| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

30 ноября 1979 года

 

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

ЗАКОН

 

О ПРОКУРАТУРЕ СССР

 

(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР

от 03.12.1982 - Ведомости ВС СССР, 1982, N 49, ст. 935;

от 16.06.1987 - Ведомости ВС СССР, 1987, N 25, ст. 349;

от 07.01.1988 - Ведомости ВС СССР, 1988, N 2, ст. 21)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Высший надзор за исполнением законов

 

В соответствии с Конституцией СССР высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.

Осуществляя свои полномочия высшего надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные в части первой настоящей статьи государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе социалистической законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Требования прокуроров об устранении выявленных ими нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения.

 

Статья 2. Задачи прокуратуры

 

Деятельность прокуратуры СССР направлена на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств:

закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его политической и экономической систем;

социально - экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами;

прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

Всей своей деятельностью прокуратура способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития.

 

Статья 3. Основные направления деятельности прокуратуры

 

Прокуратура СССР в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:

надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности и другими нарушениями законов в сфере народного хозяйства;

борьба с нарушениями законов, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан;

борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;

разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями;

участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

 

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры

 

Органы прокуратуры:

составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;

действуют на основе социалистической законности, в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных республик и конституциями автономных республик и советскими законами;

осуществляют надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;

принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка.

Прокуроры союзных республик, автономных республик, другие нижестоящие прокуроры систематически информируют соответственно Президиумы Верховных Советов и Советы Министров союзных, автономных республик, местные Советы народных депутатов, а также трудовые коллективы о состоянии законности и правопорядка, выступают на сессиях Советов с сообщениями о состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению.

В соответствии с Конституцией СССР органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

 

Статья 5. Законодательство о прокуратуре

 

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией СССР, настоящим Законом и другими законодательными актами Союза ССР. Порядок осуществления прокурорами и следователями прокуратуры полномочий в судопроизводстве определяется законодательными актами Союза ССР и союзных республик.

 

Статья 6. Назначение, ответственность и подотчетность Генерального прокурора СССР

 

В соответствии с Конституцией СССР Генеральный прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР, ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Генеральный прокурор СССР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету СССР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета СССР.

 

Статья 7. Назначение нижестоящих прокуроров

 

Прокуроры союзных республик, автономных республик, краев, областей и автономных областей назначаются Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик и утверждаются Генеральным прокурором СССР. Сообщения о назначении прокуроров публикуются в печати.

 

Статья 8. Срок полномочий прокуроров

 

Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.

 

Статья 9. Право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР, прокуроров союзных и автономных республик

 

В соответствии с Конституцией СССР Генеральному прокурору СССР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

В соответствии с конституциями союзных республик и конституциями автономных республик прокурорам союзных и автономных республик принадлежит право законодательной инициативы соответственно в Верховных Советах союзных и Верховных Советах автономных республик.

Генеральный прокурор СССР, прокуроры союзных и автономных республик вправе вносить представления соответственно в Президиум Верховного Совета СССР, Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик по вопросам, требующим толкования законов.

 

Статья 9.1. Участие в заседаниях органов государственной власти и управления

 

Генеральный прокурор СССР в установленном порядке может участвовать в заседаниях Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, прокуроры союзных и автономных республик - соответственно в заседаниях Президиумов Верховных Советов и Советов Министров союзных и автономных республик.

Генеральный прокурор СССР вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов и ведомств, прокуроры союзных и автономных республик - соответственно в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов и ведомств союзных и автономных республик.

Прокуроры вправе принимать участие в заседаниях исполнительных комитетов соответствующих и нижестоящих местных Советов народных депутатов и других органов управления.

 

Статья 10. Рассмотрение в органах прокуратуры предложений, заявлений и жалоб

 

Прокуроры обязаны в установленном законом порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных организаций и принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан и организаций.

Прокуроры проводят личный прием граждан.

 

Статья 11. Разрешение органами прокуратуры вопросов, вытекающих из международных договоров СССР

 

Органы прокуратуры в пределах своей компетенции и в установленном порядке разрешают вопросы, вытекающие из международных договоров СССР.

 

II. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Статья 12. Система органов прокуратуры

 

Система органов прокуратуры состоит из Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных республик, автономных республик, краев, областей, прокуратур городов, действующих на правах прокуратур областей, прокуратур автономных областей, автономных округов, районных, городских прокуратур. В систему органов прокуратуры также входят военные прокуратуры, транспортные и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районным или городским прокуратурам. Генеральным прокурором СССР в городах, где имеются районные прокуратуры, могут быть образованы городские прокуратуры с подчинением им районных прокуратур.

Организация и порядок деятельности военной прокуратуры, действующей в Вооруженных Силах СССР, определяются настоящим Законом, другими законодательными актами Союза ССР и Положением о военной прокуратуре, утверждаемым Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР.

Транспортные прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и другие прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором СССР, организуются и действуют на правах прокуратур областей, районных или городских прокуратур.

 

Статья 13. Полномочия Генерального прокурора СССР по руководству органами прокуратуры

 

Генеральный прокурор СССР руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой.

Генеральный прокурор СССР на основе и во исполнение законов издает приказы и инструкции и дает указания, обязательные для всех органов прокуратуры.

Указания Генерального прокурора СССР по вопросам следственной работы являются обязательными для исполнения всеми следственными органами.

Генеральный прокурор СССР определяет порядок назначения на должности прокуроров и следователей прокуратуры и освобождения от этих должностей, за исключением тех работников, порядок назначения и освобождения которых установлен настоящим Законом.

Приказы, инструкции и указания Генерального прокурора СССР в случае несоответствия их закону могут быть отменены Президиумом Верховного Совета СССР.

 

Статья 14. Прокуратура Союза ССР

 

Прокуратура Союза ССР возглавляется Генеральным прокурором СССР.

Генеральный прокурор СССР имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР. Распределение обязанностей между заместителями производится Генеральным прокурором СССР.

В Прокуратуре Союза ССР образуется коллегия в составе Генерального прокурора СССР (председатель), его первого заместителя и заместителей по должности, а также других руководящих работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР.

В Прокуратуре Союза ССР имеются главные управления, управления и отделы. В составе Прокуратуры Союза ССР образуется Главная военная прокуратура. Начальниками и заместителями начальников главных управлений, управлений и отделов являются старшие помощники и помощники Генерального прокурора СССР, которые назначаются и освобождаются Генеральным прокурором СССР. Генеральный прокурор СССР имеет также помощников по особым поручениям. В главных управлениях, управлениях и отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры, а также могут быть главные специалисты - консультанты.

Положения о структурных подразделениях Прокуратуры Союза ССР утверждает Генеральный прокурор СССР.

Прокуратура Союза ССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и по согласованию с Центральным статистическим управлением СССР разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о преступности, раскрываемости и расследовании преступлений.

 

Статья 15. Прокуратуры союзных республик

 

Прокуратуры союзных республик возглавляются прокурорами союзных республик.

Прокуроры союзных республик имеют первых заместителей и заместителей, которые назначаются и освобождаются Генеральным прокурором СССР по представлению прокуроров союзных республик.

В прокуратурах союзных республик образуются коллегии в составе прокурора союзной республики (председатель) и других руководящих работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором СССР по представлению прокурора союзной республики.

В прокуратурах союзных республик имеются управления и отделы. Начальниками и заместителями начальников управлений и отделов являются старшие помощники и помощники прокуроров союзных республик. Прокуроры союзных республик могут иметь также помощников по особым поручениям.

В управлениях и отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры, а также могут быть главные специалисты - консультанты.

 

Статья 16. Прокуратуры автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, автономных округов, районные и городские прокуратуры

 

Прокуратуры автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, автономных округов, районные и городские прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами.

Прокуроры автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей имеют первых заместителей и заместителей.

В прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), и других руководящих работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается прокурором союзной республики по представлению соответствующего прокурора.

В прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей образуются управления и отделы. Начальниками и заместителями начальников управлений и отделов являются старшие помощники и помощники прокуроров, возглавляющих эти прокуратуры. В управлениях и отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, а также могут быть главные специалисты - консультанты.

Управления и отделы могут быть образованы и в городских прокуратурах.

Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры могут иметь заместителей, старших помощников и помощников.

 

Статья 17. Военная прокуратура

 

Главная военная прокуратура возглавляется Главным военным прокурором, который назначается Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР. Заместители Главного военного прокурора, военные прокуроры видов Вооруженных Сил СССР, военных округов, округов противовоздушной обороны, групп войск и флотов назначаются Генеральным прокурором СССР по представлению Главного военного прокурора.

Военные прокуроры армий, флотилий, соединений, гарнизонов и приравненные к ним военные прокуроры назначаются Главным военным прокурором и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия, состав которой утверждается Генеральным прокурором СССР по представлению Главного военного прокурора.

 

Статья 18. Следователи прокуратуры

 

Следователи прокуратуры производят предварительное следствие по делам, отнесенным законом к их компетенции, а также по другим делам, переданным им прокурором.

При Генеральном прокуроре СССР, прокурорах союзных республик, Главном военном прокуроре состоят старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам; в Прокуратуре Союза ССР и прокуратурах союзных республик могут быть также старшие следователи; в прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей имеются следователи по особо важным делам и старшие следователи; в прокуратурах автономных округов, районных и городских прокуратурах - старшие следователи и следователи.

В военных прокуратурах, транспортных и других прокуратурах, приравненных к прокуратурам областей, районным и городским прокуратурам, имеются соответственно следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи.

Старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР назначаются и освобождаются Генеральным прокурором СССР.

 

Статья 19. Порядок деятельности коллегий органов прокуратуры

 

Коллегия Прокуратуры Союза ССР на своих заседаниях рассматривает состояние работы по основным направлениям деятельности прокуратуры, обсуждает вопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты важнейших приказов и инструкций, заслушивает отчеты Главного военного прокурора, начальников главных управлений, управлений и отделов Прокуратуры Союза ССР, прокуроров союзных республик и других работников органов прокуратуры.

Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Генерального прокурора СССР. В случае разногласия между Генеральным прокурором СССР и коллегией Генеральный прокурор СССР проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Президиуму Верховного Совета СССР. Члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Президиум Верховного Совета СССР.

В прокуратурах союзных республик, автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей коллегии на своих заседаниях рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры, выполнения приказов Генерального прокурора СССР по осуществлению надзора за исполнением законов, заслушивают отчеты начальников управлений и отделов, нижестоящих прокуроров и других работников прокуратуры, обсуждают вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты приказов и инструкций.

Решения коллегии проводятся в жизнь приказами соответствующего прокурора. В случае разногласия между прокурором союзной республики и коллегией прокурор союзной республики проводит в жизнь свое решение, докладывая Генеральному прокурору СССР о возникшем разногласии. Члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение Генеральному прокурору СССР. В случае разногласия между прокурором автономной республики, края, области, города, автономной области и коллегией прокурор проводит в жизнь свое решение, докладывая прокурору союзной республики о возникшем разногласии. Члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение прокурору союзной республики.

На заседаниях коллегий могут быть также заслушаны сообщения и объяснения руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств, других органов государственного управления, надзора и контроля, предприятий, учреждений и организаций о состоянии законности в подконтрольных и подведомственных им организациях.

 

Статья 20. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей

 

Прокурорами и следователями прокуратуры назначаются граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми политическими, деловыми и моральными качествами.

Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение года.

Назначение на должности прокуроров и следователей прокуратуры лиц, не имеющих законченного высшего юридического образования, сокращение срока стажировки или освобождение от стажировки могут иметь место лишь в отдельных случаях и производятся в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором СССР.

На должности прокуроров союзных республик, автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, автономных округов, а также районных, городских, военных, транспортных и других прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет.

Прокуроры и следователи прокуратуры подлежат аттестации. Порядок аттестации определяется Генеральным прокурором СССР. Совместительство службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях не допускается, за исключением научной или педагогической деятельности.

 

Статья 21. Классные чины работников органов прокуратуры

 

Работникам органов прокуратуры, включая сотрудников научных учреждений и учебных заведений прокуратуры, присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.

Классный чин действительного государственного советника юстиции, а также классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов присваиваются Указом Президиума Верховного Совета СССР. Другие классные чины присваиваются приказом Генерального прокурора СССР.

Положение о классных чинах работников органов прокуратуры утверждается Президиумом Верховного Совета СССР.

Лицам, которым присвоены классные чины, устанавливаются доплаты к должностному окладу с учетом классного чина. Размеры указанных доплат определяются Советом Министров СССР. Порядок и размеры пенсионного обеспечения работников органов прокуратуры, которым присвоены классные чины, и их семей устанавливаются Советом Министров СССР.

 

III. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 

Глава 1

 

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ,

ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ (ОБЩИЙ НАДЗОР)

 

Статья 22. Задачи общего надзора

 

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов министерствами, государственными:

комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами и гражданами с тем, чтобы:

акты, издаваемые указанными органами и организациями, соответствовали Конституции СССР, конституциям союзных республик и конституциям автономных республик, законодательным актам СССР, союзных и автономных республик, а также постановлениям Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик;

точно и единообразно исполнялись законы должностными лицами и гражданами.

 

Статья 23. Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора

 

Осуществляя общий надзор, прокурор в пределах своей компетенции:

1) истребует для проверки соответствия закону приказы, инструкции, распоряжения и иные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями и должностными лицами; получает в установленном порядке от министерств, государственных комитетов, предприятий, учреждений и организаций информацию о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению;

2) требует от руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов, других учреждений, организаций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, а также от должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов, проведения ведомственных и вневедомственных экспертиз, проверок поступивших в прокуратуру материалов, информаций, обращений и обязывает сообщить о результатах проверок;

3) проверяет исполнение законов перечисленными в пункте 1 настоящей статьи органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

4) проверяет законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения;

5) вызывает должностных лиц и граждан и требует от них устных или письменных объяснений по поводу нарушений закона;

6) опротестовывает противоречащие закону акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, органами государственного арбитража, народного контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, а также незаконные акты и действия должностных лиц; дает предписание об устранении явных нарушений закона;

7) привлекает правонарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передает в предусмотренных законом случаях материал о них общественным организациям для решения вопроса о применении мер общественного воздействия, предостерегает о недопустимости нарушения закона;

8) принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона; направляет в интересах государственных, кооперативных и других общественных организаций исковые заявления в суд и государственный арбитраж;

9) вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий.

 

Статья 24. Протест прокурора в порядке общего надзора

 

Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган. В таком же порядке приносится протест на незаконный акт или действие должностного лица.

В протесте прокурор вправе потребовать отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а также прекращения незаконного действия должностного лица, восстановления нарушенного права.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Принесение прокурором протеста на противоречащий закону акт приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста.

Если протест рассматривается коллегиальным органом, последний сообщает о дне заседания прокурору, который вправе лично поддержать протест.

 

Статья 24.1. Предписание прокурора об устранении нарушений закона

 

Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.

Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона имеет явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина, если не будет незамедлительно устранено.

В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем сообщается прокурору.

При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора является окончательным.

 

Статья 25. Представление прокурора в порядке общего надзора

 

Представление об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий вносится прокурором в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу, полномочному устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин нарушений, способствующих им условий и о результатах сообщено прокурору.

Если представление рассматривается коллегиальным органом, последний сообщает о дне заседания прокурору, который вправе лично участвовать в рассмотрении представления.

 

Статья 25.1. Предостережение прокурора о недопустимости нарушений закона

 

Предостережение о недопустимости нарушения закона письменно объявляется прокурором должностным лицам и гражданам в целях предупреждения правонарушении при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору.

О предостережении прокурор вправе сообщить администрации или общественным организациям по месту работы, учебы или жительства лица, которому вынесено предостережение.

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

 

Статья 26. Постановление прокурора

 

Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, возбуждении дисциплинарного производства или о возбуждении производства об административном правонарушении.

Мотивированное постановление выносится прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения сообщается прокурору.

 

Статья 27. Обязательность исполнения требований прокурора

 

Требования прокурора об устранении выявленных им нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, о представлении актов и других необходимых документов, материалов и сведений, о проведении проверок, ревизий, выделении специалистов, о явке в прокуратуру и даче объяснений по поводу нарушений закона обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы. Проверка, ревизия или ведомственная и вневедомственная экспертиза должна быть проведена не позднее чем в месячный срок с извещением прокурора о результатах.

Должностные лица и граждане за неисполнение требований прокурора несут ответственность в установленном законом порядке.

Превышение прокурором своих служебных полномочий или злоупотребление ими влечет ответственность в соответствии с законом.

 

Глава 2

 

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

 

Статья 28. Задачи надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

 

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия с тем, чтобы:

ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;

задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;

никто не подвергся незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;

никто не подвергся аресту без судебного решения или санкции прокурора;

соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан;

при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

 

Статья 29. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

 

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово - телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом;

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном уголовно - процессуальным законодательством, являются для этих органов обязательными.

 

Статья 30. Санкция на арест

 

Право давать санкцию на арест принадлежит: Генеральному прокурору СССР, Главному военному прокурору, прокурорам союзных республик, автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и городским прокурорам, а также военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров, и заместителям прокуроров, действующих на правах прокуроров областей.

Прокурор дает санкцию на арест подозреваемого или обвиняемого при наличии оснований, предусмотренных законом. При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.

 

Глава 3

 

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ

ДЕЛ В СУДАХ

 

Статья 31. Задачи надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах

 

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах с тем, чтобы:

выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях;

выносились по каждому делу законные и обоснованные решение, приговор, определение или постановление;

решение, приговор, определение и постановление своевременно, в соответствии с требованиями закона обращались к исполнению.

Прокуроры способствуют осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.

 

Статья 32. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах

 

Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, прокурор в пределах своей компетенции:

1) участвует в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел; предъявляет иски и подает заявления в суд, дает заключения по существу дела в целом по гражданским делам; поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, а при наличии оснований отказывается от обвинения; совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом;

2) опротестовывает незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления суда, постановления судей;

3) проверяет законность обращения к исполнению решений, приговоров, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя;

4) принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским делам и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Статья 33. Опротестование решений, приговоров, определений и постановлений судов в кассационном порядке

 

Право принесения кассационных и частных протестов на незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления принадлежит прокурору и заместителю прокурора в пределах их компетенции, независимо от их участия в разбирательстве дела в суде первой инстанции. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали.

 

Статья 34. Истребование из суда дел для проверки в порядке надзора

 

Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда является незаконным и необоснованным, прокурор приносит протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращается с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста. При отсутствии оснований для принесения протеста прокурор сообщает о своем решении и его мотивах лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, по ходатайству которых проверялось дело.

 

Статья 35. Опротестование решений, приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора

 

Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит:

Генеральному прокурору СССР - на решение, приговор, определение и постановление любого суда Союза ССР и союзных республик;

заместителям Генерального прокурора СССР - на решение, приговор, определение и постановление любого суда, за исключением решений, приговоров и определений судебных коллегий Верховного Суда СССР и постановлений пленумов Верховных Судов союзных республик либо президиумов этих судов, когда президиум является высшей судебной надзорной инстанцией;

прокурору союзной республики и его заместителям - на решение, приговор, определение и постановление любого суда союзной республики, за исключением постановлений Пленума (Президиума) Верховного Суда союзной республики;

прокурору автономной республики, края, области, города, прокурору автономной области, автономного округа - на решение, приговор, определение и постановление районного (городского) народного суда и определение судебной коллегии соответственно Верховного Суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области, суда автономного округа, рассматривавших дела в кассационном порядке;

Главному военному прокурору - на решение, приговор, определение и постановление любого военного трибунала, постановления судей этих трибуналов;

заместителям Главного военного прокурора, военному прокурору вида Вооруженных Сил СССР, военного округа, округа противовоздушной обороны, группы войск, флота - на решение, приговор, определение и постановление военного трибунала армии, флотилии, соединения и гарнизона.

Право принесения протеста по судебному делу в Пленум Верховного Суда СССР принадлежит Генеральному прокурору СССР.

Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен районным, городским, вышестоящим прокурорами и их заместителями.

 

Статья 36. Отзыв протеста

 

Протест на решение, приговор, определение и постановление суда может быть отозван прокурором, принесшим протест, или вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом.

 

Статья 37. Приостановление исполнения решений, приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора

 

Генеральный прокурор СССР, Главный военный прокурор, прокурор союзной республики и их заместители вправе приостановить исполнение опротестованного приговора, определения и постановления суда по уголовному делу до разрешения дела в порядке судебного надзора.

При наличии данных, свидетельствующих о явном нарушении закона, названные прокуроры вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение приговора, определения и постановления суда до их опротестования на срок не свыше трех месяцев.

Прокуроры и их заместители, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора по гражданскому делу, истребовав дело, могут приостановить исполнение соответствующего решения, определения и постановления суда до окончания производства в порядке надзора.

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 07.01.1988)

Принесение протеста по делу об административном правонарушении и по делу, рассмотренному судом в соответствии с Законом СССР "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан", приостанавливает исполнение соответствующего постановления, решения и определения до рассмотрения протеста.

(абзац введен Указом Президиума ВС СССР от 07.01.1988)

 

Статья 38. Участие прокурора в заседаниях пленумов и президиумов судов

 

Участие Генерального прокурора СССР в заседании Пленума Верховного Суда СССР, прокурора союзной республики в заседании Пленума (Президиума) Верховного Суда союзной республики, а прокурора автономной республики, края, области, города, автономной области, автономного округа - в заседании президиума соответствующего суда обязательно.

 

Статья 39. Представление прокурора о даче судам руководящих разъяснений

 

Генеральный прокурор СССР вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда СССР, а прокурор союзной республики - Пленума Верховного Суда союзной республики представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении гражданских дел, дел об административных правонарушениях и уголовных дел.

 

Статья 40. Представление Генерального прокурора СССР о несоответствии закону постановления Пленума Верховного Суда СССР

 

Генеральный прокурор СССР обязан внести представление в Президиум Верховного Совета СССР, если усматривает, что постановление Пленума Верховного Суда СССР не соответствует закону.

 

Статья 41. Представление прокурора о несоответствии закону руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда союзной республики

 

Прокурор союзной республики обязан внести представление Генеральному прокурору СССР, если усматривает, что руководящее разъяснение Пленума Верховного Суда союзной республики судам по вопросам применения законов при рассмотрении судебных дел не соответствует законодательству Союза ССР. Если прокурор союзной республики усматривает несоответствие руководящего разъяснения законодательству союзной республики, он обязан внести представление в Президиум Верховного Совета союзной республики.

 

Глава 4

 

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ

ЗАДЕРЖАННЫХ, В МЕСТАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ,

ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ХАРАКТЕРА, НАЗНАЧАЕМЫХ СУДОМ

 

Статья 42. Задачи надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом

 

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, в местах лишения свободы, при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, с тем, чтобы:

содержание задержанных, содержание в местах предварительного заключения, в местах лишения свободы, в учреждениях для принудительного лечения и воспитания производилось не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом;

соблюдалось законодательство о порядке и условиях содержания задержанных и заключенных под стражу, отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных, содержания лиц, к которым в соответствии с законом применены меры принудительного лечения и воспитания;

обеспечивалось соблюдение установленных законом прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных, а также лиц, к которым применены меры принудительного лечения и воспитания.

 

Статья 43. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом

 

Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, в местах лишения свободы, при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции:

1) в целях проверки соблюдения законов посещает систематически и в любое время места содержания задержанных, места предварительного заключения, места лишения свободы, учреждения для принудительного лечения и воспитания;

2) знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, предварительному заключению, а также отбывают наказание в виде лишения свободы и иных мер наказания или подвергнуты мерам принудительного лечения и воспитания;

3) немедленно освобождает лицо, которое незаконно содержится в местах лишения свободы или в нарушение закона подвергнуто задержанию, предварительному заключению, принудительному лечению или воспитанию;

4) производит опрос задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых принудительному лечению и воспитанию;

5) проверяет соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации указанных в настоящей статье учреждений законам, регулирующим порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях и исполнения наказаний; приостанавливает исполнение таких актов и опротестовывает их в случае противоречия закону.

 

Статья 44. Исполнение постановлений и предложений прокурора

 

Постановления и предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, к которым применяются меры принудительного лечения или воспитания, подлежат обязательному исполнению администрацией мест содержания задержанных, мест предварительного заключения, мест лишения свободы, учреждений, осуществляющих принудительное лечение и воспитание, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

 

Статья 45. Обязанности прокурора по обеспечению права на обращение с жалобами и заявлениями

 

Прокурор следит за исполнением требований закона о праве задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых принудительному лечению и воспитанию, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявления по принадлежности в установленном законом порядке. Поступившую жалобу или заявление прокурор обязан рассмотреть в установленный законом срок, принять необходимые меры и сообщить о своем решении заявителю.

 

IV.  ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

 

Статья 46. Научные и другие учреждения и организации при Прокуратуре Союза ССР

 

При Прокуратуре Союза ССР состоят Всесоюзный научно - исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка и институты повышения квалификации прокурорско - следственных кадров, научно - методический совет для рассмотрения научных и иных предложений по улучшению организации и деятельности органов прокуратуры, а также имеется полиграфическое предприятие, годовые и перспективные планы выпуска которым печатной продукции утверждаются Генеральным прокурором СССР.

Прокуратура Союза ССР издает журнал "Социалистическая законность".

 

Статья 47. Поощрения и ответственность работников органов прокуратуры

 

Порядок поощрения, а также привлечения к дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей прокуратуры устанавливается Положением, утверждаемым Президиумом Верховного Совета СССР.

За продолжительную и безупречную службу работники органов прокуратуры могут быть награждены Генеральным прокурором СССР нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры" установленного образца с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора СССР. Порядок представления к награждению нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры" определяется Генеральным прокурором СССР.

Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении прокуроров и следователей прокуратуры являются исключительной компетенцией прокуратуры и производятся не иначе как с согласия органа, назначившего этих лиц на должность.

 

Статья 48. Порядок утверждения структуры и штатов органов прокуратуры

 

Структура Прокуратуры Союза ССР утверждается Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР.

Структура и штаты нижестоящих органов прокуратуры устанавливаются Генеральным прокурором СССР в пределах утвержденной численности работников и фонда заработной платы.

 

Статья 49. Печать органов прокуратуры

 

Органы прокуратуры имеют печать с изображением Государственного герба Союза Советских Социалистических Республик и своим наименованием.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2017