствии с требованиями технологии производства и технического контроля.

Нормы расхода на осуществление планируемых мероприятий по механизации и автоматизации производства разрабатываются аналогично расчету норм расхода на основное производство.

Нормы расхода на изготовление образцов новой техники, разработку новых технологических процессов и на проведение научно-исследовательских работ разрабатываются на основании конструкторско-технологической документации или имеющихся данных по аналогам.

3.2.2.3. Нормативы и показатели использования сырья, материалов, топлива и энергии

К нормативам расхода и показателям использования сырья, материалов, топлива и энергии относятся:

удельный расход материальных ресурсов на единицу массы, площади, объема, длины при выполнении производственных процессов (кузнечно-прессовые работы, механообрабатывающие работы, сварочные работы, лакокрасочные покрытия и т.д.);

размеры технологических отходов и потерь материальных ресурсов по видам производственных процессов.

В промышленном производстве для оценки эффективности использования материальных ресурсов и прогрессивности норм расхода применяются следующие основные показатели:

коэффициенты использования материалов в производстве, определяемые как отношение полезного расхода (массы, теоретического расхода) к норме расхода материалов;

расход материалов на единицу технической характеристики изделия, определяемый путем отнесения соответствующих норм расхода на единицу изделия к выбранному параметру его технической характеристики;

выход продукта (полуфабриката), выражающий отношение количества произведенного продукта (полуфабриката) к количеству фактически израсходованного исходного сырья, материала;

коэффициенты извлечения продукта из исходного сырья, характеризующие степень использования полезного вещества, содержащегося в соответствующем виде исходного сырья.

В этих же целях могут также использоваться коэффициенты раскроя, расходные коэффициенты и другие аналогичные показатели.

3.2.2.4. Нормы расхода сырья и материалов на ремонт и эксплуатацию основных фондов

Нормы расхода сырья и материалов на ремонт и эксплуатацию основных фондов на 1 млн. руб. балансовой стоимости разрабатываются на основе показателей использования основных фондов, данных об их износе и сроках службы в соответствии с действующими системами планово-предупредительных ремонтов (ППР), учета внедрения индустриальных методов ремонта.

Нормы расхода на ремонт и эксплуатацию основных фондов в целом по министерству и ведомству СССР и союзной республике рассчитываются на основании частных норм расхода по видам основных фондов с учетом их удельного веса в общей балансовой стоимости:

на ремонт и эксплуатацию орудий труда;

на ремонт и эксплуатацию производственных зданий и сооружений;

на ремонт и эксплуатацию непроизводственных зданий и сооружений;

на ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений.

3.2.2.5. Нормы расхода и показатели использования материалов в капитальном строительстве

Задания по экономии материалов в капитальном строительстве формируются на основе соответствующих предложений министерств, ведомств СССР, союзных республик и Госстроя СССР по устанавливаемой Госпланом СССР номенклатуре материалов и используются в расчетах средних норм расхода на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Объектные нормы расхода материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ разрабатываются проектными организациями, утверждаются Госстроем СССР и Госпланом СССР и предназначены для определения средних и отраслевых норм расхода материалов, на основании которых планируется потребность в материалах в целом по народному хозяйству, а также в разрезе министерств и ведомств СССР и союзных республик.

Сметные нормы расхода разрабатываются проектными, конструкторско-технологическими и научно-исследовательскими организациями, утверждаются Госстроем СССР в составе строительных норм и правил (СНиП часть IV) и предназначены в основном для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Производственные нормы расхода разрабатываются в строительно-монтажных организациях нормативно-исследовательскими организациями, трестами "Оргтехстрой" (проектно-конструкторскими и научно-исследовательскими институтами), утверждаются вышестоящими организациями и предназначены для определения потребности в материальных ресурсах по физическим объемам работ.

 

3.2.3. Нормы запасов сырья, материалов, топлива и готовой продукции

 

Для планирования запасов материальных ресурсов и контроля за их фактическими остатками разрабатываются:

у потребителей - нормы производственных запасов;

на базах и складах Госснаба СССР - нормы товарных запасов;

у предприятий-поставщиков - нормы сбытовых запасов.

Нормой производственного запаса называется средний в течение года запас каждого вида сырья и материалов, принимаемый как переходящий запас на конец планируемого года. Норма производственного запаса измеряется в днях среднесуточного потребления ресурса данного вида. К производственным запасам относятся те ресурсы, которые к потребителям поступили, но переработке еще не подверглись.

Норма товарного запаса на базах и складах Госснаба СССР представляет собой минимальное количество ресурса каждого вида, обеспечивающее бесперебойное комплексное снабжение обслуживаемых ими потребителей, получающих ресурсы в нетранзитных количествах. Норма товарного запаса измеряется в днях среднесуточного объема складского оборота ресурса данного вида. К товарным запасам относятся находящиеся в распоряжении баз и складов ресурсы сверх установленных объемов складских поставок потребителям по их фондам.

Норма сбытового запаса материала в виде готовой продукции у предприятий-поставщиков характеризует минимальное количество продукции каждого вида, изготовляемой этим предприятием, обеспечивающее бесперебойное комплексное выполнение договоров поставки. Эта норма измеряется в днях среднесуточного объема производства продукции.

 

3.2.4. Показатели использования сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, отражаемые ГОСТами и другими нормативными документами, определяющими технический уровень продукции

 

При разработке министерствами и ведомствами СССР ГОСТов, ОСТов, Технических условий, Методических указаний и других видов нормативных документов, определяющих требования к составу и содержанию конструкторско-технологической документации и критериям оценки качества и технического уровня продукции, предусматриваются следующие показатели для оценки продукции по расходу основных видов сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии:

показатель расхода важнейших видов сырья, материалов, топлива и энергии на единицу технической характеристики или параметра, наиболее полно характеризующего потребительские качества изделия;

удельная масса изделия на единицу технической характеристики или параметра, наиболее полно характеризующего потребительские качества изделия;

коэффициент использования материальных ресурсов - отношение полезного расхода (массы) к норме расхода на производство единицы продукции (работы).

Требования по экономичности продукции с точки зрения ее металлоемкости и энергоемкости и т.п. формируются и отражаются в техническом задании на проектирование на основании данных сравнительного анализа вышеуказанных показателей для создаваемых образцов новой техники и объектов строительства с передовыми отечественными и зарубежными данными.

 

3.3. Нормы и нормативы использования

производственных мощностей

 

3.3.1. Нормы и нормативы использования производственных мощностей действующих промышленных предприятий разрабатываются министерствами и ведомствами СССР силами отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций по предприятиям, объектам (группам) в соответствии с Методическими положениями по определению норм и нормативов использования производственных мощностей действующих промышленных предприятий и объектов (см. табл. 1).

Отраслевые инструкции по разработке норм и нормативов использования производственных мощностей разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами СССР на основе методических положений, утверждаемых Госпланом СССР.

Министерства, ведомства СССР по установленной номенклатуре представляют проекты нормативов использования производственных мощностей на утверждение Госплана СССР.

Нормативы использования производственных мощностей, не вошедшие в установленную номенклатуру, утверждаются министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госпланом СССР.

Нормативы использования производственных мощностей рассматриваются и утверждаются раз в пять лет перед составлением государственных пятилетних планов.

Внедрение утвержденных норм и нормативов осуществляется министерствами и ведомствами СССР.

3.3.2. Нормы продолжительности освоения проектных мощностей и экономических показателей, вводимых в действие промышленных предприятий и объектов, разрабатываются в соответствии с методическими положениями, утвержденными Госпланом СССР, министерствами и ведомствами СССР, и утверждаются Госпланом СССР раз в пять лет.

 

3.4. Нормативы удельных капитальных вложений

 

3.4.1. Методика определения нормативов удельных капитальных вложений разрабатывается НИИПиНом при Госплане СССР совместно со сводным отделом капитальных вложений и отделом проектно-изыскательских работ Госплана СССР и утверждается Госпланом СССР и Госстроем СССР.

3.4.2. Нормативы удельных капитальных вложений представляют собой прогрессивные показатели затрат на создание основных фондов предприятий и объектов производственного и непроизводственного назначения (на единицу соответствующей размерности) на пятилетний плановый период и долгосрочную перспективу (см. табл. 1).

Номенклатура предприятий, объектов, производств, для которых должны быть разработаны нормативы, устанавливается министерствами и ведомствами СССР и Госпланами союзных республик по согласованию с отделами Госплана СССР, планирующими развитие отраслей народного хозяйства и промышленности.

3.4.3. В соответствии с установленной номенклатурой разрабатываются индивидуальные нормативы удельных капитальных вложений для отдельных предприятий и объектов по новому строительству, техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующих предприятий на единицу мощности.

Для производств и подотраслей разрабатываются укрупненные и общие нормативы удельных капитальных вложений на вводимые в действие мощности на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение действующих и строительство новых предприятий по номенклатуре, установленной Госпланом СССР.

Для отраслей, важнейших производств и подотраслей разрабатываются сводные нормативы удельных капитальных вложений на прирост производства продукции или услуг, на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих и строительство новых предприятий согласно перечню отраслей, подотраслей и производств, установленному Госпланом СССР, а также с учетом этих затрат в целом.

Для добывающих отраслей промышленности разрабатываются также нормативы на поддержание мощностей действующих предприятий.

Нормативы удельных капитальных вложений на период долгосрочной перспективы разрабатываются по отраслям, подотраслям, видам производств и мощностей по номенклатуре, установленной Госпланом СССР для разработки проекта основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет.

3.4.4. Министерства и ведомства СССР и госпланы союзных республик представляют проекты нормативов удельных капитальных вложений в установленные сроки на согласование в соответствующие отделы Госплана СССР, планирующие развитие отраслей народного хозяйства и промышленности, и в копии НИИПиНу при Госплане СССР.

3.4.5. Координация и методическое руководство научно-исследовательскими работами в области разработки нормативов удельных капитальных вложений, анализ их научного и технико-экономического обоснования осуществляется НИИПиНом при Госплане СССР, который представляет эти нормативы на рассмотрение Госплану СССР.

 

3.5. Нормы и нормативы использования оборудования

и потребности в оборудовании и кабельных изделиях

 

3.5.1. Нормы и нормативы использования оборудования и потребности в оборудовании, применяемые на различных уровнях планирования (от предприятий и производственных объединений до Госплана СССР) предназначаются для оценки использования оборудования, расчета производственных мощностей и определения потребности в оборудовании.

3.5.2. Комплекс норм потребности в кабельных изделиях предназначен для определения потребности министерств и ведомств СССР и союзных республик в кабельных изделиях по направлениям потребления.

3.5.3. Разработка норм и нормативов использования оборудования и потребности в оборудовании и в кабельных изделиях ведется по согласованной с Госпланом СССР номенклатуре оборудования и кабельных изделий.

3.5.4. Нормы и нормативы использования оборудования и потребности в оборудовании и кабельных изделиях предназначаются для определения потребности в оборудовании и кабельных изделиях для разработки основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет (по пятилетиям), для разработки пятилетнего и годовых планов.

3.5.5. Нормы и нормативы потребности в оборудовании и кабельных изделиях, разрабатываемые на 10-летний период, предназначаются для определения потребности в них по основным направлениям потребления.

Для оборудования:

формирование необходимого парка оборудования, не требующего монтажа;

комплектование продукции машиностроения;

комплектование объектов капитального строительства;

замена изношенного оборудования (ремонтно-эксплуатационные нужды).

Для кабельных изделий:

комплектование продукции машиностроения;

комплектование объектов капитального строительства;

ремонтно-эксплуатационные нужды.

Для обеспечения расчетов потребности в оборудовании и кабельных изделиях разрабатываются соответствующие нормы.

3.5.6. Процесс разработки, рассмотрения и согласования норм потребности в оборудовании и кабельных изделиях на 10-летний период состоит из следующих этапов:

1) уточнение общих методических рекомендаций по определению потребности в оборудовании и кабельных изделиях для формирования основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет;

2) подготовка и согласование отраслевых методик по определению потребности в конкретных видах оборудования и кабельных изделий для формирования основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет;

3) разработка проектов норм министерствами и ведомствами СССР - основными потребителями данного оборудования и кабельных изделий;

4) анализ разработанных проектов норм и нормативов и расчет потребности в оборудовании и кабельных изделиях в целом по народному хозяйству;

5) экспертиза разработанных норм и нормативов и расчетов потребности в оборудовании и кабельных изделиях и согласование этих норм и нормативов и расчетов потребности с Госпланом СССР.

Первый этап выполняется научно-исследовательским институтом планирования и нормативов при Госплане СССР (НИИПиНом). Выполнение этого этапа заканчивается в августе - сентябре второго года текущей пятилетки, и в октябре уточненные общие методические рекомендации рассылаются разработчикам, т.е. научно-исследовательским институтам машиностроительных министерств, ответственных за обеспечение народного хозяйства данным оборудованием и кабельными изделиями.

Второй этап выполняется научно-исследовательскими институтами указанных машиностроительных министерств и научно-исследовательскими институтами министерств и ведомств СССР, являющимися основными потребителями данного оборудования и кабельных изделий.

Подготовленные с участием научно-исследовательских институтов министерств и ведомств СССР - основных потребителей данного оборудования и кабельных изделий отраслевые методические рекомендации согласовываются с НИИПиНом при Госплане СССР, и на этом выполнение второго этапа заканчивается. Выполняется этот этап в течение последних двух месяцев (ноябрь, декабрь) второго года текущей пятилетки.

Исполнителями третьего этапа являются научно-исследовательские институты министерств и ведомств СССР - основных потребителей данного оборудования и кабельных изделий.

В августе третьего года текущей пятилетки разработка нормативной базы должна быть закончена и проекты норм вместе с пояснительными записками представляются министерствами и ведомствами СССР в соответствующие машиностроительные министерства, ответственные за обеспечение народного хозяйства данным оборудованием и кабельными изделиями.

Четвертый этап выполняется научно-исследовательскими институтами машиностроительных министерств, отвечающих за обеспечение народного хозяйства данным оборудованием и кабельными изделиями.

Свод норм и нормативов потребности в оборудовании и кабельных изделиях по основным потребителям, расчеты потребности и пояснительные записки представляются машиностроительными министерствами в октябре третьего года текущей пятилетки в Госплан СССР и НИИПиН при Госплане СССР.

Последний, пятый этап выполняется НИИПиНом при Госплане СССР. Нормы и показатели потребности в оборудовании и кабельных изделиях по мере завершения экспертизы в декабре третьего года текущей пятилетки представляются в Госплан СССР.

3.5.7. Процесс разработки, рассмотрения и согласования норм, нормативов и показателей, используемых для определения потребности в оборудовании и кабельных изделиях на плановую пятилетку по министерствам, ведомствам СССР и союзным республикам (табл. 1) состоит из следующих этапов:

1) уточнение общих методических указаний по разработке норм и нормативов использования оборудования и потребности в оборудовании и кабельных изделиях;

2) подготовка и согласование отраслевых методик по разработке норм и нормативов для определения потребности в конкретных видах оборудования и кабельных изделий по министерствам, ведомствам СССР и союзным республикам;

3) разработка проектов норм и нормативов для определения потребности в оборудовании и кабельных изделиях по министерствам, ведомствам СССР и союзным республикам;

4) экспертиза разработанных норм и нормативов и согласование их с Госпланом СССР, Госснабом СССР и министерствами и ведомствами, распределяющими оборудование.

Первый этап выполняется НИИПиНом при Госплане СССР.

Выполнение этого этапа должно заканчиваться в III квартале третьего года текущей пятилетки, и в сентябре уточненные методические рекомендации рассылаются разработчикам, которыми являются научно-исследовательские и проектные институты министерств и ведомств СССР и союзных республик - потребителей оборудования и кабельных изделий.

Второй этап выполняется научно-исследовательскими и проектными организациями министерств и ведомств СССР и союзных республик - потребителями оборудования и кабельных изделий.

Подготовленные отраслевые методики согласовываются с НИИПиНом при Госплане СССР, и на этом выполнение второго этапа заканчивается. Выполняется рассматриваемый этап в течение двух месяцев (октября и ноября) третьего года текущей пятилетки.

Исполнителями третьего этапа являются те же научно-исследовательские и проектные институты, которыми выполняется предыдущий этап.

В III квартале четвертого года текущей пятилетки разработка нормативной базы должна быть закончена. Проекты норм вместе с пояснительной запиской представляются министерствами, ведомствами СССР и Госпланами союзных республик в Госплан СССР или в Госснаб СССР, министерства, распределяющие соответствующее оборудование, НИИПиН при Госплане СССР, в головной научно-исследовательский институт, подведомственный Госснабу СССР, министерству, распределяющему данное оборудование. Кроме того, по видам оборудования, нормы и потребность в котором рассчитывались на 10-летний период, указанные материалы (проекты норм на плановую пятилетку и пояснительные записки) представляются в соответствующие научно-исследовательские институты машиностроительных министерств, ответственных за обеспечение народного хозяйства данным оборудованием и кабельными изделиями.

Четвертый этап - экспертиза норм и нормативов выполняется НИИПиНом при Госплане СССР или научно-исследовательскими институтами, подведомственными Госснабу СССР, министерствам и ведомствам, распределяющим соответствующее оборудование, в зависимости от того, кем распределяется то или иное оборудование. При этом научно-исследовательские институты машиностроительных министерств, которым направляются проекты норм и нормативов, должны в октябре четвертого года текущей пятилетки сообщить в указанные институты свои замечания.

Проекты норм и нормативов по мере завершения экспертизы в декабре четвертого года текущей пятилетки представляются в Госплан СССР или в Госснаб СССР, министерства, распределяющие оборудование.

3.5.8. Состав норм и нормативов, уточняемых по годам пятилетки, определяется табл. 1 (пункт 5.5). Уточнению подлежат все нормы и нормативы, кроме разработанных на плановую пятилетку норм и нормативов потребности в оборудовании и кабельных изделиях для комплектования объектов капитального строительства, поскольку они соответствуют средним значениям норм и нормативов для пятилетки. Вместо уточнения на очередной плановый год рассчитывается для каждого вида оборудования две нормы:

нормы потребности в оборудовании и кабельных изделиях для комплектования объектов капитального строительства, создаваемых в результате нового строительства и расширения действующих предприятий;

нормы потребности в оборудовании и кабельных изделиях для комплектования объектов капитального строительства, создаваемых в результате реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.

Процесс уточнения и согласования норм и нормативов потребности в оборудовании и кабельных изделиях для составления годовых планов состоит из следующих этапов:

1) уточнение норм и нормативов, установленных по годам пятилетки, и расчет норм и нормативов потребности в оборудовании и кабельных изделиях для комплектования объектов капитального строительства на очередной плановый год;

2) экспертиза уточненных норм и нормативов и рассчитанных на очередной плановый год норм и нормативов потребности в оборудовании и кабельных изделиях для комплектования объектов капитального строительства.

Первый этап выполняется теми же научно-исследовательскими и проектными институтами, которыми рассчитывались уточняемые нормы и нормативы на плановую пятилетку.

Нормы и нормативы потребности в оборудовании и кабельных изделиях для комплектования объектов капитального строительства рассчитываются на плановый год исходя из установленной на этот год структуры строящихся объектов и групповых норм, на основе которых исчислены нормы и нормативы на плановую пятилетку.

Уточненные нормы и нормативы и рассчитанные на плановый год нормы и нормативы потребности в оборудовании и кабельных изделиях для комплектования объектов капитального строительства представляются в марте предпланового года министерствами, ведомствами СССР и госпланами союзных республик в Госплан СССР или в Госснаб СССР, министерства, распределяющие оборудование, и НИИПиН или научно-исследовательские институты, подведомственные Госснабу СССР, министерствам, распределяющим оборудование. Выполняется рассматриваемый этап, как правило, в течение первого квартала года, предшествующего планируемому.

Второй этап выполняется НИИПиНом при Госплане СССР или научно-исследовательскими институтами, подведомственными Госснабу СССР или министерствам и ведомствам, распределяющим соответствующее оборудование, в зависимости от того, кем распределяется то или иное оборудование.

Представленные нормы и нормативы по мере завершения экспертизы в апреле года, предшествующего планируемому, представляются в Госплан СССР или в Госснаб СССР, министерства, распределяющие оборудование.

3.5.9. Для анализа выполнения норм и нормативов и планов распределения оборудования должны использоваться данные государственной статистической отчетности о наличии и движении оборудования и об остатках и расходе кабельных изделий (подлежит уточнению действующая отчетность и вводится дополнительная отчетность).

 

4. АВТОМАТИЗАЦИЯ СБОРА, НАКОПЛЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ

НОРМ И НОРМАТИВОВ

 

4.1. Автоматизация формирования норм и нормативов обеспечивается автоматизированной системой сбора, накопления и обновления норм и нормативов - АСН, являющейся составной частью АСПР, ОАСУ и АСУП.

4.2. АСН состоит из подсистем, перечень которых соответствует основным группам норм и нормативов, формируемых в Системе норм и нормативов (см. п. п. 1 - 8). Исходя из этого в АСН выделяются следующие подсистемы, которые будут дополняться по мере развития системы:

норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии - АСНм;

норм и нормативов для определения потребности и использования оборудования - АСНо;

норм и нормативов затрат труда и заработной платы - АСНт;

норм капитального строительства - АСНк;

норм производственных мощностей - АСНп;

финансовых норм и нормативов - АСНф;

социально-экономических норм и нормативов - АСНн;

норм охраны окружающей среды - АСНс.

4.3. В рамках АСН на всех уровнях планирования создаются фонды норм и нормативов с использованием ЭВМ, которые образуют специализированную базу данных. На основе накапливаемой в фондах информации выполняется анализ динамики и прогнозирования норм и нормативов, осуществляется контроль за их выполнением, а также проводится сопоставление фактических удельных расходов и проектных норм и нормативов с устанавливаемыми в планах нормами и нормативами.

4.4. Формы документов, в которых содержатся нормы и нормативы, должны удовлетворять требованиям ГОСТа 6.101-75 "Унифицированные системы документации, используемые в АСУ" (Общие положения, раздел 3.4). Кодирование данных в указанных формах документов осуществляется в соответствии с общесоюзными классификаторами продукции, предприятий, единиц измерения и другими общесоюзными классификаторами. При использовании отраслевых классификаторов должен быть предусмотрен автоматический переход к обозначениям общесоюзных классификаторов.

4.5. В рамках АСН разрабатывается необходимое математическое обеспечение для решения задач по формированию норм и нормативов на основе использования стандартных программ для ЭВМ и других средств общепрограммного обеспечения.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024